Deas Design Ecology», основанной на внедрении новых разработок, с первых месяцев сопровождается детальным мониторингом эффективности образовательного процесса. При этом исследование не просто основано на сравнении показателей экспериментальной и контрольной групп на разных этапах: в случае вы-
явления в процессе работы объективных трудностей, влияющих на эффективность (как с «Аното» ручкой, например), необходимые корректировки проводятся прямо по ходу эксперимента, что значительно повышает роль студентов в научном исследовании.
Литература
1. Lee B., Klemmer S. R., Srivastava S., Brafman R. Adaptive Interfaces Supporting Design by Example [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
2. Maldonado H., Lee B., Klemmer S. R., Pea R. D. Patterns of Collaboration in Design Courses: Team dynamics affect technology appropriation, artifact creation, and course performance [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
3. Lee B., Klemmer S. R., Brafman R. Adaptive Interfaces for Declarative Presentation of Heterogeneous Content [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
4. Lee B., Maldonado H., Klemmer S. R., Kim I., Hilfinger-Pardo P.. Longitudinal Studies of Augmented Notebook Usage Informing the Design of Sharing Mechanisms [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
5. Ju W., Lee B., Klemmer S. R. Range: Exploring Implicit Interaction through Electronic Whiteboard Design [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
6. Lee B. From Cognitive Artifacts to Social Artifacts: The iDeas Design Ecology. [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
7. Maldonado H., Lee B., Klemmer S. R. Technology for Design Education: A Case Study. [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
8. Lee B., Klemmer S. R. Notebooks that Share and Walls that Remember: Electronic Capture of Design Education Artifacts. [Электронный ресурс] // http://hci.stanford.edu/research/ideas/.
РОЛЬ БИБЛИОТЕК ДЛЯ СЛЕПЫХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
М.П. Коновалова, директор ГУК, к.п.н., Заслуженный работник культуры Калужской области, Заслуженный работник ВОС E-mail:[email protected] «Областная специальная библиотека для слепых им. Н. Островского»
The operational experience with the people having physical restrictions, on the basis of the Kaluga region is generalized. The structural model of library of communication type and own sight at realization of the National program of support and development of reading are presented.
«Книга - одно из самых великих созданий человеческой культуры. И потому самое главное в культуре любой страны - как бы это ни казалось для кого-то странным - библиотеки. Даже если погибнут университеты, культура может восстановиться, если есть хорошо организованные библиотеки».
Д. С. Лихачев
Библиотека для слепых и «информационное общество»
В Национальной программе поддержки и развития чтения массовое снижение интереса населения России к чтению характери-
зуется «...как системный кризис читательской культуры, приведший страну к критическому пределу пренебрежения чтени-ем»[6]. Как с горечью отмечает председатель Российского комитета Программы
ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмин: «И в отличие от всего мира у нас теперь слишком много совсем не читающих людей с высшим образованием» [5].
Это негативное явление входит в противоречие с направлением развития современной цивилизации, сосуществуя одновременно с глобализацией мира, гуманитарной и технической революцией, а также с комплексной информатизацией, профессиональной и обыденной деятельностью человека, определяющей «информационное общество», концепция которого сформировалась в мире в конце 60-х - начале 70-х годов XX столетия [1]. При этом судьба каждого человека зависит от способности к непрерывному образованию, переквалификации, а также умения своевременно находить, адекватно воспринимать, анализировать и эффективно использовать новую информацию.
Россия в процессе глобализации также интегрируется в единое мировое информационное общество (пространство) за счет использования современных компьютеров, Интернета и других информационных и коммуникационных технологий. Все эти технологии рассчитаны на визуальное восприятие информации в основном с электронных устройств, главным образом с мониторов. Для инвалидов же по зрению доступ ограничен не только к ним, но и к обычным плоскопечатным книгам, театру, музеям, кино и даже общедоступному телевидению.
Для преодоления этого барьера необходимо решать следующие основные задачи:
1. Создание принципиально новых и адаптация существующих передовых, как компьютерных, так и других технологий и техники, в идеале обеспечивающих доступ инвалидам по зрению не только ко всему объему и всем типам информации, но и устраняющих барьеры для общения (в том числе через электронную почту).
2. Обучение инвалидов самостоятельному пользованию этими инновациями и оказание помощи в профориентации и обучении (в том числе и трудовым навыкам).
3. Формирование у них постоянной потребности в чтении, получении всех видов информации и образования.
4. Комплектование литературой всех видов издания, особенно книгами на электронных носителях.
К настоящему времени Калужской специальной библиотекой для слепых освоены относительно простые технологии: перевода информации в аудиоформу, шрифт Брайля и укрупненный шрифт. При этом Калужским НИИ телемеханических устройств по совместному договору с библиотекой для слепых создана, поставлена на серийное производство и реализуется на рынке (не только РФ, но и других стран мира) недорогая портативная машинка для печати шрифтом Брай-ля под торговой маркой «Мария». В 2006 году она заняла 1-е место как лучший товар Калужской области. При участии нашей библиотеки этим же институтом создан и запатентован аппаратно-программный комплекс по преобразованию плоскопечатных текстов в рельефно-точечную форму шрифта Брайля, что позволяет создать оригинальный отечественный дисплей Брайля.
Но, в целом, создание и освоение современных информационных и коммуникационных технологий по экономическим и финансовым причинам не под силу региональным специальным библиотекам. Поэтому первая, чрезвычайно дорогостоящая задача должна решаться в масштабе всей страны и в масштабах международных Федераций инвалидов.
Решение второй и третьей задач под силу библиотекам. При этом наиболее важная, третья задача, по нашему мнению, должна решаться через социокультурную реабилитацию инвалидов, причем, в идеале, до уровня, полностью устраняющего барьеры в межличностном общении и восприятии различных видов информации, прежде всего, книжной.
Так, работами выдающегося российского ученого Н.П. Бехтеревой доказано, что активная напряженная мыслительная творческая деятельность способствует продлению жизни, а следовательно, косвенно, и решению самой острой для современной России проблемы - демографической. Она констатирует, что: «...мозг способен вернуться к творческой деятельности при достаточно сильной мотивации почти в любом возрасте», и именно «. книжки заставляют думать. Только хорошие, конечно, книжки». При просмотре же телевизора происходит
«работа мозга с наименьшим напряжением. Он не заставляет думать»[7].
Решение вопроса комплектования фондов, особенно для инвалидов и социально незащищенных людей, в полной мере зависит от отношения к библиотеке и библиотечному делу властных структур.
Из опыта работы библиотеки
Как показывает опыт, ситуация с чтением не безнадежна, и целенаправленными усилиями она может быть скорректирована, что подтверждают некоторые результаты работы библиотек Калужской области, в том числе и областной библиотеки для слепых.
Так, за последние десять лет фонд нашей библиотеки увеличился в два раза и составляет 130 тыс. единиц хранения, в три раза увеличен штат сотрудников, открыты филиалы и созданы новые отделы: автоматизации, издательский, тифлоинформацион-ный. Подписка для 3,5 тысяч читателей-инвалидов по зрению составляла в 1990 году 13 названий газет и журналов, а в 2007 году - 185. На протяжении последних 5 лет распоряжением губернатора Калужской области ежегодно на комплектование фонда централизованных библиотечных систем области (ЦБС) «говорящими» книгами дополнительно выделяется 500 тысяч рублей. Впервые за многие годы при его поддержке закуплено свыше 500 тифломагнитофонов. При каждой централизованной библиотечной системе (ЦБС) и детской библиотеке (ДБ), а их в регионе 25, открыты пункты их выдачи, и закреплены сотрудники библиотеки, ответственные за обслуживание не только слепых и слабовидящих людей, но и людей, имеющих другие физические ограничения.
За 2007 год показатель поступлений литературы всех видов изданий по нашей библиотеке составил на 1000 незрячих читателей 1500 экземпляров.
Более 30 названий газет и журналов выписываются для руководителей и специалистов социальных служб, студентов социальных факультетов Российского государственного социального университета (РГСУ) и Калужского государственного педагогического университета (КГПУ) им. К.Э. Циолковского. Все это является залогом продвижения чтения и информационной грамотности среди людей с ограниченными физическими возможностями, а также среди специалистов, руководителей социальных служб, студентов институтов социальных отношений.
Главную задачу в продвижении чтения председатель Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации И. Д. Кобзон видит в «максимальном приближении литературы к потенциальному читателю, сделать ее доступной, в первую очередь, для социально незащищенных, малообеспеченных жителей страны - многодетных и неполных семей, инвалидов, пенсионеров» [8].
Понимание этого потребовало от нас в течение десяти лет открытия пунктов выдачи литературы незрячим при ЦБС и ДБ. Спецбиблиотека организует и проводит профессиональную учебу, семинарские занятия и конференции. Опыт работы в этом направлении обобщен в учебно-методическом пособии [3]. Так, важным событием для библиотеки стало открытие при финансовой поддержке Правительства области 3 декабря 1996 года, в Международную декаду инвалидов, нашего филиала, предназначенного для обслуживания как инвалидов по зрению, так и других категорий читателей.
Приведенные здесь данные не позволяют специалистам нашей библиотеки и сотрудничающим с нами организациям согласиться с мнением А.Е. Шапошникова, изложенным в [12], в части целеесообразности привлечения спецбиблиотек к обслуживанию инвалидов других категорий, в которой сказано: «Что же касается читателей-инвалидов других категорий, то им гораздо удобнее получать книги из близлежащей публичной библиотеки, находящейся в пределах шаговой доступности. Заметим также, что каждая категория инвалидов имеет свои специфические особенности, знание которых выходит за рамки компетентности работников библиотек для слепых. Так, вряд ли среди них найдутся люди со знанием ми-мико-жестикулярной речи, которое необходимо для общения с читателями-глухими, или специалисты в области коррекционно-воспитательной работы с умственно-отсталыми школьниками (имбицилами, дебилами, даунами)».
Если такой специалист «вряд ли найдется» в спецбиблиотеках для слепых, где основной читатель-инвалид по зрению зачастую имеет еще два-три сопутствующих заболевания с глубокой патологией, то уж в публичных библиотеках, тем более, такие специалисты совсем отсутствуют, поэтому открываются новые отделы, вводятся в штат новые сотрудники: психолог, юрист, специалист по социальной работе.
Эту проблему мы пытаемся решить за счет сотрудничества со специалистами и руководителями организаций социальной сферы. Так, библиотека работает с 22 реабилитационными центрами, общественными организациями, домами для инвалидов и престарелых людей, специализированными детскими садами. Вместе с тремя тысячами незрячих и слабовидящих читателей библиотека обслуживает 127 руководителей и специалистов социальной сферы и 560 инвалидов других категорий.
Многолетний опыт работы коллектива библиотеки со специальными (коррекцион-ными) образовательными учреждениями с детьми позволил выделить особую группу читателей в библиотеке: «Дети - инвалиды и их родители». Сегодня в Калужской области 16 образовательных и 6 дошкольных специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями. В некоторых созданы пункты выдачи, в других - филиалы. В этом направлении и развивается филиал областной специальной библиотеки, созданный при Мещовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате Ш-1У вида. Чтобы ребенку-инвалиду, лишенному родительского тепла, родственных связей, душевного покоя, привить любовь к книге, недостаточно только рекомендовать красивую, интересную книгу, обеспечить беспрепятственный доступ ко всем информационным услугам. Главное на сегодняшнем этапе - создание комфортных условий для его чтения и досуга, ощущения добра, тепла, исходящих от сотрудников библиотеки. Сегодня филиал к услугам социально незащищенных детей и детей-инвалидов имеет бесплатный книжный фонд учебной литературы, более 30 названий детских и социально-педагогических журналов, тифлооборудование, комнату психологической разгрузки, видеофонд и медиатеку.
На протяжении последних пяти лет в регионе одной из серьезнейших проблем остается ретинопатия недоношенных (РН). Из пяти тысяч детей, родившихся в 2007 году, одна тысяча - недоношенные. Неуклонный рост частоты РН, ее тяжелых последствий (полной слепоты) подсказал нам идею совместной работы с КФ ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова (открытие пункта выдачи) с целью обслуживания населения региона, проходящего диагностику и оперативное лечение. Именно библиотека готовит библиографический
список литературы «Ретинопатия: причины и последствия» для родителей, у которых дети страдают этим недугом. Создание клуба родителей, встречи с врачами-офтальмологами, бесплатные консультации и лечение - все это способствует продвижению чтения среди населения Калужского региона.
Главным нашим профессиональным достижением является организация свободного доступа ко всем источникам и носителям информации, которыми располагает библиотека, не только слепым и слабовидящим людям, но и инвалидам других категорий. Этому служит и организация разного рода вечеров, конференций, встреч с писателями, композиторами, депутатами и представителями властных структур, проведение индивидуальных и групповых бесед, читательских конференций, диспутов, работа 15 реабилитационно-досуговых клубов, а также профессиональное сотрудничество с социальными факультетами вузов области и проведение учебно-методических занятий на базе библиотеки.
Более полному доступу к информации также способствует надомное и заочное обслуживание инвалидов. Сегодня библиотека на дому обслуживает более 200 семей и свыше 150 семей на заочном абонементе.
Анализ чтения инвалидов и социально незащищенных слоев населения, проведенный на базе нашей библиотеки, показал некоторые положительные сдвиги.
Так, в 2000 году из 1000 читателей от 25 до 45 лет 70% читали детективы, фантастику, приключения. Литературу нравственного, морального, духовного, религиозного, этического, эстетического содержания -3%, естественнонаучного - 3%, исторического - 8%, русскую классическую литературу - 6%, художественную зарубежную литературу - 10%.
В 2006 году из 1000 читателей этой же возрастной группы только 45% читали детективы, фантастику, приключения; 15% -литературу духовного, нравственного, морального, этического, эстетического, религиозного содержания; естественнонаучную литературу - 10%, историческую - 13%, русскую классическую литературу - 10%, художественную зарубежную литературу -7%.
Работу по продвижению чтения необходимо начинать, естественно, с детей и молодежи. Что же читает сегодня студенче-
ская молодежь? Какие книги, газеты, журналы лежат на их столах и живут в сердцах?
С этой целью библиотека для слепых провела анкетирование студентов социальных факультетов двух сотрудничающих с нами Калужских университетов. В исследовании участвовали студенты 1-х и 5-х курсов. В исследованиях 2002 года было установлено:
на 1-м курсе - из 100 человек 12 постоянно читали (ни один не знал о нашей библиотеке);
на 5-м курсе - из 100 человек 4 постоянно читали (2 человека слышали о том, что есть такая библиотека).
Из десяти выписываемых библиотекой специальных журналов по социальным проблемам использовались студентами журналы двух наименований и то, только для написания реферата. Будущие специалисты по социальной работе: социальные педагоги, социальные юристы, социальные психологи, призванные лечить душу и разум человека, -оставались практически вне информации. Оставляла желать лучшего картина чтения и преподавателей вузов.
Эти данные побудили нас организовать совместную работу со студентами и преподавателями. Более 10 лет библиотека является базой практики для студентов социальных факультетов. Регулярно проводятся Дни специалиста, Дни информации, конференции и практические занятия, подбирается материал для написания дипломных, курсовых работ, рефератов, самостоятельных работ. Следствием этого стало привлечение студентов в библиотеку. Читателями библиотеки стали 45% посетивших библиотеку студентов, проходивших практику и участвовавших в социокультурной реабилитации читателей.
По результатам работы в 2006 году было проведено повторное анкетирование:
1-й курс - из 100 человек постоянно читают 32 человека;
5-й курс - из 100 человек постоянно читают 52 человека.
Привлечение студентов социальных факультетов к чтению литературы и, в первую очередь, профессиональных журналов, способствовало развитию специальной библиотеки как постоянной базы практики для филиала РГСУ и КГПУ им. К. Э. Циолковского, превращению ее в информационный, культурный и досуговый центр. Только в течение 2007 года совместно с администрацией КГПУ им. К. Э. Циолковского и фи-
лиала РГСУ на базе библиотеки прошли научно-практические конференции по темам: «Общество и культура чтения», «Общество знаний: состояние, проблемы и перспективы развития», «Чтение как способ повышения уровня информации и культуры общения». Поддержке потребности в чтении людей с ограниченными возможностями, развитию их творческих способностей содействует работа издательского отдела нашей библиотеки, выпускающего произведения читателей-инвалидов, а также книги по краеведению и правового характера. За последние 5 лет было издано 25 книг, и все они получили дипломы I и II степени в номинации «Тифло-краеведение» на Всероссийских конкурсах.
Выполнением этой задачи занимается тифлоинформационный отдел: созданы автоматизированные рабочие места незрячего пользователя и незрячего специалиста библиотеки, обеспечен беспрепятственный и оперативный доступ к информационным ресурсам Интернета (библиотека, ее отделы и филиалы имеют доступ к этой сети, оснащены компьютерами с брайлевскими принтерами, программами JAWS, тифлолупами и сканерами).
Существенную помощь в продвижении чтения среди незрячих пользователей оказывает Служба правовой информации (СПИ), созданная на базе библиотеки и ее филиалов с использованием справочных правовых систем «КонсультантПлюс». Десять лет функционирует при библиотеке клуб «С Законом по жизни». Ежеквартально проводятся тематические вечера вопросов и ответов с участием сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека по Калужской области и профессиональных юристов. Это позволяет всем желающим знакомиться с законодательными документами федерального и регионального уровня, а сотрудникам библиотеки успешно решать ряд важнейших задач и проблем людей с ограниченными физическими возможностями, а именно:
- вести просвещенческую, информационную работу и повышать правовую культуру инвалидов всех категорий;
- оказывать консультативную помощь в поиске нормативно-правовых документов;
- вести справочно-информационное обслуживание инвалидов;
- предоставлять доступ к электронным правовым ресурсам.
Все это способствует продвижению чтения и информационной грамотности в
среде людей с ограниченными физическими возможностями, а также среди специалистов, руководителей социальных служб, студентов институтов социальных отношений.
О разработке планов поддержки и развития чтения в библиотеке
Изложенные выше опыт работы, результаты и мнения позволяют пока обобщенно сформулировать некоторые соображения по адаптации «Национальной программы поддержки и развития чтения» [1] и рекомендации по разработке и реализации аналогичных программ основному их участнику и исполнителю - библиотеке (на локальном уровне по терминологии источника
[9]).
Представляется целесообразным разработка в каждой библиотеке собственных первичных программ (перспективных планов) поддержки и развития чтения ( первичная программа П и РЧ), взяв за основу существующие сегодня в каждой библиотеке перспективные и годовые планы работы.
При этом в дополнение к общим рекомендациям [9] следует разработать конкретизированные методические указания применительно к условиям работы библиотек различных типов (детских, юношеских, школьных, научных и др.), в том числе библиотек для слепых.
По нашему мнению, на уровне библиотеки любого типа первичная программа поддержки и развития чтения, как минимум, должна состоять из четырех основных частей:
- плана комплектования фондов, учитывающего особенности и читательские интересы обслуживаемых категорий читателей соответствующего региона с развитием материально-технической базы;
- мероприятий по просвещению, обучению информационной грамотности и формированию постоянного устойчивого интереса и потребности в чтении (предпочтительно, высокохудожественной и сложной профессиональной литературы) у большинства населения данного региона и, как следствие, увеличению посещаемости соответствующей близлежащей библиотеки;
- мероприятий, помогающих людям, уже имеющим устойчивую потребность в чтении, обладающим информационной грамотностью, прививать и развивать навыки «информационной культуры» и адаптироваться в «информационном обществе»;
- формирования и поддержания организованного социокультурного пространства чтения (расширения внешних связей, привлечения партнеров и заинтересованных организаций) и других мероприятий.
Если первая часть зависит, в основном, от объемов финансирования, то наиболее важные вторая и третья части программы зависят от:
• профессионализма сотрудников библиотек, а главное, от осознания важности их собственной миссии в сохранении, развитии и передаче населению и, прежде всего, молодежи и детям достижений мировой и отечественной культуры, искусства и науки как побудительного морального мотива своей деятельности;
• привлечения к сотрудничеству интеллектуальной элиты, интеллигенции и администрации соответствующего региона.
Разработка таких первичных программ в каждой библиотеке, по нашему мнению, должна стать ответной реакцией сотрудников библиотек на принятие «Национальной программы поддержки и развития чтения», что, безусловно, поможет преодолеть возможные затруднения при разработке и реализации аналогичных региональных программ.
Чрезвычайная сложность задачи по возрождению прежнего интереса и постоянной потребности в чтении требует создания и отработки современных методов работы и обучения им сотрудников библиотек. Отправной точкой и основой для решения этой задачи, безусловно, должна стать методология системного подхода, блестяще адаптированная ранее к библиотечному делу Ю.Н. Столяровым [11].
Методологической основой, по нашему мнению, должно стать также и мнение Е.Ю. Гениевой о необходимости отхода от парадигмы «просвещенческой» («монологической») библиотеки (основной ценностью которой является книга) к парадигме и модели «коммуникационной» («плюралистической»), ориентированной на «межкультурную коммуникацию», где основными ценностями должны стать не книги (документы, разнообразные носители информации), а межличностное неформальное общение читателей и библиотекарей друг с другом, с документами, а также вовлечение в этот процесс представителей других сообществ. «Только поменяв парадигму, мы сможем существенно поменять и модель библиотеки как социального института, выстроить ее на
новых основаниях, соответствующих требованиям современной жизни» [2, с.27].
В рамках этой «коммуникационной» модели автором предполагается сложившиеся ограниченные отношения между библиотекарями и читателями существенно расширить за счет формирования навыков их взаимозаинтересованного неконфликтного (толерантного) общения, вовлечения в него различных слоев внешнего социума и, прежде всего, работников культуры, образования и социальной сферы, что уже на протяжении длительного времени практикуется в работе нашей спецбиблиотеки [3].
По нашим наблюдениям, межличностные отношения людей разного возраста, социального положения и уровня образования в стенах библиотек позволяют не только обмениваться знаниями, но и преодолевать индивидуализм и формировать потребность в чтении и самообразовании. Такой подход поддержан и на заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству от 30 мая 2007 года, в стенографическом отчете которого, в частности, отмечается: «. но самое главное - здесь должны работать современные специалисты, способные превратить библиотеки из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и до-суговые центры»[10].
Структурная модель библиотеки «просвещенческо-коммуникационного» типа
Пониманию сущности функционирования библиотек различных символических форм (типов) способствует их наглядное представление в виде структурной модели (графа). В [4] была предпринята попытка построения модели «коммуникационной» библиотеки с символическим отображением нашего понимания сути процесса ее последовательного преемственного преобразования из библиотеки «просвещенческой».
Однако следует отметить, что не существуют и, по-видимому, не будут существовать в чистом виде как «просвещенческие», так и «коммуникационные» формы (типы) библиотек. Это подтверждается тем, что в настоящее время большинство из них уже одновременно осуществляют обе эти основные функции, а ряд из них дополнительно, как и Калужская библиотека, проводят мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов, устранению материального неравенства в доступе к дорогостоящим электронным информационно-коммуникационным услугам, преодолению ксенофо-
бии, агитационно-пропагандистские и другие. Отсюда вытекает, что как структура современной библиотеки, так и ее символическое наименование должны отражать эту сложившуюся реальность.
По нашему мнению, наименование «просвещенческо-коммункационная» в целом суммарно правильно отражает как эти две основные, так и другие формы деятельности различных библиотек на современном этапе их развития, в том числе и спецбиблиотеки для слепых.
Структурный граф (модель) такой библиотеки как системы представлен на рисунке.
В основу предлагаемой «просвещен-ческо-коммуникационной» модели положен структурный граф библиотеки, как системы, заимствованный из источника [11, с.43], повернутый для удобства на 450 с сохранением без изменения всех условных обозначений: Д - документ (носители информации); А -абонент (постоянные читатели); Б - сотрудники библиотек и МТБ - материально-техническая база.
Рис. Структурная модель (граф) функционирования «просвещенческо-коммуникационной» библиотеки
При этом мы считаем, что в таком общем виде он отражает суть функционирования не только библиотек для слепых, но и библиотек, обслуживающих другие группы населения региона.
Под условным обозначением «НР» (население региона) мы подразумеваем здесь тех жителей региона (инвалидов различных категорий), которые до настоящего времени не являются постоянными читателями (абонентами) соответствующей территориальной библиотеки (спецбиблиотеки). Именно эта часть населения и составляет потенциальную базу для расширения количества ее абонентов.
При этом на рисунке, как и в источнике [11], двойные прямые стрелки обозначают жесткие (формализованные) связи внутри (внутренние связи) каждой конкретной биб-
лиотеки, являющейся единой (целостной) системой.
Под условным обозначением «СО» мы здесь подразумеваем организации (учреждения) культуры, образования, социальной, административной и других сфер, а также промышленные и сельскохозяйственные предприятия, сотрудничающие с соответствующей библиотекой на постоянной основе (например, перечисленные здесь выше).
Стрелками с двойным зигзагом обозначены нежесткие (временные, неформализованные) внешние (по отношению к единой системе «библиотека») связи элементов системы А, Б и Д с остальным населением соответствующего региона «НР».
Стрелками же с одним зигзагом на рисунке обозначены также внешние, но уже полужесткие, связи библиотеки с внешними по отношению к ней элементами «СО», которые образуются при заключении между ними двухсторонних или многосторонних договоров о сотрудничестве и существуют (действуют) на определенный период времени, указанный в них.
Представляется целесообразным, чтобы эти договоры стали основой разрабатываемых библиотеками первичных программ П и РЧ, что и начинает реализовываться в нашей библиотеке.
Дополнительным введением в широко-
Литература
известную структурную модель библиотеки Ю.Н. Столярова ее внешних связей мы пытаемся подчеркнуть, с одной стороны, необходимость привлечения к реализации первичных программ различных организаций, а с другой стороны - увеличение количества населения региона, обслуживаемого библиотекой, как на постоянной, так и на временной основе.
Отработка конкретных методических рекомендаций, форм и методов работы «просвещенческо-коммуникационных» библиотек, а также установления соответствующего обсуждаемой Национальной программе поддержки и развития чтения критерия эффективности их функционирования как целостных систем - ближайшая задача библиотечного сообщества, для решения которой необходим объективный анализ опыта библиотек России и мира. Надеемся, этому поможет и накопленный нашей библиотекой опыт, который частично изложен в настоящей статье.
Наша библиотека всегда готова помочь каждому, кто нуждается в информации, в межличностном общении, организации досуга, в становлении себя как личности, невзирая на национальную принадлежность, социальный статус или же категорию инвалидности.
1. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы //Открытое образование. - 2007. - № 5. - С.58-69.
2. Гениева Е.Ю. Социосемиотическая модель библиотеки // Вестник МГУКИ. - 2006. - № 3. -С.26-32.
3. Коновалова М. Инвалид-общество-библиотека: Учебн.-метод. пособие. - М.: Либерея-Бибин-форм, 2006. - 136 с.
4. Коновалова М. Проблема чтения - новый вызов времени //Библиотека. - 2007. - № 10. - С.43-
48.
5. Кузьмин Е. Национальная программа поддержки развития чтения намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы: Предисловие к печатному изданию Программы // Библиотечная газета. - 2007. - № 1. - С.6-10.
6. Национальная программа поддержки и развития чтения //Библиотечная газета. - 2007. - № 1. -С.7-10; № 2. - С.4-7.
7. Нужен мозг, погруженный в работу //Новая газета. - 2006. - № 42 (1164). - С. 13-14.
8. Приветствие участникам Форума молодых библиотекарей России Председателя Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации, народного артиста СССР И.Д.Кобзона // Форум молодых библиотекарей России ( Москва 25-27 сентября 2006г.). - М., 2006.
9. Рекомендации по организации социокультурного пространства и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне. - М.: МЦБС, 2007. - 88с.
10. Сайт www.president.kremlin.ru
11. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М.: Книга,1981. - С.181.
12. Шапошников А.Е. Библиотеки для слепых в системе социокультурной реабилитации инвалидов // Библиотековедение. - 2006. - № 4. - С.27-32.