Научная статья на тему 'Специальные библиотеки как многофункциональные культурно-образовательные центры'

Специальные библиотеки как многофункциональные культурно-образовательные центры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1626
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ-ИНВАЛИДЫ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛЬ / SPECIAL LIBRARY / PEOPLE WITH DISABILITIES / INVA-USERS / DIRECTION OF DEVELOPMENT / CONCEPT / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Марина Фаритовна, Кулюпина Галина Алексеевна

Предпринята попытка не просто рассмотреть деятельность и роль специальных библиотек в обеспечении людей, имеющих различные формы ограничений в жизнедеятельности, свободным и равным доступом к информационным ресурсам и услугам, но и определить модель развития учреждений подобного типа. Обозначены аспекты миссии специальных библиотек, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа к библиотечно-информационным и культурологическим услугам. Разработана модель развития специальных библиотек и сформулированы основные цели, задачи и содержание векторов развития данных библиотек, которые позволят им стать региональным многофункциональным культурно-образовательным комплексом для людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Марина Фаритовна, Кулюпина Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL LIBRARIES AS MULTIPURPOSE CULTURAL AND EDUCATIONAL CENTRES

In modern society, the social value and role of special libraries that fulfill information, cultural, educational and rehabilitation functions is increasing. The library organizes, stores, and provides users with the Fund, including electronic materials, tactile-audio-visual plan, and other documents intended for the blind and visually impaired. In addition, it provides easy access to information for people with disabilities through the use of adaptive technology and heat engineering funds, provides support for vocational training, socio-cultural, recreational activities of persons with disabilities, promoting their rehabilitation and socialization through books and reading. The article makes an attempt not just to consider the activities and role of special libraries in providing people with various forms of disabilities with free and equal access to information resources and services, but also to determine the model of the development of institutions of this type. The above mentioned aspects of the mission of the special libraries are aimed at providing easy access to library information and cultural services. A model for the development of special libraries has been developed, which is aimed at improving the conditions for creating an independent life of the disabled and the disabled population of the Russian Federation through unhindered access to information and library and socio-cultural resources and services. In addition, the main goals, objectives and content of the vectors of development of these libraries are formulated, which will allow them to become a regional multifunctional cultural and educational complex for people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Специальные библиотеки как многофункциональные культурно-образовательные центры»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2018. 3 (192)

УДК 026

00! 10.23951/1609-624Х-2018-3-70-73

СПЕЦИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

М. Ф. Хасанова, Г. А. Кулюпина

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород

Предпринята попытка не просто рассмотреть деятельность и роль специальных библиотек в обеспечении людей, имеющих различные формы ограничений в жизнедеятельности, свободным и равным доступом к информационным ресурсам и услугам, но и определить модель развития учреждений подобного типа.

Обозначены аспекты миссии специальных библиотек, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа к библиотечно-информационным и культурологическим услугам.

Разработана модель развития специальных библиотек и сформулированы основные цели, задачи и содержание векторов развития данных библиотек, которые позволят им стать региональным многофункциональным культурно-образовательным комплексом для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: специальная библиотека, люди с ограниченными возможностями здоровья, пользователи-инвалиды, вектор развития, концепция, модель.

В современном обществе возросла ценность и социальная роль специальной библиотеки, которая заключается в исполняемых ею функциях - информационной, культурной, образовательной, реабилитационной. Библиотека организует, хранит и предоставляет пользователям фонд, включающий материалы электронного, тактильно-аудиовизуального плана и иных видов документов, предназначенных для слепых и слабовидящих. Кроме того, она обеспечивает беспрепятственный доступ к информации людям с ограниченными возможностями здоровья на основе использования адаптивных технологий и тифлотехнических средств, обеспечивает поддержку профессионально-образовательной, социально-культурной, досуговой деятельности инвалидов, содействует их реабилитации и социализации через книгу и чтение [1, с. 10].

Проблемам библиотечных пользователей с ограниченными возможностями посвящены фундаментальные работы таких авторов, как М. В. Бирюч-ков [2] и Д. С. Жарков [3]. Вопросы организации работы специальных библиотек отражены в статьях В. А. Гайдая [4], Г. П. Диянской [5], Е. А. Козловой [6], М. П. Коноваловой [7], А. Е. Шапошникова [8] и других исследователей.

Исходя из трактовок вышеперечисленных авторов, можно сказать, что в настоящее время современная специальная библиотека определена как социальный институт взаимодействия инклюзии людей с ограниченными возможностями с обществом через беспрепятственный доступ к библиотечно-информационным и культурологическим услугам. Ее миссия продиктована происходящими в российском обществе изменениями по отношению к инвалидам: выплаты различных льгот, организация разнообразных реабилитационных мероприятий.

В рассматриваемой миссии можно выделить несколько аспектов:

- переход от традиционной модели инвалидности к социальной (такая модель определяет причину инвалидности не в самом недуге как таковом, а в бытующих в обществе физических и отношенческих барьерах, стереотипах и заблуждениях) [7, с. 54];

- создание инфраструктурных условий безбарьерной среды (стандарты и другие виды документов);

- применение комплексной системы реабилитации инвалидов с использованием различных средств культуры и искусства.

Для реализации целей, стоящих перед специальными библиотеками, авторами определены основные векторы развития, совокупность которых позволит обеспечить эффективное выполнение полномочий субъекта по формированию и реализации социокультурной политики на территории региона, а также обеспечит права людей, нуждающихся в особых условиях, на самореализацию, на свободный доступ к информационно-знаниевым аспектам и к общественно-политической жизни.

Анализ деятельности ГКУК «Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В. Я. Ерошенко» позволил выявить основные направления работы данного учреждения, которые заключаются в оказании помощи людям с ограничениями жизнедеятельности в поиске информации, имеющей большое значение для их развития и самореализации в современном обществе; в содействии их образованию и самообразованию; в продвижении идей гуманизма и толерантного отношения к пользователям-инвалидам.

Спецбиблиотека им. В. Я. Ерошенко стремится стать базой взаимодействия образовательных и

культурных учреждений, общественных объединений инвалидов, коррекционно-медицинских и социально-реабилитационных организаций области путем проведения всевозможных акций, фестивалей, презентаций, выставок и других тематических мероприятий. Библиотека старается учитывать все пожелания и предложения пользователей, касающиеся ее работы. Это происходит на основе анализа анкет, опросов и бесед, проводимых в учреждении. Кроме того, специальная библиотека проводит экспертно-диагностическую оценку муниципальных библиотек на предмет состояния библио-течно-информационного обслуживания людей с ОВЗ и выявления соответствия стандартам физической доступности [6, с. 25].

Исходя из этого, авторы разработали модель развития специальной библиотеки в виде разделения ее на определенные взаимодополняющие друг друга центры, каждый из которых выполняет свои задачи и функции. Рассмотрим их более подробно.

«Библиотека - центр по выпуску адаптированной литературы специальных форматов для лиц с дисфункцией зрения» - активное восполнение документов для инвалидов на основе репродуцирования и издания книг альтернативных форматов, выпуск звуковых и рельефно-точечных изданий, рельефно-графических пособий.

Цель данного центра - пополнение фондов библиотеки посредством выпуска изданий нетрадиционных форматов разноплановой тематической направленности для незрячих и слабовидящих пользователей с применением современных цифровых технологий на различных носителях информации.

Основными задачами представленного модуля являются перевод учебной литературы в нетрадиционные форматы для коррекционных учебных учреждений города и области и расширение круга выпускаемых информационных изданий тифло-краеведческого характера, выполненных с помощью ЗЭ-технологий [9, с. 31].

Содержание деятельности:

- совершенствование и расширение спектра издаваемых документов;

- получение от краевых издательств параллельно с печатными изданиями их электронных версий для последующего преобразования в специальные форматы, на условиях закупки или договора безвозмездной передачи;

- создание актуальных информационных продуктов.

«Библиотека - центр адаптивных компьютерных технологий» - интенсивное внедрение электронных технологий и ресурсов для инвалидов, организация специализированных компьютерных рабочих мест для обеспечения оперативного доступа пользователей к электронным ресурсам и Интернету.

Цель - внедрение в библиотечные процессы новых информационных технологий и программно-технических средств, позволяющих реализовать принципы равных возможностей инвалидов в использовании информационных ресурсов библиотеки и Всемирной сети для повышения личностного статуса, развития творческого потенциала и самосовершенствования.

Задача - обучение пользователей-инвалидов новым компьютерным технологиям и использованию тифлотехнических средств и тифлотехники.

Содержание деятельности:

- совершенствование программ обучения компьютерной грамотности для слепых и слабовидящих пользователей;

- продолжение практики целенаправленного обучения пользователей приемам и технологиям доступа к государственным электронным услугам (консультации, тренинги, очно-заочная школа);

- расширение сервисов, позволяющих обеспечить удаленный доступ к электронным информационным ресурсам библиотеки;

- предоставление доступа слепым и слабовидящим к самым современным источникам информации посредством использования инвалидом автоматизированного рабочего места, оборудованного тактильными брайлевскими дисплеями, рельефно-графическими принтерами, экранными лупами и синтезаторами речи [5, с. 19];

- внедрение современных носителей озвученной информации для незрячих на цифровых твердотельных накопителях типа флеш (флеш-карты), обеспечение возможностей их доступности для пользователей, проживающих за пределами областного центра;

- издание рельефно-графических пособий в технологии рельефообразующей печати.

«Библиотека - центр социальной коммуникации и продвижения чтения» - ориентация на потребности и ожидания пользователей-инвалидов, создание условий для интеллектуального и эстетического обогащения, самореализации и адаптации личности, свободного обмена мнениями и идеями, общественного диалога [10, с. 75].

Цель - создание благоприятной среды для обеспечения неотъемлемого права инвалидов по зрению и других пользователей, нуждающихся в документах на специальных форматах, на равный доступ к информации, получение новых знаний, формирование потребности в чтении, культурный рост и межличностное общение, содействие социальной реабилитации.

Задача - развитие собственных баз данных и возможностей удаленного доступа к ним.

Содержание деятельности:

- участие в корпоративной библиографической деятельности (проект «ОРАС»);

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)

- введение в активный оборот баз данных «Социальная адаптация инвалидов», «Тифлология», «Инвалид и общество», «Культура», «ЗОЖ».

«Библиотека - методический центр адаптивных технологий» - научно-методическое и ресурсное обеспечение развития сетевого взаимодействия библиотек региона по проблематике инвалидов и доступной среде.

Цель - развитие библиотечного обслуживания инвалидов области на уровне современных профессиональных стандартов, на основе кооперации и сетевого взаимодействия.

Задача центра - методическое и информационное обеспечение деятельности муниципальных библиотек по проблемам инвалидов.

Содержание деятельности:

- оказание поддержки проектной деятельности муниципальных библиотечных учреждений, направленной на качественное обслуживание читателей-инвалидов;

- разработка перспективных направлений деятельности библиотек в области методического

обеспечения библиотечного обслуживания инвалидов [8, с. 30];

- разработка учебно-методических комплексов и образовательных программ, ориентированных на различные категории слушателей, в системе повышения квалификации специалистов, обслуживающих инвалидов;

- создание системы мероприятий по актуализации профессиональных знаний работников библиотек и трансляции инновационного опыта по библиотечному обслуживанию инвалидов.

Таким образом, все вышеперечисленные концепции развития специальных библиотек обеспечат особым пользователям равный доступ к информации, станут для них своеобразным проводником в познании мира, получения развивающей и мотивирующей информации.

По мнению авторов, именно этот фундамент позволит специальной библиотеке стать региональным многофункциональным культурно-образовательным комплексом для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Российская библиотечная ассоциация. Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации. СПб.: Российская национальная библиотека, 2010. 24 с.

2. Бирючков М. В. Книга, несущая свет. М.: Логосвос, 2014. 279 с.

3. Жарков Д. С. Организация библиотечного обслуживания слепых. М.: Просвещение, 1978. 197 с.

4. Гайдай В. А. Консультационный центр по работе библиотек с инвалидами: эффективная форма методической поддержки // Библиотечное дело. 2012. № 14. С. 40-43.

5. Диянская Г. П. Равные права и равные возможности // Библиотека. 1997. № 2. С. 17-20.

6. Козлова Е. А. Специальная библиотека в контексте перемен: стратегия развития: к 50-летию Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В. Я. Ерошенко // Библиотечное дело. 2009. № 1. С. 24-27.

7. Коновалова М. П. Пути повышения роли библиотек для слепых в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения // Библиотековедение. 2010. № 2. С. 53-60.

8. Шапошников А. Г. Библиотеки для слепых в системе социокультурной реабилитации инвалидов // Библиотековедение. 2006. № 4. С. 27-32.

9. Елфимова Г. С. Цифровые технологии в книгоиздании и библиотечном обслуживании незрячих. М.: Рос. гос. библиотека для слепых, 2015. 56 с.

10. Щербакова И. Цель клуба - преодоление недугов и дискомфорта // Библиотека. 2015. № 4. С. 74-76.

Хасанова Марина Фаритовна, аспирант, Белгородский государственный институт искусств и культуры (ул. Королева, 7, Белгород, Россия, 308033). E-mail: marina.hasanova@yandex.ru

Кулюпина Галина Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, Белгородский государственный институт искусств и культуры (ул. Королева, 7, Белгород, Россия, 308033). E-mail: idb@bgiik.ru

Материал поступил в редакцию 21.11.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-70-73

SPECIAL LIBRARIES AS MULTIPURPOSE CULTURAL AND EDUCATIONAL CENTRES

M. F Khasanova, G. A. Kulyupina

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation

In modern society, the social value and role of special libraries that fulfill information, cultural, educational and rehabilitation functions is increasing. The library organizes, stores, and provides users with the Fund, including

electronic materials, tactile-audio-visual plan, and other documents intended for the blind and visually impaired. In addition, it provides easy access to information for people with disabilities through the use of adaptive technology and heat engineering funds, provides support for vocational training, socio-cultural, recreational activities of persons with disabilities, promoting their rehabilitation and socialization through books and reading.

The article makes an attempt not just to consider the activities and role of special libraries in providing people with various forms of disabilities with free and equal access to information resources and services, but also to determine the model of the development of institutions of this type. The above mentioned aspects of the mission of the special libraries are aimed at providing easy access to library information and cultural services.

A model for the development of special libraries has been developed, which is aimed at improving the conditions for creating an independent life of the disabled and the disabled population of the Russian Federation through unhindered access to information and library and socio-cultural resources and services. In addition, the main goals, objectives and content of the vectors of development of these libraries are formulated, which will allow them to become a regional multifunctional cultural and educational complex for people with disabilities.

Key words: special library, people with disabilities, inva-users, the direction of development, concept, model.

References

1. Rossiyskaya bibliotechnaya assotsiatsiya. Model'nyy standart deyatel'nosti spetsial'noy biblioteki dlya slepykh sub"yekta Rossiyskoy Federatsii [Russian Library Association. The model standard of the special library for the blind of the Russian Federation]. Saint-Petersburg, Rossiyskaya natsional'naya biblioteka Publ., 2010. 24 p. (in Russian).

2. Biryuchkov M. V. Kniga, nesushchaya svet [The book bearing light]. Moscow, Logosvos Publ., 2014. 279 p. (in Russian).

3. Zharkov D. S. Organizatsiya bibliotechnogo obsluzhivaniya slepykh [The organisation of library service of blind]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1978. 197 p. (in Russian).

4. Gayday V. A. Konsul'tatsionnyy tsentr po rabote bibliotek s invalidami: effektivnaya forma metodicheskoy podderzhki [Consulting center for the work of libraries with disabled people: effective form of methodical support]. Bibliotechnoye delo, 2012, no. 14, pp. 40-43 (in Russian).

5. Diyanskaya G. P. Ravnyye prava i ravnyye vozmozhnosti [Equal rights and equal opportunities]. Biblioteka, 1997, no. 2, pp. 17-20 (in Russian).

6. Kozlova E. A. Spetsial'naya biblioteka v kontekste peremen: strategiya razvitiya: k 50-letiyu Belgorodskoy gosudarstvennoy spetsial'noy biblioteki dlya slepykh im. V. Ya. Eroshenko [Special library in changes context: development strategy: to the 50th anniversary of the Belgorod State Special Library for the Blind named after V. Ya. Eroshenko]. Bibliotechnoye delo, 2009, no. 1, pp. 24-27 (in Russian).

7. Konovalova M. P. Puti povysheniya roli bibliotek dlya slepykh v realizatsii Natsional'noy programmy podderzhki i razvitiya chteniya [Ways to enhance the role of libraries for the blind in the implementation of the National program of support and reading development]. Bibliotekovedeniye - Library and Information Science, 2010, no. 2, pp. 53-60 (in Russian).

8. Shaposhnikov A. G. Biblioteki dlya slepykh v sisteme sotsiokul'turnoy reabilitatsii invalidov [Library for the blind in the system of social and cultural rehabilitation]. Bibliotekovedeniye - Library and Information Science, 2006, no. 4, pp. 27-32 (in Russian).

9. Elfimova G. S. Tsifrovyye tekhnologii vknigoizdaniiibibliotechnom obsluzhivaniinezryachikh [Digital technology in publishing and library service of the blind]. Moscow, Ros. gos. b-ka dlya slepykh Publ., 2015. 56 p. (in Russian).

10. Shcherbakova I. Tsel' kluba - preodoleniye nedugov i diskomforta [The purpose of the club is overcoming ailments and discomfort]. Biblioteka, 2015, no. 4, pp. 74-76 (in Russian).

Khasanova M. F., Belgorod State Institute of Arts and Culture (ul. Koroleva, 7, Belgorod, Russian Federation, 308033). E-mail: marina.hasanova@yandex.ru

Kulyupina G. A. Belgorod State Institute of Arts and Culture (ul. Koroleva, 7, Belgorod, Russian Federation, 308033). E-mail: idb@bgiik.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.