Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19)
УДК 027.6
DOI 10.17223/22220836/19/17
Ю.П. Санпитер
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
В статье анализируются сайты специальных библиотек РФ для слепых и слабовидящих, их достоинства и недостатки. Рассмотрены возможности и пути повышения доступности информации на сайтах специальных библиотек.
Ключевые слова: библиотечные сайты, доступность информации, специальные библиотеки, инвалиды по зрению.
В российском сегменте Интернета насчитывается немного сайтов, созданных с учетом потребностей инвалидов по зрению, поэтому, чтобы найти такие сайты, требуется провести специальное исследование. Каталог полезных ресурсов Всероссийского общества слепых насчитывает всего 17 ссылок [1], каталог Яндекса для незрячих и слабовидящих - 72 сайта [2]. Большинство сайтов в каталоге Яндекса принадлежит специальным библиотекам для слепых. Согласно данным информационного портала библиотек для слепых в России насчитывается 69 таких библиотек [3].
Деятельность специальных библиотек регламентируется различными законами, стандартами, руководствами, обеспечивающими равный доступ для всех.
Дистанционное библиотечное обслуживание инвалидов по зрению вышло на новый уровень благодаря вхождению новых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Доступность интернет-технологий для инвалидов по зрению делает выполнимыми существующие стандарты и нормативные документы, в частности: стандарты W3C - WAI WCAG 2.0 — стандарт доступности содержимого интернет-ресурсов [4], ГОСТ Р 52872-2012 «Интернетресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» [5]; рекомендации программы «Информация для всех»: «Как сделать сайт дружественным к людям с ограничениями по зрению» [6] и др.
Основные требования этих стандартов заключаются в следующем: преобладание текстовой формы подачи информации, сочетание цветов, шрифты, фон, удобные для восприятия людей с проблемами зрения, соответствие стандартам сайтостроения консорциума www, возможность прослушивания экранного текста. Эти требования обусловлены спецификой зрительного восприятия или полным отсутствием его у инвалидов по зрению.
Доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению определяется как возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет [5]. Это «узкое» понимание доступности информации. В широком смысле - это создание доступной среды для инвалидов по зрению, угучшение условий их жизни с помощью технических средств, преодоление их изоляции.
____________Реализация принципа доступности информации на сайтах___129
Библиотеки для слепых и слабовидящих получили новые возможности в дистанционном обслуживании своих пользователей с помощью сайтов. Рассмотрим, каким образом принцип доступности информации реализуется на сайтах специализированных библиотек. Из 69 библиотек для слепых и слабовидящих сайты имеют менее 50. Менее всех сайтами обеспечены национальные республиканские библиотеки для инвалидов по зрению. Боль-ше всего сайтов библиотек для инвалидов по зрению представлено на информационном портале специальных библиотек для слепых [3], в каталоге библиотечных сайтов насчитывается всего 26 библиотек [7]. Основное содержание большинства сайтов специальных библиотек представлено информацией о библиотеке, информационными ресурсами, информацией о мероприятиях. Вариантов формы подачи информации может быть несколько: единая версия для слепых и слабовидящих; наличие двух версий - для слепых и слабовидящих и людей с нормальным зрением; наличие трех версий для всех указанных категорий пользователей.
Обзор сайтов специальных библиотек для слепых и слабовидящих выявил такие особенности, как простота и единообразие оформления, использование минимального количества графики, возможность менять интерфейс сайтов через изменение размера шрифтов и цвета шрифта и фона. Анализ сайтов на соответствие требованиям доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению выявил много недостатков, которые могут создать трудности для инвалидов по зрению при пользовании библиотечным сайтом.
Среди распространенных недостатков сайтов библиотек для слепых:
• малая наполняемость;
• мелкий шрифт без возможности изменения;
• отказ в доступе к сайту и регистрации;
• слишком сложная структура;
• сложная регистрация;
• спам;
• отсутствие удаленно доступных ресурсов и услуг;
• отсутствие активности на сайте (редки формы взаимодействия с пользователями, нет отзывов, вопросов, предложений).
Из достоинств можно отметить наличие на сайтах уникальных ресурсов: нормативных документов и стандартов, календарей знаменательных дат, электронных каталогов, полезных ссылок (инватуризм, экотуризм); информации об учебных заведениях для инвалидов по зрению, досуге инвалидов по зрению (кулинария, творчество, рыбалка и т. д.), центрах детского чтения; озвученных сказок и произведений на национальных языках, ресурсов электронной библиотеки Михайлова; информации по тифлопедагогике, дефектологии, коррекционной педагогике, сурдопедагогике, реабилитации инвалидов по зрению и тифлотехнике; библиографических ресурсов различной тематики и ресурсов для библиотекарей. Полные тексты представлены ограниченно: это в основном отрывки произведений местных авторов и статьи из местной периодики. Часть сайтов имеют английские версии или версии на национальных языках. Из полезных сервисов: автоинформаторы, онлайн-радио, виртуальные приемные, видеоролики, возможность скачать ресурсы бесплатно, продление онлайн, заказ доставки книг, изучение брайля, виртуальные выставки и экскурсии, видеоконференции, подписка на новости,
130
Ю.П. Санпитер
форумы, возможность задать вопрос библиографу/методисту/психологу.
Среди наиболее интересных хочется отметить сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых [8]. Вот только сайт, на наш взгляд, сложен для восприятия из-за обилия информации, сложности структуры.
Чтобы сделать сайты специальных библиотек более полезными для инвалидов по зрению, можно развивать их доступность в трех направлениях:
1. Учет информационно зависимых потребностей инвалидов по зрению и людей, взаимодействующих с ними.
2. Учет потребности во взаимодействии и социализации инвалидов по зрению.
3. Учет особенностей восприятия разных групп инвалидов по зрению.
Для реализации первого направления важна дифференциация
пользователей сайтов специальных библиотек:
• инвалиды по зрению: взрослые и дети;
• специалисты, работающие с инвалидами по зрению;
• исследователи проблем инвалидов по зрению;
• библиотекари — сотрудники специальных библиотек;
• члены семей инвалидов по зрению.
Какие же информационно зависимые потребности могут возникать у инвалидов по зрению? Это потребности, связанные с адаптацией, реабилитацией, психологической поддержкой, профориентацией (переобучение, овладение профессией, выполнение профессиональных обязанностей), эстетические потребности (в чтении художественной литературы), потребности по организации досуга. Велика социальная изоляция инвалидов по зрению, поэтому особенно важно учитывать их потребности в общении и взаимодействии с библиотечными работниками, людьми со схожими проблемами, специалистами, имеющими возможность удовлетворить потребности инвалидов по зрению и другими людьми, например по интересам. Специальная библиотека с помощью сайта может обеспечить информационное сопровождение этих сторон жизни инвалидов по зрению.
Для реализации третьего направления необходимо знание особенностей зрительного восприятия при различных глазных болезнях. Например, более 70 % частичнозрячих и 35 % слабовидящих имеют нарушения цветового зрения [9. С. 10], поэтому к цветовому оформлению сайта надо подходить осторожно. При некоторых заболеваниях центральное зрение нарушено, но сохранены периферические и парацентральные зоны, которые воспринимают только черно-белое изображение. Видение может быть малоконтрастным, нечетким, искаженным; яркие пятна изображения могут вызывать временную слепоту и т. п. Также разработчикам сайтов для инвалидов по зрению следует помнить, что у людей имеющих хоть какое-то зрение, есть особенность: они стараются использовать именно зрительное восприятие, а не слуховое, что может усугубить их проблемы со здоровьем. Поэтому к разработке и тестированию сайтов желательно привлекать не только инвалидов по зрению, членов их семей, тифлологов, но и офтальмологов.
Отдельно хочется сказать о проблеме кооперации и координации специализированных библиотек. Организует в единую систему сайты таких библиотек информационный портал специальных библиотек для слепых. Его
________________Реализация принципа доступности информации на сайтах____________________131
возможности используются слабо, хотя потенциал велик. На портале можно и необходимо представлять уникальные ресурсы и разделы сайтов специальных региональных библиотек. В рамках кооперации возможно создать единый реестр наиболее полезных и доступных через Интернет информационных ресурсов для инвалидов по зрению. Необходимы сводный электронный каталог, электронная библиотека для слепых и слабовидящих пользователей. Координация может быть обеспечена присутствием на сайте уникальных местных ресурсов. Важно внимание библиотек именно к своей среде, местным условиям, созданным для инвалидов: социальные организации, коммерческие организации, доступные для инвалидов, издательства, телевидение и радио.
Невозможно предложить единые для всех специальных библиотек рекомендации по созданию сайтов. Структура и ресурсы таких сайтов могут и должны быть уникальными, необычными. Главное, чтобы они функционировали, были востребованы, помогали и библиотекам, и их пользователям. Тогда принцип доступности информации на сайтах специализированных библиотек будет реализован в полной мере.
Литература
1. Российские сайты, ориентированные на незрячих пользователей [Электронный ресурс] / Сайт официальной интернет-радиостанции Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых. URL: http://www.radiovos.ru/1320171080428254.html (дата
обращения: 17.05.2015).
2. Яндекс. Каталог : незрячие, слабовидящие [Электронный ресурс]. URL: https://yaca.yandex.ru/yca/cat/Society/NGO/Social_Activities/Handicaps/Blind/ (дата обращения: 17.05.2015).
3. Библиотеки для слепых [Электронный ресурс] / Информационный портал специальных библиотек для слепых. URL: http://www.rusblind.ru/libraries/ (датаобращения : 17.05.2015).
4. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 [Электронный ресурс]. URL: http://www.w3.org/TR/WCAG20/ (датаобращения: 17.05.2015).
5. ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению [Электронный ресурс] / Сайт юридической фирмы «Интернет и право», URL: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/54797/ (дата обращения: 17.05.2015).
6. ИКТ для неограниченных возможностей : Как сделать веб-сайт дружественным к людям с ограничениями по зрению / разработан Евгением Альтовским и МОО «Информация для всех» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/library/book442.pdf (дата обращения: 17.05.2015).
7. Специальные библиотеки (для слепых и др.) [Электронный ресурс] / Информационо-справочный портал Library.ru. URL: http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=10#found (дата обращения: 17.05.2015).
8. Государственное учреждение культуры Тульской области «Тульская областная специальная библиотека для слепых» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tosbs.ru/ (дата обращения: 17.05.2015).
9. Методические рекомендации для педагогов «Развитие зрительного восприятия» для учащихся 1-4 классов специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс] / Сайт управления специальным образованием Министерства образования Республики Беларусь. URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4761 (дата обращения: 17.05.2015).
Sanpiter Yulia P. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: Julia-n.sis@mail.ru. DOI 10.17223/22220836/19/17
THE EMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF ACCESSIBIITY OF INFORMATION ON THE SITES OF SPECIAL LIBRARIES FOR THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED
Key words: library website, accessibility of information, special libraries, blind and visually impaired.
132
Ю.П. Санпитер
According to the Information site of libraries for the blind and visually Impaired, in Russia there are 69 libraries for people with eyesight problems.
Standards and documents W3C - WAI WCAG 2.0, State Standart R 52872-2012 "Online Resources. Accessibility Requirements for visually impaired"; the recommendations of the "Information for all", "How to make site friendly to people with limited vision" and others make internet technology accessible to visually impaired.
Accessibility of Internet resources for blind and visually impaired - is the ability to fully access for this people all components of electronic resources on the Internet. In a broad sense, it is the creation of an accessible environment for people with vision problems, improvement their conditions of life with the help of technical means to overcome their isolation.
Sites of special libraries for the blind and visually impaired have their own characteristics: simplicity and uniform design, few graphic elements, the ability to change font sizes and font colors and background.
Common mistakes of sites libraries for for people with vision problems: a small informative value, the fine print that can not be changed, denial of access to the site and register, too complicated structure, complicated registration, spam, the absence of remotely accessible resources and services, lack of activity on the site (a rare form of user interaction, no reviews, no questions, no suggestions).
Useful to develop sites of libraries for the blind and visually Impaired in three directions:
1. Taking into account the information needs of the blind and visually impaired and people interacting with them.
2. Taking into account the need for interaction and socialization of the blind and visually impaired.
3. Taking into account the peculiarities of perception of different groups of visually impaired people.
Also, the Information site of the Libraries for the Blind and Visually Impaired have to evolve in the direction of coordination and cooperation of resources and activities of special libraries for the blind and visually impaired.
References
1. The All-Russian Society for the Blind. (n.d.) Rossiyskie sayty, orientirovannye na nezryachikh pol'zovateley [The Russian web-sites for the blind users]. [Online] Available from: http://www.radiovos.ru/1320171080428254.html. (Accessed: 17th May 2015).
2. Yandex. (n.d.) Katalog: nezryachie, slabovidyashchie [Yandex Catalog: blind, visually
impaired]. [Online] Available from: https://yaca.yandex.ru/yca/cat/Society/NGO/Social_
Activities/Handicaps/Blind/. (Accessed: 17th May 2015).
3. Information Portal of Special Libraries for the Blind. (n.d.) Biblioteki dlyaslepykh [Library for the Blind]. [Online] Available from: http://www.rusblind.ru/libraries/. (Accessed: 17th May 2015).
4. WCAG. (n.d.) Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0. [Online] Available from: http://www.w3.org/TR/WCAG20/. (Accessed: 17th May 2015).
5. Internet i pravo. (2012) GOSTR 52872-2012. Internet-resursy. Trebovaniya dostupnosti dlya
invalidov po zreniyu [The State Standard GOST R 52872-2012. Internet resources. Accessibility Requirements for the Visually Impaired]. [Online] Available from: http://www.internet-
law.ru/gosts/gost/54797/. (Accessed: 17th May 2015).
6. Altovsky, E. (2009) IKT dlya neogranichennykh vozmozhnostey: Kak sdelat' veb-sayt druzhestvennym k lyudyam s ogranicheniyami po zreniyu [ICT for unlimited possibilities: How to make the site friendly to people with limited vision]. [Online] Available from: http://www.ifap.ru/library/book442.pdf. (Accessed: 17th May 2015).
7. Library.ru. (n.d.) Spetsial'nye biblioteki (dlya slepykh i dr.) [Special libraries (for the blind, etc.)] [Online] Available from: http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=10#found. (Accessed: 17th May 2015).
8. Tula Regional Special Library for the Blind. (n.d.) Gosudarstvennoe uchrezhdenie kul'tury Tul'skoy oblasti “Tul'skaya oblastnaya spetsial'naya biblioteka dlya slepykh” [The State Cultural Institution of Tula Region “Tula Regional Special Library for the Blind”]. [Online] Available from: http://www.tosbs.ru/. (Accessed: 17th May 2015).
9. Ministry of Education of The Republic of Belorus. (n.d.) Metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov “Razvitie zritel'nogo vospriyatiya” dlya uchashchikhsya 1-4 klassov spetsial'noy obshcheobrazovatel'noy shkoly dlya detey s narusheniyami zreniya [Development of visual perception for pupils of 1-4 classes of special secondary schools for children with visual impairments: Guidelines for teachers]. [Online] Available from: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4761. (Accessed: 17th May 2015).