Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24)
УДК 027.52 (571.16)
Б01: 10.17223/22220836/24/25
К.А. Кузоро, А.А. Ляпкова
ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ОПЫТА1
В статье анализируется опыт работы муниципальных сельских библиотек Томской области по организации обслуживания читателей с ограниченными возможностями здоровья в 2010-х гг. Рассмотрены такие направления их работы, как обеспечение необходимой литературой и справочной информацией, предоставление тифлотехниче-ских средств, обучение компьютерной грамотности, организация досуга, благотворительные акции, создание библиотечных клубов, содействующие адаптации инвалидов, развитию их информационной культуры, творческих способностей. Ключевые слова: социальная работа, граждане с ограниченными возможностями здоровья, сельские библиотеки, муниципальные библиотеки, Томская область.
По данным департамента социальной защиты населения, в настоящее время в Томской области проживает около 60 тысяч граждан с ограниченными возможностями здоровья (это более 5 % от общего количества населения), из них почти 4 тысячи детей-инвалидов [1].
Одним из принципов библиотечного обслуживания в Томской области декларируется поддержка со стороны государственной власти и местного самоуправления развития библиотечного обслуживания инвалидов как наименее социально и экономически защищенной категории граждан [2. Ст. 22]. Реализация государственного протекционизма в библиотечном обслуживании инвалидов относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти Томской области [2. Ст. 23].
В 2003 г. был принят закон «О социальной защите инвалидов в Томской области» (изм. от 12.11.2015 г.), в соответствии с которым приоритетными признаются следующие направления деятельности:
- беспрепятственное предоставление определенных федеральным и областным законодательством социальных гарантий и льгот;
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам;
- совершенствование социальной инфраструктуры и разнообразных форм социальной помощи в соответствии с потребностями инвалидов;
- создание специализированных реабилитационных центров;
- оказание протезно-ортопедической, слухопротезной помощи и обеспечение техническими средствами реабилитации; - профессиональная подготовка и переподготовка;
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-01261.
- создание специальных рабочих мест, цехов, организаций для обеспечения трудоустройства инвалидов [3].
В области действует Томское региональное отделение общественной организации Всероссийского общества инвалидов, Томская областная общественная организация «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Томское региональное отделение Всероссийского общества глухих, Томская региональная общественная организация родителей и опекунов инвалидов с детства «Незабудка»; районные организации. В целях социальной интеграции инвалидов, предоставления для них услуг и объектов приоритетных сфер жизнедеятельности действует региональная программа «Доступная среда» (2015-2020).
Публичные библиотеки также являются одним из социальных институтов, способным оказывать поддержку гражданам с ограниченными возможностями здоровья. В профессиональной научной литературе рассмотрены направления работы библиотек с незрячими и слабовидящими читателями [4-7], детьми-инвалидами [8, 9]; возможности применения арт-терапевти-ческих методик [10, 11], опыт создания библиотечных клубов [12], история специализированных библиотек [13], система профессиональной подготовки библиотекарей к взаимодействию с читателями-инвалидами [14].
Особую значимость социальная деятельность приобретает в сельской местности, где муниципальные библиотеки остаются практически единственными организациями, готовыми на безвозмездной основе вести культурно-просветительскую работу, заниматься организацией досуга граждан с ограниченными возможностями здоровья.
В Томской области муниципальные библиотеки работают во всех 16 районах, общее количество муниципальных библиотек составляет 324 (по данным за 2015 г.) [15. С. 13]. Различные направления социальной деятельности сельских библиотек Томской области рассмотрены в статьях A.A. Ляпковой [16-18], Е.А. Масяйкиной [19, 20], Д.А. Усковой [20], К.А. Кузоро [21, 22], А.И. Дегтярёвой [23, 24]. В числе изучаемых вопросов - особенности работы с пожилыми людьми, приобщение к чтению населения разных возрастов, краеведческое и экологическое просвещение, профориентация молодежи, формирование культуры семейного чтения, здорового образа жизни, информационной компетентности. Рассмотрим организацию обслуживания читателей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных сельских библиотеках Томской области, возможности библиотек и направления их деятельности. Источником для данного исследования послужили годовые информационно-аналитические отчеты Томской областной универсальной научной библиотеки (ТОУНБ) им. A.C. Пушкина и центральных районных библиотек за 2011-2015 гг., районная периодическая печать.
Работу с инвалидами библиотеки осуществляют в партнерстве с общественно-политическими, социальными, образовательными, медицинскими учреждениями и организациями: районными администрациями, спортивно-оздоровительными комплексами, советами ветеранов, социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, домами культуры. Сельские муниципальные библиотеки включаются в реализацию районных и облает-
ных социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступа к информации является одним из важных условий полноценной социальной реабилитации. Читателям с ограниченными возможностями здоровья во всех библиотеках оказывается помощь в поиске информации, даются рекомендация и осуществляется доставка необходимой литературы. Информация предоставляется через стенды, тематические папки, буклеты. Для инвалидов предусмотрена 50% скидка на платные услуги - ксерокопирование, распечатку, сканирование документов и т.д. В библиотеках проводятся консультации, информационные часы, Дни правовых знаний с участием сотрудников Пенсионного фонда, центров занятости населения, районных больниц, центров социальной поддержки.
Значительное внимание уделяется пользователям с ограниченными возможностями здоровья в центрах общественного доступа к социально значимой информации - действующих в библиотеках информационных службах, обеспечивающих бесплатный доступ к правовой, нормативной, социальной информации и организующих консультативную помощь по ее поиску. Большинство запросов составляют справки о льготах и субсидиях, правилах предоставления жилья, социального такси; вопросы начисления, расчета и перерасчета пенсий.
Сотрудники центров проводят специальные курсы компьютерной грамотности для пожилых людей и инвалидов, на которых учат работать в программе Microsoft Word и базовых офисных приложениях; пользоваться поисковыми системами, электронной почтой, Skype, социальными сетями; оплачивать услуги ЖКХ, приобретать товары через Интернет и т.д. Для пенсионеров и инвалидов в центральной библиотеке Кожевниковского района реализуется проект «Открытые возможности». Задачи проекта - обучение основам работы с компьютером, повышение информационной культуры, приобретение навыков взаимодействия гражданина и государства с помощью компьютерных технологий. Темы занятий различные: как найти необходимый документ в системе «КонсультантПлюс», зарегистрироваться в электронной почте и социальных сетях, научиться работать с порталом государственных услуг. Проект финансируется фондом М. Прохорова в рамках открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» [25. C. 24].
В Каргасокском районе интеграция социально незащищенных пользователей в информационное пространство осуществляется в ходе реализации программы «Школа компьютерной грамотности». В центральной библиотеке работает компьютерный класс, где сотрудники проводят обучающие тренинги «Основы работы с персональным компьютером ». Более 300 пенсионеров и инвалидов Каргасокского района в течение последних пяти лет окончили «Школу компьютерной грамотности» [26. C. 2].
В специализированном библиотечном обслуживании остро нуждаются незрячие и слабовидящие читатели. Ежегодно центральные районные библиотеки из ТОУНБ им. А.С. Пушкина получают плоскопечатные книги с укрупненным шрифтом и сборники практических материалов по работе с читателями-инвалидами. На сайтах центральных библиотек Зырянского,
Верхнекетского, Парабельского, Чаинского районов доступны версии для слабовидящих. В библиотеках имеются тифлофлешплееры, магнитофоны, пользуясь которыми, можно прослушать аудиокниги и звуковые журналы.
Многие инвалиды в силу сложившихся обстоятельств зачастую оторваны от внешнего мира, поэтому для преодоления информационной изоляции обслуживаются внестационарно. Например, в поселке Орехово Первомайского района библиотекарь приносит в дом-интернат для пожилых людей и инвалидов новые книги, подбирает литературу по заявкам. В Тымской библиотеке Каргасокского района организована «Служба доставки литературы на дом» для пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.
В Колпашевском районе пенсионеры и инвалиды обслуживаются на дому - ежемесячно к ним приходит или приезжает сотрудник абонемента центральной Колпашевской библиотеки. В 2014 г. таким видом библиотечных услуг воспользовался 21 читатель [27. С. 7].
Библиотеки способствуют обогащению социального опыта и организации досуга читателей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидов приглашают на все мероприятия, проводимые библиотеками, привлекают к участию в фестивалях, праздниках, концертах, выставках декоративно-прикладного творчества. На базе библиотек Зырянского, Молчановского, Первомайского районов открыты социальные комнаты, сотрудники которых занимаются организацией досуга пенсионеров и инвалидов [28. С. 3].
Организуются также мероприятия, предназначенные специально для людей с ограниченными возможностями. Так, в библиотеках Бакчарского района в декаду инвалидов в 2014 г. был организован целый ряд мероприятий: в Бакчарской центральной районной библиотеке прошла презентация «Смотри на меня, как на равного», посвященная спортсменам-паралимпийцам; в Высокоярской центральной библиотеке совместными усилиями с сельским Домом культуры был организован литературный вечер «Триумф смешной девчонки», посвященный 80-летию российской актрисы театра и кино А.Б. Фрейндлих; в Крыловской библиотеке была проведена игровая программа «Путешествие по радужной стране» для детей-воспитанников местной школы-интерната VIII вида; в Богатыревской библиотеке действовала выставка «Растения-целители нашего края», посвященная лекарственным растениям; библиотекарь Новобурковского филиала Парбигской центральной библиотеки Н.М. Хохлова посетила инвалидов, предложив им взять на прочтение книги на выбор [29. С. 57-58].
Библиотеки взаимодействуют с центрами социальной защиты населения в разработке и проведении районных этапов фестиваля-конкурса спортивных и творческих способностей «Преодолей себя». В декаду инвалидов (110 декабря) в библиотеках Первомайского района проходит ежегодная акция «Острова доброты», в программу которой входят вечера отдыха, конкурсно-познавательные программы, литературно-музыкальные гостиные. Тех, кто по состоянию здоровья не может приходить на мероприятия, библиотекари посещают на дому [30. С. 22].
В Александровском районе библиотечный комплекс осуществляет взаимодействие с ОГБУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов», для кото-
poro библиотечными сотрудниками организуются различные мероприятия [31. С. 10].
Сотрудники библиотек признают значимость помощи в социальной адаптации инвалидов через самореализацию в творческой деятельности. Так, в библиотеках организуются персональные выставки картин и декоративно-прикладного творчества людей с ограниченными физическими возможностями; при поддержке сотрудников читатели принимают участие в литературных районных и областных конкурсах.
Библиотекари становятся инициаторами благотворительных акций для инвалидов и пожилых людей. Например, в декаду инвалидов сотрудники библиотек Кожевниковского и Тегульдетского районов посещают инвалидов, вручают им подарки, приносят необходимую литературу, оказывают помощь по хозяйству.
Муниципальные библиотеки Колпашевского района реализовали проект «Безграничный тур» по развитию социального туризма для людей с инвалидностью. В его подготовке помимо библиотек приняли участие управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Колпашевского района, районное общество инвалидов. В 2015 г. состоялись обзорные экскурсии «Старинный город на Томи», «Сибирские Афины», «Казачий острог». Участники проекта посетили Томский областной краеведческий музей, пра-вославныехрамы [15. C. 50-51].
Особая категория инвалидов, с которыми работают библиотеки, - дети и подростки. Среди направлений работы в качестве основных можно выделить развивающие и обучающие занятия, познавательно-игровые программы, конкурсы.
С 2009 г. сельские библиотеки принимают участие в областном конкурсе по изготовлению тактильных книг «Чтобы дети верили в чудо», цель которого - «развитие у детей с нарушением зрения устойчивого интереса и потребности в чтении, содействие раскрытию их творческого потенциала, создание условий для диалога и общения детей друг с другом и со здоровыми сверст-никами» [32]. В конкурсе, организованном ТОУНБ им. A.C. Пушкина, участвуют авторы и авторские коллективы, возраст участников не ограничен.
Кривошеинская детская библиотека выступает площадкой для встреч воспитанников социально-реабилитационного центра «Дельфин» и школьников села. В библиотеке проводятся игровые и познавательные мероприятия, выставки рисунков и поделок, на встречи приглашаются местные творческие коллективы. В этом же направлении работают библиотеки Тегульдетского района, проводящие встречи для школьников «Люди на свете бывают разные». Межпоселенческая централизованная библиотечная система Зырянского района в 2015 г. реализовала программу «От сердца к сердцу», целевой аудиторией которой стали дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, а также дети из неблагополучных семей. Основной целью проекта было внедрение форм работы, позволяющих организовать эффективное библиотечное обслуживание, досуговую деятельность, обучение компьютерной грамотности детей с ограниченными возможностями. Сотрудничество с Зырянским детским домом позволило привлечь детей из отдаленных сел района. В течение года были проведены познавательно-игровые программы
«Неделя сказок» и «Школа суперагентов», литературная гостиная «Семейная круговерть», урок милосердия «С открытым сердцем, с добрым словом», мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек [14. С. 50].
В Бакчарском районе в 2014 г. проведена игровая программа «Малые олимпийские игры» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Участники были разделены на две команды; каждая из которых зарабатывала баллы, участвуя в интеллектуальных конкурсах - отгадывании кроссворда, спортивной викторине [29. С. 52]. Особое внимание работе с детьми-инвалидами уделяет Анастасьевская библиотека Шегарского района. Библиотекари обсуждают с детьми прочитанные книги, что помогает развивать речь ребенка, формировать информационную культуру.
Инвалиды имеют очень узкий круг общения, и как показывает опыт, внести вклад в создание благоприятных условий для их социальной адаптации могут клубы. Особенно популярны клубы у представителей старшего поколения, поскольку позволяют активизировать творческий потенциал пожилого человека, реализовать его творческие возможности.
В библиотеках районов действуют клубы общения для пенсионеров и инвалидов, в число их задач входит создание комфортной культурно-развивающей среды и условий для творческой самореализации; организация и проведение тематических вечеров, фольклорно-этнографических праздников, конкурсов. В подготовке мероприятий участники клубов принимают самое активное участие - подбирают материалы, разучивают стихи и песни, помогают готовить реквизит для конкурсов.
Клуб ветеранов и инвалидов «Добрые встречи» был открыт в 1997 г. в Каргасокской библиотеке. Заседания клуба проводятся в двух формах - деловые встречи и досуговые мероприятия. Поскольку клуб создавался в первую очередь для делового общения, эта форма является приоритетной. На заседания приглашаются юристы, врачи, работники аптек, социальных служб, жилищно-коммунальной сферы, специалисты администрации, руководители села и района. Такие встречи не только дают возможность разобраться в актуальных для его участников вопросах, но и обеспечивают обратную связь, привлекая внимание власти к тем трудностям и проблемам, которые в данный момент являются первоочередными для этой категории населения [33].
С 2006 г. в Александровской библиотеке работает клуб «Встреча» для молодых инвалидов (возраст его членов - от 14 до 30 лет). Сотрудники библиотек проводят праздничные и конкурсные программы, на которые участники могут приходить вместе с родителями или опекунами. Для детей-инвалидов значима возможность участия в мероприятиях совместно с другими детьми. Например, в Первомайской детской библиотеке, Торбеевской и Туендатской библиотеках Первомайского района работает клуб «Модульное оригами», занятия которого дети-инвалиды посещают вместе со своими здоровыми сверстниками.
Специалисты Каргасокской детской библиотеки для семейного клуба «Гнездышко» постарались создать безбарьерное пространство, в котором детям-инвалидам будет комфортно развиваться и учиться взаимодействовать друг с другом. Особое внимание библиотекари уделяют вопросам формиро-
вания толерантного отношения к инвалидам, организуя совместные мероприятия с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. В селе Подгорном при детской библиотеке работает клуб «Веселая семейка», в который в течение учебного года приглашаются дети-инвалиды, воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, их родители.
Клубы по интересам для читателей с ограниченными физическими возможностями оказывают положительное эмоциональное воздействие, помогают в самообразовании, предоставляют возможности для творческого самовыражения. Участники расширяют коммуникативное пространство, начинают общаться друг с другом вне стен библиотеки, помогают друг другу в трудных жизненных ситуациях.
Для того, чтобы заниматься обслуживанием читателей с ограниченными возможностями здоровья, библиотекарю недостаточно обладать профессиональными знаниями, необходимы знания основ социальной психологии и психологии межличностных отношений; представление о психологических, экономических, правовых, социальных проблемах инвалидов; умение пользоваться тифлотехническими средствами. Все эти знания приобретаются и совершенствуются благодаря постоянному самообразованию, а также обучающим семинарам и курсам. К этому необходимо добавить и личностные качества сотрудников - доброжелательность, терпение, отзывчивость, внимательность, умение создать благоприятный психологический климат. Повышение квалификации библиотечных работников Томской области по библиотечному обслуживанию инвалидов, обучение работе со специальным оборудованием осуществляет центр библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ТОУНБ им. A.C. Пушкина. Например, были проведены обучающие семинары для работников культуры: «Формирование безбарьерной среды в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"» (2015), «Официальные сайты образовательных организаций и учреждений культуры» (2016).
В качестве факторов, ограничивающих развитие обслуживания инвалидов в сельских библиотеках, можно назвать финансовые трудности, отсутствие или недостаточность необходимой материально-технической базы, неприспособленность библиотечных помещений. В перспективе у муниципальных библиотек - создание версий для слабовидящих для всех библиотечных сайтов; привлечение к работе психологов и медицинских работников; дальнейшее изучение информационных потребностей «особенных» читателей, их восприятия библиотечного обслуживания и библиотечного пространства.
Библиотека в сельской местности является для многих людей с ограниченными возможностями здоровья единственным центром информации и досуга. Библиотеки выполняют значимые социальные задачи - помогают инвалидам адаптироваться в обществе, обеспечивают максимальную доступность необходимой информации, снижение социальной депривации; приобщают к чтению, культурной жизни, развивают их творческие способности.
Литература
1. Доступная среда [Электронный ресурс] // Департамент социальной защиты населения Томской области : официальный сайт. URL: http://centersocial.ru/dostupnaya-sreda.html (дата обращения: 14.09.2016).
2. Закон Томской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области» № 573 от 09.10.1997 г. (с изм. на 05.10.2015 г.) [Электронный ресурс] // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/951805413 (дата обращения: 26.09.2016).
3. Закон Томской области «О социальной защите инвалидов в Томской области» № 109-03 от 10.09.2003 г. (с изм. на 12.11.2015 г.) [Электронный ресурс] // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 951806692 (дата обращения: 14.09.2016).
4. Марусич Ж.В. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых ин-формационныхтехнологий. М. : Либерея, 2004. 94 с.
5. Коновалова М.П. Библиотека для слепых как центр социокультурной реабилитации : системный подход // Библиотековедение. 2009. № 5. С. 23-30.
6. Коновалова М.П. Пути повышения роли библиотек для слепых в реализации национальной программы поддержки и развития чтения // Библиотековедение. 2010. № 2. С. 53-60.
7. Аминева А.Р. Чтение незрячих пользователей с использованием информационных технологий в современных условиях // Библиотековедение. 2011. № 3. С. 63-67.
8. Стародубцева Л.В. Сделать мир ярче: Библиотечное обслуживание детей с ограничен -ными физическими возможностями // Библиотечное дело. 2015. № 18 (252). С. 16-19.
9. Татохина Т.А. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Воронежской областной юношеской библиотеке [Электронный ресурс] // Методобъединение. Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью. URL: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/voronezh.php (дата обращения: 14.09.2016).
10. Труфанова Е.В. «Особые дети» : корректирующие методики и сказкотерапия // Библиотечное дело. 2012. № 8 (170). С. 2-4.
11. СарухановаЕ. В гармонии с собойимиром // Библиотека. 2011. № 10. С. 40-45.
12. Базлова В.А. «Территория солнца»: Клуб людей с безграничными возможностями // Библиотечное дело. 2015. № 18 (252). С. 7-9.
13. Клюяшкина И.Н. Самарская областная библиотека для слепых : вектор современного развития / И.Н. Клюяшкина, В.В. Тюгашева // Библиотековедение. 2010. № 4. С. 116-121.
14. Милъкова В.Н. Талант всегда зрячий. О системе непрерывного образования библиотечных работников Республики Коми // Библиотечное дело. 2012. № 8 (170). С. 8-12.
15. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Томской области : информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2015 г / сост. Т.П. Вергановичус. Томск, 2016. 139 с.
16. Ляпкова A.A. Возможности работы с пользователями - пожилыми людьми в сельских библиотеках Томской области // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 3 (19). C. 96-105.
17. Ляпкова A.A. Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек (из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района Томской областив 90-е гг. XX в.) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3 (7). C. 83-87.
18. Ляпкова A.A. Профориентационная работа с молодежью в сельской библиотеке (на примере библиотек районов Томской области) // Профессиональная ориентация. 2015. № 1. С. 27-31.
19. Масяйкина Е.А. Деятельность библиотек Томской области по формированию эколо-гической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3 (7). C. 88-101.
20. Масяйкина Е.А. Деятельность сельской библиотеки по формированию информационной компетентности читателей (из опыта работы библиотек Чаинского района Томской области начала XX в. / Е.А. Масяйкина, Д.А Ускова // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). C. 67-73.
21. Кузоро К.А. Событийный менеджмент как средство воспитания здорового образа жизни муниципальными сельскими библиотеками (на примере Томской области) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 3 (19). C. 88-95.
22. Кузоро К.А. Краеведческая деятельность сельских библиотек Томской областив начале XXI в. (из опыта работы библиотек Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3 (7). C. 74-82.
23. Дегтярёва А.И. Приобщение к чтению в сельских библиотеках (из опыта работы библиотек Томского района Томской области) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19). C. 82-87.
24. Дегтярёва А.И. Представление библиотечных краеведческих материалов в сети Интернет как способ их сохранения и трансляции (на примере веб-сайтов муниципальных библиотек Томской области) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2 (18). C. 102-111.
25. Аналитический отчет деятельности библиотек межпоселенческой централизованной библиотечной системы Кожевниковского районаза 2014 г. Кожевниково, 2015. 56 с.
26. ШашелъИ. Хотим учиться! // Северная правда. 2016. 1 апр. С. 2.
27. Аналитическая справка о деятельности Муниципального библиотечного учреждения «Библиотека» в 2014 году. Колпашево, 2015. 33 с.
28. СветлаковаЕ. За чашкой чая в социальной комнате // Знамя. 2015. 20 окт. С. 3.
29. Информационно-апалшический обзор о состоянии и деятельности муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Бакчарского района за 2014 г. Бакчар, 2015. 106 с.
30. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Первомайского района: Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2014 г. Первомайское, 2015. 61 с.
31. Информационно-апалшический отчет Александровского района за 2014 г. Александровское, 2015. 24 с.
32. Конкурс «Чтобы дети верили в чудо» [Электронный ресурс] // Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина : официальный сайт. URL: http://rslib.lib.tomsk.ru/page/861/ (дата обращения: 14.09.2016).
33. Клуб «Добрые встречи» - добрая традиция каргасокских ветеранов [Электронный ресурс] // Каргасокская межпоселенческая центральная районная библиотека : официальный сайт. URL: http://kargasoklib.sokik.ru/d_vstr.html (дата обращения: 14.09.2016).
Kuzoro Kristina A., Lyapkova Anna A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected], [email protected]
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (4) 24; 222-233 pp.
DOI: 10.17223/22220836/24/25
SERVICE OF THE READERS WITH DISABILITIES IN MUNICIPAL RURAL LIBRARIES OF TOMSK REGION: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE
Key words: social work, people with disabilities, rural libraries, municipal libraries, Tomsk region.
Public libraries are one of the social institutions that are able to provide social support to citizens with disabilities.
The libraries carry out work with disabled people in partnership with the socio-political, social, educational, medical institutions and organizations: regional administrations, sports and fitness complexes, councils of veterans, centers of social rehabilitation for minors, houses of culture. Readers with disabilities in all the libraries are assisted in searching for the information, advice on finding and delivering the necessary literature. The information is provided through the stands, thematic folders, booklets. Most of the queries are inquiries about benefits and subsidies, rules of provision of housing, social taxi; issues of charging, calculation and recalculation of pensions. Library staff conduct for disabled courses of computer literacy, which teach the disabled to work in Microsoft Word and basic office applications; to use search engines, e-mail, Skype, social networks; to purchase goods via the Internet, etc.
Each year, rural libraries get from the Tomsk Regional Universal Scientific Library flatbed books with large print. On the websites of the central libraries of Zyryansky, Verkhneketskijj, Parabelskiy, Chainsky districts versions for the visually impaired people are available. The libraries are equipped with typhlo-technical devices, using which you can listen to audio books and audio magazines.
Disabled are invited to all the activities conducted by the library, they are attracted to participate in festivals, celebrations, concerts, exhibitions of arts and crafts. Librarians are the initiators of charitable actions for people with disabilities and the elderly; they visit the disabled, hand them gifts, bring the necessary literature, assist in household.
A special category of persons with disabilities which the libraries work with are children and adolescents. Among the areas of work as a major there can be identified educational and training sessions, cognitive-game programs, games.
People with disabilities have a very narrow circle of contacts, and as experience has shown, clubs can contribute to the creation of favorable conditions for their social adaptation. Especially popular clubs are among the older generation, because they allow to activate the creative potential of an elderly person, to realize his creative potential. A library in a rural area is for many people with disabilities the only center of information and entertainment. Libraries perform important social tasks - they help disabled people to integrate into the society, provide them maximum availability of the necessary information, introduce them to reading, cultural life, develop their creative abilities.
References
1. The Department of Social Protection of the Population of Tomsk Region. (n.d.) Dostupnaya sreda [Accessible Environment]. [Online] Available from: http://centersocial.ru/dostupnaya-sreda.html. (Accessed: 14th September 2016).
2. Tomsk Region. (n.d.) Zakon Tomskoy oblasti "O bibliotechnom dele i obyazatel'nom ekzem-plyare dokumentov v Tomskoy oblasti" № 573 ot 09.10.1997 g. (s izm. na 05.10.2015 g.) [Law № 573 of Tomsk Oblast dated by September 9, 1997, "On libraries and legal deposit of documents in Tomsk region", (rev. May 10, 2015)]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/951805413. (Accessed: 26th September 2016).
3. Tomsk Region. (n.d.) Zakon Tomskoy oblasti "O sotsial'noy zashchite invalidov v Tomskoy oblasti" № 109-0Z ot 10.09.2003 g. (s izm. na 12.11.2015 g.) [Tomsk Oblast Law № 109-OZ of September 10, 2003, "On social protection of disabled people in Tomsk region" (rev. November 12, 2015)]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/ 951806692. (Accessed: 14th September 2016).
4. Marusich, Zh.V. (2004) Bibliotechnoe obsluzhivanie invalidov po zreniyu sredstvami novykh informatsionnykh tekhnologiy [Library service of the visually impaired by means of new information technologies]. Moscow: Libereya.
5. Konovalova, M.P. (2009) Biblioteka dlya slepykh kak tsentr sotsiokul'turnoy reabilitatsii: sis-temnyy podkhod [Library for the blind as a center of social and cultural rehabilitation: A systematic approach]. Bibliotekovedenie. 5. pp. 23-30.
6. Konovalova, M.P. (2010) Puti povysheniya roli bibliotek dlya slepykh v realizatsii natsion-al'noy programmy podderzhki i razvitiya chteniya [Ways of increasing the role of libraries for the blind in the implementation of national programs of support and development of reading]. Bibliotekovedenie. 2. pp. 53-60.
7. Amineva, A.R. (2011) Chtenie nezryachikh pol'zovateley s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologiy v sovremennykh usloviyakh [Reading of blind users using information technology in modern conditions]. Bibliotekovedenie. 3. pp. 63-67.
8. Starodubtseva, L.V. (2015) Sdelat' mir yarche: Bibliotechnoe obsluzhivanie detey s ograni-chennymi fizicheskimi vozmozhnostyami [Making the world a brighter: Library services for children with disabilities]. Bibliotechnoe delo. 18(252). pp. 16-19.
9. Tatokhina, T.A. (n.d.) Rabota s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Vo-ronezhskoy oblastnoy yunosheskoy biblioteke [Working with disabled children in the Voronezh regional youth library]. [Online] Available from: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/voronezh.php. (Accessed: 14th September 2016).
10. Trufanova, E.V. (2012) "Osobye deti": korrektiruyushchie metodiki i skazkoterapiya ["Special children": Corrective techniques and farytale therapy]. Bibliotechnoe delo. 8(170). pp. 2-4.
11. Sarukhanova, E. (2011) V garmonii s soboy i mirom [In harmony with oneself and the world]. Biblioteka. 10. pp. 40-45.
12. Bazlova, V.A. (2015) "Territoriya solntsa": Klub lyudey s bezgranichnymi vozmozhnostyami ["The territory of the sun": The club of people with limitless possibilities]. Bibliotechnoe delo. 18(252). pp. 7-9.
13. Klyuyashkina, I.N. & Tyugasheva, V.V. (2010) Samarskaya oblastnaya biblioteka dlya slepykh : vektor sovremennogo razvitiya [The Samara Regional Library for the Blind: The vector of modern development]. Bibliotekovedenie. 4. pp. 116-121.
14. Milkova, V.N. (2012) Talant vsegda zryachiy. O sisteme nepreryvnogo obrazovaniya biblio-technykh rabotnikov Respubliki Komi [Talent is always sighted. On the system of continuous education of librarians of the Komi Republic]. Bibliotechnoe delo. 8(170). pp. 8-12.
15. Verganovichus, T.P. (ed.) (2016) Munitsipal'nye obshchedostupnye (publichnye) biblioteki Tomskoy oblasti: informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2015 g. [Municipal public (public) libraries of Tomsk Region: Informational and analytical overview of the status and activity for 2015]. Tomsk: [s.n.].
16. Lyapkova, A.A. (2015) Vozmozhnosti raboty s pol'zovatelyami - pozhilymi lyud'mi v sel'skikh bibliotekakh Tomskoy oblasti [Potential of work with elderly in rural libraries of Tomsk region]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 3(19). pp. 96-105.
17. Lyapkova, A.A. (2012) Podderzhka semeynogo chteniya kak napravlenie raboty sel'skikh bib-liotek (iz opyta deyatel'nosti bibliotek Kozhevnikovskogo rayona Tomskoy oblastiv 90-e gg. XX v.) [The support of family reading as direction of work in rural libraries (a case study of libraries of Koz-hevnikovsky District, Tomsk Region, in 1990s)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 3(7). pp. 83-87.
18. Lyapkova, A.A. (2015) Proforientatsionnaya rabota s molodezh'yu v sel'skoy biblioteke (na primere bibliotek rayonov Tomskoy oblasti) [Professional orientation work with young people in the rural library (a case study of libraries of Tomsk Region]. Professional'naya orientatsiya. 1. pp. 27-31.
19. Masyaykina, E.A. (2012) Deyatel'nost' bibliotek Tomskoy oblasti po formirovaniyu eko-logicheskoy kul'tury chitateley (na primere Verkhneketskogo i Chainskogo rayonov) [Activity of Tomsk region libraries for forming readers environmental culture (a case study of Verkhneketsky and Chainsky districts)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and ArtHistory. 3(7). pp. 88-101.
20. Masyaykina, E.A. & Uskova, D.A. (2013) Deyatel'nost' sel'skoy biblioteki po formirovaniyu informatsionnoy kompetentnosti chitateley (iz opyta raboty bibliotek Chainskogo rayona Tomskoy oblasti nachala XX v. [The activities of rural libraries of forming readers' informational competence (a case study of libraries in Chainsky district, Tomsk Region)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 4(12). pp. 67-73.
21. Kuzoro, K.A. (2015) Event-management as a way of training a healthy lifestyle by municipal rural libraries (a case study of Tomsk region). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 3(19). pp. 88-95. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/19/12
22. Kuzoro, K.A. (2012) Kraevedcheskaya deyatel'nost' sel'skikh bibliotek Tomskoy oblastiv nachale KhKhl v. (iz opyta raboty bibliotek Kargasokskogo, Krivosheinskogo i Molchanovskogo rayonov) [Regional studies in the rural libraries of Tomsk Region in the early 21st century. (A case study of the libraries in Kargasoksky, Krivosheinsky and Molchanovsky district)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 3(7). pp. 74-82.
23. Degtyareva, A.I. (2015) An introduction to reading in rural libraries (a case study of libraries of Tomsk District). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvove-denie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 3(19). pp. 82-87. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/19/11
24. Degtyareva, A.I. (2015) Presentation of library materials on local history in the Internet as a way of their preservation and broadcasting (a case study of websites of municipal libraries in Tomsk Region). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2(18). pp. 102-111. (In Russian). (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/18/14
25. Intersettlement centralised library system of Kozhevnikovsky district. (2015) Analiticheskiy otchet deyatel'nosti bibliotek mezhposelencheskoy tsentralizovannoy bibliotechnoy sistemy Kozhevnikovskogo rayona za 2014 g. [An analytical report for libraries belonging to the intersettlement centralised library system of Kozhevnikovsky District for 2014]. Kozhevnikovo: [s.n.].
26. Shashel, I. (2016) Khotim uchit'sya! [We want to study!]. Severnayapravda. 1st April. pp. 2.
27. The municipal library "Biblioteka". (2015) Analiticheskaya spravka o deyatel'nosti Munitsi-pal'nogo bibliotechnogo uchrezhdeniya "Biblioteka" v 2014 godu [Analytical information on the activities of the municipal library "Biblioteka" for 2014]. Kolpashevo: [s.n.].
28. Svetlakova, E. (2015) Za chashkoy chaya v sotsial'noy komnate [Over a cup of tea in the social room]. Znamya. 20th October. pp. 3.
29. Bakchar District. (2015) Informatsionno-analiticheskiy obzor o sostoyanii i deyatel'nosti mu-nitsipal'nykh obshchedostupnykh (publichnykh) bibliotek Bakcharskogo rayona za 2014 g. [The information-analytical review of the status and activity of municipal public (public) libraries in Bakchar district for 2014]. Bakchar: [s.n.].
30. Pervomaysky District. (2015) Munitsipal'nye obshchedostupnye (publichnye) biblioteki Per-vomayskogo rayona: Informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2014 g. [Municipal public (public) libraries of Pervomaysky District: An information-analytical review of the status and activities of 2014]. Pervomayskoe: [s.n.].
31. Aleksandrovskoe. (2015) Informatsionno-analiticheskiy otchet Aleksandrovskogo rayona za 2014 g. [Informational and analytical report of Aleksandrovsky district for 2014]. Aleksandrovskoe: [s.n.].
32. Tomsk Regional Research Library named after A.S. Pushkin. (n.d.) Konkurs "Chtoby deti verili v chudo" [The contest "Children need to believe in miracles"]. [Online] Available from: http://rslib.lib.tomsk.ru/page/861/. (Accessed: 14th September 2016).
33. Kargasok Intersettlement Central Regional Library. (n.d.) Klub "Dobrye vstrechi" - dobraya traditsiya kargasokskikh veteranov [The Club "Good meetings" - a good tradition of Kargasok veterans]. [Online]. Available from: http://kargasoklib.sokik.ru/d_vstr.html. (Accessed: 14th September 2016).