Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 64-69. DOI: 10.17223/15617793/398/10
УДК 027.52 (571.16)
К.А. Кузоро
СОБЫТИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Рассмотрен опыт применения концепции событийного менеджмента в работе современных сельских библиотек Томской области. Среди организуемых и проводимых библиотеками мероприятий - литературные вечера, творческие встречи, выставки, конкурсы, благотворительные акции, презентации собственных изданий, детские праздники и др. Событийный менеджмент представляет собой перспективное направление деятельности библиотек, позволяющее укрепить их положение в системе социокультурных институтов, привлечь и удержать внимание читателей.
Ключевые слова: событийный менеджмент; мероприятия; сельские библиотеки; муниципальные библиотеки; Томская область.
Событийный менеджмент (англ. event-
management - управление событиями) - относительно новое понятие в экономике российского рынка, характеризующее деятельность по созданию специальных мероприятий и приданию им конкретной направленности в интересах заказчика. В числе организуемых в русле данной концепции мероприятий - деловые, образовательные, культурно-досуговые, научные, спортивные, рекреационные и другие. Главная задача событийного менеджмента заключается в том, чтобы «сделать из мероприятия событие, которое участники будут долго вспоминать и после его окончания» [1. C. 9].
Несмотря на то что организация мероприятий как специфическая форма деятельности существует с незапамятных времен, в самостоятельную отрасль она выделилась не так давно. Стимулом развития данной отрасли послужил рост корпоративного сектора: растущим компаниям потребовались услуги для организации деловых конференций, выставок, корпоративных праздников и т.д. Процесс разработки и проведения мероприятий оказывался для них не всегда выполнимой задачей, что дало возможность профессионалам в этой области создать отдельную сферу бизнеса. В Европе и США небольшие фирмы, составившие основу будущей организационной индустрии, были созданы в 1970-1980-х гг. Само словосочетание «event-management» появилось в 1990-х гг., в России же о нем заговорили в начале 2000-х гг. [2. C. 137].
Сегодня как коммерческие, так и некоммерческие организации сталкиваются с проблемой: как в условии множества информационных потоков завладеть вниманием аудитории. По оценкам специалистов, многие компании уже оценили преимущества событийного менеджмента, поскольку грамотная организация событийных коммуникаций положительно влияет на увеличение продаж, повышает лояльность клиентов, узнаваемость бренда [3. C. 250]. Важно, чтобы мероприятие соединяло в единое целое время, место и атмосферу, способствуя адекватному восприятию информации потребителем. Эффективное мероприятие - это хорошо спланированное, организованное и исполненное мероприятие, учитывающее состав и интересы избранной целевой аудитории, провоцирующее участников к действию, несущее новые смыслы и ценности.
В основе событийного менеджмента лежит механизм создания и управления специальными события-
64
ми, которые в зависимости от специализации конкретной организации и поставленных задач могут использоваться как инструмент маркетинговых коммуникаций или как самостоятельный продукт - результат творчески-производственного процесса. Событийный менеджмент и событийный маркетинг неразрывно связаны между собой: менеджмент является организационным средством достижения маркетинговых целей, а непосредственно маркетинговый элемент работает на этапах позиционирования проекта события и оценки его эффективности.
Среди зарубежных специалистов в области событийного менеджмента и маркетинга следует отметить одного из лидеров данного направления, автора первого учебного курса и тренинговой программы Дж. Голдблатта [4], а также У. О'Тула, Р. Харриса, Я. МакДоннелла, Г. Боудина, Д. Аллена [5].
В отечественной литературе теоретические аспекты событийного менеджмента и маркетинга освещены в работах Е.А. Кондратенко [1], А.Н. Романцова [6], Н.А. Анашкиной [3], А. А. Манихина [2]. Ряд научных статей посвящен изучению применения технологий событийного менеджмента и маркетинга в различных сферах: культуре [7], спорте и туризме [8], избирательных кампаниях [9], автомобильной индустрии
[10], книготорговле [11], библиотечно-информационной деятельности [12].
В современном мире человек встречается с многочисленными потоками информации, под действием увиденного и услышанного порой он теряет способность адекватно ее воспринимать, не говоря уже о выборе для себя каких-либо приоритетов. Для того чтобы информация о библиотеке дошла до потенциальных читателей, необходимо приложить немало усилий, поэтому в настоящее время библиотеки начинают использовать технологии и инструменты событийного менеджмента.
Рассмотрим применение концепции событийного менеджмента в работе сельских библиотек Томской области, оставшихся сегодня практически единственными общедоступными учреждениями на селе, способными бесплатно предоставить возможность приобщиться к культурным ценностям, реализовать творческий потенциал, провести свободное время. В настоящее время муниципальные сельские библиотеки функционируют во всех 16 районах области. По данным на 2014 г., их количество составляет 270, в большей части
районов библиотеки объединены в централизованные библиотечные системы (ЦБС) [13. C. 8].
На фоне оттока населения из сельской местности все острее становится вопрос: как заинтересовать, привлечь и удержать читателя? Организация и проведение мероприятий - одно из решений, на которое библиотеки опираются в своей работе.
Особенность рынка event-услуг заключается в том, что очень многое зависит от персонала - любое мероприятие разрабатывают и проводят, прежде всего, люди. Практически невозможно провести масштабное мероприятие в одиночку, поэтому менеджеры индустрии событий часто привлекают персонал из других областей. В организации мероприятий сельские библиотеки взаимодействуют с районными администрациями, общеобразовательными школами, профессиональными училищами, техникумами, школами искусств, музыкальными школами, музеями, домами культуры, спортивно-патриотическими клубами, обществами инвалидов, советами ветеранов, центрами социальной поддержки населения. Ряд сельских библиотек обращается за спонсорской помощью к предпринимателям и депутатам. Сотрудничество дает дополнительные возможности в поиске ресурсов, увеличении охвата аудитории, разработке новых идей и концепций. При проведении мероприятий нельзя недооценивать роль средств массовой информации, поскольку освещение события способствует его запоминаемости целевой аудиторией, обеспечивая библиотеке продвижение услуг, привлечение читателей и спонсоров. В большинстве библиотек сотрудники подготавливают статьи для районных газет, занимаются рассылкой пресс-релизов.
Сельские библиотеки принимают активное участие во всероссийских акциях, таких как «Библионочь», «Ночь в музее», «Бессмертный полк», «Напиши письмо ветерану». Кроме того, практически в каждом районе проводятся и собственные акции: «В библиотеку всей семьей», «Лучшая детская книжка», «Читальный зал под открытым небом», «Дети за чистоту русского языка» и другие. Подобные акции, как правило, подкрепляются созданием запоминающегося зрительного образа, использованием плакатов, логотипов, корпоративного стиля одежды персонала.
Интерес и поддержку населения находят инициированные библиотеками благотворительные акции. В селе Кожевниково проводятся акции «Рядом живет ветеран», «Подари добро», «День добрых дел». Сотрудники библиотеки и активы библиотечных клубов помогают пожилым людям убирать снег, заготавливать дрова, а учащиеся филиала Томского экономикопромышленного колледжа участвуют в волонтерском движении по библиотечному обслуживанию на дому пенсионеров и инвалидов [14. C. 25]. В декабре, в Декаду инвалидов, в библиотеках Первомайского района проходит ежегодная акция «Острова доброты», в ходе которой для людей с ограниченными возможностями проводятся вечера отдыха, конкурсы, познавательные программы, концерты [15. C. 24].
Организация мероприятий удовлетворяет потребности людей в общении и развлечении, взаимодей-
ствии со средой, поэтому одним из эффективных способов позиционирования себя в социокультурном пространстве является организация праздников - государственных, фольклорных, экологических и др.
В первую очередь, это праздники, связанные с юбилеями районов и сел. Сотрудники библиотек осуществляют серьезную информационную подготовку к празднованиям, работая с архивными материалами, публикациями, воспоминаниями старожилов. Например, в 2013 г. село Кожевниково отмечало свой 280-летний юбилей, и библиотеки района участвовали во всех значимых мероприятиях, посвященных этой дате, оформляли выставки, проводили краеведческие часы, организовали два районных творческих конкурса «Я расскажу вам о селе» и «Чудеса своими руками»; помогали районной газете «Знамя труда» в проведении краеведческой викторины на страницах газеты и т.д. [16. С. 18].
Интересен опыт проведения сотрудниками библиотек этнографических праздников. В селе Нёготка Каргасокского района в августе 2014 г. состоялся праздник «Легенды Севера», направленный на сохранение обычаев коренного народа - селькупов: «... завершился праздник национальными играми, гонками на обласке и общим костром, вокруг которого собравшиеся дружно водили хоровод, приветствуя друг друга и представителей всех селькупских родов, проживающих в Нёготке» [17. C. 39].
Библиотеки обеспечивают информационную подготовку к таким значимым районным мероприятиям, как открытие памятников. В 2014 г. в селе Бакчар состоялось знаменательное событие - открытие памятника воинам-землякам, погибшим в Афганистане и других локальных войнах. Митинг, посвященный открытию памятника, подготовили и провели учащиеся Бакчарской школы под руководством преподавателя истории. Информация для сценария митинга, а также портреты погибших земляков были предоставлены библиотекарями [18. C. 46].
Среди событий, пользующихся вниманием жителей области, - организуемые библиотеками конкурсы.
В 2014 г. в библиотеке Белого Яра проводился поэтический конкурс «Верхнекетье - моя Россия». Идея конкурса была предложена на одной из встреч поэтов района, положение о конкурсе было разработано и опубликовано в газете «Заря Севера». Все конкурсные работы присылались в центральную библиотеку, где оформлялись в едином стандарте без указания авторства и передавались членам жюри для ознакомления и оценки. Конкурсанты, набравшие наибольшее количество голосов в своей номинации, были объявлены победителями. Сборник «Верхнекетье - моя Россия» был составлен, сверстан и отпечатан на базе центральной библиотеки [19. C. 12].
Библиотеки проводят литературные конкурсы и конкурсы чтецов: «Волшебное перо» (Асиновский район), «Читаем классику» (Томский район), «Экорифмы» (Бакчарский район). В Верхнекетском, Ко-жевниковском, Бакчарском, Парабельском районах проводились фотоконкурсы «Белый Яр - природа дивная», «В объективе - читающая молодежь», «При-
65
рода Томской области через объектив фотокамеры», «В объективе - Парабельский район». Кроме того, проводятся конкурсы гербариев и флористических работ, детских рисунков, музыкальных видеоклипов, историко-поисковых работ.
Традиционным для библиотек, но от этого не теряющим своей актуальности направлением является организация выставок. Для того чтобы выставки стали событием, по-настоящему привлекающим интерес читателей, сотрудники библиотек должны постоянно менять подходы к их организации. Выставки, обладающие огромным культурно-просветительским потенциалом, часто остаются не замеченными читателями, поэтому при их организации большое внимание нужно уделять качеству информационно-рекламных материалов и их доступности, распространению информации через районную печать, сайты, группы в социальных сетях. Результативным способом продвижения выставки является ее трансформация в комплексное событие - совмещение с концертами, творческими встречами, заседаниями клубов, мастерклассами и др.
В Анастасьевском филиале Шегарской ЦБС с целью популяризации литературы действуют «говорящие книжные выставки». Библиотекарь отбирает литературу, которую несколько школьников должны будут представить своим одноклассникам: рассказать об авторе, пересказать краткий сюжет и свое отношение к нему. В такой форме книжной выставки есть два плюса: во-первых, школьник, который готовит представление, сам прочитает книгу, а во-вторых, дети с большим интересом и доверием относятся к советам сверстников [20. C. 16].
В современном мире люди уже не хотят быть наблюдателями, гораздо важнее стать участниками событий, поэтому сотрудники библиотек сопровождают выставки интерактивными элементами. Например, в центральной библиотеке Шегарского района на выставке книг и журналов «Светлое Христово Воскресение» была организована выпечка куличей и приготовление других традиционных пасхальных блюд [Там же].
В декабре 2014 г. в Бакчарской центральной районной библиотеке была оформлена выставка-инсталляция «Новый год в Советском Союзе». На ней можно было увидеть елочные украшения с советской символикой, игрушки из пенопласта и стекла, ваты и картона, новогодние открытки 1950-1960-х гг. Выставка иллюстрировалась советскими фотографиями, создавая настроение уже ушедшей эпохи, возле выставки-инсталляции проходили фотосессии [18. С. 42].
Ряд выставок проводится в сотрудничестве с музеями. Например, в 2013 г. в Туендатской библиотеке работала выставка «Древние обитатели Первомайской земли». На выставке, кроме книжно-иллюстративного материала, экспонировались останки древних животных, найденные на территории Первомайского района. Экспонаты были предоставлены районным краеведческим музеем [21. C. 26].
Выставка может стать элементом социальной работы, возможностью проявить свои способности для
социально незащищенных слоев населения. Ежегодно в мае в рамках районного фестиваля «Преодолей себя» Первомайская библиотека организует выставку декоративно-прикладного творчества «Добрых рук мастерство». В 2014 г. в библиотеках Первомайской ЦБС были организованы две персональные выставки работ жителей района с ограниченными возможностями: «Волшебная нить» (выставка вязаных салфеток) и «Взглянем на мир по-новому» (выставка вышитых картин) [15. C. 23].
В библиотеках проводятся литературномузыкальные гостиные, концерты, вечера памяти известных деятелей, творческие встречи с писателями, художниками, общественными деятелями области, привлекающие внимание общественности к библиотеке и ее услугам. Темы творческих вечеров и встреч разнообразны: «С Владимиром Высоцким в XXI век» (с. Молчаново), «Детям поры военной» (д. Нестерово Парабельского района), «Писатели современной России» (с. Мельниково), «С любовью к русской деревне: творчество В.П. Астафьева»
(с. Александровское) и др. Для читателей библиотек встречи с писателями, поэтами, художниками района сами по себе являются значимыми событиями.
Сотрудники библиотек выступают организаторами конференций. Например, в Молчановском, Кривоше-инском, Каргасокском, Парабельском, Асиновском и других районах области на базе библиотек проходят Дни славянской письменности и культуры - духовноисторические Кирилло-Мефодиевские чтения, включающие в свою программу лекции, выступления с докладами, викторины, фольклорно-игровые программы, работу киноклубов, выставки духовной литературы.
Свой вклад библиотеки вносят в благоустройство территорий поселений. По инициативе библиотекарей проводятся субботники, высадка деревьев, благоустройство парков, уборка территорий возле памятников.
В течение четырех лет актив клуба «Огородник» Молчановской центральной библиотеки продолжает акцию «Живем и помним», приводя в порядок могилы участников Великой Отечественной войны. В 2013 г. библиотека села Павлово Каргасокского района стала организатором экологической акции «Чистые берега», которая осуществлялась в рамках программы «Внимание, природа!» Учителя, работники культуры и дети убрали от мусора территорию центра села и берега у водоемов [22. С. 22]. В Зырянском и Кривошеин-ском районах сотрудники библиотек и школьники изготавливают кормушки для птиц и развешивают их на деревьях, растущих около библиотек. Такие акции имеют большое значение в формировании бережного отношения к природе у детей.
Центральные районные библиотеки занимаются выпуском печатной продукции, поэтому эффективным средством событийного менеджмента является презентация изданий. Так, в 2013 г. в Каргасокской библиотеке состоялась презентация книги Л.Т. Ситникова «Земляки - 4», открывшая Неделю старшего поколения: «1 октября библиотека принимала стар-
66
ших коллег, ветеранов культуры, киносети и кинопроката, многие из которых являются героями очерков, вошедших в эту уникальную по степени общественной значимости книжную серию» [22. С. 24-25]. В 2014 г. в Каргасокской библиотеке состоялась презентация еще одной книги Л.Т. Ситникова - сборника очерков о жителях района «Житейские истории» и книги «Преодоление» О. Кербер, повествующей о судьбах немцев-спецпереселенцев, не по своей воле оказавшихся в конце 1930-х - начале 1940-х гг. на территории Нарымского края [17. С. 38].
Значительное место в работе сельских библиотек занимает работа с подрастающим поколением. Проводимые мероприятия рассчитаны на представителей разных возрастов - от воспитанников детских садов до студентов профессиональных училищ и техникумов.
С 2009 г. в детской библиотеке села Каргасок действуют программа по привлечению детей дошкольного возраста «Я расту вместе с книгой», программа развивающего чтения для учеников начальной школы «Мир детства», цель которой - поддержка образовательной деятельности ребенка и его творческого развития. Библиотеки организуют летние площадки для детей, проводят походы, познавательные игры, викторины, спортивные эстафеты.
Участие сотрудников библиотек в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, форумах также является инструментом событийного менеджмента, позволяющим заявить о себе в информационном пространстве, сформировать положительный имидж.
Сотрудники сельских библиотек принимают участие во всероссийских и региональных форумах «Библиокараван», «Библиопрорыв», «Всероссийский лагерь сельских библиотекарей», «Томский коллайдер». В 2014 г. сотрудник Каргасокской библиотеки М.А. Мар-тынюк приняла участие во Всероссийском конкурсе «Библиотекарь года». Кроме того, в районах проводятся собственные профессиональные конкурсы, направленные на стимулирование творческих, инициативных библиотечных специалистов, выявление и распространение инновационных методов работы: «Библиотекарь года» (Кожевниковский район), «Моя судьба, мое призвание» (Бакчарский район). Информация о профессиональных конкурсах, опубликованная в районных СМИ, способствует позиционированию сотрудника библиотеки как высокоинтеллектуальной, разносторонней, творческой личности. На формирование корпоративной культуры благоприятно влияет празднование юбилеев библиотек. Следует отметить, что такие празднования нередко выходят за рамки библиотек, объединяя жителей села.
Сегодня важно, чтобы мероприятие имело продолжение в сети Интернет в форме собственного сай-
та, страницы на сайте библиотеки или района, группы в социальной сети, рассылок информации по электронной почте. Мероприятие может быть и виртуальным в случае, если реальное мероприятие дорогостоящее или трудозатратно. Положительные стороны виртуального мероприятия - экономия времени и ресурсов, недостатки - в отсутствии прямого контакта с аудиторией. На сайтах ЦБС Асиновского, Парабель-ского, Верхнекетского, Чаинского, Каргасокского, Зырянского, Кривошеинского районов регулярно размещаются анонсы предстоящих событий, информационные материалы о прошедших мероприятиях, проиллюстрированные фотографиями.
На завершающем этапе мероприятия деятельность сотрудников библиотек направлена на то, чтобы с помощью анкетирования и опросов установить обратную связь с участниками, собрать максимальное количество информации о проделанной работе. Как отмечают исследователи, оценка мероприятия должна складываться из следующих составляющих: оценка организационной эффективности, которая свидетельствует о своевременности процесса подготовки; оценка соблюдения регламента в ходе события, количества и качества привлеченной аудитории; маркетинговая эффективность или выяснение того, насколько проведение мероприятия обеспечило достижение поставленной цели. Необходимо рассмотреть такие параметры, как общее количество участников мероприятия, их активность и заинтересованность, процент отказа от участия [1. C. 113].
Яркое событие - замечательный способ привлечь внимание и повысить степень узнаваемости библиотеки за счет связанных с ней позитивных ассоциаций. Посетитель проводимого библиотекой мероприятия испытывает чувство удовлетворенности уже в ходе события и надолго запоминает то, что пережил на эмоциональном уровне. В числе преимуществ событийного менеджмента следует упомянуть также гибкость финансовой составляющей - в зависимости от бюджета можно выбирать наиболее оптимальный вариант проведения мероприятия. Нередко мероприятия с достаточно скромным бюджетом при вовлеченности и творческом подходе сотрудников могут стать гораздо эффективнее широкомасштабных акций, в которые было вложено немало средств.
Событийный менеджмент представляет собой перспективное направление деятельности современной библиотеки, позволяющее укрепить ее положение в системе социокультурных институтов, создать условия для того, чтобы, посетив мероприятие, жители села пришли в библиотеку еще раз - но уже в качестве читателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондратенко Е.А. Событийный менеджмент. Барнаул : Азбука, 2011. 142 с.
2. Манихин А.А. Ткань событий. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. 2014. № 4.
С. 135-143.
3. АнашкинаН.А. Event-marketing : коммуникативный тренд в рекламе // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). С. 250-253.
4. Goldblatt J. Special Events. A new generation and the next frontier : 6-th edition. Hoboken : John Wiley and Sons, 2010. 535 p.
5. Events Management : second edition / W. O’Toole, R. Harris, Ian McDonnell, G.A.J. Bowdin, J. Allen. Elsevier Ltd., 2006. 537 p.
6. Романцов А.Н. Event-маркетинг : сущность и особенности организации : практическое пособие. М. : Дашков и К, 2012. 116 с.
67
7. Мельникова Н.А. Событийный маркетинг в сфере культуры : анализ коммуникационного продвижения событий регионального музея //
Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2014. № 3 (17). С. 129-138.
8. Васильева О.О. Событийный маркетинг в системе организации спортивных мероприятий / О.О. Васильева, И.Г. Филиппова // Инновации.
Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 32-35.
9. Близняк Р.З. Принципы и методы, технологии и инструменты событийного менеджмента, применяемые в системе электоральных комму-
никаций // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (ч. 1). С. 26-30.
10. Балашов А.А. Событийный маркетинг в автомобильной индустрии / А. А. Балашов, С.М. Сацик, М.А. Гайнуллин // Маркетинговые ком-
муникации. 2010. № 3. С. 130-141.
11. Филюкова Н.Ш. Нестандартные формы event-маркетинга в книжных магазинах // Университетская книга. 2012. Т. 1. С. 68-71.
12. СмирноваА.Ю. Событийный менеджмент в современной библиотеке // Библиотековедение. 2012. № 6. С. 20-25.
13. Муниципальные общественные (публичные) библиотеки Томской области : информационно-аналитический обзор состояния и деятель-
ности за 2014 г. / сост. Т.П. Вергановичус; ред. С.С. Быкова. Томск, 2015. 149 с.
14. Аналитический обзор деятельности библиотек МБУ МЦБС Кожевниковского района в 2014 г. Кожевниково, 2015. 57 с.
15. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Первомайского района : информационно-аналитический обзор состояния и
деятельности за 2014 г. Первомайское, 2015. 61 с.
16. Аналитический обзор деятельности библиотек МБУ МЦБС Кожевниковского района в 2013 г. Кожевниково, 2014. 51 с.
17. Деятельность библиотек Каргасокского района : аналитическая справка за 2014 г. Каргасок, 2015. 63 с.
18. Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Бакчарского района за 2014 г. Бакчар, 2015. 106 с.
19. Аналитическая справка о деятельности ЦБС МАУ «Культура» Верхнекетского района за 2014 г. Белый Яр, 2015. 29 с.
20. Аналитическая справка о деятельности библиотек Шегарской МЦБС за 2014 г. Мельниково, 2015. 37 с.
21. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Первомайского района : информационно-аналитический обзор состояния и
деятельности за 2013 г. Первомайское, 2014. 56 с.
22. Аналитическая справка о деятельности библиотек Каргасокского района за 2013 г. Каргасок, 2014. 57 с.
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 14 июля 2015 г.
EVENT-MANAGEMENT IN MUNICIPAL RURAL LIBRARIES OF TOMSK OBLAST
Tomsk State University Journal, 2015, 398, 64-69. DOI: 10.17223/15617793/398/10
Kuzoro Kristina A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: event-management; events; rural libraries; municipal libraries; Tomsk Oblast.
Event-management is a new concept in the economy of the Russian market. It is creation of special events and focusing them on the customer’s wants. Events may be business, educational, cultural and recreational, scientific, sporting, recreational and others. Organization of events is one of the directions that libraries use trying to solve the problem of the loss of readers. In organization of events, rural libraries interact with regional administrations, schools, professional and technical schools, arts schools, sports and patriotic clubs, societies for the disabled, social support centers. Several rural libraries ask businessmen and deputies for sponsorship. Cooperation offers additional opportunities in the search for resources and development of new ideas and concepts. Rural libraries are involved in all-Russian events, such as A Night at the Museum, Immortal Regiment, Write a Letter to a Veteran. In addition, most districts have their own events such as The Whole Family to the Library, The Best Children’s Book and others. Libraries initiate charity events, which finds interest and support of the population. Librarians organize public, ethnographic and folk festivals. Libraries provide information support at such important regional events as the opening of monuments. Libraries organize literary contests, competitions of readers: Magic Pen (Asinovsky District), Read the Classics (Tomsk District), Eco-Rhymes (Bakcharsky District). Libraries host contests of photo, herbarium and floral works, children’s drawings, music videos, historical research works in Verkh-neketsky, Kozhevnikovsky, Bakcharsky and Parabelsky districts. Libraries traditionally organize exhibitions, literary evenings, concerts, commemoration meetings of famous people, meetings with writers, artists, public figures of the region. Library staff organize conferences. Librarians work on the improvement of the territories of settlements. At the initiative of librarians there is planting of trees, cleaning of the territory near the monuments, landscaping of parks. Participation of libraries in professional competitions, conferences, seminars, forums are the tools of event-management that allow creating a positive image. Event-management is a perspective direction of activities of modern libraries that strengthens its position in social and cultural institutions.
REFERENCES
1. Kondratenko, E.A. (2011) Sobytiynyy menedzhment [Event Management]. Barnaul: Azbuka.
2. Manikhin, A.A. (2010) Tkan’ sobytiy. Mesto event-marketinga v komplekse marketingovykh kommunikatsiy [Fabric of events. Place of event-
marketing in a complex of marketing communications]. Kreativnaya ekonomika — Journal of Creative Economy. 4. pp. 135-143.
3. Anashkina, N.A. (2013) Event-marketing: communicative trend in advertising. Omskiy nauchnyy vestnik — Omsk Scientific Bulletin. 5 (122). pp.
250-253. (In Russian).
4. Goldblatt, J. (2010) Special Events. A new generation and the next frontier: 6-th edition. Hoboken: John Wiley and Sons.
5. O’Toole, W. et al. (2006) Events Management: second edition. Elsevier Ltd.
6. Romantsov, A.N. (2012) Event-marketing: sushchnost' i osobennosti organizatsii [Event-Marketing: nature and features of organization]. Moscow:
Dashkov i K.
7. Mel’nikova, N.A. (2014) Event marketing in the culture sphere: analysis of communication progress. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledo-
vaniya — Science of the Person: Humanitarian Researches. 3 (17). pp. 129-138. (In Russian).
8. Vasil’eva, O.O. & Filippova, I.G. (2013) Sobytiynyy marketing v sisteme organizatsii sportivnykh meropriyatiy [Event marketing in the organiza-
tion of sports events]. Innovatsii. Menedzhment. Marketing. Turizm. 1. pp. 32-35.
9. Bliznyak, R.Z. (2011) Printsipy i metody, tekhnologii i instrumenty sobytiynogo menedzhmenta, primenyaemye v sisteme elektoral’nykh kommu-
nikatsiy [The principles and methods, technology and event management tools used in the electoral system of communications]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 5 (Pt. 1). pp. 26-30.
10. Balashov, A.A. et al. (2010) Sobytiynyy marketing v avtomobil’noy industrii [Event marketing in the automobile industry]. Marketingovye kom-munikatsii. 3. pp. 130-141.
68
11. Filyukova, N.Sh. (2012) Nestandartnye formy event-marketinga v knizhnykh magazinakh [Non-standard forms of event marketing in bookstores].
Universitetskaya kniga. 1. pp. 68-71.
12. Smirnova, A.Yu. (2012) Event Management in the Modern Library. Bibliotekovedenie — Library and Information Science. 6. pp. 20-25. (In Russian).
13. Bykova, S.S. (2015) Munitsipal'nye obshchestvennye (publichnye) biblioteki Tomskoy oblasti: informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2014 g. [The municipal public (public) library of Tomsk Oblast: informational and analytical review of the status and activity for 2014]. Tomsk.
14. Kozhevnikovsky District. (2015) Analiticheskiy obzor deyatel'nosti bibliotekMBUMTsBS Kozhevnikovskogo rayona v 2014 g. [Analytical review of library activities of Interregional Library Cooperation Centre of Kozhevnikovsky District in 2014]. Kozhevnikovo.
15. Pervomaysky District. (2015) Munitsipal'nye obshchedostupnye (publichnye) biblioteki Pervomayskogo rayona: informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2014 g. [Municipal public libraries Pervomaysky District: informational and analytical review of the status and activities for 2014]. Pervomayskoe.
16. Kozhevnikovsky District. (2014) Analiticheskiy obzor deyatel'nosti bibliotek MBU MTsBS Kozhevnikovskogo rayona v 2013 g. [Analytical review of library activities of Interregional Library Cooperation Centre of Kozhevnikovsky District in 2013]. Kozhevnikovo.
17. Kargasoksky District. (2015) Deyatel'nost' bibliotek Kargasokskogo rayona: analiticheskaya spravka za 2014 g. [Activities of libraries of Kar-gasoksky District: analytical report for 2014]. Kargasok.
18. Bakcharskiy District. (2015) Informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti munitsipal'nykh obshchedostupnykh (publichnykh) bibliotek Bakcharskogo rayona za 2014 g. [Informational and analytical overview of the status and activities of the municipal public libraries of Bakcharsky District in 2014]. Bakchar.
19. Verkhneketsky District. (2015) Analiticheskaya spravka o deyatel'nosti TsBS MAU "Kul'tura" Verkhneketskogo rayona za 2014 g. [Analytical information on the activities of the Culture Library Cooperation Centre in Verkhneketsky District for 2014]. Belyy Yar.
20. Shegarsky District. (2015) Analiticheskaya spravka o deyatel'nosti bibliotek Shegarskoy MTsBS za 2014 g. [Analytical information on the activities of libraries of Shegarsky Interregional Library Cooperation Centre for 2014]. Melnikovo.
21. Pervomaysky District. (2014) Munitsipal'nye obshchedostupnye (publichnye) biblioteki Pervomayskogo rayona: informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2013 g. [Municipal public libraries Pervomaysky District: informational and analytical review of the status and activities for 2013]. Pervomayskoe.
22. Kargasoksky District. (2014) Deyatel'nost' bibliotek Kargasokskogo rayona: analiticheskaya spravka za 2013 g. [Activities of libraries of Kar-gasoksky District: analytical report for 2013]. Kargasok.
Received: 14 July 2015
69