БАКУЛИНА А. С.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Аннотация. В статье раскрыты социальная роль и современные возможности специальной библиотеки для людей с ограниченными возможностями. Охарактеризованы отдельные виды документов для незрячих и слабовидящих читателей. Проанализированы современные информационные технологии в деятельности специальной библиотеки для слепых.
Ключевые слова: специальная библиотека, ограниченные возможности, пользователь, документ, информационные технологии, информационная потребность, социокультурная реабилитация, структурное подразделение библиотеки.
BAKULINA A. S.
SOCIOCULTURAL REHABILITATION OF PEOPLE WITH EYESIGHT PROBLEMS: NEW TECHNOLOGIES FOR LIBRARIES
Abstract. The article considers the social role and new technologies for special libraries for people with limited physical abilities. Certain types of documents for sightless and visually impaired people are characterized. The author analyzes the modern information technologies used by special libraries for sightless people.
Keywords: special library, limited physical abilities, user, document, information technologies, information need, sociocultural rehabilitation, structural subdivision of library.
Библиотека, как и любой другой социальный институт, постоянно развивается, и это развитие связано с изменениями общественных потребностей. Отвечая за производство, хранение и трансляцию социально значимой информации, библиотека прошла сложный путь развития и адаптации к конкретным общественно-историческим условиям и сегодня превращается в активного участника коммуникационного процесса, который базируется на совершенствовании не только информационно-библиотечных, но и социально-коммуникационных технологий. В современных условиях это приобретает ключевой смысл, в частности, в контексте предоставления библиотечно-информационных услуг лицам с проблемами зрения.
Согласно «Модельному стандарту деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации» - специальные библиотеки для слепых являются неотъемлемой частью библиотечной сети Российской Федерации и ее совокупного
культурного и информационного ресурса [4]. Специальные библиотеки для слепых -универсальные, общедоступные библиотеки. Основополагающим принципом их деятельности является принцип свободного и равного доступа к библиотечным фондам и информации для инвалидов по зрению. Его практическая реализация состоит в обеспечении этой категории пользователей необходимой информацией и услугами в том же объеме и того же качества, что и всех остальных пользователей библиотек.
Общественная значимость и социальная роль специальной библиотеки состоит в исполняемых ею функциях - информационной, культурной, образовательной, реабилитационной. Организуется беспрепятственный доступ к информации инвалидам по зрению на основе использования адаптивных технологий и тифлотехнических средств. Обеспечивается поддержка образовательной, профессиональной, социокультурной, досуговой деятельности незрячих пользователей, а также лиц с другими видами ограничений, что содействует их реабилитации и социализации через книгу и чтение [4].
Библиотеки, обслуживающие незрячих пользователей, функционируют как культурно-просветительные, реабилитационные и информационные организации, способствующие процессу социализации и воспитанию своих читателей путем создания благоприятных условий для их общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения. Фактически библиотека для слепых превращается в региональный центр толерантности, создающая условия для взаимопонимания и общения людей, вне зависимости от их национальности, вероисповедания, социального статуса, принадлежности к тому или иному культурному сообществу, наличия физических ограничений или каких-либо особенностей. Мы согласны с автором Т. Сватковской в том, что сотрудники специальных библиотек находятся в одном из стратегических центров распределения информации, входят в число наиболее востребованных работников сферы духовного обслуживания: они занимаются интегрированием инвалидов и людей с ограниченными возможностями в жизнь социума [5, с. 43].
Специальная библиотека для слепых формирует, хранит и предоставляет пользователям фонд документов, включающий плоскопечатные, рельефно-точечные, аудиовизуальные, тактильные, электронные и другие издания на русском и других языках. При формировании своих фондов такие библиотеки руководствуются общими для всех библиотек принципами. Однако, как отмечает А. Е. Шапошников, имеются и особенности, обусловленные спецификой отбора, издания и распространения литературы для слепых, нуждами и потребностями незрячих читателей [9, с. 91]. Производя отбор необходимых библиотеке изданий, библиотечные сотрудники руководствуются признаком их социальной
значимости, научной и практической ценности, соответствия задачам социальной реабилитации людей с проблемами зрения.
Выше, нами было отмечено, что фонды специальных библиотек для незрячих и слабовидящих читателей обладают большим информационным потенциалом. Но важнейшим вариантом по праву признается книга рельефно-точечного шрифта, которую ЮНЕСКО провозгласила основным форматом изданий для слепых. «Брайль» - это универсальная, самая простая и самая удобная и потому до сих пор непревзойденная рельефно-точечная система письма для слепых. Это - книги, ноты, математические и иные обозначения, предоставляющие незрячим читателям возможность овладевать всеми ценностями духовной культуры человечества.
С середины XX в. возможности незрячих людей в сфере получения, фиксации и хранения информации еще более расширились благодаря появлению аудиозаписи. В нашей стране начал осуществляться выпуск «говорящих» (озвученных) книг для незрячих людей. «Говорящая» книга - это фонограмма, воспроизводящая плоскопечатное издание, которое может быть дополнено музыкальными иллюстрациями. Содержание фонограммы эквивалентно тому или иному печатному изданию. «Говорящие» книги могут быть начитаны на различные носители информации: аудиоленту, оптический диск, флеш-карту и т. п. В Мордовской республиканской библиотеке для слепых, например, хранятся рукописи, издания, публикации, сборники записей на магнитной пленке незрячих поэтов -В. И. Устинова, А. А. Богомолова, В. Д. Анашкина, А. А. Моисеенко; методические пособия «Победившие судьбу», «Творческий вечер Р. Беловой»; произведения М. А. Бебана «Птицы весенние», С. Ларионова «Хрустальные колокола», «С ярким словом и песней: беседа о сказительнице С. М. Люлякиной», «Сказки финно-угорских народов»; песни на дисках «Мы
- мордва!», «Вельмек, Монь седеем!» и др., которые пользуются постоянным спросом у читателей [2, С. 97].
В последнее время в специальных библиотеках появились и другие виды изданий для незрячих и слабовидящих читателей. Один из них - тактильная (осязательная) книга. Ее цель
- помочь человеку с дефектами зрения в исследовании и восприятии окружающего мира. Именно с ее помощью он получает представление о крупных или очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях.
В целях более комфортной и удобной работы читателей некоторые специальные библиотеки для слепых организовывают новые или реорганизуют имеющиеся структурные подразделения в электронные читальные залы, получившие название «электронный пандус» [3]. Согласно стандарту, типовое компьютерное специальное рабочее место для инвалидов
по зрению в электронном читальном зале библиотеки включает в себя: стандартное оборудование (моноблок, основное программное обеспечение к нему, рабочий стол, рабочий стул); компьютерные тифлотехнические средства универсального назначения; дополнительные периферийные устройства (сканирующая и читающая машина, устройство печатающее шрифтом Брайля, стандартный принтер, брайлевская пишущая машинка).
Большое внимание в работе специальных библиотек для слепых уделяется детям, которые являются самыми активными пользователями. Во многих библиотеках функционируют специальные кафедры детской литературы. Вместе с тем в последние годы в структурах библиотек появляется новый профессиональный ресурс в поддержку формирования информационной культуры и развития читательской деятельности детей -сенсорная комната. Понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори [6, с. 11]. В ее педагогической системе, основанной на интерактивном сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Особенность методики занятий в этой комнате основана на том, что дети, имеющие лишь цветоощущение, т. е. практически слепые дети, не теряют способности видеть яркий белый цвет в свечении ультрафиолета. Это заставляет их глаза «видеть», и это очень важно для их дальнейшего развития и реабилитации.
Сенсорная комната - новый шаг в деятельности библиотеки по пути к формированию системы интегрированных социокультурных коммуникаций и становлению современной модели детского чтения и взаимодействия с юными читателями. Во многих библиотеках России, опыт которых заслуживает пристального изучения, уже функционируют сенсорные комнаты (Екатеринбург, Братск, Москва, Тюмень и др.). Охарактеризуем работу сенсорной комнаты на примере Свердловской областной специальной библиотеки для слепых. В этой библиотеке сенсорная комната используется как дополнительный инструмент библиотерапии с 2013 г. В зависимости от проблематики и возраста ребенка здесь используются разные приемы и методы работы. Именно в сенсорной комнате созданы условия для формирования у детей восприятия звука, ритма, цвета, согласования движений собственного тела, развития памяти, речи, фантазии. Сотрудниками библиотеки было издано методическое пособие, в котором обобщен опыт работы и содержатся рекомендации по использованию оборудования сенсорной комнаты, даны описания ряда упражнений и занятий, направленных на стимулирование сенсорного развития юных читателей [6].
С развитием Интернета многие специальные библиотеки для слепых получили новую категорию читателей - виртуальных. Развивая дистанционный доступ к источникам информации, библиотеки создают виртуальные пространства, в рамках которых успешно
функционируют все библиотечные технологии. А это означает, что каждая библиотека становится проводником новой культуры - культуры виртуального чтения, виртуального общения и познания. Удаленные пользователи специальных библиотек для слепых располагают большими возможностями для получения информации, не покидая дома. Web-сайты таких библиотек предлагают большой ассортимент полезных ресурсов и услуг: возможность выбора и заказа необходимых книг (электронный каталог), выбор и получение необходимых документов через электронные базы данных (электронная доставка документов), участие в культурно-досуговой деятельности библиотеки (озвученные обзоры книжных выставок, тифлоэкскурсии, прямая трансляция мероприятий), получение необходимых сведений об организациях, занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности («полезные ссылки») и т. д. Web-сайты, как правило, разработаны в соответствии с ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования к доступности для инвалидов по зрению». Большая часть информации web-сайтов таких библиотек представлена в виде текста, графических файлов (фотографий), которые сопровождаются текстом, поясняющим изображение. Для полноценного доступа слабовидящих людей к информационному массиву на сайтах добавлены функции выбора размера шрифта и цвета фона [1, 7, 8].
Таким образом, процесс социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных аспектов деятельности современного гражданского общества. Этот процесс может носить только комплексный характер и осуществляться всей совокупностью социальных институтов и специализированных учреждений, имеющих отношение к организации социальной деятельности в современных условиях. Только создание необходимых условий, способствующих формированию независимой жизни инвалидов, их полноценное функционирование в обществе будут способствовать развитию эффективной социальной реабилитации лиц с различными видами ограничений по здоровью.
Для дальнейшего развития деятельности специальных библиотек для слепых необходимо:
- совершенствование дизайна специальной библиотеки для слепых (комфортная доступная библиотечная среда);
- сохранение и приумножение уникального фонда специальных библиотек для слепых;
- активное внедрение в деятельность специальных библиотек для слепых сетевого библиотечного навигатора;
- реорганизация структурных подразделений библиотек в многофункциональные комплексы, способные значительно оптимизировать и совершенствовать деятельность специальных библиотек для слепых и др.
Все это позволит специальным библиотекам для слепых повысить качественный уровень социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, обеспечить доступ к информации и таким образом подтвердить статус инвалида как полноправного члена общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкирская специальная библиотека для слепых [Электронный ресурс]: [сайт]. -
[Б. м.], 2007-2013. - Режим доступа: http://brsbs.ru (дата обращения: 25.05.2014).
2. Булычева А. А. Анализ состояния и тенденций развития Мордовской
республиканской библиотеки для слепых // Социальные проекты новой эпохи: инновации через интеграцию: материалы Междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф., 24-25 сент. 2013 г. - Екатеринбург, 2013. - С. 95-101.
3. Государственное казённое учреждение культуры Свердловской области
«Свердловская областная специальная библиотека для слепых» : буклет. -Екатеринбург, 2013. - 10 с.
4. Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта
Российской Федерации [Электронный ресурс]. - СПб., 2010. - Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_spec.pdf (дата обращения: 25.05.2014).
5. Сватковская Т. Мир на кончиках пальцев // Библиотека. - 2011. - № 1. - С. 43-45.
6. Сенсорная комната в структуре библиотеки: метод. рекомендации. - Екатеринбург, 2013. - 40 с.
7. Тульская областная специальная библиотека для слепых [Электронный ресурс] :
[сайт]. - Тула, 2009-2014. - Режим доступа: http://www.tosbs.ru (дата обращения: 25.05.2014).
8. Тюменская областная библиотека для слепых [Электронный ресурс] : [сайт]. -
[Тюмень, 200-]. - Режим доступа: http://tosb72.ru (дата обращения: 25.05.2014).
9. Шапошников А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история,
современность, тенденции: монография. - М., 1992. - 210 с.