Научная статья на тему 'Проблемы и пути общественной интеграции инвалидов по зрению в информационном обществе'

Проблемы и пути общественной интеграции инвалидов по зрению в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова М. П.

This article about necessity of creation and adaptation of existing information technologies and the technical equipment, providing access to invalids by vision all types of the information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and ways of public integration of invalids on sight in an information society

This article about necessity of creation and adaptation of existing information technologies and the technical equipment, providing access to invalids by vision all types of the information.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути общественной интеграции инвалидов по зрению в информационном обществе»

23. Полякова Т. А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Полякова. - М.: МГУК, 1999. - 16 с.

24. Программа курса «Информационная культура» для повышения квалификации преподавателей системы общего образования /Сост. М. Г. Вохрышева, А.С. Кочеулова.; Самарская гос. академия культуры и искусств. - Самара, 1998. - 14 с.

25. Сляднева Н. Информационная культура и безопасность как необходимые элементы подготовки современных менеджеров в социальной сфере // Информационные ресурсы России. - 2000. - № 2. - С. 29-33.

26. Стародубова Г. А. Специальная подготовка библиотечных работников как условие повышения информационной культуры в регионе: организационный и методический аспекты [Электронный ресурс] / Библиографическая деятельность российских библиотек: проблемы и перспективы: матер. конф., г. Кемерово, окт. 2005 г.- Электрон. текстовые дан. - Кемерово: Кемеровск. обл. б-ка им. В. Д. Федорова, 2005.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

27. Фокеев В. А. Информация в контексте культуры. Информационная культура. (Основная литература, функционирующая в системе научных коммуникаций// Проблемы информационной культуры: -Вып. 6: Методология и организация информационно-культурологических исследований / Ред. Ю.С. Зубов, В. А. Фокеев. - М., 1997. - С. 157-176.

28. Формирование информационного общества в XXI веке /Сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов; Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех. - СПб, 2006. - 640 с.

29. Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений: Матер. областн. научн.-практич. конф. «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», г.Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. / Под общ. ред. Н.И.Гендиной. - Кемерово, изд-во облИУУ, 2001. - 150 с.

30. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.

31. Хан А. В. Наука в информационном обществе //На пути к обществам знаний. - СПб,2004. -С.22-26.

32. Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование: Тез. докл. Междунар. научн. конф. (19-21 сентября 2000 г., г. Краснодар-Новороссийск). - Краснодар, 2000.-С. 370-372.

33. Gendina N. IFLAs role in diffusing professional norms: LTR - project in Russia [Electronic resources] // http://www.ifla.org/IV/iila72/papers/137-Gendina-en.pdf

34. Gendina N. Coordination of higher educational institutions and professional library associations - the key to training quality rise of librarians of XXI century [Text] / N.I. Gendina // Management, Marketing and Promotion of Library Services. Based on Statistics, Analyses and Evaluation /edited by Trine Kolderup Flaten; International Federation of Library Associations and Institutions.-Munchen: K.G. Saur, 2006.- P.169-178.

35. Gendina N. Information Literacy or Information Culture: Separation for Unity: Russian Research Results [Electronic resources ]/ Gendina N. // World Library and Information Congress: 70th IFLA General Conference and Council, August 22-27 2004, Buenosaires, Argentina: Conference Papers. CD-ROM

36. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning http://www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006-ru.pdf

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

М.П. Коновалова, к. п. н., директор Тел.: 562851; E-mail: slbook@kaluga.ru

Калужская областная специальная библиотека для слепых им. Н. Островского http://www.admobl.kaluga.ru/New/Culture/slbook.htm

This article about necessity of creation and adaptation of existing information technologies and the technical equipment, providing access to invalids by vision all types of the information.

Россия в процессе глобализации вместе щество (пространство) за счет использова-с другими высокоразвитыми странами ин- ния современных компьютеров, Интернета и тегрируется в единое информационное об- других передовых информационных техно-

логий.

Все эти технологии рассчитаны на восприятие информации в основном на видеоносителях, главным образом с мониторов. Для инвалидов же по зрению доступ ограничен не только к ним, но и к обычным плоскопечатным книгам, театру, кино и даже общедоступному телевидению.

Для преодоления этого барьера необходимо решать следующие основные задачи:

1. Создание принципиально новых и адаптация существующих передовых как компьютерных, так и других технологий и техники, в идеале

обеспечивающих доступ инвалидам по зрению, и не только, ко всему объему и всем типам информации, но и устраняющих барьеры для общения (в том числе через электронную почту).

2. Обучение инвалидов самостоятельному пользованию этими инновациями.

3. Формирование у них постоянной потребности в получении всех видов информации, чтении, образовании и оказании помощи в профориентации, обучении (в том числе и трудовым навыкам).

К настоящему времени нашей библиотекой и всеми библиотеками для слепых (спецбиблиотеками) РФ освоены относительно простые технологии: перевода информации в звук, шрифт Брайля и «крупную букву». При этом нами по совместному договору с ГУП Калужским НИИ телемеханических устройств создана, поставлена на серийное производство и реализуется на рынке не только РФ, но и других стран мира недорогая портативная машинка для печати шрифтом Брайля под торговой маркой «Мария». В 2006 году она заняла 1-е место как лучший товар Калужской области.

С участием нашей библиотеки этим же институтом создан и запатентован аппаратно-программный комплекс по преобразованию плоскопечатных текстов в рельефно-

точечную форму шрифта Брайля для последующего тактильного восприятия информации, что позволяет создать первый отечественный дисплей Брайля.

Но, в целом, создание и освоение брай-левских компьютерных технологий по экономическим и финансовым причинам не под силу региональным спецбиблиотекам. Поэтому первая, чрезвычайно дорогостоящая задача должна решаться в масштабе всей страны и в масштабах международных Федераций инвалидов.

Решение второй и третьей задач под силу областным спецбиблиотекам. При этом наиболее важная, третья, проблема, по нашему мнению, должна решаться через социокультурную реабилитацию инвалидов, причем в идеале до уровня, полностью устраняющего барьеры в восприятии различных видов информации и межличностном общении.

В решении этой проблемы мы используем методологию системного подхода и вовлекаем организации образования, культуры, науки и социальной сферы. Суть этой работы - в адаптации инвалидов в социум через клубные формы работы, литературное и художественное творчество, любительские объединения и клубы по интересам, а также приобщение инвалидов к посильной трудовой деятельности. Причем особый упор мы делаем на работу с детьми, методологию которой мы отрабатываем в Мещовской (Калужская область) специализированной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, а также обслуживание инвалидов других категорий.

Так как обучение и интеграция инвалидов по зрению в информационное пространство требует разработки специальной техники и технологий, представляется целесообразным выделить эту работу в отдельные подпрограммы в следующих программах:

1. Российской части программы «ЮНЕСКО «Информация для всех»;

2. Программе ПЦ и ПИ по созданию общероссийской сети центров публичного доступа к социально-значимой информации.

3. Национальной и региональных программах поддержки и развития чтения.

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.