23. Полякова Т. А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Полякова. - М.: МГУК, 1999. - 16 с.
24. Программа курса «Информационная культура» для повышения квалификации преподавателей системы общего образования /Сост. М. Г. Вохрышева, А.С. Кочеулова.; Самарская гос. академия культуры и искусств. - Самара, 1998. - 14 с.
25. Сляднева Н. Информационная культура и безопасность как необходимые элементы подготовки современных менеджеров в социальной сфере // Информационные ресурсы России. - 2000. - № 2. - С. 29-33.
26. Стародубова Г. А. Специальная подготовка библиотечных работников как условие повышения информационной культуры в регионе: организационный и методический аспекты [Электронный ресурс] / Библиографическая деятельность российских библиотек: проблемы и перспективы: матер. конф., г. Кемерово, окт. 2005 г.- Электрон. текстовые дан. - Кемерово: Кемеровск. обл. б-ка им. В. Д. Федорова, 2005.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
27. Фокеев В. А. Информация в контексте культуры. Информационная культура. (Основная литература, функционирующая в системе научных коммуникаций// Проблемы информационной культуры: -Вып. 6: Методология и организация информационно-культурологических исследований / Ред. Ю.С. Зубов, В. А. Фокеев. - М., 1997. - С. 157-176.
28. Формирование информационного общества в XXI веке /Сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов; Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех. - СПб, 2006. - 640 с.
29. Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений: Матер. областн. научн.-практич. конф. «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», г.Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. / Под общ. ред. Н.И.Гендиной. - Кемерово, изд-во облИУУ, 2001. - 150 с.
30. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.
31. Хан А. В. Наука в информационном обществе //На пути к обществам знаний. - СПб,2004. -С.22-26.
32. Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование: Тез. докл. Междунар. научн. конф. (19-21 сентября 2000 г., г. Краснодар-Новороссийск). - Краснодар, 2000.-С. 370-372.
33. Gendina N. IFLAs role in diffusing professional norms: LTR - project in Russia [Electronic resources] // http://www.ifla.org/IV/iila72/papers/137-Gendina-en.pdf
34. Gendina N. Coordination of higher educational institutions and professional library associations - the key to training quality rise of librarians of XXI century [Text] / N.I. Gendina // Management, Marketing and Promotion of Library Services. Based on Statistics, Analyses and Evaluation /edited by Trine Kolderup Flaten; International Federation of Library Associations and Institutions.-Munchen: K.G. Saur, 2006.- P.169-178.
35. Gendina N. Information Literacy or Information Culture: Separation for Unity: Russian Research Results [Electronic resources ]/ Gendina N. // World Library and Information Congress: 70th IFLA General Conference and Council, August 22-27 2004, Buenosaires, Argentina: Conference Papers. CD-ROM
36. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning http://www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006-ru.pdf
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
М.П. Коновалова, к. п. н., директор Тел.: 562851; E-mail: slbook@kaluga.ru
Калужская областная специальная библиотека для слепых им. Н. Островского http://www.admobl.kaluga.ru/New/Culture/slbook.htm
This article about necessity of creation and adaptation of existing information technologies and the technical equipment, providing access to invalids by vision all types of the information.
Россия в процессе глобализации вместе щество (пространство) за счет использова-с другими высокоразвитыми странами ин- ния современных компьютеров, Интернета и тегрируется в единое информационное об- других передовых информационных техно-
логий.
Все эти технологии рассчитаны на восприятие информации в основном на видеоносителях, главным образом с мониторов. Для инвалидов же по зрению доступ ограничен не только к ним, но и к обычным плоскопечатным книгам, театру, кино и даже общедоступному телевидению.
Для преодоления этого барьера необходимо решать следующие основные задачи:
1. Создание принципиально новых и адаптация существующих передовых как компьютерных, так и других технологий и техники, в идеале
обеспечивающих доступ инвалидам по зрению, и не только, ко всему объему и всем типам информации, но и устраняющих барьеры для общения (в том числе через электронную почту).
2. Обучение инвалидов самостоятельному пользованию этими инновациями.
3. Формирование у них постоянной потребности в получении всех видов информации, чтении, образовании и оказании помощи в профориентации, обучении (в том числе и трудовым навыкам).
К настоящему времени нашей библиотекой и всеми библиотеками для слепых (спецбиблиотеками) РФ освоены относительно простые технологии: перевода информации в звук, шрифт Брайля и «крупную букву». При этом нами по совместному договору с ГУП Калужским НИИ телемеханических устройств создана, поставлена на серийное производство и реализуется на рынке не только РФ, но и других стран мира недорогая портативная машинка для печати шрифтом Брайля под торговой маркой «Мария». В 2006 году она заняла 1-е место как лучший товар Калужской области.
С участием нашей библиотеки этим же институтом создан и запатентован аппаратно-программный комплекс по преобразованию плоскопечатных текстов в рельефно-
точечную форму шрифта Брайля для последующего тактильного восприятия информации, что позволяет создать первый отечественный дисплей Брайля.
Но, в целом, создание и освоение брай-левских компьютерных технологий по экономическим и финансовым причинам не под силу региональным спецбиблиотекам. Поэтому первая, чрезвычайно дорогостоящая задача должна решаться в масштабе всей страны и в масштабах международных Федераций инвалидов.
Решение второй и третьей задач под силу областным спецбиблиотекам. При этом наиболее важная, третья, проблема, по нашему мнению, должна решаться через социокультурную реабилитацию инвалидов, причем в идеале до уровня, полностью устраняющего барьеры в восприятии различных видов информации и межличностном общении.
В решении этой проблемы мы используем методологию системного подхода и вовлекаем организации образования, культуры, науки и социальной сферы. Суть этой работы - в адаптации инвалидов в социум через клубные формы работы, литературное и художественное творчество, любительские объединения и клубы по интересам, а также приобщение инвалидов к посильной трудовой деятельности. Причем особый упор мы делаем на работу с детьми, методологию которой мы отрабатываем в Мещовской (Калужская область) специализированной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, а также обслуживание инвалидов других категорий.
Так как обучение и интеграция инвалидов по зрению в информационное пространство требует разработки специальной техники и технологий, представляется целесообразным выделить эту работу в отдельные подпрограммы в следующих программах:
1. Российской части программы «ЮНЕСКО «Информация для всех»;
2. Программе ПЦ и ПИ по созданию общероссийской сети центров публичного доступа к социально-значимой информации.
3. Национальной и региональных программах поддержки и развития чтения.
* *
*