ком. Незаменимую помощь преподавателю оказывают тестовые программы, которые являются одним из эффективных средств контроля и самоконтроля.
Весомым методическим плюсом в процессе создания компьютерных программ и тестов для индивидуальной работы студентов является наше сотрудничество с кафедрами Математики и Информатики, которые составляют под заказ программы для кафедры Иностранных языков. Таким образом, в нашей работе задействованы и ресурсы других кафедр, студенты которых на основании последних достижений в области информатики создают программы, которые мы применяем во время лингвистической подготовки, осуществляя индивидуализацию процесса обучения, тем самым повышая качество обученности студентов.
Использование в обучении иностранному языку учебно-методических компьютерных комплексов, разработанных в Англии, которые снабжены различными аудио-и видеоматериалами, позволяет органически сочетать в интерактивном режиме учебник, аудио- и видеоматериал, дополнив их многоуровневой системой контроля, на основе которого выстраивается индивидуальная стратегия обучения.
В то же время, несмотря на широкий спектр функций компьютера в обучении иностранным языкам, мы согласны с тем, что он не может быть длительно реализован без интеллектуального контакта между преподавателем и студентом и студентов между собой.
Литература
1. Потапова Р.К. Проблемы и перспективы развития компьютерных обучающих систем // Знание языка и языкознание. - М.: Наука, 1991. - С. 152-166.
2. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: Уч. пособие - М.: Радио и связь, 1997. - 528 с.
3. Цывкунова ЕЛ. Формирование автономности студента лингвистического вуза на основе междисциплинарного взаимодействия учебных курсов (английский и латинский язык): Автореф. дис. ... к. пед, н. - М., 2002. - 25 с.
4. Павлова И.П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку: Дис. ... д. пед. н. - М., 1992. - 438 с.
5. Carrel P., Devine J., Eskey D. (Eds.) Interactive approaches to second language reading. - New York: Cambridge University Press, 1988.
НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Е.Л. Кудрина, д. п. н., проф., ректор Тел.:(3842)73-28-08, E-mail:[email protected] Кемеровский государственный университет культуры и искусств http://www. art.kemerovonet.ru
The university working experience in implementation of the UNESCO Programme «Information For All» is shown. The levels of university, regional, all-Russian and international in implementation of scientific-creative strategy of the university in a person's information culture formation and information education are characterized.
Кемеровский государственный университет культуры и искусств как база реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбасс. Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ) является ведущим учебно-образовательным, научно-исследовательским и культурным центром Западной Сибири, осуществляющим прове-
дение научных исследований в сфере соци ально-культурной деятельности, а также подготовку специалистов для учреждений социальной сферы региона.
Получение статуса университета в 2004 г., официально закрепившего возросшие научные, педагогические и творческие возможности вуза, определило значительное расширение сферы подготовки кадров за
счет освоения новых отраслей профессиональной деятельности по направлениям, специальностям и специализациям. К их числу относятся направление «Искусство (музыкальное)», специальности «Народное художественное творчество», «Прикладная информатика», «Культурология», «Менеджмент организации», «Социальная педагогика», «Актерское искусство», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Дирижирование», «Библиотечно-информационная деятельность», «Декоративно-прикладное искусство», «Музейное дело и охрана памятников», «Социально-культурная деятельность».
В настоящее время в учебно-образовательный комплекс университета входят: шесть факультетов - культурологический, информационных технологий, музыкального искусства, режиссуры и актерского искусства, хореографии, факультет
повышения квалификации и переподготовки кадров; 26 кафедр, обеспечивающих гуманитарную и специализированную подготовку студентов; библиотека.
Высокий уровень учебного процесса обеспечивают около 300 высококвалифицированных специалистов, среди которых доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, заслуженные работники культуры Российской Федерации, заслуженные и народные артисты РФ, заслуженные деятели искусств РФ.
Университет является известным научным центром, с которым активно сотрудничают ведущие российские и зарубежные научные учреждения и профессиональные организации, такие как Российская академия образования, Институт философии РАН, Российский институт культурологии, Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты культуры искусств, ЮНЕСКО, Международная федерация библиотечных ассоциаций и др.
В университете действуют два диссертационных совета: один - по присуждению ученой степени доктора и кандидата наук по научным специальностям «Теория и история культуры» и «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», другой - по защите диссерта-
ций на соискание ученой степени кандидата наук по научным специальностям «Онтология и теория познания» и «Социальная философия». Плодотворная деятельность диссертационных советов во многом определяется эффективностью работы отдела аспирантуры. В аспирантуре университета ведется подготовка научно-педагогических кадров по четырем отраслям наук и пяти научным специальностям.
В университете успешно работают два научно-исследовательских института: НИИ прикладной культурологии, являющийся центром исследований региональной культуры и искусства, и НИИ информационных технологий социальной сферы, представляющий собой региональный центр по реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Сибири.
Выбор Кемеровского государственного университета культуры и искусств как одной из баз для реализации международной программы «Информация для всех» в России далеко не случаен. Он обусловлен реальными результатами научных исследований, полученными на факультете информационных технологий университета. Именно в рамках данного факультета в октябре 2000 г. был создан научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). На институт возложена весьма важная и ответственная миссия - представлять Кузбасс в рамках международной Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Основной целью этой программы является развитие международного и регионального сотрудничества для строительства правового и свободного информационного общества.
Деятельность НИИ ИТ СС направлена на реализацию двух разделов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» - «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» и «Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций». Выбор в качестве приоритетных именно этих направлений определяется социально-экономическими особенностями самого региона -Кузбасса. Промышленно- производственный комплекс Кемеровской области играет важную роль в обеспечении страны топливом и металлом. Вместе с тем в Кузбассе сложился уникальный даже для Сибири разрыв между уровнем мощного экономико-промышленного потенциала (в области сосредоточено около 28% основных фондов Западной
Сибири) и состоянием кадрового обеспечения экономики: лишь 7% населения области имеет высшее образование, 11% - среднее профессиональное образование. При этом подъем образовательного и культурного уровня жителей Кузбасса усугубляется удаленностью региона от образовательных, информационных и культурных центров национального и мирового уровня.
Одним из стержневых направлений деятельности НИИ ИТ СС является разработка теоретико-методических основ и технологии формирования информационной культуры личности. Полученные в НИИ ИТ СС по данному направлению результаты позволили Кемеровскому государственному университету культуры и искусств сформировать целостную научно-творческую стратегию формирования информационной культуры личности, как на уровне вуза, региона, России, так и на уровне участия в международных программах и проектах.
Внутривузовский уровень реализации стратегии формирования информационной культуры личности. В условиях кардинальных преобразованиях современного социума, связанных с эффективным использованием интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации, неизмеримо повышаются требования к выпускникам высших учебных заведений, формируются качественно новые задачи перед образовательными учреждениями, обеспечивающими подготовку кадров высшей квалификации. Сущность этих задач определяется Концепцией модернизации системы российского образования на период до 2010 г., выдвигающей в число приоритетов подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Решение задач такого уровня требует использования качественно новых подходов к созданию условий для повышения качества образования. В их числе важнейшее место по праву отводится внедрению результатов научных исследований и разработок в учебный процесс. Основными формами внедрения результатов научных исследований и
разработок НИИ ИТ СС в учебный процесс КемГУКИ являются: введение новых специализаций по подготовке кадров высшей квалификации в сфере культуры и искусства, информационных технологий; разработка и внедрение новых учебных спецкурсов; модернизация и профилирование учебного процесса за счет интеграции традиционных технологий обучения с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Примером введения новой специализации, явившейся результатом научных исследовании НИИ ИТ СС, является начатая с 2000 г. подготовка кадров по специализации «Технология формирования информационной культуры» в рамках специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» на факультете информационных технологий КемГУКИ. Разработка и внедрение новой специализации, новых учебных спецкурсов, создание соответствующего учебно-методического обеспечения базируются на основе концепции информационной культуры личности, разработанной в НИИ ИТ СС и получившей отражение в [1-2].
Особое внимание в университете уделяется массовому повышению уровня информационной культуры студентов и аспирантов. С этой целью разработаны учебные программы курса «Основы информационной культуры личности» [1, с. 445-509]. Их особенностью является учет профиля подготовки студентов и аспирантов в вузе культуры и искусств: музыкального, информационного, культурологического, театрального и т.п. Спецкурс «Основы информационной культуры личности» внедрен в учебный процесс пяти факультетов КемГУКИ, а также входит в состав спецкурсов, читаемых для аспирантов и соискателей.
Модернизация и интенсификация учебного процесса осуществляются, прежде всего, за счет использования современных ИКТ. В числе важнейших видов ИКТ, как средств модернизации и интенсификации учебного процесса, в КемГУКИ выступают технологии: электронной почты, телеконференций; создания баз данных, веб-сайтов, гипертекстов, презентаций; поиска в удаленных базах данных. Областями применения ИКТ в учебном процессе являются лекционные, семинарские, лабораторные и практические занятия; консультации, организация самостоятельной работы студентов; выполнение и защита дипломных и курсовых работ (проектов); прием зачетов и экзаменов. В результате в вузе стали активно использовать-
ся видеолекции, дистанционные формы консультирования студентов, экзамен-презентация студенческих работ, компьютерное тестирование и др.
Внедрение ИКТ в учебный процесс неизбежно требует повышения уровня информационной культуры не только студентов, но и, прежде всего, вузовских преподавателей. Деятельность НИИ ИТ ССС позволяет преподавателям и сотрудникам КемГУКИ непрерывно повышать свою квалификацию без отрыва от производства. Это обеспечивается как возможностью освоения ИКТ в условиях научных лабораторий, оснащенных современной компьютерной техникой, так и реализацией доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам по каналам высокоскоростной связи. Преподаватели-сотрудники НИИ ИТ СС активно используют в своей профессиональной деятельности разнообразные Интернет-технологии, гипертекстовые, мультимедийные, презентационные и другие технологии. Как следствие, создается основа для перехода на качественно новый уровень подготовки кадров, ориентированный на практическое создание и использование электронных учебных ресурсов.
Участие во флагманском проекте ЮНЕСКО - Программе «Информация для всех», выполнение многочисленных исследований и разработок, взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными коллегами обеспечили возможность сотрудникам НИИ быть на переднем крае развития ИКТ. В силу того, что сотрудники НИИ имеют возможность более глубокого освоения различных видов ИКТ, они по уровню своей компетентности в этой области существенно отличаются от среднестатистического представителя профессорско-преподавательского корпуса вуза культуры и искусств. В то же время, являясь прежде всего преподавателями вуза, они, в отличие от типичного сотрудника НИИ, подготовлены для критической оценки инновационных технологий с позиций их применимости в учебном процессе. С позиций этих факторов именно они оказываются лидерами в деле не только освоения, но и внедрения ИКТ в учебный процесс с учетом их специфики и ограничений, с адаптацией в определенной области применения.
В итоге результаты деятельности НИИ как структурного подразделения вуза позволяют реально перейти от деклараций и благих намерений к обеспечению прямого
трансфера научных и технологических достижений в учебный процесс.
Функционирование НИИ ИТ СС в структуре творческого вуза обусловило распространение разрабатываемых в нем научных концепций, используемых информационно-коммуникационных технологий не только в учебную и научно-исследовательскую, но и в творческо-исполнительскую деятельность КемГУКИ. Особое значение для интеграции науки и творчества сыграла гуманистическая направленность Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в рамках которой работает НИИ. Яркой иллюстрацией этого тезиса явилось включение в программу пленарного заседания Дней Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Кемерово, 2003, 2005, 2006 гг.) необычного для научных форумов компонента - арт-проекта «Идеи Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в зеркале искусства».
Региональный уровень реализации стратегии формирования информационной культуры личности. Исходя из особенностей социально-экономического развития Кузбасса реализация стратегии формирования информационной культуры личности направлена на подъем уровня информационной культуры широких слоев населения Кузбасса. Решение этих сложных социальных задач не возможно без установления социального партнерства с представителями различных структур региона: административных, социально-культурных, научно-образовательных [4-5]. Мы глубоко убеждены, что решающим условием достижения успеха в подготовке человека к жизни в информационном обществе является не столько инициатива отдельных лиц и учреждений, сколько наличие целенаправленной государственной и региональной политики в решении этой задачи. В КемГУКИ накоплен плодотворный опыт социального партнерства с ведущими региональными образовательными и библиотечными учреждениями. Подлинным центром трансляции разработанной в НИИ ИТ СС концепции формирования информационной культуры личности в образовательных учреждениях Кемеровской области стал Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО). На его базе сотру дни-ки НИИ ИТ СС ведут повышение квалификации в области информационной культуры и новых информационных технологий для
учителей, методистов и школьных библиотекарей Кузбасса, проводят совместные научно-практические конференции и семинары, издают научно-методические сборники.
Крупнейшим библиотечным центром -транслятором результатов научных исследований НИИ ИТ СС по формированию информационной культуры личности — является Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова. Сотрудниками НИИ ИТ СС совместно с работниками этой библиотеки был подготовлен и издан специальный выпуск регионального периодического издания «Библиотечная жизнь Кузбасса». В этом выпуске, получившем название «Информационная культура личности: опыт разработки и внедрения технологии формирования в регионе», получил освещение опыт НИИ ИТ СС Кузбасса, библиотек и образовательных учреждений региона по повышению информационной культуры жителей Кузбасса. В рамках проводящегося на базе Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова Сибирского библиотечного форума традиционно работает секция «Формирование информационной культуры личности в библиотеках», подготовку и руководство которой осуществляют сотрудники НИИ ИТ СС.
В школьных, детских, юношеских, вузовских, публичных, научных библиотеках Кузбасса сотрудники НИИ ИТ СС внедряют научно обоснованную технологию информационного обучения различных категорий читателей. Ведется повышение квалификации библиотекарей региона за счет освоения психолого-педагогических основ информационного обучения. Для этого используются стационарные и выездные формы повышения квалификации: лекции, консультации, семинары, тренинги. За последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою квалификацию в сфере технологии формирования информационной культуры личности.
Наряду с этим в Кузбассе впервые в России был осуществлен выпуск особых специалистов - учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута в Беловском педагогическом колледже на основе разработанного в НИИ ИТ СС учебно-методического комплекса.
Эффективной формой продвижения результатов научных исследований НИИ ИТ СС в области формирования информационной культуры личности является про-
ведение научно-практических и обучающих семинаров по заказу образовательных учреждений и библиотек .
Регулярное проведение семинаров и конференций, развертывание экспериментальной работы дает возможность сотрудникам НИИ ИТ СС осуществлять постоянную обратную связь с образовательными и библиотечными учреждениями региона, выявлять их насущные потребности в сфере формирования информационной культуры личности и на этой основе осуществлять планирование научных исследований и разработок.
Для продвижения результатов научных исследований НИИ ИТ СС в жизнь региона, для обеспечения эффективной информационно-просветительской работы серьезное внимание уделяется взаимодействию со средствами массовой информации Кузбасса. С этой целью используются возможности областных газет и журналов («Кузбасс», «Кузнецкий край», «Культура Кузбасса», «Деловой Кузбасс» и др.), программы Кемеровского областного радио и телевидения.
За годы работы НИИ ИТ СС в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» сложилась своеобразная форма подведения итогов проделанной работы и обсуждения грядущих планов. Такой формой стали Дни Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе, представляющие собой широкомасштабную информационно-просветительную акцию, органично сочетающие в себе мероприятия научного, методического, просветительского, художественно-творческого характера.
В целом важнейшим результатом проведенных «Дней Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе» явилось усиление общественного интереса к данной международной программе.
Всероссийский уровень реализации стратегии формирования информационной культуры личности. Деятельность НИИ ИТ СС по развитию теории и методики информационной подготовки не ограничивается масштабами Кузбасса. Сотрудники института поддерживают деловые контакты со многими научными и информационными центрами России. Тесные связи установлены с Российской государственной библиотекой, Государственной публичной научно-технической библиотекой Российской Федерации, Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами культуры, Российской национальной библиотекой,
Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск). Особое место занимает взаимодействие НИИ ИТ СС с библиотечными и образовательными учреждениями городов: Новосибирск, Томск, Омск, Красноярск, Екатеринбург. Сотрудники института активно представляют результаты исследований на всероссийском уровне за счет участия в Федеральных целевых программах, конкурсах грантов, научных конференциях, проведения обучающих семинаров по заказу учреждений образования и культуры, публикации результатов исследований.
На протяжении ряда лет исследования КемГУКИ по формированию информационной культуры личности выполнялись в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП ) «Культура России» (2001-2010 гг.).К числу таких исследований НИИ ИТ СС относятся следующие проекты: «Создание системы повышения квалификации работников библиотек и образовательных учреждений как центров формирования информационной культуры учащейся молодежи Кемеровской области» (2001 г.); «Развитие научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств» (20022003гг.); «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» (2004 г.); «Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы как центр формирования информационной культуры личности средствами новых информационных технологий» (2005 г.).
Значительным событием 2006 г. для НИИ ИТ СС явилось получение Гранта Президента Российской Федерации для проекта НИИ ИТ СС «Формирование информационной культуры учащейся молодежи на базе общедоступных библиотек».
- Фактом, свидетельствующим о признании научных достижений НИИ ИТ СС и высокой квалификации его сотрудников, является наличие заказов из различных регионов России на проведение обучающих семинаров.
Значительное внимание продвижению результатов деятельности НИИ ИТ СС на всероссийском уровне отводится научным публикациям. Особое место в этом виде деятельности занимает общероссийский журнал «Школьная библиотека», в котором сотруд-
никами НИИ ведется постоянная рубрика «Информационная культура».
Одной из наиболее фундаментальных публикаций, подводящих итоги многолетних исследований НИИ ИТ СС в области информационного образования, стала новая книга коллектива НИИ ИТ СС «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины» [1].
Реализация стратегии формирования информационной культуры личности на уровне участия в международных программах и проектах. Развитие сотрудничества университета с зарубежными партнерами осуществляется за счет взаимодействия с двумя важнейшими международными организациями - Организацией Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО) и Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation of Library Associations and Institutions Federation-IFLA).
Сотрудничество с ЮНЕСКО. Ключевая идея Программы ЮНЕСКО « Информация для всех» - эффективное использование информационных и коммуникационных технологий для развития гражданского общества, обеспечения всеобщего доступа к образованию и сокровищам культуры, как и основной предмет Программы - информационная политика, ориентированная на человека, на развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний, оказались чрезвычайно актуальны для Кузбасса.
За время работы по реализации данной Программы сотрудниками НИИ получены важные результаты, привлекающие внимание специалистов и общественности. Для организации информационной подготовки жителей Кузбасса сотрудниками НИИ ИТ СС проведен широкий комплекс исследований и разработок. Их результатом явилась разработка концепции и инструментария формирования информационной культуры личности на базе образовательных учреждений и библиотек.
На базе НИИ ИТ СС за 2001-2006 гг. проведено 14 научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе. В них приняли участие сотни специалистов из разных регионов России и ближнего зарубежья. Традиционным стало ежегодное проведение Дней Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех» в Кузбассе как широкомасштабного форума, включающего проведение презентаций, научно-практических семинаров, круглых столов, дискуссий.
Одним из ключевых научных событий 2006 г. стала международная научно-практическая конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» (Москва, 2-3 ноября 2006 г). Организаторами конференции наряду с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» выступили и Кемеровский государственный университет культуры и искусств и НИИ информационных технологий социальной сферы. Конференция имела международный статус, она проходила под эгидой ЮНЕСКО, в ней принял участие заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по-коммуникации и информации г-н Абдул Ва-хид Хан.
Деятельность НИИ ИТ СС по разработке теоретико-методических основ формирования информационной культуры личности получила высокую оценку со стороны Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Руководство Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» отметило уникальность результатов внедрения Программы в Кузбассе и представило отчет о деятельности института в Международный исполнительный комитет Программы ЮНЕСКО. На прошедшей в Париже 111 сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» предложенная НИИ ИТ СС концепция формирования информационной культуры получила безоговорочное признание и была взята на вооружение в качестве одного из приоритетных направлений Программы и бюджета на 2006-2007 гг.
Сотрудничество с 1ЕЬЛ. Начало взаимодействия с ШЬА связано с выдвижением в 1999 г. Советом Российской библиотечной ассоциации директора НИИ ИТ СС профессора Гендиной Н.И в члены Постоянного комитета Секции 1БЬА по библиотечной теории и исследованиям и ее повторное избрание в состав этого Постоянного комитета в 2003 г. Как член Постоянного комитета Секции ШЬА по библиотечной теории и исследованиям Н.И. Гендина принимала участие в работе 66-й, 68-й и 69-й сессий Генеральной конференции 1БЬА. В ходе этих конференций были установлены
деловые контакты НИИ ИТ СС с международными научно-исследовательскими коллективами.
В 2006 г. сотрудники НИИ ИТ СС приняли активное участие в выполнении крупного международного проекта «Роль ШЬА в продвижении профессиональных норм и стандартов в библиотеках». По результатам проведенного НИИ ИТ СС в России исследования в ШЬА был представлен отчет на английском языке, размещенный на сайте по адресу http://www.ifla.org/IV/ifla72/papers/ 137-Gendina-en.pdf.
На 72-й Генеральной сессии и конференции ШЬА «Библиотеки — активные двигатели информационного общества и общества знаний» в г. Сеуле (Южная Корея, 2006 г.) директор НИИ ИТ СС, профессор Н. И. Гендина выступила с докладом на тему «Роль ШЬА в продвижении профессиональных норм и стандартов в библиотеках: результаты реализации международного проекта в России». В докладе были представлены результаты исследования, посвященного анализу использования международных норм и стандартов в библиотечных и информационных учреждениях России. Особое место в докладе отводилось проблеме информационной грамотности населения, как обязательного условия обеспечения доступа к информации и знаниям. Наглядно и образно в докладе были представлены не только барьеры, препятствующие росту информационной грамотности россиян, но и способы их преодоления. В частности, значительный интерес вызвала разработанная в НИИ ИТ СС концепция формирования информационной культуры личности и дифференциации уровней информационной грамотности граждан.
Результаты проведенных НИИ ИТ СС исследований в рамках международных научных проектов ШЬА были опубликованы на английском языке в изданиях 1БЬА [6-7].
В заключение следует подчеркнуть, что реализация сформированной в Кемеровском государственном университете культуры и искусств целостной научно-творческой стратегии формирования информационной культуры личности обеспечивает повышение уровня информационной культуры студентов и преподавателей, способствует повышению качества обучения и результатов научно-исследовательской работы, содействует росту рейтинга университета, формированию положительного имиджа вуза в целом.
Литература
1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. -М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. -512 с.
2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Уч.-метод. пособие. - 2-е изд., пере-раб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.
3. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств как центр формирования информационной культуры личности: Сб. материалов/сост. Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. - Кемерово, 2006. - 46 с.
4. Кудрина Е.Л. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы как региональный центр реализации «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» [Электронный ресурс] / Кудрина Е.Л., Гендина Н.И. //Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: Всеобщий доступ к информации: Материалы междунар. конф., г. Санкт-Петербург, 23-25 июня 2004 г. - Электрон. текстовые дан. - М.: Центр ПИК, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Гендина Н.И. НИИ в структуре университета культуры и искусств: инновационная деятельность в целях повышения качества подготовки информационно-библиотечных кадров высшей квалификации [Электронный ресурс] /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Е.Л. Кудрина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: Материалы 13-й Международной конференции «Крым 2006» - Электрон. дан. - М.: ГПНТБ России, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Gendina N. Information Literacy or Information Culture: Separation for Unity: Russian Research Results/ Gendina N. // World Library and Information Congress: 70th IFLA General Conference and Council, August 22-27 2004, Buenosaires, Argentina: Conference Papers. CD-ROM
7. Gendina N. Coordination of higher educational institutions and professional library associations - the key to training quality rise of librarians of XXI century // Management, Marketing and Promotion of Library Services. Based on Statistics, Analyses and Evaluation /edited by Trine Kolderup Flaten; International Federation of Library Associations and Institutions.-Munchen: K.G. Saur, 2006. - P.169-178.
ИЗ АНАЛИЗА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.П.Несговорова, к. п. н., доц. Тел.: 8(3522)460316, E-mail: [email protected] Курганский государственный университет http://www.kgsu.ru
Ecological and professional readiness of the teacher to execute ecological training of children is an open, complex, poly functional plural-component system of a personality.
Готовность к жизнедеятельности экологически культурного человека и готовность педагога к экологическому образованию детей составляют неотъемлемые грани готовности педагога-эколога к профессиональной деятельности. Эколого-профессиональная готовность педагога к осуществлению экологического образования детей - открытая, сложная полифункциональная многокомпонентная система личности, модель которой включает интегральные (целостные) свойства, присущие
личности социально зрелого человека, члена общества, стремящегося к устойчивому развитию, независимо от его профессиональной принадлежности. К таковым свойствам личности педагога должны быть отнесены: направленность ее потребностей, интересов, моральных и эстетических ориентаций, готовность к экологически сообразной деятельности, взгляды, оценки и поведение, социальная активность и действенная критичность в отношении к действительности. Эти качества личности составляют необходимую базу ее экологической культуры; основными факторами повышения профессиональной готовности педагога-эколога являются: уровень гностической готовности, уровень развития профессионально-значимых качеств личности, уровень методической готовности, уровень усвоения эколого-