Литература
1. Келдыш М.В. Творческий портрет по воспоминаниям современников.- М.: Наука, 2002.
2. Будущее прикладной математики. - М., УРСС, 2005.
3. Никольский М.В. Черная молния SR-71/M. - М.: Астрель, АСТ, 2001.
4. Пример. А.В.Ворожцов. Путь в современную информатику. - М.: УРСС, 2002.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
Н.И. Гендина, д. пед. н., проф., директор научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровский государственный университет культуры и искусств Тел.: (384-2) 35-96-15, E-mail: [email protected] http://nii.art.kemerovonet.ru
About directions of research for development of concept of information culture of the person, methodical principles of information education, results of practical use of the concept of " information formation of culture of the person ".
Постановка проблемы
Вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется не только стремительным развитием телекоммуникационных систем и информационно-
коммуникационных технологий, но и созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг. Информационное общество прочно ассоциируется с «высокими технологиями». От человека в таком обществе требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. В масштабах всей земной цивилизации возникает глобальная проблема -своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Как известно, информационная подготовка личности традиционно является пре-
рогативой таких социальных институтов, как образовательные учреждения и библиотеки. Конец ХХ в., ознаменованный информационным взрывом и информационным кризисом, потребовал особого внимания к информационной подготовке личности и общества в целом. При этом важную роль сыграла эволюция объектов информационной подготовки. За очень короткий срок эти объекты трансформировались от правил разыскания документов в библиотечных каталогах до стратегий поиска информации в Интернет. Расширение номенклатуры объектов информационной подготовки имело следствием привлечение понятий и терминов из разных областей знания: библиотечного дела, информатики, документалистики, программирования и др. В частности, в качестве близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, в русском языке широко используются такие термины, как: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и др. Такая же ситуация характерна и для англоязычной терминологии, где информационная подготовка связывается с употреблением таких терминов, как «Hypertext literacy», «Information retrieval skills», «Multimedia literacy», «Multimedia literacy» и др.
В последние годы в отечественной специальной литературе в центр терминологического поля выдвинулся термин «информационная культура». В то же время в английском языке лидирующее положение занимает термин «информационная грамотность».
Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики в нашей стране связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастанием объемов информации; информатизацией общества, развитием информационной техники и технологии; становлением информационного общества.
Научные исследования, послужившие основой для разработки концепции формирования информационной культуры личности
Необходимость выработки системного представления информационных знаний и умений и разработки концепции подготовки человека к жизни в информационном обществе побудили нас провести комплекс исследований и разработок по следующим основным направлениям:
Изучение и обобщение отечественного опыта В результате изучения и обобщения опыта образовательных и библиотечных учреждений России по формированию информационных знаний и умений выяснилось следующее. В отечественной практике преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого формирование информационной культуры сводится к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, ликвидации компьютерной безграмотности, овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом -формирование информационной культуры, как целостного явления. Установлено также, что повышение уровня информационной культуры общества серьезно осложняется из-за отсутствия специально подготовленных педагогических и информационно-библиотечных кадров и необходимой учебно-методической литературы.
Исследование уровня информационных знаний и умений различных категорий потребителей информации
Объектом изучения уровня информационной культуры явились такие категории потребителей информации, как студенты, учителя, врачи, юристы, инженерно-
технические работники. Замер уровня информационной культуры производился по следующим параметрам: умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность и выразить ее словесно; знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса: адресный, тематический, фактографический; умение извлечь информацию из источника и правильно оформить результаты своей информационно-аналитической деятельности. Установлено, что все эти категории потребителей информации обладают недостаточно высоким уровнем информационной культуры, что негативно сказывается на продуктивности их учебной или профессиональной деятельности. Особое внимание при этом уделялось изучению информационной культуры юношества - старшеклассников, учащихся колледжей и вузов. Результаты исследования показали не только недостаточно высокий уровень информационной культуры учащихся, но и косвенным образом засвидетельствовали низкий уровень информационной культуры учителей школ и преподавателей средних и высших учебных заведений. Таким образом, в информационных запросах юношества, как в зеркале, отразились пробелы в информационной подготовке педагогов.
Выявление и оценка состава информационных знаний и умений, которые призваны сформировать учебные дисциплины общеобразовательных учреждений
Цель исследования - определить, как общеобразовательная школа формирует и должна формировать информационные знания и умения. Объектом исследования выступили учебные программы по всем предметам общеобразовательных учебных заведений России с 1 по 11 класс. Методом контент-анализа из учебных программ были выделены все ключевые слова, характеризующие информационные знания и умения. В результате были получены две базы данных: «Информационные знания» и «Информационные умения», общим объемом около 5 тысяч записей. Изучение полученных эмпирических данных заставило задуматься над вопросом: почему при такой насыщенности учебных программ информационными знаниями и умениями выпускник общеобразовательной школы имеет низкий уровень информационной культуры? Анализ показал, что причины неподготовленности учащихся к решению практических задач ин-
формационного характера кроются в следующем: нарушение принципов системности, последовательности, технологичности при формировании информационных знаний и умений, разрыв между теорией и практикой информационного обучения.
В целом в ходе проведенных исследований было установлено, что информационная культура одинаково важна как для учителей, так и для учащихся, а все основные характеристики образования, включая его динамику, существенно зависят от информационной культуры. Наряду с образовательными учреждениями формированием информационной культуры личности традиционно занимаются и библиотеки. Однако в силу разрозненности усилий, отсутствия целенаправленно организованного процесса информационного обучения уровень информационной культуры общества продолжает оставаться неоправданно низким.
Сущность концепции формирования информационной культуры личности
Результатом проведенного комплекса исследований явилась разработка концепции формирования информационной культуры в образовательных и библиотечных учреждениях. Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Только специальная подготовка, только информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях мира. При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи, непременных атрибутов информационного общества.
Мы убеждены, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни биб-лиотечно-библиографическая грамотность сами по себе, изолированно, не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности. Именно эта мысль лежит в основе разработанной нами концеп-
ции и технологии формирования информационной культуры личности.
Важнейшими составляющими нашей концепции являются: трактовка понятия «информационная культура личности», определение общеметодологических принципов организации информационного образования; создание модели учебного курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых и обучающих; разработка условий организации информационного образования.
Предлагаемая трактовка информационной культуры личности
Информационная культура личности -одна из составляющих общей культуры человека. Это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Информационная культура личности -это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Если уподобить культуру современного человека драгоценному кристаллу, то одной из граней в нем является информационная культура.
Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение - это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Эта система выражается в ценностях образа жизни личности, социальной группы и общества в целом в век информации. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить целость традиционной книжной (библиотечной) и новой, компьютерной информационной культуры. По нашему мнению, ис-
пользование понятия «информационная культура» позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной.
Преимущества понятия «информационная культура личности»:
> наличие мировоззренческого компонента, обеспечивающего мотивацию информационной подготовки личности;
> всесторонний охват информационной подготовки личности: синтез традиционной книжной и новой информационной культуры;
^ адекватность объектам информационной подготовки личности;
^ органическое единство технократической и гуманитарной культур.
Общеметодологические принципы организации информационного образования
Эффективная организации информационного образования возможна лишь при соблюдении следующих основных принципов:
> культурологического подхода;
> системного подхода;
> интегративности;
> деятельностного подхода;
> технологического подхода;
^ непрерывности.
Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода, информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе.
Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счет введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как библиотечно-библиографи-ческие знания, культура чтения, компьютерная грамотность. Он также позволяет реализовать, в соответствии с тезисом «целое
больше, чем сумма его частей», достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки граждан.
Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер, и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Он предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влекут снижение качества результатов.
Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на органичное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих социальных институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности.
Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной куль-
туры личности. При этом на каждом из этих звеньев обучение основам информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным
Разработка модели учебного курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых и обучающих
Разработанная нами концепция формирования информационной культуры легла в основу курса «Основы информационной культуры личности». Цель курса - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества.
Изучение данного курса направлено на решение следующих задач:
1) Формирование информационного мировоззрения личности;
2) Приобретению знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности личности.
Отличительными особенностями курса являются:
> полидисциплинарный характер; ^ прагматическая направленность обучения;
^ формализация и алгоритмизация представления материала;
^ блочно-модульный способ построения.
Модель курса «Основы информационной культуры личности»:
Раздел I. Информационное общество и информационная культура
Раздел II. Информационные ресурсы общества
Раздел III. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Раздел IV. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
Раздел V. Технологии подготовки информационных продуктов
Раздел VI. Информационная культура и информационно-коммуникационные технологии
Кратко содержание каждого раздела курса «Основы информационной культуры личности» можно представить следующим образом.
Раздел I. «Информационное общество и информационная культура» нацелен на формирование мотивации изучения курса,
выработку формационного мировоззрения современного человека.
Раздел II. «Информационные ресурсы общества» характеризует современные «Гималаи» информации - многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде.
Раздел III. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения» дает в руки современному человеку своего рода «нить Ариадны», позволяющую отыскать в информационных лабиринтах необходимые сведения, открывающую доступ к информационным богатствам.
Раздел IV. «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» раскрывает способы извлечения драгоценной информации из «тонн информационной руды».
Раздел V. «Технологии подготовки информационных продуктов» отвечает на вопрос о том, как самостоятельно из «информационного сырья» подготовить качественно информационный продукт; как наполнить «информационный портфель» школьника, студента, аспиранта, учителя.
Раздел VI. «Информационная культура и информационно-коммуникационные технологии» раскрывает широкие возможности современных информационно-коммуникационных технологий для решения задач информационного самообслуживания.
Условия организации информационного образования
Первое условие. Внедрение в учебные планы образовательных учреждений всех типов специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений.
Второе условие. Наличие учебно-программного (тематических планов, учебных программ), учебно-теоретического (учебников, учебных пособий), учебно-практического (сборников упражнений, практических заданий, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п.), учебно-методического обеспечения (методические разработки уроков, практических занятий и др.); средства диагностики уровня информационной культуры и контроля (тестирования) степени
усвоения учебного материала. Доминирующим компонентом учебных материалов должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится.
Отличительной особенностью курса «Основы информационной культуры личности» является его ориентация на конкретные категории обучаемых: школьников, студентов, учителей и др. Курс обеспечен комплексом учебных программ, унифицированных по структуре и дифференцированных по категориям обучающихся.
Наряду с учебными программами создан комплекс учебной литературы по курсу «Основы информационной культуры личности». Он состоит из учебных пособий, практических руководств, тестов, справочных материалов.
Третье условие. Использование распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной среды состоит в том, что составляющие ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в организации информационного образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня информационной культуры.
Четвертое условие. Организация специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса информационного образования
должно стать овладение как той, так и другой технологией формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитико-синтетической переработки информации. Профессиональная подготовка библиотекарей, призванных формировать информационную культуру различных категорий обучаемых - от самых маленьких граждан до взрослых людей, - должна быть усилена психолого-педагогическим компонентом, включающим изучение методов и средств обучения с учетом возраста и деятельности человека.
Концепция формирования информационной культуры личности и идея разработки международных стандартов информационной грамотности
В 2002 г. в рамках Международной федерации библиотечных ассоциаций (ШЬА) была создана секция по информационной грамотности. Ее основная задача - выявить стандарты информационной грамотности, сформировавшиеся в разных странах, и разработать на этой основе международный стандарт. С нашей точки зрения, идея разработки стандарта информационной грамотности является, безусловно, плодотворной, а деятельность секции информационной грамотности ШЬА заслуживает всяческого одобрения и поддержки. Вместе с тем, проведенные нами исследования позволяют утверждать, что термин «информационная грамотность» не вполне адекватен применительно ко всему многообразию знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой глобальной сфере, как информация и современные информационные технологии. Так, в результате анализа мирового потока публикаций за 1982-2003 гг. в РЖ «Информатика» установлено, что информационную подготовку личности или информационную грамотность характеризуют следующие компоненты:
1. Умение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы.
2. Знание информационных ресурсов.
3. Знания возможностей библиотеки и умение их использовать.
4. Умение вести информационный поиск.
5. Знания и умения по обработке информации.
6. Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.
7. Умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.
Совершенно очевидно, что каждый из этих компонентов, не говоря уж об их совокупности, отнюдь не сводим к простым, элементарным умениям и навыкам. Следовательно, «информационная грамотность» -это термин, не вполне корректно отражающий владение человеком широким спектром знаний и умений в области информации, ибо в самом слове «грамотность» есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования - умения читать и писать, и только. С нашей точки зрения гораздо более соответствует масштабу рассматриваемого феномена (феномена информации и информационных технологий, информационного общества в целом) понятие информационной культуры, неотъемлемой составной частью которого является информационная грамотность.
Являясь сторонниками разработки стандартов информационной культуры (информационной грамотности), мы глубоко убеждены, что не может быть абстрактных стандартов по информационной грамотности или информационной культуре. Каждый из них должен быть рассчитан на совершенно конкретную, определенную категорию потребителей информации (обучаемых), в зависимости от ступеней и уровней общего и профессионального образования: дошкольного, общего среднего, среднего специального, вузовского, послевузовского. Стандарты должны быть совместимы: каждый последующий стандарт должен быть основан на предыдущем. Все они должны соответствовать основному системобразую-щему принципу - принципу непрерывности, преемственности, «совместимости» информационного образования.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что международные стандарты по информационной культуре (информационной грамотности) неотделимы от национальной культуры, национальных традиций, национальной системы образования. При соблюдении
этих требований стандарты информационной культуры (информационной грамотности) могут и должны стать тем действенным инструментом, с помощью которого возможен мониторинг за качеством информационной подготовки личности, ее готовности жить в информационном обществе.
Результаты реализации концепции формирования информационной культуры личности
Изучением проблем информационной культуры личности мы занимаемся свыше 20 лет. Первоначально, начиная с 80-х ХХ
в., исследования велись библиотечным факультетом Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В 2000
г. в структуре университета был создано специальное научное подразделение - научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС), действующий в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Деятельность НИИ ИТ СС связана преимущественно с реализацией двух разделов данной программы: второго -«Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» и пятого - «Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций». С 2003 г. мы сотрудничаем с секцией по информационной грамотности ШЬА, принимая участие в разработке международных стандартов по информационной грамотности.
Реализация разработанной нами концепции формирования информационной культуры личности осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Внедрение в учебный процесс образовательных учреждений курса «Основы информационной культуры личности».
В десятках школ, лицеев, гимназий, колледжей Кузбасса юные граждане по инициативе и при активной поддержке сотрудников НИИ ИТ СС изучают курс «Основы информационной культуры личности». Этот курс вводит учащихся в мир информации, дает навыки работы с новыми информационными технологиями, является основой их успешного обучения, начиная со школьной скамьи и на протяжении всей жизни. Программа данного курса получила широкую известность и одобрение в России. Занятия по информационной культуре проводятся не только для учащихся и студентов, но и для библиотекарей, учителей, преподавателей, аспирантов.
В школьных, детских, юношеских, вузовских, публичных, научных библиотеках Кузбасса сотрудники НИИ ИТ СС внедряют научно обоснованную технологию информационного обучения различных категорий читателей. Для этого используются стационарные и выездные формы повышения квалификации: лекции, консультации, семинары, тренинги. С помощью сотрудников НИИ ИТ СС за последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру.
2. Подготовка и повышение квалификации кадров, владеющих технологией формирования информационной культуры личности. На базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств на факультете информационных технологий в рамках специальности «Библиотечно-ин-формационная деятельность» открыта подготовка кадров со специализацией «Технология формирования информационной культуры личности». Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) был осуществлен выпуск особых специалистов - учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского педагогического колледжа. В основу ее был положен разработанный в НИИ ИТ СС учебно-методический комплекс.
Самостоятельное направление деятельности представляет организация и проведение семинаров и конференций, направленных на продвижение инновационных методов формирования информационной культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек не только Кузбасса, но и других регионов страны. Например, по заказу Областного центра информационных технологий управления образования Администрации Новосибирской области сотрудниками НИИ ИТ СС были проведены курсы повышения квалификации школьных библиотекарей области «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки». В ходе таких мероприятий сотрудники НИИ ИТ СС представляют участникам инновационные технологии формировании информационной культуры, проводят мастер-классы, дают консультации.
3. Информационно-просветительская деятельность. На базе НИИ ИТ СС за 20012005 гг. проведено 15 форумов, посвященных проблемам подготовки человека к жиз-
ни в информационном обществе. В них приняли участие тысячи специалистов из разных регионов России и ближнего зарубежья. Доброй традицией стало ежегодное проведение в Кузбассе Дней Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», как широкомасштабного форума, включающего проведение презентаций, научно-практических семинаров, круглых столов, дискуссий. Важнейшим результатом проведенных «Дней Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе» явилось усиление общественного интереса к данной международной программе, обсуждение широкого круга проблем, связанных с организацией информационного образования, расширение круга заинтересованных организаций во внедрении результатов деятельности НИИ ИТ СС в практику работы образовательных учреждений Кемеровской области.
Залогом успешной работы НИИ ИТ СС является его тесная связь с учреждениями образования и культуры Кемеровской области, привлечение к продвижению идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» многочисленных волонтеров. Помня русскую народную поговорку - «один в поле не воин», сотрудники НИИ ИТ СС активно привлекают к своей работе десятки студентов и аспирантов факультета информационных технологий КемГУКИ.
Результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены на сайте , имеющем как русскую, так и англоязычную версии (http ://nii.art.kemerovonet.ru).
Сегодня сотрудниками НИИ ИТ СС опубликовано свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок, значительная часть которых получила высокую оценку в профессиональных российских журналах «Высшее образование в России», «Университетская книга», «Библиография», «Научные и технические библиотеки». В общероссийском журнале «Школьная библиотека» ведется постоянная рубрика «Информационная культура».
Важнейшим результатом деятельности НИИ ИТ СС явилось позиционирование результатов исследований в сфере информационной культуры личности на международном уровне: «Разработанная в России на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств концепция информационной культуры получила безоговорочное признание на III сессии Межправительственного совета Программы
ЮНЕСКО «Информация для всех» (Париж, 4-6 мая 2004 г.). Совет рекомендовал ЮНЕСКО взять предложенную Россией концепцию на вооружение в качестве одного из приоритетных направлений Программы и бюджета на 2006-2007 г.» ( «Программа «Информация для всех» в России. - М.: Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2004. - С.11).
Значительным событием стало представление концепции формирования информационной культуры личности на 70-м Всемирном Библиотечном и Информационном Конгрессе ИФЛА «Библиотеки: Инструменты для образования и развития» (Аргентина, г. Буэнос-Айрес, август, 2004 г.). В ходе этого форума в рамках восьми секций ИФЛА, объединенных в Отдел 7 «Образование и научные исследования», был пред-
ставлен доклад и электронная презентация на тему «Информационная грамотность для информационной культуры: разделение ради единства. Результаты российских исследований». Эта презентация была дополнительно представлена в течение еще двух дней работы форума ИФЛА в рамках Poster session и вызвала значительный интерес участников конгресса.
В заключение хочется подчеркнуть, что разработанная концепция формирования информационной культуры личности не рассматривается нами как догма, наш подход к организации информационного всеобуча предполагает постоянное развитие и совершенствование, основанное на результатах научных исследований, постоянно действующей «обратной связи» с образовательными учреждениями и библиотеками.
Дайджест
Интернет правит миром (Анна Майорова)
С 16 по 18 ноября в Тунисе прошел саммит на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society - WSIS). Итоги его еще будут подводиться - масштаб и сложность проблем, обсуждавшихся в Тунисе, таковы, что быстрых последствий это мероприятие иметь просто не может.
Первый WSIS, который прошел два года назад в Женеве, критиковали за чересчур общий, откровенно декларативный характер принятых на нем решений. От Туниса ждали большего, а именно - принятия государствами совместного плана действий по ликвидации на планете так называемого цифрового неравенства, приобщению к информационным технологиям большего количества граждан развитых и развивающихся стран, сохранению е-экологии, развитию трансграничной Интернет-торговли и, главное, созданию системы управления развитием и функционированием Интернета.
В этом смысле Тунис, как и Женева, тоже дает поводы для разочарования. Например, 15 ноября, в день перед открытием саммита, на предварительном заседании после многочасового обсуждения было принято решение не изменять существующий порядок управления развитием и функционированием Всемирной паутины. Сложившаяся система управления доменными именами находится в руках американской некоммерческой организации Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN, читается как «айкэн», что созвучно I can - «я могу»), созданной при участии правительства США. Так оно и будет еще на протяжении неопределенного времени, хотя представители развивающихся стран все настойчивее оспаривают у США и ICANN право определять политику развития Интернета. Спор этот шел все два года, прошедшие после Женевы, в рамках специально созданной комиссии ООН. Особенно активно претендовали на участие в управлении Интернетом Иран и Китай, а Европейский союз выполнял функции посредника на переговорах с США.
Управление Интернетом (в смысле политики распределения доменных имен и других ресурсов, например диапазонов IP-адресов) не связано с другой важной проблемой - регулированием содержимого сайтов в отдельных странах. К числу правительств, склонных ограничивать своих граждан в доступе к WWW, находятся Китай, Египет и, между прочим, Тунис. Неправительственные организации, борющиеся за свободу распространения информации в Интернете, имели проблемы с аккредитацией на саммите.
Позиция России в вопросе контроля распространяемой в Интернете информации состоит в следующем: регулировать следует отношения поставщика и потребителя данных, а не среду, в которой эти данные распространяются. Глава российской делегации, министр информацион-