Научная статья на тему 'Как формировать информационную культуру личности: реализация идей С. А. Сбитнева в деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ'

Как формировать информационную культуру личности: реализация идей С. А. Сбитнева в деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как формировать информационную культуру личности: реализация идей С. А. Сбитнева в деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ»

8. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Региональные корпоративные библиотечно-информационные системы и сети в зеркале Интернет // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса. - Крым, 2004. - Режим доступа: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/disk/doc/240.pdf. Monday, 14 jan.2008 15:20:02

Н. И. Гендина

доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровский государственный университет культуры и искусств

КАК ФОРМИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ ЛИЧНОСТИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ С. А. СБИТНЕВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КЕМГУКИ

Необходимость формирования информационной культуры личности в интерпретации С. А. Сбитнева: масштабность и точность постановки проблемы. С. А. Сбитнев славился своей любовью к парадоксам и метафорам для выражения мыслей. Он любил озадачить собеседника примерно таким монологом: «Вот вы наверняка знаете о существовании огромного количества брошюр типа "Самоучитель (игры на баяне, на гитаре и т. п.)" или книжек, раскрывающих секреты того, как самому что-либо построить, сконструировать, научиться вязать, плести и т. д. Но никто еще не написал книжку о том, как самому быстро найти необходимую информацию, извлечь из нее знания для решения своих собственных информационных задач». И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоящее время именуется проблемой формирования информационной культуры личности.

Объясняя причины отсутствия толковых «информационных самоучителей», просто и ясно объясняющих читателю, как правильно сформулировать свой информационный запрос, как обратиться к библиотечной или информационной системе, чтобы она поняла вас и выдала необходимую вам информацию, он всегда на ярких примерах показывал необычайную сложность выражения потребности в информации словами естественного языка, которому присущи синонимичность и многозначность. Он пояснял, что на пути к желанной информации потребителя подстерегает несколько терминологических барьеров: между терминами, которыми пользуется автор документа, терминами, которыми смысл этого документа выразил библиотекарь-индексатор, и терминами, которые привычны самому пользователю. Вот почему очень часто читатель уходит из библиотеки неудовлетворенный, ибо на его просьбу, например, о книге про бегемотов не выдали книжку про гиппопотамов, хотя в них речь идет об одних и тех же животных.

Осознавая всю сложность проблемы, С. А. Сбитнев подчеркивал, что мало научить потребителя, читателя отыскивать информацию, нужно еще научить извлекать ее из найденных источников, научить навыкам аналитико-синтетической переработки информации. Он безжалостно «уничтожал» студенческие курсовые работы, построенные на механическом переписывании одного-двух источников литературы, вызывая ужас у вчерашних школьников-отличников, привыкших именно к такой подготовке «рефератов» и «докладов», да и, признаться, не только у них, но и у многих преподавателей, также не владеющих навыками самостоятельного анализа документов. В начале 90-х гг. под его руководством было выполнено несколько дипломных работ, посвященных изучению

состояния информационной культуры различных категорий потребителей информации: студентов технических вузов, учителей, юристов, медиков, инженеров Западной Сибири. Вывод из проведенных исследований был достаточно неутешительный: уровень информационной культуры учащейся молодежи и специалистов остается достаточно низким, что проявляется в неумении правильно сформулировать свой информационный запрос, самостоятельно провести поиск источников информации, извлечь из них необходимые сведения, подготовить и квалифицированно оформить тот информационный продукт, который требуется в соответствии с решаемыми в ходе учебы или работы задачами: представить курсовую или дипломную работу, текст доклада, обзора, статьи и т. д.

Выход из такой негативной ситуации С. А. Сбитнев видел в информационном всеобуче, организации специального информационного образования. Для того чтобы реально изменить ситуацию, повысить уровень массовой информационной культуры в обществе, считал С. А. Сбитнев, необходимо начинать с тех, кто учит - учителей, преподавателей, чей уровень информационной культуры остается достаточно низким. При этом С. А. Сбитнев яростно протестовал против «усеченного» подхода к формированию информационной культуры личности за счет введения курса типа «Основы библиотеч-но-библиографических знаний», содержание которого, как правило, носило идеологизированный характер, ограничивалось освещением роли книги и библиотеки в жизни человечества, характеристикой справочно-библиографического аппарата библиотеки. За рамками этого курса чаще всего оставался сам потребитель информации, с его реальными нуждами и потребностями, ждущий получения ответов на животрепещущие вопросы, связанные с его учебой или работой, и получающий взамен этого декларации о необходимости любить книгу и сведения о том, как устроена библиотека и какие самоотверженные люди в ней трудятся.

С. А. Сбитнев убедительно доказал, что такой «усеченный» подход к формированию информационной культуры личности, не подкрепленный целенаправленной деятельностью образовательных и библиотечных учреждений, базирующийся только на энтузиазме отдельных подвижников-библиотекарей и педагогов, не дает плодотворных результатов. По инициативе С. А. Сбитнева в период с 1989 по 1993 гг. было проведено исследование «Анализ уровня информационной культуры различных категорий потребителей информации». Оно было направлено на изучение состояния информационной культуры таких категорий потребителей информации Западной Сибири, как студенты, учителя, врачи, юристы, инженерно-технические работники. В ходе исследования был выявлен низкий уровень информационной культуры всех этих категорий потребителей информации, установлено его негативное воздействие на продуктивность их учебной и профессиональной деятельности.

Цель данной статьи - показать, как в деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) КемГУКИ реализуется заложенный С. А. Сбитне-вым подход к формированию информационной культуры личности.

НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр формирования информационной культуры личности. Открытие НИИ ИТ СС - результат совместного решения Министерства культуры РФ, Администрации Кемеровской области, Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Создание НИИ ИТ СС явилось первым проектом в России по реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Выбор КемГУКИ в качестве площадки для распространения идей Программы ЮНЕСКО определялся наличием многолетнего опыта плодотворной работы университета по формированию информационной культуры личности в образовательных и информационно-библиотечных учреждениях Кузбасса, включая, прежде всего, и те исследования, у истоков которых стоял С. А. Сбитнев.

Цель научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы - создание условий для увеличения темпов социально-экономического раз-

вития Кузбасса и обеспечения доступа его жителей к культурным ценностям региона, страны, мира на основе применения новых информационных технологий, повышения уровня информационной культуры массового пользователя.

Приоритетным направлением деятельности НИИ ИТ СС является разработка теоретико-методических основ формирования информационной культуры личности. Актуальность этого направления определяется, с одной стороны, общемировой тенденцией создания открытого информационного общества, а с другой стороны, значительной удаленностью Кузбасса от мировых и национальных информационных и культурных центров.

В НИИ ИТ СС работают высококвалифицированные научно-педагогические кадры. Наряду с докторами наук, профессорами, доцентами активное участие в его работе принимают аспиранты и студенты. В структуре НИИ ИТ СС наряду с лабораторией информационных ресурсов и технологий, возглавляемой Н. И. Колковой, кандидатом педагогических наук, профессором, Заслуженным работником культуры России, зав. кафедрой технологии автоматизированной обработки информации, действует лаборатория формирования информационной культуры личности.

Лабораторию формирования информационной культуры личности возглавляет Г. А. Стародубова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций. Основными направлениями деятельности лаборатории являются:

- разработка теории формирования информационной культуры личности;

- разработка технологии обучения основам информационной культуры личности;

- создание научно-обоснованного, дифференцированного в зависимости от категории обучаемых (школьники, студенты, преподаватели, специалисты), комплекса учебно-методических средств (учебных программ, учебных и методических пособий);

- организация работы по повышению уровня информационной культуры широких слоев населения, в первую очередь, учащейся молодежи.

Результаты деятельности НИИ ИТ СС по формированию информационной культуры личности в учебном процессе и научных исследованиях КемГУКИ.

Учебная деятельность. Отличительной чертой деятельности НИИ ИТ СС является активное внедрение результатов исследований и разработок в учебный процесс. Разработанная в НИИ ИТ СС концепция информационной культуры личности легла в основу открытой в 2000 г. на факультете информационных технологий КемГУКИ новой специализации «Технология формирования информационной культуры» в рамках специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность». Руководителем этого направления является Г. А. Стародубова, автор комплексного учебно-методического обеспечения подготовки кадров по этой специализации.

На основе концепции информационной культуры личности в НИИ разработаны учебные программы курса «Основы информационной культуры личности», послужившие основой новых авторских спецкурсов. Особенностью разработанных программ является учет профиля подготовки студентов и аспирантов в вузе культуры и искусств: музыкального, информационного, культурологического, театрального и т. п. Спецкурс «Основы информационной культуры личности» внедрен в учебный процесс пяти факультетов КемГУКИ, а также входит в состав спецкурсов, читаемых для аспирантов и соискателей. Результатом внедрения спецкурса явилось усиление подготовки студентов и аспирантов к научно-исследовательской работе, повышение качества обучения в целом.

Научная деятельность. С момента своего создания НИИ ИТ СС является участником Федеральной целевой программы (ФЦП) «Культура России» (2001-2005 гг.). В рамках данной ФЦп сотрудниками НИИ ИТ СС были выполнены следующие проекты: «Создание системы повышения квалификации работников библиотек и образовательных учреждений как центров формирования информационной культуры учащейся молодежи Кемеровской области» (2001 г.); «Развитие научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы в структуре Кемеровской государствен-

ной академии культуры и искусств» (2002-2003 гг.); «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» (2004 г.); «Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы как центр формирования информационной культуры личности средствами новых информационных технологий» (2005 г.).

Наряду с участием в ФЦП сотрудники НИИ ИТ СС активно участвуют в конкурсах грантов. Результатом этого является получение грантов на научные исследования, научные командировки и повышение научно-педагогической квалификации от Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии; Центра в поддержку Российского лидерства и Российско-Американского сотрудничества в рамках законодательной ветви власти; Некоммерческого партнерства «Ассоциация региональных библиотечных консорциумов».

Одним из ключевых событий 2006 г. в жизни НИИ явилось получение гранта Президента Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 29 мая 2006 г. № 243-рп проект НИИ ИТ СС «Формирование информационной культуры учащейся молодежи на базе общедоступных библиотек» получил весомую финансовую поддержку - 100 тыс. руб. Грантовая поддержка Президента РФ не только позволила обеспечить выезд в Москву для участия в международной конференции практически полного состава сотрудников НИИ (шесть человек!) без привлечения финансовых средств университета, но и имела важное значение как акт признания социальной значимости проведения исследований в гуманитарной сфере, сфере формирования информационной культуры личности.

Активное участие в исследованиях по информационной культуре принимают студенты. Этому во многом способствует создание при лаборатории формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС студенческого научного центра - Центра информационного всеобуча. В составе центра работают студенты факультета информационных технологий специальности 052700 «Библиотековедение и библиография», специализации «Технология формирования информационной культуры личности». Основными направлениями научных исследований и разработок студентов по профилю деятельности лаборатории информационных ресурсов и технологий являются: «Особенности формирования информационной культуры отдельных категорий учащихся», «Исследование форм и методов формирования информационной культуры в условиях образовательных учреждений и библиотек», «Диагностика уровня информационной культуры личности», «Взаимодействие образовательных и информационных учреждений в формировании информационной культуры личности», «Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании информационной культуры личности» и др.

Развитие студенческих научных исследований находит также свое воплощение в выполняемых студентами курсовых и дипломных работах и проектах. Ежегодным смотром результатов этой работы являются студенческие научные конференции. Студенческие научные центры при НИИ ИТ СС стали той творческой средой, в которой происходит профессиональное становление талантливой научной молодежи, ведется отбор кандидатур для поступления в аспирантуру, пополнения профессорско-преподавательского состава кафедр вуза, удовлетворения заявок работодателей.

В совокупности все достигнутые сотрудниками НИИ ИТ СС научные результаты способствуют повышению рейтинга университета, усилению позиции КемГУКИ как научного центра, формированию положительного имиджа вуза в целом.

Результаты деятельности НИИ ИТ СС по формированию информационной культуры личности в Кузбассе и России. Деятельность НИИ как центра формирования информационной культуры личности не ограничивается масштабами вуза. Сотрудники

института поддерживают деловые контакты со многими научными и информационными центрами региона и России. В Кемеровской области одним из многолетних деловых партнеров НИИ является Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО). Благодаря совместной деятельности НИИ ИТ СС и КРИПКиПРО накоплен значительный опыт по формированию информационной культуры работников образования. С 1999 г. в КРИПКиПРО на основе разработанной в НИИ ИТ СС учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» организуются курсы повышения квалификации в сфере информационной культуры для учителей и школьных библиотекарей. Издан ряд сборников, отражающих материалы проведенных совместно научных конференций и семинаров:

- Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных информационно-библиотечных учреждений: Материалы областной научно-практической конференции «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», г. Кемерово, 2001 г. / под общ. ред. Н. И. Гендиной, Г. А. Стародубовой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. - 150 с.;

- Школьные библиотеки Кузбасса в информационно-образовательном пространстве региона: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей / под общ. ред. Н. А. Зарубы и Н. И. Гендиной. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 144 с.

Подготовка диссертаций. Значительное внимание уделяется научному обоснованию и разработке теоретических основ формирования информационной культуры личности в рамках диссертационных исследований. Под руководством директора НИИ ИТ СС за последние годы сотрудниками КРИПКиПРО выполнены и защищены три кандидатские диссертации по проблемам повышения квалификации различных категорий работников образования в сфере информационной культуры личности. Это диссертации Корниловой М. В. «Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации» (Кемерово, 2003), Лазаревой Л. И. «Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (Кемерово, 2007), Малкиной Е. А. «Организационно-педагогические условия повышения квалификации работников образования в области информационной культуры» (Кемерово, 2007).

Результаты исследований, ориентированных на внедрение дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности. Отличительной особенностью данного подхода является учет психофизиологических особенностей каждой возрастной группы обучаемых и ориентация на специфику деятельности конкретной категории потребителей информации, для которых организуется обучение основам информационной культуры.

В основе разработанной в НИИ ИТ СС концепции и технологии формирования информационной культуры личности лежит убеждение, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, сами по себе, изолированно, не дают возможности современному человеку уверенно чувствовать себя в стремительно разрастающихся потоках информации. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности.

С позиций разработанной в НИИ ИТ СС концепции информационная культура понимается как составная часть общей культуры человека. Она представляет собой совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений человека по работе с традиционными (книжными) и электронными ресурсами. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В составе концепции разработаны принципы информационного всеобуча и определены условия его эффективной организации. Одним из важнейших условий является необходимость внедрения курса «Основы информационной культуры» в учебные планы образовательных учреждений всех уровней: дошкольных, средних общеобразовательных,

средних специальных, высших, а также в послевузовское образование. Результативность внедрения такого курса невозможно, с одной стороны, без наличия учебных программ, учебных пособий, методических разработок, тестов и т. п. С другой стороны, успешность его реализации требует специально подготовленных кадров.

Выполнение этих требований обусловило подготовку и издание в 2002 г. в г. Москве в издательстве «Школьная библиотека» учебно-методического пособия «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях», авторами которого являются сотрудники НИИ ИТ СС Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. В 2003 г. вышло второе издание. Пособие отражает результаты многолетних исследований сотрудников НИИ ИТ СС в области формирования информационной культуры личности: в нем представлены и теория формирования информационной культуры, и учебные программы, и методические материалы, и тесты, а также справочные и иллюстративные материалы, каждый из которых не имеет аналогов в России. Книга предназначена для достаточно широкого круга пользователей: учителей и учащихся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений, студентов, аспирантов, преподавателей вузов, работников библиотечно-информацион-ных учреждений.

Вышедшее пособие стало заметным явлением в образовательной и информационно-библиотечной сфере. Презентации книги прошли в Министерстве образования РФ, торговом доме «Библио-Глобус» (г. Москва), на Международной научной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» (Украина, Крым, г. Судак), в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также в библиотеках Кузбасса (гг. Кемерово, Новокузнецк). Специалисты высоко оценили актуальность, новизну и практическую значимость представленного в книге комплекса учебно-методических материалов. Более 10 положительных рецензий на книгу были опубликованы на страницах профессиональных журналов («Высшее образование в России», «Университетская книга», «Библиография», «Научные и технические библиотеки», «Школьная библиотека») и сайтах Интернета.

На основе разработанной концепции формирования информационной культуры личности в НИИ ИТССС были созданы и реализованы две модели подготовки информационных специалистов, способных компетентно решать задачи информационного всеобуча. Первая модель ориентирована на высшее библиотечное образование (университет). Она используется в КемГУКИ на факультете информационных технологий при подготовке кадров по новой специализации «Технология формирования информационной культуры», «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» в рамках специальности 052700 «Биб-лиотечно-информационная деятельность».

Другая модель рассчитана на среднее педагогическое образование (колледж) и реализована в Беловском педагогическом колледже, где в 2002 г. состоялся первый выпуск учителей основ информационной культуры. Это стало возможным благодаря разработке сотрудниками НИИ ИТ СС полного пакета учебно-методических документов, позволивших Беловскому педагогическому колледжу первому в России получить лицензию на право подготовки учителя основ информационной культуры. Опыт обучения таких специалистов, а также полный пакет лицензированной учебно-методической документации представлен в изданном в 2002 г. сборнике «Подготовка учителя основ информационной культуры в условиях педагогического колледжа».

Продвижение результатов теоретических исследований НИИ ИТ СС в практику работы учреждений социальной сферы. В НИИ ИТ СС сложилась развитая система распространения и передачи информации о результатах своей деятельности: подготовка научных публикаций, участие в научных конференциях, проведение обучающих семинаров, представление научной позиции НИИ ИТ СС органам законодательной и исполнительной власти, использование средств массовой информации.

Продвижение результатов научных исследований и разработок обеспечивается сотрудниками НИИ ИТ СС через публикации, организацию научных конференций и семинаров по проблемам формирования информационной культуры личности. Всего за годы существования НИИ ИТ СС на его базе проведено 17 научных конференций и семинаров. Важнейшие из них состоялись в рамках информационно-просветительной кампании «Дни программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе» 2003, 2005 и 2006 гг.

Подготовка научных публикаций. В настоящее время сотрудниками НИИ опубликовано свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок, значительная часть которых получила высокую оценку в профессиональных российских журналах «Высшее образование в России», «Университетская книга» и др.

Участие в научных конференциях и семинарах. Сотрудники НИИ ИТ СС являются активными участниками научных конференций и семинаров различного статуса: региональных, межрегиональных, всероссийских, международных. По инициативе НИИ ИТ СС в Кузбассе были проведены:

- региональный научно-практический семинар «Формирование информационной культуры личности в условиях библиотечно-информационных и образовательных учреждений» (г. Новокузнецк, апрель 2000 г.);

- научно-практическая конференция «Формирование информационной культуры личности в начале XXI в. (г. Новокузнецк, январь 2001 г.);

- областная научно-практическая конференция «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения» (г. Кемерово, ноябрь 2001 г.);

- региональный научно-практический семинар «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и общеобразовательных учреждениях» (Кемерово, октябрь 2002 г.);

- научно-практический семинар «Миссия школьных библиотек в информационном обществе» (Кемерово, декабрь 2003 г.);

- научно-практический семинар для библиотекарей специальных библиотек «Информационная культура в системе обеспечения доступа к информации лицам с ограниченными возможностями» (г. Кемерово, декабрь 2005 г.).

Сотрудники НИИ ИТ СС являются неизменными участниками крупнейших библи-отечно-информационных форумов, проводимых в Кузбассе: Сибирского библиотечного форума и региональной научно-практической конференции «Информационные недра Кузбасса».

Ежегодно результаты научных исследований НИИ ИТ СС представляются на наиболее представительных и авторитетных профессиональных форумах: конференциях Российской библиотечной ассоциации; Международной крымской конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире» (г. Судак). Особо следует сказать о позиционировании результатов НИИ на Международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование», которая каждой весной проходит в одном из городов Золотого кольца России (Ярославль, 2005; Вологда, 2006; Кострома, 2007), в рамках которой директор НИИ ИТ СС является постоянным организатором и руководителем секции «Информационная культура личности».

Базой обсуждения результатов исследований и разработок сотрудников НИИ ИТ СС в области формирования информационной культуры личности являлись также Международная конференция «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех": развитие национальной и международной информационной политики» (г. Петропавловск-Камчатский, 2003 г.), Международная конференция «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех": всеобщий доступ к информации» (г. Санкт-Петербург, 2004 г.), Международная конференция «ЮНЕСКО между двумя фазами Всемирного Саммита по информационному об-

ществу» (г. Санкт-Петербург, 2005 г.), Евразийский информационный и библиотечный конгресс «Общество знаний: партнерство культуры, науки, образования для инновационного развития» (г. Москва, 2005 г.); Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «Online educa Moscow 2007» (г. Москва, 2007 г.)

Проведение обучающих семинаров. Свой подход к формированию информационной культуры личности сотрудники НИИ ИТ СС стремятся донести до самой широкой аудитории не только через публикации и выступления с докладами, но и путем обучения. Для этого используются обучающие семинары, мастер-классы, лекции, деловые игры, дискуссии и «круглые столы», активно используются возможности системы повышения квалификации работников культуры и образования Кузбасса. Это направление представляет чрезвычайно важную часть деятельности НИИ и представлено в данном номере журнала отдельной статьей Г. А. Стародубовой и Ю. В. Уленко «Школа формирования информационной культуры: сохранение традиций и решение новых проблем».

Представление научной позиции НИИ ИТ СС органам законодательной и исполнительной власти. Сотрудники НИИ ИТ СС глубоко убеждены, что решающим условием достижения успеха в подготовке человека к жизни в информационном обществе является не столько инициатива отдельных лиц и учреждений, сколько наличие целенаправленной государственной и региональной политики в решении этой задачи. поэтому наряду с проведением научных исследований, информационно-просветительных и обучающих мероприятий сотрудники НИИ неоднократно представляли основные положения разработанной концепции формирования информационной культуры личности и организации информационного всеобуча органам исполнительной власти регионального и федерального уровней:

- доклад «Деятельность научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кузбасса по реализации программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кемеровской области» на рабочем совещании в Администрации Кемеровской области (г. Кемерово, 2002 г.);

- доклад «О реализации Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в учреждениях культуры и образования Кузбасса» на расширенном заседании ученого совета Кемеровской государственной академии культуры и искусств, коллегий департаментов культуры и общего образования Администрации Кемеровской области (г. Кемерово, 2003 г.);

- выступление «Библиотекарь школьной библиотеки как ключевая фигура решения вопросов образования и воспитания через книгу и информацию» на круглом столе «Проблемы социальной и профессиональной защиты школьного библиотекаря» в Министерстве образования РФ (г. Москва, 2003 г.);

- выступление «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» на заседании коллегии Министерства образования РФ при рассмотрении вопроса «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации» (г. Москва, 2003 г.);

- отчет-видеопрезентация о результатах деятельности НИИ ИТ СС в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» за 2000-2004 гг. губернатору Кемеровской области А. Г. Тулееву и представителям Администрации Кемеровской области (г. Кемерово, 2004 г.);

- доклад «Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний» на пленарном заседании Первого съезда школьных библиотекарей Российской Федерации, на котором присутствовали ответственные работники аппарата Президента РФ, министерств образования и культуры, включая министра образования и науки А. А. Фурсенко (Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские горы, Псковская область, 1-4 июля 2007 г.);

- выступление на заседании коллегии департамента образования и науки Кемеровской области «О присвоении статуса образовательной экспериментальной площадки об-70

разовательным учреждениям Кемеровской области, работающим по проблемам информатизации и формирования информационной культуры учащихся» (г. Кемерово, 2007 г.).

Использование средств массовой информации. Сотрудники НИИ ИТ СС стремятся живым и доступным языком рассказать о задачах формирования информационной культуры личности в контексте Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», используя для этого возможности областных газет и журналов («Кузбасс», «Кузнецкий край», «Культура Кузбасса», «Деловой Кузбасс» и др.), а также всероссийских периодических изданий («Учительская газета», «Информационные ресурсы России»), радио и телевидения. Особое место в информационно-просветительской деятельности НИИ ИТ СС занимает общероссийский журнал «Школьная библиотека», в котором директором НИИ ведется постоянная рубрика «Информационная культура». Журнал «Школьная библиотека» стал подлинным центром трансляции концепции формирования информационной культуры личности, разработанной в НИИ ИТ СС.

Плодотворность результатов исследований и разработок НИИ в области информационной культуры личности привлекла внимание общероссийского журнала «Открытое образование», по заказу редакции которого сотрудниками НИИ была подготовлена серия статей по результатам исследований, опубликованная в № 1 этого журнала за 2007 г.

Представление результатов деятельности НИИ ИТ СС по формированию информационной культуры личности в международных организациях, программах и проектах. Следует отметить, что в последние годы результаты исследований НИИ стабильно позиционируются на международном уровне. Представление результатов деятельности НИИ ИТ СС за рубежом осуществляется благодаря взаимодействию с двумя международными организациями: ЮНЕСКО и Международной федерацией библиотечных и информационных ассоциаций (ШЬА).

Сотрудничество с ЮНЕСКО. Основанием для позиционирования НИИ ИТ СС на международном уровне явилась высокая оценка деятельности НИИ ИТ СС Российским национальным комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Руководство Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» отметило уникальность результатов внедрения Программы в Кузбассе и представило отчет о деятельности института в Международный исполнительный комитет Программы ЮНЕСКО (Франция, Париж).

На прошедшей 4-6 мая в Париже III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» концепция формирования информационной культуры, предложенная НИИ ИТ СС, получила безоговорочное признание и была взята на вооружение в качестве одного из приоритетных направлений Программы и бюджета на 2006-2007 гг.

Значительным событием, позволившим коллективу НИИ ИТ СС обстоятельно представить руководству ЮНЕСКО результаты исследований в области информационной культуры личности, явилась состоявшаяся 2-3 ноября 2006 г. в Москве Международная научно-практическая конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества». Организаторами конференции наряду с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» выступили и Кемеровский государственный университет культуры и искусств и его НИИ информационных технологий социальной сферы.

Конференция имела международный статус, она проходила под эгидой ЮНЕСКО, на приеме по случаю открытия конференции участников приветствовал заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации г-н Абдул Вахид Хан.

Для сотрудников НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств эта конференция представляла своего рода всероссийский публичный экзамен, испытание на профессиональную компетентность в сфере исследований и разработок по информационной культуре личности.

Несмотря на то что конференция проходила в Москве, ее содержательное наполнение во многом определялось результатами исследований нашего Кузбасского. Сотрудники НИИ изложили участникам конференции собственную концепцию формирования информационной культуры личности и представили разработанный на ее основе комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности». В этом и заключалась одна из особенностей конференции - не просто обмен мнениями по одной из актуальных проблем вхождения в информационное общество, а представление для обсуждения, анализа и оценки вполне конкретного инструмента формирования информационной культуры - учебных программ, рассчитанных на различные категории: школьников, студентов и аспирантов, учителей.

Представление о разработанном в НИИ комплексе учебных программ формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных учебных заведений с 1-го по 11-й класс; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств; об учебно-методическом комплексе по подготовке учителей общеобразовательных учебных заведений с дополнительной квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности» на базе педагогического колледжа участники конференции могли получить в ходе презентации новой книги коллектива НИИ ИТ СС - «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины» (авторы Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко). Эта книга была издана специально к началу работы конференции по инициативе Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Участники конференции высоко оценили результаты исследований НИИ ИТ СС. В Рекомендациях конференции сказано: «Одобрить деятельность Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) по реализации Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе, по развитию теории информационного образования, разработке концепции, модели и комплекса учебно-методических средств формирования информационной культуры личности; проведению широкомасштабной экспериментальной работы по формированию информационной культуры личности в образовательных и информационно-библиотечных учреждениях региона; организации на факультете информационных технологий КемГУКИ профилированной подготовки специалистов высшей квалификации, призванных профессионально обеспечить формирование информационной культуры личности».

Сотрудничество с IFLA. Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation of Library Associations and Institutions Federation) - одна из наиболее авторитетных международных профессиональных ассоциаций, часто именуемая аббревиатурой IFLA (ИФЛА). Начало взаимодействия КемГУКИ с IFLA связано с выдвижением в 1999 г. Советом Российской библиотечной ассоциации директора НИИ ИТ СС профессора Гендиной Н. И. в члены Постоянного комитета секции IFLA по библиотечной теории и исследованиям и ее повторное избрание в состав этого комитета в 2003 г. Как член Постоянного комитета секции IFLA по библиотечной теории и исследованиям Н. И. Гендина принимала участие в работе 66-й (Иерусалим, 2000 г.), 68-й (Глазго, 2002 г.) и 69-й (Берлин, 2003 г.) сессий Генеральной конференции IFLA. В ходе этих конференций были установлены деловые контакты НИИ ИТ СС с международными научно-исследовательскими коллективами. В частности, установлен плодотворный контакт с руководством созданной в 2002 г. в Глазго на 68-й сессии и Генеральной конференции ИФЛА новой секции - секции по информационной грамотности. Эта секция поставила задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создания на этой основе между-

и формированию информационной культуры личности. Вхождение в состав Постоянного комитета секции «Информационная грамотность» открывает для НИИ ИТ СС новые возможности для участия в международных проектах, в частности, в таком, как совместный проект ЮНЕСКО и ИФЛА по разработке средств диагностики информационной грамотности.

Подводя итоги деятельности НИИ ИТ СС как центра формирования информационной культуры личности, есть все основания сказать, что он не только органично вписался в научную, учебную, творческую жизнь вуза, но и сумел достойно позиционировать себя на региональном, всероссийском и международном уровнях, приобрел статус признанного лидера по практическому решению задач формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

Однако коллектив НИИ, воспитанный в научной школе С. А. Сбитнева, хорошо осознает масштаб и сложность проблемы формирования информационной культуры личности, видит гигантский объем работы, которую предстоит проделать, помнит, что хороший «информационный самоучитель», о котором так мечтал С. А. Сбитнев, еще так и не написан. Но у нас есть, как нам представляется, главное: живой, неподдельный интерес к той научной проблеме, которую мы пытаемся решить, есть упорство в достижении цели, есть радость от совместной творческой работы. И, наконец, есть самое основное, без чего не может быть настоящей науки, - плодотворные идеи и нравственные традиции, заложенные нашим Учителем.

Г. А. Стародубова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, зав. лабораторией формирования информационной культуры личности НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Ю. В. Уленко

старший преподаватель кафедры технологии автоматизированной обработки информации,

старший научный сотрудник лаборатории формирования информационной культуры личности

НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И РЕШЕНИЕ НОВЫХ ПРОБЛЕМ

В условиях коренных преобразований, связанных с усилением значения в общественном развитии информации и знаний как условий обеспечения устойчивого развития новой цивилизации, происходит осознание необходимости специальной подготовки граждан к продуктивной жизнедеятельности в принципиально новой информационно-образовательной среде общества, которое принято называть информационным, переходным к обществу знаний [1]. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования, обеспечивающего повышение информационной культуры в обществе вообще и отдельного индивида в частности. Об этом свидетельствуют инициативы таких международных организаций, как ЮНЕСКО и ИФЛА. Так, в 2006 г. секция по информационной грамотности ИФЛА опубликовала специальное «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», 74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.