Юбилеи
УДК [002+02](092) ББК 78.0д
выдающимся ученый и педагог К юбилею Н. И. Гендиной
Среди плеяды выдающихся представителей отечественной и мировой биб-лиотечно-информацион-ной школы современности, внесшей значительный вклад в ее развитие, достойное место по праву принадлежит Наталье Ивановне Гендиной. Человек с большой буквы, чье имя получило широкую известность в нашей стране, завоевало глубокое уважение коллег всего мира, является представителем Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ), его гордостью и славой.
Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной Академии наук высшей школы, академик Международной академии информатизации, действительный член Гуманитарной академии наук, директор Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств - таковы важнейшие атрибуты профессионального статуса Н. И. Гендиной.
Вся профессиональная деятельность Н. И. Ген-диной неразрывно связана с КемГУКИ, в котором она получила высшее профессиональное образование, где целенаправленно шло ее профессиональное становление, вершилась профессиональная карьера.
Преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор - каждая ступень профессионального роста отмечена немалыми успехами и достижениями, открывшими дорогу к высоким управленческим должностям: с 1982 по 2004 г. Н. И. Ген-
дина - проректор по научной работе Кем-ГУКИ. Целенаправленная реализация разработанной ею стратегии развития научно-исследовательской работы позволила открыть в вузе аспирантуру, два диссертационных совета. В результате доля преподавателей и сотрудников КемГУКИ, имеющих ученые степени, возросла в 3 раза.
В 2000-е гг. по инициативе Н. И. Ген-диной созданы три специализированных структурных подразделения, обеспечивающих организацию и развитие научно-исследовательской деятельности в вузе: научная часть, НИИ информационных технологий социальной сферы и Научно-исследовательский институт прикладной культурологии. Под руководством Н. И. Гендиной в этот период был внедрен механизм многоканального финансирования НИР за счет вхождения научных коллективов КемГУКИ в федеральные, отраслевые и региональные научные программы, участия ученых вуза в конкурсах грантов. Тесные деловые контакты с научными и вузовскими центрами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Барнаула, Красноярска обеспечили ежегодное проведение на базе КемГУКИ целого ряда всероссийских и межрегиональных научных конференций, семинаров, а также издание монографий и сборников научных трудов.
Однако, несмотря на столь серьезные успехи, в начале 2000-х гг. Н. И. Гендина решительно выбирает новый путь, связанный с полной отдачей научно-исследовательской работе, и возглавляет принципиально новое структурное подразделение
КемГУКИ - НИИ ИТ СС, которым руководит и в настоящее время.
На институт возложена весьма важная и ответственная миссия - представлять Кузбасс в рамках международной Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (далее - Программа). Деятельность НИИ преимущественно реализует два раздела Программы: «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» и раздел «Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникации». Работа по данным направлениям осуществляется НИИ ИТ СС в тесном взаимодействии с Российским комитетом Программы, членом которого является Н. И. Гендина. Результаты деятельности НИИ ИТ СС сегодня широко представлены не только на отечественном, но и на международном уровне, а Н. И. Гендина вошла в плеяду выдающихся ученых мира.
Занимая на разных этапах своей трудовой деятельности высокие руководящие должности, Н. И. Гендина никогда не покидала педагогику, неизменно оставаясь профессором кафедры технологии автоматизированной обработки информации Института информационных и библиотечных технологий.
Профессиональная судьба Н. И. Гендиной, возможно, могла сложиться не столь успешно или вообще иначе (совсем в другой сфере деятельности), если бы на ее пути не встретился уникальный учитель - Стас Андреевич Сбитнев. Он увидел в юной студентке черты профессионального таланта: глубокий ум, дисциплинированность, работоспособность и преданность делу, стремление познавать новое, учиться и достигать серьезных результатов, целеустремленность. Нередко результаты ее учебных работ достигали не только наивысшего студенческого уровня, но и превышали его. Ленинский стипендиат - эта высшая категория достижений советского студента была в свое время по праву присвоена Н. И. Гендиной.
Увлеченная идеями С. А. Сбитнева, Н. И. Ген-дина выбирает научные исследования и разработки своим любимым делом, навсегда связывает свою жизнь с наукой. В своих воспоминаниях об учителе Н. И. Гендина писала: «С. А. Сбитнев вылепил из меня профессионала, сформировал мое профессиональное сознание, воспитал меня как преподавателя, определил мое становление как проректора по научной работе, администратора, заложил отношение к Делу, к Профессии как к высшему Служению». Став ученым по призванию, по талантливости, которую так зорко разглядел в ней С. А. Сбитнев, она вместе с тем сформировалась как яркий, уникальный педагог, что тоже в ней от Бога.
Сегодня область ее научных интересов весьма обширна - лингвистическое обеспечение информационной и библиотечной технологии, аналитико-
синтетическая обработка информации, информационная культура личности, теория и технология создания учебных текстов, стандартизация образования. И в каждом из этих направлений у нее впечатляющие результаты. Плодотворность научно-исследовательской работы Н. И. Гендиной подтверждена публикационной активностью: она опубликовала свыше 200 работ в ведущих отечественных профессиональных журналах и сборниках, а также в зарубежных изданиях.
Каждый день Н. И. Гендиной, расписанный по часам и минутам, вмещает такие объемы работ, которые нередко трудно представить обычному человеку. Она каждодневно нужна огромному количеству людей и четко выполняет намеченный план встреч с коллегами, аспирантами, магистрантами, студентами.
Научно-исследовательская деятельность
Первые научные исследования Н. И. Гендиной посвящены вопросам разработки и использования формализованных методов информационного анализа и синтеза при подготовке информационных продуктов и услуг. В 1979 г. в Ленинградском государственном институте культуры она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формализованное реферирование как разновидность библиографического анализа». В 2000-е гг. в связи с активным развитием интернет-ресурсов научные интересы Н. И. Гендиной по данному направлению получили дальнейшее развитие при разработке теории и технологии подготовки веб-текстов, базирующихся на использовании аспектно-маркер-ных моделей.
Лингвистическое обеспечение библиотечно-ин-формационной технологии было и остается одним из ведущих направлений исследовательской проблематики Н. И. Гендиной - признанного в России специалиста в данной сфере. Она является автором монографий «Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем» (1991 г.) и «Лингвистические средства автоматизации документального поиска» (1992 г.). В 1994 г. в Санкт-Петербургской государственной академии культуры и искусств защитила докторскую диссертацию «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии». Н. И. Гендиной разработана концепция лингвистического обеспечения, дающая системное представление о влиянии лингвистических средств на эффективность функционирования автоматизированных информационных и библиотечных систем и сетей. В условиях интенсивного внедрения в практику работы библиотек информационно-коммуникационных технологий, корпоративного взаимодействия библиотечно-информационных учреждений создание новых видов электронных
информационных ресурсов предъявляет к лингвистическому обеспечению все более высокие требования. В этой связи значимость средств лингвистического обеспечения приобрела еще большую актуальность.
Публикации Н. И. Гендиной последнего десятилетия посвящены вопросам исследования лингвистического обеспечения корпоративных библио-течно-информационных систем и сетей, использования лингвистических средств при проектировании контента интернет-ресурсов.
Наиболее важные научные результаты достигнуты Н. И. Гендиной в теории и технологии формирования информационной культуры личности:
• концепция формирования информационной культуры личности;
• комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11-х классов, учащихся педагогических колледжей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, учителей;
• средства диагностики уровня информационной культуры личности (тестовые задания, перечни знаний и умений);
• методика обучения библиотекарей и учителей как тренеров информационной грамотности и информационной культуры;
• модели подготовки кадров в сфере информационной культуры личности на базе высшего библиотечного образования и среднего специального педагогического образования;
• учебно-методические пособия по формированию информационной культуры личности, изданные в Москве в 2002, 2003, 2006, 2008 и 2012 гг.
Разработанный в НИИ ИТ СС комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых прошел апробацию во многих образовательных учреждениях и библиотеках России, в которых под руководством Н. И. Гендиной ведется крупномасштабная экспериментальная работа по формированию информационной культуры личности.
Н. И. Гендина - автор более 100 работ по проблемам формирования информационной культуры личности, опубликованных в России и за рубежом. Полный перечень работ Гендиной приведен на сайте НИИ ИТ СС КемГУКИ (www.nii.kemguki.ru).
За годы работы в НИИ ИТ СС Н. И. Гендиной удивительно много удалось сделать не только в сфере подготовки человека к жизни в информационном обществе, но и для сайтостроения как одного из важнейших направлений реализации задач обеспечения свободного доступа к информации. Так, под руководством и при непосредственном участии Н. И. Гендиной выполнен обширный
ряд исследований по разработке концепции создания контента официальных сайтов учреждений культуры, а также определения подходов к созданию научно-обоснованной системы оценки качества сайта. Результаты работы по данному направлению многократно представлялись на международных научных конференциях «EVA Москва», «Крым». Результаты исследований получили практическую реализацию при выполнении проектных разработок официальных сайтов учреждений культуры и образования. В их числе официальные сайты КемГУКИ, а также его структурных подразделений; официальный сайт журнала теоретических и прикладных исследований «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств», официальный сайт диссертационного совета КемГУКИ.
Н. И. Гендина воспитала плеяду учеников, успешно развивающих ее идеи в своих научных исследованиях и разработках. Под руководством Н. И. Гендиной подготовлены и защищены восемь кандидатских диссертаций. В их числе диссертации по проблемам лингвистического обеспечения (И. Л. Скипор, А. Ш. Меркуловой), формализованного свертывания документов (О. И. Алдохиной), формирования информационной культуры личности (Л. И. Лазаревой, М. В. Корниловой, Е. А. Малки-ной, Л. Н. Рябцевой), сайтостроения в области музейного дела (О. В. Самаковской). Знаменитая ее научная школа продолжает плодотворно жить и развиваться, набирает все большие обороты. Ежегодно круг учеников Н. И. Гендиной пополняется новыми аспирантами и соискателями.
Н. И. Гендина ведет большую работу по представлению и продвижению достигнутых научных результатов за пределами вуза. В течение семи лет являлась председателем Постоянного комитета секции НИР Российской Библиотечной Ассоциации; активно работает в составе «стратег-комитета» Русской Школьной Библиотечной Ассоциации; входит в состав диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности «05.25.03 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» в ГПНТБ СО РАН (г. Новосибирск) и диссертационном совете по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук по специальности «24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология)» в КемГУКИ.
Педагогическая деятельность
Все научные достижения Н. И. Гендиной востребованы образовательной практикой, в том числе отражены в разработанных и внедренных ею в учебный процесс оригинальных авторских учебных
курсах, составляющих основу профессиональной подготовки библиотекарей и информационных работников:
• «Информационный анализ и синтез»,
• «Лингвистические средства библиотечно-ин-формационных технологий»,
• «Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем»,
• «Лингвистическое обеспечение автоматизированных информационных систем»,
• «Основы информационной культуры личности»,
• «Технологии подготовки веб-текстов».
Являясь на протяжении многих лет членом
Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, Н. И. Гендина внесла существенный вклад в разработку Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность». Наличие четкого научного обоснования позволило присвоить «Лингвистическим средствам библиотечно-информационных технологий» и «Лингвистическому обеспечению автоматизированных библиотечно-информационных систем» статус дисциплин федерального уровня, что закреплено в ГОС ВПО (2003 г.).
В 2012 г. данным УМО рекомендован для вузов культуры и искусств разработанный авторским коллективом под руководством Н. И. Гендиной комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых. Данный курс особую значимость приобретает в условиях становления новой парадигмы опережающего образования для будущего. В этой связи важное значение имеет развиваемый Гендиной подход к формированию креативной, творческой личности, способной к самостоятельному освоению и осмыслению значительных объемов информации.
Потребность в оптимизации и повышении качества высшего профессионального образования обусловила проведение научно-исследовательских и проектных работ в области нормативно-методического обеспечения учебного процесса в вузе. Результатом явилось издание Н. И. Гендиной в соавторстве с Н. И. Колковой сборника стандартов высшего учебного заведения на формы организации учебного процесса в вузе и основные виды вузовских учебных изданий (1998 г.). Свидетельством признания данной работы служит рекомендация данного сборника стандартов Министерством культуры Российской Федерации для вузов искусств и культуры. В условиях перехода к уров-
невой системе высшего профессионального образования работа Н. И. Гендиной и Н. И. Колковой получила дальнейшее развитие при разработке системы стандартов на выпускные квалификационные работы бакалавров, дипломированных специалистов, магистров (2012 г.).
Н. И. Гендина - бессменный руководитель курсовых и дипломных работ, а также проектов студентов по актуальным вопросам библиотечно-информационной теории и практики. Студенты, научное руководство которыми осуществляет Н. И. Гендина, неизменно являются призерами научных конференций и студенческих научных конкурсов.
Международное сотрудничество
Имя Н. И. Гендиной широко известно за рубежом, а ее научные достижения получили безусловное признание на международном уровне. С 2000 г. профессор Н. И. Гендина активно работает с двумя авторитетными международными организациями -ИФЛА и ЮНЕСКО. С 2007 г. по настоящее время -член Постоянного комитета ИФЛА по информационной грамотности. Как директор НИИ ИТ СС КемГУКИ, функционирующего в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», она является научным руководителем исследований, ведущихся по одному из важнейших приоритетов этой Программы ЮНЕСКО - информационной грамотности.
Профессор Н. И. Гендина постоянно позиционирует достижения российской информационно-библиотечной науки на международном уровне. Неоднократно успешно выступала с докладами на английском языке на Всемирном информационном конгрессе ИФЛА в Аргентине (Буэнос-Айрес, 2004 г.), Норвегии (Берген, 2005 г.), Южной Корее (Сеул, 2006 г.); Канаде (Квебек, 2008 г.), Швеции (Гетебург, 2010 г.), Латвии и Финляндии (Рига, Хельсинки, 2012 г.). Вклад Н. И. Гендиной неизменно высоко оценивается международным сообществом, а сама она признается в мире как один из ведущих, наиболее авторитетных российских специалистов в области информационной и медиа-грамотности.
Н. И. Гендина работала в составе международной группы экспертов ЮНЕСКО по проблеме «Разработка индикаторов медиа и информационной грамотности» (Бангкок, 2010 г.). В 2011 г. по заказу сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО проводила исследование «Медиагра-мотность и информационная грамотность в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ)». Результаты исследования опубликованы ЮНЕСКО на английском языке, а также в монографии Н. И. Гендиной «Информационная подготовка
и медиаобразование в России и странах СНГ. Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности» (2012 г.).
Н. И. Гендина осуществляла научное редактирование переводов на русский язык и подготовку предисловий к русским изданиям ряда важнейших документов ИФЛА и ЮНЕСКО в области информационной и медиаграмотности: «Руководства по информационной грамотности для обучения в течение всей жизни» (2006 г.); книги ИФЛА «Информационная грамотность: международные перспективы» (2010 г.); учебной программы ЮНЕСКО «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» (2012 г.). В 2011 г. в США в издательстве Scarecrow Press вышла в свет коллективная монография «Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, США и России», в которой Н. И. Гендина является одним из соредакторов, а также автором главы «Проблемы формирования информационной грамотности и информационной культуры у детей и молодежи: взгляд из России».
В 2012 г. профессор Н. И. Гендина приняла участие в крупномасштабном международном проекте ЮНЕСКО по созданию «Всемирного многоязычного ресурса по информационной грамотности» («Worldwide multi-lingual information literacy resources») под руководством профессора В. Хортона (Forest Woody Horton, Jr., США). Ею был подготовлен и представлен для международного доступа «Выборочный список ресурсов по информационной культуре личности, медиа- и информационной грамотности, имеющихся на русском языке».
Общественное признание и награды
За свою научно-исследовательскую и педагогическую деятельность Н. И. Гендина удостоена ряда правительственных наград: медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999 г.); медали «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2000 г.); юбилейной медали «70-летие Кемеровской области» (2012 г.). За заслуги в научной деятельности указом Президента России от 17.09.2009 № 1043 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Она неоднократно поощрялась почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации и Администрации Кемеровской области. Высокий уровень научной и педагогической деятельности Н. И. Гендиной отмечен многочисленными наградами, в числе которых: золотой знак «Профессор года», звание лауреата конкурса «Про-
фессор Кузбасса»; звание лауреата премий Кузбасса, Губернатора Кемеровской области, премии имени С. А. Сбитнева; дипломанта многочисленных профессиональных конкурсов.
Н. И. Гендину знают тысячи людей и каждый, безусловно, может сказать немало добрых слов в ее адрес, нередко благодаря судьбу за знакомство с ней. Неординарность, высокие заслуги и достижения сопряжены в ее облике с полным отсутствием чванства, недоступности, высокомерия. Потомственный интеллигент, усвоивший с детства высочайшую планку нравственных ценностей, она всю свою жизнь измеряет ими. Неслучайно ее имя в контексте любых жизненных ситуаций неизменно ассоциируется с понятиями «совесть», «справедливость», «честность», «порядочность», «высокая нравственность», «неравнодушная гражданская позиция». То, чего она действительно не приемлет и к чему активно нетерпима, - это все, в чем просматривается «серость», штамп, бесформенность, имитация подлинного, «самодеятельность», «ремесленничество». Яркая личность, Н. И. Гендина обладает той самой харизмой, которая притягивает людей, заряжая как отдельного собеседника, так и аудиторию любого объема особой энергией. Внутренний мир ее чрезвычайно богат. С ней всегда интересно. Широчайшая эрудиция Н. И. Ген-диной - прямой результат каждодневного погружения в мир литературы: стопка книг на ее столе регулярно обновляется. Человек поразительной работоспособности, она может легко скрасить напряженность трудовых будней великолепным чувством юмора. При этом может легко посмеяться над собственными промахами. Как когда-то ее успехам радовался ее учитель, С. А. Сбитнев, она сегодня искренне радуется таланту и удаче своих учеников, ряды которых постоянно пополняются.
Кафедра технологии автоматизированной обработки информации КемГУКИ от всей души желает юбиляру прекрасного самочувствия, счастливого творческого долголетия, успешного осуществления новых творческих замыслов, фейерверка новых успехов.
Публикации о Н. И. Гендиной
1. Гендина Н. И. // Кто есть кто в библиотечном деле России. - М., 1998. - С. 78.
2. Гендина Н. И. // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ. - Изд. 4-е. -М., 2000. - С. 78-79.
3. Гендина Н. И. // Кто есть кто в библиотечно-ин-формационном мире России и СНГ. - Изд. 5-е, испр и доп. - М., 2001. - Т. 1. - С. 145.
4. Гендина Наталья Ивановна // Профессорский корпус Кузбасса : сб. персоналий. - Кемерово, 2003. - С. 54.
5. Гендина Наталья Ивановна // Кто есть кто в библиотечном мире Кузбасса : справочник. - Кемерово, 2003. - С. 46-47.
6. Гендина Н. И. «Импортной» культуры не бывает : интервью с проректором по науч. работе КемГУКИ профессором Н. И. Гендиной // Кузбасс. - 2004. -23 сент. - С. 13.
7. Каратыгина Т. Ф. Сибирячка, или Покой ей только снится. К юбилею Наталии Ивановны Гендиной // Аргументы и факты. Новая б-ка. - 2003. - № 9. -С. 8-10.
8. Каратыгина Т. Ф. Сибирячка, или Покой ей только снится. К юбилею Наталии Ивановны Гендиной // Чтоб не распалась связь времен. - М., 2005. -С. 195-200.
9. Марков В. И. Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Научные исследования: потенциал инноваций // Образование. Карьера. Общество. - 2007. - № 1.- С. 51-54. - О деятельности Н. И. Гендиной - директоре НИИ ИТ СС КемГУКИ.
10. Наталья Гендина едет в ЮАР // Кузбасс. - 2007. -20 апр. - С. 1. - О выдвижении Н. И. Гендиной на третий срок работы в ИФЛА.
11. Петрусенко Т. В. Гендина Наталья Ивановна // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007.- С. 297.
12. Gendina Natalia Ivanovna // Dictionary of international biography : a biogr. record of contemporary achievement. - 25th ed. - Cambridge, England, 1997. - P. 132.
13. Соколов А. В. Поколение восьмидесятников в преддверии информационного общества // Библиотечная интеллигенция в России. - М., 2008. - Ч. 2. -
С. 233-236. - О профессиональной деятельности Н. И. Гендиной в библиотечной сфере.
14. Члены Комитетов и Постоянных комитетов секций Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) на период 2009 г. и до 2011 г. Секция по информационной грамотности. Гендина Наталья Ивановна // Справочник Российской библиотечной ассоциации, 2007-2010 гг. Основные сведения и документы. - СПб., 2009. -С. 127.
15. Профессиональное признание. Наталья Ивановна Гендина // Образование. Карьера. Общество. - 2007. -№ 1. - С. 76-77.
16. Штраус О. Близкая Африка // Кузбасс. - 2007. -11 сент. - С. 4. - О научной командировке Н. И. Гендиной в ЮАР.
Надежда Ивановна Колкова, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации КемГУКИ,
Инна Леоновна Скипор, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии автоматизированной обработки информации КемГУКИ