и формированию информационной культуры личности. Вхождение в состав Постоянного комитета секции «Информационная грамотность» открывает для НИИ ИТ СС новые возможности для участия в международных проектах, в частности, в таком, как совместный проект ЮНЕСКО и ИФЛА по разработке средств диагностики информационной грамотности.
подводя итоги деятельности НИИ ИТ СС как центра формирования информационной культуры личности, есть все основания сказать, что он не только органично вписался в научную, учебную, творческую жизнь вуза, но и сумел достойно позиционировать себя на региональном, всероссийском и международном уровнях, приобрел статус признанного лидера по практическому решению задач формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.
Однако коллектив НИИ, воспитанный в научной школе С. А. Сбитнева, хорошо осознает масштаб и сложность проблемы формирования информационной культуры личности, видит гигантский объем работы, которую предстоит проделать, помнит, что хороший «информационный самоучитель», о котором так мечтал С. А. Сбитнев, еще так и не написан. Но у нас есть, как нам представляется, главное: живой, неподдельный интерес к той научной проблеме, которую мы пытаемся решить, есть упорство в достижении цели, есть радость от совместной творческой работы. И, наконец, есть самое основное, без чего не может быть настоящей науки, - плодотворные идеи и нравственные традиции, заложенные нашим Учителем.
Г. А. Стародубова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, зав. лабораторией формирования информационной культуры личности НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Ю. В. Уленко
старший преподаватель кафедры технологии автоматизированной обработки информации,
старший научный сотрудник лаборатории формирования информационной культуры личности
НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровский государственный университет культуры и искусств
ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И РЕШЕНИЕ НОВЫХ ПРОБЛЕМ
В условиях коренных преобразований, связанных с усилением значения в общественном развитии информации и знаний как условий обеспечения устойчивого развития новой цивилизации, происходит осознание необходимости специальной подготовки граждан к продуктивной жизнедеятельности в принципиально новой информационно-образовательной среде общества, которое принято называть информационным, переходным к обществу знаний [1]. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования, обеспечивающего повышение информационной культуры в обществе вообще и отдельного индивида в частности. Об этом свидетельствуют инициативы таких международных организаций, как ЮНЕСКО и ИФЛА. Так, в 2006 г. секция по информационной грамотности ИФЛА опубликовала специальное «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», 74
в котором еще раз на международном уровне были обозначены особый характер и важность решения проблемы подготовки грамотных пользователей информации [2]. В процесс информационного образования, согласно этому документу, должны быть включены образовательные учреждения различных уровней, система повышения квалификации специалистов, органы информации. Особое место среди социальных институтов, причастных к информационному образованию, должна занимать библиотека, которая, как свидетельствует история, имеет многолетнюю практику специального обучения своих читателей и соответственно ключевая роль в подготовке грамотных пользователей информации отводится библиотекарю [3]. Эта деятельность информационно-библиотечных учреждений была, как правило, связана с пропагандой среди читателей, библиотеч-но-библиографических знаний. Наряду с библиотечно-библиографическими знаниями в центре внимания библиотек находились вопросы формирования умений рациональной работы с книгой и культуры чтения. С появлением новых информационных технологий библиотеки начинают уделять внимание формированию умений, связанных с использованием компьютерных технологий при поиске информации. Однако сложившаяся в библиотеках практика специального обучения читателей была противоречивой. С одной стороны, им давали знания, необходимые для пользования библиотекой и ее справоч-но-библиографическим аппаратом; с другой стороны, зачастую, читатель получал в сокращенном виде сугубо специальные знания, которые необходимы в профессиональной деятельности самому библиотекарю (специфика обслуживания читателей на абонементе и в читальном зале, библиотечная статистика, ведение читательских формуляров, правила каталогизации и т. д.). На необходимость корректировки содержания деятельности библиотеки по пропаганде библиотечно-библиографических знаний обращал внимание выдающийся исследователь, ученый и педагог, родоначальник отечественной школы информационной культуры С. А. Сбитнев. Его область научных интересов отличалась необычайной широтой и многогранностью: автоматизация библиотек, лингвистические средства информационно-библиотечных технологий, краеведческие информационные ресурсы и т. д. Среди них особое место занимала проблема специальной подготовки информационно грамотных читателей библиотеки. Как и многие другие инновационные научные идеи С. А. Сбитнева, его подходы к решению проблемы во многом опережали свое время. Он еще много лет назад заговорил об отказе от эпизодических действий библиотекаря по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, зачастую носящих идеологический характер и не дающих читателю нужных знаний и умений по поиску и выбору информации, ее переработке и использованию, настойчиво подчеркивая необходимость целенаправленной и системной работы библиотекаря в этой сфере. Современно звучит суждение С. А. Сбитнева о том, что богатейшие культурные, книжные сокровища библиотеки, продуктивная эксплуатация отечественных и мировых информационных ресурсов во многом зависит от качества специальной подготовки пользователя. Свое высказывание «Книга должна работать» он увязывал с наличием определенного «инструментария», которым в обязательном порядке должен быть вооружен каждый пользователь библиотеки. Информационный всеобуч должен быть ориентирован на обеспечение специальными информационными знаниями и умениями, в первую очередь, молодого поколения. Вместе с тем, обладая богатейшим практическим опытом общения с пользователями разного возраста и уровня информационной подготовки (достаточно вспомнить, что на начальном этапе своей практической деятельности в библиотеке он подготовил методическое руководство в помощь студентам), он осознавал не только важность решения проблемы, но и ее сложность, прежде всего для библиотекаря.
Наш вуз, с которым связаны несколько десятков лет интеллектуально насыщенной, многогранной, творческой педагогической и исследовательской деятельности С. А. Сбитнева, благодаря усилиям его учеников сегодня является не только образовательным учреждением, готовящим специалистов для информационно-библиотечной сферы,
но и исследовательским центром, известным своей многолетней научно-исследовательской деятельностью, направленной на изучение информационной культуры личности, результаты которой широко известны далеко за пределами региона.
проведенное сотрудниками Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) комплексное исследование позволило определить основные направления и содержание обучения конкретных групп пользователей на уровне современных требований.
Исследование включало анкетный опрос специалистов централизованных библиотечных систем, детских и юношеских библиотек, библиотек общеобразовательных учреждений Кузбасса, анализ планов и отчетов работы библиотек региона за последние 5 лет и изучение отражения в профессиональном документальном потоке деятельности отечественных библиотек других регионов по формированию информационной культуры личности. Оно показало, что, во-первых, работа библиотек осуществляется, как правило, на основе монодисциплинарного подхода и реализуется лишь в одном из следующих направлений: основы библиотечно-библиографических знаний; основы информатики, вычислительной техники, основы компьютерной грамотности; культура чтения и основы рациональной работы с книгой. Лишь немногие библиотеки включают в тематику специальные занятия, направленные на решение следующих задач:
- освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе учебной, познавательной, самообразовательной деятельности задачами;
- овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации;
- освоение и использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы (учебной, научной, профессиональной и т. д.).
Во-вторых, было выявлено отсутствие дифференцированного подхода к обучению конкретных групп потребителей информации.
В-третьих, анализ анкетных данных позволяет сделать вывод, что библиотечное сообщество уже осознало важность проблемы и необходимость ее решения на принципиально ином уровне с точки зрения организации, содержания и методики обучения.
Анализ публикаций на страницах профессиональных журналов («Библиотека», «Библиография», «Библиотековедение», «Научно-технические библиотеки», «Научно-техническая информация. Сер. 1», «Мир библиографии», «Школьная библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечный вестник», «Информационные ресурсы России»), материалов международных и российских конференций по проблемам информационной культуры свидетельствует, что и сегодня работа библиотек в значительной мере направлена на формирование библиотечно-библиографических знаний: правила пользования каталогом (как традиционным, так и электронным), составление библиографических списков литературы к рефератам и курсовым работам, использование справочной литературы. Отдельное направление этой работы в современных условиях составляет формирование знаний пользователей в области новых информационных технологий. Тематическая структура таких занятий весьма разнородна. Она варьируется от обучения владению компьютером до аналитических процедур, связанных с тематическим поиском в Интернет. Формирование информационной культуры пользователей в условиях современной библиотеки осуществляется, как правило, в форме библиотечных уроков, консультаций, экскурсий и разнообразных игр, что позволяет сделать вывод о существенной ограниченности и однообразии используемых форм и методов работы. С этими данными совпадают и результаты анкетного опроса библиотекарей и анализа планов и отчетов работы библиотек региона. Было выявлено, что в практике их работы используются те же самые формы и методы: библиотечные уроки, беседы, консультации, экскурсии, лекции, обзоры, семинары, практические занятия, викторины, деловые и библиографиче-
ские игры, информины. Наиболее востребованными на практике оказались библиотечные уроки, беседы, экскурсии, вошедшие в арсенал библиотекаря еще в 30-е гг. XX в.
Следует отметить, что в детских и школьных библиотеках особое внимание уделяется активным формам работы. Здесь используются викторины, конкурсы, КВНы, игры-путешествия, турниры, рулетка, применяющиеся главным образом в режиме итогового занятия (а не обучающего) или мероприятия развлекательного характера. Так как методы и формы работы при переходе от возраста к возрасту не претерпевают необходимых изменений (те же экскурсии, библиотечные уроки, проводимые как с детьми, так и со взрослыми), это отнюдь не способствует результативности усилий библиотекаря.
Показательно, что большинство опрошенных нами библиотекарей, неудовлетворены работой своей библиотеки по целому комплексу вопросов, единодушно критично оценивают свою профессиональную компетентность в области информационной культуры. Недостатки в организации информационного обучения пользователей на базе библиотек в обобщенном виде можно представить следующим образом:
- инициативный характер работы;
- ставка лишь на один или два элемента из состава информационной культуры личности (либо обучение основам библиотечно-библиографических знаний, либо формирование основ компьютерной грамотности, либо освоение культуры чтения);
- отсутствие современной учебно-методической литературы и дидактических средств обучения;
- пробелы в психолого-педагогической подготовке библиотекарей, вследствие чего они испытывают серьезные трудности, как при подготовке специальных занятий, так и во время их проведения, даже несмотря на значительный практический опыт профессиональной библиотечной деятельности.
Опрошенные нами библиотекари уже имеют совершенно четкое представление о составе знаний и умений, обеспечивающих педагогическую деятельность специалистов и результативную организацию обучения основам информационной культуры в условиях информационно-библиотечного учреждения. Вместе с тем, они ясно осознают недостаточную степень владения психолого-педагогическими знаниями. Такая ситуация обусловлена ранее существовавшим характером типовой вузовской подготовки специалистов в области информационно-библиотечной деятельности, которой, к сожалению, был присущ ограниченный характер (общее представление о проблеме подготовки грамотных пользователей информации и обзорное представление о формах и методах работы библиотеки).
Исследование показало, что, несмотря на наличие в практике работы отечественных библиотек интересного опыта, на определенные усилия и трудовой энтузиазм отдельных практиков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, состояние информационной подготовки, уровень информационной культуры у рядовых пользователей в массовом порядке остается невысоким.
Таким образом, по-прежнему чрезвычайно актуальна и социально значима идея С. А. Сбитнева о необходимости создания государственной системы информационного всеобуча.
практика показывает, что организации информационного обучения различных категорий пользователей информации, на которой настаивал С. А. Сбитнев, сегодня может содействовать наличие следующих предпосылок:
- разработка в НИИ ИТ СС концепции формирования информационной культуры личности (она включает определение понятия «Информационная культура личности», обоснование общеметодологических принципов организации информационного обучения, модель учебного курса «Основы информационной культуры личности» как базы информационного образования, представление о технологии формирования информационной культуры личности в условия различных информационных и образовательных учреждениий);
- определение содержания, структурных элементов, критериев информационной культуры конкретных групп пользователей информации;
- понимание актуализации социальной роли библиотеки как элемента единого информационно-образовательного пространства, предопределяющей ее место в информационном обучении [4].
С целью практической реализации идей С. А. Сбитнева лабораторией формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС внедрена система специальной подготовки кадров, способных осуществлять обучение пользователей информации на уровне современных требований. Эта система включает:
- подготовку учителя основ информационной культуры на базе среднего педагогического образования в Беловском педагогическом колледже;
- подготовку специалистов на основе специальности 052700 «Библиотековедение и библиография» в рамках специализации «Технология формирования информационной культуры», «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств;
- повышение профессиональной компетентности библиотекарей-практиков в сфере информационной культуры.
В свою очередь, повышение профессиональной компетентности библиотекарей-практиков в сфере информационной культуры личности реализуется через систему курсов повышения квалификации и специальные обучающие семинары.
В системе курсов повышения квалификации выделяются следующие звенья:
1. Плановое обучение библиотекарей-практиков через систему повышения квалификации работников культуры и образования Кузбасса. Так, обучение библиотекарей общеобразовательных учреждений осуществляется через:
1.1. Стационарный вариант проведения специализированных курсов в г. Кемерово на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО). Именно здесь благодаря сотрудникам НИИ ИТ СС прошли обучение и повысили квалификацию в сфере информационной культуры сотни библиотекарей Кузбасса.
1.2. Выездные очно-заочные курсы для библиотекарей общеобразовательных учреждений отдельных территорий Кузбасса (Беловский, Гурьевский, Тяжинский, Яшкинский, Топкинский, Ленинск-Кузнецкий и т. д. районы Кемеровской области).
1.3. Организация специализированных обучающих семинаров для библиотекарей муниципальных библиотек, на базе ведущих библиотек г. Кемерово (Центральная городская детская билиотека им. А. М. Берестнева, Областная научная библиотека им. В. Д. Федорова).
2. Проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификации по индивидуальным заказам органов управления и учреждений. С 2000 г. регулярно проводятся обучающие семинары для библиотекарей школьных, средне-специальных учебных заведений, детских и муниципальных библиотек для взрослых. География их обширна: Кемеровская область, Новосибирск, Челябинск, Москва. Выполнение этих заказов предусматривает учет аудитории обучаемых, тип и профиль библиотеки-заказчицы. Примером могут служить обучающие семинары для библиотекарей средних профессиональных учебных заведений на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования (КРИРПО), для библиотекарей областной специальной библиотеки для незрячих, для библиотекарей, обслуживающих детей и юношество (г. челябинск) и т. д. Отличительной особенностью данной формы организации обучения является единая концептуальная основа и профилированность подготовки [5].
В Приложении приводится хроника проведения не только специализированных семинаров и курсов повышения квалификации, но и научно-практических конференций, поскольку при их проведении предусматриваются мастер-классы, лекции-дискуссии,
видеоконференции, круглые столы, направленные на повышение квалификации специалистов информационно-библиотечной сферы в области информационной культуры личности. Важнейшими из них являются:
- лекция-дискуссия «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" и молодежь» для учащейся молодежи г. Кемерово и Кемеровской области (Кемерово, 2003 г.);
- мастер-класс «Информационная культура: информационная свобода, информационная независимость личности, информационное равенство» для участников III межрегионального слета молодых библиотекарей Сибири (г. Кемерово, 2004 г.).
- лекция «Информационная культура в структуре профессиональной подготовки специалистов учреждений среднего специального образования» на заседании президиума Совета директоров средних специальных учебных заведений Кемеровской области (г. Кемерово, 2004 г.);
Обучение в системе повышения квалификации строится на основе дифференцированного подхода с учетом:
- места работы слушателя: школьная библиотека (образовательная школа, школа-интернат, детский дом, специальная (коррекционная) школа), библиотека средне-специального учебного заведения, детская библиотека, муниципальная библиотека для взрослых;
- наличия специального информационно-библиотечного образования;
- стажа работы (до 3-х лет, более 3-х лет)
- опыта конкретного специалиста по обучению читателей информационным знаниям и умениям.
Содержание программы обучающих семинаров и курсов повышения квалификации варьируется с учетом результатов проведенного исследования, в зависимости от потребностей слушателей и результатов диагностики исходного уровня их профессиональной подготовки, а также анализа их профессиональных затруднений, связанных с отсутствием психолого-педагогических знаний и умений. К типичным профессиональным затруднениям относятся: неумение организовывать учебный процесс и управлять аудиторией, неспособность вызывать интерес к занятиям, неумение мотивировать деятельность учащегося, скудность ассортимента форм, методов и средств обучения различных возрастных групп обучаемых.
Авторская программа - «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки», разработанная зав. лабораторией формирования информационной культуры НИИ ИТ СС Г. А. Стародубовой, была одобрена практиками и опубликована на страницах сборника материалов Государственной научно-педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского «Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений» [6].
Общая цель программы обучения заключается в подготовке библиотекаря к результативной деятельности, направленной на формирование у пользователей уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества и общества знаний. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
- показать социальную значимость данного направления работы библиотекаря в контексте формирования общества знаний;
- дать представление о формах и методах работы с определенной группой на основе психолого-педагогических знаний о конкретной возрастной группе обучаемых;
- подготовить библиотекаря к оптимальному выбору новых форм и методов работы;
- дать представление о новых педагогических технологиях и показать возможность их использования библиотекарем.
В данной формулировке задач можно проследить реализацию идей, высказанных в свое время нашим учителем - С. А. Сбитневым. Он, обосновывая необходимость целенаправленного обучения в области информационной культуры не только будущих
кадров, но и библиотекарей-практиков, настойчиво подчеркивал: «Обучение должно соответствовать требованию времени. Нужно избегать голого теоретизирования. Учебная информация, адресованная слушателям курсов, должна быть связана с их реальной практикой, с их потребностями. Содержание обучения должно быть приближено к реальным нуждам практиков». Эти идеи учителя учитывались при определении соотношения объема практических и теоретических знаний, в определении форм и методов обучения, в характере заданий для самостоятельной работы слушателей.
Доминантными в программе являются следующие темы:
- теоретические основы формирования информационной культуры личности,
- информационная культура личности в структуре профессиональной деятельности библиотекаря: состав специальных знаний, умений, навыков,
- программно-методическое обеспечение процесса обучения основам информационной культуры,
- формы, методы и средства обучения основам информационной культуры
- технология подготовки и проведения занятия (урока),
- диагностика и контроль процесса обучения основам информационной культуры.
Их освоение осуществляется через включение в учебный процесс таких методов обучения, как: лекция-диалог, проблемная лекция, семинар-дискуссия, практикум-семинар, консультации, мастер-класс, круглый стол, публичная защита творческой работы (конспекта урока) - и способствует не только продуктивному освоению теоретических знаний, формированию умений, но и проявлению творческих возможностей слушателей.
Наш многолетний опыт организации обучения практиков через специальные обучающие семинары и курсы повышения квалификации позволяет сделать вывод о целесообразности данной последовательности обучения, состоящей из нескольких блоков.
- Первый блок обучения должен быть связан с получением теоретических знаний. Слушатели получают представление о новой парадигме информационной подготовки современного пользователя информации, о современных концептуальных подходах к решению проблемы и знакомятся с концепцией формирования информационной культуры личности, разработанной сотрудниками НИИ ИТ СС КемГУКИ под руководством доктора педагогических наук, профессора Н. И. Гендиной, о современной трактовке понятия «информационная культура личности», ее структурных элементах и критериях оценки.
- Второй блок должен быть ориентирован на освоение психолого-педагогических знаний, традиционных и инновационных педагогических технологий. На практических занятиях слушатели учатся определять цель занятия и вырабатывать систему дидактических средств, способствующих достижению поставленной цели. В этом блоке формируются необходимые для подготовки специального занятия умения: выбор рациональных методов обучения, подбор дидактических материалов и средств контроля и диагностики знаний. При этом каждый слушатель должен быть самостоятелен в выборе категории обучаемых и темы урока по курсу «Основы информационной культуры личности». Исходя из принципов системности и последовательности, дифференцированного подхода, учитывающего возрастные особенности обучаемых, формулируется цель занятия, определяется его место в системе занятий по разделу и курсу в целом. В соответствии с учебным материалом и психофизиологическими особенностями обучаемых осуществляется отбор дидактических средств, определяются формы и методы обучения.
- Третий (заключительный) блок является своеобразным подведением итогов обучения. Он показывает, какие знания, умения приобрели слушатели. Это проявляется в публичной защите конспекта урока, сопровождаемого подготовленной его автором видеопрезентацией. В основе оценки слушателями каждого представленного урока лежат следующие критерии: информативность, компетентность, логичность, доказательность, культура речи. Цель этого блока: не только подготовить слушателей к активной профес-80
сиональной педагогической деятельности, но и сформировать умение оценивать чужую работу и извлекать из нее полезное для собственной практики [6, 7].
В результате такой модели обучения слушатели получают не только теоретические знания на уровне современных достижений информационно-библиотечной сферы, осваивают технологию подготовки и проведения библиотечных занятий, но и реализуют личные творческие возможности, определяют перспективы своей деятельности в повышении уровня информационной культуры пользователей.
Библиотекари, прошедшие специальное обучение, положительно оценивают программу обучающих семинаров и курсов повышения квалификации. В этом убеждают ответы на вопрос итоговой анкеты: «Чему Вы научились?». Так, абсолютно все слушатели отвечают, что многому, и перечисляют: освоили предметную область, характеризующую феномен информационной культуры и психолого-педагогические знания, получили представление о современных педагогических технологиях и возможностях их применения в собственной практике. А самое главное - узнали, что такое «целенаправленное обучение в области информационной культуры», освоили нетрадиционные формы уроков и активные методы обучения, освоили технологию подготовки и проведения библиотечного занятия. Особо отмечается прагматичная направленность обучения - «научились делать...». Показательным является тот факт, что преимущественное большинство слушателей уходят с желанием продолжить работу на другом качественном уровне, опираясь на полученные знания и умения.
Многолетняя работа в системе повышения квалификации убеждает, что необходимы следующие составляющие:
- индивидуальный подход к каждому слушателю, в соответствии с которым должны быть предусмотрены индивидуальные задания, учитывающие уровень подготовки слушателя, степень его заинтересованности в учебном материале, стаж пребывания в профессии, имеющийся опыт;
- разнообразие и оригинальность используемых приемов обучения;
- осознание цели, смысла и места предлагаемых заданий в профессиональной подготовке;
- организация выездных практических занятий в реальных производственных условиях.
Перспективным мы считаем внедрение проектных работ, деловых и имитационных игр, поскольку в этих организационных формах обучения меняется способ представления и усвоения знаний и формы взаимодействия между слушателями.
О результативности используемой системы свидетельствуют активизация участия практиков, прошедших курсы повышения квалификации, в научно-практических конференциях и семинарах, проводимых на территории региона и за его пределами (гг. Москва, Судак, Томск, Красноярск), публикации статей, освещающих опыт их работы по формированию информационной культуры личности в региональной и федеральной печати (ежеквартальный сборник «Библиотечная жизнь Кузбасса», журнал «Школьная библиотека», приложение к газете «1 сентября» «Библиотека в школе»). Творческие работы, подготовленные вчерашними слушателями, не только привлекли внимание коллег, но и были отмечены призовыми местами в открытом конкурсе «Информационная продукция библиотек Кузбасса в помощь формирования информационной культуры личности» (2005-2007 гг.).
Подводя итоги своей работы по реализации идей С. А. Сбитнева в области информационной культуры, сверяя свои дела с его замыслами, убеждаемся, с одной стороны, в верности выбранного нами пути, а с другой - еще раз получаем подтверждение глубины его провидения, его способности опережать в замыслах свое время. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, глобальная информатизация, создание единого информационного пространства изменили не только общество,
но и информационно-библиотечные учреждения, еще в большей мере актуализировали
его идею организации государственной системы информационного всеобуча граждан.
Многое сделано, но предстоит еще приложить усилия, чтобы его замыслы были реализованы в полной мере.
Литература
1. Формирование информационного общества в XXI веке / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фир-сов. - СПб., 2006. - 640 с.
2. Лау X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 37 с.
3. Гендина Н. И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний // Школьная библиотека. - 2007. - № 6-7. - С. 22-37
4. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.
5. Пилко И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / науч. ред. Н. И. Гендина. - Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999.- С. 122-129.
6. Стародубова Г. А., Усачева Т. Б. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос. акад. образования: ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост. Зуева Е. М. - М., 2006. - С. 16-21.
7. Стародубова Г. А. Профессиональная компетентность библиотекаря в области формирования информационной культуры личности // Вузовская наука - библиотечной практике: науч.-практ. сб. / Кемеровский государственный университет культуры и искусств; науч. ред. И. С. Пилко. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 259-267.
Приложение
Хроника проведения научно-практических конференций, обучающих семинаров, специализированных курсов повышения квалификации в области формирования информационной культуры (2000-2007 гг.)
№ Наименование мероприятия Статус Время проведения Место проведения (организация)
1. Школьная библиотека как среда формирования информационной культуры учащихся Курсы повышения квалификации школьных библиотекарей 10.2000 г. Топки
2. Формирование информационной культуры личности в начале XXI века Научно-практическая конференция 21.01.2001 г. Новокузнецк, Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя
3. Школьная библиотека как среда формирования информационной культуры личности Областные курсы повышения квалификации школьных библиотекарей 12.2001 г. Кемерово, КРИПКиПРО
4. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения Областная научно-практическая конференция 26.11.2001 г. Кемерово, КРИПКиПРО
№ Наименование мероприятия Статус Время проведения Место проведения (организация)
5. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Региональная научно-практическая конференция 8.10.2002 г. Кемерово, КРИПКиПРО
6. Формирование информационной культуры личности Секция в рамках конференции «Социальное партнерство: библиотеки и общественные организации» 9.10.2002 г. Новокузнецк, Центральная городская детская библиотека
7. Школьная библиотека в современном информационно-библиотечном пространстве Научно-практический семинар 10.10.2002 г. Топки, Трещинская школа
8. Формирование информационной культуры личности Очно-заочные курсы повышения квалификации библиотекарей образовательных учреждений 2003 Кемеровская область, п. Тяжин
9. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и общеобразовательных учреждениях Учебно-методический семинар для методистов школьных библиотек 2003 г. Москва
10. Библиотечные ресурсы для детей и юношества Семинар-тренинг для библиотекарей детских и школьных библиотек 2003 г. Челябинск
11. Формирование информационно-образовательной среды для молодого пользователя библиотеки Курсы повышения квалификации библиотекарей 10.2003 г. Челябинск, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Институт дополнительного профессионального образования
12. Формирование информационной культуры личности -миссия школьной библиотеки в XXI в. Семинар библиотекарей образовательных учреждений 10-11.2003 Кемеровская область, с. Промышленное, г. Юрга, с. Крапивино
13. Высокий уровень информационной культуры подрастающего поколения - одно из важнейших условий адаптации юных в социокультурном пространстве региона Работа секции «Формирование информационной культуры личности» в рамках 3-й ежегодной сессии некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки» 9.12.2003 г. Кемерово, общеобразовательная школа № 48
14. Миссия школьных библиотек в современном информационном пространстве Научно-практический семинар в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе 18.12.2003 г. Кемерово, КРИПКиПРО
Окончание табл.
№ Наименование мероприятия Статус Время проведения Место проведения (организация)
15. Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки Обучающий семинар для школьных библиотекарей и учителей 2004 г. Новосибирск,
16. Проблемы преемственности в формировании информационной культуры личности в публичных и школьных библиотеках Научно-практический семинар в рамках 4-й ежегодной сессии некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки» 7-8.12.2004 г. Кемерово, ЦГДБ им. А. М. Берес-нева
17. Специальная библиотека как центр формирования информационной культуры личности незрячего пользователя Областной семинар 7.12.2005 г. Кемерово, Областная специальная библиотека для незрячих
18. Информационная культура библиографов и пользователей библиотек Секция в рамках 3-го Сибирского библиотечного форума 12.10.2005 г. Кемерово, Областная научная библиотека им. В. Федорова
19. Реализация инновационной модели формирования информационной культуры личности Научно-практический семинар в рамках дней ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе 22.12.2005 КемГУКИ
20. Технология формирования информационной культуры личности в условиях муниципальных библиотек Обучающий семинар для библиотекарей муниципальных библиотек 10.2005 12.2006 г. Кемерово, ЦГДБ им. А. М. Берес-нева
21. Информационная культура личности Информационно-просветительская акция для детей-сирот детского дома «Колосок» в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» 1.06.2006 Кемеровская область, с. Елыкаево
22. Технология формирования информационной культуры личности в условиях библиотек общеобразовательных учебных заведений Обучающий семинар 9-11.2006 г. Кемерово, КРИпКРО Кемеровская область, Яшкинский район, г. Ленинск-Кузнецкий, г. Гурьевск
23. Формирование информационной культуры личности в библиотеках средних профессиональных учебных заведений Курсы повышения квалификации для библиотекарей средних профессиональных учебных заведений 18-26.11. 2007 г. Кемерово, КРИпКРО
24. Основы информационной культуры преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения Курсы повышения квалификации для преподавателей среднего профессионального учебного заведения 12.2007 г. Кемерово, Кемеровский государственный профессионально- педагогический колледж