Научная статья на тему 'РОЛЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ровенских Валентина Анатольевна, Маматова Юлия Валерьевна

Статья посвящена вопросам анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, его роли в обеспечении структур сектора государственного управления достоверной и полной информацией об эффективности государственного задания и использования бюджетных средств обеспеченности и использовании ресурсов, о степени удовлетворения потребностей качеством предоставляемых услуг, а также социальной эффективности учреждений. Исследуются формы бухгалтерской отчетности, которые служат источником для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Раскрывается суть бюджетной информации и показатели, которые входят в состав бюджетных назначений исполнения бюджета учреждения. Рассматривается влияние различных фактов хозяйственной жизни на экономическое положение субъектов. Уделяется внимание роли аналитической функции управления и характеризуются основные направления анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений, финансирование которых осуществляется через субсидии на выполнение государственного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ANALYZING THE FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF STATE (MUNICIPAL) BUDGETARY, AUTONOMOUS INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the analysis of the financial and economic activities of state (municipal) budgetary, autonomous institutions, its role in providing the structures of the public administration sector with reliable and complete information on the effectiveness of the state task and the use of budgetary funds, on the availability and use of resources, on the degree of satisfaction of needs with the quality of services provided, as well as on the social efficiency of institutions. The forms of accounting statements are investigated, which serve as a source for analyzing the financial and economic activities of institutions. The essence of budget information and indicators that are part of the budget assignments of the budget of the institution are revealed. The influence of various facts of economic life on the economic situation of subjects is considered. Attention is paid to the role of the analytical function of management and the main directions of the analysis of financial and economic activities of budgetary and autonomous state (municipal) institutions, which are financed through subsidies for the fulfillment of state tasks, are characterized.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Отраслевая экономика и государственное регулирование

Sectoral Economy and Government Regulation

УДК 338.27

DOI: 10.25688/2312-6647.2022.31.1.2

РОЛЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ровенских Валентина Анатольевна

Институт права и управления,

Московский городской педагогический университет,

Москва, Россия,

rovensc@mail.ru

Маматова Юлия Валерьевна

Инжиниринговый колледж,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Белгород, Россия,

kbzz83@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, его роли в обеспечении структур сектора государственного управления достоверной и полной информацией об эффективности государственного задания и использования бюджетных средств обеспеченности и использовании ресурсов, о степени удовлетворения потребностей качеством предоставляемых услуг, а также социальной эффективности учреждений. Исследуются формы бухгалтерской отчетности, которые служат источником для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Раскрывается суть бюджетной информации и показатели, которые входят в состав бюджетных назначений исполнения бюджета учреждения. Рассматривается влияние различных фактов хозяйственной жизни на экономическое

© Ровенских В. А., Маматова Ю. В., 2022

положение субъектов. Уделяется внимание роли аналитической функции управления и характеризуются основные направления анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений, финансирование которых осуществляется через субсидии на выполнение государственного задания.

Ключевые слова: сектор государственного управления; анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений; бухгалтерская (финансовая) отчетность; бюджетные средства; государственные задания; бюджетный процесс; бюджетные назначения исполнения бюджета.

THE ROLE OF ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC

ACTIVITIES OF STATE (MUNICIPAL) BUDGETARY, AUTONOMOUS INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

Rovenskikh Valentina Anatolyevna

Institute of the Law and Management, Moscow City University, Moscow, Russia, rovensc@mail.ru

Mamatova Yulia Valeryevna

College of Engineering,

Belgorod State National Research University,

Belgorod, Russia,

kbzz83@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the financial and economic activities of state (municipal) budgetary, autonomous institutions, its role in providing the structures of the public administration sector with reliable and complete information on the effectiveness of the state task and the use of budgetary funds, on the availability and use of resources, on the degree of satisfaction of needs with the quality of services provided, as well as on the social efficiency of institutions. The forms of accounting statements are investigated, which serve as a source for analyzing the financial and economic activities of institutions. The essence of budget information and indicators that are part of the budget assignments of the budget of the institution are revealed. The influence of various facts of economic life on the economic situation of subjects is considered. Attention is paid to the role of the analytical function of management and the main directions of the analysis of financial and economic activities of budgetary and autonomous state (municipal) institutions, which are financed through subsidies for the fulfillment of state tasks, are characterized.

Keywords: public administration sector; analysis of financial and economic activities of institutions; accounting (financial) reporting; budget funds; state tasks; budget process; budget assignments of budget execution.

Введение

Развитие экономических отношений в любых сферах деятельности, в том числе и социальных, определяется постановкой грамотного и достоверного учета и контроля, что в последующем служит источником для проведения различного рода экспертиз и принятия управленческих решений. В этой связи рассмотрение роли анализа на примере государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений видится достаточно актуальным вопросом в улучшении эффективности их финансово-хозяйственной деятельности.

Проводя оценку роли анализа государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, преследуется цель — выявить новые подходы к обоснованию и принятию управленческих решений. Указанная цель достигается путем выполнения таких задач, как: исследование структуры сектора государственного управления, определение понятийного аппарата «анализ» и «анализ хозяйственной деятельности», выявление основных направлений анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений и подбор источников для подобного рода процедур.

Свежий взгляд на современные методики анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений, оценка этих методик и рассмотрение показателей отчетных форм государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений с позиции их использования в анализе позволяют судить о важности исследований, приведенных в настоящей статье.

Основное исследование

Эффективное решение вопросов социального и политического развития во многом зависит от действий сектора государственного управления. Его удельный вес в экономике России является существенным, и поэтому организация работы представляет интерес для научных исследований.

В этой связи представляется логичным обозначить структуру сектора государственного управления. Она представлена государственной властью (государственными органами) и органами местного самоуправления. В числе последних рассматриваются учреждения, образование которых можно объяснить политическими процессами. Речь идет об учреждениях, которые наделены законодательной, судебной и исполнительной властью. Влияние учреждений, образованных органами местного самоуправления, ограничивается пределами той территории, которая определена границами муниципалитета.

Вместе с тем большую часть сектора государственного управления занимают государственные (муниципальные) учреждения. В России они представлены в виде бюджетных, автономных и казенных учреждений. Среди названных структур выделяются бюджетные и автономные государственные

(муниципальные) учреждения, наделенные большей самостоятельностью в вопросах развития новых видов деятельности, а также в вопросах использования дополнительных доходов, которые были получены от приносящей доход деятельности.

Кроме отмеченных преимуществ, бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения отличает от казенных государственных (муниципальных) учреждений специфика организации их деятельности и порядок составления отчетности. В этой связи круг интересов, рассматриваемых в настоящей статье, сужается до сектора государственного управления, представленного лишь бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями, эффективностью их работы, оценить которую можно при помощи анализа хозяйственной деятельности.

По своей сути, определяя термин «анализ», можно говорить об этой экономической категории, как об одном из общих методов познания природы и общества. Данное определение проецируется на термин «анализ хозяйственной деятельности». Расширяя границы сказанного, для анализа хозяйственной деятельности присущи различные процессы и явления, непосредственно сформированные на основе факторов и причин, их вызывающих. Смысл проведения анализа хозяйственной деятельности скрывается в том, чтобы дать оценку всему производственному процессу, обосновать с научной точки зрения бизнес-план, а также проконтролировать их выполнение.

С позиции рассмотрения масштабов экономического анализа целесообразно выделять экономический анализ на макроуровне, который изучает экономические процессы, происходящие, например, на уровне национальной экономики или на уровне отдельных отраслей. А также различают экономический анализ на микроуровне, когда изучению подвергают работу отдельных организаций и внутренних структурных подразделений с целью установления эффективности их деятельности.

Неоспорим тот факт, что в научном плане идет развитие методологической основы анализа хозяйственной деятельности. Это доказывает и внедрение в аналитическую работу автоматизированных систем управления, и грамотное использование экономико-математических методов исследования хозяйственных процессов, присущих любому субъекту, что влияет на рост теоретической школы экономического анализа.

В системе управления организацией сектора государственного подразделения анализ можно рассматривать как часть процесса принятия решений, без которого успех управления был бы обречен. И здесь вопросу планирования нужно отдать должное. Именно заранее установленная программа действий для бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений, в том числе планирование уровня различных параметров для производственного и финансового благополучия, позволяет добиться того успеха, ради которого и создано учреждение.

Степень познания и использования механизмов действия законов экономического развития оказывает непосредственное влияние на эффективность управления субъектов хозяйствования. В этом случае большая роль отводится внедрению в практическую деятельность бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений законов экономического развития. Для этого подбирается набор функций, среди которых анализ стоит особняком.

Замечено, что современная экономика сегодня характеризуется как смешанная. И это понятно. Ведь экономическая деятельность в ней осуществляется и государственным сектором, и частным сектором. Частный сектор при этом объединяет в себе частные нефинансовые предприятия, финансово-кредитные и другие организации. Подобного рода смешанная модель присуща и для экономики государственных структур, разделяя отдельно сектор государственного управления и те предприятия, которые либо принадлежат государству, либо контролируются им.

Отмечается, что организации сектора государственного управления являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений. Причем они применимы для любой модели государственного устройства и при любой системе хозяйствования. Общественно важные потребности членов общества, например в образовании, здравоохранении, социальной защите, культуре, государственном управлении, поддерживаются и контролируются организациями сектора государственного управления.

Государственный бюджет анонсирует рациональное расходование своих средств, а также их экономию, что направлено на содержание отраслей непроизводственной сферы. Это позволяет контролировать национальную экономику с позиции ее эффективного функционирования. Комплексный анализ деятельности учреждений, финансируемых из бюджета, в этом направлении деятельности имеет существенное значение. Здесь остается добавить лишь о роли аналитической функции управления. Посредством данной функции обеспечивается оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта экономической деятельности. Кроме того, аналитическая функция призвана обеспечить информацией о резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы, а также призвана использовать полученную информацию в анализе.

Напрашивается необходимость обозначить основные направления анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений, финансирование которых осуществляется через субсидии на выполнение государственного задания.

Начнем с такого направления анализа, как оценка эффективности государственного задания. Это, по сути, анализ обоснованности нормативов затрат на выполнение государственного задания и непосредственно сама оценка его выполнения. Данный подход в анализе позволяет при систематическом

внимании выявлять не только проблемы в обоснованности нормативов затрат, но и определять условия выполнения государственных заданий.

Далее следует выделить анализ обеспеченности и использования ресурсов. Указанное направление анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений позволяет дать оценку обеспеченности кадрами по составу и классификации, которые соответствуют задачам учреждения. На указанном этапе организуется анализ заработной платы персонала. Кроме того, рассматриваемое направление анализа предполагает провести оценку материально-техническим ресурсам с позиции обеспеченности и использования финансовых и нефинансовых активов. При этом для бюджетных и автономных учреждений, которые находятся на смешанном финансировании, важно оценить структуру и динамику источников финансирования, особенно внебюджетных.

Отмечается, что важнейшим направлением анализа является диагностика степени удовлетворения потребностей качеством предоставляемых услуг. Обеспечить такую диагностику может анализ показателей деятельности, когда происходит процесс оценки объема предоставляемых услуг и его соответствия государственному заданию. Указанное направление анализа использует такие приемы, как социологические опросы и экспертные оценки.

Центральное место в проведении экспертизы финансово-хозяйственной деятельности учреждения по праву занимает анализ эффективности использования бюджетных средств. Здесь важно уделить внимание анализу себестоимости предоставляемых услуг, оценке финансового состояния учреждения. Увеличение доли доходов от предпринимательской деятельности в источниках финансирования дает право учреждению самостоятельно определять направления расходования этих средств.

Наиболее сложным направлением в анализе, но вместе с тем и важнейшим, принято считать оценку социальной эффективности. Это предопределяет сам социальный эффект, который носит отложенный характер. Чтобы определить, какова степень удовлетворения конечных потребителей общества, потребуется немало усилий. Но именно данный показатель может служить главным критерием социально-экономической эффективности учреждения. Здесь видится основа эффективности — это оптимальное распределение бюджетных ресурсов между различными сферами бюджетной деятельности.

Углубившись в анализ обеспеченности организаций сектора государственного управления финансовыми ресурсами, можно сформулировать задачи, на решение которых он направлен. Чтобы оценить обеспеченность учреждения бюджетными средствами, проводится сопоставление размера фактически выделенных средств с размерами в сметных назначениях. Далее важно отметить необходимость поиска фактов, а также причин недофинансирования или, наоборот, перефинансирования. Одной из задач анализа обеспеченности финансовыми ресурсами является процедура оценки полноты использования

выделенных средств. Так, целесообразно изучить саму систему организации финансирования в учреждении и установить соответствие этой системы решению вопроса оценки размера предоставленных средств бюджета с позиции потребности в этих средствах.

Для проведения анализа обеспеченности учреждения бюджетными средствами необходимо иметь достоверные и надежные источники. Одним из таких источников является отчет об исполнении сметы расходов учреждений. Показатели указанного отчета используются как для анализа сметы в целом, так и для анализа каждой статьи в отдельности. Помощником в проведении анализа служит аналитическая таблица, в которой записываются высчитанные отклонения от сметы. Они представляются и в виде абсолютного результата по перефинансированию или недофинансированию, и в виде относительного результата, то есть процента финансирования. Стоит добавить, что таблица содержит сведения об утвержденных на текущий год сметных назначениях и о фактически полученных средствах из бюджета.

В аспекте рассмотрения качества полученной информации подчеркивается главная цель анализа. Она заключается в том, чтобы получить показатели, которые позволят сформулировать объективную характеристику деятельности учреждений, а также в том, чтобы быть уверенным в обоснованности полученных характеристик.

Все хозяйственные процессы учреждений являются предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности. При этом важно рассматривать социально-экономическую эффективность и изучать изменения показателей о финансовых результатах деятельности учреждений, влияние на которые оказывают как объективные, так и субъективные факторы.

Итак, данные бюджетного учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных, автономных государственных (муниципальных) учреждений служат источниками информации для анализа их деятельности. Узаконен порядок составления отчетности, а также процедур формирования показателей для внесения в отчетность. Сегодня данное регулирование осуществляется на основе Приказа Минфина России от 25.03.2011 № 33н, последняя редакция которого от 11.06.2021. Этим приказом утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

В таблице 1 приведены формы отчетов, которые указанная инструкция обязывает формировать.

Заполнению показателей форм отчетов предшествует работа, организованная в рамках бухгалтерского учета. Используются регистры бухгалтерского учета, данные Главной книги, а также любые показатели аналитического учета с целью определения необходимого числового значения для отчета. Важным моментом с позиции достоверности показателей является проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности.

Таблица 1

Перечень форм бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

№ Название отчета Код отчета

1 Баланс государственного (муниципального) учреждения ф.0503730

2 Справка по консолидированным расчетам учреждения ф.0503725

3 Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года ф.0503710

4 Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности ф.0503737

5 Отчет о принятых учреждением обязательствах (отчет об обязательствах, принятых учреждением) ф.0503738

6 Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения ф.0503721

7 Пояснительная записка к балансу учреждения ф.0503760

8 Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения ф.0503830

Источник: составлено авторами по данным источника [1].

Отмечается, что составные части баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) отражают данные об имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности, то есть о финансовых и нефинансовых активах, а также об обязательствах и финансовом результате.

Удобным для анализа является тот факт, что в балансе активы и обязательства отражены в разрезе долгосрочных (внеоборотных) и краткосрочных (оборотных). Кроме того, удобство заключается в том, что в текстовой части пояснительной записки к балансу (ф. 0503760) дополнительно раскрываются показатели актива и пассива баланса. Здесь можно увидеть более детализированную и достаточно существенную информацию, позволяющую государственным органам и учредителям понять финансовое положение учреждения.

Информация о фактически начисленных доходах и расходах, о размерах изменений имущества, денежных средств и обязательств для проведения анализа можно получить из Отчета о финансовых результатах учреждения (ф. 0503721). В этой форме перечисленная информация отражается по трем направлениям деятельности. Так, отдельно выделяется движение целевых средств, а также государственное задание и приносящая доход деятельность.

В отчете о финансовых результатах можно увидеть показатель, отражающий чистый операционный результат, а также получить информацию об операциях с финансовыми и нефинансовыми активами и обязательствами.

В текстовой части пояснительной записки к балансу (ф. 0503760) в целях проведения анализа можно увидеть развернутую информацию о доходах и расходах за отчетный и прошлый отчетный периоды, что позволит провести сравнение показателей.

Характеризуя формы отчетности, нельзя обойти стороной такой важный стандарт государственного (муниципального) учреждения, который утвержден Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н в редакции от 26.02.2021, как «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Под бюджетной информацией указанный нормативный документ понимает бюджетные назначения исполнения бюджета, а также утвержденные показатели плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения и прочие плановые показатели. При этом бюджетные назначения исполнения бюджета включают в себя показатели, приведенные на рисунке 1.

а) утвержденные плановые (прогнозные) показатели по доходам бюджета;

б) утвержденные (доведенные) показатели бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;

в) утвержденные плановые (прогнозные) показатели поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета;

г) утвержденные (доведенные) показатели бюджетные ассигнования по выплатам источников финансирования дефицита бюджета

Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Составляющие бюджетных назначений исполнения бюджета

Для анализа исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, а также в целях анализа причин неисполнения бюджета бюджетную информацию раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных автономных учреждений. Кроме того, можно выделить еще две важные цели. Одна из них связана с мониторингом (анализом) результатов исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений и результатами выполнения государственного (муниципального) задания. Другая цель бюджетной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, заключается в контроле за соблюдением бюджетного законодательства РФ.

Обозначим отчеты, в которых раскрывается бюджетная информация. Во-первых, это Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, который предназначен для сопоставления плановых назначений с показателями, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности государственным (муниципальным) бюджетным автономным учреждением.

Во-вторых, бюджетная информация представляется в Отчете об обязательствах учреждения. Его показатели позволяют сопоставлять годовые объемы утвержденных показателей по расходам и выплатам в погашение заимствований государственного (муниципального) учреждения с данными об обязательствах, которые возникли в рамках деятельности учреждения и об исполнении денежных обязательств. В-третьих, бюджетная информация находит свое отражение в Пояснительной записке к балансу. Кроме вышеперечисленных характеристик представляемой информации, здесь раскрываются сведения о результатах деятельности по исполнению государственного (муниципального) задания.

Используя показатели форм отчетности, можно провести ряд различных экспертиз, например оценить полноту использования выделенных бюджетных средств. Кстати, такая оценка — это важная задача анализа финансирования государственного (муниципального) учреждения. Для удобства решения указанной задачи целесообразно пользоваться теми показателями, которые представлены в отчете об исполнении сметы расходов. При этом они анализируются таким образом: фактически выделенные средства сравниваются с кассовыми расходами за весь отчетный период. В зависимости от поставленных целей можно выполнить различные расчеты. Их можно организовать, например, в целом по смете. Можно провести детальный анализ по статьям бюджетной классификации расходов. Подобный анализ даст возможность оценить полноту освоения средств и их целевое назначение.

Итак, бюджетное финансирование позволяет установить исполнение сметы расходов. Используя бюджетную классификацию, устанавливается размер бюджетных ассигнований. Это делается ежегодно. В подобном аспекте рассуждения напрашивается необходимость уделить внимание вопросу бюджетного нормирования. Данная процедура позволяет установить единые измерители текущих расходов в разрезе однородных производственных признаков. Здесь речь идет о массовых объектах бюджетного финансирования.

Основу бюджетного планирования составляют материальные нормы, которые, представляясь государственными ценами в денежном выражении, переходят в категорию финансовой нормы. Так, если говорить о наборе продуктов питания, то он будет рассматриваться как материальная норма. Если же речь пойдет о стоимости питания, например одного больного в день, то речь уже пойдет о финансовой норме.

Кроме того, имеет смысл заострить внимание и на таких видах норм, как обязательные и расчетные. Обязательные нормы не могут ни увеличиваться, ни уменьшаться, то есть существуют нормативы, на которые учреждению предписано опираться и соблюдать. Если же нормы на уровне правительства не утверждены, то в анализе используются расчетные нормы. Использование любых видов норм предполагает применение плановых расчетных единиц. Так, при сопоставлении смет показателями оперативной деятельности конкретного учреждения является, к примеру, один класс в школе или один квадратный метр площади и тому подобное.

При проведении анализа финансирования учреждения может возникнуть сомнение в том, что размер финансирования на отчетный год определен неверно. Для установления истины применяется метод корректировки сумм расходов по смете. Однако его использование ограниченно и зависит от наличия такого условия, как повышение эффективности деятельности учреждения за предыдущий отчетный год. Подобная корректировка может быть произведена при помощи математического расчета, когда определяется зависимость суммы финансирования от показателей деятельности организации по оказанию услуг. Так, расходы по бюджету высчитываются путем умножения суммы всех поступлений бюджетного или автономного государственного (муниципального) учреждения за год на удельный вес задолженности к плану доходов бюджета и умножения на соотношение расходов по бюджету к задолженности по всем ожидаемым поступлениям.

В процессе бюджетного планирования в случае снижения эффективности деятельности учреждения есть целесообразность оставлять сумму фактических расходов на минимальном уровне или вполне достаточном уровне для финансирования учреждения.

Стоит отметить важность процедуры детального анализа. Организация данной процедуры позволяет выяснить правильность определения расходов в разрезе бюджетной классификации, что поднимает ее статус.

Заключение

Материалы настоящего исследования позволяют отмечать, что роль анализа хозяйственной деятельности невозможно переоценить при совершенствовании хозяйственного механизма, планирования и управления.

Сегодня перед руководством организаций сектора государственного управления стоят задачи поиска новых подходов к обоснованию и принятию управленческих решений. Они продиктованы реформированием бюджетного процесса и принципами бюджетирования, которые ориентируют на эффективный результат. В этом направлении действенным шагом является разработка планов финансово-хозяйственной деятельности на трехлетний срок. Планирование, в свою очередь, требует глубокого и всестороннего анализа всех сторон финансово-хозяйственной деятельности учреждений, в числе которых бюджетные расходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечается, что представленные в статье направления анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений, к сожалению, не могут проецироваться одинаково удачно на различные субъекты, ведь бюджетные услуги очень разнообразны. Данное обстоятельство позволяет говорить о необходимости рассмотрения анализа как инструмента системы управления, что диктует процедуру подборки

направления инвестирования капитала, осуществления прогноза отдельных показателей или финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целом.

Следует подчеркнуть и такой важный аспект, как качество результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Ведь именно качество результатов напрямую зависит от источников, которые были использованы для исследовательской деятельности. Именно количественное измерение хозяйственных операций, происходящих в течение анализируемого периода, образуют различные факторы. Они оказывают непосредственное влияние на изменение экономических показателей деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений.

Нельзя отрицать и роль своевременности проведения анализа бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений финансовыми ресурсами, а также важность анализа полноты использования и правильности определения размера бюджетных средств. При этом методический подход к таким видам анализа является основополагающим. Существующие научные исследования в данном вопросе широко используются в практике анализа деятельности учреждений. Вместе с тем регулярное пристальное внимание к экономическим показателям организаций сектора государственного управления и изменения, протекающие в экономической жизни России, требуют поиска новых подходов к совершенствованию методик и приемов для проведения анализа обеспеченности финансовыми средствами.

Список источников

1. Приказ Минфина России от 28.02.2018 № 37н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.

ru/ru/document/?id_4=122783-prikaz_minfina_rossii_ot_28.02.2018_37n_ob_utverzhdenii_

federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_ucheta_dlya_organizatsii_gosudarstvennogo_ sektora_byudzhetnaya_informatsiya_v_b (дата обращения: 10.12.2021).

2. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://

minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=12411-prikaz_minfina_rossii_ot_25_marta_2011_g._33n_

ob_utverzhdenii_instruktsii_o_poryadke_sostavleniya_predstavleniya_godovoi_kvartalnoi_ bukhgalterskoi_otchetnosti_gosudarstvennyk (дата обращения: 10.12.2021).

3. Анализ деятельности организаций сектора государственного управления: учеб. пособие / И. Д. Демина, С. Н. Миловидова, Т. Б. Иззука и др.; под ред. И. Д. Деминой. М.: КНОРУС. 2021. 354 с. (Бакалавриат).

4. Ровенских В. А., Маматова Ю. В. Экономика образовательной организации как сфера деятельности и науки: место и история развития // Учет, аудит и налогообложение в условиях цифровой экономики. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2020. С. 52-66.

5. Ровенских В. А., Маматова Ю. В. Об отдельных источниках экономического анализа образовательной организации // Молодежь и научно-технический прогресс: сб. докладов XIV Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Губкин, 08-09 апреля 2021 г.: в 2 т. / сост.: Е. Н. Иванцова, В. М. Уваров и др. Т. 1. Губкин-Старый Оскол: Ассистент плюс, 2021. С. 206-209.

6. Современный взгляд на развитие и совершенствование учетно-контроль-ных и аналитических функций управления экономикой промышленного предприятия / И. А. Слабинская и др. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2021. 260 с.

7. Учет, аудит и налогообложение в условиях цифровой экономики / И. А. Слабинская и др. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2020. 165 с.

References

1. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 37-n dated 28.02.2018. "On Approval of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations "Budget information in Accounting (Financial) Statements" [Electronic resource] // Ministry of Finance of the Russian Federation: official website. URL: https://minfin.gov.

ru/ru/document/?id_4=122783-prikaz_minfina_rossii_ot_28.02.2018_37n_ob_utverzh-

denii_federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_ucheta_dlya_organizatsii_gosudarstven-nogo_sektora_byudzhetnaya_informatsiya_v_b (circulation date: 10.12.2021).

2. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 33-n dated March 25, 2011 "On Approval of Instructions on the Procedure for Compiling, Submitting Annual, Quarterly Accounting Statements of State (Municipal) Budgetary and Autonomous institutions" [Electronic resource] // Ministry of Finance of the Russian Federation: official website. URL: https://

minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=12411-prikaz_minfina_rossii_ot_25_marta_2011_g._33n_

ob_utverzhdenii_instruktsii_o_poryadke_sostavleniya_predstavleniya_godovoi_kvartalnoi_ bukhgalterskoi_otchetnosti_gosudarstvennyk (circulation date: 10.12.2021).

3. Demina I. D., Milovidova S. N., Izzuka T. B., Tafintseva V. N. Analysis of the activities of organizations in the public administration sector: a textbook / ed. I. D. Demina. M.: KNORUS, 2021. 354 p. (Bachelor's degree).

4. Rovenskikh V. A., Mamatova Yu. V. Economics of an educational organization as a sphere of activity and science: place and history of development // Accounting, auditing and taxation in the digital economy. Belgorod: Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 2020. P. 52-66.

5. Rovenskikh V. A., Mamatova Yu. V. On individual sources of economic analysis of an educational organization // Youth and scientific and technological progress: A collection of reports of the XIV International scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists, Gubkin, 08-09 April 2021: In 2 volumes / ^mp. E. N. Ivantsova, V. M. Uvarov [et al.]. Gubkin-Stary Oskol: Assistant Plus, 2021. P. 206-209.

6. Slabinskaya I. A. [et al.]. A modern view on the development and improvement of accounting, control and analytical functions of economic management of an industrial enterprise. Belgorod: Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 2021. 260 p.

7. Slabinskaya I. A. [et al.]. Accounting, auditing and taxation in the digital economy. Belgorod: Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 2020. 165 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.