УДК 336.6
УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Ю. Стукалова
Статья посвящена такой актуальной теме, как учетно-аналитическая информация, которая необходима при анализе деятельности бюджетных учреждений в разрезе выполнения госзаказов и деятельности, приносящей доход. Поскольку бюджетные учреждения наделены полномочиями осуществлять коммерческую деятельность, необходимо разработать систему показателей, которые позволят анализировать результаты коммерческой деятельности для управления ею. Источником информации выступает бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения, и в статье проанализирована ее возможность обеспечить необходимой информацией аналитические расчеты. Автор отмечает, что управление деятельностью, приносящей доход, не в полной мере обеспечивается своевременно рассчитанными аналитическими данными. Вследствие того что методология анализа экономических показателей для своевременного управления деятельностью, приносящей доход, находится в процессе разработки, необходимо контролировать все параметры плана финансово-хозяйственной деятельности и отчета о финансовых результатах бюджетных учреждений.
Ключевые слова: бюджетное учреждение; бухгалтерская отчетность; экономность и результативность; оценка эффективности деятельности; коммерческая деятельность; Минсельхоз России.
G.Yu. Stukalova. ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF BUDGET INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article is devoted to a relevant topic - accounting and analytical information, which is necessary when analyzing the activities of budgetary institutions in the context of the implementation of government orders and income-generating activities. Since budgetary institutions are empowered to carry out commercial activities, it is necessary to develop a system of indicators that will allow analyzing the results of commercial activities to manage it. The source of information is the financial statements of a budgetary institution, and the article analyzes its ability to provide analytical calculations with the necessary information. The author notes that the management of income-generating activities is not fully supported by timely calculated analytical data. Due to the fact that the methodology for analyzing economic indicators for the timely management of income-generating activities is in the process of being developed, it is necessary to control all parameters of the plan of financial and economic activities and the report on the financial results of budgetary institutions.
Keywords: budget institution; accounting reporting; economy and efficiency; performance evaluation; commercial activity; Ministry of Agriculture of the Russian Federation..
Вопросам аналитичности бюджетной отчетности посвящено достаточно много исследований, например С.И. Коренковой, И.Н. Скосыр-ских [5; 9], Е.С. Мортиковой, В.В. Пустогвара, Е.А. Сафоновой [8]. Не вполне можно согласиться с мнением И.Н. Скосырских о том, что формат отчетности бюджетных автономных учреждений не во всем содержит достаточную информацию для суждений об их деятельности (то же самое можно сказать в отношении бюджетных учреждений). Напротив, отчетность отчасти трудно воспринимается в связи с некоторой ее перегруженностью различными данными, которые тяжело сопоставить из-за объема информации, расположенной на многих листах.
Если иметь в виду автоматизированный способ формирования отчетности, то становится понятен ее формат, поскольку компьютерная техника способна обобщить и распечатать в различных ракурсах большие объемы информации. Однако при восприятии документа человеком возникает такой момент, что бывает сложно запомнить и затем сопоставить данные в различных формах и таблицах. По нашему мнению, это обстоятельство делает ее недостаточно аналитичной. Очевидно, в связи с этим некоторыми исследователями она воспринимается как недостаточно релевантная.
Состав бухгалтерской отчетности для бюджетных учреждений регламентирован при-
казом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н [3]:
- Баланс государственного (муниципального) учреждения (ОКУД 0503730);
- Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ОКУД 0503725);
- Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ОКУД 0503710);
- Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ОКУД 0503737);
- Отчет об обязательствах учреждения (ОКУД 0503738);
- Отчет об обязательствах учреждения по национальным проектам (ф. 0503738-НП);
- Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ОКУД 0503721);
- Отчет о движении денежных средств учреждения (ОКУД 0503723);
- Пояснительная записка к Балансу учреждения (ОКУД 0503760);
- Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ОКУД 0503790).
Письмом Минфина России № 02-06-07/412, Казначейства России № 07-04-05/02-177 от 12.01.2021 установлены некоторые изменения порядка заполнения форм отчетности за 2020 г., однако они не влияют на сущность информации, представленной в указанных отчетных формах.
Необходимо отметить, что в отношении бюджетных и автономных учреждений строго регламентируется содержание пояснительной записки все тем же приказом Министерства финансов Российской Федерации. Она содержит следующие обязательные разделы:
- Раздел 1 «Организационная структура учреждения», включающий таблицу «Сведения о направлениях деятельности» и иную информацию, которая является существенной и характеризует организационную структуру учреждения за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе о наличии наблюдательного совета (органа управления учреждением) и изменений на протяжении отчетного периода его состава и полномочий; об изменении состава полномочий учреждения, в том числе по утверждению планов, смет, калькуляций, цен и т.д.; о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации (централизованной бухгалтерии) на основании договора (соглашения) с указанием их реквизитов.
- Раздел 2 «Результаты деятельности учреждения», включающий информацию, характери-
зующую результаты деятельности учреждения за отчетный период и не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов учреждения; о ресурсах (численность работников, стоимость имущества, расходы, объемы закупок и т.д.); иную информацию о результатах деятельности учреждения; о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений) основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов, реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристика комплектности.
- Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности», включающий таблицу «Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» по форме 0503766; иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты исполнения учреждением утвержденного плана (сметы), не отраженную в таблицах (сведениях), включаемых в раздел, в том числе информацию о принятых учреждением обязательствах (денежных обязательствах), исполнение которых предусмотрено в соответствующих годах, следующих за отчетным годом.
- Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения», включающий таблицу «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» по форме 0503768; «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» по форме 0503769; «Сведения о финансовых вложениях учреждения» по форме 0503771; «Сведения о суммах заимствований» по форме 0503772; «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения» по форме 0503773; «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах» по форме 0503775; «Сведения об остатках денежных средств учреждения» по форме 0503779; «Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения» по форме 0503295; «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения» по форме 0503790; иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включенных в раздел.
- Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения», включающий таблицу «Сведения об основных положениях учетной политики»; «Сведения о проведении инвентаризаций»; иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не отраженные в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе перечень форм отчетности, не включенных в состав бухгалтерской отчетности учреждения в виду отсутствия числовых значений показателей.
Для нашего исследования представляет интерес структура пояснительной записки к балансу бюджетных и автономных учреждений, из которой видно, что анализу показателей бюджетного учреждения посвящен раздел 4, который называется соответствующим образом. Из приказа следует, что текстовая часть структурирована табличными формами. Помимо таблиц, в текстовой части раздела 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» должна раскрываться существенная, по мнению регулятора в лице Министерства финансов РФ, информация о результатах деятельности бюджетных и автономных учреждений, не попавшая в таблицы. Исходя из содержания таблиц данного раздела отметим, что в них приводятся укрупненные расшифровки имущества и обязательств в разрезе источников финансирования их приобретения. При этом приходится констатировать, что несмотря на название раздела, непосредственно анализ как инструмент контроля и результат для принятия управленческих решений в них отсутствует. Максимально доступная информация, не требующая дополнительных расчетов в этих табличных формах, может быть использована только в отношении динамики активов и обязательств, приобретенных за счет различных источников. Однако и эта информация не иллюстративна в том виде, который имеется в таблицах.
Следует обратить внимание на раздел 2 пояснительной записки «Результаты деятельности учреждения», в котором отражаются аналитические данные, формирующие финансовый результат учреждения за отчетный период, среди которых приводятся данные об эффективности использования трудовых, материальных ресурсов, основных фондов, в том числе данные о сохранности имущества учреждения.
Рассматривая в совокупности баланс, отчетные формы и таблицы пояснительной записки можно сделать вывод о возможности использования данных отчетности для аналитических расчетов, а также о необходимости
разработки методологических подходов к системе показателей, характеризующих деятельность бюджетного учреждения, в том числе с позиций рациональности, полезности, эффективности использования средств бюджетного и внебюджетного финансирования.
Необходимо в первую очередь определить, каковы цель и задачи (предмет) деятельности бюджетного учреждения, поскольку от их содержания зависит, какой именно основной показатель будет характеризовать положительно деятельность учреждения.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2], бюджетное учреждение является некоммерческим и финансируется за счет бюджетных субсидий под определенное государственное задание в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Размер и виды государственного задания бюджетного учреждения устанавливаются соответствующим государственным органом, который его учредил. Бюджетное учреждение не вправе отказываться от выполнения вверенных ему заданий, но вправе превысить их выполнение за счет оказания соответствующих работ или услуг по коммерческим договорам за счет средств физических или юридических лиц на равных условиях финансирования.
Рассмотрим деятельность ФГБУ «Россель-хозцентр», предметом которой является: сбор, обработка, анализ и обобщение статистических сведений, данных и т.д. в области растениеводства; подготовка ежегодного «Обзора фитоса-нитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур в Российской Федерации и прогноза развития вредных объектов»; проведение мероприятий по предупреждению и уничтожению вредителей, по предупреждению и борьбе с болезнями растений в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, вызванных локальными природными и иными явлениями.
В этой связи бюджетным учреждением осуществляется оказание государственных услуг по определению посевных и сортовых качеств семян; фитосанитарному мониторингу состояния территории Российской Федерации и экспертизы семян; сбор, обработка, анализ и обобщение статистических сведений и данных, информационно-аналитических материалов, показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, отчетности, рыночной информации по сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-техническим ресурсам и услугам для села. Также осуществ-
ляются мониторинг, ведение единой базы данных, подготовка информационных справочников, экспертиза договоров, отчетов, документов и материалов для разработки проектов целевых программ, нормативно-правовых актов, стандартов, технических условий, регламентов, титульных списков строек, результатов проведенных испытаний, реестров, ежегодных результатов работы и другие виды, в том числе для коммерческой деятельности. Например, проводится мероприятие по предупреждению и уничтожению вредителей, болезней растений и сорняков с использованием химических и биологических средств в полевых условиях, защищенном грунте, хранилищах растениеводческой продукции и других помещениях и т.п.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2] бюджетные организации функционируют в пределах финансирования государственного задания, имея закрепленное имущество на праве оперативного ведения. Деятельность по оказанию платных услуг сверх государственного задания выполняется при финансовом обеспечении заказчиком таких услуг. Это означает, во-первых, что содержание имущества, персонала и материальное обеспечение заданий в пределах государственного задания полностью субсидировано; во-вторых, все услуги коммерческого характера выполняются частично с использованием имущества, которое содержится за счет субсидий; в-третьих, для выполнения работ коммерческого характера либо должен содержаться собственный штат, либо сотрудникам должны быть организованы доплаты за внебюджетную деятельность, кроме того, в себестоимость работ по внебюджетной деятельности включаются материальные расходы и расходы на приобретение оборудования для внебюджетной деятельности.
План финансово-хозяйственной деятельности, таким образом, содержит показатели как бюджетного, так и внебюджетного финансирования и расходов за счет каждого источника. Соответственно организован и бюджетный учет, обеспечивающий раздельное накопление доходов и расходов в разрезе источников финансирования и финансовых результатов.
Полагаем, что эта форма, входящая в состав бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, имеет для анализа результатов его деятельности существенное значение. Однако все же баланс и отчет о финансовых результатах деятельности учреждения для понимания результативности его функционирования являются основополагающими.
Изучением показателей эффективности бюджетных учреждений занимаются А.Е. Ла-
пин, О.А. Заббарова [6], Т.И. Кришталева [7], С.С. Волкова [4], С.В. Солодова [10] и др. Многие рассматривают систему сбалансированных показателей и КР1, полагая, что правильное управление может решить проблемы тарификации и планирования.
Какими же показателями измерить результат деятельности бюджетного учреждения, если иметь в виду, что его главная цель - выполнение государственных функций? В ст. 34 Бюджетного кодекса РФ дано определение принципа эффективности использования бюджетных средств: «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)» [1]. Получается, что эффективность использования бюджетных средств - это совокупность экономности и результативности. В таком случае, можно задаться вопросом: если бюджетных субсидий было выделено больше, чем составили расходы по выполнению государственных заданий, т.е. при экономии, можно ли говорить об эффективности? Или следует считать, что произошло неверное планирование или, наоборот, не выполнили необходимое количество услуг или работ, в связи с чем произошло неполное использование субсидий? Видоизменив методику А.Е. Лапина, О.А. Заббаровой [6], отметим, что эффективность бюджетной деятельности следует определять по формуле:
Эффективность БФ = коэффициент выполнения государственного заказа / коэффициент выполнения плана расходов на выполнение государственного заказа
По нашему мнению, эффективность деятельности по исполнению госзаказа должна определяться через два показателя: экономность и результативность. Если признать, что планирование расходной части выполнения госзаказа произведено верно, то показатель, определяемый как отношение факта к плану по доходам и расходам, должен быть менее 1. Однако этот показатель не может иллюстрировать эффективность деятельности, а только сможет отразить эффективность планирования и в общем смысле - управления. При этом отклонение от 1 должно рассматриваться в качестве негативного: чем оно больше, тем более отрицательное значение приобретает, посколь-
ку слишком большое отклонение от 1 может расцениваться как неверное планирование расходов или недостаточно четкое управление предоставлением услуг по госзаказу.
Соответственно, показатель, характеризующий результат деятельности по госзаказу следует определять на основании отчета о финансовых результатах деятельности бюджетного учреждения. Полагаем, что идеальное значение результата при этом должно быть равно 0 или может быть незначительное превышение доходов над расходами (прибыль). Поэтому не вполне верным было бы определять рентабельность по доходам (выручке) и расходам на основе прибыли до налогов, поскольку идеальной формой является отсутствие прибыли, и тогда значение рентабельности будет равно 0. Предлагаем находить коэффициент соотношения доходов и расходов, при этом значение коэффициента должно стремиться к 1.
Для дальнейшего анализа важно понимать, где допущено отклонение при планировании: в доходах или в расходах. Поэтому исследовать следует план/факт-анализом доходов и расходов и коэффициентным анализом отношения доходов план/факт и расходов план/факт. Анализ коэффициентов даст основу для понимания наличия ошибок в планировании или в управлении исполнением госзакупок.
Отдельно встает вопрос оценки эффективности использования внебюджетных средств финансирования, т.е. эффективности коммерческой деятельности бюджетных учреждений. В данном случае экономность и результативность, конечно, важны, но главное - это наличие превышения доходов над расходами, т.е. прибыли. Таким образом, речь идет об эффективности средств, имеющихся в бюджетном учреждении от приносящей доход деятельности, т.е. от коммерческой. Эффективность деятельности руководителя бюджетного учреждения можно измерить через показатели прибыльности, т.е. рентабельности и активности использования средств учреждения, начиная с внеоборотных и оканчивая оборотными денежными средствами. Учитывая, что руководители бюджетных учреждений имеют полномочия тратить средства и зарабатывать их, анализ эффективности использования различных ресурсов, скорость их накопления характеризуют эффективность деятельности самого учреждения и его руководителя.
На первый взгляд, можно пойти классическим путем: от коммерческой деятельности должна быть прибыль, и ее наличие - главная положительная характеристика. В данном случае целесообразно определять рентабельность
по показателю отношения прибыли к доходам и прибыли к расходам и значения должны быть наибольшими. Относительно коммерческой составляющей деятельности бюджетных учреждений следует определять и иные показатели эффективности, такие как фондоотдача и фондово-оружение, производительность труда. При этом оценивать показатели эффективности использования денежных средств не представляется возможным в полном значении, поскольку для бюджетной организации не ставится задача наращивания объемов деятельности и увеличение оборота капитала для этого, а также непосредственно самого капитала. С другой стороны, имея в виду, что при оказании платных услуг в своей области бюджетное учреждение является монополистом, задача наращивания оказания платных услуг и наращивания денежной массы в целом не противоречит цели его создания. В связи с этим можно по балансу, отчету о финансовых результатах и таблицам пояснительной записки определить некоторые общепринятые показатели эффективности: рентабельность ВНА (внеоборотных активов) как отношение прибыли к стоимости ВНА; рентабельность оборотных средств как отношение прибыли к стоимости оборотных средств; рентабельность активной части ОС (основных средств) как отношение прибыли к стоимости ОС; рентабельность активов как отношение прибыли к стоимости активов; оборачиваемость оборотных средств как отношение дохода к среднегодовой стоимости оборотных средств; оборачиваемость средств в дебиторской (кредиторской) задолженности как отношение доходов к среднегодовой величине дебиторской (кредиторской) задолженности.
Несмотря на раздельные методики анализа эффективности для госзаказа и коммерческой деятельности, при оценке эффективности непосредственно коммерческой деятельности важно исходить из показателей эффективности в целом всего бюджетного учреждения. Анализ отчета о финансовых результатах ФГБУ «Россельхоз-центр» дает основания полагать, что оценка по-отдельности каждого вида деятельности не даст возможности сделать достоверные выводы об эффективности управления коммерческой деятельностью. Следует отметить, что согласно ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2] цены на работы и услуги, выполняемые в рамках госзаказа и коммерческой деятельности, должны быть одинаковые. Здесь кроется неоднозначность и неравноценность конечного финансового результата, поскольку в калькуляцию госзаказа включены все элементы себестоимости, а при применении этих же цен в коммерческой деятельности часть элементов се-
бестоимости будет отсутствовать, поскольку они возмещаются за счет госзаказа. Поэтому, изначально выполняемые работы для коммерческой деятельности будут более доходными. Если есть работы, которые не имеют аналогов в госуслугах, то доходность таких работ, очевидно, будет меньшая. Следует обратить внимание на распределение доходности между видами деятельности. Исследуя отчет о финансовых результатах ФГБУ «Россельхозцентр», можно увидеть, что по госзаказу имеет место убыток, а по коммерческой деятельности - прибыль, которая в 1,5 раза перекрывает убыток от госзаказа и в целом учреждением получена прибыль. При постатейном анализе видно, что коммерческая деятельность выполняется в условиях гораздо меньшей затратности, а анализ статей расходов позволяет увидеть, за счет каких статей это произошло.
В связи с этим необходимо оценивать деятельность аппарата управления в целом по всему учреждению путем анализа коэффициентов рентабельности (общих и в разрезе видов деятельности). Очевидно, что при этом следует использовать и натуральные показатели, такие как количество выполненных услуг, в том числе в рамках госзаказа и коммерческой деятельности.
Проблема эффективности деятельности, приносящей доход, для бюджетных учреждений сложна не только с практической точки зрения, но и с научной. Прибыль - категория, связанная с капиталом, теорией его приумножения и накопления. Однако для бюджетных учреждений о капитале речь не идет. Функционирование обеспечивается государственным финансированием, причем речь идет о сметно-бюджетной системе, при которой сколько тратится, столько и возмещается государством. С изменением статуса бюджетных учреждений и перевода их с прямого бюджетного финансирования на субсидиарное произошла некая коммерциализация деятельности учреждений, которые по сути так и остались бюджетными, а по форме - перешли к обслуживанию государственных заказов, оплачиваемых из бюджета. На наш взгляд, с точки зрения экономической теории произошло совмещение несовместимого. При отсутствии капитала бюджетные учреждения создают добавленную стоимость. Это не вполне укладывается в экономическую теорию. В связи с этим происходят сложности с выработкой показателей эффективности внебюджетной деятельности, поскольку прибыль при отсутствии капитала не может существовать. Особенно на фоне того, что госзаказ фактически реализуется на основе кассового метода финансирования, экономия в субсидировании не
может рассматриваться как прибыль, а при исчислении финансового результата от коммерческой деятельности используется метод начисления. При определении результата от нее экономически можно говорить о финансовом результате деятельности, например, прибыли. В итоге, в отчете о финансовых результатах присутствует симбиоз двух несовместимых результатов в объединенном виде. С научной точки зрения такой подход трудно обосновать.
Несмотря на подробную и детальную бухгалтерскую отчетность бюджетных учреждений, аналитическая работа с ее данными не вполне обеспечивает управление релевантной и уместной информацией, о чем косвенно свидетельствуют некоторые ее данные. Управление деятельностью, приносящей доход, не в полной мере обеспечивается своевременно рассчитанными аналитическими данными. Методология анализа экономических показателей для своевременного управления деятельностью, приносящей доход, только разрабатывается. В этих условиях необходимо контролировать все параметры плана финансово-хозяйственной деятельности и отчета о финансовых результатах бюджетных учреждений.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.08.2019).
2. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020; изменения, внесенные Федеральными законами от 30.12.2020 № 481-ФЗ, № 529-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования). иЯЪ: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2020).
3. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Министерства финансов РФ от 25.03.2011 № 33н // Рос. газ. 2011. № 94. 4 мая.
4. Волкова С.С. Система оценки эффективности и результативности деятельности региональных государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений в Алтайском крае: теория и практика // Экономика. Профессия. Бизнес. 2019. № 3. С. 24-31.
5. Коренкова С.И., Скосырских И.Н. Оценка аналитических показателей бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и коммерческих организаций // Инновационное развитие экономики. 2017. № 4 (40). С. 187-192.
6. Лапин А.Е., Заббарова О.А. Информационное обеспечение анализа эффективности деятельности бюджетных учреждений // Научно-
технические ведомости Санкт-Петербургского гос. политехн. ун-та. Экономические науки. 2009. № 6-2 (90). С. 68-74.
7. Мальцева С.С., Кришталева Т.И. Анализ и оценка эффективности деятельности как метод контроля бюджетных учреждений // Новый виток развития учетно-контрольных и аналитических процессов в цифровой экономике: материалы науч.-исследовательской работы преподавателей и студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / под ред. М.М. Басовой. М.: ООО «Издательство «Спут-ник+», 2019. С. 87-92.
8. Мортикова Е.С., Пустогвар В.В., Сафонова Е.А. Формирование и анализ доходов и расходов в бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения // Научные Записки ОрелГИЭТ. 2019. № 4 (32). С. 20-25.
9. Скосырских И.Н. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений как инструмент повышения прозрачности результатов их деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 12 (130). 75 с.
10. Солодова С.В. Классификация расходов учреждений социальной сферы и их эффективность // Вестник ВИЭПП. 2018. № 1. С. 117-119.
References
1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ. URL: http://pravo.gov.ru (Accessed 02.08.2019).
2. O nekommercheskikh organizatsiyakh [About non-profit organizations]: feder. zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (v red. ot 30.12.2020; izmeneniya, vnesennye Federalnymi zakonami ot 30.12.2020 № 481-FZ, № 529-FZ, vstupili v silu so dnya ofitsiaFnogo opub-likovaniya). URL: http://pravo.gov.ru (Accessed 30.12.2020).
3. Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke sos-tavleniya, predstavleniya godovoj, kvartalnoj bukh-galterskoj otchetnosti gosudarstvennykh (muni-tsipalnykh) byudzhetnykh i avtonomnykh uchrezh-denij [On Approval of the Instructions on the procedure for drawing up and submitting annual and quarterly accounting statements of state (municipal) budgetary and autonomous institutions]: prikaz Mi-nisterstva finansov Rossii ot 25.03.2011 № 33n // Ros. gaz. 2011. № 94. 4 maya.
4. Volkova S.S. Sistema otsenki effektivnosti i rezuFtativnosti deyateFnosti regionalnykh gosu-darstvennykh byudzhetnykh professionalnykh obra-
zovatelnykh uchrezhdenij v Altajskom krae: teoriya i praktika [The system for evaluating the effectiveness and efficiency of regional state budget professional educational institutions in the Altai territory: theory and practice] // Ekonomika. Professiya. Biz-nes. 2019. № 3. S. 24-31.
5. Korenkova S.I., Skosyrskikh I.N.Otsenka analiticheskikh pokazatelej bukhgalterskoj otchet-nosti byudzhetnykh uchrezhdenij i kommercheskikh organizatsij [Evaluation of analytical indicators of accounting statements of budget institutions and commercial organizations] // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2017. № 4 (40). S. 187-192.
6. Lapin A.E., Zabbarova O.A. Informatsion-noe obespechenie analiza effektivnosti deyateFnosti byudzhetnykh uchrezhdenij [Information support for the analysis of the effectiveness of the activities of budgetary institutions] // Nauchno-tekhnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gos. politekhn. un-ta. Ekonomicheskie nauki. 2009. № 6-2 (90). S. 68-74.
7. Maltseva S.S., Krishtaleva T.I. Analiz i otsen-ka effektivnosti deyateFnosti kak metod kontrolya byudzhetnykh uchrezhdenij [Analysis and evaluation of the effectiveness of activities as a method of monitoring budget institutions] // Novyj vitok razvitiya uchetno-kontrolnykh i analiticheskikh protsessov v tsifrovoj ekonomike: materialy nauch.-issledovateFskoj raboty prepodavatelej i studentov Finansovogo universiteta pri PraviteFstve Rossijskoj Federatsii / pod red. M.M. Basovoj. M.: OOO «IzdateFstvo «Sputnik+», 2019. S. 87-92.
8. Mortikova E.S., Pustogvar V.V., Safonova E.A. Formirovanie i analiz dokhodov i raskhodov v bukhgalterskoj otchetnosti byudzhetnogo uchrezh-deniya [Formation and analysis of income and expenses in the accounting statements of a budget institution] // Nauchnye Zapiski OrelGIET. 2019. № 4 (32). S.20-25.
9. Skosyrskikh I.N. Analiticheskie vozmozhnosti bukhgalterskoj otchetnosti byudzhetnykh uchrezh-denij kak instrument povysheniya prozrachnosti rezul tatov ikh deyateFnosti [Analytical capabilities of accounting reports of budgetary institutions as a tool for increasing the transparency of the results of their activities] // Upravlenie ekonomiches-kimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2019. № 12 (130). 75 s.
10. Solodova S.V Klassifikatsiya raskhodov uchrezhdenij sotsiaFnoj sfery i ikh effektivnost [Classification of expenditures of social institutions and their effectiveness] // Vestnik VIEPP. 2018. № 1. S. 117-119.
СТУКАЛОВА Галина Юрьевна - аспирант. Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
STUKALOVA, Galina Yuryevna - Postgraduate Student. Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].