К социальным и культурным причинам для миграции может послужить вступление в брак, объединение с семьей, возвращение на историческую родину или стремление изменить культуру. Все перечисленное может носить как индивидуальный, так и массовый характер. Чаще всего на людей влияет сразу несколько обстоятельств.
По данным информационного агентства REGNUM Карачаево-Черкессия в 2019 г. вошла в пятерку субъектов Федерации по продолжительности жизни населения. Итак, продолжительность жизни населения региона в 2019 календарном году составила 76,21 г. В среднем продолжительность жизни населения республики составило 0,15 г.
Средняя продолжительность жизни населения республики в 2017 году составила 75,94 лет, в 2018 г. -76,09 и в 2019 г. - 76,21.
Ухудшение уровня жизни россиян, бедность и нищета населения, незащищенность граждан, разочарование и тревожные настроения являются не только значительным препятствием для осуществления экономических реформ, но и реальной угрозой социальной безопасности страны [2]. Выводы.
С целью улучшения уровня жизни населения республики на наш взгляд необходимо:
- усилить деятельность органов государственного регулирования по сохранению существующих рабочих мест и прилагать все усилия для создания новых;
- изучить и перенять опыт других регионов. имеющих более лучшие показатели качества жизни населения региона;
- улучшить уровень социальной защиты для населения, которые оказались в затруднительной ситуации, связанной с уменьшением доходов (или потерей работы).
Важное значение в борьбе с бедностью и обнищанием населения республики играет борьба с коррупцией, которое оказывает усугубляет положение социально незащищенных слоев населения.
Источники:
1. Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032 - 1 (ред. 31.07.2020).
2. Урусова А.А. Снижение уровня бедности: анализ и пути решения // Вестник Евразийской науки, 2019 №6, https://esj.today/PDF/01ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. КЧР в цифрах - 2019: стат. сб. / Росстат. - М. , 2020. - 123.
4. Официальный сайт Управления государственной службы занятости по Карачаево-Черкесской Республике - Режим доступа: URL: https://ugszn09.ru
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ - Режим доступа: URL: htt://www.gks.ru References:
1. Zakon Rossijskoj Federacii «O zanyatosti naseleniya Rossijskoj Federacii» ot 19.04.1991 g. № 1032 - 1 (red. 31.07.2020).
2. Urusova A.A. Snizhenie urovnya bednosti: analiz i puti resheniya // Vestnik Evrazijskoj nauki, 2019 №6, https://esj.to-day/PDF/01ECVN619.pdf (dostup svobodny'j). Zagl. s e'krana. Yaz. rus., angl.KChR v cifrax - 2019: stat. sb. / Rosstat. -M., 2020. - 123.
3. OficiaFny'j sajt Upravleniya gosudarstvennoj sluzhby' zanyatosti po Karachaevo-Cherkesskoj Respublike - Rezhim dostupa: URL: https://ugszn09.ru
4. Oficial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki RF - Rezhim dostupa: URL: htt://www.gks.ru
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10807
Р.Б. Шахбанов - д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета Дагестанского государственного университета, [email protected].
R.B. Shakhbanov - Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Accounting, Dagestan State University, [email protected];
А.М. Юсупова - магистрант кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного университета, [email protected],
A.M. Yusupova - Master of Accounting Department of Dagestan State University.
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ECONOMIC AND LEGAL PECULIARITIES AND ORGANIZATION OF ACCOUNTING IN THE CENTRAL SECTOR OF THE ECONOMY
Аннотация. В статье исследованы организационно-правовые, финансово-экономические и учетно-отчетные вопросы в организациях, представляющих государственный сектор экономики. Выделены организационно-правовые аспекты деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений. Дана сравнительная характеристика имущественно -правовых и финансово-экономических аспектов функционирования различных форм субъектов бюджетного сектора экономики. Систематизированы нормативно -правовые документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в различных организациях (бюджетных, автономных и казенных учреждениях) бюджетного сектора экономики. Уточнены основные факторы (сметное планиро-
вание, казначейское исполнение бюджета, применение бюджетной классификации) осуществления финансово-хозяйственной деятельности организаций бюджетного сектора и обосновано их влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета. Подчеркнута многоаспектная роль рациональной организации системы бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской финансовой отчетности в государственном секторе экономики. Выделены существующие особенности формирования бюджетной отчетности и систематизированы требования к формированию бухгалтерской финансовой отчетности различных предприятий бюджетного сектора экономики по обеспечению единства и сопоставимости учетно -отчетных показателей.
Abstract. The article researches organizational-legal, financial-economic and accounting-reporting issues in organizations representing the public sector of the economy. The organizational and legal aspects of the activities of budgetary, autonomous and state institutions were highlighted. Comparative characteristics of property-legal and financial-economic aspects of functioning of various forms of subjects of the budget sector of the econo my are given. Regulatory and legal documents governing the maintenance of accounting in various organizations (budget, autonomous and state institutions) of the budget sector of the economy are systematized. The main factors (estimated planning, treasury budget execution, application of budget classification) of the financial and economic activities of organizations of the budget sector and their impact on the organization and maintenance of accounting are clari-fied.The multidimensional role of the sound organization of the accounting system and the formation of accounting financial statements in the public sector of the economy was emphasized.The existing features of budget reporting are highlighted and the requirements for the formation of accounting financial statements of various enterprises of the budget sector of the economy are systematized to ensure the unity and comparability of accounting and reporting indicators.
Ключевые слова: государственный, сектор, бюджетное, автономное, казенное, учет, отчетность.
Keywords: public, sector, budget, autonomous, public, accounting, reporting.
Важным сектором экономики страны, призванным для решения общегосударственных социально -экономических задач, выступает бюджетная сфера, представленная государственными (муниципальными) учреждениями. Государственные (муниципальные) учреждения создаются для осуществления функций государственного управления и оказания государственных услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и других отраслей социальной сферы. В зависимости от уровня государственного управления различаются федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные организации. Кроме того, согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ организации государственного сектора экономики создаются в виде бюджетных, автономных и казенных учреждений. [1]
Многообразие организационно-правовых форм организаций государственного сектора экономики, следовательно, разнообразие форм и методов финансирования их уставной деятельности, обуславливают специфику организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в данном секторе экономики. В частности, такие организации могут финансироваться по следующим схемам:
1. На основе сметы за счет средств соответствующего бюджета. Такая схема финансирования применяется к казенным учреждениям.
2. На основе предоставления субсидий на выполнение государственных и муниципальных заказов. Такая схема финансового обеспечения применяется к бюджетным и автономным учреждениям.
Вместе с тем, все указанные организации имеют право оказывать платные услуги и зарабатывать внебюджетные средства. Однако доходы от платных услуг используются по -разному.
Кроме механизма финансирования на специфику организации и ведения бухгалтерского учета в государственном секторе оказывают влияние также имущественное положение таких организаций и установленные законодательством их имущественные права. В частности, собственником имущества бюджетных учреждений является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. При этом, имущество закрепляется за бюджетной организацией только на правах оперативного управления, что предопределяет и определённые права ее в части владения, использования, отчуждения и списания их с баланса. В то же время, земельные участки, необходимые для выполнения бюджетными учреждениями своих уставных задач, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. [2]
Также бюджетное учреждение не вправе распоряжаться (сдавать в аренду, продавать на сторону, дарить безвозмездно, списывать и т.д.) особо ценным движимым, а также недвижимым имуществом без согласия собственника. Бюджетная организация также не может совершать крупных хозяйственных операций с активами без предварительного согласия учредителя. К таким операциям относятся хозяйственные операции по перечислению денежных средств, передаче имущества (в том числе имущества, которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно) в пользование или в залог и т.д. При этом крупной сделкой считается если стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает либо установленную уставом бюджетной организации сумму, либо превышает 10 процентов стоимости активов организации в балансовой оценке, определяемой на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности учреждения на последнюю отчетную дату.
Следующее ограничение касается запрета бюджетным учреждениям размещения денежных средств на депозитных счетах в банковских учреждениях, совершения хозяйственных операций по покупке и реализации ценных бумаг.
Таким образом, бюджетные организации, хотя и обладают правом осуществлять внебюджетную деятельность, вместе с тем ограничены в совершении отдельных хозяйственных операций с активами, находящимися на балансе учреждения.
В отличие от бюджетных учреждений, автономные организации обладают более широкими правами в части управления, финансового обеспечения и осуществления отдельных хозяйственных операций. Они осуществляют расчеты также через лицевые счета, открываемые в территориальных органах Федерального казначейства, а также они вправе открывать расчетные счета в банковских организациях.
Доходы автономных учреждений, в том числе от внебюджетной деятельности, поступают в их полное самостоятельное распоряжение, что и позволяет использовать их ими для достижения своих уставных целей. Кроме того, автономные организации могут с согласия учредителя вносить имущество в уставные (складочные) капиталы других юридических лиц или иным образом передавать имущество, другим юридическим лицам выступая в качестве их учредителя или участника. [3]
Однако, так же как и бюджетные учреждения, автономные организации без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Таким образом, существенных отличий в части осуществлении уставной деятельности и использования имущества в автономных и бюджетных учреждениях нет, что и обеспечивает некоторые общие правила ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с действующим законодательством государственные и муниципальные предприятия могут быть организованы в форме унитарных предприятий. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, считаются казенными предприятиями.
Казенные организации, в отличие от бюджетных и автономных, в большей мере ограничены в своих самостоятельных правовых действиях по осуществлению хозяйственной деятельности. В частности, они владеют, пользуются имуществом в соответствии с целями своей деятельности, однако распоряжаются этим имуществом только с согласия собственника этого имущества. При этом, собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по целевому назначению имущество, закрепленное им за казенным учреждением, либо приобретенное им за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели. [4]
Казенные организации могут осуществлять расчетные операции с бюджетными средствами только через лицевые счета. Более того, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах установленных казенному учреждению лимитов бюджетных средств.
Казенные организации не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать и совершать иные операции с ценными бумагами. также не предоставляются. Также не предоставляются казенным организациям бюджетные субсидии и бюджетные кредиты. Финансирование расходов на их содержание осуществляется согласно утвержденной сметы. В то же время, казенные организации могут осуществлять внебюджетную деятельность. Однако доходы от указанной деятельности в полном объеме поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в организациях государственного сектора экономики устанавливаются действующими едиными нормативно -правовыми документами, регулирующими систему бухгалтерского учета в РФ. Вместе с тем, порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств, зависит от их организационно -правового статуса ( табл.1).
Таблица 1 - Документы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета
в учреждениях государственного сектора экономики
Показатель Казенное учреждение | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение
Законодательный документ, регулирующий учет Федеральный закон от 06 декабря2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Нормативный документ, регулирующий общие требования учета Приказ Минфина РФ от 01 декабря 2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
Первичные и сводные бухгалтерские документы, учетные регистры Приказ Минфина России от 30.03.2015г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»
Нормативный документ, регулирующий порядок составления отчетности Приказ Минфина РФ от 28.12.2010г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 г. №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной, бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»
Применение бюджетной классификации Приказ Минфина России от 01.07.2013г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
Инструкции по применению Единого плана счетов Приказ Минфина РФ от 06 декабря 2010г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010г. №174н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010г. №183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях классифицируется как бюджетный учет, и он включает два важных составляющих:
- учет исполнения бюджетов;
- учет имущества и обязательств организации государственного сектора.
Бюджетный бухгалтерский учет является важнейшей составляющей единой учётной системы страны, предназначенной для формирования и обобщения экономической информации о финансовом обеспечении и использовании финансовых ресурсов учреждений государственного сектора экономики. [5]
При этом, бюджетный бухгалтерский учет ориентирован, прежде всего, на создание полной, своевременной, достоверной и объективной учетно-экономической информации в виде бухгалтерской финансовой отчетности и иных данных, необходимых разнообразным пользователям для эффективного управления государственными (муниципальными) финансовыми ресурсами при реализации государственных и муниципальных социально-экономических задач. Во-вторых, бюджетный учет важен для организации государственного финансового контроля за исполнением соответствующих бюджетов, за целевым использованием выделяемых бюджетных средств, за состоянием и эффективностью использования активов, за соблюдением и выполнением обязательств. В-третьих, бюджетный бухгалтерский учет необходим руководителям организаций для обеспечения оперативного управления деятельностью экономического субъекта, исполнения сметы доходов и расходов организации, оперативного контроля состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и товарно- материальных ценностей.
Следовательно, бухгалтерский бюджетный учет в организациях госсектора является важнейшим средством, гарантирующим организацию систематического финансового контроля за эффективностью функционирования бюджетного сектора экономики.
Бюджетный бухгалтерский учет имеет ряд существенных особенностей, обусловленных, во-первых, казначейской системой осуществления расчетных операций; во-вторых, сметным порядком планирования и финансирования хозяйственной деятельности; и , в третьих, применением единой бюджетной классификации в учете объектов хозяйственной деятельности. В частности, применение сметного метода планирования и финансирования расходов является важным условием, обеспечивающим достижение целевой направленности и, следовательно, эффективности бюджетных расходов.
Казначейская система ведения расчетных операций служит важнейшим средством обеспечения предварительного и текущего контроля операций с бюджетными средствами, кассового обеспечения исполнения бюджета, выявления и пресечения нецелевого использования бюджетных средств.
Применение единой бюджетной классификации является средством обеспечения системной группировки и формирования доходов и расходов бюджетов в аспектах, позволяющих сформировать отчетную информацию о составе и структуре бюджетов, их материальной основе, составе получателей бюджетных средств, направлений и статей финансового обеспечения и других аспектов формирования, и расходования бюджетных средств. Сложившаяся система бюджетной классификации совершенствуется с развитием форм и методов финансового обеспечения, расширением видов экономической деятельности организацией и их финансирования, что позволяет не нарушая общей системы обеспечивать учетные процедуры с высокой степенью точности и эффективности. Кроме того, в рамках бюджетной классификации операций государственного сектора экономики все факты хозяйственной жизни классифицируются по трем направлениям: текущие - доходы и расходы текущей деятельности; инвестиционные, связанные с осуществлением операций с нефинансовыми активами; финансовые, связанные с движением финансовых активов и обязательств организаций. Такая классификация хозяйственных операций, установленная действующими нормативными документами, способствует формированию учетно-от-четной информации, позволяющей оценивать влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы реальной экономики.
Формирование бухгалтерской отчетности является важнейшим результатом всего учетного процесса. Причем независимо от многообразия информационных потребностей пользователей содержание бухгалтерской отчетности в целом носит обобщенный регламентированный характер. В связи с этим, несмотря на различая в организационно-правовой форме, финансовом обеспечении, особенностях деятельности все организации государственного сектора экономики должны формировать бухгалтерскую финансовую отчетность по единым правилам и в сопоставимой форме.
В целях достижения такого единства в формировании отчетности учреждений бюджетной сферы разработаны Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина РФ от 28.12.2010г. №191н, и Инструкция о порядке составления и представления государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № ЗЗн. Они определяют принципы и правила формирования соответствующей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, состав бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных и казенных организаций отличается по составу и срокам. Кроме того, бюджетные и автономные организации не формируют месячную бухгалтерскую отчетность. В автономных учреждениях бухгалтерская финансовая отчетность утверждается наблюдательным советом организации.
Таким образом, особенности организационно -правовой формы и обусловленная этим специфика финансового обеспечения организаций государственного сектора экономики формирует особенности организации и ведения бухгалтерского учета, формирования финансовой отчетности, а также и осуществления государственного финансового контроля за эффективностью их деятельности и целевым использованием бюджетных средств.
Источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 26.01.1996г №14-ФЗ / [Электронный ресурс] : Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ/ [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Федеральный закоп «Об автономных учреждениях» отЗ.11.2006 г.№ 174-ФЗ/ [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Федеральный закоп «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ / [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru.
5. Бухгалтерское дело / Под ред. проф. Шахбанова Р.Б. - М.: Магистр,Инфра-М, 2018. -594 с. References:
1. Civil Code of the Russian Federation (Parts One and Two) dated 26.01. 1996 No. 14-FZ/[ Electronic Resource]: Access Mode: www.consultant.ru.
2. Federal Law "On Non-Profit Organizations" dated 12.01.1996 No. 7-FZ/[ Electronic Resource]: Access Mode: www.con-sultant.ru.
3. Federal Law "On Autonomous Institutions" dated November 3, 2006 No. 174-ФЗ/ [Electronic Resource]: Access Mode: www.consultant.ru.
4. Federal Law "On State and Municipal Unitary Enterprises" dated 14.11.2002 No. 161-ФЗ/[ Electronic Resource]: Access Mode: www.consultant.ru.
5. Accounting/Ed. Prof. Shakhbanova R.B. - M.: Master, Infra-M, 2018. -594 p.