Научная статья на тему 'Методические аспекты проведения контрольных мероприятий по проверке бюджетной сметы казенного учреждения'

Методические аспекты проведения контрольных мероприятий по проверке бюджетной сметы казенного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3252
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / СONTROL / БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА / BUDGET ESTIMATES / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / BUDGET / КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / STATE-OWNED INSTITUTION / АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ / АНАЛИЗ / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниленко Н. И.

Предмет/тема. Финансовый контроль за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений, переведенных на новый порядок финансирования, приобрел в последнее время большую значимость для учредителей и подконтрольных им учреждений в связи с бюджетной реформой, проводимой Правительством Российской Федерации, повышением требований к качеству предоставления государственных услуг, целевому и эффективному использованию выделяемых бюджетных средств. Это обусловливает актуальность совершенствования процедур контрольных мероприятий. Цели/задачи. Целью проверки бюджетной сметы государственного (муниципального) казенного учреждения является установление законности и рациональности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование конкретного учреждения. Задачей анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонения фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения, для обеспечения перманентного анализа эффективности использования ресурсов и осуществления контрольных мероприятий. Методология. В настоящей работе рассматриваются разработанные, теоретически обоснованные и апробированные в практике контрольно-ревизионной работы методические приемы проверки бюджетной сметы казенного учреждения на основе унифицированных процедур контроля с использованием новой нормативно-правовой базы; представлены алгоритм проверки и результаты практической контрольной работы по анализу исполнения бюджетных смет реальных казенных учреждений. Результаты. Предложенная методика проверки бюджетной сметы казенного учреждения основана на унификации и стандартизации контрольных процедур с использованием приведенных в работе универсальных таблиц и актуализированной нормативно-правовой базы. Это позволило упростить и сократить по времени процедуру контроля за бюджетной сметой казенного учреждения. Обсуждение/применение. Данная методология и алгоритм проверки могут быть использованы в работе финансовых и контрольно-счетных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Выводы/значимость. Предложенное развитие методологии и инструментарий контроля бюджетной сметы на практике в условиях дефицита финансовых ресурсов позволяют заинтересованным пользователям получать качественные и достоверные результаты целевого и эффективного использования бюджетных средств казенными учреждениями. Значимость работы заключается в унификации процедур контроля за бюджетной сметой на основе актуализированной нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of carrying out the control actions for verification of the budget estimate state establishment

Subject / topic. Financial control of government (municipal) institutions translated into new funding arrangements associated with the Russian Government's budget reform, recently acquired even greater urgency. Goals / Objectives. To verify the budget estimates of state (municipal) state-owned institution is to establish the rule of law and the rational use of budgetary funds allocated to the financing of a particular institution. Task analysis of the execution of the budget estimates is to evaluate the effectiveness, efficiency and productivity of using dedicated institution of material, labor and financial resources, the identification of the deviation of actual expenditures from the budget allocations, as well as a quantitative assessment of the impact of the factors causing these deviations. Methodology. In the real work the developed, theoretically proved and approved in practice of control and auditing work, methodical methods of verification of the budget estimate of state establishment on the basis of the unified procedures of control with use of new standard and legal base are considered; the algorithm of check and results of practical examination on the analysis of execution of budget estimates of real state establishments are presented. Results. Proposed methodological tools makes it easy to control and practice to significantly increase its productivity. Discussion / application. Can be used in the financial and control countable bodies at the federal, regional and municipal levels. Conclusions / significance. It is concluded that the shortage of financial resources, the proposed methodological tool for monitoring the budget estimates in practice allows interested users to get high-quality and reliable results using state-owned institutions target budget.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты проведения контрольных мероприятий по проверке бюджетной сметы казенного учреждения»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ

УДК 657.62

методические аспекты проведения контрольных мероприятий по проверке бюджетной сметы казенного учреждения

Н.И. ДАНИЛЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист России, проректор по общим вопросам и режиму Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Финансовый контроль за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений, переведенных на новый порядок финансирования, приобрел в последнее время большую значимость для учредителей и подконтрольных им учреждений в связи с бюджетной реформой, проводимой Правительством Российской Федерации, повышением требований к качеству предоставления государственных услуг, целевому и эффективному использованию выделяемых бюджетных средств. Это обусловливает актуальность совершенствования процедур контрольных мероприятий.

Целью проверки бюджетной сметы государственного (муниципального) казенного учреждения является установление законности и рациональности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование конкретного учреждения. Задачей анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонения

фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения, для обеспечения перманентного анализа эффективности использования ресурсов и осуществления контрольных мероприятий.

В настоящей работе рассматриваются разработанные, теоретически обоснованные и апробированные в практике контрольно-ревизионной работы методические приемы проверки бюджетной сметы казенного учреждения на основе унифицированных процедур контроля с использованием новой нормативно-правовой базы; представлены алгоритм проверки и результаты практической контрольной работы по анализу исполнения бюджетных смет реальных казенных учреждений.

Предложенная методика проверки бюджетной сметы казенного учреждения основана на унификации и стандартизации контрольных процедур с использованием приведенных в работе универсальных таблиц и актуализированной нормативно-правовой базы. Это позволило упростить и сократить

по времени процедуру контроля за бюджетной сметой казенного учреждения.

Данная методология и алгоритм проверки могут быть использованы в работе финансовых и контрольно-счетных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Предложенное развитие методологии и инструментарий контроля за бюджетной сметой на практике в условиях дефицита финансовых ресурсов позволяют заинтересованным пользователям получать качественные и достоверные результаты целевого и эффективного использования бюджетных средств казенными учреждениями. Значимость работы заключается в унификации процедур контроля за бюджетной сметой на основе актуализированной нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: контроль, бюджетная смета, бюджетные средства, казенное учреждение, алгоритм проверки, анализ

Системы финансового контроля во всех государствах различны, базируются на опыте эффективной деятельности Международной организации высших контрольных органов (ИН-ТОСАИ) и руководящих принципах финансового контроля Лимской декларации, закрепившей общепризнанное мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества и обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами [15, с. 225].

Основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в большинстве стран сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса - бюджетированию, ориентированному на результат. Сегодня в России центральная задача власти - последовательное укрепление государственности, что обусловливает закономерное возрастание роли органов государственного финансового контроля.

Анализ контрольной практики в бюджетной сфере выявил наличие разнообразных по тематике методик проверки деятельности государственных (муниципальных) учреждений в части выполнения ими требований бюджетного законодательства, соблюдения финансовой дисциплины, использования материальных и финансовых ресурсов, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Среди них Универсальная методика проведения ревизии в образовательных учреждениях Т.В. Антиповой [1], Методика проверки налога на имущество бюджетных организаций, Проверка кассовых операций в бюджетных организациях: методы, процедуры, характерные ошибки М. Волчковой [4, 5], Методика проверки НДС Т. Обуховой [17] и др. [13, 8, 2, 18].

Авторы приведенных методик акцентируют внимание на отдельных аспектах проверки финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, но фрагментарность анализа не позволяет в целом получать достоверную и объективную информацию о конечных результатах как для внутренних, так и внешних пользователей. Кроме того, не учитывается вариативность организации финансово-хозяйственной деятельности новых типов государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных и автономных). Это предопределило дальнейшее развитие методологии контроля.

Учитывая особенности финансирования казенных учреждений, актуальными остаются вопросы, связанные с контролем за составлением и ведением бюджетной сметы.

Правильность составления бюджетной сметы и ее исполнения влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль за данным направлением финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) казенного учреждения является одним из важных и наиболее сложных этапов проверки [10, с. 14; 11, с. 32; 14, с. 41].

Новый порядок составления бюджетных смет определен в п. 5 приказа Минфина России от 30.06.2010 № 84н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 года № 112н».

Положениями данного приказа зафиксировано, что смета устанавливает объем и распределение расходования средств бюджетов на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств. Форма сметы установлена этим же приказом. Однако главный распорядитель средств бюджета вправе добавить в нее дополнительные реквизиты, разделы, а также определить правила ее заполнения.

К примеру, главный распорядитель может предусмотреть в требованиях порядок согласования сметы учреждения. Согласование оформляется на смете грифом согласования, который включает в себя слово «согласовано», наименование должности согласовавшего смету учреждения должностного лица (включая наименование учреждения), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования [7, с. 29].

В процессе ведения сметы учреждения могут вносить в нее изменения в пределах доверенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

Изменения, требующие корректировки показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя), также лимитов бюджетных обязательств, утверждают после внесения в них исправлений. Поправки в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком плюс, и (или) уменьшения объектов сметных назначений, отражающихся со знаком минус.

Корректировки, внесенные в смету, утверждаются в том же порядке, в котором была утверждена смета.

Показатели бюджетной сметы должны быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций проверяемого учреждения.

При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями статей1, приказами Минфина России2.

Необходимо иметь в виду, что казенное учреждение в соответствии со ст. 158, 161, 162

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 15.01.2014) (ст. 161, 162, 221); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ст. 296, 297).

2 Приказы Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению»; от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджетного кодекса Российской Федерации на основе прогнозируемых объемов финансовых затрат представляет смету не только на очередной финансовый год, но и на плановый период главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в разрезе кодов бюджетной классификации.

В ходе проверки правильности составления бюджетной сметы необходимо выяснить размер доходов, получаемых как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При проверке исполнения бюджетной сметы учреждения исследуются:

- своевременность получения от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

- своевременность доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

- своевременность и правильность отражения доведенных и исполненных бюджетных обязательств в учете;

- исполнение бюджетной сметы учреждения как по кассовым, так и по фактическим расходам, а также их соответствие.

Следует также установить, выполняются ли требования нормативных правовых актов в части:

- соответствия выделяемых средств целям и задачам, стоящим перед учреждением;

- обоснованности расчетов в бюджетной смете и утверждения сметы в установленном порядке;

- правомерность внесенных изменений в бюджетную смету (на основании какого документа, когда и кем утверждены).

Проверка исполнения бюджетной сметы пересекается со всеми остальными вопросами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения. Как правило, исполнение бюджетной сметы отражается в акте в виде анализа произведенных расходов со сметными назначениями и финансированием [16, с. 205].

В ходе анализа осуществляется системное и пофакторное исследование отдельных вопросов, а также всей финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения.

Анализ деятельности учреждений проводится в целях установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствует ли объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию3 [12, с. 7; 6, с. 11].

В ходе исполнения бюджетной сметы необходимо:

- проверить соблюдение сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

- проверить состав и структуру расходов;

- провести анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;

- оценить причины, вызвавшие отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований;

- выявить резервы повышения эффективности использования ресурсов учреждения;

- проверить обоснованность мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником анализа исполнения бюджетной сметы государственного (муниципального) казенного учреждения служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения.

Специфика анализа как одного из методов финансового контроля заключается в том, что он предваряет, сопутствует и завершает проведение всех других методов финансового контроля.

Проведению проверки предшествуют тщательная подготовка, изучение имеющихся плановых, отчетных данных и материалов, характеризующих исполнение сметы.

На основе изучения перечисленных материалов разрабатывается программа, в которой определяется период проверки, основные вопросы, на которые следует обратить внимание.

3 Макашина О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вестник ИГЭУ Вып. 1. 2008. С. 3.

-46 (340) - 2014

Перед тем как приступить к проверке, проверяющий уведомляет о своих полномочиях руководителя и главного бухгалтера. Затем проводится проверка составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы, результаты которой оформляются актом.

Процедура проверки бюджетной сметы государственного (муниципального) казенного учреждения представлена на рисунке.

Учет лимитов бюджетных обязательств, как выделенных, так и полученных и принятых, ведется на следующих счетах бюджетного учета:

- 50100000 «Лимиты бюджетных обязательств» - предназначен для учета утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств, сумм принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств в учреждениях, финансовых органах;

- 50201000 «Принятые обязательства» - предназначен для учета получателями средств бюджета принятых бюджетных обязательств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета. Аналитический учет принятых бюджетных обязательств ведется в Журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой учреждения;

- 50301000 «Бюджетные ассигнования» -предназначен для учета главными распорядителями бюджетных средств, утвержденных бюджетных ассигнований по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Учреждения - получатели бюджетных средств в основном используют следующие счета учета лимитов бюджетных обязательств:

- 50103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» - предназначен для учета получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями), доведенных до них главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком «плюс», сумм уменьшения со знаком «минус») на основании Расходных расписаний (ф. 0531722) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета;

- 50105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» - предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕРКЕ

Цель - установить законность и рациональность использования средств. Задачи - проверить:

- наличие бюджетной сметы и обоснованных расчетов к ней как в части бюджетных средств, так и средств от приносящей доход деятельности (ст. 161, 221 Бюджетного кодекса РФ);

- наличие структуры бюджетной сметы;

- утверждение сметы в установленном порядке, а также внесение изменений и дополнений в нее (ст. 158, 161, 162 Бюджетного кодекса РФ);

- поступление и расходование средств соответствующего бюджета, выделенных на содержание организации, соответствие первичных документов данным отчетности

УСЛОВИЯ ПРОВЕРКИ

Законодательные и нормативные акты:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н;

- Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 26.10.12);

- Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н и Инструкции по его применению;

- Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н и Инструкции по его применению» и др. Источники информации:

- Бюджетные сметы и расчеты к ним;

- Баланс исполнения бюджета (ф. 0503130);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);

- Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);

- Пояснительная записка (ф. 0503160);

- Главная книга;

- Журналы операций;

- Первичные документы

Формальная проверка документов:

- комплектность и полнота документов;

- соответствие документа установленным формам;

- наличие подписей, их расшифровки и дат;

- внешний вид документа

Проверка по существу:

- выявление наличия или отсутствия неверно отраженных фактов и результатов деятельности, определяющих области потенциального риска;

- сравнение данных Главной книги с данными баланса и иных отчетов

Анализ результатов проверки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выявление и оценка причинно-следственных связей между анализируемыми показателями

Результаты проверки

Источник: составлено автором.

Структура проверки бюджетной сметы казенного учреждения

средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком «плюс», сумм уменьшения со знаком «минус»), полученных в соответствии с Расходными расписаниями (ф. 0531722) главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета;

- 50106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути» - предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств в отчетном периоде, а полученных распорядителями, получателями бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным, по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Данные счета предназначены для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований.

Счета ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.

Все первичные документы (расходные расписания, сметы, лимиты и др.), подтверждающие получение лимитов бюджетных обязательств и их принятие, подлежат брошюровке вместе с журналом по санкционированию ежемесячно [3, с. 12].

Таким образом, при проведении проверки составления и исполнения бюджетной сметы желательно учитывать перечисленные моменты, для того чтобы решить каждую из поставленных задач.

Пример 1. На основании приказа руководителя управления здравоохранения от 26.02.2014 № 85 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Психиатрической больницы № 1 (далее - Больница № 1) за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Проверка проводилась с ведома главного врача и главного бухгалтера больницы выборочным методом. Ее результаты оформлены актом.

Извлечение из акта ревизии по контрольной процедуре:«Проверка обеспеченности сметных назначений финансированием из бюджета».

В 2013 г. уточненные лимиты бюджетных обязательств до Больницы № 1 доведены в разрезе раздела (подраздела) 0901 «Здравоохранение» целевой статьи 4700000 «Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части» в сумме 10 501 000 руб. - 21.11.2013.

В нарушение ст. 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации Больница № 1 не составила бюджетной сметы на 2013 г. Согласно объяснению главного бухгалтера финансирование и расходование средств производились на основании лимитов бюджетных обязательств, доведенных вышестоящей организацией.

Извлечение из акта ревизии по контрольной процедуре: «Проверка обоснованности расходования бюджетных средств».

Фактически поступило бюджетных ассигнований за 2013 г. на сумму 10 501 000 руб., или 100% сметных назначений на 2013 г. Исполнено через ОФК 10 499 000 руб., или 99,9% от поступившего финансирования. Произведенные расходы (фактические) составили в общей сумме 10 542 000 руб.

Денежные средства в сумме 2 000 руб., не использованные в текущем году по кодам экономической классификации:

- по ст. 223 «Коммунальныеуслуги» в сумме 1 100 руб. - по отоплению вследствие благоприятных климатических условий;

- по ст. 225 «Услуги по содержанию имущества» в сумме 800 руб. - неиспользованный остаток;

- по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 100руб. - неиспользованный остаток.

За 2013 г. превышение произведенных (фактических) расходов над исполнением через ОФК в сумме 41 000 руб. произошло за счет начисления амортизации по основным средствам.

Превышения исполнения через ОФК над произведенными (фактическими) расходами не имелось. Чистое поступление основных средств за 2013 г. составило 2 493 000 руб. за счет бюджетных средств.

Чистое увеличение стоимости основных средств за 2013 г. произошло за счет списания на расходы основных средств стоимостью до 1 000 руб., начисления 100% амортизации на

основные средства стоимостью от 1 000 до 40 000 руб. при вводе в эксплуатацию, а также большого количества основных средств с начисленной амортизацией свыше 50%.

Чистое поступление материальных запасов за 2013 г. составило 181 700 руб. за счет бюджетных средств.

Извлечение из акта ревизии по контрольной процедуре: «Проверка учета по санкционированию расходов».

В 2013 г. уточненные лимиты бюджетных обязательств до Больницы № 1 доводились расходными расписаниями. Все расходные расписания подшиты вместе с выписками ОФК, подтверждающими поступление финансирования.

Учет лимитов бюджетных обязательств от Управления здравоохранением велся на счетах бюджетного учета 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств», 050105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».

Бюджетные обязательства Больницей № 1 принимались на основании заключенных договоров, приказов руководителя на командировку и заявлений работников, полученных первичных документов, подтверждающих факт выполнения работ и других документов на счете бюджетного учета 050201000 «Принятые обязательства».

В нарушение п. 11 приказа Минфина России от 01.12.2010№ 157н по истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к журналу по санкционированию, а именно расходные расписания, выписки ОФК и другие, не подшиты к журналу, а.сброшюрованы в отдельной папке. В результате проверки отражения лимитов бюджетных обязательств в журнале по санкционированию и в Главной книге нарушений не установлено.

В процессе проверки исполнения бюджетной сметы казенного учреждения необходимо проверить выполнение основных показателей его деятельности - общий объем работы (оказанных услуг) с выделением специфических показателей, отражающих функционально-отраслевую направленность казенного учреждения: койко-дни (в больницах), дето-дни (в детских дошкольных учреждениях), количество врачебных посеще-

ний (в лечебных учреждениях амбулаторного типа), число учащихся (в школах, гимназиях) и др. Именно от них зависит размер бюджетного финансирования, поскольку выделение средств из бюджета производится по мере выполнения учреждениями плана производственных показателей с учетом использования ранее отпущенных средств. Невыполнение плана производственных показателей ведет к уменьшению плана финансирования.

Анализ исполнения бюджетной сметы необходимо сделать отдельно по каждой целевой статье, виду расходов и КОСГУ и вычислить отклонения по форме табл. 1 и 2 «Анализ исполнения бюджетной сметы казенного учреждения» [8, с. 18; 7, с. 30; 9, с. 58]. Предлагаемые формы являются универсальными при анализе первичных документов, учетных бюджетных регистров, отчетных форм на любой стадии проверки целевого использования бюджетных средств. Принцип их заполнения становится понятен на примерах 2 и 3.

Пример 2. Учреждение А было проверено в 2014 г. Проверяемый период - 2013 г. В результате изучения отчетности - формы 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности» и формы 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» сделан анализ исполнения бюджетной сметы по бюджетным средствам за 2013 г. Извлечение из таблицы анализа исполнения бюджетной сметы по кодам 211 «Заработная плата», 290 «Прочиерасходы», 262 «Пособия по социальной помощи населению» приведено в табл. 1.

Из строки 1 табл. 1 следует, что на оплату труда работникам учреждения утверждено по смете лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) 10 485 966 руб., профинансировано 10 485 966 руб., фактические расходы составили 12 338 053 руб., кассовые расходы составили 10 485 966 руб., отклонения составили 1 852 087 руб.

Отрицательная сумма отклонения свидетельствует о перерасходе денежных средств по коду 211 против утвержденных по смете. Из положительных отклонений по строке 2 код 340, строке 3 код 290, строке 4 код 262 табл. 1 общей суммой

Отклонения кассовых расходов от фактических (гр. 6 - гр. 7) о 1 852 087 -1 239 -1 085 287 -765 561 0

Отклонения расходов, утвержденных по смете (ЛБО), от фактических (гр. 4 - гр. 6) СЛ -1 852 087 1 239 1 085 287 765 561 0

Отклонения кассовых расходов от финансирования (гр. 7 - гр. 5) ОО 0 0 0 0 -

Кассовые расходы t-- 10 485 966 1 239 10 251 695 1 238 562 21 977 462

Фактические расходы чо 12 338 053 0 9 166 408 473001 21 977 462

Профинансировано 10 485 966 1 239 10 251 695 1 238 562 21 977 462

Утверждено по смете на год лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) 10 485 966 1 239 10 251 695 1 238 562 21 977 462

Код КОСГУ т 21 0 4 3 0 9 2 2 6 2 -

Наименование кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) <N Заработная плата Увеличение стоимости материальных запасов Прочие расходы Пособия по социальной помощи населению Итого...

е©| В ^ В 1 2 3 4

1 852 087 руб. следует, что за счет указанных кодов произведена выплата заработной платы сотрудникам по коду 211 в сумме 1 852 087 руб. То есть имеет место перераспределение бюджетных средств с кодов 340, 290, 262 на код 211.

Таким образом, в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет место нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в использовании бюджетных средств на цели, не предусмотренные в утвержденной смете доходов и расходов (лимитах бюджетных обязательств) на 2013 г. в размере 1 852 087 руб.

Пример 3. Учреждение Б было проверено в 2014 г. Проверяемый период - 2013 г. В результате изучения первичных документов, учетных регистров, форм отчетности сделан анализ исполнения бюджетной сметы по бюджетным средствам за 2013 г. Извлечение из таблицы анализа исполнения бюджетной сметы по кодам 211, 213, 226 приведено в табл. 2.

Из строки 1 табл. 2 следует, что фактические и кассовые расходы на оплату труда работникам учреждения согласно ф. 0503121 и ф. 0503127 составляют 1 580 400 руб., по результатам проверки -1 560 430 руб., отклонения в сумме 19 970 руб. (18 424 руб. + 1 546 руб.).

Отрицательная сумма отклонения свидетельствует о перерасходе денежных средств по коду 211 против утвержденных по смете в сумме 19 970 руб.

Из строки 2 табл. 2 видно, что фактические и кассовые расходы по начислениям на оплату труда составляют 532 886 руб., по результатам проверки 551 310 руб., отклонение в сумме 18 424 руб. (18 763 руб. - 339 руб.).

Анализ полученных отклонений фактических расходов и кассовых расходов от фактических по результатам проверки показывает следующее:

- фактические расходы на выплату пособий на рождение ребенка сотрудницам учреждения, которые должны быть отнесены на код 213 «Начисления на оплату труда», проведены по коду 211 «Заработная плата» в сумме 18 763 руб.;

- фактические расходы на работы по ремонту мебели в сумме 1 546 руб., произведенные по

Отклонения кассовых расходов от фактических расходов по результатам проверки (гр. 8 - гр. 7) - 19 970 - 18 424 - 1 546

Отклонения фактических расходов по результатам проверки от фактических расходов (гр. 7 - гр. 6) о - 19 970 18 424 1 546

Остатки финансирования сл о -32 999

Кассовые расходы (ф. 0503127), лицевой счет 00 1 580 400 532 886 52 900

Фактические расходы По результатам проверки t-- 1 560 430 551 310 54 446

ф.0503121 чо 1 580 400 532 886 52 900

Профи-нансиро-вано 1 580 400 565 885 52 900

Утверждено по смете на год лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) 1 580 400 565 885 52 900

Код КОСГУ т <N 3 <N 6 2

Наименование кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) <N Заработная плата Итого Начисления на оплату труда Итого Прочие услуги

^ в <N т

договору гражданско-правового характера с физическим лицом, которые должны быть отнесены на код 225, проведены по кодам 211 «Заработная плата» в сумме 1 207 руб. и коду 213 «Начисления на оплату труда» в сумме 339 руб.

Таким образом, в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет место нецелевое расходование средств федерального бюджета, выразившееся в использовании средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденной смете (лимитах бюджетных обязательствах) на 2013 г. в сумме 20 309 руб., в том числе:

1) по коду 211 в сумме 19 970 руб. (18 763 руб. + 1 207 руб.);

2) по коду 213 в сумме 339 руб.

Для того чтобы выяснить причину отклонений, образовавшихся при анализе бюджетной сметы, необходимо проверить порядок формирования расходов.

Выводы об использовании бюджетных средств делаются на основании анализа лицевых счетов, выписок из лицевых счетов, первичных документов (чеков, платежных поручений, приходных и расходных ордеров, авансовых отчетов и др.), регистров бюджетного учета, данных Главной книги и бюджетной отчетности казенного учреждения.

Анализ исполнения бюджетной сметы должен производиться по законченному финансовому году, что позволяет со 100%-ной вероятностью выявить нецелевое расходование средств федерального бюджета в разрезе кодов экономической классификации расходов.

Предложенные методические и практические приемы проверки бюджетной сметы казенного учреждения служат инструментом в оказании практической помощи контролерам и основой для эффективных взаимосвязей как субъекта, так и объекта контроля.

Список литературы

1. Антипова Т.В. Универсальная методика проведения ревизии в образовательных учреждениях // Финансы. 2004. № 1. С. 61-63.

2. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. М.: Юнити-Дана, 2010. 522 с.

3. Володина Е.В. Актуальные вопросы формирования отчетности главными распорядителями, получателями бюджетных средств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. № 5. С. 15- 21.

4. Волчкова М. Методика проверки налога на имущество бюджетных организаций // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2008. № 10.

5. Волчкова М. Проверка кассовых операций в бюджетных учреждениях: методы, процедуры, характерные ошибки // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 7.

6. Гутцат Е.М. Эффективность в финансовом контроле: методы оценки // Аудиторские ведомости. 2009. № 4. С. 3-10.

7. Даниленко Н.И. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010 № 4. С. 27-34.

8. Даниленко Н.И. Методологические аспекты проверки правильности учета хозяйственных операций в государственных (муниципальных) учреждениях. //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 12. С. 13-23.

9. Даниленко Н.И. Методологический подход и методологический инструментарий современных средств контроля в бюджетной сфере // Финансовый бизнес. 2010. № 6. С. 56-63.

10. Даниленко Н.И. Методология организации и проведения проверки в бюджетном учреждении. Монография // Магнитогорск: МГТУ, 2004.

11. Даниленко Н.И. Стандарт: Методика организации и проведения проверки [ревизии] в бюджетном учреждении: монография. М.: Финансовый контроль, 2005.116 с.

12. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. 2008. № 10. С. 6-10.

13. Зарипова М. Порядок осуществления проверок службой Росфиннадзора // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 2. С. 52-63.

14. Зырянова Т. В., Даниленко Н.И., Даниленко Д.Н. Методика проверки объектов бюджетного учета и финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений: монография // Екатеринбург: Уральская академия государственной службы. 2010. 268 с.

15. КожановаА.О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 225-227 .

16. Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учеб. пособие. М.: Инфра-М, Магистр, 2011. 336 с.

17. Обухова Т. Методика проверки НДС // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2008. № 2.

18. Понуровская О.Н. Анализ и аудит (контроль) эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств в социально-культурной сфере в условиях финансового кризиса. Челябинск: Сити Принт, 2010. 160 с.

19. Типовые методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в условиях совершенствования правового положения муниципальных учреждений: утверждены решением Президиума Союза МКСО. 12.12.2011. Протокол № 6 (26). URL: http://www. pandia.ru/text/77/214/430.php.

International accounting State treasury control

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

METHODOLOGICAL ASPECTS OF CONTROL OVER BUDGET ESTIMATES

OF A PUBLIC ESTABLISHMENT

Nikolai I. DANILENKO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

Subject Financial control over government (municipal) institutions' activities, which are transferred to the new funding procedure, has recently become relevant due to the budget reform implemented by the Russian Government.

Objectives The objective of the study is to verify budget estimates of a State (municipal) institution and to establish the rule of law and the rational use of budgetary funds allocated to the particular institution's financing . The task of the analysis of budget estimates execution is to evaluate the effectiveness, efficiency and productivity of using material, labor and financial resources by the institution, to identify deviations of actual expenditures from budget allocations, as well as to perform a quantitative assessment of the impact of factors causing these deviations to ensure the permanent analysis of effective use of resources and implementation of control activity Methods In the study, I consider the developed, theoretically substantiated and practically approved in control and auditing work, methodology of budget estimates verification of a State establishment on the basis of unified procedures of control using the new legal base; present the algorithm of control and results of practical examination of the analysis of execution of budget estimates of real State establishments Results The proposed methodological tools make it easy to control the budget of a State establishment, enable to reduce the time of control and significantly increase its productivity

Conclusions and Relevance I conclude that under the shortage of financial resources, the proposed methodological tools for monitoring budget estimates allow interested users to get high-quality and reliable results of targeted and effective use of budget funds by State-owned institutions . The findings may be used by financial and control bodies at federal, regional and municipal levels

Keywords: control, budget estimates, budget, State-owned institution, analysis

References

1. Antipova T.V. Universal'naya metodika provedeniya revizii v obrazovatel'nykh uchrezhdeni-yakh [Universal technique of carrying out an audit in educational institutions]. Finansy = Finance, 2004, no. 1, pp. 61-63.

2. Arabyan K.K. Organizatsiya i provedenie au-ditorskoi proverki [Organization and conducting an audit]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2010, 522 p.

3. Volodina E.V. Aktual'nye voprosy formi-rovaniya otchetnosti glavnymi rasporyaditelyami, poluchatelyami byudzhetnykh sredstv [Topical issues of generation of reporting by the main managers, recipients of budgetary funds]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and noncommercial organizations, 2009, no. 5, pp. 15-21.

4. Volchkova M. Metodika proverki naloga na imushchestvo byudzhetnykh organizatsii [Methods of auditing the property tax of budget organizations]. Byudzhetnye uchrezhdeniya: revizii iproverki finan-sovo-khozyaistvennoi deyatel 'nosti = Budget institutions: audits and reviews of financial and economic activity, 2008, no. 10.

5. Volchkova M. Proverka kassovykh operatsii v byudzhetnykh uchrezhdeniyakh: metody, protse-dury, kharakternye oshibki [Auditing cash operations in budgetary institutions: methods, procedures, specific mistakes]. Byudzhetnye uchrezhdeniya zdravookhraneniya: bukhgalterskii uchet i nalo-gooblozhenie = Budgetary health care institutions: accounting and taxation, 2007, no. 6.

6. Guttsat E.M. Effektivnost' v finansovom kontrole: metody otsenki [Efficiency in financial control: assessment methods]. Auditorskie vedomosti = Auditor's bulletin, 2009, no. 4, pp. 3-10.

7. Danilenko N.I. Metodika provedeniya vnesh-nego audita byudzhetnogo uchrezhdeniya [A methodology of conducting external audit of a budgetary establishment]. Bukhgalterskii uchetv byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and non-commercial organizations, 2010, no. 4, pp. 27-34.

8. Danilenko N.I. Metodologicheskie aspekty proverki pravil'nosti ucheta khozyaistvennykh oper-atsii v gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezh-deniyakh [Methodological aspects of auditing the correctness of accounting for economic operations in the public (municipal) institutions]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and noncommercial organizations, 2013, no. 12, pp. 13-23.

9. Danilenko N.I. Metodologicheskii podkhod i metodologicheskii instrumentarii sovremennykh sredstv kontrolya v byudzhetnoi sfere [A methodological approach and methodological tools of modern control in the budgetary sphere]. Finansovyi biznes = Financial business, 2010, no. 6, pp. 56-63.

10. Danilenko N.I. Metodologiya organizatsii i provedeniya proverki v byudzhetnom uchrezhdenii: monografiya [Methodology of organization and conducting audit in a budgetary establishment: a monograph]. Magnitogorsk, MSTU Publ., 2004.

11. Danilenko N.I. Standart: Metodika organizatsii i provedeniya proverki (revizii) v byudzhetnom uchrezhdenii: monografiya [Standard: A technique of organization and conducting an inspection (audit) in a budgetary establishment: a monograph] Moscow, Finansovyi kontrol' Publ., 2005, 116 p.

12. Zav'yalov D.Yu. Otsenka effektivnosti byudzhetnykh raskhodov: sravnitel'nyi analiz [Assessing the efficiency of budgetary expenses: a comparative analysis]. Finansy = Finance, 2008, no. 10, pp. 6-10.

13. Zaripova M. Poryadok osushchestvleniya proverok sluzhboi Rosfinnadzora [Procedure for conducting audits by the Federal Service for Fiscal and Budgetary Supervision]. Uchrezhdeniya kul 'tury i iskusstva: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Cultural and artistic institutions: accounting and taxation, 2010, no. 2, pp. 52-63.

14. Zyryanova T.V., Danilenko N.I., Danilenko D.N. Metodika proverki ob"ektov byudzhetnogo ucheta i finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti by-

udzhetnykh uchrezhdenii: monografiya [Methodology of auditing the objects of accounting and financial and economic activity of budgetary establishments: a monograph]. Yekaterinburg, Ural Academy of Public Administration Publ., 2010, 268 p.

15. Kozhanova A.O. Sistema gosudarstvennogo finansovogo kontrolya za rubezhom [The system of State financial control abroad]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 4, pp. 225-227.

16 . Maslova T. S . Kontrol'i reviziya v byudzhetnykh uchrezhdeniyakh: ucheb. posobie [Control and audit in budgetary establishments: a manual]. Moscow, INFRA-M, Magistr Publ., 2011, 336 p.

17. Obukhova T. Metodika proverki NDS [Methodology of VAT auditing]. Byudzhetnye uchrezhdeniya: revizii i proverki finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti = Budgetary institutions: audits and inspections of financial and economic activity, 2008, no . 2 .

18. Ponurovskaya O.N. Analiz i audit (kontrol') effektivnosti ispol'zovaniya byudzhetnykh i vneby-udzhetnykh sredstv v sotsial 'no-kul 'turnoi sfere v usloviyakh finansovogo krizisa [The analysis and audit (control) of efficiency of using budgetary and extra-budgetary funds in the socio-cultural sphere in conditions of financial crisis]. Chelyabinsk, Siti Print Publ., 2010, 160 p.

19. Tipovye metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu proverki finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti byudzhetnogo uch-rezhdeniya v usloviyakh sovershenstvovaniya pra-vovogo polozheniya munitsipal'nykh uchrezhdenii: utverzhdeny resheniem Prezidiuma Soyuza MKSO. 12.12.2011. Protokol № 6 (26) [The model guidelines for organization and conducting an audit of financial and economic activity of budgetary institutions in conditions of improving the legal position of municipal institutions: approved by the decision of the Presidium of the Union of the International Valuation Standards Committee of December 12, 2011. Protocol No. 6 (26)]. Available at: http://www.pandia.ru\ text\ 77\214\430.php. (In Russ.)

Nikolai I. DANILENKO

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation danilenko-nikolay@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.