Anna Ivanovna Aukina,
PhD in Economics,
associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Yelena Sergeevna Fedotova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Yelena Nikolaevna Makarova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 336.13
Анна Ивановна Аукина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Елена Сергеевна Федотова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Елена Николаевна Макарова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
такаго7а 181 [email protected]
финансовым контроль бюджетной сметы казенного учреждения мвд россии
Финансовый контроль деятельности казенных учреждений осуществляется по различным методикам, однако каждая из них включает контроль сметного исполнения. Бюджетная смета занимает центральные позиции в процедуре финансирования и кассового исполнения средств бюджета. Законодательная база ежегодно вносит изменения и дополнения в порядок ведения смет. В статье рассматриваются методические аспекты контроля бюджетных смет МВД России с учетом последних изменений. Проведено комплексное исследование контрольной деятельности за составлением, ведением и исполнением смет. Выделены основные этапы проверки бюджетных смет. Основные способы совершенствования методики контроля бюджетных смет направлены на эффективность учетной и контрольной деятельности учреждений МВД
176 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦
России. Достоверность и обоснованность выводов обеспечивались сочетанием общенаучных методов познания и конкретно-экономических методов: анализа и синтеза, классификации, моделирования, научной абстракции. Теоретические выводы доказывают отсутствие достаточного инструментария для проведения контроля в МВД России. Предложенная методика учета бюджетных средств имеет практическую значимость. Внедрение предложенного методического обеспечения контроля бюджетных смет в деятельность казенных учреждений МВД России позволит повысить уровень и эффективность учета и контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетная смета, бюджетный учет, казенные учреждения МВД России.
financial control over budget spending of state institu-tions of the ministry of internal affairs of the russian federation
The article states that financial control of state institutions is implemented with the help of different methods, but each of them includes control of estimated costs. Budget estimates play a central part in the procedure of financing and cash execution of budget funds. There are annual changes and additions in the legislation for the procedure for calculating estimated costs. The article discusses the methodology for monitoring budget estimates of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account the latest changes. The authors present a comprehensive study of control measures for preparing, calculating and executing budget estimates. The main stages of monitoring budget estimates are highlighted. Ways of improving the methodology for controlling budget estimates are aimed at raising the effectiveness of accounting management and control measures of the institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Reliability and validity of the conclusions are ensured by a combination of general scientific methods and economic methods: analysis and synthesis, classification, modeling, scientific abstraction. Theoretical conclusions show that there is a lack of sufficient control tools for monitoring the budget spending in the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors suggest a methodology for budget accounting which may have practical application. Implementation of the suggested methodology for monitoring budget estimates in the state institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia will improve the level and efficiency of budget management and control over the targeted use of budget funds.
Keywords: financial control, budget estimate, budget accounting, state institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Финансовый контроль деятельности государственных учреждений в последнее время становится все более значимым. Теперь учреждения финансируются при выполнении условий эффективного ведения деятельности и качественного оказания работ, услуг. Первостепенным контролирующим органом является главный распорядитель средств бюджета. В соответствии с бюджетным законодательством на него возложены функции по обеспечению финансирования бюджетополучателей, оценки их деятельности и проведению аналитических и контрольных мероприятий.
Казенные учреждения финансируются главным распорядителем за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы. Федеральным законом № 83-Ф3 был ограничен перечень учреждений, которые должны быть образованы в статусе казенных учреждений в обязательном порядке. Основную долю среди них занимают правоохранительные органы и учреждения МВД России. Поэтому финансирование деятельности учреждений МВД является расходным обязательством Российской Федерации, обеспечивается за счет средств федерального бюджета России и ведется по смете, начиная с доведения лимитов бюджетных обязательств и заканчивая анализом финансовой деятельности учреждения.
Специфика деятельности конкретного учреждения имеет влияние на расчет каждого из показателей бюджетной сметы. Нормы расходов устанавливаются соответствующими постановлениями правительства РФ и ведомственными актами. Приказом МВД России от 12 октября 2015 г. N° 980 утвержден Регламент осуществления внутреннего
финансового аудита в системе МВД России и Регламент осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД.
Эффективность использования бюджетных средств, оцениваемая главным распорядителем, напрямую зависит от правильности расчетов сметных показателей и целевого направления полученных средств. В связи с этим в условиях меняющейся законодательной базы как в бюджетной сфере, так и в отрасли МВД России вопросы по осуществлению контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств за составлением и исполнением смет бюджетополучателями остаются актуальными и в настоящее время [6, с. 7].
Цель контроля бюджетной сметы казенного учреждения МВД России - установить законность и целевой характер расходования средств.
Поставленная цель может быть достигнута при выполнении следующих задач:
• установить правомерность действий учреждения в отношении составления, утверждения бюджетной сметы в соответствии с утвержденными требованиями;
• проанализировать обоснованность расчетов показателей сметы;
• проанализировать исполнение сметы учреждением по кассовым и фактическим расходам;
• оценить влияние изменения отдельных показателей на эффективность деятельности учреждений.
Основными этапами проверки бюджетных смет являются:
• проверка составления, утверждения и изменения смет;
• проверка исполнения смет.
НБЫ1994-5094 ♦-
177 -♦
Контроль за составлением, утверждением и изменением смет начинается с проверки на соответствие бюджетной сметы форме, утвержденной Требованиями № 112н. Обычно проверке подлежит период, предшествующий году проверки. Следовательно, в настоящее время контрольные мероприятия проводятся за 2017 г. и ранее. Напомним, что именно с 2016 г. произошли серьезные изменения по правилам составления смет. Причиной этому явилось внесение изменений в классификацию доходов бюджетов РФ, классификацию расходов бюджетов РФ Приказом Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н. Основные изменения освещены в статье А.И. Аукиной [1, с. 24]. Теперь из состава кодов бюджетной классификации РФ исключена классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), но структура кодов не изменилась за счет расширения кодов подвидов доходов и расходов. В связи с этим расходы казенного учреждения МВД России распределяются в смете по кодам видов расходов (далее - КВР).
Бюджетное законодательство предусматривает случаи наделения руководителя казенного учреждения правом утверждать бюджетную смету. При этом показатели сметы могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по КВР и КОСГУ (дополнительно) [3, с. 121]. В этом случае КОСГУ выступает дополнительной детализацией КВР и может применяться в целях управленского учета, анализа и контроля.
Оценим необходимость применения в смете КОСГУ в качестве дополнительной классификации. Исполнение сметы предусматривает соотнесение показателей сметы данным бюджетного учета. Согласно п. 21 Инструкции № 157н «в 24-26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражаются казенными учреждениями коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)». В соответствии с п. 146 Приказа Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции
о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123) составляется также в разрезе кодов КОСГУ.
Кроме того, казенные учреждения при заключении договоров на поставку товаров, работ, услуг обязаны применять процедуры, установленные федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - закон № 44-ФЗ). Важным этапом в государственных закупках является их планирование. В начале финансового года составляется план закупок на год и план-график с указанием объемов закупок, способа их проведения (аукцион, конкурс и др.) и сроки проведения закупок [2, с. 207]. Следовательно, уже в начале финансового года на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей бюджетной сметы составляются планы закупок на весь год. Исполнение договоров отражается на счетах бюджетного учета с применением аналитических кодов по КОСГУ (рисунок).
Следовательно, при доведении объемов финансирования, при кассовом исполнении бюджетных средств применяются КВР. А значит, вносить КОГСУ в качестве дополнительной классификации в бюджетную смету не целесообразно, так как в случае изменений ее показателей в течение финансового года придется вносить изменения в смету и проходить сложную процедуру по ее утверждению у главного распорядителя. Однако на счетах бюджетного учета операции отражаются в разрезе КОСГУ. В связи с этим для единства аналитических данных при составлении сметы в учреждении целесообразно разработать и составлять расшифровку к смете с применением КОСГУ в качестве дополнительной классификации (таблица). Информа-
Лимиты бюджетных обязательств (КВР) План закупок (КВР) Исполнение договоров (КВР)
Бюджетная смета (КВР + КОСГУ) Отражение операций в бюджетном учете (КОГСУ)
Исполнение бюджетной сметы
Расшифровка расчетных показателей бюджетной сметы казенного учреждения МВД России
№ п/п Вид расходов КОСГУ Расходы учреждения
Код Наименование Сумма, руб. Код Наименование Сумма, руб. Наименование Сумма, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Итого: Итого: Итого:
178 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦
ция необходима для анализа и принятия решений в сфере планирования, контроля, регулирования деятельности [4, с. 75]. Данная форма будет применяться исключительно в управленческих целях.
Для формирования расшифровки к смете воспользуемся таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (под-статей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, утвержденной в Приложении 5 Указаний № 65 н.
Например, Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 31.01.2013 № 65 (далее - Порядок № 65) предусмотрены различные виды денежных компенсаций, в том числе за работу в нерабочие праздничные и выходные дни. Планируемый расход по КВР 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» отражается в графе 2-4 с указанием суммы, в графе 5-7 указывается статья КОСГУ 211 «Заработная плата» и сумма, в графе 8-9 - наименование расхода. Подобным образом учитываются все остальные планируемые расходы на основании проведенных расчетов, являющихся обязательными приложениями к бюджетной смете. Итог в разрезе кодов видов расходов должен совпадать с итоговыми данными по расходам учреждения и их детализацией по кодам КОГСУ.
Применение предложенной формы позволит:
- во-первых, сгруппировать исходную информацию по планируемым расходам учреждения в соответствии со статьями КОСГУ и КВР, не нарушая бюджетное законодательство;
- во-вторых, использовать данную форму как инструмент управления и контроля бюджетными расходами.
На следующем этапе финансового контроля -контроля исполнения бюджетных смет особенно важным является анализ исполнения сметы учреждением по кассовым и фактическим расходам. На данном этапе проверка пересекается с другими вопросами контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Анализ исполнения бюджетной сметы необходимо проводить отдельно по КВР и КОСГУ и вычислить отклонения. Рассмотрим варианты сравнения сметных назначений с другими бюджетными показателями:
• сметные показатели сопоставляются с лимитами бюджетных обязательств с целью проверки правильности составления сметы и своевременности внесения в нее изменений;
• показатели бюджетной сметы сравниваются с объемами финансирования, и выявляются полнота и своевременность доведения бюджетных ассигнований до бюджетополучателей;
• сравниваются сметные данные с кассовыми расходами казенных учреждений для определения полноты исполнения бюджетной смет и выявления причин отклонений;
• анализ фактических и кассовых расходов учреждения с целью обнаружения дебиторской и кредиторской задолженностей, анализа их состава и причин возникновения, а также выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Для проведения финансового контроля на данном этапе главному распорядителю следует разработать инструментарий для повышения эффективности контрольных мероприятий. Решение этой задачи выходит далеко за рамки бухгалтерского учета и требует реорганизации системы управления [5, с. 60]. В соответствии с Регламентом № 980 утвержден порядок проведения финансового контроля в МВД России. Лицами, организующими финансовый контроль, назначены Контрольно-ревизионное управление МВД России, Инспекция по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью внутренних войск МВД России, контрольно-ревизионными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации и подразделениями внутренних войск МВД России. По нашему мнению, реализацию данного предложения по разработке контрольных мероприятий в МВД России следует возложить на контролирующие подразделения данного ведомства.
Контроль бюджетных смет занимает центральное место в финансовом контроле, особенно актуален на сегодняшний день в связи с введением важных изменений в порядок составления, ведения и исполнения смет. Сформулированные нами предложения направлены на совершенствование методической базы проведения контрольных мероприятий по проверке составления и исполнения бюджетных смет, позволят повысить эффективность управленческого учета и контроля бюджетных средств учреждений МВД России.
1. Лукина А.И. Реформирование бюджетной классификации РФ и изменения в учете казенных учреждений // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 24-26.
2. Лукина А.И. Размещение заказов для государственных нужд бюджетных учреждений // Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли: сб. науч. тр. Саратов, 2007. С. 207-210.
3. Коблова Г.И., Ваганова О.Е. Влияние изменений порядка осуществления и применение бюджетной классификации доходов администраторами доходов бюджетов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 121-124.
4. Макарова E.H., Гришин В.В. Роль управленческого учета в системе управления многофилиальной компании // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 2 (30). С. 74-82.
5. Садыкова Т.М. Организация внутреннего контроля в системе управленческого учета // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 9. С. 59-64.
6. Федотова Е.С. Внутренний аудит как инструмент эффективного управления предприятием. Саратов, 2006.