Научная статья на тему 'Совершенствование механизма контрольных мероприятий в государственном секторе экономики'

Совершенствование механизма контрольных мероприятий в государственном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЙ (БУХГАЛТЕРСКИЙ) УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ / ОБЪЕКТ УЧЕТА / СУБЪЕКТ УЧЕТА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниленко Н.И.

Общеизвестно, что хорошо отлаженная система контроля необходимый атрибут эффективно функционирующего демократического государства. Важнейшую роль в этой системе играет контроль за общественными финансами. Одним из решающих условий его результативности является неослабное внимание к развитию методологической и организационной составляющей контрольной деятельности. В настоящее время в органах государственного и муниципального финансового контроля разрабатываются регламентирующие документы по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий. Однако, как показывает практика, между ними нет системной взаимосвязи, вследствие чего отсутствует и сопоставимость в работе. В связи с этим особую значимость приобретает необходимость дальнейшего развитии теории и методологии контроля, поиска методических решений в сфере его организации. В статье предлагается методика проверки достоверности бюджетного учета и отчетности государственного (муниципального) учреждения. В ней систематизированы и сгруппированы унифицированные по содержанию и процедурам контрольные мероприятия, что позволит уменьшить непроизводительные затраты и потери рабочего времени в процедурах контроля. Предложенная методология проверочных процедур создает практическую основу для эффективных взаимосвязей как субъекта, так и объектов контроля, а методологический инструментарий дает возможность систематизировать процесс получения и оценки объективных данных о финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, выявить отклонения от действующего бюджетного законодательства и представить качественные и достоверные результаты заинтересованным пользователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма контрольных мероприятий в государственном секторе экономики»

аудиторская деятельность

УДК 341.657.63

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Н.И. ДАНИЛЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент,

заслуженный экономист России, проректор по общим вопросам и режиму E-mail: danilenko-nikolay@mail.ru Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Общеизвестно, что хорошо отлаженная система контроля - необходимый атрибут эффективно функционирующего демократического государства. Важнейшую роль в этой системе играет контроль за общественными финансами. Одним из решающих условий его результативности является неослабное внимание к развитию методологической и организационной составляющей контрольной деятельности.

В настоящее время в органах государственного и муниципального финансового контроля разрабатываются регламентирующие документы по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий. Однако, как показывает практика, между ними нет системной взаимосвязи, вследствие чего отсутствует и сопоставимость в работе.

В связи с этим особую значимость приобретает необходимость дальнейшего развития теории и методологии контроля, поиска методических решений в сфере его организации.

В статье предлагается методика проверки достоверности бюджетного учета и отчетности государственного (муниципального) учреждения. В ней систематизированы и сгруппированы унифицированные по содержанию и процедурам контрольные мероприятия, что позволит уменьшить

непроизводительные затраты и потери рабочего времени в процедурах контроля.

Предложенная методология проверочных процедур создает практическую основу для эффективных взаимосвязей как субъекта, так и объектов контроля, а методологический инструментарий дает возможность систематизировать процесс получения и оценки объективных данных о финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, выявить отклонения от действующего бюджетного законодательства и представить качественные и достоверные результаты заинтересованным пользователям.

Ключевые слова: контроль, бюджетный (бухгалтерский) учет и отчетность, объект учета, субъект учета, методика

Взятый курс на модернизацию экономики России требует кардинального изменения подхода к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения поставленной цели.

Систематический контроль позволяет осуществлять мониторинг за движением бюджетных

средств на объектах контроля; благодаря ему удается оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.

В разных странах могут применяться разные термины: «бюджетный контроль», «финансовый контроль», «внутренний и внешний аудит», «бюджетный аудит», «ведомственный контроль» и т.д., но сути это не меняет.

К основными целями контроля относятся:

- обеспечение законности формирования, распределения и использования бюджетных средств;

- улучшение качества бюджетного учета и отчетности;

- повышение эффективности использования средств бюджетов всех уровней. Важнейшим условием достижения эффективных результатов контрольных мероприятий является развитое методологическое обеспечение, четкая процедура контроля.

Методологическое обеспечение включает в себя комплекс методик, научных и взятых из практики приемов, способов контроля какого-либо конкретного объекта. Каждая методика имеет свою процедуру контроля, которая представляет собой последовательность действий, осуществляемых в ходе контрольных мероприятий. От эффективности используемой методики во многом зависит объективность результатов контроля.

В этой связи чрезвычайно актуальной представляется задача по совершенствованию и развитию методологии контроля в бюджетной сфере и расширению круга контрольных мероприятий с использованием современных методических инструментов, позволяющих давать исчерпывающий ответ на вопрос об эффективности использования бюджетных средств в целом, с учетом как финансовых, так и нефинансовых результатов. Кроме того, с точки зрения автора, всем контролирующим органам целесообразно применять на практике единые унифицированные формы документов и стандарты проверочных процедур.

Российская Федерация состоит из многочисленных субъектов и местных образований. В каждом из них имеются свои нормативные доку-

менты, используемые контрольными органами в ходе подготовки и проведения контрольных мероприятий по проверке соблюдения государственными (муниципальными) учреждениями законодательства при использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

В настоящее время в органах государственного (муниципального) финансового контроля разрабатываются внутренние регламентирующие документы, направленные на организационное и методическое обеспечение контрольных мероприятий по различным направлениям, внутренние стандарты контроля, документы по контрольному делопроизводству, нормы поведения контролеров, методики оценки работы специалистов и т.д. Но между этими документами, разрабатываемыми разными органами государственного (муниципального) финансового контроля, нет системной взаимосвязи, следовательно, нет и сопоставимости в работе и в ее оценке.

В ходе проведенного исследования практики контрольной деятельности в бюджетной сфере была разработана методология и предложена методика по проверке достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности государственного (муниципального) учреждения.

Бюджетный учет состоит из двух традиционных секторов: учета исполнения бюджетов и учета имущества и их источников непосредственно в самих бюджетных организациях. Специфика деятельности бюджетных организаций предполагает использование правил, несколько отличающихся от правил ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Эта специфика обусловливает применение другого Плана счетов, другого состава бухгалтерской отчетности, других форм учетных регистров.

Бюджетные организации представляют собой один из видов некоммерческих организаций. Критериями отнесения организаций к категории бюджетных служат следующие признаки: - учредителями и собственниками имущества бюджетного учреждения являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

- бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

- деятельность учреждения финансируется полностью или частично за счет средств бюджетов (федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципального) на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы);

- ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов и доходов осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетных организаций и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Все бюджетные организации являются государственными, т.е. имущество им передано собственником-государством. При этом имущество в государственных организациях находится на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Вторая форма собственности на имущество государственных организаций характерна для унитарных предприятий, которые согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации являются исключительно коммерческими организациями.

В предлагаемой автором методике систематизированы и сгруппированы унифицированные по содержанию и процедурам контрольные мероприятия, что позволит уменьшить непроизводительные затраты и потери времени в процедурах контроля. Целью данной методики является описание основных методологических подходов и инструментариев для организации и проведения контрольных мероприятий в бюджетной сфере.

Задачами методики является формирование комплексных унифицированных процедур контроля объектов бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Для того чтобы выяснить состояние бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, необходимо выполнить следующие действия:

- проверить правоустанавливающие учредительные, регистрационные документы;

- изучить положения и акты, действующие в государственном (муниципальном) учреждении, регламентирующие деятельность ор-

ганизации, состояние и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

- проверить соответствие бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности действующему законодательству;

- провести анализ бюджетной (бухгалтерской) отчетности по составу и содержанию.

При организации и проведении контрольных мероприятий в государственном (муниципальном) учреждении особое внимание уделяется знакомству с организацией бюджетного учета и отчетности.

Правовое положение бюджетных учреждений определено Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». С 1 января 2011 г. типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Организационно-правовые положения данных учреждений отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[7, ст. 3] и Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [8, ст. 2].

В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - приказ № 157н) [9, п. 1] утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов) и Инструкция по его применению (далее - Инструкция № 15 7н). Приказ № 157н вступил в силу с 1 января 2011 года.

Согласно пункту 21 Инструкции № 157н на основе Единого плана счетов и положений данной

инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются:

- казенными учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 06.12.2010 N° 162н, далее - приказ № 162н) [14, п. 1];

- бюджетными учреждениями - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н) [13, п. 1, 2];

- автономными учреждениями - План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н) [12, п. 1, 2].

Бухгалтерский (бюджетный) учет основан на принципах Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 1 января 2013 г. [6].

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов учета

Бюджетный (бухгалтерский) учет позволяет осуществлять непрерывное и сплошное наблюдение и контроль над финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций в целях получения о ней текущей и итоговой информации.

Бюджетный (бухгалтерский) учет дает возможность получать сведения о сумме хозяйственных средств, находящихся в пользовании у учреждения (организации); состоянии расчетов с другими организациями; объеме закупок; уровне расходов и финансовых результатах деятельности и т.д.

В бюджетном (бухгалтерском) учете меняются все виды учетных измерителей, но самую важную роль здесь играет денежный измеритель как обобщающий. Особенностью бюджетного (бухгалтерского) учета является то, что с помощью документов осуществляется сплошная непрерывная регистрация всех хозяйственных операций. В силу этого данные бюджетного

(бухгалтерского) учета должны быть точны и обоснованы, и потому данный вид учета имеет большое значение в обеспечении контроля за сохранностью собственности, целесообразностью и законностью использования средств.

Для бюджетного (бухгалтерского) учета характерно использование особых способов обработки данных (счетов, двойной записи, калькуляции, баланса и т.п.).

Основными целями законодательства Российской Федерации о бюджетном (бухгалтерском) учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Основными задачами бюджетного (бухгалтерского) учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бюджетной (бухгалтерской) отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -инвесторам, кредиторам, и другим пользователям бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной (бухгалтерской) отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Объектами бюджетного (бухгалтерского)

учета в государственных (муниципальных) учреждениях являются:

- основные средства и долгосрочные финансовые вложения;

- материальные запасы;

- средства учреждений;

- расчеты;

- расходы;

- выполненные работы и услуги, сданная заказчикам продукция;

- доходы, прибыли (убытки);

- фонды и средства специального назначения. Цель проверки: контроль за полнотой и

документальной обоснованностью ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, достоверностью представляемой отчетности, своевременностью и правильностью отражения операций на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета.

Неотъемлемой частью контрольных мероприятий является проверка достоверности отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности операций, проведенных государственным (муниципальным) учреждением. Особенно тщательно проверяется соблюдение установленного порядка ведения учета путем сопоставления записей в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета с данными первичных документов, а также показателей отчетности с данными бюджетного (бухгалтерского) учета путем арифметической проверки первичных документов.

Порядок проверки состояния ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности представлен на рисунке.

Первый этап

Первый этап проверки связан с ознакомлением с правоустанавливающими учредительными и прочими документами, регламентирующими деятельность учреждения. При этом проверяется:

- соответствует ли его организационная и финансово-хозяйственная деятельность учредительным документам;

- выделяются ли в них виды деятельности, приносящие доход;

- зарегистрировано ли учреждение в соответствующих контролирующих органах;

- получено ли согласие главного распорядителя (распорядителя) при ведении проверяемым учреждением иного вида деятельности и на использование при этом имущества, которое принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Это следует из ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации [2], согласно которой учреждение владеет, распоряжается, пользуется государственным или муниципальным имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, в соответствии с требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласие собственника должно фиксироваться изменениями в генеральных разрешениях, уставных и других документах.

На основании документов, регламентирующих деятельность организации, заполняется таблица «Паспорт государственного (муниципального) учреждения», которая необходима при составлении вводной части акта, оформляемого по результатам проверки.

Второй этап

Второй этап выполнения контрольной процедуры начинается с изучения положений и актов, действующих в учреждении и регламентирующих его деятельность, состояние и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности. В первую очередь следует ознакомиться с приказом по учетной политике проверяемого учреждения.

Учетной политикой должны быть определены варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также форма, техника ведения и организация бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности исходя из особенностей деятельности учреждения.

Необходимо убедиться, обеспечивает ли учетная политика учреждения:

- полноту отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности (требование своевременности);

Алгоритм проверки состояния и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности

- готовность к признанию в бюджетном (бухгалтерском) учете в большей степени расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование

приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бюджетного (бухгалтерского) учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При изучении действующих в учреждении внутренних положений и актов необходимо установить:

- имеется ли утвержденное в установленном порядке положение о бухгалтерской службе, как оно выполняется;

- наличие утвержденных служебных обязанностей (регламентов) для работников бухгалтерии;

- наличие утвержденной постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации и списанию с баланса пришедшего в негодность имущества.

Бюджетный (бухгалтерский) учет. Единый план счетов и Инструкция по его применению устанавливают единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями.

Субъекты учета в зависимости от выполняемых задач можно условно разделить на три категории:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) собственно учреждения (органы государственной власти (государственные органы); органы местного самоуправления; органы управления государственными внебюджетными фондами; государственные академии наук; государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации; иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств);

2) финансовые органы, осуществляющие составление и исполнение бюджетов (финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации; органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами);

3) органы, осуществляющие кассовое обслуживание (органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов

бюджетной системы Российской Федерации; органы Федерального казначейства, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных бюджетных учреждений, автономных учреждений; финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений). Такое деление обусловлено теми финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между указанными субъектами учета, являющимися участниками бюджетного процесса, и четко разграниченными между ними полномочиями в отношении операций по исполнению бюджета.

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии следующих объектов учета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений:

- нефинансовых активов;

- финансовых активов;

- обязательств;

- операций, изменяющих активы и обязательства;

- финансовых результатов по операциям, изменяющим активы и обязательства;

- исполнения показателей по санкционированию расходов.

К государственным (муниципальным) учреждениям относятся казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в учреждениях, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание, основывается на следующих нормативных документах:

- Бюджетном кодексе Российской Федерации [1, с. 244-245];

- Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Инструкции № 157н;

- иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В состав нефинансовых активов включены:

- основные средства (помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.);

- непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и др.);

- нематериальные активы;

- материальные запасы (медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, материалы и др.);

- прочие.

К финансовым активам относятся:

- денежные средства учреждения (на счетах, в кассе и др.);

- средства на счетах бюджетов;

- средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание;

- финансовые вложения (акции и иные формы участия в капитале и др.);

- расчеты (по доходам, по выданным авансам, по кредитам, займам (ссудам), по ущербу имуществу и др.);

- внутренние расчеты по поступлениям по выбытию, вложения в финансовые активы;

- прочие.

К обязательствам относятся: расчеты с кредиторами (по долговым обязательствам; по принятым обязательствам, по платежам в бюджеты, по выплате наличных денег и др.; по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание; по внутренним расчетам по поступлениям, выбытиям и др.).

Финансовый результат - это финансовый результат хозяйствующего субъекта (разница

Распределение объектов

между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период) и результат по кассовым операциям бюджета (разница между поступлениями в бюджет и выбытиями средств бюджета).

При санкционировании расходов хозяйствующего субъекта выделяют:

- лимиты бюджетных обязательств и принятые обязательства;

- бюджетные ассигнования;

- сметные (плановые) назначения;

- право на принятие обязательств;

- утвержденный объем финансового обеспечения;

- полученное финансовое обеспечение. Распределение объектов учета по субъектам

учета представлено в табл. 1.

При этом каждый субъект учета из всего массива счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, характеризующих разные объекты учета, использует только те, которые непосредственно связаны с его полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете в учреждениях, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание.

Организация бюджетного (бухгалтерского) учета в государственном (муниципальном) учреждении осуществляется бухгалтерской службой, деятельность которой определена положением о структурном подразделении и должностными инструкциями (регламентами) каждого работника бухгалтерии. Ревизор может проверить все документы, подтверждающие статус отдела и его

Таблица 1

[ета по субъектам учета

Объекты учета

Субъекты учета Нефинансовые активы Финансовые активы Обязательства Финансовый результат Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта

Финансовые органы, + + +

осуществляющие

составление и испол-

нение бюджетов

Органы, осущест- + + + +

вляющие кассовое

обслуживание

Собственно учреж- + + + + +

дения

сотрудников, на предмет правильности их составления, утверждения и соответствия нормативным документам, а также фактически выполняемым в бухгалтерии работам (и объему работ).

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними служат первичные учетные документы.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность его оформления;

- личные подписи лиц и их расшифровку.

Не допускаются исправления в первичных учетных документах, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами.

Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом учета в регистрах, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бухгалтерского учета.

Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами); органами местного самоуправления; органами управления государственными внебюджетными фондами; государс-

твенными академиями наук; государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» (далее - приказ № 173н) [15, п. 1] утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом в Главной книге и в следующих журналах операций:

- журнале операций по счету «Касса»;

- журнале операций с безналичными денежными средствами;

- журнале операций расчетов с подотчетными лицами;

- журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- журнале операций расчетов с дебиторами по доходам;

- журнале операций расчетов по оплате труда;

- журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

- журнале по прочим операциям;

- журнале по санкционированию. Необходимо отметить, что согласно требованиям Инструкции 157н записи в журналы операций должны вноситься по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов, а не в конце месяца и тем более квартала, как допускается в некоторых учреждениях. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций записываются в Главную книгу.

В случае выявления бухгалтером ошибок они исправляются следующим образом:

- ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных

в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором исправляется ошибка, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

- ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений данных в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

- ошибочная запись, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки. Дополнительные бухгалтерские записи по

исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются справкой, в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, а также дается обоснование внесения исправления.

Важно, чтобы по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, были подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. Обложка должна содержать наименование учреждения, название и порядковый номер папки (дела), отчетный период - год и месяц, за который сформирован регистр бухгалтерского учета (журнал операций), наименование журнала операций с указанием при наличии его номера количества листов в папке (деле).

В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета в учреждении операции отражаются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители

законодательством Российской Федерации допускается отличие выходной формы документа от утвержденной, но при условии, если реквизиты и показатели выходной формы документа содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.

При ведении бюджетного (бухгалтерского) учета учреждениями операции отражаются в соответствии с Единым планом счетов, утвержденным приказом № 157н. Но ведение бюджетного учета в казенных учреждениях, бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и автономных учреждениях различается применением следующих приказов Минфина России:

- в казенных учреждениях, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание, - План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - приказ № 162н);

- в бюджетных учреждениях - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н);

- в автономных учреждениях - План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н). По окончании отчетного финансового года

обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета следующего финансового года.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Необходимо иметь в виду, что помимо балансовых счетов бюджетного (бухгалтерского) учета учреждения должны вести забалансовые счета, на которых учитываются материальные ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (имущество, полученное в пользование, материальные ценности, принятые на хранение), а также бланки строгой отчетности, путевки неоплаченные и др. При этом все мате-

риальные ценности, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, закрепив их в учетной политике.

Перечень основных забалансовых счетов и порядок отражения на них определены Единым планом счетов и Инструкцией № 157н.

Бюджетная отчетность. Государственные (муниципальные) учреждения обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее вышестоящему органу в установленные им сроки.

Субъекты учета, осуществляющие ведение бюджетного учета в соответствии с Инструкцией № 162н, формируют бюджетную отчетность на основании Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н) [10, п. 1].

Субъекты учета, осуществляющие ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н и Инструкцией № 183н, формируют бухгалтерскую отчетность на основании Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н) [11, п. 1].

В методике приводится порядок проведения проверки правильности составления бюджетной отчетности в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Казенные учреждения, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, составляют и предоставляют годовую (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), квартальную (по состоянию на 1 апреля, 1

июля и 1 октября текущего года) и месячную (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным) бюджетные отчетности по формам согласно приложению к Инструкции № 191н в порядке и сроки, установленные вышестоящим распорядителем бюджетных средств.

Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером учреждения или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения составляют и предоставляют годовую (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), квартальную (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) бухгалтерские отчетности по формам согласно приложению к Инструкции № 33н в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее -учредитель), на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи с обязательным обеспечением защиты информации в установленные учредителем сроки.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется от имени учреждения главным бухгалтером учреждения или лицом, ответственным в учреждении (в централизованной бухгалтерии) за ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Очень часто отчетность представляется бухгалтерами в несброшюрованном виде или без нумерации страниц.

Кроме того, все формы отчетности должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером учреждения.

Поскольку бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного (бухгалтерского) учета, ревизор должен сопоставить показатели отчетности с данными указанных документов для того, чтобы определить, достоверна отчетность или нет. Необходимо убедиться в том, что показатели годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке, т.е. все остатки по счетам нефинансовых или финансовых активов или обязательств обосновываются результатами инвентаризации (сверки).

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Составление отчетности в тысячах или миллионах рублей не допускается.

В состав бюджетной отчетности, представляемой главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, главными администраторами, администраторами доходов бюджета, согласно п. 11.1 Инструкции № 191н включаются следующие документы:

- баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

- справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

- отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администра-

тора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

- отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

- отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

- отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- пояснительная записка (ф. 0503160);

- разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).

Порядок заполнения форм бюджетной отчетности содержится в Инструкции № 191н.

В состав бухгалтерской отчетности, представляемой государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, согласно п. 12 Инструкции № 33н включаются следующие формы отчетов:

- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

- справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

- отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

- пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);

- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

Порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности содержится в Инструкции № 33н.

Отчетность в вышестоящую организацию, органы Федерального казначейства, учредителю должны представляться своевременно.

Третий этап

На третьем этапе контрольного мероприятия осуществляется проверка соответствия бюджетного учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе.

Главными законодательными и нормативными актами Российской Федерации, на основании которых проводится проверка учета и отчетности, являются:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ);

- указания о порядке применения бюджетной классификации;

- приказ Минфина России от 23.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

- приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений»;

- другие.

В отношении организации бюджетного учета в учреждении проверяются:

- правильность составления и утверждения учетной политики учреждения, а также своевременное внесение изменений в нее;

- правильность ведения регистров бюджетного учета и первичных документов;

- наличие, достоверность, своевременность и полнота представления отчетности;

- соответствие данных бюджетной отчетности данным учетных регистров, первичных документов и инвентаризации.

В ходе проверки производятся просмотр и сравнение следующих документов:

- баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

- справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- справки о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

- отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

- отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

- отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

- отчета о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

- отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- пояснительной записки (ф. 0503160);

- разделительного (ликвидационного) баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);

- Главной книги;

- журналов операций;

- первичных документов.

Учреждение осуществляет ведение бюджетного (бухгалтерского) учета в соответствии с требованиями приказа № 157н об утверждении Единого плана счетов и Инструкции по его применению.

Однако в силу специфики деятельности министерства и ведомства, к которому относится

учреждение, одни требования инструкции по бюджетному учету необходимо определять более подробно, а другие могут не выполняться вообще. Помимо общих положений ведения бюджетного учета, содержащихся в Инструкциях по бюджетному учету, требования установлены другими нормативными документами. В частности, бюджетное учреждение должно составлять в начале каждого финансового года учетную политику. Изменения в нее могут быть внесены на основании Федерального закона № 402-ФЗ и ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации [4, п. 2] в случаях:

- изменения применяемых методов налогового учета согласно требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по бюджетному учету;

- изменения законодательства в области бюджетного и налогового учета;

- существенного изменения условий деятельности государственного (муниципального) учреждения;

- изменения состава и полномочий должностных лиц, права и обязанности которых установлены в учетной политике;

- необходимости детализации отдельных положений учетной политики для совершенствования управленческого учета в государственном (муниципальном) учреждении без снижения степени достоверности информации.

В первом случае изменения вносятся в учетную политику для целей налогообложения с начала нового налогового периода (со следующего года). В остальных случаях - не ранее вступления в силу указанных изменений.

Учетная политика утверждается руководителем учреждения как лицом, на которое возлагается ответственность за организацию бюджетного учета и соблюдение требований законодательства при выполнении хозяйственных операций, путем издания распорядительного приказа о порядке ведения бюджетного учета.

Организационно-распорядительные документы, регулирующие порядок ведения бюджетного учета в учреждении, должны содержать порядок ведения учета всех направлений финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в том числе:

- общие положения об учетной политике в учреждении на соответствующий финансовый год;

- положения об инвентаризации и постоянно действующей комиссии;

- положение о присвоении инвентарных номеров объектам учета;

- перечень основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;

- порядок учета на забалансовом счете объектов основных средств, находящихся в пользовании учреждения;

- порядок учета материальных запасов, в том числе готовой продукции;

- порядок формирования учета финансовых активов и обязательств;

- порядок ведения кассовых операций;

- порядок организации администрирования доходов и поступлений;

- порядок учета доходов и расходов;

- порядок организации санкционирования расходов бюджетов;

- порядок организации забалансовых счетов;

- формы и порядок формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и их архивации;

- график документооборота;

- учетную политику для целей налогообложения.

Исходя из вышеизложенного, ревизор должен проверить наличие учетной политики, правильность ее составления и утверждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования учетной политики должны выполняться учреждением при осуществлении им финансово-хозяйственной деятельности, значит, ревизор обязан проверить, соблюдаются положения учетной политики в действительности или нет. Для этого при проверке всех направлений деятельности практически каждое действие бухгалтерии (и других структурных подразделений при необходимости) следует сопоставлять с положениями учетной политики.

четвертый этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На четвертом этапе контрольного мероприятия проводится анализ бюджетной отчетности по составу и содержанию.

При выявлении несоответствий данных бюджетного учета и отчетности следует вычислить величину отклонений по каждому из бюджетных счетов. Величина отклонения показателей финансовой отчетности от итоговых остатков аналитических счетов будет свидетельствовать о величине искажения бюджетной отчетности. Для этого необходимо заполнить таблицу «Расчет величины искажения бюджетной отчетности», фиксирующую факты несоответствия.

Проиллюстрируем принцип заполнения таблицы на следующем примере.

Учреждение проверено в 2013 г. Проверяемый период - 2012 г. Проверено целевое использование средств федерального бюджета, выделенных учреждению на приобретение продуктов питания.

Анализ работы распорядителя бюджетных средств с учреждением по поставкам продуктов питания показал, что при формировании бюджетного отчета по завершении финансового года форма поставок по АВИЗО ведет к искажению себестоимости продуктов из-за опоздания поступления их на несколько месяцев по сравнению с поставкой самих продуктов (табл. 2).

Остаток продуктов в стоимостном выражении составил:

на 01.01.2012:

оборотная ведомость - 1 267 433 руб.; книга «Журнал-главная» - 1 866 387 руб.; расхождения - 598 954 руб.;

на 01.01.2013:

оборотная ведомость - 1 171 888 руб.; книга «Журнал-главная» - 1 515 628 руб.; расхождения - 343 740 руб.

Расчет величины искажен]

Необходимо учесть, что искажение любой статьи (строки) формы бюджетной отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности и влечет в соответствии со ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3] наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

К типичным нарушениям, допускаемым при ведении бюджетного учета исполнения бюджетной сметы, относятся:

- несоблюдение порядка хранения учетных документов;

- несоблюдение порядка оприходования наличных денег и денежных документов в кассу, и их выдачи (списания);

- несоблюдение порядка оформления приходных и расходных кассовых ордеров и прилагаемых к ним документов;

- несоблюдение порядка сохранности денежных средств и денежных документов;

- несоблюдение порядка выдачи денежных средств под отчет, несвоевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов, отсутствие документов, подтверждающих санкционирование расходов, несоблюдение сроков возврата остатка неиспользованного аванса;

- необоснованность использования средств на командировочные расходы, несоблюдение норм командировочных расходов;

- необоснованность записей в журнале операций по расчетам с дебиторами и кредиторами и неэффективность мер, применяемых к взыс-

Таблица 2

бюджетной отчетности, руб.

Наименование счета Итоговый остаток на счетах аналитического учета Сальдо книги «Журнал-главная» Показатель статьи (строки) бюджетной отчетности (баланс) Отклонения показателя бюджетной отчетности от итогового сальдо аналитических счетов (гр. 4 - гр. 2) Отклонения показателя бюджетной отчетности от сальдо книги «Журнал-главная» (гр. 4 - гр. 3) Отношение величин гр. 5 и гр. 4, %

1 2 3 4 5 6 7

Продукты 01.01.12

питания 1 267 433 1 866 387 1 866 387 598 954 0 32

01.01.13

1 171 888 1 515 628 1 515 628 343 740 0 23

канию дебиторской и погашению кредиторской задолженности;

- несоблюдение порядка начисления и перечисления налогов в бюджеты и неправильность отражения операций в учете;

- несоблюдение порядка выплаты премий, материальной помощи работникам;

- нарушение порядка расчетов с работниками по дополнительным выплатам (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, очередные отпуска, учебные отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника, пособия призывникам в армию, начисления заработной платы несписочного состава и иные расчеты) и отражения их в регистрах бюджетного учета;

- несоблюдение порядка начисления и перечисления страховых взносов и других обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды;

- несоблюдение порядка ведения учета материальных ценностей в бухгалтерии и оформления документов по приемке и выдаче материальных ценностей, несвоевременность отражения записей в учетных регистрах;

- несоответствие отнесения затрат на соответствующие коды экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и несвоевременность отражения записей в учетных регистрах;

- несоблюдение порядка использования бюджетных средств, выделенных на строительство, приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- несоблюдение порядка проведения конкурсов на размещение заказов;

- нарушения, допущенные при заключении государственных контрактов (договоров) между заказчиком и исполнителями на весь период строительства или ремонта;

- отсутствие дополнительных соглашений по государственным контрактам (договорам), в том числе по переходящим стройкам и объектам;

- несогласованность взаимосвязанных показателей отдельных форм между собой и с балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств.

Следует также назвать характерные ошибки и нарушения, допускаемые при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета и составлении отчетности:

- отсутствие учетной политики в учреждении;

- нарушение требований учетной политики при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

- несвоевременное внесение изменений в учетную политику;

- ведение бюджетного (бухгалтерского) учета в нарушение действующего законодательства;

- отсутствие первичных документов (ничем не обоснованное);

- ненадлежащее оформление первичных учетных документов (недооформление);

- отсутствие регистров бухгалтерского учета;

- несвоевременная брошюровка регистров бухгалтерского учета и первичных документов или ее отсутствие;

- несоответствие данных регистров учета данным первичных документов;

- несоответствие данных Главной книги данным регистров бухгалтерского учета;

- непредставление бухгалтерской (бюджетной) отчетности в установленные сроки;

- ненадлежащее оформление бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

- несоответствие данных отчета данным бухгалтерского учета;

- недостоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

По результатам проверки оформляется акт, который подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) проверяемого учреждения.

Предложенная методология проверочных процедур создает практическую основу для эффективных взаимосвязей как субъекта, так и объекта контроля, а методический инструментарий позволяет систематизировать процесс получения и оценки объективных данных о финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, выявлять отклонения от действующего бюджетного законодательства и представлять качественные и достоверные результаты заинтересованным пользователям.

Настоящая методика является инструментом практической помощи контролерам. Она позволяет уменьшить непроизводительные затраты и потери времени в процедурах контроля, способствует реализации целей проведения проверки государственного (муниципального) учреждения и достижению при этом наиболее эффективного результата.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.98 №145-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 22.06.2007).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. О бухгалтерском учете: Федеральный Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами,

государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

10. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

11. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

13. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

14. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

15. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

International accounting Auditing

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM FOR MONITORING ACTIVITIES IN THE PUBLIC SECTOR OF ECONOMY

Nikolai I. DANILENKO

Abstract

It is well known that a well-established system of control is the necessary attribute of an effective

democratic State. Public finances play a crucial role in control. One of the crucial conditions for its effectiveness is constant attention to the development of a

methodological and organizational component of the supervisory activities. At the present time, the organs of State and municipal financial control supervision develop the regulatory documents of organizational and methodological provision of control measures. However, in practice, there is no systematic relationship between them, and there is no consistency in the work. In connection with this, of particular significance is the need for further development of the theory and methodology of control and search of methodical decisions within its organization. The article offers a methodology for checking the reliability of fiscal accounting and reporting of a State (municipal) institution. The paper systematizes and arranges in groups uniform in content and procedures control activities that will reduce overhead and loss of working time in the control procedures. The proposed methodology of validation procedures creates a practical framework for effective linkages both of a subject and objects of verification. Methodological tools make it possible to systematize the process of acquiring and evaluating data of financial and economic activity of an object, identify deviations from the current budget legislation and to provide high quality and reliable results to interested users.

Keywords: control, budget, accounting and reporting, subject, accounting methodology

References

1. RF Federal Law "Budget Code of the Russian Federation" of July 31, 1998 № 145-FZ. (as amended on June 27, 2011) (In Russ.)

2. RF Federal Law "Civil Code of the Russian Federation" (Part 1) of November 30, 1994 № 51-FZ. (In Russ.)

3. RF Federal Law "Russian Federation Administrative Offence Code" of December 30, 2001 № 195-FZ. (as amended by Federal Law of June 22, 2007 №116-FZ) (In Russ.)

4. RF Federal Law "Tax Code of the Russian Federation" (Part 2) of August 05, 2000 № 117-FZ. (In Russ.)

5. RF Federal Law "On Accounting" of November 21, 1996 № 129-FZ. (In Russ.)

6. RF Federal Law "On Accounting" of December 06, 2011 № 402-FZ. (In Russ.)

7. RF Federal Law "On Non-commercial organizations" of January 12, 1996 № 7-FZ. (In Russ.)

8. RF Federal Law "On Autonomous institutions" of November 03, 2006 № 174-FZ. (In Russ.)

9. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of the single plan of accounts for public authorities (state authorities), local government bodies, bodies of state non-budgetary funds, state academies of sciences, state (municipal) institutions and its application" of December 01, 2010 № 157n. (In Russ.)

10. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of the instruction on the procedure for drafting, submission of annual, quarterly and monthly reporting on the performance of budgets of the budget system of the Russian Federation" of December 28, 2010 № 191n. (In Russ.)

11. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of instruction on procedure for drafting, submission of annual, quarterly financial statements of the state (municipal) budget and autonomous institutions" of March 25, 2011 № 33n. (In Russ.)

12. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of the plan of accounts of the autonomous institutions and the Instructions for use" of December 23, 2010 № 183n. (In Russ.)

13. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of the plan of accounts of budgetary Institutions and the Instructions for use" of December 16, 2010 № 174n. (In Russ.)

14. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of the budget accounting chart of accounts and Instructions for use" of December 06, 2010 № 162n. (In Russ.)

15. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of the statement of forms of primary accounting documents and accounting registers of public authorities (state authorities), local government authorities, state non-budgetary funds and state academies of sciences, public (municipal) institutions and guidelines for their use" of December 15, 2010 № 173n. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nikolai I. DANILENKO

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation danilenko-nikolay@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.