Научная статья на тему 'Развитие механизма контрольных процедур в государственных и муниципальных учреждениях на современном этапе (Окончание следует)'

Развитие механизма контрольных процедур в государственных и муниципальных учреждениях на современном этапе (Окончание следует) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЙ (БУХГАЛТЕРСКИЙ) УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ / ОБЪЕКТ УЧЕТА / СУБЪЕКТ УЧЕТА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниленко Н. И.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, связанной с развитием методологии контрольных процедур, методическим инструментарием, позволяющим давать ответ об эффективности организации и обоснованности ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в государственных и муниципальных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма контрольных процедур в государственных и муниципальных учреждениях на современном этапе (Окончание следует)»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЗТАПЕ

Н. И. ДАНИЛЕНКО, заслуженный экономист России, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Магнитогорский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Взятый курс на модернизацию экономики России требует кардинального изменения подхода к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения поставленной цели.

Систематический контроль позволяет осуществлять мониторинг за движением бюджетных средств на объектах контроля, благодаря чему удается оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.

В разных странах могут применяться различные термины — бюджетный контроль, финансовый контроль, внутренний и внешний аудит, бюджетный аудит, ведомственный контроль и т. д., но сути это не меняет.

Основными целями контроля являются:

— обеспечение законности формирования, распределения и использования бюджетных средств;

— улучшение качества бюджетного учета и отчетности;

— повышение эффективности использования средств бюджетов всех уровней.

Важнейшим условием получения результатов контроля являются:

— развитое методологическое обеспечение;

— четкая процедура контроля.

Методологическое обеспечение включает в

себя комплекс отработанных научных методик и взятых из практики приемов, способов для проведения контроля за каким-либо конкретным объектом. Каждая методика имеет свою процедуру контроля, т. е. последовательность действий, осуществляемых в ходе контрольных мероприятий. Объективность результатов контроля во многом зависит от совершенства используемой методики

В этой связи чрезвычайно актуальной является задача по совершенствованию и развитию методологии контроля в бюджетной сфере и расширению контрольных мероприятий с использованием современных методических инструментов, позволяющих получить ответ об эффективности использования бюджетных средств в целом, с учетом как финансовых, так и нефинансовых результатов. Кроме того, по мнению автора, для всех контролирующих орга-

нов целесообразно применять на практике единые унифицированные формы документов и стандарты проверочных процедур.

Российская Федерация состоит из многочисленных субъектов и местных образований, в каждом из которых имеются свои нормативные документы, используемые контрольными органами при формировании контрольных мероприятий за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями законодательства при использовании средств бюджетов субъектов РФ и местных органов власти

В настоящее время в органах государственного (муниципального) финансового контроля разрабатываются следующие документы:

— внутренние регламентирующие документы по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий по различным направлениям;

— внутренние стандарты контроля;

— документы по контрольному делопроизводству;

— нормы поведения контролеров;

— методики оценки работы специалистов и т. д.

Но между данными документами, разрабатываемыми разными органами государственного (муниципального) финансового контроля, нет системной взаимосвязи, следовательно, нет и сопоставимости в работе и в ее оценке.

В ходе проведенного исследования практики контрольной деятельности в бюджетной сфере была разработана методология и предложена методика по проверке достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности государственного (муниципального) учреждения.

Бюджетный учет состоит из двух традиционных секторов:

— учета исполнения бюджетов;

— учета имущества и их источников непосредственно в самих бюджетных организациях.

Специфика деятельности бюджетных организаций предполагает использование правил, несколько отличающихся от правил ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Эта специфика обуславливает применение иного плана счетов, другого состава бухгалтерской отчетности и форм учетных регистров.

Бюджетные организации представляют собой один из видов некоммерческих организаций. Критериями отнесения организаций к бюджетным организациям служат следующие признаки:

— учредителями и собственниками имущества бюджетного учреждения являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

— бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

— деятельность учреждения финансируется полностью или частично за счет средств бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, муниципального) на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы);

— ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов и доходов осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетных организаций и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

Все бюджетные организации являются государственными, т. е. имущество им передано собственником — государством. При этом имущество в государственных организациях находится на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Вторая форма собственности на имущество государственных организаций характерна для унитарных предприятий, которые согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ) являются исключительно коммерческими организациями.

В предлагаемой автором методике систематизированы и сгруппированы унифицированные по содержанию и процедурам контрольные мероприятия, что в свою очередь позволяет уменьшить непроизводительные затраты и потери времени в процедурах контроля. Целью данной методики является описание основных методологических подходов и инструментариев для организации и проведения контрольных мероприятий в бюджетной сфере.

Задачей методики является формирование комплексных унифицированных процедур контроля за объектами бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Для того чтобы выяснить состояние бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, необходимо выполнить следующие действия:

— проверить правоустанавливающие учредительные, регистрационные документы;

— изучить положения и акты, действующие в государственном (муниципальном) учреждении, регламентирующие деятельность организации,

состояние и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

— проверить соответствие бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности действующему законодательству;

— провести анализ бюджетной (бухгалтерской) отчетности по составу и содержанию.

При организации и проведении контрольных мероприятий в государственном (муниципальном) учреждении особое внимание уделяется знакомству с организацией бюджетного учета и отчетности.

Правовое положение бюджетных учреждений определено Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». С 01.01.2011 государственные муниципальные учреждения подразделяются на автономные, бюджетные и казенные.

Организационно-правовые положения автономных, бюджетных и казенных учреждений отражены в Гражданском кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Приказ № 157н) утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Единый план счетов) и Инструкция по его применению (далее — Инструкция № 157н). Приказ № 157н вступил в силу с 01.01.2011.

Согласно п. 21 Инструкции № 157н на основе Единого плана счетов и положений данной инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются:

— казенными учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое

обслуживание: План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Приказ № 162н));

— бюджетными учреждениями: План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н);

— автономными учреждениями: План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н).

Бухгалтерский (бюджетный) учет основан на принципах Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов учета.

Бюджетный (бухгалтерский) учет позволяет осуществлять непрерывное и сплошное наблюдение и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций в целях получения текущей и итоговой информации. Кроме того, бюджетный (бухгалтерский) учет дает возможность получать сведения о сумме хозяйственных средств, находящихся в пользовании учреждения (организации); состоянии расчетов с другими организациями; объеме закупок, уровне расходов и финансовых результатах деятельности и т. д.

В бюджетном (бухгалтерском) учете меняются все виды учетных измерителей, но самую важную роль здесь играет денежный измеритель как обобщающий. Особенностью бюджетного (бухгалтерского) учета является то, что с помощью документов осуществляется сплошная непрерывная регистрация всех хозяйственных операций. В силу этого данные бюджетного (бухгалтерского) учета должны быть точны и обоснованны, и потому данный вид учета имеет большое значение в обеспечении контроля за сохранностью собственности, целесообразностью и законностью использования средств. Для него характерно использование особых способов обработки данных (счетов, двойной записи, калькуляции, баланса и т. п.).

Основными целями законодательства РФ о бюджетном (бухгалтерском) учете являются:

— обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном

положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Основными задачами бюджетного (бухгалтерского) учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бюджетной (бухгалтерской) отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной (бухгалтерской) отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Объектами бюджетного (бухгалтерского) учета в государственных (муниципальных) учреждениях являются:

— основные средства и долгосрочные финансовые вложения;

— материальные запасы;

— средства учреждений;

— расчеты;

— расходы;

— выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги;

— доходы, прибыли (убытки);

— фонды и средства специального назначения.

Целью проверки является контроль за полнотой

и документальной обоснованностью ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, достоверностью представляемой отчетности, своевременностью и правильностью отражения операций на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета.

Проверка документов, регламентирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета. Неотъемлемой частью контрольных мероприятий является проверка достоверности

отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности операций, проведенных государственным (муниципальным) учреждением. Особенно тщательно проверяется соблюдение установленного порядка ведения учета путем сопоставления записей в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета с данными первичных документов, а также показателей отчетности с данными бюджетного (бухгалтерского) учета путем арифметической проверки первичных документов.

Порядок проверки состояния ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности представлен на рисунке.

Первый этап проверки связан с ознакомлением с правоустанавливающими учредительными и прочими документами, регламентирующими деятельность учреждения. При этом проверяется следующая информация:

— соответствует ли его организационная и финансово-хозяйственная деятельность учредительным документам;

— выделяются ли в них приносящие доход виды деятельности;

— зарегистрировано ли учреждение в соответствующих контролирующих органах;

— получение ли согласия главного распорядителя (распорядителя) при ведении проверяемым учреждением иного вида деятельности и на использование при этом имущества, которое принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение владеет, распоряжается, пользуется государственным или муниципальным имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, в соответствии с требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласие собственника должно фиксироваться изменениями в генеральных разрешениях, уставных и других документах.

На основании документов, регламентирующих деятельность организации, заполняется паспорт государственного (муниципального) учреждения, который необходим при составлении вводной части оформляемого по результатам проверки акта.

Второй этап выполнения контрольной процедуры начинается с изучения положений и актов, действующих в учреждении и регламентирующих его деятельность, состояние и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности. В первую очередь следует ознакомиться с приказом по учетной политике проверяемого учреждения.

Источник. Составлено автором.

Алгоритм проверки состояния и ведения бюджетного (бухгалтерского)

учета и отчетности

Учетной политикой должны быть определены варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также форма, техника ведения и организация бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, исходя из особенностей деятельности учреждения.

Необходимо убедиться, обеспечивает ли учетная политика учреждения:

- полноту отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бюджетном (бухгалтерском) учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При изучении действующих в учреждении внутренних положений и актов необходимо установить:

- имеется ли утвержденное в установленном

порядке положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется;

- наличие утвержденных служебных обязанностей (регламентов) для работников бухгалтерии;

- наличие утвержденной постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации и списанию с баланса пришедшего в негодность имущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверка соответствия бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности. Единый план счетов и Инструкция по его применению устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями.

Субъекты учета в зависимости от выполняемых задач можно условно разделить на три категории:

• собственно учреждения (органы государственной власти (государственные органы):

— органы местного самоуправления;

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

— государственные академии наук;

— государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ;

— иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;

• финансовые органы, осуществляющие составление и исполнение бюджетов:

— финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

— органы управления государственными внебюджетными фондами РФ;

— органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами);

• органы, осуществляющие кассовое обслуживание:

— органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

— органы Федерального казначейства, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных бюджетных учреждений, автономных учреждений;

— финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений).

Такое деление обусловлено финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между указанными субъектами учета, являющимися участниками бюджетного процесса, и четко разграниченными между ними полномочиями в отношении операций по исполнению бюджета.

Задачами бухгалтерского (бюджетного) учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств бюджетных учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

— формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы РФ;

— обеспечение контроля за соответствием законодательству РФ операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

— обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств бюджетных учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии следующих объектов учета РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений:

— нефинансовых активов;

— финансовых активов;

— обязательств;

— операций, изменяющих активы и обязательства;

— финансовых результатов по операциям, изменяющим активы и обязательства;

— исполнения показателей по санкционированию расходов.

К государственным (муниципальным) учреждениям относятся казенные, бюджетные и автономные.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в учреждениях, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание, основывается на следующих нормативных документах:

— Бюджетном кодексе РФ;

— Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Инструкции № 157н;

— иных нормативных правовых актах РФ.

В состав нефинансовых активов включены: основные средства (помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.), непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и др.), нематериальные активы, материальные запасы (медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, материалы и др.) и др.

К финансовым активам относятся:

— денежные средства учреждения (на счетах, в кассе и др.);

— средства на счетах бюджетов;

— средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание;

— финансовые вложения (акции и иные формы участия в капитале и др.);

— расчеты (по доходам, по выданным авансам, по кредитам, займам (ссудам), по ущербу имуществу и др.);

— внутренние расчеты по поступлениям по выбытию, вложениям в финансовые активы и др.

К обязательствам относятся: расчеты по долговым обязательствам, по принятым обязательствам, по платежам в бюджеты, по выплате наличных денег, по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по внутренним расчетам по поступлениям, выбытиям и др.

Финансовый результат — это финансовый результат хозяйствующего субъекта (разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период) и результат по кассовым операциям бюджета (разница между поступлениями в бюджет и выбытиями средств бюджета).

При санкционировании расходов хозяйствующего субъекта выделяют лимиты бюджетных обязательств и принятые обязательства, бюджетные ассигнования, сметные (плановые) назначения, право на принятие обязательств, утвержденный объем финансового обеспечения, получение финансового обеспечения.

Распределение объектов по субъектам учета представлено в табл. 1.

При этом каждый субъект учета из всего массива счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, характеризующих разные объекты учета, использует только те, которые непосредственно связаны с его полномочиями в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете в учреждениях, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание.

Организация бюджетного (бухгалтерского) учета в государственном (муниципальном) учреждении осуществляется бухгалтерской службой,

деятельность которой определена положением о структурном подразделении и должностными инструкциями (регламентами) каждого работника бухгалтерии. Ревизор может проверить все документы, подтверждающие статус отдела и его сотрудников, на предмет правильности их составления, утверждения и соответствия нормативным документам, а также фактически выполняемым в бухгалтерии работам (и объему работ).

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними служат первичные учетные документы.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.

Документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование документа;

— дату составления документа;

— наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность его оформления;

— личные подписи лиц и их расшифровку.

Исправления в первичных учетных документах,

оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, не допускаются.

Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности,

Таблица 1

Распределение объектов по субъектам учета

Объект учета Обязательства Финансовый результат Санкционирование

Субъект учета Нефинансовые Финансовые расходов хозяйствую-

активы активы щего субъекта

Финансовые органы, осущест- — + — + +

вляющие составление

и исполнение бюджетов

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание — + + + +

Собственно учреждения + + + + +

осуществляется субъектом учета в регистрах, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству РФ регулирование бухгалтерского учета.

Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н) утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

- Журнале операций по счету «Касса»;

- Журнале операций с безналичными денежными средствами;

- Журнале операций расчетов с подотчетными лицами;

- Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам;

- Журнале операций расчетов по оплате труда;

- Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

- Журнале по прочим операциям;

- Журнале по санкционированию;

- Главной книге.

Необходимо отметить, что согласно требованиям Инструкции № 157н записи в журналы операций должны вноситься по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов, а не в конце месяца и тем более квартала, как допускается в некоторых учреждениях. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций записываются в Главную книгу.

В случае выявления бухгалтером ошибок они исправляются следующим образом:

- ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором исправляется ошибка, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

- ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений данных в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

- ошибочная запись, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются справкой, в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, а также дается обоснование внесения исправления.

Важно, чтобы по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, были подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. Обложка должна содержать наименование учреждения, название и порядковый номер папки (дела), отчетный период (год и месяц), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (журнал операций), наименование журнала операций с указанием при наличии его номера, количества листов в папке (деле).

В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета в учреждении операции отражаются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители законодательством РФ допускается отличие выходной формы документа от утвержденной, но при условии, если реквизиты и показатели выходной формы документа содержат

обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.

При ведении бюджетного (бухгалтерского) учета учреждениями операции отражаются в соответствии с Единым планом счетов, утвержденным Приказом № 157н.

Ведение бюджетного учета в казенных учреждениях, бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и автономных учреждениях различается применением следующих приказов Минфина России:

— казенными учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, применяется План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н);

— бюджетными учреждениями применяется План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— автономными учреждениями применяется План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н).

По окончании отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета следующего финансового года.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России.

Необходимо иметь ввиду, что помимо балансовых счетов бюджетного (бухгалтерского) учета учреждения должны вести забалансовые счета, на которых учитываются материальные ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (имущество, полученное в пользование, материальные ценности, принятые на хранение), а также бланки строгой отчетности, путевки неоплаченные и др. При этом все материальные ценности, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, закрепив их в учетной политике.

Перечень основных забалансовых счетов и порядок отражения на них определены Единым планом счетов и Инструкцией № 157н.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.98 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

7. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

10. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению : приказ Минфина России от23.12.2010№ 183н.

12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

13. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

14. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.