Научная статья на тему 'Внутренний контроль выпуска и продажи готовой продукции в муниципальных бюджетных учреждениях здравоохранения'

Внутренний контроль выпуска и продажи готовой продукции в муниципальных бюджетных учреждениях здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козменкова С. В., Маслова Т. С., Фролова Э. Б., Сабова Т. В.

Предмет. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля в части готовой продукции и ее продажи устанавливаются полнота, достоверность и точность отражения в учете и отчетности хозяйственных фактов, остатков и движения готовой продукции, а также соблюдение законодательства РФ при ведении бухгалтерского учета готовой продукции, ее продажи и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом учитываются все особенности ведения бухгалтерского учета и раскрытия в формах отчетности информации о наличии, движении и продажах готовой продукции [1, 2]. Задачи. Исследовать методические и организационные особенности внутреннего контроля наличия и движения готовой продукции, а также ее продажи в муниципальных бюджетных организациях здравоохранения. Методология. Применены следующие методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция. Результаты. На основе проведенного анализа уточнены методика и организация внутреннего контроля молочной продукции и ее продаж в муниципальном бюджетном учреждении. Область применения. Сформулированные предложения (регламент внутреннего контроля) могут применяться в теории и практике контроля. Для руководителей, главных бухгалтеров и специалистов финансово-экономических служб государственных (муниципальных) учреждений, магистрантов, аспирантов финансово-экономических направлений, а также для практикующих аудиторов, налоговых консультантов и профессиональных бухгалтеров. Выводы. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерскои учете» № 402-ФЗ, каждый экономический субъект обязан организовать систему внутреннего контроля. Методика и организация внутреннего контроля имеют значительные отличия в зависимости от объекта учета, видов деятельности, организационно-правовой формы и других особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль выпуска и продажи готовой продукции в муниципальных бюджетных учреждениях здравоохранения»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 14 (2018) 2-12 and Non-Profit Organizations

pISSN 2079-6714 Учет и отчетность бюджетных учреждений

eISSN 2311-9411

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Светлана Вячеславовна КОЗМЕНКОВА % Татьяна Степановна МАСЛОВА ь Элина Борисовна ФРОЛОВА е, Татьяна Владимировна САБОВАа

я доктор экономических наук, профессор кафедры судебной экспертизы,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

е кандидат экономических наук, доцент кафедры судебной экспертизы,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

й бухгалтер, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Молочная кухня», Нижний Новгород, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 28.06.2018 Одобрена 20.07.2018

Ключевые слова:

внутренний контроль, бухгалтерский учет, государственные (муниципальные) учреждения, готовая продукция, положение

Аннотация

Предмет. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля в части готовой продукции и ее продажи устанавливаются полнота, достоверность и точность отражения в учете и отчетности хозяйственных фактов, остатков и движения готовой продукции, а также соблюдение законодательства РФ при ведении бухгалтерского учета готовой продукции, ее продажи и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом учитываются все особенности ведения бухгалтерского учета и раскрытия в формах отчетности информации о наличии, движении и продажах готовой продукции [1, 2].

Задачи. Исследовать методические и организационные особенности внутреннего контроля наличия и движения готовой продукции, а также ее продажи в муниципальных бюджетных организациях здравоохранения.

Методология. Применены следующие методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция.

Результаты. На основе проведенного анализа уточнены методика и организация внутреннего контроля молочной продукции и ее продаж в муниципальном бюджетном учреждении.

Область применения. Сформулированные предложения (регламент внутреннего контроля) могут применяться в теории и практике контроля. Для руководителей, главных бухгалтеров и специалистов финансово-экономических служб государственных (муниципальных) учреждений, магистрантов, аспирантов финансово-экономических направлений, а также для практикующих аудиторов, налоговых консультантов и профессиональных бухгалтеров.

Выводы. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерскои учете» № 402-ФЗ, каждый экономический субъект обязан организовать систему внутреннего контроля. Методика и организация внутреннего контроля имеют значительные отличия в зависимости от объекта учета, видов деятельности, организационно-правовой формы и других особенностей.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Радикальные преобразования, происходившие в нашей экономике после распада СССР, привели к существенным изменениям условий

хозяйствования учреждений государственного сектора. Проведение анализа целевого и эффективного использования бюджетных

средств требует постоянного развития методики и организации их контроля. При этом следует иметь в виду, что информация бухгалтерского бюджетного учета является, пожалуй, самым объективным источником экономического прогнозирования и планирования, н ап рав л е н а на д о с т и же н и е ц е л е й государственной политики, управления бюджетными рисками, анализа исполнения бюджета, оценки его воздействия на экономику.

На современном этапе реформирование бюджетной политики России в первую очередь направлено на достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, расширения доступа к информации о финансовой деятельности органов власти всех уровней, государственных (муниципальных) учреждений, контроль результатов использования бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества [3].

В главе 26 «Основы государственного (муниципального) финансового контроля» Бюджетного кодекса РФ раскрываются теоретические основы контроля (объект, органы, классификация контроля и др.)1, что определяет общую методику контроля.

Государственные (муниципальные) учреждения [ст. 266.1] одновременно являются объектом и субъектом внутреннего контроля: со стороны учредителя учреждения (органа государственной (муниципальной) власти) являются объектом проверки, а при организации внутреннего контроля выступают субъектами контрольных мероприятий. Руководителей государственных (муниципальных) учреждений интересует и то, и другое (оба статуса), так как желательно, чтобы собственная система внутреннего контроля способствовала успешному прохождению проверок, проводимых учредителями2.

При проверках особое внимание уделяется организации внутреннего контроля в учреждениях, и если его уровень оценивается как высокий, то обычно это приводит к ослаблению контроля со стороны учредителя и внешних органов.

Необходимость осуществления именно внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях, других участниках бюджетного процесса в современной экономике представлена следующими положениями из законодательной и нормативной базы, регулирую щей внутренний контроль в бюджетных учреждениях.

1. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, ст. 19 ФЗ 4023.

2. При формировании учетной политики учреждения следует также определить порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля4.

3. Государственные (муниципальные) учреждения при формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности представляют таблицу 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля» и отражают информацию о результатах мероприятий по внутреннему контролю, проведенных в отчетном периоде:

• за соблюдением требований бюджетного законодательства;

• за соблюдением финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов;

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

3 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4 Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 16.11.2016).

• за правильным ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности5'6.

Государственные (муниципальные) учреждения само стоятельно выбирают основные направления внутреннего финансового контроля в зависимости от поставленных перед ними задач.

Выбор варианта построения системы контроля зависит от размера, предполагаемого объема работ, финансовых и организационных в о з м ож н о с т е й учреждения, его структурных особенностей, компетентности кадров и т.д.

Внутренний контроль может осуществляться:

- самостоятельным структурным подразделением учреждения (отделом внутреннего финансового контроля, который подчиняется руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (аудитора) с непосредственной подчиненностью также руководителю;

- постоянно действующей комиссией, созданной в учреждении, на которую будут возложены обязанности по осуществлению внутреннего контроля;

- работниками структурных подразделений учреждения (финансово-экономических служб в пределах своей компетенции).

Контроль, осуществляемый работниками структурных подразделений, является наиболее оптимальным с точки зрения затрат на его осуществление, а с учетом результатов проверок - также наиболее эффективным видом экономического контроля [4].

В такой ситуации ведущая роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит бухгалтерии. Работники бухгалтерии

5 Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России

от 25.03.2011 № 33н (ред. от 16.11.2016).

6 Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2012 №191н (ред. от 16.11.2016).

осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль [3].

Рассмотрим данные виды контроля более подробно.

Отличительные признаки предварительного контроля:

• проводится перед осуществлением факта хозяйственной жизни (ФХЖ);

• цель - предотвращение незаконных действий, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, принятия неверных с точки зрения управления решений;

• применяется в основном на этапе разработки, согласования и утверждения смет, планов, договоров, при подписании распорядительных и исполнительных документов на осуществление ФХЖ.

Текущий контроль имеет следующие отличительные признаки:

• осуществляется в процессе учетной регистрации ФХЖ и инвентаризаций нефинансовых, финансовых активов, других учетных объектов;

• цель - проверка законности совершенных хозяйственных фактов, рациональности расходования денежных средств, использования материальных ценностей;

• служит предотвращению случаев злоупотреблений и искажения бухгалтерской финансовой отчетности.

Основные элементы последующего контроля:

• проводится на этапе обобщения учетных данных и анализа отчетной информации;

• цель - установление правильности, законности и экономической целесообразности осуществленных операций и выявления недостатков в работе.

Организация и порядок проведения внутреннего финансового контроля должны б ы т ь з а к р е п л е н ы в о в н у т р е н н е м

организационно-распорядительном документе, утвержденном руководителем учреждения.

В большинстве случаев разрабатывается положение о внутреннем финансовом контроле, которое, на наш взгляд, должно включать следующие разделы:

- цель и задачи контроля;

- приемы внутренних контрольных мероприятий;

- перечень лиц, на которых возложены обязанности по осуществлению внутреннего финансового контроля, их должности;

- перечень основных разделов и видов работ, подлежащих проверке.

В рамках общего положения о внутреннем финансовом контроле каждое учреждение должно разработать регламенты (стандарты) выполнения внутреннего (финансового) контроля на постоянной (систематической) основе в разрезе каждого участка бухгалтерского учета.

Регламент внутреннего контроля призван обеспечить:

- точность и полноту документации бухгалтерского учета по каждому участку;

- своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения;

- своевременное выявление ошибок и искажений;

- исполнение приказов и распоряжений управленческого персонала учреждения;

- в ы п о л н е н и е п л а н о в ф и н а н с о в о -хозяйственной деятельности учреждения;

- сохранность имущества учреждения.

Далее предлагаем регламент осуществления внутреннего финансового контроля применительно к бухгалтерскому учету выпуска и продажи готовой продукции в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения (МБУЗ) «Молочная кухня».

Для проведения внутреннего (финансового) контроля приказом учреждения в МБУЗ «Молочная кухня» действует комиссия по внутреннему контролю, в составе которой находятся сотрудники отделов:

- юридического;

- бухгалтерии;

- отдела материального обеспечения;

- иных служб.

Возглавляет комиссию заместитель руководителя учреждения. Состав комиссии может меняться.

Цель внутреннего контроля применительно к рассматриваемому объекту исследования -проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждением операций по выпуску готовой продукции и ее продажи.

Основные задачи внутреннего (финансового) контроля учета выпуска готовой продукции и ее продажи сформулированы нами на основании предыдущих исследований [4] и включают:

• выявление на этапе планирования внутреннего (финансового) контроля операций, связанных с выпуском готовой продукции и ее продажей;

• проверку соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих учет готовой продукции и ее продажи, что обеспечит установление правильности учета готовой продукции и ее продажи;

• анализ положений учетной политики в части учета готовой продукции и ее продажи, а также проверка полноты учета выпуска готовой продукции и ее продажи на синтетического и аналитического счетах;

• проверка раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о выпуске и продаже готовой продукции и их соответствие данным регистров бухгалтерского учета;

• ан а л и з о п е р а ц и й п о у ч е т у г о т о в о й продукции и ее продажи и оценка их влияния на финансовые результаты, а также дальнейшую деятельность МБУЗ «Молочная кухня».

Все перечисленные задачи могут быть выполнены в случаях:

• формирования и реализации системного подхода к осуществлению процедур контроля, разработанных для получения уверенности в том, что цели контроля будут достигнуты;

• достаточного материально-технического обеспечения системы внутреннего контроля и должной профессиональной подготовки работников [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы контроля являются предметом научного анализа [5, 6, 7, 8]. Контроль операций в МБУЗ «Молочная кухня» за наличием и движением готовой продукции соответствует научным разработкам и содержит три этапа:

1) планирование и организация внутреннего контроля;

2) проведение проверки;

3) оформление и обобщение результатов, полученных в ходе проверки.

Рассмотрим подробнее каждый этап поверки внутреннего (финансового) контроля учета готовой продукции и ее продажи.

Первый этап - планирование внутреннего финансового контроля. На данном этапе:

- составляется план-график проведения проверки;

- формируется состав группы внутренних контролеров;

- разрабатывается программа проверки, в которой учитываются характер, временные рамки и объем запланированных контрольных процедур.

График проверки и соответствующая ему программа контроля, могут, по мере необходимости, уточняться и пересматриваться.

Второй этап - проведение проверки, включает в себя:

- сбор;

- оценку;

- анализ доказательств, касающихся хозяйственной деятельности учреждения.

Внутренний контроль проводится на основе законодательных актов, нормативной документации, инструкций учреждения, в которых содержатся процедуры, приемы проверки. В процессе проверки могут использоваться приемы документального, фактического контроля, нормативная проверка [7].

Третий этап включает оформление и обобщение результатов, полученных в ходе проверки.

Оценка эффективности системы внутреннего контроля, а также за соблюдением процедур проверки осуществляется комиссией по внутреннему контролю, которая представляет руководителю учреждения результаты проверки учета выпуска готовой продукции и ее продажи.

Результаты проведения внутренней проверки оформляются в виде акта, подписанного председателем комиссии и руководителем проверки. Он направляется, вместе с сопроводительной запиской руководителю МБУЗ «Молочная кухня».

Акт проверки включает следующее:

1) программу проверки, утвержденную руководителем учреждения;

2) оценку системы бухгалтерского учета выпуска готовой продукции и ее продажи, раскрытие этой информации в финансовой отчетности;

3) приемы и способы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий, а также перечень объектов учета, проверенных сплошным либо выборочным способами;

4) анализ соблюдения законодательства РФ и нормативной документации,

регламентирующих порядок осуществления учета готовой продукции и ее продажи;

5) выводы о результатах проведения проверки;

6) принятые меры и мероприятия по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе внутреннего контроля, рекомендации по устранению выявленных ошибок и искажений.

Работники МБУЗ «Молочная кухня», в деятельности которых выявлены недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководству объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения внутреннего контроля.

Рассмотрим отдельные виды работ внутренних контролеров и порядок их документирования.

Важным этапом проведения внутреннего контроля является планирование, которое необходимо, чтобы своевременно и качественно провести проверку. В начале функционирования службы внутреннего контроля или деятельности конкретного внутреннего контролера следует получить об щее п ред ст а влени е о си с теме бухгалтерского учета Учреждения. После этого составляется план-график проверки внутреннего контроля учета выпуска готовой продукции и ее продаж, представленный в табл. 1.

Программа проведения внутреннего контроля учета готовой продукции и ее продажи должна включать в себя описание видов процедур проверки по объектам. По мнению Д.Д. Власенковой, «одной из главных целей контроля выпуска готовой продукции и ее продажи является объективная оценка правдивости, своевременности и полноты указания в учете и отчетности операций по выпуску и продаже готовой продукции» [5].

Программа внутреннего контроля операций по учету готовой продукции и ее продажи основывается на таких контрольных процедурах, как документальная, нормативная проверка, аналитические процедуры. В ходе проверки важная роль отводится процедурам,

нацеленным на установление полноты принятой к учету готовой продукции и ее оценки [5].

В табл. 2 приведена программа проведения внутреннего (финансового) контроля выпуска готовой продукции и ее продажи.

Внутренний контролер должен получить достаточные доказательства при процедуре ко н т р о л я , а т а к ж е е м у с л е д у е т документировать все виды работ по разделам проверки.

На основании положений плана-графика и программы внутреннего контроля готовой продукции и ее продаж, нами составлены внутренние документы по проведению проверки внутренним контролером по учету выпуска готовой продукции по выполнению муниципального задания (табл. 3) и по приносящей доход деятельности (табл. 4).

В процессе составления плана-графика и программы проверки, разработанными для данного учреждения, был учтен тот фактор, что МБУЗ «Молочная кухня» использует для бухгалтерского учета программу «1С: Бухгалтерия 8.3».

В ходе проверки на соответствие бухгалтерских операций по учету выпуска готовой продукции и ее движения в учреждении при выполнении муниципального задания и по приносящей доход деятельности нарушений выявлено не было, проводки составлены верно.

Следует отметить, что Инструкция № 157н содержит общие правила бухгалтерского учета для всех типов государственных (муниципальных) учреждений. К нарушениям положений Инструкции чаще всего относится отнесение расходов по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг на счет 40120200 « Расходы текущего финансового года» вместо счета 10900200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также применение разных способов списания материальных запасов в течение одного финансового года.

Согласно п. 134 этой же инструкции, для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, работ, услуг применяется счет 10900200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Применение данного счета не зависит от вида деятельности учреждения (субсидия на выполнение муниципального задания или деятельность, приносящая доход). Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных сп о с о б ов оп ред ел ен и я стои мо с ти материальных запасов по группе (виду) осуществляется в течение финансового года непрерывно (п. 1084 Инструкции № 157н). Применение в течение финансового года двух способов выбытия материальных запасов является нарушением данной инструкции.

Данные вопросы подробно рассматривались авторами в статье «Методические

особенности бухгалтерского учета выпуска готовой продукции и ее продажи в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения» [1], такие нарушения в ходе проверки бухгалтерских операций по учету выпуска готовой продукции и ее продажи в МБУЗ «Молочная кухня» не установлены, что также подтверждают данные табл. 3 и 4.

Таким образом, контроль типичен для бухгалтерского (бюджетного) учета. Основной задачей на перспективу является его переориентация на выявление и минимизацию рисков совершения нарушений (допущения недостатков) в финансово-бюджетной сфере и рисков несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств. Каждый субъект хозяйствования должен разработать и утвердить стандарты осуществления внутреннего финансового контроля. Такое требование содержит п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ.

Таблица 1

План-график проведения внутреннего контроля выпуска готовой продукции и ее продажи

Проверяемое учреждение: МБУЗ «Молочная кухня» Отчетный период - 2017 год Период проверки - с 07.03.2018 по 11.03.2018 Внутренний контролер: Сабова Т.В.

№ Планируемые разделы контроля Период Исполнитель

п/п проведения

1 Проверка операций по учету выпуска готовой продукции (кефир, творог, «Лактобактерин», «Биолакт», «Бифидумбактерин», «Бифилакт» и «Сыворотка (творожная) молочная»)

2 Проверка операций по учету продажи готовой продукции (кефир, творог, «Лактобактерин», «Биолакт», «Бифидумбактерин», «Бифилакт» и «Сыворотка (творожная) молочная»)

3 Проверка отчетных данных о выпуске готовой продукции и ее продажах

4 Оформление результатов внутреннего контроля

Источник: составлен авторами на основе данных бухгалтерского учета МБУЗ «Молочная кухня»

Таблица 2

Программа проверки внутреннего контроля выпуска готовой продукции и ее продажи в МБУЗ «Молочная кухня»

Проверяемое учреждение: МБУЗ «Молочная кухня» Отчетный период - 2017 г. Период проверки - с 07.03.2018 mU.03.2018 Внутренний контролер: Сабова Т.В.

№ п/п Перечень вопросов проверки Дата проведения Исполнитель Документы проверяемого _учреждения_

1. Проверка операций по учету выпуска готовой продукции (кефир, творог, «Лактобактерин», «Биолакт», «Бифидумбактерин», «Бифилакт» и «Сыворотка (творожная) молочная»)_

1.1 Проверка правильности Требования - накладные7,

и своевременности оформления Бухгалтерская справка, Книга первичной учетной документации учета материальных ценностей8, на сдачу продукции Многографная _из производства на склад_ карточка9, Журнал по прочим

1.2 Проверка правильности операциям10 отражения операций по учету

выпуска готовой продукции _в регистрах бухгалтерского учета_

1.3 Проверка правильно сти определения себестоимости

_готовой продукции по видам_

1.4 Проверка правильности определения сумм отклонений фактической и плановой (нормативно-плановой) себестоимостью готовой продукции по окончании месяца

_и их списание_

1.5 Инвентаризация остатков готовой Инвентаризационная опись _продукции_ (сличительная ведомость)

1.6 Проверка документального по объектам нефинансовых оформления результатов активов11, акты о результатах

ч 12

инвентаризации готовой инвентаризации12

продукции и списания

_инвентаризационных разниц_

2. Проверка операций по учету продажи готовой продукции (кефир, творог, «Лактобактерин», «Биолакт»,

«Бифидумбактерин», «Бифилакт» и «Сыворотка (творожная) молочная»)_

2.1 Проверка операций по учету Накладная на отпуск материалов

продажи готовой продукции на сторону13, Журнал операций в рамках выполнения по выбытию и перемещению _муниципального задания_нефинансовых активов14_

2.1.1 Проверка первичной Бухгалтерская справка документации по отгрузке к документу «Реализация готовой продукции в рамках материалов»15 выполнения муниципального

_задания_

2.1.2 Проверка правильности отпуска Приходный кассовый ордер16, готовой продукции Акт о списании материальных

_в рамках муниципального_запасов17, бухгалтерская справка

7 Форма по ОКУД 0504204

8 Форма 0504042

9 Форма 0504054

10 Форма 0504071

11 Форма 0504087

12 Форма 0504835

13 Форма 0315007

14 Форма 0504071

15 Форма 0504833

16 Форма 031000

17 Форма 0504230

задания в соответствии к документу «Списание

с установленными льготами материалов»18

2.1.3 Проверка поступления и учета бюджетного финансирования по деятельности в рамках выполнения муниципального задания Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях)19, Бухгалтерская справка20

2.2 Проверка операций по учету движения готовой продукции по приносящей доход деятельности Бухгалтерская справка к документу «Реализация 21 материалов»21

2.2.1 Проверка правильности отпуска готовой продукции по приносящей доход деятельности Расходный кассовый ордер22

2.2.2 Проверка правильности установления (формирования) отпускной цены Бухгалтерская справка к документу «Расходный 23 кассовый ордер»23

2.2.3 Проверка правильности регистров аналитического и синтетического учета по продаже готовой продукции Бухгалтерская справка к документу «Кассовое 24 поступление»24

2.2.4 Проверка правильности формирования финансового результата от продажи готовой продукции по видам и в целом по приносящей доход деятельности Журнал по прочим операциям25

3. Проверка отчетных данных о выпуске готовой продукции и ее продажах

3.1 Проверка отражения готовой продукции в бухгалтерском балансе Оборотная ведомость по нефинансовым активам26, Оборотная ведомость27, Главная книга28, Баланс государственного (муниципального) учреждения29,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пояснительная записка к Балансу учреждения30

4. Оформление результатов внутреннего контроля

4.1 Оформление документов Справки, акт проверки

по результатам внутреннего

контроля

Источник: авторская разработка на основе данных бухгалтерского учета МБУЗ «Молочная кухня»

18 Форма 0504833

19 Форма 0504822

20 Форма 0504833

21 Форма 0504833

22 Форма 0310002

23 Форма 0504833

24 Форма 0504833

25 Форма 0504071

26 Форма 0504035

27 Форма 0504036

28 Форма 0504036

29 Форма 0503730

30 Форма 0503760

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 14 (2018) 2-12 Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations

Таблица 3 Проверка на соответствие бухгалтерских операций по учету выпуска готовой продукции и ее движения в учреждении (деятельность по выполнению муниципального задания)

Содержание Сумма, руб. Проводки

операции в учете учреждения у внутреннего контролера в учете учреждения у внутреннего контролера

Д-т К-т Д-т К-т

Принята к учету выпущенная готовая продукция (творог) 1 652 380 1 652 380 4.105.37 4.109.61 4.105.37 4.109.61

Списана с бухгалтерского учета себестоимость выпущенной продукции (творога) 1 652 380 1 652 380 4.401.20 4.105.37 4.401.20 4.105.37

Источник: авторская разработка

Таблица 4

Проверка на соответствие бухгалтерских операций по учету выпуска готовой продукции и ее продажи в МБУЗ «Молочная кухня» (по приносящей доход деятельности)

№ Содержание Сумма, руб._Проводки_

п/п операции в учете у внуреннего в учете у внутреннего

учреждения контролера учреждения_контролера_

_Д-т_К-т_Д-т_К-т

1 Принята 1 652 380 1 652 380 2.105.37 2.109.61 2.105.37 2.109.61 к учету

выпущенная

готовая

продукция

_(творог)_

2 Списана 1 652 380 1 652 380 2.401.10 2.105.37 2.401.10 2.105.37 с бухгалтерского

учета

себестоимость

выпущенной

продукции

_(творога)_

3 Признаны 1 652 380 1 652 380 2.205.31 2.401.10 2.205.31 2.401.10 в бухгалтерском

учете доходы от продажи творога в сумме дебиторской задолженности

_покупателя_

4 Получена 1 652 380 1 652 380 2.201.34 2.205.31 2.201.34 2.205.31 в кассу

учреждения выручка от продажи

_творога_

5 Сданы наличные 1 652 380 1 652 380 2.210.03 2.201.34 2.210.03 2.201.34 денежные

_средства_

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 14 (2018) 2-12 and Non-Profit Organizations

на лицевой счет в органе

_казначейства_

6 Зачисление 1 652 380 1 652 380 2.201.11 2.210.03 2.201.11 2.210.03

наличных денежных средств на лицевой счет учреждения в органе

_казначейства_

Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Козменкова С.В. Методические особенности бухгалтерского учета выпуска готовой продукции и ее продажи в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения / С.В. Козменкова, Т.С. Маслова, Т.В. Сабова // Бухгалтерский учет в бюджетных

и некоммерческих организациях. 2018. № 2. С. 2-17.

2. Козменкова С.В. Муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения: раскрытие информации о готовой продукции в бухгалтерской отчетности / С.В. Козменкова,

Т.С. Маслова, Т.В. Сабова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 4. С. 2-10.

3. Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: учебн. пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. 544 с.

4. Прынцев М.Н., Козменкова С.В. Система бухгалтерского контроля государственной помощи в сельском хозяйстве: теория и практика. Н. Новгород: Нижегородская ГСХА, 2016. 245 с.

5. Власенкова Д.Д. Аудит и контроль учета готовой продукции и ее продаж // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 26. С. 145-155.

6. Козменкова С.В. Документирование информации, полученной по результатам проверки, на стадии обобщения аудита // Бухгалтерский учет в бюджетных

и некоммерческих организациях. 2016. № 2. С. 30-36.

7. Маслова Т.С. Контроль и ревизия в современных условиях хозяйствования государственных учреждений: монография. Астрахань: издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012. 388 с.

8. Козменкова С.В. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета

и контроля / С.В. Козменкова, И.Д. Чиненков // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: российский и европейский опыт: материалы VII Международной научно-практической конференции. Т. 3. Княгинино: НГИЭИ, 2017. С. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.