16. The official website of The Global Economy. Available at: http://theglobaleconomy.com.
17. Sammit NATO v Uelse: osnovnaya informatsiya [NATO Summit in Wales: basic information]. Available at: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_112107.htm.
18. Tramp vse zhe znaet, gde Gruziya [Trump does know where Georgia is]. Available at: https://sptnkne.ws/gABE.
19. Ucheniya "NATO-GEO EXERCISE 2019" nachnutsya v Gruzii [The NATO-GEO EXERCISE 2019 will begin in Georgia]. Available at: https://www.interfax.ru/world/654579.
20. R. Marquand. Russia's big Caucasus win. Available at: https://www.csmonitor.com/World/Europe /2008/0814/p01s01-woeu.html.
21. Tsel - Idlib: Serdyukov vozglavil rossiyskie voyska v Sirii [Purpose - Idlib: Serdyukov led the Russian troops in Syria] Available at: https://www.gazeta.ru/army/2019/04/12/12297775.shtml?utm_source=push.
РОЛЬ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КОНТИНЕНТЕ20
Морозова Оксана Сергеевна, кандидат политических наук, доцент Рязанский государственный радиотехнический университет им. В. Ф. Уткина Российская Федерация, 390005, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1 E-mail: [email protected]
Рассмотрена роль Африканского союза в регулировании избирательного процесса в странах-членах. Рассмотрена нормативно-правовая основа участия Африканского союза в наблюдении на выборах и изменениях избирательного права и процесса на континенте. Проанализированы институциональные особенности регулирования избирательного процесса в Африке. Показаны роль и значение Африканской хартии демократии, выборов и управления для организации голосования в странах-членах Африканского союза. Поднимается вопрос об участии международных институтов в выборах. Подробно описана деятельность краткосрочных и долгосрочных миссий наблюдателей в процессе подготовки и проведения выборов, на примере Демократической Республики Конго. Проанализированы тенденции развития Африканского союза, включения в африканскую повестку Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) и Африканского механизма коллегиального обзора (АМКО). Показаны особенности взаимодействия Африканского союза с другими международными организациями по вопросам проведения голосования, в том числе ООН, участие в проекте BRIDGE. Приведён критический анализ современного состояния Африканского союза, его значения для африканских стран и мирового сообщества.
Ключевые слова: международный уровень управления в сфере избирательного процесса, Африка, наблюдение, выборы, Африканский союз, Африканская Хартия демократии, выборов и управления
THE ROLE OF THE AFRICAN UNION IN THE REGULATING THE ELECTION PROCESS
Morozova Oksana S., Ph. D. (Policy), Assistant Professor Ryazan State Radioengineering University 59/1 Gagarina St., Ryazan, 390005, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article deals with the role of the African Union in the regulation of the electoral process in the member States. The legal and regulatory framework for the participation of the African Union in the observation of elections and changes in the electoral law and process on the continent is considered. The institutional features of regulation of the electoral process in Africa are analyzed. The article shows the role and importance of the African Charter of democracy, elections and governance for the organization of voting in the member States of the African Union. The question of the participation of international institutions in the elections is raised. The article describes in detail the activities of short-and long-term observer missions in the preparation and conduct of elections, on the example of the Democratic Republic of the Congo. Trends in the development of the African Union, the inclusion of the New partnership for Africa's development (NEPAD) and the African peer review mechanism (APRM) in the African agenda were analysed. Features of interaction of the African Union with other international organizations concerning carrying out vote are shown. The article provides a critical analysis of the current state of the African Union, its importance for African countries and the world community.
Keywords: international level of governance in the electoral process, Africa, observation, elections, African Union, African Charter for democracy, elections and governance
20 Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта №19-011-00484 «Международный уровень управления в сфере избирательного процесса». (This article was financially supported by the Russian Federal Property Fund in the framework of project No. 19-011-00484 "The international level of governance in the field of the electoral process.")
Тематика, связанная с избирательным процессом, анализировалась учёными и специалистами-практиками в разные исторические периоды. На африканском континенте эти вопросы стали актуальны после окончания Второй мировой войны, когда большинство африканских стран получили независимость от колониальных держав. Этот интерес возник из-за предположения о том, что избирательные процессы и выборы, в частности, являются индикаторами перехода к демократии и ее консолидации [22, с.12].
Одним из наиболее ярких явлений 1990-х гг. стало, по мнению Дж. Энглина, возникновение «международной индустрии мониторинга выборов» [3, с. 471]. Прежде чем достичь своего совремнного состояния, она развивалась вначале в Африке, затем распространилась в Центральной Америке, Восточной Европе и Центральной Азии и, в меньшей степени, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Объяснение этому можно найти в драматических изменениях политической обстановки как внутри стран, так и в мире. То, что наблюдение на выборах охватило африканские государства, свидетельствует о воспринимаемой стратегической важности Африки для внешнего мира.
Исследования избирательных процессов в африканских странах затрагивают, прежде всего, вопрос о том, укоренились ли выборы как основа демократии или же они являются лишь периодическими ритуалами [4, с. 67].
Другая сфера научных работ касается честности и прозрачности подготовки и проведения голосования, поскольку с тех пор как большинство африканских стран получили политическую независимость, итоги многих избирательных кампаний были оспорены. Более того, пример Королевства Эсватини (Свазиленда) показывает, что стал возможным полный отказ от политических партий и превращение парламента в совещательный орган [12, с. 20], в то время как в мировой науке обсуждается рост электорального потенциала политических партий [20, с. 26].
Наименее изученным остается вопрос об участии международных институтов в регулировании избирательного процесса на континенте [22, с. 13]. Из международных организаций, объединяющих исключительно африканские страны, наиболее активную роль в настоящее время играет Африканский союз (АС).
1963 г., когда была создана Организация африканского единства (ОАЕ), был отмечен как исторический год благодаря консенсусу в отношении принятия африканских общих ценностей. Он также рассматривается в качестве отправной точки для анализа тенденций в области управления на Африканском континенте. В 2000 г. был принят учредительный акт о создании Африканского союза, который, начав работу в 2002 г. стал правопреемником ОАЕ, объединив к настоящему времени 55 стран [2].
К числу основных инструментов поощрения конституционализма и верховенства права в Африканском союзе относятся: Африканская хартия прав человека и народов; протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке; Африканская хартия демократии, выборов и управления; Декларация о демократии, политическом, экономическом и корпоративном управлении и Африканская хартия ценностей и принципов государственной службы, и управления [1].
Африканская хартия демократии, выборов и управления (далее - хартия) была принята в 2007 г., в частности, из-за обеспокоенности по поводу того, что «неконституционная смена правительств стала одной из основных причин нестабильности, насильственных конфликтов, отсутствия безопасности в Африке». Поэтому в хартии подчёркивается решимость государств-членов поощрять и укреплять благое управление путём углубления и упрочения верховенства права, а также укрепления политической культуры смены власти на основе проведения регулярных, свободных, справедливых и транспарентных выборов [9].
В соответствии с этой хартией, государства-члены обязуются выполнять следующие задачи: поощрение демократии и уважения прав человека; поощрение и укрепление верховенства права; содействие проведению регулярных, свободных и справедливых выборов; запрещение, отклонение и осуждение неконституционных изменений в правительстве в государствах-членах; содействие борьбе с коррупцией; содействие участию граждан в управлении и подотчётности в управлении государственными делами; содействие обеспечению гендерно-го баланса и равенства; поощрение передовой практики в области управления выборами; укрепление сотрудничества между АС, региональными сообществами, государствами-участниками и международным сообществом в области демократии, выборов и управления [9].
Что касается управления выборами, то хартия требует, чтобы государства-участники придерживались декларации Союза о принципах, регулирующих выборы в Африке 2002 г. (Декларация о выборах), которая направлена на укрепление роли Союза в наблюдении за выборами и продвижении процесса демократизации.
В 2003 г. было учреждено Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД), которое в июле 2008 г. было включено в АС. Эта новая и важная инициатива направлена на экономическое, социальное и политическое обновление Африки. Стратегия разработана, возглавляется и управляется африканцами. Она основана на тесной взаимосвязи между эффективным управлением и развитием. Особое значение в ней уделено партнерству между Африкой и международным сообществом, прежде всего между африканскими правительствами и гражданским обществом в их странах [16].
Программа, созданная в рамках НЕПАД в 2003 г., - Африканский механизм коллегиального обзора (АМКО) - нацелена, прежде всего, на поддержание эффективного управления в Африке. Его деятельность способствует пропаганде согласованных ценностей, кодексов и стандартов политического, экономического и корпоративного управления. Те, кто принимает участие в этой программе, согласились предоставить на обозрение внутренние методы работы своего правительства. Четыре страны - Гана, Кения, Руанда и Уганда - изъявили желание быть первыми, кто подвергнется такому обзору. В случае обнаружения недостатков, соседи по континенту предлагают рекомендации по улучшению политики и практики в целях укрепления политической стабильности и поощрения экономического роста. Этот механизм, который отражает приверженность Африки подотчётности, эффективному управлению и демократии, уникален: ни один другой регион мира не имеет таких всесторонних средств самоконтроля [16].
После принятия Ассамблеей АС решения об интеграции АМКО в структуры АС её полномочия были расширены в 2017 г. Ассамблея Африканского союза приняла инициативу по активизации и переориентации АМКО в качестве секретариата НЕПАД [11].
На уровне государств-членов были проведены конституционные реформы, касающиеся инициатив по демократизации, которые привели к значительной политической либерализации и плюрализму в африканских странах. Основные достижения этих инициатив включают: восстановление многопартийной политики; утверждение президентских сроков; проведение регулярных и конкурентных выборов в законодательные палаты и на президентские должности; восстановление законодательных и надзорных функций в законодательных органах; обеспечение независимости судебной власти; появление и рост частных СМИ и других институтов гражданского общества [11].
В настоящее время АС в составе своих подразделений имеет Департамент по политическим вопросам, возглавляемый комиссаром по политическим отношениям, который отвечает за содействие, координацию и поощрение демократических принципов и верховенства закона, уважения прав человека, участия гражданского общества в процессе развития континента и достижения долговременных решений для решения гуманитарных кризисов. Непосредственно избирательными процессами занимается отдел «Демократия, управление, права человека и выборы». Кроме того, АС учредил Фонд помощи в проведении выборов (ФПВ) для предоставления финансовых ресурсов государствам-членам, если они не в состоянии полностью финансировать свои выборы [2].
АС наблюдает за проведением выборов в государствах-членах в рамках своей ответственности за обеспечение осуществления положений хартии и Декларации о принципах, регулирующих демократические выборы в Африке.
Руководящие принципы АС для миссий по наблюдению за выборами 2002 г. требуют, чтобы АС не только наблюдал за выборами (т. е. собирал информацию и информировал), но и контролировал выборы (т. е. АС должен наблюдать за избирательным процессом и вмешиваться, если нарушаются соответствующие законы или стандартные процедуры).
Почти через два года после принятия Учредительного акта АС расширил свои полномочия по применению силы в государствах-членах для предотвращения военных преступлений, геноцида и преступлений против человечества [8, с. 795]. Естественно, что при наличии такого возможного рычага давления, как применение военной силы, реализация функций наблюдения на выборах и подготовки рекомендаций по корректировке избирательного законодательства происходит успешнее.
АС первоначально рассматривал наблюдение за выборами как механизм превентивной дипломатии, т. е. как инструмент предотвращения возможной вспышки конфликтов. В настоящее время АС всё чаще рассматривает наблюдение за выборами в долгосрочной перспективе и охватывает все этапы выборов - предварительное голосование, голосование в день выборов и подведение итогов. Поэтому процесс наблюдения за выборами предполагает рассмотрение таких вопросов, как формирование избирательных округов, регистрация избирателей и кандидатов, а также урегулирование споров после завершения голосования [13].
Миссии наблюдателей готовят рекомендации, которые государства-члены, как ожидается, выполнят до своих следующих выборов. AC разработал стратегию для усиления этих рекомендаций, которая должна быть использована для пропаганды и проведения институциональных реформ избирательной системы в государствах-членах. Однако уровень принятия рекомендаций миссий, а также самой сути хартии остается крайне неравномерным, что является одной из ключевых проблем в сфере регулирования избирательных процессов [17, c. 4]. Из 55 стран-членов Африканского союза хартию подписали 46 государств, а ратифицировали только 33. Такие страны, как Марокко, Египет, Ливия, Ботсвана, Танзания, Эритрея, до настоящего времени не предприняли никаких шагов для подписания хартии.
Механизм направления миссий наблюдателей можно проиллюстрировать на примере одних из последних выборов в Африке. В связи с проведением президентских выборов, а также выборов в национальные и провинциальные законодательные органы Демократической Республики Конго, проходивших в декабре 2018 г., председатель комиссии Африканского союза сформировал Миссию по наблюдению за выборами для наблюдения и объективной оценки выборных мероприятий в ДРК.
Возглавляемая государственным секретарём (бывшим председателем Республики Мали), миссия прибыла в ДРК 28 ноября 2018 г. В её состав вошли 80 краткосрочных и долгосрочных наблюдателей. Последние представляли панафриканский парламент, органы управления выборами и общественные организации.
В рамках реализации своей цели миссия провела серию встреч и переговоров со сторонами, участвующими в избирательном процессе, в частности, с правительством, Национальной независимой избирательной комиссией, кандидатами, Высшим советом по телевидению, радиовещанию и рекламе, общественными организациями, а также с представителями международного сообщества.
В соответствии со своими задачами, миссия организовала собрание, посвящённое информации о социально-политической обстановке в ДРК, а также использованию планшетов для электронного сбора и передачи данных, полученных на местах.
В день выборов были сформированы 23 группы для работы в 13 провинциях страны. Эти группы посетили 317 пунктов голосования и подсчёта, из которых 281 пункт находился в городах и 36 - в сельской местности.
Всеобщие выборы дважды откладывались (в том числе из-за пожара, произошедшего на центральном пункте национального избиркома в назначенный день выборов - 23 декабря), но в конечном итоге были проведены 30 декабря 2018 г. По итогам работы миссия готовит краткий и подробный отчёты о выборах в стране [1].
Миссии АС и региональных сообществ обычно достигают консенсуса с другими неправительственными организациями и неафриканскими межправительственными группами, наблюдающими за практикой голосования на континенте [17, c. 6].
Помощь Африканскому союзу в проведении выборов традиционно оказывает Организация Объединенных Наций. Кроме того, в последние годы ООН увеличивает объём технической помощи и число связанных с выборами консультаций, предоставляемых в рамках посреднических усилий при урегулировании возникших в связи с выборами кризисов на континенте. ООН тесно сотрудничает с группой по оказанию помощи в проведении демократических выборов комиссии АС. Помимо прочего, увеличилось число поступающих из ООН в адрес группы приглашений принять участие в проводимых обучающих курсах и семинарах, в том числе по гендерным вопросам и проблеме насилия в связи с проведением выборов [23].
Департамент по политическим вопросам Африканского союза разрабатывает стандарты избирательного процесса, которые также включают в себя проведение предвыборных тренингов BRIDGE по различным аспектам управления выборами для избирательных комиссий на континенте. Проект BRIDGE представляет собой уникальную инициативу, в которой пять
ведущих организаций в области демократии и управления (Австралийская избирательная комиссия (AEC), International IDEA, Международный фонд избирательных систем (IFES), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Отдел по оказанию помощи в проведении выборов (UNEAD)) совместно взяли на себя обязательства по разработке, внедрению и поддержанию ресурсов в области демократии, управления и выборов. Это модульная программа профессионального развития с особым акцентом на избирательные процессы [6].
Несмотря на определённые успехи и достижения, само руководство АС в Докладе 2019 г. признаёт, что Африканский союз столкнулся с несколькими серьёзными проблемами:
• АС сильно фрагментирован и имеет слишком большое количество сфер интересов;
• сложная структура АС и ограниченный управленческий потенциал приводят к неэффективным методам работы, проблемам в принятии решений и отсутствию подотчётности;
• АС не является ни финансово независимым, ни самоокупаемым - вместо этого полагается на партнерское финансирование;
• координация между АС и региональными сообществами ограничена [14].
Как отмечают аналитики, заметной дипломатической инновацией, после создания НЕПАД и принятия хартии, должна была стать АМКО, задача которой состояла в измерении прогресса на национальном уровне, с тем, чтобы партнеры лучше понимали внутренние проблемы друг друга, таким образом обеспечивая более реалистическую основу для взаимопомощи, устойчивого сотрудничества и возможной региональной интеграции. Но на практике этот процесс осуществляется исключительно между правительствамии мало или вообще не принимает во внимание мнения и интересы гражданского общества Африки или общественное мнение [8, с. 821].
После обзора исследований, а также консультаций с государствами-членами и различными заинтересованными сторонами консультативная группа по реформам пришла к выводу, что для реализации амбиций повестки дня на период до 2063 г. и обеспечения действенного и эффективного выполнения своих полномочий АС необходимо изменить своё положение и обеспечить его необходимым институциональным потенциалом и возможностями с учётом меняющихся экономических, политических и социальных потребностей континента.
Президент Руанды П. Кагаме, который был уполномочен Ассамблеей глав государств в июле 2016 г. руководить этим процессом, сформировал панафриканскую консультативную группу в составе девяти экспертов, сделав основной упор на решение экономических, а не политических проблем [16].
Как пишет Дж. Б. Н. Айитти, президент Фонда «Свободная Африка», функционирование АС с самого начала было затруднено из-за его проблемного структурного дизайна, который был слишком централизован и слишком слаб. Столь же ошибочным, по его мнению, является возможность любой африканской страны вступить в АС, в отличие от стран ЕС, которые должны были соответствовать определённым политическим и экономическим критериям для членства [5].
В 2003 г. президент Южной Африки Табо Мбеки, председатель АС в этот период, признал, что НЕПАД подвергается серьёзной опасности провала, поскольку большинство африканских стран не способны эффективно использовать инвестиции в масштабах, предусмотренных партнерством. Им просто не хватало возможностей. Африка должна перестать слепо копировать Запад и искать модели своего политического устройства в своём коренном наследии. Вместо централизованной, но слабой организации, такой как АС, Африке нужен более свободный стиль конфедерации, который позволяет национальным субъектам координировать решения друг с другом, а не навязывать им выбор. Такая конфедерация должна также иметь строгие требования к членству, чтобы обеспечить достаточную общую почву для политической и экономической координации и общего видения будущего [5].
Главная проблема, стоящая сегодня перед Африкой, - это бедность, а экономическая зависимость от западных стран также подразумевает и политическую зависимость.
За последние полвека большинство стран Африки экспериментировали с демократией в границах плохо приспособленных постколониальных государств, где войны и нищета были изнурительными и широко распространёнными. С 1970 г. в Африке произошло более 30 войн, подавляющее большинство из них внутригосударственного характера [8, с. 795].
Вооружённые конфликты, предположительно, будут продолжать угрожать демократии континента, но эти конфликты почти всегда были внутри и не между африканскими государствами, и существуют прогнозы того, что они могут ослабевать [8, с. 799]. Последствия этих
конфликтов серьёзно подорвали усилия Африки по обеспечению долгосрочной стабильности, процветания и мира для своих народов.
Африка слишком культурно разнообразна, территориально фрагментирована и не имеет ресурсов для создания единства сверху, одним лидером или сильной коалицией. Структурирование территориальной дифференциации, согласно определению этого понятия [21, с. 90], слишком велико.
Несмотря на то, что ряд исследователей [4, с. 80] приводит в своих работах данные
0 том, что 84 % голосующих в Африке ассоциируют себя со свободными и справедливыми выборами, в том числе, в Тунисе, Южной Африке, Гане, Сенегале и Алжире, Нигерии, Лесото и Ботсване, демократия на континенте, как и везде, переживает своего рода кризис.
Ожидания начала 1990-х гг. оказались чрезмерно завышенными и оправдались лишь частично. Даже зафиксированные в те годы в Бенине, Мали и Замбии успехи в демократическом строительстве не были сохранены [3, с. 490]. Это вызвало возвращение к вопросу оценки роли выборов в укреплении демократии и, в связи с этим, вклада в этот процесс наблюдателей из других стран Африки и из-за рубежа.
Вероятность устойчивой демократии может возрасти, если формирование выборных органов осуществляется в свете международного, заслуживающего доверия, беспристрастного внешнего наблюдения. Легитимные выборы сегодня широко признаны необходимым шагом на пути к развитию, по выражению Д. Комбьени, «более политически дееспособных государств» [7, с. 47].
Несмотря на сложности, с которыми столкнулся Африканский союз в своей деятельности и завышенные ожидания относительно возможности объединения по образцу Европейского союза, этот международный институт продемонстрировал очевидные успехи в деле регулирования избирательного процесса на континенте и точки дальнейшего роста.
Список литературы
1. African Commission on Human and Peoples' Rights. - Режим доступа: http://www.achpr.org/files/ instruments/au-constitutive-act/au_act_2000_eng.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
2. African Union Declaration on the Principles Governing Democratic Elections in Africa, AHG/Decl.
1 (XXXVIII), 2002. - Режим доступа: https://www2.ohchr.org/english/law/compilation_democracy/ahg.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
3. Anglin, D. G. International Election Monitoring: The African Experience / D.G. Anglin // African Affairs. -1998. - № 97. - Р. 471-495.
4. Asamoah, J. K. The concept of agency theory in electoral democracy / J. K. Asamoah // Journal of African Elections. - 2018. - № 4. - P. 66-82.
5. Ayitey, G. B. N. Disband the African Union / G. B. N. Ayitey. - Режим доступа: http://foreignpolicy.come/2016/07/10/disband-the-african-union, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
6. Bridge-project. - Режим доступа: https://www.bridge-project.org/overview/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
7. Kombieni, D. American federalism as storehouse experience for a federated Africa / D. Kombieni // Journal de la Recherche Scientifique de l'Université de Lomé. - 2016. - № 4. - Р. 44-48.
8. Levitt, J. Pro-democracy intervention in Africa / J. Levitt // Wisconsin International Law Journal. - 2010. -№ 24 (3). - Р. 785-833.
9. OAU/AU Treaties, Conventions, Protocols & Charters. - Режим доступа: https://au.int/en/treaties/status, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
10. Ojo, Е. O. Nigeria's 2007 General Elections and Succession Crisis: Implications for the Nascent Democracy / E. O. Ojo. - Режим доступа: https://www.eisa.org.za/pdf/JAE6.2Ojo2.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. англ.
11. Over view of Institutional Reforms.- Режим доступа: https://au.int/en/aureforms/overview, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. англ.
12. Simelane, H. S. The evolution of the Swazi electoral process: Ideological Contradictions. 1978-2015 / H. S. Simelane // Journal of African Elections. - 2017. - № 1. - P. 1-23.
13. Special Issue Open Access: The African Charter on Democracy, Elections and Governance at Ten. - Режим доступа: http://www.aga-platform.org/node/204, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
14. The Africa governance report: Promoting African Union Shared Values, 2019. - Режим доступа: https://au.int/sites/default/files/documents/36418-doc-eng-_the_africa_governance_report_2019_final-1.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
15. The evolving role of intergovernmental organizations in election monitoring: a training seminar for the organization of African unity sponsored by the african american institute and the national democratic institute for international affairs. - 1996. - 576 p.
16. Unleashing Africa's Inner Strengths: Institutions, policies and champions - Report on AU Reforms by President Paul Kagame. - Режим доступа: https://au.int/sites/default/files/au_reforms_article_by_kagame_ brookings_institute_.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
17. Wiebusch, M. Introduction: The African Charter on Democracy, Elections and Governance at 10 / M. Wiebusch, C. C. Aniekwe, L. Oette, S. Vandeginste // Journal of African Law. - 2019. - № 63. - P. 3-7.
18. Гамбари, И. А. Помощь Африке стала возрастать / И. А. Гамбари. - Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2005-05-25/6_pomosh.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
19. Гришин, Н. В. Избирательный Кодекс как проект оптимизации избирательной системы России / Н. В. Гришин, Е. П. Мармилова // Человек. Сообщество. Управление. - 2013. - № 4. - С. 53-63.
20. Гришин, Н. В. Партии как привилегированный субъект избирательного процесса: результаты институционального эксперимента / Н. В. Гришин // Политическая наука. - 2015. - № 1. - С. 12-29.
21. Гришин, Н. В. Биполярная модель структурирования геоэлекторального пространства России / Н. В. Гришин // Власть. - 2009. - № 4. - С. 86-90.
22. Морозова, О. С. Политика Содружества наций в сфере организации и проведения выборов / О. С. Морозова // Выборы: теория и практика. - 2019. - № 1. - С. 12-21.
23. Политические вопросы и вопросы миростроительства ООН. - Режим доступа: https://dppa.un.org/ru/african-union, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. African Commission on Human and Peoples' Rights. Available at: http://www.achpr.org/files/ instruments/au-constitutive-act/au_act_2000_eng.pdf.
2. African Union Declaration on the Principles Governing Democratic Elections in Africa, AHG/Decl.1 (XXXVIII), 2002. Available at: https://www2.ohchr.org/english/law/compilation_democracy/ahg.htm.
3. Anglin D. G. International Election Monitoring: The African Experience. African Affairs, 1998, no. 97, pp. 471-495.
4. Asamoah J. K. The concept of agency theory in electoral democracy. Journal of African Elections, 2018, no. 4, pp. 66-82.
5. Ayitey G. B. N. Disband the African Union. Available at: http://foreignpolicy.come/2016/07/10/disband-the-african-union/
6. Bridge-project. Available at: https://www.bridge-project.org/overview.
7. Kombieni D. American federalism as storehouse experience for a federated Africa. Journal de la Recherche Scientifique de l'Université de Lomé, 2016, no. 4, pp. 44-48.
8. Levitt J. Pro-democracy intervention in Africa. Wisconsin International Law Journal, 2010, no. 24 (3), pp. 785-833.
9. OAU/AU Treaties, Conventions, Protocols & Charters. Available at: https://au.int/en/treaties/status.
10. Ojo Е. O. Nigeria's 2007 General Elections and Succession Crisis: Implications for the Nascent Democracy. Available at: https://www.eisa.org.za/pdf/JAE6.2Ojo2.pdf.
11. Overview of Institutional Reforms. Available at: https://au.int/en/aureforms/overview.
12. Simelane H. S. The evolution of the Swazi electoral process: Ideological Contradictions. 1978-2015. Journal of African Elections, 2017, no. 1, pp. 1-23.
13. Special Issue Open Access: The African Charter on Democracy, Elections and Governance at Ten. Available at: http://www.aga-platform.org/node/204.
14. The Africa governance report: Promoting African Union Shared Values, 2019. Available at: https://au.int/sites/default/files/documents/36418-doc-eng-_the_africa_governance_report_2019_final-1.pdf.
15. The evolving role of intergovernmental organizations in election monitoring: a training seminar for the organization of African unity sponsored by the African American institute and the national democratic institute for international affairs. 1996. 576 p.
16. Unleashing Africa's Inner Strengths: Institutions, policies and champions - Report on AU Reforms by President Paul Kagame. Available at: https://au.int/sites/default/files/au_reforms_article_by_kagame_ brookings_institute_.pdf.
17. Wiebusch M., Aniekwe C. C., Oette L., Vandeginste S. Introduction: The African Charter on Democracy, Elections and Governance at 10. Journal of African Law, 2019, no. 63, pp. 3-7.
18. Gambari I. A. Pomoshch Afrike stala vozrastat [Aid to Africa has increased]. Available at: http://www.ng.ru/world/2005-05-25/6_pomosh.html.
19. Grishin N. V., Marmilova E. P. Izbiratelnyy Kodeks kak proekt optimizatsii izbiratelnoy sistemy Rossii [The electoral Code as a project to optimize the electoral system of Russia]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Man. Community. Management], 2013, no. 4, pp. 53-63.
20. Grishin N. V. Partii kak privilegirovannyy subekt izbiratelnogo protsessa: rezultaty institutsionalnogo eksperimenta [Parties as a privileged subject of the electoral process: the results of the institutional experiment]. Politicheskaya nauka [Political science], 2015, no. 1, pp. 12-29.
21. Grishin N. V. Bipolyarnaya model strukturirovaniya geoelektoralnogo prostranstva Rossii [A bipolar model of structuring geoelectrical space of Russia]. Vlast [Power], 2009, no. 4, pp. 86-90.
22. Morozova O. S. Politika Sodruzhestva natsiy v sfere organizatsii i provedeniya vyborov [The policy of the Commonwealth in the organization and conduct of elections]. Vybory: teoriya i praktika [Elections: theory and practice], 2019, no. 1, pp.12-21.
23. Politicheskie voprosy i voprosy mirostroitelstva OON [Political and peace-building issues of the United Nations]. Available at: https://dppa.un.org/ru/african-union.