Научная статья на тему 'Принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт'

Принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1926
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ / ПРИНЦИП СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / FREE ELECTIONS / THE PRINCIPLE OF FREE ELECTIONS / INTERNATIONAL ELECTORAL STANDARD / UNIVERSAL ELECTORAL STANDARD / REGIONAL ELECTORAL STANDARD / DEMOCRATIC STATE / POLITICAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слободчикова Светлана Николаевна

Статья посвящена правовому осмыслению принципа свободных выборов как международного избирательного стандарта. В первую очередь определяется сущностная составляющая понятия «международный избирательный стандарт». Исследуются различные подходы к пониманию данного термина, существующие в научной литературе. На этом основании сделан вывод о его содержательном наполнении. Проводится детальный анализ источников универсальных избирательных стандартов, разработанных ООН и закрепляющих принцип свободных выборов, в том числе актов о ликвидации различных форм дискриминации. Освещается деятельность Межпарламентского союза в вопросе универсальной стандартизации демократических начал. Комплексно исследуются региональные избирательные стандарты. В частности, анализируются вариации закрепления принципа свободных выборов в европейских, американских, африканских, арабских актах, содержащих критерии построения государства с легитимными органами власти. Обозначается роль Венецианской комиссии и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в установлении и развитии международных избирательных стандартов. В рамках заявленной темы проанализированы решения Европейского суда по правам человека и Межамериканского суда по правам человека. Судебная практика обусловливает юридическое понимание свободных выборов в региональных избирательных актах. Сформулирован вывод о значении международных стандартов в области выборов для государств с демократическим вектором развития. Предлагается авторское определение принципа свободных выборов как международного избирательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PRINCIPLE OF FREE ELECTIONS AS an INTERNATIONAL ELECTORAL STANDARD

The article is devoted to legal interpretation of the free elections principle as an international electoral standard. First of all, the essential component of the “international electoral standard” concept is defined. Different approaches to understanding this term, existing in the scientific literature, are explored. On this basis, a conclusion is made about its content. A detailed analysis of the universal electoral standards sources developed by the UN and fixing the principle of free elections is conducted. The work includes acts that eliminate various discrimination forms. The activities of the Inter-Parliamentary Union in the issue of democratic principles’ universal standardization are covered. Regional election standards are comprehensively investigated. In particular, the variations of the of free elections principle consolidation in European, American, African, Arab acts and containing the criteria for building a state with legitimate authorities, are analyzed. The substantive consolidation of the principle under investigation in these acts is determined. The role of organizations such as the Venice Commission and the Organization for Security and Co-operation in Europe, the establishment and development of international electoral standards is indicated. The decisions of the European Court of Human Rights, the Inter-American Court of Human Rights are considered within the framework of the declared topic. Judicial practice stipulates a legal understanding of free elections in regional election acts. Based on the analysis, a conclusion is drawn on the importance of international standards in the field of elections for the modern world, the world of states with a democratic vector of development. In this regard, the author’s definition of the free elections principle as an international electoral standard is proposed.

Текст научной работы на тему «Принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт»

ПРИНЦИП СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ

КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СЛОБОДЧИКОВА Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института государства и права Байкальского государственного университета

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11

E-mail: [email protected]

Статья посвящена правовому осмыслению принципа свободных выборов как международного избирательного стандарта. В первую очередь определяется сущностная составляющая понятия «международный избирательный стандарт». Исследуются различные подходы к пониманию данного термина, существующие в научной литературе. На этом основании сделан вывод о его содержательном наполнении. Проводится детальный анализ источников универсальных избирательных стандартов, разработанных ООН и закрепляющих принцип свободных выборов, в том числе актов о ликвидации различных форм дискриминации. Освещается деятельность Межпарламентского союза в вопросе универсальной стандартизации демократических начал. Комплексно исследуются региональные избирательные стандарты. В частности, анализируются вариации закрепления принципа свободных выборов в европейских, американских, африканских, арабских актах, содержащих критерии построения государства с легитимными органами власти. Обозначается роль Венецианской комиссии и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в установлении и развитии международных избирательных стандартов. В рамках заявленной темы проанализированы решения Европейского суда по правам человека и Межамериканского суда по правам человека. Судебная практика обусловливает юридическое понимание свободных выборов в региональных избирательных актах.

Сформулирован вывод о значении международных стандартов в области выборов для государств с демократическим вектором развития. Предлагается авторское определение принципа свободных выборов как международного избирательного стандарта.

Ключевые слова: свободные выборы, принцип свободных выборов, международный избирательный стандарт, универсальный избирательный стандарт, региональный избирательный стандарт, демократическое государство, политические права.

A PRINCIPLE OF FREE ELECTIONS

AS AN INTERNATIONAL ELECTORAL STANDARD

S. N. SLOBODCHIKOVA, senior lecturer at the Department of state and legal disciplines of the Institute of State and Law of the Baikal State University

11, Lenin st., Irkutsk, Russia, 664003

E-mail: [email protected]

The article is devoted to legal interpretation of the free elections principle as an international electoral standard. First of all, the essential component of the "international electoral standard" concept is defined. Different approaches to understanding this term, existing in the scientific literature, are explored. On this basis, a conclusion is made about its content. A detailed analysis of the universal electoral standards sources developed by the UN and fixing the principle of free elections is conducted. The work includes acts that eliminate various discrimination forms. The activities of the Inter-Parliamentary Union in the issue of democratic principles' universal standardization are covered. Regional election standards are comprehensively investigated. In particular, the variations of the of free elections principle consolidation in European, American, African, Arab acts and containing the criteria for building a state with legitimate authorities, are analyzed. The substantive consolidation of the principle under investigation in these acts is determined. The role of organizations such as the Venice Commission and the Organization for Security and Co-operation in Europe, the establishment and development of international electoral standards is indicated. The decisions of the European Court of Human Rights, the Inter-American Court of Human Rights are considered within the framework of the declared topic. Judicial practice stipulates a legal understanding of free elections in regional election acts.

Based on the analysis, a conclusion is drawn on the importance of international standards in the field of elections for the modern world, the world of states with a democratic vector of development. In this regard, the author's definition of the free elections principle as an international electoral standard is proposed.

Keywords: free elections, the principle of free elections, international electoral standard, universal electoral standard, regional electoral standard, democratic state, political rights.

DOI: 10.12737/art.2018.6.4

24 октября 1945 г. является официальным Днем родного сотрудничества и разрешения проблем эко-создания Организации Объединенных Наций (ООН), номического, социального и культурного характера. фактически являющейся платформой для междуна- Одним из важнейших достижений ООН можно при-

знать установление международных стандартов организации и проведения выборов, иначе — международных избирательных стандартов1.

В юридической литературе международные избирательные стандарты определяются разновариант-но. Так, по мнению A. A. Вешнякова, «под международными избирательными стандартами понимают принципы международного права, относящиеся к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов»2. В контексте данной точки зрения принципы как наиболее общие правила поведения участников международного взаимодействия находят отражение в международных нормах, являющихся более предметными правилами поведения. Согласно выводу О. Е. Артемовой, «международные избирательные стандарты выступают в качестве норм-ориентиров и опосредуют вектор развития конституционных основ избирательного права, вследствие чего происходит интернационализация правовых норм, а выборы являются фундаментом построения демократии в обществе»3. Г. Н. Андреева описывает их как «эталоны, критерии для оценки организации и проведения выборов с точки зрения соблюдения международных норм и принципов международного права применительно к выборам»4.

Анализ представленных понятий позволяет сделать вывод, что международные избирательные стандарты как самостоятельное понятие не совпадает с понятиями норм и принципов международного права, иначе бы не было необходимости в его введении. Однако полагаем, что соответствующие нормы и принципы, в том числе принцип свободных выборов, составляют содержательное наполнение указанных стандартов и, как необходимая совокупность условий, устанавливают должный уровень демократизма выборов. Иначе говоря, международные избирательные стандарты являются некой демаркационной линией, отделяющей демократическую модель развития государства от иных антагонистических концепций.

Сформировавшаяся система международных избирательных стандартов включает универсальные и региональные (континентальные) стандарты. Универсальные стандарты содержатся в международных актах, выработанных глобальными международны-

1 См.: Андриянов В. Н. Международные избирательные стандарты и российское уголовное законодательство // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. С. 25.

2 Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: монографическое исследование. М., 1997. С. 18.

3 Артемова О. Е., Романовская О. В. Конституционно-правовой статус Центральной избирательной комиссии: монография. М., 2017. С. 170.

4 Андреева Г. Н., Старостина И. А. Избирательное право

в России и зарубежных странах. М., 2010. С. 21.

ми организациями (например, ООН) и актуальных для большинства стран мира. Региональные стандарты — европейские, американские, азиатские, африканские, арабские — обладают большей конкретностью, проработанностью, что обусловлено сравнительно облегченным процессом согласования воль государств в рамках одного региона5.

В контексте заявленной тематики представляется целесообразным рассмотреть принцип свободных выборов через призму универсальных и региональных избирательных стандартов.

Отражение принципа свободных выборов в универсальных избирательных стандартах. Первые основополагающие идеи подобного рода были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. В рамках исследуемого принципа следует обратить внимание на ее ст. 21, закрепляющую право человека управлять своей страной непосредственно либо через свободно выбранных представителей. Отмечается, что процесс голосования на таких выборах должен быть свободным, т. е. без принуждения к голосованию за определенных кандидатов или партию.

Всеобщая декларация прав человека имела форму резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и носила рекомендательный характер, ввиду этого для государств был разработан юридически обязательный документ — Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 г. Самим актом предусмотрено создание Комитета по правам человека, осуществляющего надзор за реализацией прав, предусмотренных Пактом. Участвующие в Пакте государства отчитываются в форме докладов обо всех мерах, принятых ими с целью претворения в жизнь гражданских и политических прав. Пакт — это уникальный международный гарант права на свободные выборы. Так, в ст. 25 данного Пакта свободное волеизъявление является одним из критериев подлинности и легитимности выборов, наравне с иными условиями и гарантиями, согласно которым проводятся выборы и формируется демократическое государство.

Всеобщая декларация прав человека определила, что в управлении делами государства могут участвовать не только мужчины, но и женщины.

К числу базовых международных источников, официально закрепивших такое равноправие, можно отнести Конвенцию о политических правах женщины от 20 декабря 1952 г. и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. Фактически за женщинами закрепили возможность реализации как активного,

5 См.: Голубок С. А. Право на свободные выборы: правовые позиции Европейского суда по правам человека и формирование международно-правовых стандартов Содружества Независимых Государств: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 23.

так и пассивного избирательного права без какой-либо дискриминации. К тому же государства, присо -единившиеся к конвенциям, обязались принять меры для ускорения фактического проявления равенства между мужчинами и женщинами.

Отметим, что в странах с глубокими демократическими традициями определенные прорывы в правах человека и гражданина происходят в результате крупных войн. Например, политические преобразования в Великобритании и Франции, активно принимавших участие в Первой мировой войне. Именно во время войны государство начинает нуждаться в поддержке граждан. Как минимум нужны солдаты, которые не будут при первой возможности дезертировать, нужны рабочие, которые заменят мобилизованных у станков, нужны массовые инвесторы, которые будут кредитовать государство (покупать государственные облигации и терпеть разогнавшуюся инфляцию). Государство идет на уступки гражданскому обществу и в условиях, когда возникает опасность революции, как в 1917 г. в России или Германии в тот же период. Аналогичные триггеры развития наблюдаются и в отношении прав женщин. Женщины заменяют мужчин на заводах, они кредитуют государство. После войны вернуться к статус-кво полностью не получается.

Несмотря на принятие во второй половине XIX в. конвенций, определивших равный политический статус женщин и мужчин, не все страны, выбравшие демократический вектор развития, стремились такое равенство обеспечить. В частности, в Швейцарии избирательное право для женщин было введено только в 1971 г., в Испании — в 1976 г.6

Однако нельзя не отметить важность и необходимость стремления к гендерному паритету в политической жизни страны. Подобная концепция отражает сущностную составляющую свободных выборов, когда народное представительство действительно является зеркалом хотя и разноаспектных, но равноценных идей, образов жизни, мировосприятия и мироощущения.

К числу базовых источников универсальных международных избирательных стандартов относится также Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., где внимание сфокусировано на недопустимости любой расовой дискриминации в процессе реализации права на свободные выборы. Одним из показателей свободных выборов является полное выражение воли всего народа. В статье 5 Конвенции указывается, что различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения

6 См.: Право избирать и быть избранными в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы: учеб.-метод. комплекс / отв. ред. С. А. Ава-кьян. М., 2015. С. 80.

не являются основаниями для ограничения осуществления права на управление делами государства. Любые формы дискриминации по указанным различиям запрещены и должны быть ликвидированы государствами-участниками.

В данном контексте показательно дело «Азиз против Кипра», которое рассматривалось Европейским судом по правам человека в 2004 г.7 В статье 63 Конституции Республики Кипр, принятой 16 августа 1960 г., предусматривается своеобразный порядок избрания депутатов Палаты представителей. Списки избирателей формируются в зависимости от принадлежности к одной из общин, населяющих остров (греческой или турецкой). В 2001 г. заявителю на парламентских выборах в Палату представителей было отказано во внесении в списки избирателей на том основании, что представители турецкой общины на Кипре, к которым относился заявитель, не могут быть внесены в списки избирателей греческой общины и, следовательно, вообще принять участие в парламентских выборах. Рассматривая данное дело, ЕСПЧ пришел к выводу, что такая позиция государства по отношению к туркам-киприотам не может быть объективно и разумно оправдана в условиях политического плюрализма и уважения к различным нациям и этносам. Государство в борьбе с любым проявлением расизма должно использовать все имеющиеся средства, тем самым утверждая видение демократического общества, в котором разнообразие (непохожесть) воспринимается не как угроза, а как источник обогащения.

Представленные выше универсальные избирательные стандарты выработаны ООН. Однако нельзя не упомянуть о деятельности еще одной глобальной международной организации — Межпарламентского союза, который обеспечивает международный диалог национальных представительных органов, формируемых путем выборов. 26 марта 1994 г. данной организацией была принята Декларация о критериях свободных и справедливых выборов в целях утверждения демократических плюралистических систем представительного государственного управления в мире. Данная Декларация в ст. 1 закрепляет положение о свободных и справедливых выборах, возлагая в последующих статьях на государства обязанность принимать правовые акты, обеспечивающие гарантии проведения свободных выборов. Так, государства должны устанавливать недискриминационную процедуру регистрации избирателей; способствовать свободной деятельности политических партий и регулировать их финансирование; обеспечивать во время выборов свободу передвижения, собраний, выражения мнений во время митингов; гарантировать возможность защиты избирательных

7 См. постановление ЕСПЧ от 22 июня 2004 г. по делу

№ 69949/01 "Aziz v. Cypris".

прав в судах или специализированных органах, таких как избирательные комиссии.

В 1997 г. в Каире на 161-й сессии Совета Межпарламентского союза была одобрена Всеобщая декларация о демократии, закрепившая положение о свободных выборах, обеспечивающих возможность выражения воли народа. В связи с принятием названной Декларации был учрежден Международный день демократии, который отмечается ежегодно 15 сентября начиная с 2008 г. с целью повышения информированности общественности.

Отражение принципа свободных выборов в региональных избирательных стандартах (европейских, американских, азиатских, африканских, арабских). К европейским избирательным стандартам относятся в первую очередь положения, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и в Протоколе № 1 к данной Конвенции, принятом 20 марта 1952 г. В статье 3 Протокола № 1 впервые использовался термин «свободные выборы», в ходе которых путем тайного голосования должно обеспечиваться свободное волеизъявление народа. В статье 14 указанной Конвенции о защите прав человека и основных свобод отмечено, что пользование правами и свободами должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации.

В контексте названных актов представляются показательными дела «Сейдич и Финци против Боснии и Герцеговины», рассмотренные ЕСПЧ в 2009 г8. Ввиду цыганского и еврейского происхождения заявителям было отказано в праве выставлять свои кандидатуры на выборах в Палату народов Парламентской ассамблеи и в Президиум Боснии и Герцеговины.

Согласно ст. IV Конституции Боснии и Герцеговины, принятой 21 ноября 1995 г. как приложение к Дейтонскому соглашению, Палата народов состоит из 15 депутатов (пять хорватов, пять боснийцев и пять сербов). В статье V, в свою очередь, указано, что Президиум как коллективный глава Боснии и Герцеговины состоит из трех членов: боснийца, хорвата и серба.

Европейский суд, рассмотрев все обстоятельства дела, пришел к выводу, что дискриминация по признаку этнического происхождения является одной из форм расовой дискриминации. Установление специфических механизмов разделения властей не ведет автоматически к полному отстранению этнических общностей от управления делами государства. В Протоколе № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятом в Риме 4 ноября 2000 г., указано, что пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без

8 См. постановление ЕСПЧ от 22 декабря 2009 г. по делам № 27996/06; № 34836/06 "Sejdic and Finci v. Bosnia and Herzegovina".

какой-либо дискриминации. Следовательно, граждане (в том числе заявители) вне зависимости от их этнического происхождения могут свободно реали-зовывать пассивное избирательное право на территории своего государства. Такой подход, безусловно, отвечает критериям свободных выборов, определенным в рамках международных и европейских избирательных стандартов и реализуемым на территории современного демократического государства.

Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право), созданная при Совете Европы в 1990 г., аккумулировала общеевропейский опыт в области выборов и в июле 2002 г. сформулировала пять руководящих принципов в области выборов: всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое избирательное право9. В 2002 г. Венецианская комиссия была преобразована в Расширенное соглашение, благодаря чему стала открытой для участия не только государств — членов Совета Европы, но и иных государств, в том числе из других регионов10. Приведенные выше основополагающие избирательные принципы относятся к международным избирательным стандартам и благодаря Расширенному соглашению могут быть отражены в законодательстве многих стран.

Европейская практика явилась своеобразным триггером принятия иных региональных международных договоров, определяющих избирательные стандарты. В частности, 7 октября 2002 г. странами — участницами СНГ была подписана Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах, определившая условия, при соблюдении которых избирательные процедуры и их результаты признаются легитимными. Нарушение же таких стандартов приводит к подрыву доверия к выборам и результатам голосования.

Стороны, подписавшие Конвенцию, признали принцип свободных выборов стандартом, который дает возможность гражданам самостоятельно определять персональную политическую активность — реализовывать или нет на выборах свое активное или пассивное избирательное право. Государство должно гарантировать отсутствие влияния, насилия или угрозы применения насилия в отношении избирателя, реализующего свою волю (ст. 8 § 1).

В Конвенции о стандартах СНГ указано, что выборы признаются подлинно свободными, если воля народа выражается в условиях реального политического плюрализма и многопартийности (ст. 9 § 1-2), а также обеспечивается свободный доступ избира-

9 См.: Основополагающие документы Венецианской комиссии в области избирательного права и политических партий. Кишинев, 2016. С. 10.

10 См.: Хабриева Т. Я. Венецианская комиссия как субъект

толкования национального права // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 6.

телей к информации о кандидатах и политических партиях, принимающих участие в выборах (ст. 9 § 3).

Значительная роль в установлении и развитии международных избирательных стандартов отводится деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — международной межправительственной организации, основанной 3 июля 1973 г. и объединившей государства, расположенные на территории Северной Америки, Европы и Центральной Азии. Хотя решения ОБСЕ не носят обязательный характер, тем не менее государства-участники определили для себя необходимость претворения в жизнь достигнутых в рамках работы Организации договоренностей. Полагаем, что такая позиция придает документам ОБСЕ юридический оттенок.

Основные идеи в области обеспечения прав граждан на управление делами государства были изложены в документах, принятых на Конференции по человеческому измерению, проходившей в 1989, 1990 и 1991 гг. Государства-участники в первую очередь определили, что признание прав и свобод является основой свободы, справедливости и мира, а демократия — неотъемлемый элемент правового государства. Выражение политических прав реализуется через свободные выборы.

В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. устанавливается, что свободные выборы должны проводиться с разумной периодичностью, установленной законом; воля народа должна выражаться свободно без насилия или запугивания; необходимо обеспечивать процедуру свободного голосования в условиях свободного выражения мнения избирателем при выборе своего представителя; подсчет голосов должен быть честным, а результаты выборов официально опубликованы; должны быть обеспечены отсутствие влияния административно -го ресурса, насилия, дискриминационных факторов на политические партии и кандидатов, возможность создания политических партий в условиях полной свободы, присутствие иностранных и национальных наблюдателей на выборах.

Такой широкий спектр мер, используемых в целях обеспечения свободных выборов, безусловно, способствует легитимности выборов и повышению авторитетности избирательного процесса на территории государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе11. Определенно, положения документов ОБСЕ/СБСЕ можно отнести к региональным стандартам в области прав человека.

На Американском континенте также активно разрабатываются и внедряются в региональную практику международные избирательные стандарты. Ос-

11 С 1 января 1995 г. СБСЕ было переименовано в ОБСЕ по результатам Саммита в 1994 г.

новой межамериканской защиты политических прав человека являются четыре документа: Устав Организации американских государств от 30 апреля 1948 г., Американская декларация прав и обязанностей человека от 2 мая 1948 г., Межамериканская демократическая хартия, одобренная 11 сентября 2001 г., Американская конвенция о правах человека, или Пакт Сан-Хосе, от 22 ноября 1969 г. Анализ данных документов позволяет сделать вывод, что на Американском континенте закрепляется право гражданина на участие в государственном управлении. Государством должно обеспечиваться свободное волеизъявление избирателя на подлинных периодических выборах. Гражданин государства, в свою очередь, может участвовать в ведении государственных дел непосредственно либо через свободно выбранных представителей.

В рамках Американской конвенции велико практическое значение деятельности Межамериканского суда по правам человека, наделенного полномочиями по применению и толкованию данной Конвенции. К примеру, рассматривая в 2005 г. дело «Ятама против Никарагуа», Межамериканский суд указал, что политические права человека не носят абсолютный характер и могут ограничиваться сообразно принципам легальности, необходимости и пропорциональности, существующим в демократическом обществе12. Представляется, что системообразующую роль при установлении подобных ограничений должно играть право, которое позволяет устанавливать равную меру само- и взаимоограничений для субъектов однородных правоотношений13, например избирательных.

Африканская хартия прав человека и народов, принятая Организацией африканского единства 26 июня 1981 г., также определяет региональные избирательные стандарты, однако в своеобразной вариации. Так, в Африканской хартии не отражены базовые избирательные начала: всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование, периодичность выборов. Однако принцип свободных выборов частично регламентирован, и в ст. 13 Хартии закрепляется возможность свободной реализации форм непосредственной и представительной демократии, причем процесс их претворения в жизнь должен быть прописан на уровне закона.

В целях превращения Африки в новый полюс глобального роста 30 января 2007 г. государства — члены Африканского Союза разработали Африканскую хартию по вопросам демократии, выборов и управления. Так, в ст. 17 закреплена необходимость проведения открытых, свободных и справедливых выборов. В связи с этим было предусмотрено: создание неза-

12 Caso de Yatama vs. Nicaragua. Sentencia de 23 de junio de 2005, Serie C. No. 127. Pár. 2006.

13 См.: Чуксина В. В. Глобализация, права человека и обязанности государств // Известия Иркутской государственной экономической академии (Известия БГУ). 2010. № 6. С. 56.

висимых национальных органов, ответственных за проведение выборов; предоставление равного эфирного времени противоборствующим сторонам; механизмы разрешения избирательных споров в максимально короткие сроки; принятие кодекса поведения на выборах.

Несмотря на демократическую составляющую Африканской хартии, в научной среде сложилось мнение, что данный документ является скорее ключом к сохранению существующей власти, нежели проводником установления фундаментальных избирательных основ, обеспечивающих демократическую смену органов управления в Африке. Однако наличие Африканской хартии с учетом всех недостатков определенно лучше ее полного отсутствия14.

В 2004 г. Лига арабских государств — международная организация, объединяющая страны Северной Африки и Ближнего Востока — приняла Арабскую хартию прав человека, вступившую в силу в 2008 г. В статье 24 Хартии определяется, что каждый гражданин имеет право на свободу политической деятельности; свободное избрание представителей; голосование на свободных выборах; свободное волеизъявление. Однако не упоминается в целом о праве на управление делами государства, являющемся базовым гражданским политическим правом.

Несмотря на вступление в силу столь значимого демократического документа, необходимо отметить, что его позднее появление обусловлено исламским подходом к правам человека, препятствующим заключению и участию арабских государств в международных соглашениях по правам человека. Существует мнение, согласно которому арабские страны приняли Хартию с целью регионального ограждения от оказываемого международным сообществом давления15. Учитывая национальную и религиозную специфику арабских государств, с приведенной позицией можно согласиться.

14 См.: Ngarhodjim N. African Charter on Democracy, Elections and Governance: a Critical Analysis // Open Society Institute Africa Governance Monitoring and Advocacy Project (AfriMAP). 2007. P. 7.

15 См.: АбашидзеА.Х., АбдаллаИ. А. Арабская хартия прав человека // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2000. № 1. С. 199—200.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Анализ международных универсальных и региональных источников, закрепляющих правовые стандарты, позволяет сделать вывод, что современный мир — мир глобальный16, мир демократии, в котором неотъемлемыми элементами являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека.

В данном контексте представляется возможным сформулировать определение-квинтэссенцию принципа свободных выборов как международного избирательного стандарта. Принцип свободных выборов — это эталон созидания демократической модели управления делами государства через представителей, которые избираются народом как источником власти на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в условиях стремления к гендерному паритету, реальному политическому плюрализму, свободному формированию и выражению политической воли без какой-либо дискриминации, принуждения или запугивания.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что участие в управлении делами своей страны представляет собой одно из основных прав человека, которое все больше ценится в современном мире. Особое внимание к проведению выборов указывает, что сущностно выборы уже признаются значимым событием в области прав человека. Безусловно, выборы можно определить как базовый критерий процесса демократизации и один из основных способов выражения воли народа, являющейся основой государственной власти. Основным требованием к любым демократическим выборам является то, чтобы они были свободными. Несвободные выборы — это прямое нарушение международно-правовых стандартов организации и проведения выборов.

Для того чтобы выработать модель действительно свободных и легитимных выборов, государству необходимо руководствоваться существующими международными избирательными стандартами, позволяющими избегать политики двойных стандартов в рамках реализации национальных избирательных процедур.

16 См.: Якимова Е. М. Взаимовлияние политики, права и экономики в современном государстве // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности: матер. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2018. С. 244.

Ngarhodjim N. African Charter on Democracy, Elections and Governance: a Critical Analysis // Open Society Institute Africa Governance Monitoring and Advocacy Project (AfriMAP). 2007.

Абашидзе А. Х., Абдалла И. А. Арабская хартия прав человека // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2000. № 1.

Андреева Г. Н., Старостина И. А. Избирательное право в России и зарубежных странах. М., 2010.

Андриянов В. Н. Международные избирательные стандарты и российское уголовное законодательство // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6.

Артемова О. Е., Романовская О. В. Конституционно-правовой статус Центральной избирательной комиссии: монография. М., 2017.

Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: монографическое исследование. М., 1997.

Голубок С. А. Право на свободные выборы: правовые позиции Европейского суда по правам человека и формирование международно-правовых стандартов Содружества Независимых Государств: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

Основополагающие документы Венецианской комиссии в области избирательного права и политических партий. Кишинев, 2016.

Право избирать и быть избранными в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы: учеб.-метод. комплекс / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2015.

Хабриева Т. Я. Венецианская комиссия как субъект толкования национального права // Журнал российского права. 2016. № 8.

Чуксина В. В. Глобализация, права человека и обязанности государств // Известия Иркутской государственной экономической академии (Известия БГУ). 2010. № 6.

Якимова Е. М. Взаимовлияние политики, права и экономики в современном государстве // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности: матер. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.