Научная статья на тему 'РОЛЬ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ В НАЧАЛЕ XXI в.'

РОЛЬ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ В НАЧАЛЕ XXI в. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО / INTELLECTUAL MIGRATION / AFRICAN UNION / REGIONAL INTEGRATION / EDUCATION AND EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поручиков Сергей Игоревич

Рассматривается политика Африканского союза в области регулирования вопросов научно-профессиональной мобильности на Африканском континенте в начале XXI в. При анализе проблемы учитываются такие ключевые факторы, как ухудшение социально-экономического и политического положения во многих африканских государствах, высокий уровень безработицы, неблагоприятные условия труда и нарушение прав человека, приводящие к высоким темпам эмиграции местных специалистов. На конкретных примерах показано стремление Африканского союза содействовать систематизации процессов культурно-экономической и социально-политической интеграции на континенте, в частности, путем поощрения интеллектуальной миграции в сферах образования, здравоохранения, промышленности и науки. Уделено внимание программным инициативам и практическим действиям по предотвращению процесса «утечки мозгов» и привлечению в регион высококвалифицированной рабочей силы. Проанализированы достигнутые результаты и оценены дальнейшие перспективы социально-экономического развития Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ В НАЧАЛЕ XXI в.»

УДК 327.7 (341.171)

РОЛЬ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА В РЕГУЛИРОВАНИИ

ПРОЦЕССОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ В НАЧАЛЕ XXI в.

© Сергей Игоревич ПОРУЧИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра международных отношений и политологии, e-mail: sergio-poruchikov@rambler.ru

Рассматривается политика Африканского союза в области регулирования вопросов научно-профессиональной мобильности на Африканском континенте в начале XXI в. При анализе проблемы учитываются такие ключевые факторы, как ухудшение социально-экономического и политического положения во многих африканских государствах, высокий уровень безработицы, неблагоприятные условия труда и нарушение прав человека, приводящие к высоким темпам эмиграции местных специалистов. На конкретных примерах показано стремление Африканского союза содействовать систематизации процессов культурно-экономической и социально-политической интеграции на континенте, в частности, путем поощрения интеллектуальной миграции в сферах образования, здравоохранения, промышленности и науки. Уделено внимание программным инициативам и практическим действиям по предотвращению процесса «утечки мозгов» и привлечению в регион высококвалифицированной рабочей силы. Проанализированы достигнутые результаты и оценены дальнейшие перспективы социально-экономического развития Африки.

Ключевые слова: интеллектуальная миграция; Африканский союз; региональная интеграция; образование и трудоустройство.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-10-137-143

В современном мире проблема африканской учебно-профессиональной мобильности, обусловливаемая процессами глобализации и региональной интеграции, приобретает все большую актуальность. По сведениям ООН, сегодня более 16 млн африканцев проживают за пределами стран своего происхождения [1]. Ежегодно до 20 тыс. талантливых специалистов покидают континент в поисках лучшей доли [2].

По оценкам экспертов, в настоящее время более 300 тыс. высококвалифицированных выходцев из Африки трудятся вдали от родины. Согласно последним подсчетам Международной организации труда (МОТ), к 2025 г. один из десяти трудоспособных африканцев будет жить и работать за рубежом [3].

Ключевые факторы, приводящие к «утечке мозгов» на континенте, включают в себя: ухудшение экономического положения во многих африканских государствах, высокий уровень безработицы, неблагоприятные условия труда, нарушение прав человека, вооруженные конфликты и отсутствие надлежащих социальных гарантий. Проблема усугубляется тем, что массовый исход специалистов, в сочетании с недостаточной эффективностью национальных усилий по

удержанию и возвращению африканских интеллектуалов, постепенно разрушает и без того хрупкие системы здравоохранения, образования и науки в Африке [4].

Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, африканские государства стремятся переосмыслить коллективную политику в области привлечения недостающих ресурсов, знаний и опыта высококвалифицированных мигрантов, проживающих как внутри, так и за пределами Африки. При этом особое внимание уделяется защите законных прав мигрантов в совокупности с комплексным регулированием меж-страновых потоков в качестве ключевого аспекта развития континента.

В этой связи Африканский союз, являясь ведущей региональной межправительственной организацией, стремится содействовать систематизации процессов культурно-экономической и социально-политической интеграции на континенте, в частности, путем поощрения интеллектуальной и профессиональной миграции в сферах образования, здравоохранения, промышленности и науки [5].

Уже в начале 2000-х гг. в Африке велась разработка коллективных мер по расширению сферы человеческой мобильности. Так,

на Первой очередной сессии Исполнительного Совета Африканского союза, состоявшейся в июле 2002 г. в Дурбане (ЮАР), обсуждался вопрос о налаживании сотрудничества с международной африканской диаспорой путем включения ее членов в работу системы Африканского союза [6]. Во время саммита в Мапуту (Мозамбик) в июле 2003 г. Ассамблея глав государств и правительств одобрила решение включить в Учредительный акт Африканского союза предложение о поощрении всестороннего участия международной африканской диаспоры в структуре и деятельности организации с тем, чтобы максимально использовать знания и опыт ее лучших представителей в решении континентальных проблем и консультировании соотечественников, оставшихся работать на родине [7].

В 2005 г., на очередном межрегиональном совещании стран-членов Африканского союза в области научно-технического сотрудничества, был принят «Сводный план действий в области науки и технологий», содержащий программы исследований в области биотехнологий, водных ресурсов и энергетики, борьбы с засухой, лазерных технологий, физико-математических и космических наук в контексте создания региональных инновационных парков в целях улучшения качества научно-образовательной политики и привлечения талантливых африканских ученых. Предпринятые шаги позволили в некоторой степени снизить темпы профессиональной эмиграции и повысить уровень подготовленности местных специалистов [8].

На протяжении последних лет государства - члены Африканского союза пытаются найти новые способы решения проблемы «утечки умов» при согласовании миграционной политики с трудовым законодательством, а также в соответствии с общей демографической ситуацией в Африке. В этом контексте важным механизмом по удержанию грамотных специалистов является создание возможностей для альтернативной занятости в ключевых социально-экономических секторах, подразумевающей использование навыков африканских специалистов в областях, близких к их основной деятельности, включая содействие трансграничной миграции для прохождения программ профессиональной подготовки на основе ис-

пользования современных образовательных технологий [9].

Данные направления находятся в ведении Департамента Африканского союза по вопросам человеческих ресурсов, науки и технологий, координирующего политику в области подготовки профессиональных кадров и реализации научно-технических программ, что во многом позволяет упорядочить действия по привлечению и сохранению интеллектуального капитала в рамках стран -членов организации [10].

В контексте официальных дискуссий на различных уровнях происходит согласование и планирование проведения процедур по обмену научной информацией посредством наращивания межгосударственной мобильности африканцев, содействие установлению связей среди исследовательских, производственных и правительственных кругов в рамках межакадемических исследований с привлечением местных специалистов, тем самым мотивируя их работать на благо развития родных областей [11]. В частности, согласно «Стратегическому плану Африканского союза на 2004-2007 гг.», на национальном и региональном уровнях производилась разработка стипендиальных механизмов для обмена студентами с целью более активного вовлечения молодых африканцев в сферу образования и науки и поощрения мобильности университетских выпускников по всему континенту, в т. ч. через финансирование работы специализированных научно-технологических парков для обмена профессиональным опытом [12].

Кроме того, следует остановиться на совместной деятельности Африканского союза и «Нового партнерства в интересах развития Африки» (НЕПАД), реализующих общий подход к решению проблем, которые сопровождают процесс континентальной миграции квалифицированного персонала. Директивными документами двустороннего партнерства АС / НЕПАД в области образования и науки являются: «План действий в области образования в Африке», «Генеральный план региональной интеграции в сфере образования», «Сводный план действий в области науки и технологий в Африке», одобренный на саммите Африканского союза в Хартуме (Судан) в 2006 г., которые объединяют все

научно-технологические программы Африканского союза и НЕПАД.

В настоящий момент по линии АС / НЕПАД реализуется ряд совместных проектов, к числу наиболее важных из которых можно отнести:

1) «Открытое дистанционное обучение педагогов в Африке», направленное на укрепление потенциала ведущих учебных заведений и крупномасштабную подготовку преподавателей через развивающие программы в партнерстве с ведущими учебными заведениями в странах Южной и Западной Африки: Анголе, Демократической Республике Конго, Мозамбике, Бенине, Гане, Нигере, Нигерии, Сенегале и ЮАР. Бюджет программы составляет 1 млн долл. США;

2) «Поддержка медсестер и акушерок в Африке», двухлетняя континентальная университетская программа с аналогичным бюджетом, организованная для подготовки медицинских сестер и акушерок с целью продвижения современных знаний в сфере здравоохранения. Первые учебные программы были запущены в Кении и Танзании;

3) «Инновационно-технологические инкубаторы в Африке», континентальная инициатива, рассчитанная на бюджет в 25 млн долл. США в течение шести лет. Большую часть расходов покрывает Африканский союз, а принимающие страны оплачивают оставшиеся 25 % всех затрат с целью создания многофункциональной сети научно-технических инкубаторов в каждом из пяти географических субрегионов для реализации планов по модернизации и индустриализации Африки через подготовку компетентных исследователей, способных грамотно решать поставленные африканскими правительствами задачи [13; 14].

Существенные усилия Африканского союза и НЕПАД сосредоточены на объединении политических и научно-профессиональных кругов посредством проведения регулярных конференций и встреч на высшем уровне, опираясь на успешно зарекомендовавшие себя на практике проекты, как, например, «Африканский фонд научных исследований и разработок» (АФРАНД), занимающийся глубокими научными изысканиями с привлечением квалифицированных африканских и западных специалистов [15].

Резюмируя вышеприведенную информацию, следует отметить реальное стремление обеих сторон к повышению результативности координируемых инициатив, выраженное в определении долгосрочных приоритетов и регулярном мониторинге результатов заданной политики на текущем этапе, однако для достижения более значимых успехов в области обеспечения внутриафриканской учебно-профессиональной мобильности потребуется еще немало времени.

В 2008 г., в контексте согласования дальнейших действий в области интеллектуальной политики, на конференции глав государств и правительств в Аддис-Абебе (Эфиопия) была принята «Декларация об активизации деятельности африканских университетов» в рамках утверждения «Сводного плана действий по науке и технике в Африке» на 2008-2013 гг. с целью повысить эффективность африканского высшего образования [16]. В том же году Комиссией Африканского союза было одобрено учреждение Панафриканского университета в качестве сети исследовательских центров в рамках отдельных университетов в пяти географических субрегионах Африки для реализации инновационных академических программ путем повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административных сотрудников между африканскими университетами для преодоления последствий «утечки мозгов». Для изучения в рамках университета были определены пять ключевых тематических областей, центр каждой из которых расположен в конкретной африканской стране: фундаментальные науки, технологии и инновационная деятельность - Нигерия, науки о жизни и Земле - Камерун, социально-гуманитарные науки и управление -Кения, водные ресурсы и энергетика - Алжир, космические науки - ЮАР. Сегодня, несмотря на ряд трудностей материально-технического характера, организация работы данных центров происходит на достаточно высоком уровне [17].

Действуя в рамках «Стратегии гармонизации и развития высшего образования в Африке», Африканский союз принял ряд планов действий в области осуществления межуниверситетского научно-технического сотрудничества, а именно:

1) «Партнерство для получения высшего образования в Африке» предусматривает правительственную поддержку 49 университетов в девяти африканских странах с целью максимально использовать имеющиеся технические и ресурсные возможности для подготовки конкурентоспособных выпускников в соответствии с требованиями глобального рынка труда;

2) «Стратегия Африканского союза по согласованию программ в области высшего образования», направленная на содействие сопоставимости квалификаций по всему континенту и контролю качества применяемых механизмов для профессиональной мобильности и трудоустройства на континенте [18];

3) «Схема Панафриканской студенческой мобильности» - инициатива Африканского союза по активизации высшего образования в Африке путем обучения молодых африканцев в ведущих высших учебных заведениях по всему континенту при обязательном условии отработать, как минимум, два года в любой африканской стране после выпуска. Конечная цель программы заключается в том, чтобы обеспечить местным студентам достойную альтернативу обучению за пределами Африки и ввести в действие механизмы для общеафриканского признания квалификаций различных региональных вузов с обеспечением последующего трудоустройства выпускников на родном континенте [19].

Соответственным образом, на примере вышерассмотренных инициатив, прослеживается качественная эволюция процесса интеграции африканских стран на базе объединения научно-профессиональной сферы, что позволяет судить о выработке полноценного и достаточно эффективного подхода к решению проблемы нехватки квалифицированного персонала.

Нацеливаясь на будущее, участники очередной XXIII сессии Африканского союза на высшем уровне, состоявшейся в июне 2014 г. в Малабо (Экваториальная Гвинея) под девизом: «2014 - год сельского хозяйства и продовольственной безопасности», определили ряд ключевых решений в области дальнейшего социально-экономического и политического развития континента, в частности, в сферах образования, здравоохранения, сельского хо-

зяйства и торговли. На встрече Ассамблеей был также принят бюджет на 2015 г., который предполагает в общей сложности 522 млн долл. США на соответствующую исследовательскую деятельность[20].

В этом же году начали действовать стипендиальные программы Африканского союза для студентов-женщин, предназначенные для подготовки кадров в научно-технических, инженерно-математических и педагогических областях. Магистерские программы рассчитаны на два года, программы подготовки докторов наук - на три. Участницы из стран-членов Африканского союза в возрасте до 35 лет (будущие магистры) и до 40 лет (будущие доктора наук) начали проходить обучение в ведущих африканских университетах с заранее оговоренным условием впоследствии работать в любой из африканских стран в течение периода времени, равного по продолжительности потраченному на обучение [21].

Осуществление подобных проектов говорит о том, что в деле искоренения гендер-ного неравенства в Африке сделан существенный шаг, и представители обоих полов могут получить равноценное по качеству образование и в дальнейшем сделать успешную карьеру на родине.

Одной из наиболее масштабных инициатив, обсуждаемых государствами-членами Африканского союза в последние годы, стал проект документа по достижению прогресса в социально-экономической сфере в течение пятидесяти лет под названием «Повестка дня 2063», предложенный Комиссией Африканского союза в конце января 2014 г., во время XXII очередной сессии Ассамблеи глав государств и правительств в Аддис-Абебе (Эфиопия). В документе, среди прочего, запланировано расширение возможностей для самореализации африканцев и создание новых рабочих мест в сферах науки и образования, машиностроения, инженерии и химико-биологических исследований для воспитания квалифицированного и технически грамотного персонала. Ожидается, что окончательный вариант документа будет принят в 2015 г. [22].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в деле подготовки квалифицированных кадров в Африке сделан существенный шаг вперед. Разработка и реализация тематических

программ в области учебно-профессиональной мобильности под эгидой Африканского союза, при сохранении долговременной политической воли и наличии финансовых ресурсов, позволяет надеяться уже в ближайшем будущем получить прослойку высококлассных специалистов, ориентированных на решение наиболее значимых региональных проблем в социально-экономической и научно-технической сферах, и создать альтернативу профессиональному обучению и трудоустройству за пределами континента, в первую очередь среди молодых африканцев. При этом стоит отметить, что на данном направлении остается еще немало проблем. В частности, не ускользает из виду тот факт, что предлагаемые африканскими странами инициативы зачастую носят лишь декларативный характер и не в полной мере применяются на практике.

Другим принципиальным обстоятельством является то, что многие африканцы, получившие хорошее образование и востребованную специализацию, не желают возвращаться на родину и, со значительной вероятностью, предпочитают эмигрировать в государства с более высоким уровнем жизни и оплаты труда. Тем не менее, главным позитивным фактором является в первую очередь стремление самих африканцев внести значимый вклад в решение проблемы оттока квалифицированных кадров, что в будущем способно коренным образом преломить сложившуюся тенденцию и повлиять на дальнейшее социально-экономическое развитие Африки.

1. Using censuses to estimate levels and trends in the international migrant stock. Regional workshop for Sub-Saharan Africa on Strengthening collection and use of international migration data for development. Session IV. Addis-Ababa, Ethiopia. November, 2014 // The United Nations. URL: http://www.un.org/en/development/ desa/population/migration/events/other/worksho p/2014/docs/Session%20IV%20International%2 0migrant%20stock.pdf (accessed: 02.08.2015).

2. World Migration in Figures: A joint contribution by UN-DESA and the OECD to the United Nations High-Level Dialogue on Migration and Development. October, 2013 // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: http://www.oecd.org/els/mig/World-Migration-in-Figures.pdf (accessed: 02.08.2015).

3. Inter-State and Intra-Regional Cooperation on Migration Management in the IGAD Region. A Workshop Report. Addis-Ababa, Ethiopia. May, 2008 // International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int/jahia/webdav/shared/ shared/mainsite/microsites/rcps/igad/Workshop% 20Report%20Inter-State%20and%20Intra-Regio-nal%20Cooperation%20on%20Migration%20M anagement%20in%20the%20IGAD%20Region. pdf (accessed: 02.08.2015).

4. Лебедева Э.Е. Миграционная политика в странах Африки южнее Сахары // Миграционные процессы в странах Азии и Африки -опыт государственного регулирования: сборник статей / отв. ред. А.А. Рогожин. М., 2010. С. 40-52.

5. Akukwe C., Jammeh S. Africa and its Diaspora: Partnership Issues // African Union 6 Region Canada. URL: http://www.au6rc.com/about-au-diaspora.html (accessed: 02.08.2015).

6. Executive Council of the African Union. First Ordinary Session. Durban, South Africa. July 2002 // OAU/AU Summit: Official web site of the South African Chairmanship of the African Union. URL: http://www.au2002.gov.za/docs/ summit_council/aureg.pdf (accessed: 02.09.2015).

7. The Foundation for Democracy in Africa. Report on the First Africa Union Western Diaspora Forum. URL: http://democracy-africa.org/articles/ aurep02final.html#ScienceTechnology (accessed: 02.08.2015).

8. Africa's Science and Technology Consolidated Plan of Action. August 2008 // The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. URL: http://www.unesco.org/new/ fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/pdf/sc_plan _action_en.pdf (accessed: 02.08.2015).

9. The Migration Policy Framework for Africa. Gambia, 2006. URL: http://www.unhcr.org/4d5 258ab9.html (accessed: 02.08.2015).

10. The African Union Commission: Departments and Officials. Centre for citizens' participation on the African Union. URL: http://ccpau.org/wp-content/uploads/2012/07/who-is-who-at-the-AUC11.pdf (accessed: 02.08.2015).

11. Common African Position (CAP) on the Post-2015 Development Agenda. African Union,

2014. URL: http://www.un.cv/files/CAP_Post

2015.pdf (accessed: 02.08.2015).

12. Harmonization of Higher Education Programmes in Africa: Opportunities and Challenges. Ghana, 2008. URL: http://www.international.ac.uk/ media/4078/harmonization%20of%20higher%20 education%20programmes%20in%20africa.pdf (accessed: 02.08.2015).

13. Tredger C. 10 African innovation incubators to watch // IT News Africa. April, 2013. URL: http://www.itnewsafrica.com/2013/04/10-african

-innovation-incubators-to-watch/ (accessed: 02.08.2015).

14. Koutonin M.R. Top Business Incubators in Africa // Silicon Africa. February, 2013. URL: http://www.siliconafrica.com/top-business-incubators-in-africa/ (accessed: 02.08.2015).

15. The AU/NEPAD African Action Plan 20102015: Advancing Regional and Continental Integration in Africa. URL: http://www.uneca.org/ sites/default/files/uploads/sectors.pdf (accessed: 02.08.2015).

16. Establishment of the Pan African University. The Project Document. Kenya, 2011. URL: http://au.int/en/sites/default/files/PAU%20Projec t%20document.pdf (accessed: 02.08.2015).

17. Regional Institutes for global competitiveness -the Pan-African University // The Africa-EU Partnership.org, 2014. URL: http://www.africa-eu-partnership.org/success-stories/regional-institutes-global-competitiveness-pan-african-university (accessed: 02.08.2015).

18. Feasibility Study into the Relevance of a Tuning Approach for Higher Education in Africa. Final Report. Kenya, 2011. URL: http://www. tunin-gafrica.org/documentos/Final_report_EDITADO _VERSI0N_FINAL_30062011.pdf (accessed: 02.08.2015).

19. Makoni M. Africa: Continental student mobility scheme expanded // University World News.com. URL: http://www.universityworldnews.com/ article.php?story=20101127104154941 (accessed: 02.08.2015).

20. The 23rd Ordinary Session of the African Union in Malabo // Lusakatimes.com. URL: http:// www.lusakatimes.com/2014/07/02/23rd-ordina-ry-session-african-union-malabo/ (accessed: 02.08.2015).

21. African Union Scholarship for Female Students in Africa, 2014. URL: http://shikamaye.blogspot. ru/p/blog-page.html (accessed: 02.08.2015).

22. Agenda 2063. The Future We Want to Africa. Zero Draft Document // The African Union Commission, 2014. URL: http://www.uneca.org/ sites/default/files/uploads/zero_draft_agenda_20 63_document_19.03.2014_rev1.pdf (accessed: 02.08.2015).

1. Using censuses to estimate levels and trends in the international migrant stock. Regional workshop for Sub-Saharan Africa on Strengthening collection and use of international migration data for development. Session IV. Addis-Ababa, Ethiopia. November, 2014 // The United Nations. URL: http://www.un.org/en/development/

desa/population/migration/events/other/worksho p/2014/docs/Session%20IV%20International%2 0migrant%20stock.pdf (accessed: 02.08.2015).

2. World Migration in Figures: A joint contribution by UN-DESA and the OECD to the United Nations High-Level Dialogue on Migration and Development. October, 2013 // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: http://www.oecd.org/els/mig/World-Migration-in-Figures.pdf (accessed: 02.08.2015).

3. Inter-State and Intra-Regional Cooperation on Migration Management in the IGAD Region. A Workshop Report. Addis-Ababa, Ethiopia. May, 2008 // International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int/jahia/webdav/shared/ shared/mainsite/microsites/rcps/igad/Workshop %20Report%20Inter-State%20and%20Intra-Regional%20Cooperation%20on%20Migration %20Management%20in%20the%20IGAD%20R egion.pdf (accessed: 02.08.2015).

4. Lebedeva E.E. Migratsionnaya politika v stranakh Afriki yuzhnee Sakhary // Migratsionnye protsessy v stranakh Azii i Afriki - opyt gosudarstvennogo regulirovaniya: sbornik statey / otv. red. A.A. Rogozhin. M., 2010. S. 40-52.

5. Akukwe C., Jammeh S. Africa and its Diaspora: Partnership Issues // African Union 6 Region Canada. URL: http://www.au6rc.com/about-au-diaspora.html (accessed: 02.08.2015).

6. Executive Council of the African Union. First Ordinary Session. Durban, South Africa. July 2002 // OAU/AU Summit: Official web site of the South African Chairmanship of the African Union. URL: http://www.au2002.gov.za/docs/ summit_council/aureg.pdf (accessed: 02.09.2015).

7. The Foundation for Democracy in Africa. Report on the First Africa Union Western Diaspora Forum. URL: http://democracy-africa.org/ articles/aurep02final.html#ScienceTechnology (accessed: 02.08.2015).

8. Africa's Science and Technology Consolidated Plan of Action. August 2008 // The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. URL: http://www.unesco.org/new/ fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/pdf/sc_plan _action_en.pdf (accessed: 02.08.2015).

9. The Migration Policy Framework for Africa. Gambia, 2006. URL: http://www.unhcr.org/4d5 258ab9.html (accessed: 02.08.2015).

10. The African Union Commission: Departments and Officials. Centre for citizens' participation on the African Union. URL: http://ccpau.org/wp-content/uploads/2012/07/who-is-who-at-the-AUC11.pdf (accessed: 02.08.2015).

11. Common African Position (CAP) on the Post-2015 Development Agenda. African Union,

2014. URL: http://www.un.cv/files/CAP_Post

2015.pdf (accessed: 02.08.2015).

12. Harmonization of Higher Education Programmes in Africa: Opportunities and Challenges. Ghana, 2008. URL: http://www.international.ac.uk/media

/4078/harmonization%20of%20higher%20educa tion%20programmes%20in%20africa.pdf (accessed: 02.08.2015).

13. Tredger C. 10 African innovation incubators to watch // IT News Africa. April, 2013. URL: http://www.itnewsafrica.com/2013/04/10-african -innovation-incubators-to-watch/ (accessed: 02.08.2015).

14. Koutonin M.R. Top Business Incubators in Africa // Silicon Africa. February, 2013. URL: http://www.siliconafrica.com/top-business-incu-bators-in-africa/ (accessed: 02.08.2015).

15. The AU/NEPAD African Action Plan 20102015: Advancing Regional and Continental Integration in Africa. URL: http://www.uneca.org/ sites/default/files/uploads/sectors.pdf (accessed: 02.08.2015).

16. Establishment of the Pan African University. The Project Document. Kenya, 2011. URL: http://au.int/en/sites/default/files/PAU%20Projec t%20document.pdf (accessed: 02.08.2015).

17. Regional Institutes for global competitiveness -the Pan-African University // The Africa-EU Partnership.org, 2014. URL: http://www.africa-eu-partnership.org/success-stories/regional-ins-titutes-global-competitiveness-pan-african-uni-versity (accessed: 02.08.2015).

18. Feasibility Study into the Relevance of a Tuning Approach for Higher Education in Africa. Final Report. Kenya, 2011. URL: http://www.tumn-gafrica.org/documentos/Final_report_EDITADO _VERSI0N_FINAL_30062011.pdf (accessed: 02.08.2015).

19. Makoni M. Africa: Continental student mobility scheme expanded // University World News.com. URL: http://www.universityworldnews.com/ article.php?story=20101127104154941 (accessed: 02.08.2015).

20. The 23rd Ordinary Session of the African Union in Malabo // Lusakatimes.com. URL: http:// www.lusakatimes.com/2014/07/02/23rd-ordina-ry-session-african-union-malabo/ (accessed: 02.08.2015).

21. African Union Scholarship for Female Students in Africa, 2014. URL: http://shikamaye.blogspot. ru/p/blog-page.html (accessed: 02.08.2015).

22. Agenda 2063. The Future We Want to Africa. Zero Draft Document // The African Union Commission, 2014. URL: http://www.uneca.org/ sites/default/files/uploads/zero_draft_agenda_20 63_document_19.03.2014_rev1.pdf (accessed: 02.08.2015).

Поступила в редакцию 15.08.2015 г.

UDC 327.7(341.171)

THE ROLE OF THE AFRICAN UNION IN THE REGULATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOBILITY ON THE AFRICAN CONTINENT AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Sergey Igorevich PORUCHIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Public Relations and Politology Department, e-mail: sergio-poruchikov@rambler.ru

The African Union policy in the field of regulation the scientific and professional mobility on the African continent at the beginning of the XXI century is reviewed. Through the analysis of the problem such key factors as the reduction of socioeconomic and political situation in many African countries, a high level of unemployment, poor working conditions and human rights violation, leading to high rates of emigration of local specialists are considered. By concrete examples the desire of the African Union to systematize the processes of cultural, economic, social and political integration on the continent, in particular through the promotion of intellectual migration in the areas of education, healthcare, industry and science is shown. Attention is paid to the policy initiatives and actions on prevention of the process of the "brain drain" and bringing a highly skilled workforce to the region. Achieved results and evaluated further prospects of socio-economic development of Africa are analyzed.

Key words: intellectual migration; African Union; regional integration; education and employment.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-10-137-143

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.