Научная статья на тему 'Политика России и ее евразийских партнеров по интеграции в расширении сотрудничества и обеспечении безопасности со странами Африканского союза: прорывы и трудности'

Политика России и ее евразийских партнеров по интеграции в расширении сотрудничества и обеспечении безопасности со странами Африканского союза: прорывы и трудности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ / АФРИКАНСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН АФРИКИ В НОВОМ СТОЛЕТИИ / ВАЛЮТНО-ФИ-НАНСОВЫЕ СТАНДАРТЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ПОГАШЕНИЯ ДОЛГА АФРИКАНСКИХ СТРАН / THE AFRICAN UNION / THE AFRICAN MONETARY FUND / THE PARTNERSHIP PROGRAM TO STIMULATE ECONOMIC GROWTH IN AFRICA IN THE NEW CENTURY / THE MONETARY AND FINANCIAL STANDARDS OF STABILITY AND DEBT REPAYMENT IN AFRICAN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Задорина Анастасия Михайловна

В статье проанализированы перспективы расширения сотрудничества России и ее евразийских партнеров по интеграционным объединениям ЕАЭС, ШОС, БРИКС со стра-нами Африканского союза (АС). Отмечена возрастающая роль АС как региональной ин-теграционной организации, имеющей соглашение об африканской континентальной зоне свободной торговли и важной для стран ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Показаны проблемы и до-стижения АС в области координации мер обеспечения безопасности, борьбы за единство стран Африки, борьбы с бедностью, обеспечения роста экономик и стабильности финансо-вой системы стран АС. Выделена особая роль ЮАР как локомотива сотрудничества БРИКС с АС. Освещены вопросы целесообразности применения ограничивающих рост экономик стран АС финансовых стандартов МВФ с определением преимуществ региональных стан-дартов финансовой стабильности АС, нацеленных на развитие и рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика России и ее евразийских партнеров по интеграции в расширении сотрудничества и обеспечении безопасности со странами Африканского союза: прорывы и трудности»

Политика России и ее евразийских партнеров по интеграции в расширении сотрудничества и обеспечении безопасности со странами Африканского союза: прорывы и трудности

ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА,

заместитель Директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международной и региональной безопасности

Аннотация: В статье проанализированы перспективы расширения сотрудничества России и ее евразийских партнеров по интеграционным объединениям ЕАЭС, ШОС, БРИКС со странами Африканского союза (АС). Отмечена возрастающая роль АС как региональной интеграционной организации, имеющей соглашение об африканской континентальной зоне свободной торговли и важной для стран ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Показаны проблемы и достижения АС в области координации мер обеспечения безопасности, борьбы за единство стран Африки, борьбы с бедностью, обеспечения роста экономик и стабильности финансовой системы стран АС. Выделена особая роль ЮАР как локомотива сотрудничества БРИКС с АС. Освещены вопросы целесообразности применения ограничивающих рост экономик стран АС финансовых стандартов МВФ с определением преимуществ региональных стандартов финансовой стабильности АС, нацеленных на развитие и рост.

Ключевые слова: африканский союз, африканский валютный фонд, программа партнерства по стимулированию экономического роста стран Африки в новом столетии, валютно-фи-нансовые стандарты стабильности и погашения долга африканских стран.

The policy of Russia and its Eurasian partners on integration in expanding cooperation and security with the countries of the African Union: breakthroughs and difficulties

ZADORINA ANASTASIA MIHAYLOVNA,

Deputy Director of the Institute of CIS security issues, Head of Center for International and Regional Security

Abstract: The article analyzes the prospects for expanding cooperation between Russia and its Eurasian partners in the integration associations of the EAEU, SCO, BRICS with the countries of the African Union (AU). The increasing role of the AU as a regional integration organization with an agreement on the African continental free trade zone and important for the countries of the EAEU, the SCO, and the BRICS was noted. The problems and achievements of the AU in the field of coordination of security measures, struggle for unity of the countries of Africa, struggle against poverty, maintenance of growth of economy and stability of a financial system of the countries of AU are shown. A special role of South Africa as a "locomotive" of cooperation between BRICS and the AU has been singled out. The questions of expediency of using the "financial" standards of the IMF "limiting" the growth of the economies of the countries of the AS with the definition of the advantages of the regional standards of financial stability of the AU aimed at development and growth are discussed.

Key words: the African Union, the African Monetary Fund, the partnership program to stimulate economic growth in Africa in the new century, the monetary and financial standards of stability and debt repayment in African countries.

Перспективы расширения сотрудничества евразийских государств со странами Африканского союза

(АС), созданный в 2002 г., является влиятельным международных объединением государств Африки, формирующим новые векторы мировой политики и экономики. Согласно Учредительному акту Африканского союза от 12.06.2000 г.1 цели АС направлены на достижение высокой степени единства и сплоченности африканских государств и народов Африки, защищающих свой суверенитет, территориальную целостность, независимость от внешних посягательств, имеющих элементы неоколониализма.

Африканский союз, ускоряя политическую, социальную, экономическую интеграцию стран Африки, поддерживает и защищает общие африканские интересы и законные права на благоприятное социально-экономическое развитие народов Африки, природные ресурсы, поощряя взаимовыгодное международное сотрудничество на основе принципов и международного права ООН в целях обеспечения мира, безопасности, стабильности, что отвечает демократическим принципам учреждения АС. АС поддерживает и защищает права человека и народов в соответствии с Африканской хартией прав человека и народов и другими соответствующими документами по правам человека. АС ставит задачи формировать благоприятные условия для участия стран Африки в глобальной экономике, интеграции африканских экономик в целях поднятия жизненного уровня африканских народов.

Российская внешнеполитическая позиция относительно государств Африканского Союза (АС)2 неоднократно звучала в контексте расширения экономического и политического сотрудничества государств - членов ЕАЭС с государства-

ми - членами АС, что повысит меры международной безопасности. В настоящее время на Африканском континенте складывается напряженная и нестабильная обстановка, вызванная как военно-политическими конфликтами, так и постоянными экономическими разногласиями между государствами - членами АС, усиливающимися также из-за напряженности в Европейском Союзе, страны которого, в числе прочих проблем ЕС, не могут поделить границы и сферы своего влияния на конкретные государства в Африке.

Российская Федерация для обеспечения национальной, международной и евразийской безопасности нацелена на усиление своего влияния в Африке, планирует долгосрочное сотрудничество со странами АС, интенсифицирует с ними интеграционные и кооперационные связи. По заявлениям главы МИД России Сергея Лаврова, этому может способствовать Саммит «Россия -Африканский Союз» 2019 г., который сможет предложить пошаговую дорожную карту, направленную на повышение эффективности экономического сотрудничества России и АС3.

Тесное политическое и экономическое сотрудничество с АС даст России возможность расширить свое влияние на процессы обеспечения мира и безопасности в странах Африки, усилить торгово-экономические связи, принимая во внимание, что именно Африканский континент стал ареной самых ожесточенных столкновений террористических и экстремистских вооруженных группировок, которые частично уже ликвидированы при вмешательстве России по просьбе некоторых государств Африки (Египта, Судана и др.).

1 Учредительный акт Африканского союза от 12.06.2000 г. Принят государствами - участниками АС в Ломе - Того. http:// docs.cntd.ru/document/901880996

2 В 2002 г. на 38-й Ассамблее глав государств и правительств стран Организации Африканского Единства (ОАЕ) было провозглашено создание ее преемника - Африканского Союза (АС).

3 Официальный сайт МИД России. Саммит Россия-Африканский союз. http://www.mid.ru/afrikanskie-organizacii; https:// politexpert.net/112240-sammit-rossiya-afrikanskii-soyuz-pomozhet-ukrepit-otnosheniya-mezhdu-stranami

По итогам 31-го Саммита АС в г. Нуакшоте, Мавритания, проходившего с 25 июня по 2 июля 2018 г. были приняты ключевые решения и декларации, включающие дальнейшие меры по расширению Африканской Континентальной Зоны свободной торговли (АфКЗСТ - А^ТА), которую поддержали 49 государств - членов АС, подписав Соглашение об учреждении АфКЗСТ1. Ассамблея глав государств и правительств АС, призывая африканские государства перейти в торговле товарами и ресурсами от двустороннего торгового сотрудничества к многостороннему, утвердила пять приоритетных секторов трансграничных услуг, включающих транспортные услуги, услуги связи, финансовые услуги, туристические, посреднические и иные бизнес-услуги.

Также на 31-м Саммите АС 2018 г. одобрены рекомендации и предложения по институциональным реформам Африканского Союза, направленным на обеспечение мира и безопасности в Африке, которые касаются создания и функционирования следующих органов: Панафриканского Пар-

ламента, Совета мира и безопасности, Африканского суда по правам человека и народов, Африканской комиссии по правам человека и народов, Африканского механизма коллегиального обзора и Консультативного совета по коррупции.

В целях повышения организационной эффективности и действенности Саммита АС в июне -июле 2018 г. Ассамблея Глав государств - членов АС разработала и одобрила дорожную карту разделения экономических приоритетов и разграничения координационных функций между АС, региональными экономическими сообществами, государствами-членами, различными межафриканскими интеграционными сообществами и партнерствами разного типа.

Ассамблея глав государств-членов АС приняла ряд документов по созданию Агентства Африканского Союза по вопросам развития (АОУР), которое совместно с Новым Партнерством в интересах развития Африки до 2063 г. (НЕПАД), а также создаваемыми к 2020 г. Африканским банком развития АС, Африканским валютным фондом (новые условиях их деятельности определены после 2010 г.), действует в качестве исполнительного и технического органа АС. Ассамблея глав государств - членов АС поручила Комиссии АС (центральному исполнительному органу АС) по согласованию с Новым Партнерством по развитию Африки (НЕПАД) разработать устав АОУР и представить его для принятия на саммите в январе 2019 г.2

Проект«Большая Евразия» и роль России в новых реалиях обеспечения экономического развития и безопасности в Африке

Создание новых финансовых систем и единого рынка в рамках проекта «Большая Евразия» невозможно без стратегического партнерства со странами Африканского союза, которые ин-

тенсивно взаимодействуют в военно-технической и экономической сферах со странами ШОС и БРИКС. Особенно важно, что Южно-Африканская Республика становится связующим звеном

1 Summary of the key decisions and declarations of the 31st African Union Summit. https://au.int/en/pressreleases/20180706/ summary-key-decisions-and-declarations-3 lst-african-union-summit

2 31-й Саммит Африканского Союза 07.06.2018 г. https://www.aa.com.tr/ru/

между АС, БРИКС, ШОС, ЭПНШП (Новый Шелковый путь), АТЭС в секторе выстраивания нового валютно-финансового миропорядка на евразийском и африканском континентах.

В мае 2017 г. в Пекине Президент России В.В. Путин, выступая на открытии Международного форума «Один пояс, один путь», связанного с китайскими проектами «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской путь XXI века», отметил круг вопросов стратегического характера в сфере интеграционного взаимодействия и развития партнерских отношений с различными интеграционными сообществами мира1.

В этой связи следует отметить, что взаимодействие ЕАЭС, ШОС, БРИКС с АС развивается пока медленнее, чем хотелось бы. Наиболее интенсивно экономическое влияние на страны АС Китая, который инвестирует средства в страны АС, активизируя их сотрудничество с ШОС.

Инфраструктурные проекты ЕАЭС, ШОС, БРИКС, а также евразийский цивилизационный проект «Один пояс, один путь» вместе с проектом «Северный морской путь» перспективны для АС, поскольку они формируют новейшую политическую и экономическую архитектуру Евразийского континента, открытую для взаимовыгодного сотрудничества.

Проект «Большая Евразия» предлагает перспективы интенсивного развития экономик стран АС посредством привлечения африканских инвестиций в экономику евразийских государств на условиях кооперационного сотрудничества в рамках интегрированного экономического и финансового пространства. Кроме того, стратегическая значимость Африканского рога и Судана для осуществления контрольных мер за происходящим в Красном море и на морском пути сквозь Индийский океан в Средиземное море возросла возрастает в связи с реализацией Экономического проекта Нового Шелкового пути, называ-

емого Китаем с 2017 г. «Один пояс, один путь», когда его морская часть проходит именно по этому маршруту2.

Для будущего проекта «Большая Евразия» важны и валютно-финансовые перспективы сотрудничества с АС. В рамках АС функционирует Африканский валютный фонд, который также, как и Фонд условных валютных резервов БРИКС, все более оказывает влияние на процесс трансформацию мировой валютно-финансовой системы. Новый мировой валютно-финансовый порядок рождается как множественность международных платежных систем, международных интеграционных валютных фондов, региональных агентств по финансированию развития, межгосударственных банков инфраструктурных инвестиций, формирующихся как независимые от МВФ и Всемирного банка региональные валютно-финансовые институты, принимающие свои рекомендации и правила.

Соответственно, международные универсальные финансовые стандарты Совета Финансовой стабильности при МВФ ООН, модельные акты ОЭСР, общие стандарты и принципы Базельско-го комитета по банковскому надзору могут входить в коллизии с региональными стандартами финансового регулирования АС, БРИКС, ЕАЭС, ШОС и др. Коллизии порождаются разными целями выработанных стандартов.

1 Владимир Путин: Большая Евразия - это цивилизационный проект. http://www.stoletie.ru/na_pervuiu_polosu/v_putin. bolshaja_jevrazija__eto_ne_abstraktnaja_geopoliticheskaja_

2 Геополитика. Африка: итоги 2017 и прогнозы 2018. https://www.geopolitica.ru/article/afrika-itogi-2017-i-prognozy-2018

Если цель мировых валютно-финансовых стандартов международных организаций, подконтрольных МВФ, состоит в сдерживании сверхинтенсивного развития экономик развивающихся рынков стран Африки и Евразии, то цель стандартов международных интеграционных сообществ этих континентов заключается в стимулировании экономического роста их государств-участников.

Например, чтобы сдерживать промышленное развитие стран Африки, Всемирный банк (ВБ), провозгласил свое намерение с 2019 г. прекратить финансирование проектов в сфере нефти и газа стран развивающихся экономик, реализуя «гуманистическую миссию» по спасению климата Земли согласно положениям Парижской конвенции по климату 2015 г. В то же время ВБ не применяет финансовых санкций к крупным инвесторам-загрязнителям из промышленно развитых стран Запада, а США вообще вышли из Парижского соглашения по климату и не намерены соблюдать экологические требования ВБ.

Страны Африки заинтересованы в сотрудничестве с евразийскими государствами в части выработки общих стандартов, согласующихся как с экологическими требованиями Парижского соглашения по климату 2015 г., так и с общими задачами стран АС по борьбе с бедностью, последствиями военных конфликтов на Африканском континенте, по повышению уровня жизни

и темпов социально-экономического развития стран АС.

Мир, безопасность, финансирование развития в странах Африки становятся пространствами общих интересов ведущих стран Запада, Китая, США и России. Созданная несколько лет назад организация АС «Новое партнерство в интересах развития Африки» (НЕПАД) хотя и стремится стать организацией, координирующей реализацию нескольких стратегий развития государств Африканского Союза на период до 2063 г., тем не менее ей необходимы новые векторы сотрудничества с евразийскими странами1.

Это особенно актуально в сфере реализации Декларации и Плана финансирования развития ООН для развивающихся стран, включая страны Африки, принятых на 3-й Международной конференции ЮНКТАД по финансированию развития в 2015 г. В них предусмотрены финансовые меры бюджетной обеспеченности и погашения долгосрочной задолженности стран Африки перед МВФ и ВБ с учетом возможностей использования международных и региональных платежно-расчетных систем, созданных на базе АС, ШОС, БРИКС и др.

Активизируется роль международного права как системы правовых регуляторов межгосударственного уровня по разрешению актуальных проблем стран АС2.

Роль России как члена ЕАЭС, ШОС, БРИКС в расширении сотрудничества с Африканским Союзом

Политика западных стран относительно Африканского союза противоречива. Этого нельзя сказать относительно лидеров стран БРИКС. В последние годы в посланиях Президента Рос-

сийской Федерации В.В. Путина исполнительным органам АС, Президенту ЮАР и др. отмечалось особое внимание и интерес России к сотрудничеству с АС. При этом Российская Федерация под-

1 New Partnership for Africa's Development NEPAD of African Union.

2 Актуальные вопросы международного права в Африке: материалы Круглого стола X ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти профессора И.П. Блищенко, проходившего в Российском университете дружбы народов, организованного кафедрой международного права 12 июля 2012 г. в Москве / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева, А.М. Солнцев. М.: РУДН, 2012.

держивает курс на обеспечение безопасности и единства африканских государств под эгидой АС, который открыл новые горизонты развития Африки и населяющих ее народов.

ЮАР как развитая африканская страна и член БРИКС нацелена на социально-экономическое развитие Африки в контексте стратегических целей и задач АС.

25-27 июля 2018 г. в столице Южно-Африканской Республики г. Йоханнесбурге прошел 10-й Саммит БРИКС, на котором, кроме лидеров пять стран - участниц БРИКС: России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР, присутствовали еще десятки глав государств мира в качестве наблюдателей. Президент России В.В. Путин в своем выступлении коснулся главных вопросов построения многополярного мира и роста международного авторитета БРИКС в условиях обостряющихся проблем западной однополярности. Председатель КНР Си Цзиньпин посвятил свой доклад противодействию торговому протекционизму1.

В начале июня 2018 г., накануне Саммита БРИКС 25-27 июля 2018 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров осуществил рабочий визит в Руанду, где подчеркнул актуальность разработки стратегии сотрудничества России и стран АС, отметив важность дорожной карты, которая сделает экономическое сотрудничество России и АС эффективнее, расширив возможности для взаимного инвестирования и торговли.

Президент России В.В. Путин и глава МИД России С.В. Лавров не раз обозначали векторы взаимодействия России как страны - члена ЕАЭС, ШОС, БРИКС со странами АС, особенно с ЮАР. Преимущество ЮАР как ядра стран АС состоит в развитой научно-технической и финансо-

во-экономической инфраструктуре ЮАР, которая способствует продвижению товаров и инвестиций в государства - члены АС, а также выступает крупным сырьевым поставщиком-экспортером в развитые страны Запада.

Несомненно, ориентиром взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества России и АС на основе международного права выступают планы развития, стратегии, программы, одобренные резолюциями ГА ООН и актами Африканского союза.

Формат новой Африканской стратегии развития с 2001 г. называется «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), в его основу положены основные принципы, провозглашенные как ОАЕ, так и АС. НЕПАД содействует осуществлению различных программ и инициатив в области развития в африканских странах2. Основу НЕПАД составляют Программа партнерства по стимулированию экономического роста стран Африки в новом столетии и План Омега.

Программа НЕПАД о партнерстве в целях развития касается устранения конфликтов между странами Африки, привлечения инвестиций и финансирования для роста, реструктуризации внешних долгов стран АС и оказания им финансовой помощи. Программа НЕПАД «План Омега» касается развития сельскохозяйственного про-

1 Альтернатива западному однополярному миру. В ЮАР стартует юбилейный десятый саммит БРИКС. https://www.gazeta.ru/ politics/2018/07/25_a_11869249.shtml

2 Высшим органом АС является Ассамблея глав государств. Под эгидой Афросоюза действуют также Всеафриканский парламент и Африканский суд по правам человека и народов. Экономической интеграции призваны способствовать семь специализированных технических комитетов Союза, а также Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк и экономическая программа «Новое партнерство для развития Африки», или НЕПАД (New Partnership for Africa's Development -NEPAD). http://naukarus.com/afrikanskiy-soyuz-tseli-i-realnost

изводства, образовательной деятельности, развития эффективной медицины и социальной инфраструктуры1.

Африканский союз взаимодействует с многочисленными африканскими интеграционными сообществами, международными организациями, агентствами и союзами - такими, как Экономическое сообщество государств Центральной Африки, Экономическое сообщество стран Южной и Восточной Африки, Сообщество Сахе-лиано-Сахарских государств, Западно-Африканский экономический и валютный союз, Экономическое и валютное сообщество государств Центральной Африки, Межправительственное агентство по развитию, Союз Африканского Магриба, Южноафриканское сообщество развития, Африканский банк развития, Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки, Организация по гармонизации коммерческого (торгового) права в Африке (OHADA) и др.2

Африканский союз содействует разрешению конфликтных ситуаций между странами Африки. Так, нормализируются отношения между Эфиопией и Эритреей в рамках Алжирского Соглашения по урегулированию конфликта между этими странами, также стабилизируется положение в Сомали. Однако по-прежнему горячей точкой Африки остается Ливия, сохраняющая напряженную си-

туацию и угрожающая безопасности в Северной Африке. Отмечая прогресс в различных вызывающих озабоченность ситуациях на континенте, Ассамблея также наметила меры, которые необходимо принять для урегулирования кризисов, и возложила ответственность на различные заинтересованные стороны, участвующие в этих процессах.

В рамках 31-го Саммита АС, в г. Нуакшоте, Мавритания, проходившего с 25 июня по 2 июля 2018 г. были отмечены прогрессивные тенденции, имеющие место в Гвинее-Бисау и Мали по борьбе с террористической группой «Боко Ха-рам». Саммит одобрил политику Замбии и Зимбабве по осуществлению Генерального плана действий АС по реализации мер по прекращению боевых действий в Африке к 2020 г., призывая другие государства-члены следовать примеру этих стран. 31-й Саммит АС 2018 г. провозгласил создание Африканской Континентальной Зоны Свободной Торговли (AFCFTA), которыми которой стали еще пять африканских государств3.

Ранее в 2017 г. в Аддис-Абебе прошел 28-й Саммит АС, на котором в декларативной форме было объявлено о необходимости соблюдения всеми странами АС принципов мира, безопасности и солидарности при разрешении спорных проблем Африканского континента, что объединяет стран АС перед лицом внешних угроз. При этом под внешними угрозами и глобальным кризисом понимаются опасности, происходящие из-за изоляционистской и неоглобалистской политики США, которая может привести к сокращению объемов дотаций и финансовой помощи африканским странам.

31-й Саммит АС 2018 г. показал, что страны АС, приученные МВФ и ВБ к системным внешним

1 Диоманде Дро Хиасинте (Кот-д'Ивуар). Роль Африканского Союза в защите окружающей среды // Актуальные вопросы международного права в Африке: материалы Круглого стола X ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко, проходившего в Российском университете дружбы народов, организованного кафедрой международного права 12 июля 2012 г. в Москве/ отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева, А.М. Солнцев. М.: РУДН, 2012. https://mgimo.ru/upload/iblock/

2 Сообщества стран Африки. https://mgimo.ru/upload/iblock/c4e/c4e7e691672386ba53f061779161487d.pdf

3 Завершился 31-й Саммит Африканского Союза. https://www.aa.com.tr/ru/

заимствованиям, транши по которым все равно не покрывали всех потребностей стран АС, но создавали иллюзию финансовой помощи, теперь

должны постараться интегрировать свои экономики между собой, опираясь на собственные ресурсы1.

Нормативно-правовые акты и литература

1.Учредительный акт Африканского союза от 12.06.2000 г. Принят государствами - участниками АС в Ломе - Того. http://docs.cntd.ru/ document/901880996

2. Саммит Россия - Африканский союз. http:// www.mid.ru/afrikanskie-organizacii; https://politexpert. net/112240-sammit-rossiya-afrikanskii-soyuz-pomozhet-ukrepit-

3. Новое партнерство для развития Африки - НЕ-ПАД (New Partnership for Africa's Development -NEPAD). http://naukarus.com/afrikanskiy-soyuz-tseli-i-realnost

4. Summary of the key decisions and declarations of the 31st African Union Summit. https://au.int/en/ pressreleases/20180706/summary-key-decisions-and-declarations-31st-african-union-summit

5. Владимир Путин: Большая Евразия - это ци-вилизационный проект. http://www.stoletie.ru/na_

pervuiu_polosu/v_putin_bolshaja_jevrazija__eto_ne_

abstraktnaja_geopoliticheskaja_

6. Геополитика. Африка: итоги 2017 и прогнозы 2018. https://www.geopolitica.ru/article/afrika-itogi-2017-i-prognozy-2018

7. Актуальные вопросы международного права в Африке: материалы Круглого стола X ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного пра-

ва», посвященной памяти профессора И.П. Блищенко, проходившего в Российском университете дружбы народов, организованного кафедрой международного права 12 июля 2012 г. в Москве / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева, А.М. Солнцев. М.: РУДН, 2012.

8. Альтернатива западному однополяр-ному миру. В ЮАР стартует юбилейный десятый саммит БРИКС. https://www.gazeta.ru/ politics/2018/07/25_a_11869249.shtml

9. Диоманде Дро Хиасинте (Кот-д'Ивуар). Роль Африканского Союза в защите окружающей среды // Актуальные вопросы международного права в Африке: материалы Круглого стола X ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти профессора И.П. Блищенко, проходившего в Российском университете дружбы народов, организованного кафедрой международного права 12 июля 2012 г. в Москве / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева, А.М. Солнцев. - М.: РУДН. 2012. https://mgimo.ru/upload/iblock/

10. Сообщества стран Африки https://mgimo.ru/ upload/iblock/c4e/c4e7e691672386ba53f061779161 487d.pdf

11. Завершился 31 Саммит Африканского Союза. https://www.aa.com.tr/ru/

1 31-й Саммит Африканского Союза 2018 г. https://www.aa.com.tr/ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.