3. Газета «Народ». - 1992. 30 июля № 204, с. 1.
4. Azarinform. - 1991.
5. Чернявский С. Россия и Азербайджан: особенности и основные направления межгосударственного сотрудничества в постсоветский период// Кавказ и глобализация. - М., - Т.4. - Вып. 1-2. - 2010. - С. 31-41.
6. Алиева С.И. Азербайджано-российское экономическое сотрудничество в период независимости (1991-2016 гг.) // Современная научная мысль. - 2016. - № 4.
References and Sources
1. Gazeta «Kul'tura». - 1991. (na azerb. yaz.)
2. Gazeta «Azerbajdzhan». - 1991. - 29 iyunya, s. 7. (na azerb. yaz.)
3. Gazeta «Narod». - 1992. 30 iyulya № 204, s. 1.
4. Azarinform. - 1991.
5. CHernyavskij S. Rossiya i Azerbajdzhan: osobennosti i osnovnye napravleniya mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva v postsovetskij period// Kavkaz i globalizaciya. - M., - T.4. - Vyp. 1-2. - 2010. - S. 31-41.
6. Alieva S.I. Azerbajdzhano-rossijskoe ehkonomicheskoe sotrudnichestvo v period nezavisimosti (1991-2016 gg.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - № 4.
МАМЕДОВА ЯГУТ ЯГУБ КЫЗЫ - аспирант, Институт истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана.
MAMEDOVA, YAGUT YAGUB KYZY - Ph.D. student, Institute of History named after A.A. Bakikhanov of Azerbaijan National Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 94(6) «199/200»
ГБАДЕБО, АФОЛАБИ ПРОДВИЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ВКЛАД ЭКОВАС
Ключевые слова: Африканский союз, Сообщество, демократия, демократическое управление, ЭКОВАС, Комиссия ЭКОВАС, выборы, наблюдательная миссия, протокол и дополнительный протокол.
В статье анализируется создание в 1975 году Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), целью которого является содействие сотрудничеству и развитию в экономической, социальной и культурной деятельности и повышению уровня жизни населения государств-членов Сообщества. Показано значение обеспечения политической стабильности для развития разных стран субрегиона Западной Африки. Отмечается, что межгосударственные конфликты, начавшиеся в 1978 году, привели к тому, что Орган глав государств и правительств Сообщества принял Протокол о ненападении (1995 г.), а также Протокол, касающийся взаимной помощи в области обороны, направленный на защиту государств-членов Сообщества от любой вооруженной угрозы или агрессии. В статье рассматривается вклад ЭКОВАС в дело поощрения демократии и благого управления в государствах-членах Сообщества. Обоснован вывод о том, что поскольку и сегодня все еще существуют внутренние конфликты, которые затрагивают разные страны Сообщества, последние рассматривают демократию как единственный вариант развития.
GBADEBO AFOLABI
THE PROMOTION OF DEMOCRACY AND DEMOCRATIC GOVERNANCE IN WEST AFRICA:
ECOWAS CONTRIBUTION
Keywords: African Union, Community, democracy, democratic management, ECOWAS, ECOWAS Commission, election, observation mission, protocol and supplementary protocol.
In article analyses the creation in 1975 of the Economic Community of West African States (ECOWAS) which was aimed at promoting cooperation and development in economic, social and cultural activity and to raise of the standard of living of the people of member states of the Community. In realization of this, it shows the need for political stability for even development in various countries in West Africa sub-region. It noted, that the interstate conflicts which began in 1978 led the Authority of Heads of State and Government of the Community to adopt the Protocol on Nonaggression and also in 1995 to adopt the Protocol Relating to Mutual Assistance on Defence, aimed at giving mutual aid and assistance for defence against any armed threat or aggression on any member state of the Community.This therefore, has made it imperative for member states to see democracy as only option for good governance. In light of the above, it substantiated the conclusion, that because today still exist internal conflicts, that affect different countries of the Community, the last viewed the democracy as once way of development.
Межгосударственные конфликты 1978 года побудили Орган глав государств и правительств ЭКОВАС изначально особое внимание уделять вопросам безопасности, в частности, принять Протокол о ненападении, направленный на прекращение вторжений и соперничества со стороны государств под влиянием издержек демаркации колониальной границы, осуществленной после обретения странами Западной Африки независимости. Он также принял в 1995 году Протокол, касающийся взаимной помощи в отношении обороны, в первую очередь направленный на оказание поддержки в защите от любой вооруженной угрозы или агрессии против любого государства-члена Сообщества. Несмотря на эти два протокола, внутренние конфликты в некоторых государствах-членах породили уродливые явления, которые были вызваны отсутствием доверия между странами этого субрегиона Африки. Данная ситуация потребовала, чтобы государства-члены ЭКОВАС рассматривали демократию как единственный вариант эффективного управления. В соответствии с принципом демократии и демократического управления, в декабре 1999 года Орган глав государств и правительств Западной Африки принял Протокол, касающийся механизма по предотвращению, регулированию, разрешению, поддержанию мира и безопасности, а в декабре 2001 года Дополнительный протокол о демократии и надлежащем управлении.
ЭКОВАС и демократии в Западной Африке.
Одним из достижений ЭКОВАС на протяжении многих лет является интронизация демократии и демократического управления в Западной Африке. Напомним, что вскоре после обретения независимости многие страны Западной Африки управлялись военными хунтами. Такие страны, как Того, Нигерия, Гана, Сьерра-Леоне, Либерия, Гвинея, Бенин, Кот-д'Ивуар, Нигер, Гвинея-Бисау и другие в разное время испытали военное правление. Африканский союз (АС), являвшийся свидетелем многочисленных межгосударственных конфликтов и военных переворотов в отдельных государствах-членах, согласился создать Механизм по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтов в Африке, разработав принципы, нормы и ценности предотвращения политической нестабильности и конфликтов на основе демократии и демократического правления [1, p.87]. Однако, Джуда К. Окафор, Узодинма К. Окафор (2015) утверждают, что, несмотря на все усилия, предпринимаемые ЭКОВАС, африканские лидеры не выполнили своих мандатов [2]. В этой связи, они полагают, что проблема осталась системной. Кроме того, Баппа Хабибу Яя (2014) утверждает, что механизмы, введенные ЭКОВАС, а именно Договор и Протоколы, развернуты не полностью, что ослабляет результаты деятельности Организации. Далее он утверждает, что наднациональные учреждения, ответственные за осуществление соглашений, в частности Комиссия и Суд Сообщества, обладают слабыми полномочиями и действуют бессистемно [3]. Оценивая движение к демократии в Африке, Mafeje (2002) утверждает, что «демократическое управление - это новая концепция, разработанная африканскими учеными в качестве альтернативы широко распространенной концепции благого управления, выдвинутой Всемирным банком в ответ на грубое бесхозяйственное руководство африканским правительством» [4].
Следовательно, проведение ЭКОВАС демократического управления исторически может быть связано с желанием организации достичь и поддерживать мир и безопасность для интеграции и развития Западной Африки.
В 1993 году Органом глав государств и правительств ЭКОВАС был принят пересмотренный Договор, в котором изложены цели безопасности и политические цели Сообщества. В статьях 56 и 58 Договора непосредственно рассматриваются вопросы по политическим спорам и поддержанию мира, стабильности, а также безопасности в субрегионе. Пересмотренный Договор установил наднациональные институты, такие как парламент ЭКОВАС и Суд ЭКОВАС [5]. Что касается демократического управления, то были приняты два протокола: Протокол, касающийся Механизма предотвращения конфликтов, управления, разрешения, поддержания мира и безопасности в декабре 1999 года, и в декабре 2001 года был принят Дополнительный протокол о демократии и надлежащем управлении. Решение AHG.DEC 142 (XXV) рамочной основы реакции ОАЕ
(теперь АС) на неконституционную смену правительства было принято в Алжире в июле 1999 года [1, p.92]. Считается, что ЭКОВАС было вдохновлено этой инициативой.
Согласно Джуде К. Окафор и др. (2015), по всей Африке в целом за последнее десятилетие демократические процессы достигли значительного прогресса [2]. Однако избирательные процессы нередко становились катализатором нестабильности (часто по принципу победителя), а поляризованные политические и партийные системы (часто основанные на этнических или географических базах) порой вызывали протесты после выборов. С этой целью будет уместно изучить вышеупомянутые Протоколы ЭКОВАС: Протокол 1999 года к Механизму предотвращения конфликтов, управления, разрешения, поддержания мира и безопасности; и Дополнительный протокол о демократии и надлежащем управлении 2001 года.
Протокол ЭКОВАС A / P.1 / 12/99, касающийся Механизма по предотвращению, регулированию, разрешению, поддержанию мира и безопасности конфликтов был принят после того, как два соответствующих документа были впервые приняты на 29-й сессии глав государств и правительств ОАЕ [6]. Воздействие Протокола ОАЕ / АС позволило ЭКОВАС принять аналогичный протокол, направленный на прекращение распространения конфликтов, угрожающих миру и безопасности государств-членов, которые на протяжении многих лет подрывали усилия по улучшению уровня жизни населения Западной Африки. Фактически, Протокол должен был разрешить вмешательство в конфликтные страны, такие как Либерия, Сьерра-Леоне и Гвинея-Бисау, которые были охвачены внутренними конфликтами в 1990-х - 2000-х годах [7]. Тем не менее, Изабель Майер, ссылаясь на Howe (1996), утверждает, что «ни одно из трех вмешательств не может рассматриваться как чистый успех. Были даже спорные дебаты о том, могли ли меры ЭКОВАС продлить, а не сократить гражданские войны в Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинее-Бисау» [8].
Дополнительная демократия ЭКОВАС и эффективное управление: 2001 год
Дополнительный протокол ЭКОВАС о демократии и надлежащем управлении содержал подробные положения по вопросам выборов, их мониторингу, роли вооруженных сил, полиции и сил безопасности в сферах, связанных с демократическими процессами в Западной Африке. Сообщество ссылается на него как на «Дополнительный протокол», являющийся неотъемлемой частью Протокола, касающегося Механизма предотвращения конфликтов, управления ими, урегулирования, поддержания мира и безопасности. Bekoe и Mengistu, (2002) [9] выделяют три ключевых органа в Механизме ЭКОВАС, а именно: Совет по посредничеству и безопасности, Комиссию по обороне и безопасности и Совет старейшин. Дополнительный протокол разделен на 3 главы, 8 разделов и 50 статей с подробными положениями по конкретным темам: Принципы конституционной конвергенции; Выборы; Мониторинг выборов и помощь ЭКОВАС; роль вооруженных сил, сил полиции и безопасности в условиях демократии; Образование, культура и религия; Верховенство закона, права человека и надлежащее управление; Женщины, дети и молодежь; и Общие и Заключительные положения [10]. 8 разделов, как указано выше, имеют основополагающее значение для вопросов демократии и демократического управления, поскольку они играют важную роль в проведении заслуживающих доверия выборов. Эти положения направлены на предотвращение любых решений или действий правительства или любого из его учреждений по манипулированию или подрыву демократического процесса [1, P.95]. Поскольку Дополнительный протокол был принят в 2001 году, на его основе выборы проводились во многих странах ЭКОВАС. Цитируя Барнса (2001), Левитт (2010) [11], утверждает, что государства-члены ЭКОВАС по демократии и благому управлению ставят перед государствами-членами задачу закрепления демократии не только в качестве закона и политики, но и как институционального процесса принятия решений и обучения в обществе. С другой стороны, Odobo S.O. и др. (2016) [12], ссылаясь на избирательный кризис в Кот-д'Ивуаре, утверждают, что применение механизмов управления конфликтами ЭКОВАС не увенчалось успехом. Они подчеркивают, что ЭКОВАС, возможно, не хватало мужества и возможностей (как это было в Либерии и Сьерра-Леоне) для осуществления положений
Механизма 1999 года перед лицом серьезных гуманитарных проблем, нарушений прав человека и злоупотреблений.
Успешные выборы в Западной Африке: вклад ЭКОВАС
В глобальном масштабе известно, что выборы приобрели знаковый характер и стали одной из самых заметных профессий во всей глобальной деревне (Attahiru J.J. 2011: 4) [13], и Африка добилась значительных успехов на пути к демократии и теоретически, недавние выборы в Западной Африке стали доступными для многих, (IPI, 2011) [14]. Успешное проведение любых выборов представляет собой демократический барометр, и именно благодаря избирательному процессу граждане могут выражать свои взгляды и влиять на изменения в любой администрации. Как отмечалось, в некоторых странах, где были проведены выборы до вступления в силу вышеупомянутого Дополнительного протокола 2001 года, имели место нарушения, которые побудили глав государств и правительств государств-членов ЭКОВАС незамедлительно принять некоторые меры в Протоколе, связанные с выборами. В нем ЭКОВАС был уполномочен оказывать помощь государствам -членам в их выборах, которая может принимать форму информационной миссии, повышать осведомленность, проводить кампании и контролировать миссию. Вместе с тем, Совет Безопасности ЭКОВАС имеет полномочия, позволяющие Комиссии ЭКОВАС принять решение о том, чтобы либо отправить группу мониторинга, либо принять другие меры, гарантирующие свободные, прозрачные и справедливые выборы [7]. Однако оценки, данные в докладе Международным институтом мира в отношении некоторых выборов, проведенных в субрегионе, и их последствий для предотвращения кризисов и стабильности, по-прежнему отражают противоречивые результаты.
Современная наблюдательная миссия ЭКОВАС
С этой целью рассмотрим вопрос о том, как ЭКОВАС направляла свои Миссии по наблюдению в страны-члены в 2015 и 2016 годах во время проведения общих выборов. Согласно докладу IPI: «в некоторых странах урна для голосования стала предпочтительным инструментом для выбора лидеров ...». Демократия и стабильность пострадали от культуры фальсификации, а выборы по-прежнему оспариваются одним из поколений лидеров, которые отказались видеть себя вне правительственного офиса. Материальные и институциональные ограничения по-прежнему влияют на избирательные процессы в регионе. Более того, за последнее десятилетие международный мониторинг и наблюдение за выборами все чаще становятся необходимостью в процессах демократизации в Нигерии и других развивающихся странах.
Однако можно утверждать, что международные наблюдения не являются совершенно новым событием в Африке (Obi and Abutudu, 1999: 21) [15]. В Нигерии президентские выборы были проведены 28 марта 2015 года, и в рамках подготовки к выборам ЭКОВАС развернуло Миссию по наблюдению на 250 человек для охвата страны с предполагаемым населением в 170 123 740 (оценка за июль 2012 года) и географическим районом в 923 768 квадратных километров [16]. Миссия по наблюдению состояла из краткосрочных и долгосрочных наблюдателей, разосланных для охвата всех геополитических зон Нигерии, исключая северо-восток страны из-за ситуации с безопасностью в результате повстанческого движения Боко Харам. Эту миссию возглавил бывший президент Ганы Джон Куфур. Наблюдательная миссия высоко оценила энтузиазм, зрелость, терпение и чувство гражданской ответственности, продемонстрированное электоратом в стране. Она дала высокую оценку представителям избирательных органов за хорошее знание избирательного процесса и соблюдение правил процедуры голосования. Впервые в истории Нигерии президентские выборы выиграл кандидат от оппозиции Мухаммаду Бухари, который из-за прозрачности выборов был впервые поздравлен его главным соперником - действующим президентом Гудлаком Джонатаном до того, как был объявлен окончательный результат [17]. Однако Сануси Олатунде (Sanusi Olatunde, 2016) утверждает, что выборы в 2015 году вызвали массовый гнев, осуждения и обвинения в мошенничестве на выборах [18]. Следовательно, необходимость изучения всеобщих выборов в 2015 году в Нигерии
становится императивной задачей. Сануси делает вывод о том, что на всеобщих выборах были выявлены следующие практики:
• Низкая активность избирателей оставила политику в руках «денежных мешков» и коррумпированных политиков, это подорвало демократическую консолидацию;
• Группа мониторинга обнаружила использование денег и продуктов питания, чтобы побудить избирателей в Осуне и Экити к определенному волеизъявлению;
• Недостаток регулирования и контроля фондов политических партийных кампаний также был серьезной проблемой;
• Неэтичные рекламные кампании и публикации в средствах массовой информации;
• В Нигерии и в африканской политике отсутствует использование выборов для национального строительства и национальной интеграции. Необходимо, чтобы общественность и политологи постоянно рассматривали положение дал в вышеупомянутых областях.
В Того президентские выборы были первоначально запланированы на 15 апреля 2015 года, но затем отложены на десять дней по рекомендации президента Джона Драмани из Ганы, который был председателем глав государств и правительств ЭКОВАС во время выборов. Выборы состоялись 25 апреля 2015 года. Долгосрочная миссия наблюдателей ЭКОВАС, состоящая из 12 экспертов по предотвращению конфликтов, анализу выборов, гендерным вопросам и управлению средствами массовой информации была развернута за несколько дней до и после проведения выборов. Позже Комиссия ЭКОВАС развернула миссию по наблюдению за выборами из 100 человек во главе с бывшим Временным президентом Либерии г-ном Амосом Сойером для наблюдения за президентскими выборами в стране. Хотя главный соперник возможного победителя и действующего президента Форе Гнассингбе г-н Жан-Пьер Фабр осудил выборы, утверждая, что они были мошенническими, миссия наблюдателей ЭКОВАС подтвердила, что выборы были свободными и прозрачными [17]. Это также позиция Национальной консультации гражданского общества Того (Тоголезская неправительственная организация). Напротив, политический аналитик Жиль Яби, ссылаясь на региональный блок Западной Африки по проведению выборов в Того, утверждает, что «Того - единственная страна ЭКОВАС, которая никогда не видела никаких реальных демократических преобразований» [19].
В Гвинее президентские выборы были проведены 11 октября 2015 года. ЭКОВАС развернуло миссию наблюдения за выборами из 67 человек, возглавляемую бывшим Либерийским временным лидером Амосом Сойером. Делегация состояла из 12 долгосрочных и 52 краткосрочных наблюдателей, дислоцированных в основных избирательных зонах, составляющих четыре региона Гвинеи - Гвинейский морской (Конакри-Киндия-Бонке), Моюн-Гвинею (Лабе-Маму-Далаби), Верхнюю Гвинею (Канкан-Фаранах-Киссидугу) и Гвинею-Форестье (Нзерекоре-Гекедон-Бейла). Долгосрочная миссия наблюдателей ЭКОВАС состояла из технической группы, возглавляемой Отделом управления по политическим вопросам, вопросам мира и безопасности (ПАПС). В группе также были юристы, специалисты по средствам массовой информации, специалисты по предотвращению конфликтов. В конечном итоге, Альфа Конде был объявлен победителем с 2 285 827 голосами. Его главный соперник Мамеду Диалло набрал 1 242 362 голоса [17]. Хотя оппозиционные партийные лидеры вначале не согласились с результатами, ссылаясь на факты подтасовки бюллетеней для голосования, голосования несовершеннолетних, изменения карты выборов и запугивания избирателей, однако их представителям пришлось согласиться с результатами выборов из-за напряженной атмосферы до и после выборов. Это подтверждает утверждение доклада Совета мира и безопасности, который в своем анализе утверждает, что проведение выборов без разрешения политического кризиса, вероятно, еще больше разделит и без того поляризованный политический класс. В нем утверждается, что организация выборов не может считаться прочным решением избирательного кризиса, но должна быть стабилизирующим фактором в контексте повторяющейся политической
нестабильности в стране. Затем он утверждает, что только лишь успешные выборы не являются гарантией политической стабильности после выборов [20].
Президентские выборы в Буркина-Фасо, состоявшиеся 29 ноября 2015 года, не отличались от других, поскольку ЭКОВАС развернула 133 наблюдательных миссий, состоящих из 13 долгосрочных и 120 краткосрочных наблюдателей в стране [17]. Лидером наблюдательной миссии был бывший президент Гвинеи Серифо Нхамаджо. Когда окончательные результаты были объявлены, Рош Марк Кабор стал победителем. Он выиграл 53,5 % голосов, чтобы победить бывшего министра финансов Церирина Диабра, который набрал 29,7 % и 12 других кандидатов. Напомним, что выборы были первыми после событий, которые привели к изгнанию президента Блейза Компаоре, который правил страной в течение 27 лет [21]. Однако Даниэль Эйзенга (Daniel Eizenga, 2015) [22], научный сотрудник исследовательской группы Sahel в своем заявлении, заявляет, что международные наблюдатели от Европейского союза, блока Западной Африки ЭКОВАС и Африканского союза присоединились к тысячам местных наблюдателей за выборами из организаций гражданского общества, признавших, что выборы прошли лишь с несколькими нарушениями. Добавив, что почти все кандидаты в президенты поздравили избранного президента в течение 24 часов с предварительными результатами. Это указывает на улучшение показателей и развитие демократического процесса в Западной Африке.
В Нигере первый раунд президентских выборов состоялся 21 февраля 2016 года, а второй раунд состоялся 20 марта 2016 года. Профессор Амос Сойер, бывший Временный президент Либерии, был назначен руководителем миссии по наблюдению ЭКОВАС в составе 130 человек, включая из 115 краткосрочных наблюдателей и 15 долгосрочных наблюдателей [23]. Результат первого раунда выборов показал, что Махамаду Иссуфу набрал 2,252,016, чтобы обыграть Хаму Амаду, который набрал 824 500 и Сейни Умару, который набрал 563 613, чтобы стать третьим. Миссия наблюдателей ЭКОВАС в своем предварительном докладе поздравила жителей Нигера с выборами и подтвердила, что выборы прошли в спокойной и мирной атмосфере [24]. Выборы второго тура должны были проводиться, когда на первых выборах не было четкого победителя. Это было проведено 20 марта 2016 года, а победителем стал Махамаду Иссуфу, который получил более 92% голосов во втором туре, чтобы обыграть своего соперника Хаму Амаду [25]. Таким образом, Махамаду Иссуфу стал президентом Нигера. Анализ [26] ситуации в области безопасности, показал, что Нигер был нестабильным, «зажатым» между кризисом Боко Харам в Нигерии и кризисами в северной части Мали и Ливии. Деятельность Боко Харам в Нигере не только привела к гибели людей и собственности в стране, но и нигерийские беженцы, перемещенные Боко Харам на юг Нигера, также напрягали минимальные ресурсы Нигера. Туарегские восстания в сочетании с процветающим рынком торговли оружием, наркотиками и людьми еще больше дестабилизировали Нигер. Поэтому выборы в 2016 году считались решающими, но отличались множеством проблем. Поскольку восстание Боко Харам было сосредоточено на том, чтобы играть значительную роль на выборах, ожидается, что оно может дестабилизировать положение в стране.
Аналитик далее заявил, что до выборов было мало текущих проектов, связанных с выборами, при этом несколько учреждений-доноров и партнеров по развитию сократили свою поддержку стране. Однако, исходя из неустойчивой избирательной атмосферы в стране, (International IDEA рекомендовала рассмотреть программу обучения в области мира, которая могла бы оказать значительное влияние на проведение выборов. Хотя уровень неграмотности в Нигере превышает 70%, а на предыдущих выборах наблюдались небольшая явка избирателей - например, на парламентских выборах 2011 года наблюдалась 49-% явка (International IDEA n.d.). С другой стороны, в представлении Лизы Мюллер и Лукаса Мэтьюза (2016 год) [27] важны четыре момента, которые известны о выборах в Нигере в 2016 году: основные кандидаты были «переработаны» элитами; наблюдатели за выборами не гарантировали чистого процесса; терроризм является серьезной проблемой, но его угроза
может также способствовать единению нигерийцев после выборов; и оспариваемые выборы не обретут демократию в долгосрочной перспективе.
Президентские выборы в Гамбии состоялись 1 декабря 2016 года. Основными участниками были действующий президент Яя Джаммех и Адама Барроу [28]. Как обычно, Миссия по наблюдению за ЭКОВАС была развернута для наблюдения за выборами, но избирательный орган Независимая избирательная комиссия Гамбии отказалась аккредитовать членов контрольной группы. Эти выборы стали испытанием для ЭКОВАС, поскольку президент Джаммех сначала поздравил своего соперника Адаму Барроу с победой на выборах, но позже отверг их результаты и призвал к новым выборам из-за предполагаемых нарушений. Президент Либерии и Председатель Управления государств и правительств ЭКОВАС г-жа Эллен Джонсон Сирлиф открыто выступала от имени Сообщества и настаивала на том, что позиция президента Джаммеха неприемлема и угрожает миру как в Гамбии, так и в всей Западной Африке. Она утверждала, что в 21-м веке лидеры не имеют возможности избирательно принимать только те результаты, которые дают мандат на лидерство и отрицать результат, который отменяет этот мандат [28].
В результате Адама Барроу выиграл 43,3 %, а действующий президент Джаммех набрал 39,6 % голосов. Председатель ЭКОВАС возглавил делегацию в Банжуле 13 декабря
2016 года с участием президентов Нигерии, Ганы, Сьерра-Леоне и Специального представителя ООН в Западной Африке. Цель их визита состояла в том, чтобы убедить президента Джаммеха принять результат и позволить принести присягу Адаме Барроу. Это, Джаммех, в конечном счете, отклонил и настаивал на новых выборах. На совещании ЭКОВАС в декабре 2016 года Сообщество согласилось с тем, что Адама Барроу должен быть приведен к присяге в качестве президента 19 января 2017 года и дал Джаммеху до 18 января освободить должность. Он был приведен к присяге в качестве президента Гамбии 19 января
2017 года в Дакаре, Сенегал. Для беспрепятственного прибытия Барроу в Гамбию было предпринято военное вмешательство ЭКОВАС (ЭКОМОГ); 19 января 2017 года его войска вторглись на территорию Гамбии, но не начали действовать в результате начавшихся в последнюю минуту переговоров президента Мавритании Абдель Азиза, Гвинеи Альфа Конде и Ибн Чамбаса, Специального представителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций для Западной Африки и Сахеля (ЮНОВАС). В результате достигнутой договоренности президент Джаммех согласился уйти в отставку и отправиться в ссылку. Позже он отбыл в Экваториальную Гвинею, а Адам Барроу переехал в Банжул, где взял на себя обязанности президента Гамбии [29]. Это то, что, по словам Би-би-си, было «одним из самых больших выборов, которые Западная Африка никогда не видела» [30].
Подводя итоги, нужно отметить большой вклад ЭКОВАС в продвижение демократии и демократического управления в Западной Африке. Выборы во всех упомянутых выше странах были довольно успешными из-за присутствия Миссии наблюдателей ЭКОВАС, в соответствии с Дополнительным протоколом ЭКОВАС о демократии и надлежащем управлении 2001 года. Как и ожидалось, были жалобы проигравших о нарушениях, но минимальный приемлемый стандарт на этих выборах удалось обеспечить. В этом заслуга ЭКОВАС, которая проводила политику отправки своих Миссий по наблюдению. Более того, показано, что политическая ошибка, допущенная на выборах в Гамбии, была разрешена без кровопролития, так как ЭКОВАС использовал свои инструменты, чтобы заставить президента Джаммеха освободить свой пост для победителя Адаму Барроу, который позднее был приведен к присяге в качестве президента Гамбии. Гражданская война, которая использовалась для проведения таких спорных выборов в некоторых западноафриканских странах в прошлом, была предотвращена вмешательством ЭКОВАС. Учитывая наличие внутренних конфликтов во многих государствах, государства-члены ЭКОВАС и впредь должны рассматривать демократию как единственный вариант благого управления.
Литература и источники
1. Yaya, B.H. 2014, ECOWAS and the Promotion of Democratic Governance in West Africa- Journal of International Relations and Foreign Policy, American Research Institute for Policy Development, online www.jirfp.com/journals/jirfp/vol_2_No_1_March_2014/5.pdf accessed: 15 October 2017
2. Jude C.Okafor, Uzodinma C. Okafor. ECOWAS and Democratic Reversal in West Africa: Re-visiting Military Incursion on the State Leadership. International Affairs and Global Strategy. www.iiste.org. Vol.37, 2015
3. Bappah Habibu Yaya. ECOWAS and the Promotion of Democratic Governance in West Africa. Journal of International Relations and Foreign Policy March 2014, Vol. 2, No. 1, pp. 85-102
4. Mafeje, A. 2002, Democratic Governance and New Democracy in Africa: Agenda for the Future, Nairobi: African Forum for Envisioning Africa. (paper presentation)
5. The Treaty, Protocols, Conventions and Supplementary Acts of the Economic Community of West African States (1975-2010), 2011, Abuja: Ministry of Foreign Affairs, Nigeria. P.410-411
6. ECOWAS Website, 1999 Protocol Relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, Peacekeeping and Security, www.documentation.ecowas.int/download/en/legal_documents/protocols/ProtocolRelatingtotheMechanismforConflictP revention,Management,Resolution,PecaekeepingandSecurity p.6. accessed: 25 October 2017
7. Building Peace and Democracy in West Africa, 2005, Cotonou: The Forum of Political Parties, the Media and Civil Society in West Africa, Benin, online, https://www.oecd.org/swac/publications/38521154.pdf. P.66. accessed: 16 October 2017 Isabel Meyer.
8. ECOWAS: The Protocol Relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, PeaceKeeping and Security. College:University of Duisburg-Essen Course: Africa International Relations and Conflict Management. 2009
9. Bekoe, D. Mengistu, A. (2002) "Operationalizing the ECOWAS Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, Peacekeeping and Security" Dakar: International Peace Academy/ECOWAS, August
10. The Treaty, Protocols, Conventions and Supplementary Acts of the Economic Community of West African States (ECOWAS) (1975-2010), 2011, Abuja: Ministry of Foreign Affairs, Nigeria, pp. 553-565
11. Levitt, J.(2010)"Pro-Democratic Intervention inAfrica", Wisconsin International Law Journal, Vol. 24, No. 3. Accessed at: http://hosted.law.wisc.edu/wilj/issues/24/3/levitt.pdf.July 11, 2011
12. Odobo S.O., Udegbunam C.W.K. and Akale C. Assessing the Ecowas Conflict Mechanism and Democracy Protocol in the Light of the Electoral Crisis in Cote D'Ivoire.International Journal of Arts and Humanities: ISSN-2360-7998, Vol. 4(4): pp170-176, September, 2016
13. Attahiru M. Jega (2011) Nigeria's 2011 General Elections: The International Dimension and Challenges, Lecture Series No.89 Published by Nigerian Institute of International Affairs, Lagos Nigeria, p.4
14. Elections and Stability in West Africa. International Peace Institute (IPI). November 201 1. https://www.ipinst.org/wp-content/uploads/publications/ipi_e_pub_praia_2_.pdf
15. Obi, Cyril and Musa Abutudu, (1999), "Election observer" in Oyeleye Oyediran and Adigun Agbaje (eds.) Nigeria. Politics of Transition and Governance, 1986-1996, Dakar: CODESRIA Books, p.21
16. Invest in Nigeria (2012-2013), 2012, London: Newsdeskmedia & Nigeria High Commission, p.29
17. ECOWAS Website, www.ecowas.int/elections-home/nigeria-elections-2015/ accessed: 15 October 2017
18. Sanusi Olatunde. The Role Of The International Observer In Consolidation Of Democracy In Nigeria: A Case Of 2015 General Elections. Global Journal of Political Science and Administration "European Centre for Research Training and Development UK". Vol.4, No.3, pp.34-80, July 2016. www.eajournals.org
19. The Independent. Togo bucks the trend of political reform in W.Africa. The Independent. September 14, 2017. -https://www.independent.co.ug/togo-bucks-trend-political-reform-w-africa/
20. Peace and Security Council Report. Overcoming the deadlock in Guinea-Bissau. ISS. 11 December 2017. -https://issafrica.org/pscreport/situation-analysis/overcoming-the-deadlock-in-guinea-bissau
21. Website of Reuters, https://www.reuters.com/article/us-burkina-election/kabore-wins-burkina-faso-presidential-election-idusKBNOTJOQT20151201 accessed: 30 October 2017
22. Daniel Eizenga. Burkina Faso elections mark turning point in country's recent political turmoil. The Washington Post. December 6, 2015. - https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2015/12/06/burkina-faso-elections-mark-a-turning-point-in-a-country-in-political-turmoil/?utm_term=.f1b8f15968d5
23. ECOWAS Website, www.ecowas.int/elections-presidentielles-au-niger-2016/ accessed: 17 October 2017.
24. ECOWAS Website, www.ecowas.int/wp-content/uploads/2016/02/Preliminary-Delaration-Niger-Elections-2016-Eng.pdf accessed: 30 October 2017
25. www.aljazeera.com/news/2016/03/niger-president-issoufou-scores-landslide-election-win-160323053403939.html. accessed: 30 October
26. 2017Idayat Hassan. Situation Analysis: Niger. International Institute for Democracy and Electoral Assistance (IDEA). February 2016. - https://www.idea.int/sites/default/files/publications/situation-analysis-niger-EN.pdf
27. Lisa Mueller and Lukas Matthews. 4 things you should know about Niger's recent elections. The Washington Post. April 17, 2016. - https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2016/04/17/4-things-you-should-know-about-nigers-recent-elections/?utm_term=.293ac10a52da
28. ECOWAS Website, www.ecowas.int/ecowas-goodwill-message-to-the-people-of-the-gambia-on-the-eve-of-the-1st-december-2016-presidential-elections/ accessed: 31 October 2017
29. Hartman, C. (2017). ECOWAS and the Restoration of Democracy in the Gambia, in: Africa Spectrum, 5, I, Hamburg: GIGA German Institute of Global and Area Studies, Institute of African Affairs in co-operation with the Dag Hammarskjoid Foundation Uppsala and Hamburg University Press, p. 85-89.
30. BBC. Gambia's Adama Barrow says shock win heralds 'new hope'. BBC. 2 December 2016. -http://www.bbc.com/news/world-africa-38186751
The inter-state conflicts as witnessed in 1978 prompted the Authority of Heads of State and Government of ECOWAS to adopt the Protocol on Non-aggression, aimed at stopping incursion and rivalry by states as a result of the colonial boundary demarcation after independence of countries in West Africa. It also adopted in 1995 the Protocol Relating to Mutual Assistance on Defence primarily targeted at giving support on defence against any armed threat or aggression on any member state of the Community. Despite these two protocols in place, internal conflicts in some member states reared its ugly head which was caused by lack of trust and good governance among countries in the sub-region of Africa. This however, made it imperative for member states of ECOWAS to see democracy as only option for good governance. In adherence to the principle of democracy and democratic governance in West Africa, was the adoption in December 1999 by the Authority of Heads of State and Government the Protocol Relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, Peacekeeping and Security and in December 2001 Supplementary Protocol on Democracy and Good Governance.
An Analysis of ECOWAS and Democracy in West Africa
One of the achievements of ECOWAS over the years is the enthronement of democracy and democratic governance in West Africa. It is recalled that shortly after independence, many countries in West Africa were ruled by military juntas. Countries like Togo, Nigeria, Ghana, Sierra Leone, Liberia, Guinea, Benin, Ivory Coast, Niger, Guinea Bissau among others have in various times experienced military rule. The African Union (AU), having witnessed inter-state conflicts and frequent military coups in some member states agreed to establish a Mechanism for Conflict Prevention, Management and Resolution in Africa in their summits held on 29 June 1993 and an African Charter on Democracy, Elections and Governance on 30 January 2006. The two instruments were to embody rules, principles, norms and values as well as prevention of political instability and conflicts through adherence to the principle of democracy and democratic governance [1, p.87]. However, Jude C. Okafor, Uzodinma C. Okafor (2015) [2] argue that, despite all the efforts being made by ECOWAS, African leaders have not been living up to their mandates. It is in line with this that the writers assert that the problem remains a systemic one. Also, Bappah Habibu Yaya (2014) [3] posits that the mechanisms put in place by ECOWAS, namely the Treaty and the Protocols are not fully deployed, which weaken the performance of the Organization. He further argues that, the supranational institutions responsible for implementation, notably the Commission, and the Community Court have weak enforcement authority and operate in an incoherent and disjointed manner. In a swift turn referring to democracy and governance in Africa, Mafeje (2002) argues that "democratic governance is a new concept developed by African scholars as an alternative to the much touted concept of good governance advanced by the World Bank in response to gross mismanagement by African government" [4].
Consequently, the pursuance of democratic governance by ECOWAS can historically be linked to the desire of the organization to attain and maintain peace and security for integration and development of West Africa. In realization of this, all member states of ECOWAS made a Declaration of Political Principles in their pursuit of freedom, people's right and democratization within the Community [1, p.91].
In 1993, a revised Treaty was enacted by the Authority of Heads of State and Government of ECOWAS which set out security and political goals for the Community. Articles 56 and 58 of the Treaty specifically deal with issues on political matters and maintenance of peace, stability as well as security within the sub-region. The revised Treaty establish supranational institutions such as the ECOWAS Parliament and the ECOWAS Court of Justice [5]. On democratic governance, two protocols: Protocol Relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, Peacekeeping and Security was enacted in December 1999 while the Supplementary Protocol on Democracy and Good Governance was enacted in December 2001. The Decision AHG.DEC 142 (XXV) of the framework on OAU (now AU) reaction to unconstitutional change of government was adopted in Algiers in July 1999 [1, p.92]. It is believed that ECOWAS was inspired by this initiative.
According to Jude C. Okafor, et al (2015) [2], across Africa as a whole, over the past decade, democratic processes have made significant headway. Electoral processes, however, have increasingly become catalyst of instability with divisive electoral laws (often based on the winner-takes-all principle) and polarised political and party systems (often based on ethnic or geographical cleavages) frequently triggering post-electoral violent protests. To this end, it will be pertinent to examine the aforementioned ECOWAS Protocols: 1999 Protocol Relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, Peacekeeping and Security; and the 2001 Supplementary Protocol on Democracy and Good Governance.
The ECOWAS Protocol A/P.1/12/99 Relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, Peacekeeping and Security was enacted after the two related instruments were first adopted by the 29th Session of Heads of State and Government of OAU [6]. The inspiration from OAU/AU Protocol enabled ECOWAS to adopt a similar protocol aimed at stopping the proliferation of conflicts that was threatening peace and security of member states which for many years undermined efforts to improve the standards of living of the people of West Africa. In fact, this Protocol was to allow intervention in conflict prone countries such as Liberia, Sierra Leone and Guinea Bissau that were engulfed in internal conflicts in the 1990s and 2000s [7]. However, Isabel Meyer, 2009 citing Howe 1996 posits that, "none of the three interventions can be seen as a pure success. There was even a controversial debate whether the ECOWAS interventions might have prolonged instead of shortened the civil wars in Liberia, Sierra Leone and Guinea Bissau" [8].
ECOWAS Supplementary Democracy and Good Governance: 2001
The ECOWAS Supplementary Protocol on Democracy and Good Governance contained detailed provisions on election matters, election monitoring, roles of armed forces, the police and the security forces on issues relating to democracy in West Africa. The Community refers to it as "Supplementary Protocol" as a result of its adoption being an integral part of the Protocol relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Management, Resolution, Peacekeeping and Security. This, Bekoe and Mengistu, (2002) [9] refer to as three key organs in the ECOWAS Mechanism, namely: the Mediation and Security Council, Defence and Security Commission and the Council of Elders. However, the Supplementary Protocol is divided into 3 Chapters, 8 Sections and 50 Articles with detailed provisions on specific subjects: Constitutional Convergence Principles; Elections; Election Monitoring and ECOWAS
Assistance; the Role of the Armed Forces, the Police and Security forces in a Democracy; Education, Culture and Religion; Rule of Law, Human Rights and Good Governance; Women, Children and the Youth; and General and Final Provisions [10]. The 8 Sections as itemized above are fundamental to the issues of democracy and democratic governance as they contain important roles on credible elections to be conducted. The provisions are aimed at forestalling any decisions or actions by government or any of its institutions to manipulate or undermine democratic process [1, P.95]. Since the Supplementary Protocol was enacted in 2001, elections have been conducted in many ECOWAS countries in which the Community had assisted. Barnes (2001), cited Levitt, (2010) [11] states that ECOWAS Protocol on Democracy and Good Governance tasks member states to enshrine democracy not only as a matter of law and policy, but as an institutionalized process of decision making and societal learning, arguing that it is not meant to be merely as a normative formula for a regime, but for member states to put in place structures and institutional mechanisms that will strengthen democracy, good governance, respect for human rights and the rule of law. While on the other hand, Odobo S.O. et al (2016) [12] referring to the electoral crisis in Cote d'Ivoire argue that enforcing the ECOWAS conflict management frameworks was unsuccessful and stressing that, ECOWAS arguably lacked the courage and capability (as it did in Liberia and Sierra Leone) to implement the provisions of the 1999 Mechanism in the face of serious humanitarian challenges and human rights violations and abuses.
Successful Elections in West Africa: ECOWAS Contributions
It is known globally that elections have acquired an iconic character and have become one of the most visible occupations across the global village (Attahiru. J. 2011:4) [13] and Africa has made significant gains on the path to democracy and in theory, recent elections in West Africa have made power accessible to many, (IPI, 2011) [14]. The successful conduct of any election constitutes a democratic barometer and it is through the electoral process that citizens can willingly express their views and effect changes on any administration. As observed in some countries where elections were held before the enactment of the aforementioned 2001 Supplementary Protocol, there were series of allegation of irregularities which prompted the Heads of State and Government of ECOWAS' member states to implement immediately some of the measures in the Protocol as related to elections. In it, it mandates ECOWAS to provide assistance to member states in their elections which could take the form of information mission, raising awareness, campaigns and monitoring mission. A report is however made to ECOWAS' Security Council which enables the ECOWAS Commission to decide on either to send a monitoring team or take other measures in order to guarantee free, transparent and fair elections [7]. However, an assessment by International Peace Institute in his report of some elections conducted in the subregion and their implications for crisis prevention and stability still reveals controversial results overall.
Contemporary ECOWAS Observation Mission
To this end, this article will then review how ECOWAS sent its Observation Mission to member states in 2015 and 2016 during the conduct of their general elections. As posited by the IPI report that, "in some countries, the ballot box has not only become the preferred tool for selecting leaders.... Democracy and stability have suffered from a culture of rigging, and elections remain challenged by a generation of leaders who refused to see themselves out of office. Material and institutional limitations continue to affect electoral processes in the region". Moreover, over the past decade, international monitoring and observation of election have increasingly become a necessity in the democratization processes in Nigeria and other developing countries. It can however be argued that international monitoring exercise are not an entirely new development in Africa (Obi and Abutudu, 1999:21) [15].
In Nigeria, the presidential election was held on 28 March 2015 and in preparation for the election, ECOWAS deployed a 250-man Observation Mission to cover a country with an estimated population of 170,123,740 (July 2012 estimate) and geographical area of 923,768 square kilometers [16]. The Observation Mission was made up of Short-term and Long-term observers, sent out to cover five of Nigeria's six geo-political zones excluding the Northeast of the country because of the security situation as a result of the Boko Haram insurgence. This Mission was led by the former Ghanaian President John Kufour. The Observation Mission commended the enthusiasm, maturity, patience and sense of civic responsibility demonstrated by the electorate in the country. It also commended the electoral officials for the good knowledge of the electoral process and compliance with voting procedure rules. For the first time in the history of Nigeria, the presidential election was won by an opposition candidate Muhammadu Buhari who because of the transparency of the election, was first congratulated by his main rival, the incumbent President Goodluck Jonathan before the final result was announced [17]. Sanusi Olatunde (2016) argues that, the 2015 election provoked massive anger, condemnations and allegation of electoral fraud. Consequently, the need to study the 2015 general election in Nigeria becomes imperative because of the position the country occupies in West Africa in particular and Africa in general, and the interest and respect which the international community have for the state. Sanusi however, concludes that, the General election revealed the following practices:
• Low participation, therefore, left the politics to the hands of money bag and corrupt politicians in the country. This undermined the democratic consolidation;
• The monitoring team also discovered the use of money and food stuffs to induce voters in Osun and Ekiti state during the election period;
• Lack of regulation and control of political party campaign funds was also a problem;
• Unethical campaign advertisements and publications in the mass media; and
• The use of election for nation building and national integration is lacking in Nigeria and in the African politics. There is need for social and political scientists to beam their searchlight on the above mentioned areas.
However, in Togo, the presidential election was initially scheduled to hold on 15 April 2015 but was postponed by ten days at the recommendation of President John Dramani of Ghana who was the Chairman of the ECOWAS Heads of State and Government at the time of the election. The election was later held on 25 April 2015. An ECOWAS Long-term Observation Mission composed of 12 experts on conflict prevention, elections analysis, gender and media management was deployed several days before and after the exercise, to follow up on pre and post electoral operations such as campaigns, actual voting and post-election situation. Later, the ECOWAS Commission deployed a 100-member Electoral Observation Mission led by Mr. Amos Sawyer, former Interim President of Liberia to oversee the presidential election in the country. Though the main rival to the eventual winner and incumbent President Faure Gnassingbe, Mr. Jean-Pierre Fabre denounced the election, claiming it was fraudulent, the ECOWAS Observation Mission affirmed that elections were free and transparent. This was also the position of the National Consultation of Civil Society of Togo (Togolese Non-Governmental Organization) [17]. On the contrary, political analyst Gilles Yabi, referring
to the West African regional bloc on the conduct of election in Togo posits that, "Togo is the only ECOWAS country never to have seen any real democratic change" [19].
In Guinea, the presidential election was held on 11 October 2015. ECOWAS deployed a 67-man election Observation Mission led by the former Liberian Interim Leader Amos Sawyer to the country. The delegation was made up of 12 Long-term and 52 Short-term observers deployed to the core electoral zones making up Guinea's four regions, Guinea Maritime (Conakry-Kindia-Bonke), Moyenne Guinea (Labe-Mamou-Dalabi), Haute Guinea (Kankan-Faranah-Kissidougou) and Guinea Forestiere (Nzerekore-Guekedon-Beyla). The ECOWAS Long-term Observers Mission comprised of a technical team led by the Good Governance Division of the Political Affairs, Peace and Security (PAPS). Others in the group were legal specialists, media specialists, conflict prevention specialists among others. In the final result, Alpha Conde was declared winner with 2,285,827 votes to his main rival, Mammadou Diallo who scored 1,242,362 votes [17]. Though, opposition party leaders initially disagreed with the final results citing ballot box stuffing, voting by minors, electoral map changing, and voters' intimidation amongst others. However, their representatives had to agree due to the tensed atmosphere before and after the election. This therefore, supports the assertion of the report by the Peace and Security Council, which submits in its analysis that, holding an election without resolving the political crisis is likely to further divide an already polarised political class. It posits that, organizing of elections cannot be considered a lasting solution to the election crisis but should be a stabilizing factor in the context of the country's recurrent political instability. It then submits that, a successful election alone is not a guarantee for post-election political stability [20].
While, the presidential election in Burkina Faso, held on 29 November 2015 was not different from others as ECOWAS deployed a 133-man Observation Mission, comprising 13 Long-term and 120 Short-term observers to the country. The leader of Observation Mission was former President Serifo Nhamadjo of Guinea [17]. When the final results were announced, Roch Marc Kabore was declared winner. He won 53.5 per cent of the vote to defeat former Finance Minister Zehririn Diabre who scored 29.7 per cent and 12 other candidates. It is recalled that the elections were the first since Burkina Faso uprising which led to the exile of President Blaise Compaore who had ruled the country for 27 years [21]. However, Daniel Eizenga (2015) [22], a research associate with the Sahel Research Group in her submission states that, International observers from the European Union, the West African bloc ECOWAS and the African Union joined with thousands of local election observers from civil society organisations admitted that the elections proceeded with only a few irregularities. Adding that, nearly all of the presidential candidates offered their congratulations to the president-elect within 24 hours of the CENI's preliminary results. From this assertion, it indicates improvement in the performance and development in the democratic process in West Africa.
In Niger, the first round of the presidential election was held on 21 February 2016 while the second round was held on 20 March 2016. Prof. Amos Sawyer, former Interim President of Liberia was appointed to lead a 130-man ECOWAS Observation Mission, comprising of 115 Short-term observers and 15 Long-term observers [23]. The result for the first round election saw Mahamadou Issoufou scored 2,252,016, to beat Hama Amadou who scored 824,500 and Seyni Oumarou who scored 563,613 to come third. The ECOWAS Observation Mission in its preliminary report congratulated the people of Niger for the election and affirmed that the election was held in a calm and peaceful atmosphere [24]. The second round election was to be conducted when there was no clear winner in the first election. It was held on 20 March 2016 and the winner was Mahamadou Issoufou who received more than 92 per cent of the runoff vote to beat his rival Hama Amadou [25]. Thus Mahamadou Issoufou became Nigerien President. An analysis before the election by IDEA [26] on the security situation in the country stated that Niger was unstable, it stressed that Niger was caught between the Boko Haram crisis in Nigeria and the crises in northern Mali and Libya. Boko Haram activities in Niger have not only led to loss of lives and property in the country, but the Nigerian refugees displaced by Boko Haram to southern Niger were also straining Niger's minimal resources. The dormant Tuareg uprisings, combined with the flourishing market for trafficking in arms, drugs and humans, were further destabilizing Niger. So therefore, the elections in 2016 were said to be crucial but presented many challenges. As the Boko Haram insurgency was focused to play a significant role in the elections, it was expected to determine the voting pattern, and could potentially disrupt the elections by carrying out an attack on polling day.
The analyst further stated that, before the election there were few ongoing election-related projects, with several donor agencies and development partners having reduced their support in the country. However, based on the volatile electoral atmosphere in the country, IDEA recommended for the consideration of a peace education programme which could have had a significant impact on the running of the elections. Although the illiteracy rate in Niger is over 70 per cent and previous elections had witnessed low voter turnouts - the 2011 parliamentary elections, for example, saw a 49 per cent turnout (International IDEA n.d.). On the other hand, in a submission by Lisa Mueller and Lukas Matthews, (2016) [27] on four things to be known about Niger's 2016 elections: the major candidates were "recycled" elites; election observers did not guarantee a clean process; terrorism is a serious concern, but its threat may also act to unify Nigeriens after the election; and contested elections do not doom democracy in the long term.
The presidential election in The Gambia was held on 1 December 2016. The major contestants were the incumbent President Yaya Jammeh and Adama Barrow. As usual, the ECOWAS Technical Observation Mission was deployed to monitor the election but the electoral body, The Gambia Independent Electoral Commission refused to accredit members of the monitoring group [28]. This election later became a landmark and a test for ECOWAS as President Jammeh first congratulated his rival, Adama Barrow for winning the election but later rejected the result and called for new elections on the grounds of alleged irregularities. The President of Liberia and Chairperson of the ECOWAS Authority of Heads of State and Government, Mrs. Ellen Johnson Sirleaf came out openly on behalf of the Community and insisted that reversal of position by President Jammeh was unacceptable and threatened peace both in The Gambia and the entire West Africa. She maintained that in this 21st century, leaders have no room for selectivity to accept only outcomes which give mandate to lead and deny a result which withdraws that mandate, especially when election procedures and modalities were similarly applied [28]. In the result, Adama Barrow won with 43.3 percent and incumbent President Jammeh scored 39.6 per cent of vote. The Chairperson of ECOWAS led a delegation to Banjul on 13 December 2016 with the Presidents of Nigeria, Ghana, Sierra Leone and the UN Special Representative for West Africa. The aim of the visit was to persuade President Jammeh to accept the result and allow Adama Barrow to be sworn in. This, Jammeh ultimately rejected and insisted on new election. At the ECOWAS meeting in December 2016, the Community agreed that Adama Barrow should be sworn in as President on 19 January 2017 and gave Jammeh until 18 January to vacate office. Barrow was sworn in as President of The Gambia on 19 January 2017 in Dakar, Senegal. For easy passage of Barrow to The Gambia, the ECOWAS Military Intervention in The Gambia (ECOMOG) was established and the troops invaded the territory of The Gambia on 19 January 2017 but could not act as a result of the last minute negotiation by Mauritania's President Abdel Aziz, Guinea's Alpha Conde and Ibn Chambas, United Nations Special Representative of the Secretary-General for West Africa and the Sahel (UNOWAS). Under the arrangement,
President Jammeh agreed to step down and go on exile. He later went to exile in Equatorial Guinea and Adama Barrow moved to Banjul where he assumed duties as President of The Gambia [29]. This was what the BBC summed up to be, "one of the biggest election upsets West Africa has ever seen" [30].
Conclusion
This article has explained the contributions of ECOWAS to promote democracy and democratic governance in West Africa. The elections in all the countries mentioned above were acceptable because of the presence and contributions of the ECOWAS Observation Mission in line with the 2001 ECOWAS Supplementary Protocol on Democracy and Good Governance. As expected there were complaints of irregularities by losers as mentioned above but the minimum standard for an acceptable result was manifested in those elections. However, kudos to ECOWAS that has made it a policy to send its Observation Mission which includes the Short-term and Long-term mission to see that elections are free and fair in member states where elections are conducted. In addition, this article has summarized how the political imbroglio in The Gambia was resolved without bloodshed and how ECOWAS used its instrument to force President Jammeh to vacate his office for the winner, Adama Barrow who was later sworn in as President of The Gambia. The civil war that used to follow such controversial elections in some West African countries in the past was avoided by the intervention of ECOWAS in the country.
Finally, this article has submitted that, in respective of different protocols in place, there are still evolutions of internal conflicts in many states, which consequently affect mostly neighbouring countries. This therefore has made it imperative for member states to see democracy as only option for good governance.
ГБАДЕБО, АФОЛАБИ - аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов ([email protected])/
GBADEBO, AFOLABI - Ph.D. student, Department of Theory and History of International Relations, Peoples Friendship University of Russia/
УДК 94«72»:62:338.24
БУРОВА А.Ю.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
Ключевые слова: история менеджмента, системы управления, управленческая мысль, управленческие революции, экономика организации, организация производства.
На протяжении всей истории человечества существует немало примеров эффективных управленческих моделей, существовавших в древности. В статье исследуется процесс формирования системы управления с древнейших времен до настоящего времени, рассматриваются вопросы становления и развития менеджмента, как науки. Анализируются этапы развития менеджмента. Обозревая эволюционный путь развития управленческой мысли с древнейших времен до современности, автор статьи отмечает, что она, подобно другим социокультурным феноменам, пережила и продолжает переживать не одну качественную перемену, так называемую управленческую революцию. Рассмотрена практика российского менеджмента, история его развития. Определены имеющиеся проблемы в отечественной практике управления.
BUROVA, A.Y.
HISTORICAL STAGES OF FORMING THE MANAGEMENT THEORY IN DOMESTIC AND WORLD
PRACTICE
Keywords: history of the management, systems of management, managerial thing, managerial revolutions, economic of organization, organisation of production.
Throughout the all of history of humanity, there are many examples of effective managerial models having been implemented since early times. In the article researched the process of formation and development of management as a science, the process of forming a management system from ancient times to the present is being investigated. The stages of management development. Observing the evolutionary way of development of management thought from ancient times to the present, the author of the article notes that she, like other socio-cultural phenomena, has survived and continues to experience more than one qualitative change, the so-called administrative revolution. It viewed the practice of Russian management, the history of its development. It identified the existing problems in the domestic management practice.
Исторический опыт служит базисом всех наук, в том числе и менеджмента. Он позволяет получить определенные навыки и знания о правильном использовании исторических фактов с целью изучения и оценки перспектив дальнейшего развития данной науки. По мнению Ричарда Л. Дафта, имеются три главных силы, которые влияют на организации [1, с. 17]: