36. Stanley, W. P. Lenin, the National Question and the Baltic States, 1917-19. The American Slavic and East European Review, 1948, vol. 7 (1), pp. 15-31.
37. Stites, R. Revolutionary Dreams. Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. New York, Oxford, Oxford University Press, 1991, 307 p.
38. Suny, R. G. Nationalist and Ethnic Unrest in the Soviet Union. World Policy Journal, 1989, vol. 6 (3), pp. 503-528.
39. Zenkovsky, S. A. Kulturkampf in pre-revolutionary Central Asia. American Slavic and East European Review, 1955, vol. 14 (1), pp. 15-41.
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ1
Морозова Оксана Сергеевна, доцент Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина Российская Федерация, 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46 E-mail: osmorozova80@mail.ru
В статье речь идет о международном наблюдении на выборах в условиях пандемии. Стремительное распространение вируса COVID-19 по всему миру, начиная с зимы 2020 г., привело к введению режима чрезвычайного положения либо карантинных мер в большинстве стран. Пандемия вызвала опасения в соблюдении эпидемиологической безопасности во время проведения избирательной кампании и дня голосования. Две трети стран, где были запланированы выборы, перенесли их на более поздние конкретные даты либо неопределённый срок. В тех государствах, где выборы были проведены, участие международных миссий по наблюдению за избирательным процессом было исключено. В ограниченном масштабе международное наблюдение на выборах возобновилось с июня 2020 г. В статье представлена хронология проведения выборов во время пандемии, показаны особенности международного наблюдения в этот период. Автор приводит обзор документов, подготовленных исследовательскими центрами и международными объединениями (БДИПЧ ОБСЕ, International IDEA, ANFREL, Wahlbeobachtung.org / Election-Watch.EU, ACE Electoral Network, IFES и др.), по вопросам организации избирательных кампаний и осуществления наблюдения на выборах в условиях сохраняющейся угрозы распространения коронавируса.
Ключевые слова: международный уровень управления в сфере избирательного процесса, пандемия, COVID-19, наблюдение, выборы, электоральная политика, БДИПЧ ОБСЕ, International IDEA, ANFREL, Wahlbeo-bachtung.org / Election-Watch.EU, ACE Electoral Network, IFES, избирательные права граждан
INTERNATIONAL ELECTION OBSERVATION DURING THE PANDEMIC
Morozova Oksana S., Associate Professor Ryazan State University named for S.Yesenin 390000, Russia, Ryazan, Svobodi str., 46 е-mail: osmorozova80@mail.ru
Abstract: the article deals with international election observation in the context of a pandemic. The rapid spread of the COVID-19 virus around the world, starting in the winter of 2020, has led to the introduction of a state of emergency or quarantine measures in most countries. The pandemic raised concerns about epidemiological security during the election campaign and election day. Two-thirds of the countries where elections were scheduled postponed them to a later specific date or an indefinite period. In those States where elections were held, the participation of international electoral monitoring missions was excluded. On a limited scale, international election monitoring has resumed since June 2020. The article presents the chronology of elections during the pandemic, and shows the features of international observation during this period. The author provides an overview of documents prepared by research centers and international associations (OSCE / ODIHR, International IDEA, ANFREL, Wahlbeobachtung.org/ Election-Watch.EU, ACE Electoral Network, IFES, etc.), on organizing election campaigns and monitoring elections in the face of the continuing threat of the spread of coronavirus.
Keywords: international level of governance in the field of the electoral process, pandemic, COVID-19, monitoring, elections, electoral policy, OSCE / ODIHR, International IDEA, ANFREL, Wahlbeobachtung.org/Election-Watch.EU, ACE Electoral Network, IFES, citizens' electoral rights
Развитие избирательного права и процесса никогда не происходило автономно, а всегда зависело от политических, социально-экономических и прочих факторов, среди которых в настоящее время мы можем наблюдать, как на первый план вышли не спрогнозированные ранее риски эпидемиологического характера. Организация Объединённых Наций назвала вспышку пандемии COVID-19 самым большим международным кризисом поколения [5].
1 Статья выполнена в рамках гранта РФФИ №19-011-00484 «Международный уровень управления в сфере избирательного процесса». (The article was carried out within the framework of the RFBR grant No. 19-011-00484 "International level of management in the field of the electoral process".)
Предупреждение распространения коронавируса и борьба с уже имеющимися очагами заболевания привели к беспрецедентным мерам, которые предприняли правительства стран на всех континентах в сфере охраны общественного здоровья. Введение режима чрезвычайного положения либо карантина и самоизоляции стали причиной ограничения ряда гражданских прав человека. В этих условиях избирательные права также подверглись ущемлению.
Начавшаяся зимой в Китае и распространившаяся в течение весны 2020 г. по территориям других стран пандемия привела к тому, что в условиях паники и неопределённости, связанных с течением заболевания, руководители государств оказались в ситуации достаточно сложного выбора, когда нужно было принимать решение о приостановке деятельности различных организаций и целых отраслей экономики, а также вводить ограничения на проведение массовых мероприятий. В этих условиях голосование представлялось как потенциально опасное событие, которое может способствовать дальнейшему распространению вируса.
С 21 февраля по 23 июня 2020 г.:
• 66 стран и территорий по всему миру отложили национальные и субнациональные выборы и референдумы в связи с СО\/Ю-19;
• 35 стран и регионов приняли решение провести национальные или субнациональные выборы, как первоначально планировалось, несмотря на опасения, связанные с COVID-19, из которых по меньшей мере 20 реализовали эту инициативу на практике.
Тем не менее, случаи переноса выборов вследствие возникновения эпидемий уже случались. Из-за борьбы с ящуром (болезнью скота, которая может передаваться и человеку) в Великобритании в конце весны 2001 г. на пять недель были перенесены парламентские выборы. Первая вспышка эпидемии вируса Эбола в 2013-2016 гг. в Западной Африке и вторая - в конце лета 2018 г. привели к переносу ряда очередных выборов. Например, в октябре 2014 г. было объявлено об отмене парламентских выборов в Либерии. Ситуация в этом регионе продолжает оставаться напряжённой: 14 апреля 2020 г. ВОЗ созвала заседание чрезвычайного комитета в связи с расширением очага заболеваемости лихорадкой Эбола в Демократической Республике Конго.
«Формирование и современное состояние исследовательской повестки дня в изучении государственной политики и управления в сфере избирательного процесса» [18, с.261] в настоящее время нуждается в корректировке, поскольку требуют первоочередного внимания вопросы, связанные с законностью и необходимостью переноса выборов, проведением голосования в период пандемии, а также сохранением всех необходимых атрибутов демократического избирательного процесса, в том числе и наблюдения на выборах.
Проведение наблюдения за выборами является выражением права народа участвовать в государственных делах, закреплённого в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также основных свобод ассоциаций и выражения мнений.
«Никакая другая сфера общественно-политической деятельности не окутана так плотно международными соглашениями, как проведение выборов. Первые международные избирательные стандарты появились в середине XX в., и сегодня их развитие охватывает все аспекты проведения выборов. В настоящее время система избирательных стандартов - точка наибольшего пересечения глобального управления и внутренней политики государства» [19, с. 34].
Одним из таких стандартов является организация наблюдения на выборах национальными организациями и международными межправительственными и негосударственными объединениями.
В свете текущей ситуации возникают исследовательские вопросы о том, осуществлялось ли и, если проводилось, то каким образом, международное наблюдение на выборах в тех странах, которые запланировали голосование в заранее установленные сроки или с минимальной отсрочкой до лета 2020 г. при сохранении угрозы дальнейшего распространения коронавируса.
Хронологически проведение выборов во время пандемии условно можно разделить на несколько периодов:
1) с начала объявления Китаем об эпидемии коронавируса до середины марта 2020 г.;
2) вторая половина марта - конец мая 2020 г.;
3) июнь - по настоящее время (по состоянию на начало июля 2020 г.).
В первом периоде проведение выборов и наблюдение во время избирательной кампании происходило в штатном режиме. Так, миссия наблюдателей организации Франкофонии находилась в Камеруне с 6 по 11 февраля 2020 г., а в республике Того - на выборах президента 22 февраля [10].
Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан аккредитовала для участия в парламентских выборах 1 марта 2020 г. международных наблюдателей от ОБСЕ, ШОС, Межпарламентской ассамблеи СНГ, Исполнительного комитета СНГ, Республики Беларусь и дипломатического корпуса, аккредитованного в Таджикистане. Миссии направили все организа-
ции, куда в начале года Таджикистан официально обратился с просьбой направить в Душанбе наблюдателей на выборы.
В ожидании приглашения от властей Литовской Республики наблюдать за парламентскими выборами в октябре 2020 г. и в соответствии со своим мандатом Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) провело там запланированную миссию по оценке потребностей со 2 по 6 марта.
БДИПЧ 1 марта развернуло долгосрочную миссию по наблюдению на выборах в Северной Македонии, основной состав наблюдателей прибыл 10 марта. Члены миссии были набраны из 21 государства - участника ОБСЕ.
Однако после введения ограничений на трансграничные поездки по всему региону ОБСЕ, связанные с распространением коронавируса, БДИПЧ 17 марта временно приостановил свою наблюдательную деятельность, выразив готовность вновь развернуть миссию по наблюдению в период избирательной кампании Северной Македонии в соответствии с региональными директивами о поездках и здравоохранении.
2 марта состоялись выборы в Гайане, где присутствовали международные миссии наблюдателей от Содружества наций, Организации американских государств, Европейского союза и Центра Картера. Однако подвести итоги голосования в установленные законом сроки не удалось из-за масштабных протестов. 22 марта в свете пандемии COVID-19 было решено вернуть Миссию Европейского союза по наблюдению за выборами обратно в Европу [4].
Для национального пересчёта голосов 21 апреля в Гайану прибыла делегация Карибского сообщества (КАРИКОМ). Условием её допуска было проведение сотрудникам миссии одобренного ВОЗ теста на ПЦР COVID-19.
15 марта 2020 г. во Франции прошёл первый тур муниципальных выборов. В это время в Европе заболеваемость коронавирусом росла угрожающими темпами, поэтому сам факт проведения выборов вызвал широкую общественную дискуссию как внутри страны, так и за рубежом, а второй тур был перенесён сразу же после проведения первого. Избирательный кодекс Франции не содержит норм о международном наблюдении. Однако ранее БДИПЧ направляло миссии на президентские и парламентские выборы. На голосовании муниципального уровня международных наблюдателей от ОБСЕ никогда не присутствовало, поэтому и на этих выборах они не ожидались.
Аналогично 15 марта 2020 г. состоялись муниципальные выборы в отдельных землях Австрии и прошёл первый тур региональных выборов в Баварии, где второй тур (29 марта 2020 г.) был проведён с использованием только голосования по почте. Австрийское избирательное законодательство не включает наблюдение за выборами гражданами или инициативами гражданского общества, что противоречит австрийским обязательствам в рамках ОБСЕ и, соответственно, не подразумевает наличия международного наблюдения на выборах.
На выборы в Вануату, которые состоялись 19 марта 2020 г., были направлены три миссии наблюдателей. Государства в южной части Тихого океана применяют особый подход к организации международного наблюдения. Так, Вануату как архипелаг закрепил часть избирательных округов (островов) за наблюдателями Форума тихоокеанских островов, другую часть за миссией Группы меланезийского копья, третью - за Секретариатом Содружества. Хотя наблюдение сотрудниками миссии Группы меланезийского копья было успешно проведено, они не все смогли вернуться в штаб-квартиру вовремя. Группе наблюдателей, которая была развёрнута на о. Танна, пришлось остаться на пару дней дольше из-за ограничений на поездки в связи с предупреждением COVID-19 после сообщений о том, что пассажиры круизного судна, прибывшего в порт, показали положительный результат теста на коронавирус [16].
22 марта 2020 г. состоялись повторные выборы Президента Абхазии. Явка превысила аналогичный показатель предыдущих выборов. По официальным данным, «в профилактических целях шторки в кабинах для голосования были отодвинуты, но каждый избиратель стоял спиной к наблюдателям и членам комиссии, поэтому тайна голосования была обеспечена. На всех участках были дезинфицирующие средства, а на участке в Новом Афоне на столах лежали головки чеснока. Международные наблюдатели, представленные сотрудниками посольства России в Абхазии, администрации президента Южной Осетии, а также Приднестровья, посетили различные избирательные участки» [5].
Таким образом, до середины марта 2020 г. международные миссии по наблюдению на выборах осуществляли свои функции в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. А уже начиная со второй половины марта деятельность международных наблюдателей прекращается. Так, 22 марта в Гвинее были проведены выборы, однако Африканский союз и Экономическое сообщество западноафриканских государств отозвали своих наблюдателей.
Особое внимание было приковано к парламентским выборам в Южной Корее, которые, несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, всё же состоялись 15 апреля 2020 г.
По словам г-жи Су Су, руководителя программы Азиатской сети за демократию, «Были некоторые люди, которые боялись, что участвовать в выборах может быть опасно, но воля граждан отдать свой голос была сильнее. Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечить процесс безопасного участия в голосовании» [6]. Согласно оценке Азиатской сети свободных выборов (ANFREL), Южная Корея предприняла «решительные меры для обеспечения безопасности избирателей и сдерживания распространения вируса. Избиратели должны были стоять на расстоянии не менее одного метра друг от друга, прикрывать свои лица маской. Антисептик для рук и одноразовые перчатки были предоставлены на входе, а кабины для голосования часто дезинфицировались.
Температурные проверки проводились на каждом избирательном участке, и любой, у кого температура тела выявлялась выше 37,5 по Цельсию, направлялся в специальные кабины» [6]. Явка 66,2 % избирателей свидетельствует о том, что граждане с доверием восприняли усилия национальной избирательной комиссии (NEC) по обеспечению безопасности на участках. Это самый высокий показатель явки избирателей за 28 лет в истории выборов в Южной Корее.
Вместе с тем, была приостановлена международная программа наблюдения за выборами. Было объявлено, что все желающие смогут наблюдать за досрочным голосованием и подсчётом голосов в день выборов в прямом эфире видеохостинга YouTube [13].
Успешный опыт Южной Кореи оказался довольно востребованным. В частности, 29 мая NEC провела видеоконференцию по просьбе правительства США в связи с президентскими выборами в США в ноябре 2о2о г. и рассказала о мерах по дезинфекции. NEC также получает запросы от разных стран, включая Монголию и Кыргызскую Республику, о совместном использовании так называемых мер «K-дезинфекции». 9 июня НЭК также принимала участие в вебинаре, проводимом Посольством Швеции в Республике Корея для обмена опытом управления выборами. Однако спустя месяц, 20 мая 2020 г., в Бурунди были проведены выборы по избранию президента, парламента и окружных советов, которые вызвали обеспокоенность со стороны мировой общественности тем, надлежащим ли образом осуществляется применение мер противоэпидемической безопасности. За неделю до выборов Бурунди вынудила представителя ВОЗ покинуть страну из-за критики многолюдных митингов.
Вследствие международных ограничений на поездки возможности Африканского союза и других международных групп по наблюдению за выборами были резко ограничены. Бурунди проинформировала международных наблюдателей о том, что они будут подвергаться обязательному 14-дневному карантину. Это исключило бы саму возможность наблюдения, поэтому миссии развёрнуты не были. По оценке IFES, «карантин препятствовал наблюдению за выборами со стороны международных наблюдателей. Отсутствие международных наблюдателей увеличит давление на местных наблюдателей для наблюдения за праймериз партий, избирательными кампаниями и процессом голосования; проверкой достоверности результатов подсчета голосов и пр.» [13].
С конца мая ситуация в сфере проведения выборов начала стабилизироваться.
Суринам провёл голосование, как и планировалось, 25 мая 2020 г. Карибское сообщество (КАРИКОМ) наблюдало за выборами.
Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) провело в период с 2 по 8 июня миссию по оценке потребностей в Исландии на президентских выборах 27 июня 2020 г.
21 июня состоялись парламентские выборы в Сербии. Изначально 4 марта президент Сербии назначил выборы на 26 апреля. 16 марта избирательная кампания была приостановлена из-за чрезвычайного положения, объявленного в ответ на вспышку пандемии. Чрезвычайное положение было отменено 6 мая, а избирательный процесс возобновился 11 мая. В день выборов были аккредитованы 3 341 наблюдатель от семи организаций гражданского общества и 111 международных наблюдателей, в т. ч. от БДИПЧ и Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ENEMO) [11].
В отчётах БДИПЧ указано, что наблюдатели посещали «ограниченное число избирательных участков; процесс голосования, как представляется, был гладким, и процедуры, как правило, соблюдались» [14].
После приглашения наблюдать за парламентскими выборами, намеченными на 5 июля 2020 г. в Хорватии, и в соответствии со своим мандатом БДИПЧ направил в Загреб 21 июня 2020 г. миссию по оценке выборов.
Азиатская сеть за свободные выборы (ANFREL) и молодёжные добровольцы из группы национальных наблюдателей WeWatch присутствовали в Лампанге (Северный Таиланд) 20 июня 2020 г. для наблюдения за первыми дополнительными выборами, проведёнными в Таиланде во время пандемии COVID-19.
В рамках своего участия в выборах член ANFREL в Монголии, организация «Женщины за социальный прогресс» через свой Центр просвещения избирателей, в преддверии выборов 24 июня
организовала образовательные мероприятия, направленные на содействие участию молодёжи и женщин в выборах с помощью учебных видеороликов, социальных сетей и онлайн-активности.
Польша планировала провести президентские выборы 10 мая исключительно по почте, но в итоге они были перенесены на 28 июня. Миссия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) вместе с экспертами по правовым вопросам из Венецианской комиссии посетили Польшу с 26 по 29 июня. Также в день выборов члены делегации БДИПЧ наблюдали за процессом голосования, но только на ограниченном числе избирательных участков в Варшаве и прилегающих районах [15].
Другие международные организации более осторожны в направлении наблюдателей. Так, Луис Франчески, старший директор по вопросам управления и мира в Секретариате Содружества, в преддверие выборов 23 июня в Малави заявил: «Учитывая необходимость поддержки заслуживающих доверия, инклюзивных и мирных выборов, Секретариат рад поддержать укрепление текущих национальных инициатив. Техническая помощь будет оказываться в рамках грантового соглашения с национальными учреждениями-партнерами и будет направлена на размещение более 6 000 местных наблюдателей на выборах» [2].
В период пандемии исследовательские группы и международные организации, действующие в сфере избирательного процесса, нашли возможность продолжать работу в дистанционном формате, проводя онлайн-тренинги, вебинары и пр. 8 апреля 2020 г. Интерпейс (Interpeace) и Европейский центр поддержки выборов (ECES) создали новое партнёрство, целью которого является усиление поддержки избирательных комиссий в сомалийском регионе в их процессах демократизации [8].
В период пандемии ACE Electoral Network оперативно начала собирать список ресурсов по COVID-19, управлению и выборам, размещая их в свободном доступе [1].
Wahlbeobachtung.org / Election-Watch.EU подготовил рекомендации, касающиеся демократического контроля в период кризиса [5].
Международный фонд избирательных систем (IFES) выпустил «Руководство по выживанию для демократий при COVID-19», а также организовал серию вебинаров для заинтересованных сторон в Тихоокеанском регионе о проведении выборов в условиях кризиса общественного здравоохранения [12].
Венецианская комиссия Совета Европы отметила в своём Докладе «Уважение к демократии, правам человека и верховенству права в условиях чрезвычайного положения: размышления», что странам необходимо было изменить законы, касающиеся голосования и выборов, чтобы помочь сдержать распространение вируса, но при этом обеспечить соблюдение избирательных прав [12].
ANFREL и шесть региональных групп по наблюдению за выборами 1 июня 2020 г. выпустили «Кодекс поведения COVlD-19 для наблюдателей за выборами» в преддверии парламентских выборов в Шри-Ланке 2020 г.
Суть рекомендаций, подготовленных ведущими международными структурами, сводится к двум ключевым тезисам: во-первых, необходимости применять взвешенный и разумный подход при принятии решения о переносе даты выборов либо учитывая возможности системы здравоохранения, проведении выборов в срок; во-вторых, уже имеющийся опыт проведения выборов в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки (прежде всего, положительный пример Южной Кореи) позволяет предложить универсальный набор мер для обеспечения безопасности (дезинфекция, социальная дистанция и пр.).
Проблемой осуществления наблюдения в течение избирательной кампании на данный момент серьёзно занялась только ANFREL, «Кодекс поведения при COVID-19 для наблюдателей на выборах» которой предполагает, что помимо соблюдения общепринятых мер профилактики наблюдатели должны тщательно следить за своим здоровьем, вести мониторинг температуры тела и воздерживаться от пользования общественным транспортом и посещения многолюдных мест.
Можно предположить, что тенденция переноса выборов большинством стран при сохранении угрозы распространения вируса сохранится, однако в тех государствах, которые проводят запланированные избирательные кампании в надлежащий срок, существует реальная возможность организовать не только наблюдение силами гражданского общества, но и использовать силы и возможности международных организаций. Наблюдение на выборах является дополнительным условием признания их легитимными, поэтому неоправданные ограничения в отношении наблюдателей в условиях, когда возникают сложности и с осуществлением агитации, и с запретом на проведение массовых публичных мероприятий и пр., могут привести к снижению доверия избирателей и политической системе, и отдельным политическим институтам.
Список литературы
1. Aceproject. COVID-19. - Режим доступа: https://aceproject.org/covid-19, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
2. Commonwealth Secretariat supports peace and dialogue in Malawi for upcoming polls. - Режим доступа: https://thecommonwealth.org/media/news/commonwealth-secretariat-supports-peace-and-dialogue-malawi-upcoming-polls, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
3. Communiqué Guinée 27 Février 2020. - Режим доступа: https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2020/02/Communiqué_Guinée_27_ Fevrier_2020_Version_finale.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
4. Competitive and well-organised elections in a difficult legal environment, without transparency of political finance - Режим доступа: https://eeas.europa.eu/election-observation-missions/eom-guyana-2020/75492/competitive-and-well-organised-elections-difficult-legal-environment-without-transparency_en, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. англ.
5. COVID-19 & elections in Europa. - Режим доступа: https://www.wahlbeobachtung.org/en/covid-19-elections-in-europa/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
6. COVID-19 and elections: protecting citizens should not trump fundamental rights - Режим доступа: https://anfrel.org/covid-19-and-elections-protecting-citizens-should-not-trump-fundamental-rights/ 27 марта 2020 г., свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
7. COVID-19 Disrupts Elections Across Africa. - Режим доступа: https://www.ifes.org/news/covid-19-disrupts-elections-across-africa, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
8. ECES & INTERPEACE in Somali region. - Режим доступа: https://www.eces.eu/en/posts/eces-interpeace-in-somali-region-08042020, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
9. ECES responses to COVID-19. - Режим доступа: https://www.eces.eu/posts/eces-responses-to-covid19-28052020, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
10. Élections au Cameroun: communiqué de la Mission d'information et de contacts de la Francophonie. - Режим доступа: https://www.francophonie.org/elections-au-cameroun-communique-de-la-mission-dinformation-et-de-contacts-de-la-francophonie-1098, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
11. ENEMO. PreliminarniiztatajSRB.pdf. - Режим доступа: //http://www.enemo.eu /en/news/340-enemo-presented-preliminary-statement-on, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
12. Fairyvote. - Режим доступа: http://ballot-access.org/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
13. IFES-Режим доступа: //elections_held_and_mitigating_ measures_taken_ during_covid-19, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. англ.
14. OSCE Mission to Serbia. - Режим доступа: https://www.osce.org/mission-to-serbia, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.- Заглавие с экрана. - Яз. англ.
15. PACE to assess the Presidential election in Poland. - Режим доступа: http://assembly.coe.int/nw/xml/News/News-View-EN.asp? newsid=7943&lang =2&cat=31, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
16. Pacific Islands Forum to Observe the 2020 Vanuatu General Election. - Режим доступа: https://www.forumsec.org/2020/03/11/pacific-islands-forum-to-observe-the-2020-vanuatu-general-election/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
17. В Абхазии завершилось голосование на повторных выборах президента. - Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8049135, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
18. Гришин, Н. В. Изучение государственной электоральной политики: как формируется исследовательская повестка дня / Н. В. Гришин // ПОЛИТЭКС. - 2019. - № 2. - С. 261-274.
19. Гришин, Н. В. Развитие международных избирательных стандартов: Что дальше? / Н. В. Гришин // Политическая наука. - 2019. - № 1. - С. 33-47.
20. Морозова, О. С. Проектирование избирательных систем: возможности избирательной инженерии. / О. С. Морозова. - Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2015. - 152 с.
21. Морозова, О. С. Участие граждан, находящихся за рубежом, в национальных выборах: зарубежный опыт и отечественная практика / О. С. Морозова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5-4. - С. 876-880.
References
1. Aceproject. COVID-19. Available at: https://aceproject.org/covid-19.
2. Commonwealth Secretariat supports peace and dialogue in Malawi for upcoming polls. Available at: https://thecommonwealth.org/media/news/commonwealth-secretariat-supports-peace-and-dialogue-malawi-upcoming-polls.
3. Communiqué Guinée 27 Février 2020. Available at: https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2020/02/Communiqué_Guinée_27_Février_2020_Version_finale.pdf.
4. Competitive and well-organised elections in a difficult legal environment, without transparency of political finance. Available at: https://eeas.europa.eu/election-observation-missions/eom-guyana-2020/75492/competitive-and-well-organised-elections-difficult-legal-environment-without-transparency_en.
5. COVID-19 & elections in Europa. Available at: https://www.wahlbeobachtung.org/en/covid-19-elections-in-europa/.
6. COVID-19 and elections: protecting citizens should not trump fundamental rights. Available at: https://anfrel.org/covid-19-and-elections-protecting-citizens-should-not-trump-fundamental-rights/ 27 марта 2020 г.
7. COVID-19 Disrupts Elections Across Africa. Available at: https://www.ifes.org/news/covid-19-disrupts-elections-across-africa.
8. ECES & INTERPEACE in Somali region. Available at: https://www.eces.eu/en/posts/eces-interpeace-in-somali-region-08042020.
9. ECES responses to covid-19. Available at: https://www.eces.eu/posts/eces-responses-to-covid19-28052020.
10. Élections au Cameroun: communiqué de la Mission d'information et de contacts de la Francophonie. Available at: https://www.francophonie.org/elections-au-cameroun-communique-de-la-mission-dinformation-et-de-contacts-de-la-francophonie-1098.
11. ENEMO. PreliminarniiztatajSRB.pdf. Available at: //http://www.enemo.eu /en/news/340-enemo-presented-preliminary-statement-on.
12. Fairyvote. Available at: http://ballot-access.org/.
13. IFES. Available at: //elections_held_and_mitigating_measures_taken_during_covid-19.
14. OSCE Mission to Serbia. Available at: https://www.osce.org/mission-to-serbia.
15. PACE to assess the Presidential election in Poland. Available at: http://assembly.coe.int/nw/xml/News/News-View-EN.asp? newsid=7943&lang=2&cat=31.
16. Pacific Islands Forum to Observe the 2020 Vanuatu General Election. Available at: https://www.forumsec.org/2020/03/11/pacific-islands-forum-to-observe-the-2020-vanuatu-general-election/.
17. V Abhazii zavershilos golosovanie na povtornykh vyborakh prezidenta [In Abkhazia, voting for the reelection of the President has ended]. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/804913.
18. Grishin, N. V. Izuchenie gosudarstvennoy elektoralnoy politiki: kak formiruetsya issledovatelskaya povestka dnya [Study of state electoral policy: how the research agenda is formed] POLITEKS. [POLYTEX], 2019, no 2, pp. 261-274.
19. Grishin, N. V. Razvitie mezhdunarodnykh izbiratelnykh standartov: Chto dalshe? [The development of international standards for elections: What next?]. Politicheskaya nauka [Political science], 2019, no. 1, pp. 33-47.
20. Morozova, O. S. Proektirovanie izbiratelnykh sistem: vozmozhnosti izbiratelnoy inzhenerii [Design of electoral systems: possibilities of electoral engineering]. Ryazan, Ryazan State University after named S. A. Esenin Publ., 2015, 152 p.
21. Morozova, O. S. Uchastie grazhdan, nakhodyashchikhsya za rubezhom, v natsionalnykh vyborakh: za-rubezhnyy opyt i otechestvennaya praktika [Participation of citizens abroad in national elections: foreign experience and domestic practice]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental study], 2014, no. 5-4, pp. 876-880.
ВОПРОСЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ И ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН Линдерс Анна Мария Р., аспирант
Московский государственный институт международных отношений - Университет МИД России Российская Федерация, 454119, г. Москва, пр-т Вернадского, 76 E-mail: leenders.a.m@my.mgimo.ru
В статье рассматривается вопрос о значении цифровизации и международного цифрового сотрудничества для достижения целей устойчивого развития, провозглашённых ООН в 2015 г. На основании применения конструктивистского подхода проанализированы основные подходы к пониманию цифровизации для целей устойчивого развития. Выявлены основные проблемы и уязвимые стороны определения вопросов цифровизации в текстах ООН. В результате изучения критических оценок и предлагаемых альтернативных подходов к определению значения цифровизации для устойчивого развития сформулировано предположение о возможности возникновения конфликта интересов в данной сфере. В деятельности международных организаций по достижению целей устойчивого развития возможна некоторая корректировка в определении значения вопросов цифровизации. Позиция ООН в этом вопросе, тем не менее, может быть признана наиболее объективной и взвешенной.
Ключевые слова: международные организации, ООН, цифровое развитие, устойчивое развитие
DIGITAL DEVELOPMENT AND THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS
Leenders Anna Maria R., postgraduate MGIMO - University of the Ministry of Foreign Affairs of Russia 76 Vernadsky Ave., Moscow, 454119, Russian Federation E-mail: leenders.a.m@my.mgimo.ru
The article examines the importance of digitalization and digital cooperation for achieving the sustainable development goals proclaimed by the UN in 2015. From a constructivist institutionalist point of view, the main approaches to understanding digitalization for sustainable development are analyzed. The main problems and vulnerabilities of the definition of digitalization issues in the UN texts are identified. As a result of the study of critical assessments and proposed alternative approaches to determining the importance of digitalization for sustainable development, the assumption is made about the possibility of a conflict of interest in this field. In the activities of international organizations to achieve the goals of sustainable development, some adjustments may be made in determining the importance of digitalization issues. The UN's position on this issue, however, can be considered the most objective and balanced. Keywords: international organizations, UN, digital development, sustainable development