Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
293
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ / НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРАМИ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СТАНДАРТ TS 17582 / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ELECTIONS / PREPARATION AND ORGANIZATION OF ELECTIONS / ELECTORAL OBSERVATION / ELECTORAL STANDARDS / STANDARD TS 17582 / ELECTORAL BODIES / ORGANIZATION OF AMERICAN STATES / INTERNATIONAL ELECTORAL ACCREDITATION / ELECTORAL REGISTRATION / ELECTORAL TECHNOLOGY / ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN THE ELECTORAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коргунюк Юрий Григорьевич

Рассмотрен вклад Организации американских государств (ОАГ) в разработку международных избирательных стандартов. Рассматривается деятельность Департамента сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ по наблюдению за выборами и выработке на его основе соответствующих рекомендаций; созданию на основе этих рекомендаций подробных руководств, касающихся различных аспектов наблюдения за выборами; разработке и регистрации официального Международного избирательного стандарта TS 17582. Проанализированы также характер дискуссии, возникшей в ходе работы над этим стандартом; работа Департамента сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ по международной аккредитации избирательных органов; проекты ОАГ по содействию странам-участницам в развитии электронных технологий в избирательном процессе и систем регистрации избирателей и т. п. Сделан вывод, что деятельность ОАГ в сфере организации выборов и наблюдения за ними позволяет с полным правом называть ОАГ лабораторией по выработке и обкатке международных стандартов в соответствующей сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF AMERICAN STATES: CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENTOF INTERNATIONAL ELECTION STANDARDS

The article analyses the contribution of the Organization of American States to the development of international electoral standards. It reviews activity of the Department of Electoral Cooperation and Observation (DECO / OAS) in the field of electoral observation and making recommendations on this basis; creating detailed manuals on the basis of these recommendations; development and registration of the official International Electoral Standard TS 17582. The article inspects the character of the discussion during the work on the standard; activity of DECO in the field of international accreditation of electoral bodies; its technical cooperation projects related to electoral registration and electoral technologies.It is concluded thatthe activity of OAS in the field of electoral cooperation and observation allows to call it thereal laboratory for the development and running-in of international electoral standards.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

DOI 10.21672/1818-510X-2019-60-3-103-109

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ12

Коргунюк Юрий Григорьевич, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Институт научной информации по общественным наукам РАН Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, 15/2 E-mail: [email protected]

Рассмотрен вклад Организации американских государств (ОАГ) в разработку международных избирательных стандартов. Рассматривается деятельность Департамента сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ по наблюдению за выборами и выработке на его основе соответствующих рекомендаций; созданию на основе этих рекомендаций подробных руководств, касающихся различных аспектов наблюдения за выборами; разработке и регистрации официального Международного избирательного стандарта TS 17582. Проанализированы также характер дискуссии, возникшей в ходе работы над этим стандартом; работа Департамента сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ по международной аккредитации избирательных органов; проекты ОАГ по содействию странам-участницам в развитии электронных технологий в избирательном процессе и систем регистрации избирателей и т. п. Сделан вывод, что деятельность ОАГ в сфере организации выборов и наблюдения за ними позволяет с полным правом называть ОАГ лабораторией по выработке и обкатке международных стандартов в соответствующей сфере.

Ключевые слова: выборы, подготовка и организация выборов, наблюдение за выборами, избирательные стандарты, стандарт TS 17582, электоральные органы, Организация американских государств, международная аккредитация избирательных органов, регистрация избирателей, электронные технологии в избирательном процессе

ORGANIZATION OF AMERICAN STATES: CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENTOF INTERNATIONAL ELECTION STANDARDS

KorgunyukYury G., D. Sc. (Policy), Leading Researcher Institute of Scientific Information for Social Sciences of the RAS 15/2 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article analyses the contribution of the Organization of American States to the development of international electoral standards. It reviews activity of the Department of Electoral Cooperation and Observation (DECO / OAS) in the field of electoral observation and making recommendations on this basis; creating detailed manuals on the basis of these recommendations; development and registration of the official International Electoral Standard TS 17582. The article inspects the character of the discussion during the work on the standard; activity of DECO in the field of international accreditation of electoral bodies; its technical cooperation projects related to electoral registration and electoral technologies.lt is concluded thatthe activity of OAS in the field of electoral cooperation and observation allows to call it thereal laboratory for the development and running-in of international electoral standards.

Keywords: elections, preparation and organization of elections, electoral observation, electoral standards, standard TS 17582, electoral bodies, Organization of American States, international electoral accreditation, electoral registration, electoral technology, electronic technologies in the electoral process

Выборы - неотъемлемый элемент демократии. Вместе с тем выработка стандартов их проведения - дело долгое и трудное. Они вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, учитывая в том числе негативный опыт, в ходе которого правителям и бизнес-элитам заставляли электоральные институты работать не на благо общества, а в угоду своим узким интересам.

В России в силу понятных причин больше принято ориентироваться на европейский опыт, однако существует ещё один регион, успевший стать своеобразной лабораторией по выработке и обкатке стандартов подготовки и проведения выборов. Речь идёт прежде всего об американском континенте, а ещё точнее - о странах, объединённых в рамках Организации американских государств (ОАГ). Создание этой старейшей в мире региональной неправительственной организации восходит к I Международной конференции американских государств

12 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00484. (The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research as part of a scientific project. No. 19-011-00484.)

(Вашингтон, США, октябрь 1889 - апрель 1890 г.), но в нынешнем виде она существует с момента подписания устава ОАГ (Богота, Колумбия, 1948). В настоящий момент в организацию входит 35 государств. Её целью заявлено обеспечение мира и справедливости в отношениях между американскими государствами, укрепление их сотрудничества, защита суверенитета, независимости и территориальной целостности [3].

С начала 19б0-х гг. в составе руководящих органов ОАГ действует Департамент сотрудничества и наблюдения в сфере выборов (DECO - Department of Electoral Cooperation and Observation). Начиная с 1962 г. он провёл наблюдения на 246 выборах в 27 государствах, задействовав более десятка тысяч международных наблюдателей [6]. Причём начиная с 2016 г. наблюдения за выборами проводятся и в Соединённых Штатах Америки13. И здесь наблюдателям ОАГ нашлось что порекомендовать: всего по итогам ноябрьских выборов в США выработано 10 рекомендаций, пять из которых касались организации выборов (создать механизмы по совершенствованию методов досрочного голосования; сделать день выборов выходным в каждом из штатов; увеличить число участков для голосования во избежание долгих очередей; подчинить голосование граждан США, проживающих за рубежом, правилам, действующим на территории «родных» для них штатов; унифицировать правила регистрации избирателей в различных штатах); три - политической и правовой системы (унифицировать систему коллегий выборщиков в разных штатах; передать полномочия по разграничению электоральных округов независимым комиссиям; отменить действующие в ряде штатов ограничения прав избирателей), по одной - гендерных и финансовых аспектов избирательного процесса (предпринять меры по увеличению числа женщин среди кандидатов на выборные должности и выработать законы, повышающие прозрачность финансирования избирательных кампаний кандидатов из внешних источников) [8].

На основе опыта подобных рекомендаций Департамент сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ разработал семь подробных руководств, касающихся различных аспектов наблюдения за выборами: системы правосудия в электоральной сфере (2006) [18]; методологии наблюдения за выборами (2007) [15], использования избирательных технологий (2010) [20], мониторинга масс-медиа (2011) [14], политического финансирования выборов (2012) [19], внедрения гендерных принципов в деятельность наблюдательных миссий ОАГ (2013) [11], участия в выборах населения коренного и африканского происхождения14 (2015) [13]. В общий ряд встраивается и руководство, касающееся всех аспектов наблюдения за выборами (2008) [12]. Все эти документы отличает скрупулёзность и стремление к максимальной точности. Они близки по структуре, хотя содержат и ряд отличий. Практически каждое руководство начинается с изложения концепции и методологии, а также описания источников информации, используемых в соответствующей сфере. Часто имеются подробные глоссарии и библиография, а также обширные приложения. Практически все руководства снабжены краткими, но ёмкими заключениями.

В качестве образца рассмотрим структуру руководства «Методы наблюдения за выборами» [15]. Оно начинается с краткого вступления, в котором издание пособия обосновывается в том числе необходимостью институционализации и стандартизации практики наблюдения за выборами [15, р. 6]. Далее идёт глава, излагающая концепцию демократических выборовкак одного из воплощений фундаментальных прав человека [15, р. 7-9]. В следующей главе рассматриваются основные источники информации, используемые наблюдательными миссиями для измерения степени демократичности выборов, - анкеты, заполняемые на избирательных участках в день голосования, и лист индикаторов избирательного процесса. Оба документа должны заполняться заранее подготовленными специалистами [15, р. 10-11].

В четвёртой главе приводится и комментируется анкета для заполнения на избирательных участках в день голосования, а также подробно расписываются процесс подготовки к соответствующим действиям наблюдателей и сотрудников информационного и компьютерного центров, равно как процесс введения данных, их обработки и презентации [15, р. 12-19].

Пятая глава содержит руководство по сбору информации для проставления индикаторов, излагает обязанности специалиста, ответственного за оценку этих индикаторов, а также основные этапы его работы [15, р. 20-25].

13 До этого США и Канада выступали исключительно в качестве организаторов и спонсоров мероприятий по наблюдению и сотрудничеству в сфере выборов.

14 Разработку последнего документа Департамент сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ставит себе в особую заслугу [5].

В кратком заключении резюмируется, что изложенная в руководстве методология отвечает требованию ст. 24 Межамериканской демократической хартии (2011) об объективном, беспристрастном и прозрачном характере деятельности миссий ОАГ по наблюдению за выборами; что она направлена на систематизацию практики наблюдения за выборами и стандартизацию информации, собираемой миссиями; что эта методология обеспечивает количественные и качественные результаты, которые позволяют формировать итоговые отчёты, основанные на информации из первых рук и при этом ставящие своей целью систематизировать и стандартизировать работу наблюдательных миссий. «Другими словами, - делается вывод, - эти результаты создают надёжную базу для всесторонней оценки избирательного процесса, выявления сильных и слабых его сторон и выработки соответствующих рекомендаций. В общем и целом рассматриваемые в руководстве методы направлены на профессионализацию и стандартизацию наблюдения за выборами и повышение доверия к работе ОАГ в этой сфере» [15, p. 26].

Руководство включает также три приложения. Первое из них излагает критерии (точнее -нормы основополагающих документов ОАГ), которыми должны руководствоваться наблюдательные миссии [15, p. 27-29]; второе - список задач специалиста, ответственного за заполнение анкеты на избирательных участках в день голосования [15, p. 30-31]; третье - глоссарий [15, p. 32-36].

Ещё одним результатом работы по стандартизации рекомендаций наблюдательных миссий стала разработка и регистрация официального Международного избирательного стандарта TS 17582:2014 [21]. Дело в том, что международные избирательные стандарты не могут носить обязательного характера, в лучшем случае - рекомендательный. Обычно они оформляются как рекомендации ООН, но Организация американских государств в сотрудничестве с Венецианской комиссией Совета Европы (официально - Европейская комиссия за демократию через право) решила пойти другим путём и оформить свои рекомендации в виде Международного организационного стандарта, зарегистрированного Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO).

Международные организационные стандарты также не имеют обязательного характера, но являются своего рода знаком качества: следование им призвано свидетельствовать о высочайшем уровне требовательности к качеству управления. Как было написано в пресс-релизе ОАГ по итогам утверждения TS 17582:2014, электоральные органы, взявшие обязательство руководствоваться стандартом, получат массу преимуществ, поскольку он «обеспечивает высокие стандарты организации, эффективности и управления на протяжении всего избирательного цикла», равно как «гибкую структуру, поощряющую постоянное совершенствование электорального управления с целью адекватного реагирования на различные вызовы, связанные с организацией выборов». Сертифицируясь в соответствии со стандартом, говорилось в пресс-релизе, «электоральные органы публично заявляют о своей приверженности принципу прозрачности выборов, укрепляя тем самым общественное доверие к себе и своей деятельности» [17].

Международные организационные стандарты являются своего рода интеллектуальной собственностью ИСО, они предоставляются в пользование только за деньги, причём только юридическим лицам. Вместе с тем, стандарт TS 17582:2014 можно обнаружить в свободном доступе на сайте Европейского центра поддержки выборов (http://www.eces.eu), заплатившим, по всей видимости, Международной организации по стандартизации за такую возможность.

Стандарт определяет требования к восьми стадиям (аспектам) избирательного процесса: 1) регистрация избирателей; 2) регистрация политических организаций и кандидатов; 3) «электоральная логистика»; 4) голосование на избирательном участке; 5) подсчёт голосов и объявление результатов; 6) электоральное образование; 7) надзор за финансированием избирательной кампании; 8) разрешение избирательных споров.

Стандарт TS 17582:2014 предусматривает систему сертификации электоральных органов (в политической науке их обычно называют Electoral Management Body, EMB), соответствующих требованиям, которые изложены в указанных пунктах. Кроме того, в стандарте приведён подробный словарь терминов, связанных с организацией и проведением выборов, в том числе с качеством систем электорального управления, электоральной инфраструктурой и логистикой и собственно голосованиемизбирателей [17, с. 3-6].

Согласование документа шло трудно и сопровождалось затяжными спорами и дискуссиями. Хроника этого процесса подробно описана в информационной записке Венецианской комиссии [2].

Всех этих споров, вероятно, можно было бы избежать, не обратись Организация американских государств в начале 2013 г. с предложением о сотрудничестве к европейским государством, в частности, к Венецианской комиссии. Но ОАГ, судя по всему, очень важно было заручиться авторитетом европейского сообщества, чей голос в вопросах, связанных с соблюдением принципов демократии в электоральных процессах, звучит гораздо весомее, чем его собственный.

Своим представителем в международной рабочей группе экспертов по разработке стандарта TS 17582 Венецианская комиссия назначила председателя Федерального избирательного суда Мексики Марию дель Кармен Аланис Фигуэйра. На рабочем заседании в Доминиканской Республике в апреле 2013 г. группа обсудила и одобрила 162 замечания к проекту документа, разослав их всем заинтересованным сторонам. Чтобы быть принятым как международный стандарт, доработанный проект должен был быть одобрен 75 % членов (электоральных органов), участвующих в обсуждении. Однако в ходе голосования 2 ноября 2013 г. он заручился поддержкой только 68 %. На собрании 6-7 ноября 2013 г. в Порто (Португалия) рабочая группа большинством в две трети голосов рекомендовала в течение 30 дней провести голосование по одобрению проекта как технической спецификации, обсудив 242 замечания, выдвинутые проголосовавшими против, и одно, выдвинутое Венецианской комиссией [2, р. 1, 3].

Позиция Венецианской комиссии заключалась, в частности, в необходимости провести более чёткое разделение между органами, занимающимися подготовкой и проведением выборов, и органами, занимающимися разрешением споров, возникающих в ходе выборов. Кроме того, она настаивала на обязательной законной силе решений, принимаемых по итогам этих споров [2, р. 2]. Против введения разграничения между двумя видами электоральных органов - административных и разрешающих споры - выступали, в частности, США и Германия. США и Нидерланды, кроме того, выступали за исключение из стандарта норм о надзоре за финансированием избирательных кампаний [2, р. 4].

В ходе голосования 19 января 2014 г. из 72 стран проект стандарта поддержали 42 участника, против высказались 16, воздержались - 13. Среди европейских стран, проголосовавших против, были Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Норвегия, Словения, Швейцария, Великобритания; к ним присоединились Аргентина, Бразилия, Австралия, Израиль, Новая Зеландия и ЮАР. Среди воздержавшихся Европу представляли Бельгия, Чехия, Ирландия, Португалия, Румыния, Испания, Турция; с ними солидаризовались Ботсвана, Китай, Иран, Маврикий, Сингапур и США [2, р. 5]. Как видим, не поддержали проект только три страны ОАГ - Аргентина, Бразилия и США.

В ходе обсуждения проекта основная оппозиция исходила от европейских стран, главными причинами беспокойства которых были угроза конфликта документа с устоявшимися в этих государствах практиками и вообще несоответствие уже существующему законодательству [2, р. 5].

Поскольку в информационной записке Венецианской комиссии не прописаны подробно пункты разногласий между участниками обсуждения (ясно лишь, что среди них были вопрос о разделении электоральных органов на административные и разрешающие споры, а также о надзоре за финансированием избирательных кампаний), о содержании большинства из них остаётся только догадываться. Но можно предположить, что главными противостоящими сторонами были страны Европы и Латинской Америки.

В Европе электоральные органы складывались исторически, на протяжении столетий, и более-менее успешно справлялись со своими задачами даже в условиях монархий. В странах Латинской Америки, которые с момента объявления независимости провозгласили себя республиками (исключение составила Бразилия, которая в 1822-1889 гг. существовала в форме империи), электоральные органы с самого начала были подмяты властными и бизнес-элитами и выражали волю скорее последних, чем избирателей. Поэтому для них задача детальной регламентации деятельности избирательных комиссий была гораздо более актуальной, чем для европейских стран: таким образом страны Латинской Америки пытались решить проблему обеспечения честного и свободного характера выборов.

Не отрицая пользы подобной регламентации, необходимо вместе с тем признать, что её эффективность отнюдь не безгранична. Как отмечено в литературе, регламентация деятельности избирательных комиссий - лишь один из факторов обеспечения качества выборов, не меньшую роль играет характер политического режима, поскольку авторитарной власти вполне под силу подчинить своей воле любой электоральный орган, сколь регламентированной ни была бы его деятельность [16].

Мало помогает здесь и предоставление избирательным органам независимого от всех трёх ветвей власти статуса. Подобная модель стала сейчас едва ли не обязательной для новых демократий, но отнюдь не является самой популярной в странах «старой» демократии. Как отмечает Н. В. Гришин, никаких доказательств эффективности этой модели до сих пор не предоставлено: «Она применяется почти во всех авторитарных странах и способствует не столько улучшению качества выборов, сколько их легитимации. Едва ли она улучшит избирательный процесс в странах западной демократии, которым она насовременном этапе навязывается» [1, с. 43]. Можно согласиться с Н. Керром, призывающим различать формальную автономию и реальную институциональную дееспособность (capacity) избирательных органов [9] (последняя может быть в наличии и при отсутствии первой, равно как и наоборот).

Так или иначе, 14 февраля 2014 г. стандарт TS 17582 был опубликован, и практически сразу несколько латиноамериканских стран, в первую очередь Эквадор и Перу, приступили к приведению своего законодательства в соответствие с ним [2, p. 6].

15 мая 2014 г. Генеральный секретариат Организации американских государств издал указ о создании в рамках Департамента сотрудничества и наблюдения в сфере выборов специального органа - Бюро международной аккредитации избирательных органов (International Electoral Accreditation Body, IEAB), в обязанности которому было поставлена выдача электоральным органам стран-членов ОАГ сертификатов об их соответствии требованиям международных организационных стандартов, т. е. прежде всего TS 17582 [3].

Любой избирательный орган стран-членов ОАГ может пройти сертификацию, подав заявку на сайте IEAB (https://www.oas-ieab.org/index.php). Сертификация осуществляется органами оценки соответствия (conformance assessment bodies, CAB), которые, в свою очередь, наделяются соответствующими правами в Бюро международной аккредитации [3, с. 4].

Работа по аккредитации идёт, правда, не слишком быстро. На сегодня, как следует из размещённой на сайте IEAB информации, «органы оценки соответствия» зарегистрированы в четырёх странах - Мексике, Перу, Колумбии и Доминиканской Республике, а количество сертифицированных избирательных органов достигло пяти: два из них аккредитованы в Перу (один из них - Национальное управление по избирательным процессам - успело пройти эту процедуру дважды, поскольку сертификат выдается лишь на три года), по одному в Эквадоре, Мексике и Доминиканской Республике.

Помимо этого Департаментом сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ осуществлён ряд проектов по содействию странам-участницам в развитии электронных технологий в избирательном процессе и систем регистрации избирателей. В частности, программы по аудиту и обновлению систем регистрации избирателей были реализованы в Сальвадоре (сентябрь 2007 - сентябрь 2008 г.; октябрь - декабрь 2013 г.), Боливии (ноябрь - декабрь 2008 г.; июнь - декабрь 2009 г.; декабрь 2014 - февраль 2015 г.), Гватемале (август - октябрь 2010 г.; март - май 2014 г.), Парагвае (апрель - июль 2010 г.), Доминиканской Республике (февраль - апрель 2012 г.), Гренаде (январь - февраль 2013 г.), Аргентине (апрель 2015 г.).

Программы по внедрению электронных технологий в избирательные процессы осуществлены в Перу (июнь 2010 - декабрь 2011 г.), Мексике (июнь - июль 2011 г.; август 2015 г.), Парагвае (декабрь 2012 - апрель 2013 г.), Гондурасе (апрель - май 2013 г.), Коста-Рике (июль 2013 - февраль 2014 г.), Уругвае (февраль - октябрь 2014 г.).

В большинстве случаев спонсорами программ выступали Канада и США, иногда и другие страны (Италия, Бразилия) [4].

Кроме того, Департамент сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ ежегодно издаёт на испанском или английском языках (иногда на том и другом одновременно) обзоры различных сторон электоральной деятельности - юридической, финансовой, связанной с избирательными технологиями и т. п. - в Латинской Америке, а также подробные отчёты о проведённых департаментом мероприятиях (конгрессах, семинарах и пр.) [5].

Обширная и многообразная деятельность Организации американских государств в сфере организации выборов и наблюдения за ними позволяет с полным правом называть её лабораторией по выработке и обкатке международных стандартов в соответствующей области. Возможно, эта сторона деятельности ОАГ ещё не получила надлежащей оценки со стороны международного сообщества и исследователей, но можно не сомневаться, что рано или поздно подобная оценка будет дана. Благо Департамент сотрудничества и наблюдения в сфере выборов ОАГ отнюдь не планирует сворачивать свою деятельность и его новые достижения в этой области, будем надеяться, ещё впереди.

Список литературы

1. Гришин, Н. В. Развитие международных избирательных стандартов: Что дальше? / Н. В. Гришин // Политическая наука. - 2019. - № 1. - С. 33-47.

2. Briefing Note ISO/TS 17582 - Electoral Assurance. November 21, 2014. - Режим доступа: http://www.venice.coe.int/files/141120%20Briefing%20Note%20ISO-OEA%20v3.doc, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

3. Charter of the Organization of American States. Signed in Bogotá in 1948 and amended by the Protocol of Buenos Aires in 1967, by the Protocol of Cartagena de Indias in 1985, by the Protocol of Washington in 1992, and by the Protocol of Managua in 1993. - Режим доступа: http://www.oas.org/en/sla/dil/docs/inter_american_treaties_A-41_charter_OAS.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

4. Creation of the Office of the International Electoral Accreditation Body. Executive Order No. 14-01 of the General Secretariat of the Organization of American States. May 15, 2014. - Режим доступа: http://www.oas.org/legal/english/gensec/EXOR1401.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

5. DECO and its Achievements. - Режим доступа: http://www.oas.org/en/spa/deco/ACERCA.ASP, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

6. Department of Electoral Cooperation and Observation Publications. - Режим доступа: http://www.oas.org/en/spa/deco/Publicaciones.asp, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

7. Department of Electoral Cooperation and Observation. Technical Cooperation - Implemented Projects. -Режим доступа: http://www.oas.org/en/spa/deco/Coop_Tecnica_proyectos.asp, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. англ.

8. Electoral Observation Missions and Recommendations Database. - Режим доступа: http://www.oas.org/eomdatabase/recommsS.aspx?lang=en, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

9. Kerr, N. Perceptions versus Reality: Assessing Popular Evaluations of Election Quality in Africa / N. Kerr. -Режим доступа: http://www.files.ethz.ch/isn/134591/AfropaperNo137.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. англ.

10. Lührmann, A. United Nations electoralassistance: More than a fig leaf? / A. Lührmann // International Political Science Review. - 2019. - Vol. 40 (2). - P. 181-196.

11. Manual for Incorporating a Gender Perspective into OAS/EOMs. General Secretariat of the Organization of American States, 2013. - Режим доступа: http://www.oas.org/es/sap/deco/pubs/manuales/Manual_gender_e.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

12. Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2008. - Режим доступа: http://www.oas.org/en/spa/docs/Manual_Misiones_publicado_en.pdf, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. англ.

13. Manual to Observe the Participation of Indigenous and Afro-Descendant Populations in Electoral Processes. General Secretariat of the Organization of American States, 2015. - Режим доступа: http://www.oas.org/es/sap/deco/pubs/Metodologias/OAS_Metodologia_Indig_Afro_Print_E.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

14. Methodology for Media Observation during Elections: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2011. - Режим доступа: http://www.oas.org/es/sap/docs/deco/ManualMedia_WEB.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

15. Methods for Electoral Observation: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2007. - Режим доступа: http://www.oas.org/en/spa/docs/Methods%20manual.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

16. Norris P., Martinez i Coma F. What Citizens Want from Elections: Understanding the Roots of Electoral Legitimacy. Paper for the ECPR Joint Workshops session on 'What citizens want from democracy: Popular attitudes to existing political processes and their alternatives', University of Warsaw, Warsaw, 29 March - 2 April 2015. - Режим доступа: https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/0bd44836-c264-4515-8185-92759cec3b73.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

17. OAS-led Quality Management Standard on Electoral Processes Officially Approved by ISO. February 19, 2014. - Режим доступа: http://www.oas.org/en/media_center/press_release.asp?sCodigo=E-053/14, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. англ.

18. Observing electoral justice systems: a manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2006. - Режим доступа: http://www.oas.org/es/sap/deco/Pubs/Manuales/ Observing-Electoral-Justice-Systems-a-Manual-for-OAS-Electoral-Observation--Missions.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

19. Observing Political-Electoral Financing Systems: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2012. - Режим доступа: http://www.oas.org/es/sap/deco/pubs/manuales/MOE_Manual_e.PDF, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

20. Observing the Use of Electoral Technologies: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2010. - Режим доступа: http://www.oas.org/es/ sap/docs/Technology%20English-FINAL-4-27-10.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

21. Technical specification ISO/TS 17582. First edition 2014-02-15. Quality management systems - Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for electoral organizations at all levels of government. - Режим доступа: http://www.eces.eu/template/ISO_TS_17582_2014_(EN).pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.

References

1. Grishin N. V. Razvitie mezhdunarodnykh izbiratelnykhstandartov: Chto dalshe? [Development of International Electoral Standards: What Next?]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2019, no. 1, pp. 33-47.

2. Briefing Note ISO/TS 17582 - Electoral Assurance. November 21, 2014. Available at: http://www.venice.coe.int/files/141120%20Briefing%20Note%20ISO-OEA%20v3.doc.

3. Charter of the Organization of American States. Signed in Bogotá in 1948 and amended by the Protocol of Buenos Aires in 1967, by the Protocol of Cartagena de Indias in 1985, by the Protocol of Washington in 1992, and by the Protocol of Managua in 1993. Available at: http://www.oas.org/en/sla/dil/docs/inter_american_treaties_A-41_charter_OAS.pdf.

4. Creation of the Office of the International Electoral Accreditation Body. Executive Order No. 14-01 of the General Secretariat of the Organization of American States. May 15, 2014. Available at: http://www.oas.org/legal/english/gensec/EXOR1401.pdf.

5. DECO and its Achievements. Available at: http://www.oas.org/en/spa/deco/ACERCA.ASP.

6. Department of Electoral Cooperation and Observation Publications. Available at: http://www.oas.org/en/spa/deco/Publicaciones.asp.

7. Department of Electoral Cooperation and Observation. Technical Cooperation - Implemented Projects. Available at: http://www.oas.org/en/spa/deco/Coop_Tecnica_proyectos.asp.

8. Electoral Observation Missions and Recommendations Database. Режим доступа: http://www.oas.org/eomdatabase/recommsS.aspx?lang=en.

9. Kerr, N. Perceptions versus Reality: Assessing Popular Evaluations of Election Quality in Africaio Available at: http://www.files.ethz.ch/isn/134591/AfropaperNo137.pdf.

10. Lührmann A. United Nations electoralassistance: More than a fig leaf? International Political Science Review, 2019, vol. 40 (2), pp. 181-196.

11. Manual for Incorporating a Gender Perspective into OAS/EOMs. General Secretariat of the Organization of American States, 2013. Available at: http://www.oas.org/es/sap/deco/pubs/manuales/Manual_gender_e.pdf.

12. Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2008. Available at: http://www.oas.org/en/spa/docs/Manual_Misiones_publicado_en.pdf.

13. Manual to Observe the Participation of Indigenous and Afro-Descendant Populations in Electoral Processes. General Secretariat of the Organization of American States, 2015. Available at: http://www.oas.org/es/sap/deco/pubs/Metodologias/OAS_Metodologia_Indig_Afro_Print_E.pdf.

14. Methodology for Media Observation during Elections: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2011. Available at: http://www.oas.org/es/sap/docs/deco/ManualMedia_WEB.pdf.

15. Methods for Electoral Observation: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2007. Available at: http://www.oas.org/en/spa/docs/Methods%20manual.pdf.

16. Norris P., Martinez i Coma F. What Citizens Want from Elections: Understanding the Roots of Electoral Legitimacy. Paper for the ECPR Joint Workshops session on 'What citizens want from democracy: Popular attitudes to existing political processes and their alternatives', University of Warsaw, Warsaw, 29 March - 2 April 2015. Available at: https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/0bd44836-c264-4515-8185-92759cec3b73.pdf.

17. OAS-led Quality Management Standard on Electoral Processes Officially Approved by ISO. February 19, 2014. Available at: http://www.oas.org/en/media_center/press_release.asp?sCodigo=E-053/14.

18. Observing electoral justice systems: a manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2006. Available at: http://www.oas.org/es/sap/deco/Pubs/Manuales/ Observing-Electoral-Justice-Systems-a-Manual-for-OAS-Electoral-Observation--Missions.pdf.

19. Observing Political-Electoral Financing Systems: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2012. Available at: http://www.oas.org/es/sap/deco/pubs/manuales/MOE_Manual_e.PDF.

20. Observing the Use of Electoral Technologies: A Manual for OAS Electoral Observation Missions. General Secretariat of the Organization of American States, 2010. Available at: http://www.oas.org/es/ sap/docs/Technology%20English-FINAL-4-27-10.pdf.

21. Technical specification ISO/TS 17582. First edition 2014-02-15. Quality management systems - Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for electoral organizations at all levels of government. Available at: http://www.eces.eu/template/ISO_TS_17582_2014_(EN).pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.