Научная статья на тему 'Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка'

Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2272
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ОТЦА / ГАРМОНИЧНЫЙ И НЕ ГАРМОНИЧНЫЙ ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ / MOTIVATION NEEDS / FATHERHOOD MOTIVATION / SELF-DEVELOPMENT NEED / SELF-REALIZATION / SUCCESS ACHIEVEMENT / SAFETY DRIVE / MATERIAL SECURITY OF A FAMILY AND CREATING OF THE SAFETY CONDITIONS DRIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева Юлия Александровна

Статьяпосвященаисследованиютиповсемейноговоспитанияиродительскогоотношенияотцакдетямдошкольного, младшегошкольного, подростковогоиюношескоговозраста. Полученныерезультатысвидетельствуютоследованиипривычнымстратегиямповедения, атакжеонесоответствииотцовскогоповедениявозрастнымзадачамиособенностямразвитиядетеймладшегошкольноговозраста, подростковиюношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Father's parental attitude and his role in fosterage

The article sums up the research results of differences in the types of family upbringning and father's parental attitude depending on the child's age. The author thinks that absence of essential differences in the type of family upbringning of children of a different age by fathers is explained by complexities in changing father's behavioral reactions and habitual strategies of behavior. The specific attitude of the father to junior school children and an adolescent and a juvenile do not correspond to age tasks and development at these life stages.

Текст научной работы на тему «Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37023

Ю. А. Токарева

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Статья посвящена исследованию типов семейного воспитания и родительского отношения отца к детям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Полученные результаты свидетельствуют о следовании привычным стратегиям поведения, а также о несоответствии отцовского поведения возрастным задачам и особенностям развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, родительское отношение, семейное воспитание, стратегии поведения отца, гармоничный и негармоничный типы воспитания.

The article sums up the research results of differences in the types of family upbringning and father’s parental attitude depending on the child’s age. The author thinks that absence of essential differences in the type of family upbringning of children of a different age by fathers is explained by complexities in changing father’s behavioral reactions and habitual strategies of behavior. The specific attitude of the father to junior school children and an adolescent and a juvenile do not correspond to age tasks and development at these life stages.

Key words: motivation needs, fatherhood motivation, self-development need, self-realization, success achievement, safety drive, material security of a family and creating of the safety conditions drive.

Современная социальная ситуация, анализ используемых в семье воспитательных стратегий все чаще констатируют факты родительской беспомощности. Воспитательная деятельность родителей подвергается глубокому анализу (А. Адлер, Н. Аккерман, Дж. Александер, Б. Беттельхейм, Ж. Ванден Брук, Т. Гордон, Ф. Дольто, Р. Дрейкурс, И. С. Кон, Р. В. Овчаро-ва, К. Роджерс, В. Сатир, Р. Скиннер, С. Л. Соловейчик, К. Сэрдер, А. Эллис, А. Фромм, Э. Эриксон и др.). Предлагаемые психологами решения, связанные с выработкой оптимальной стратегии взаимодействия в диаде «взрослый - ребенок» сводятся к дифференцированию воздействий «мать -

ребенок», «отец - ребенок». Данное акцентирование позволяет качественнее подойти к пониманию природы воспитательных мер, а также уточнению различительной специфики воспитательной деятельности отца и матери в зависимости от возраста ребенка.

Наряду с объективной изученностью роли матери в развитии ребенка роль и место отца определены слабо. Исследования И. С. Кона и других убедительно демонстрируют важность и неоднозначность воздействий отца на ребенка на разных этапах возрастного развития. Исходя из этого предметом нашего исследования стал тип семейного воспитания и родительского отношения отцов к детям различного возраста, а именно дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского.

Выбор исследовательских средств определялся критерием традиционности и объективности в изучении аспектов воспитательной деятельности родителя.

Для определения особенностей семейного воспитания использовался тест-опросник «Анализ условий семейного воспитания», разработанный

Э. Г. Эйдемиллером (модификация Р. В. Овчаровой), а для выявления родительского отношения отцов детей различного возраста - тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.

В исследовании принимали участие отцы (120 чел.), а также воспитываемые ими дети дошкольного возраста (30 чел.), младшего школьного возраста (30 чел.), подростки (30 чел.) и юноши (30 чел.).

Проанализировав типы воспитательного отношения отца к детям различного возраста, мы выявили преобладание гармоничного стиля: среди дошкольников - 80%, младших школьников - 85%, подростков - 50%, юношей - 70%. Гармоничный тип понимается как соответствие воспитательных воздействий отца возрасту ребенка, его индивидуальным характеристикам и ориентация родителя на конкретные результаты воспитания. Следствием такого типа отношения является развитие ребенка, обнаруживающее отсутствие серьезных психологических проблем, демонстрирующее поступательность и перспективность. Данное условие семейного воспитания менее всего выражено у отцов при воспитании подростков. Мы полагаем, что это может быть связано с переходным подростковым возрастом, характеризующимся амбивалентностью в отношении ребенка к родителям. В связи с этим отцу бывает сложно выбрать адекватный тип воспитания и реагирования, а возможные результаты воспитания кажутся ему недостижимыми.

Неустойчивость в проявлениях отцовского отношения выявлена при воспитании детей всех возрастов: дошкольного - 15%, младшего школьного -10%, подросткового - 10%, юношеского - 10%. Это свидетельствует о наличии проблемы выбора стиля и приемов воспитания ребенка.

Негармоничность воспитательного воздействия отца представлена различными вариантами, каждый из которых отрицательно сказывается на личностном развитии, приводя к его проблемам и формируя отклонения.

По отношению к дошкольникам и младшим школьникам зафиксирован негармоничный стиль воспитания, обозначающийся как «доминирующая гиперпротекция». Ребенок находится в центре внимания отца, который, отдавая ему много сил и времени, в то же время мешает его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Под влиянием данного типа воспитания отца находятся 5% дошкольников и столько же младших школьников.

Согласно данным исследования, большая доля (40%) количество негармоничных типов воспитания присуще отцам подростков. В частности, «эмоциональное отвержение» встречается в 15% случаев: отец уделяет мало внимания и времени подростку, не стремится понять его потребности, что может привести к формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями (А. Захаров). На наш взгляд, эта проблема должна найти отражение в практической деятельности психологов.

Выявлены также такие типы воспитания, как «потворствующая гиперпротекция» (10%), когда подросток находится в центре внимания отца, стремящегося к максимальному удовлетворению его потребностей; «доминирующая гиперпротекция» (5%) - отец уделяет ребенку много внимания, но лишает его самостоятельности путем многочисленных ограничений и запретов; и «гипопротекция» (10%) - подросток предоставлен самому себе, отец не интересуется им и не контролирует его.

Важно отметить, что подростковый возраст является тем периодом, в котором происходит формирование основ характера [3]. Характерологические типы именно в подростковом возрасте могут приобретать заостренные, акцентуированные черты. Такой способ воспитания, как «гипопротекция», крайне неблагоприятен при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов. По данным А. Е. Личко и Г. А. Сухаревой, наиболее распространенными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются именно гипертимность и неустойчивость [1]. Соответственно, выявленное преобладание гипопротекции отцов по отношению к подросткам (по сравнению с детьми других возрастов) является достаточно серьезным препятствием на пути личностного становления подростка.

К негармоничным типам воспитания, используемым отцами юношей, относятся «потворствующая гиперпротекция» (5%), когда отец стремится к максимальному удовлетворению потребностей сына, и «эмоци-

ональное отвержение» (15%), характеризующееся эмоциональной дистан-цированностью отца от юноши.

Типы воспитания «повышенная моральная ответственность» и «жестокое отношение» не выявлены ни у одного отца из нашей выборки.

Приведем обобщенные результаты распределения типов семейного воспитания, избираемые отцами детей разных возрастов (табл. 1).

Таблица 1

Типы семейного воспитания детей, выбираемые отцами различного

возраста, %

Возраст ребенка Типы семейного воспитания

Гармоничные Неустойчивые Негармоничные

Потворствующая гиперпротекция Доминирующая гиперпротекцця Повышенная моральная ответственность Эмоциональное отвержение Жестокое обращение Гипопротекция

Дошкольный 80 15 0 5 0 0 0 0

Младший школьный 85 10 0 5 0 0 0 0

Подростковый 50 10 10 5 0 15 0 10

Юношеский 70 10 5 0 0 15 0 0

Статистические различия между типами воспитания, которые демонстрируют отцы по отношению к разновозрастным детям, мы анализировали с помощью непараметрического Ц-критерия Манна-Уитни (обработка осуществлялась посредством статистического пакета 81а1пв1:юа 6.0).

Достоверных, статистически значимых различий нами выявлено не было. Возможно, это связано с тем, что в нашу выборку вошли преимущественно семьи с гармоничным стилем воспитания, доля отцов с неустойчивым и негармоничным стилем воспитания оказалась малочисленна.

Изучая особенности родительского отношения отца к детям в различные возрастные периоды, мы выяснили, что преобладающим вариантом родительского отношения отца к дошкольникам является «симбиоз» (40%). Данный показатель свидетельствует о том, что межличностная дистанция между отцом и ребенком дошкольного возраста достаточно мала. Отец постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным, что приводит к желанию удовлетворить все потребности дошкольника, оградить его от трудностей и неприятностей жиз-

ни. По данным различных исследований, тип родительского отношения «симбиоз» благоприятен в дошкольном возрасте.

Достаточно широко представлен и такой вариант отношения отца к дошкольнику, как «маленький неудачник» (35%). Это говорит о стремлении отца инфантилизировать ребенка дошкольного возраста, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся отцу детскими и несерьезными.

При воспитании дошкольников у отцов не выявлено родительское отношение «отвержение», т. е. ребенок нравится отцу таким, какой он есть. Необходимо отметить, что это благоприятный факт, так как «отвержение» отрицательно сказывается на развитии всех компонентов личности и способностей ребенка дошкольного возраста.

Анализируя родительское отношение отца младших школьников, мы выяснили, что наиболее распространенным типом также является «симбиоз» (50%), межличностная дистанция между отцом и младшим школьником достаточно мала, отец стремится оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Отношения «отвержение» в этой группе не обнаружено - отцов отличает приятие детей.

Среди вариантов показателей родительского отношения отцов к подросткам обращают на себя внимание преобладание взгляда на них как «маленьких неудачников» (45%). Отец воспринимает подростка младше, чем тот есть, стремится приписать ему личную и социальную несостоятельность. Нередко отец воспринимает подростка как плохого, неудачливого, поэтому злится и досадует на него. Подросток представляется отцу неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Возможно, данный факт связан с проявлениями и реакциями ребенка, свойственными подростковому возрасту. У отцов, воспитывающих подростков, отсутствуют такие варианты родительского отношения, как «авторитарная гиперсоциализация» и «кооперация». Непредставленность «кооперации» говорит о неумении отцов организовывать совместную деятельность со своими детьми в подростковом возрасте; отсутствии заинтересованности в их делах и планах [4].

В группе отцов, воспитывающих юношей, распределение родительского отношения представлено следующим образом: «симбиоз» (35%) -слабая выраженность межличностной дистанции; «авторитарная гиперсоциализация» (25%) - навязывание отцом своей воли, требование безоговорочного послушания от юноши, а также ожидание от него успеха во всем; «маленький неудачник» (30%) - стремление инфантилизировать юношу, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Таким образом, по отношению к юноше у отца представлены практически все варианты родительского отношения, что, на наш взгляд, связано с ранее не сформировавшимися и проявившимися на данном этапе позициями отца в отношении ребенка.

Результаты изучения родительского отношения отцов к детям разных возрастов отражены в табл. 2.

Таблица 2

Родительское отношение отцов к детям разного возраста, %

Возраст ребенка Принятие/От-верже-ние Коопера- ция Симбиоз Автори- тарная гиперсо- циализа- ция Маленький неудачник

Дошкольный возраст - 5 40 20 35

Младший школьный возраст - 15 50 10 25

Подростковый возраст 15 - 40 - 45

Юношеский возраст 10 - 35 25 30

Подтверждение выводов исследования требует дальнейшей статистической проверки. При обработке данных мы использовали непараметрический Ц-критерий Манна-Уитни (обработка осуществлялась с помощью статистического пакета 81а1пв1:юа 6.0).

Статистически значимые различия нами были выявлены относительно типа родительского отношения отца «авторитарная гиперсоциализация» к подросткам и юношам (Ц = 119). При этом частота встречаемости данного типа родительского отношения отцов к юношам значительно выше, чем к подросткам.

Статистически достоверными являются также различия в отношении отца к младшему школьнику и подростку по типу «маленький неудачник» (Ц = 128). Среди отцов подростков доля такого отношения значительно выше. Значимых различий в родительском отношении отца к дошкольнику и младшему школьнику выявлено не было.

Другие различия между типами родительского отношения отцов к детям разных возрастов не обнаружены.

Обобщая результаты исследования, мы можем говорить о различных типологиях отцов, воспитывающих детей различного возраста. Принципом разделения является специфика родительского отношения отца и используемый им стиль воспитания.

Так, отец дошкольника и младшего школьника - это отец, воспринимающий своего ребенка маленьким и беззащитным, стремящийся ог-

радить его от трудностей и неприятностей жизни, а следовательно, препятствующий формированию активной и самостоятельной личности. Такое отношение отца к дошкольнику можно объяснить тем, что ребенок в данном возрасте действительно несамостоятелен и нуждается во взвешенной опеке.

Ребенка младшего школьного возраста отец опекает в связи с изменением его социального статуса [2]. Однако предоставление самостоятельности и передача доступной ребенку ответственности может происходить с раннего возраста, если родитель заинтересован в полноценном развитии сына или дочери.

Отец, воспитывающий подростка, воспринимает ребенка младше его реального возраста, стремится приписать ему личную и социальную несостоятельность. Это говорит о трудности принятия ситуации взросления ребенка отцом и восприятии большинства его поступков как неадекватных, что может сказаться на характере социализации ребенка и его социальной успешности. Ребенок, вызывающий недоверие у отца, вряд ли сможет чувствовать себя успешным. Агрессия подростка часто являетс лишь реакцией на препятствующие развитию родительские позиции.

Отец юноши сочетает особенности нескольких типов родительского отношения, в частности стремление инфантилизировать ребенка и контролировать его действия, а наряду с этим требовать от него социального успеха.

Таким образом, родительское отношение отца различно в разные возрастные периоды ребенка. Оно часто включает неблагоприятные для личностного развития ребенка элементы. Картина общей гармоничности во взаимодействии «отец - ребенок» содержит контекст недоверия и недооценки возможностей ребенка, выявленный во всех изучаемых группах детей. Ситуация недоверия и осторожности родителя значительно снижает степень его направленной активности по отношению к ребенку, а следовательно, и положительного влияния на его развитие. Обнаруженное несоответствие используемого типа воспитания и родительского отношения отца возрасту ребенка подчеркивает информационную ограниченность родителя и недооценку им своей роли в развитии сына или дочери, что ведет к обоюдному непониманию и избеганию контактов. Выявленные характеристики нуждаются в дальнейшем уточнении влияния используемых типов воспитания ребенка и родительского отношения отца на формирующуюся личность и ее социализацию.

Восприятие феномена тревоги в зависимости от степени фрустрации и взаимоотношений с окружающими

Литература

1. Воликова С. В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

2. Захарова Е. И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1.

3. Кравченко Н. Е. Роль типа воспитания в семье в возникновении делинквентности подростков // Семья и личность. Гродно, 1981. С. 38-40.

4. Blundell S. Fatherless sons: Psychoanalytic psychotherapy with bereaved boys // еds. J. Throwell, A. Echgegoyen. The importance of fathers. Hove: Brunner-Routledge, 2002. P. 172-186.

УДК 159.942(075)

А. В. Филимонова

ВОСПРИЯТИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОГИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ФРУСТРАЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Статья посвящена рассмотрению особенностей феномена тревоги с точки зрения его восприятия субъектом-носителем в ситуациях различной степени фрустрации, актуальных взаимоотношений с окружающими и членами родительской семьи. Исследованы и описаны восприятие респондентами собственной тревоги и тревоги другого (родителей и посторонних людей), проведено сравнение полученных данных.

Ключевые слова: тревога, восприятие, признаки тревоги, реакция на тревогу, последствия тревоги, эмоции, фрустрация, межличностные взаимоотношения.

The paper is dedicated to consideration of features of a phenomenon of an alert from the point of view of its perception by the subject - carrier in situations of a different extent of frustrations, actual relationships with enclosing and with the members of mother family. Are studied and are depicted perception by the respondents of an own alert and alert other (parents and stranger people), matching obtained datas is held.

Key words: an alert, perception, tags of an alert, reacting to an alert, consequence of an alert, emotion, frustration, interpersonal relationships.

Чувство тревоги рассматривается современными психологами в качестве одного из основных факторов мотивации деятельности человека. Принято считать, что оно глубоко интегрировано в повседневную жизнь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.