Научная статья на тему 'Восприятие внутрисемейных отношений в дошкольном детстве'

Восприятие внутрисемейных отношений в дошкольном детстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
1150
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СЕМЕЙНЫЕ" ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / 'FAMILY' DETERMINANTS OF PSYCHIC DEVELOPMENT / INTERFAMILY RELATIONSHIP / ВОСПРИЯТИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / INTERFAMILY RELATIONSHIP PERCEPTION / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никулина Наталия Александровна

Анализируется восприятие ребенком-дошкольником внутрисемейных отношений, которые рассматриваются в качестве детерминанты его психического развития. Высказывается предположение, что особенности этого восприятия, прежде всего его эмоциональный характер, обусловливают эффекты «семейной» детерминации развития. Излагаются результаты экспериментального исследования этих особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interfamily Relationship Perception in the Child Preschool Age

The child perception of the interfamily relationship, which is considered as the determinant of child psychic development, is being analyzed. It's suggested that the specific of this perception and mainly its emotional character determine the effects of the 'family' development determination.

Текст научной работы на тему «Восприятие внутрисемейных отношений в дошкольном детстве»

Дети и взрослые в пространстве семьи

Н.А. Никулина

ВОСПРИЯТИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Анализируется восприятие ребенком-дошкольником внутрисемейных отношений, которые рассматриваются в качестве детерминанты его психического развития. Высказывается предположение, что особенности этого восприятия, прежде всего его эмоциональный характер, обусловливают эффекты «семейной» детерминации развития. Излагаются результаты экспериментального исследования этих особенностей.

Ключевые слова: «семейные» детерминанты психического развития, внутрисемейные отношения, восприятия внутрисемейных отношений, эмоции.

В контексте социально-экономических реалий России конца XX - начала XXI века становится всё более резко выраженной маргинализация такого института общества, как семья. Она неуклонно утрачивает черты человеческой общности, внутри которой люди связаны узами духовной сопричастности ими же построенному живому социальному и психологическому целому. Сегодня один из ключевых векторов жизни российской семьи - социальная адаптация, во многих случаях протекающая в экстремальных условиях. В жизни современной семьи всё чаще доминирует мотив выживания - независимо от уровня ее финансово-экономической и материальной обеспеченности. Поэтому апелляция к таким понятиям, как «культура семейных отношений», «семейная гармония», «личностный рост ребенка в семье», «безусловное принятие родителями индивидуальности ребенка» и др., на первый взгляд, должна восприниматься как идеализация реального положения дел. Но, может быть, действительно всё это безвозвратно ушло из семейной жизни? Мы полагаем, что такой вывод был бы преждевременным.

В семье и семейных отношениях обнаруживаются и конструктивные тенденции, некоторые из которых предполагают обращение к перечисленными понятиям, одновременно придавая им новое содержательное наполнение.

Так, кризис традиционной нуклеарной семейной системы (он происходит во всем мире - семья уже давно перестала быть сугубо экономической институцией и перестает быть сугубо социальной) может выступать как смена доминирующей ориентации современной семьи - с социоцентрированной на человекоцент-рированную1. Конечно, сам процесс «перецентрирования» семейной системы не всегда осуществляется в однозначно одобряемых социумом и психологически безболезненных формах. Этот процесс в значительной степени латентен и в своих эмпирических проявлениях (рост количества разводов, увеличение числа гражданских браков, рождение детей вне брака и др.) может маскировать конструктивные тенденции в развитии семьи -и как социальной единицы, и как психологической категории. Согласно А.Б. Орлову, смена доминирующих ориентаций семьи означает смещение ее приоритетов - с социализации (приоритет социоцентрированной семьи) на самоактуализацию, самореализацию, индивидуализацию, личностный рост субъектов семейной общности (приоритеты человекоцентрированной семьи). В родительско-детских отношениях авторитаризм постепенно уступает место «демократизму чувств» (Э. Гидденс). Это, несомненно, конструктивная тенденция.

В некоторых случаях, особенно в условиях нестабильного, транзитивного общества, в отношениях «семейных» приоритетов могут присутствовать элементы антагонизма. Вместе с тем данное обстоятельство не является основанием для их противопоставления в принципе. Оно отражает специфику исторически преходящей модели семьи и семейных отношений, которая складывается в рамках вполне конкретного типа социальной организации.

С психологической точки зрения критерием развитой семейной общности служит взаимодополнение этих приоритетов, где первые выполняет служебную функцию по отношению ко вторым. С этих позиций социализация - передача и освоение новыми поколениями социокультурных норм - позволяет растущему человеку освоить соответствующий круг средств, которые обеспечивают его первоначальное самоопределение в мире. Однако она не исчерпывает собой содержание процесса личностного роста. Социализация служит одним из его многообразных инструментов (но не механизмов). Сами же социокультурные нормы осваиваются, а затем изнутри детерминируют жизнедеятельность индивида весьма избирательно и индивидуализировано. С одной стороны, они являются для индивида (ребенка) не данными, а искомыми, их освоение носит форму поисково-преобразующего,

продуктивного процесса осмысливания (переосмысливания) общественных значений (В.Т. Кудрявцев), в том числе тех, которые непосредственно транслируются через систему семейных отношений. Этот процесс предельно интимизирован, эмоционально насыщен и экспрессивен по характеру своего протекания. С другой стороны, содержательное и гибкое владение нормой предполагает выявление ребенком источников ее происхождения и границ применимости2.

Особое звучание эта проблема принимает в современном российском обществе, которое буквально за 20 лет утратило «рудиментарные» черты «постфигуративного» (М. Мид). В «постфигуративном» обществе процессы социальных изменений чрезвычайно замедлены и потому не фиксируются представителями поколений, живущих на данном историческом отрезке времени. Будущее детей здесь в той или иной форме копирует прошлое отцов и дедов. Социальный опыт в сравнительно стабильных и консервативных формах передается по линейной схеме от поколения к поколению. Рудиментом «постфигуративного» общества у нас как раз и являлся этот способ его трансляции, который не отражал динамики общественно-экономических преобразований уже во времена СССР.

Социальная реальность России приобретает характеристики «ускользающего мира» (Э. Гидденс). Границы норм отношений между людьми оказываются всё более размытыми. Общечеловеческие ценности, конечно, остаются предельными основаниями конкретных социальных норм, но в условиях неопределенности этих норм сами теряют ту степень презентированности для индивидуального сознания, которую имели раньше.

В большей мере это затрагивает не столько детей, лишь интегрирующихся в ансамбль человеческих отношений (К. Маркс) и потому воспринимающих неопределенность социального мира как «естественный порядок вещей», сколько взрослых, дезориентированных в этом новом «порядке». В первую очередь современный взрослый переживает ломку исторически сложившихся и апробированных механизмов идентификации (с миром как целым, культурой и обществом, другими людьми, самим собой). Так, в середине XX века Э. Эриксон рассматривал кризис идентичности как своего рода преходящую «детскую болезнь», как исключительную особенность подросткового возраста. По его мнению, наличие этого кризиса у взрослого человека является свидетельством психической аномалии, требующей терапевтического вмешательства3. В конце XX века, как отмечает З. Бауман, кризис идентичности выступает нормой в рамках социаль-

ной ситуации развития взрослого человека, и по этой причине интерпретация Эриксона устарела4.

Очевидно, что взрослое сообщество в повседневном семейном общении, через систему образования, СМИ и т. д. транслирует детскому не только содержание общечеловеческого опыта, но и те диффузные, неопределенные, релятивные формы его репрезентации, которые характеризуют современный социум. Психика ребенка становится экраном, на который проецируются открыто и остро переживаемые взрослыми проблемы их жизни в обществе. Это придает социальной ситуации развития современного ребенка особую проблемность (В.Т. Кудрявцев).

С одной стороны, социальная ситуация развития ребенка по-особому задана в пространстве семьи. Здесь она задается не извне (как в условиях образовательных учреждений, во всяком случае - массовых), а изнутри. Наличие особых «семейных» детерминант (А.С. Спиваковская) детского развития - неоспоримый факт. Сегодня на семью уже нельзя смотреть только как на фон или даже как на значимый, глобальный, но всё же контекст индивидуального развития. По мнению В.Т. Кудрявцева, семья - не только микросоциальная, но и специфическая макро-психическая общность5. Понятие психической общности было введено Л.С. Выготским применительно к сфере взаимоотношений младенца и матери. По мере обособления ребенка, согласно Выготскому, эта общность постепенно разрушается6. На самом деле, как отмечает В.Т. Кудрявцев (2001), она приобретает иной модус существования. Не только система «ребенок-мать», но и семья в целом является единым психологическим организмом («психологическим микрокосмосом»), матрицей трансперсонального психического. Эта матрица впитывает, перерабатывает и порождает культуру в глубоко своеобразных формах, отличных как от коллективной, так и сугубо индивидуальной. Проблема межличностных отношений в семье трансформируется в проблему самоотношения личности.

С другой стороны, особенности «семейной» детерминации психического развития преломляются через интегральную призму общей социальной ситуации развития, конституирующей жизнь ребенка не только в семье, но и за ее пределами - в образовательном учреждении, в ближайшем «микросоциуме» и т. п.

Вместе с тем остается открытым вопрос о механизмах и динамике процесса «семейной» детерминации развития в той или иной возрастной перспективе. Среди «семейных» детерминант детского развития одно из ведущих место принадлежит внутрисемейным отношениям - супружеским и детско-роди-

тельским (Дж. Боулби, Д. Винникотт, Р. Бернс, Т. Гордон, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, А.Б. Орлов, А.Д. Кошелева, А.Я. Варга и др.).

На наш взгляд, детерминация психического развития ребенка-дошкольника характером внутрисемейных отношений не носит прямого и непосредственного характера. Ее эффекты опосредуются особенностями целостной социальной ситуации развития, проживаемой ребенком в каждый из периодов дошкольного детства. При этом доминирующий тип семейных отношений влияет прежде всего на процесс возникновения психических новообразований, специфичных для данного возрастного периода, определяя его сензитивность к формированию тех или иных человеческих способностей и свойств.

Специфические эффекты семейной детерминации психического развития в значительной степени связаны с развитием эмоций ребенка, которые принимают в дошкольном возрасте форму обобщенных переживаний (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец). Эти переживания генерируются в системе ближайших социальных отношений ребенка и выражают своеобразие его включенности в них. Следовательно, социальная ситуация развития дошкольников должна рассматриваться через призму их эмоционального самочувствия при общении с близкими людьми, эмоционального принятия или непринятия сложившихся взаимоотношений с членами семьи, прежде всего с родителями. Именно восприятие детьми (эмоциональное принятие) взаимоотношений с родителями опосредует характер детерминации психического развития типом внутрисемейных отношений.

В соответствии с данным положением в ходе экспериментального исследования нами был осуществлен сравнительный анализ особенностей психического развития и внутрисемейных отношений на различных этапах дошкольного детства в двух группах детей: 1) детей, воспринимающих семейные отношения как эмоционально благополучные и 2) детей, переживающих ситуацию эмоционального неблагополучия, дискомфорта при взаимодействии с родителями. Исследование было организовано на базе психологического центра «Гармония» и ДОУ № 125 г. Орска (Оренбургская обл.) и построено на основе метода срезов, которые проводились в группах дошкольников 4-5 (60 детей), 5-6 (58 детей) и 6-7 (60 детей) лет и их родителей (количество соответственно). Все дети, принимавшие участие в исследовании, живут в полных семьях. Присутствие обоих родителей выступало одним из критериев подбора экспериментальных выборок.

Рассмотрим результаты изучения особенностей внутрисемейных отношений и их восприятия детьми на различных этапах дошкольного детства. При этом используется среднегруп-повой анализ в независимых выборках с помощью Т-критерия Стьюдента. В соответствии с нашим предположением детерминация психического развития дошкольников типом семейных отношений опосредствуется целостной социальной ситуацией развития, проживаемой ребенком в каждый период дошкольного детства. Поэтому дети каждой возрастной группы были разделены по критерию «характер эмоционального самочувствия ребенка в общении с родителями» на подгруппы эмоционально благополучных (ЭБ) и эмоционально неблагополучных (ЭН).

Рассмотрим результаты среднегруппового анализа показателей восприятия детьми ситуации внутрисемейного взаимодействия, представленные в табл. 1 и 2.

Признаки, по которым анализируются рисунки детей «Моя семья», представлены в трех группах. По первой - показатели эмоциональных характеристик рисунка - наблюдаются наибольшие различия между рисунками детей, находящихся в эмоционально благополучной и неблагополучной ситуации развития, воспринимающих ее именно таковой. Это определено тем, что данные показатели выступают критерием разделения на группы. При этом можно отметить ряд особенностей.

При эмоционально благополучной ситуации развития не наблюдается явных различий представленности признаков, в рисунках часто встречаются «преобладание теплых тонов», «наличие улыбки» у персонажей, достаточно большое количество символов. Данная особенность обнаруживается на всех возрастных этапах дошкольного детства.

В группах детей, переживающих эмоционально неблагополучную ситуацию развития, наблюдается значительно меньшее количество показателей эмоциональной характеристики рисунка. Обращает внимание тот факт, что эти дети очень редко изображают улыбку на лицах персонажей, количество присутствующих на рисунках символов также снижается. При этом использование теплых тонов в рисунках семьи отмечено чаще, чем присутствие других показателей эмоциональности. С возрастом преобладание теплых тонов в рисунках детей, переживающих эмоциональный дискомфорт в общении с членами семьи, увеличивается, тем самым снижается значимость различий по данному показателю с работами их сверстников, воспринимающих внутрисемейные отношения как эмоционально благополучные (при р < 0,001 в группах детей 4-5 и 5-6 лет и при р < 0,01 в группах детей 6-7 лет).

Кроме того, выявлено, что наиболее низкие показатели эмоционального комфорта приходятся на возраст 5-6 лет.

Таблица 1. Среднегрупповые показатели встречаемости признаков в рисунках «Моя семья»

4-5 лет 5- 6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Показатели эмоциональных характеристик рисунка

Преобладание теплых тонов 0,39 0,81 -3,633*** 0,20 0,70 -4,235*** 0,36 0,75 -3,280**

Наличие улыбки 0,11 0,69 -5,526*** 0,08 0,73 -6,309*** 0,25 0,84 -5,679***

Наличие символов 0,29 0,75 -3,992*** 0,16 0,76 -5,495*** 0,36 0,78 -3,619***

Особенности изображения членов семьи относительно Я-фигуры ребенка

Мать: отсутствие 0,43 0,06 3,646*** 0,40 0,03 3,952*** 0,29 0,03 2,897**

первая по счету фигура 0,11 0,47 -3,261** 0,20 0,52 -2,542* 0,32 0,41 -0,671

хорошая про-рисованность 0,21 0,59 -3,167** 0,32 0,85 -4,793*** 0,46 0,91 -4,180***

Отец: отсутствие 0,43 0,13 2,276** 0,40 0,12 2,551* 0,36 0,06 3,009**

первая по счету фигура 0,11 0,28 -1,694 0,20 0,27 -0,632 0,14 0,28 -1,295

хорошая про-рисованность 0,14 0,66 -4,690*** 0,40 0,79 -3,226** 0,46 0,88 -3,737***

Бабушка и дедушка: отсутствие 0,43 0,69 -2,056* 0,44 0,61 -1,251 0,71 0,44 2,210*

первая по счету фигура 0,11 0,07 0,170 0,12 0,09 0,354 0,07 0,06 0,136

хорошая про-рисованность 0,07 0,19 -1,317 0,24 0,30 -0,524 0,25 0,41 -1,277

Продолжение табл. 1

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Особенности изображения Я-фигуры

Я один 0,29 0,03 2,987** 0,32 0,03 3,229** 0,25 0,03 2,582*

Я среди родственников 0,61 0,94 -3,324** 0,44 0,88 -3,981*** 0,43 0,94 -5,069***

Отсутствие Я-фигуры 0,11 0,03 1,170 0,24 0,06 1,995 0,32 0,03 3,210**

* - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Далее рассмотрим особенности изображения членов семьи.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве рисунков наиболее значимым персонажем является, естественно, мать. В то же время в ситуации эмоционального неблагополучия именно ее дети значительно чаще не изображают на своих рисунках (различия статистически значимы на уровне р < 0,001 в группах детей 4-5 и 5-6 лет и р < 0,01 в группах детей 6-7 лет). В группе детей, воспринимающих внутрисемейные отношения как эмоционально неблагополучные, с возрастом наблюдается тенденция увеличения значимости матери в их жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что эти дети гораздо чаще рисуют фигуру матери первой по счету. При этом различия по данному показателю с рисунками детей, переживающих эмоциональный комфорт в общении с родителями, уменьшаются и к 6-7 годам уже не достигают статистической значимости, в то время как по степени прорисованности фигуры матери данные различия увеличиваются. Это свидетельствует о том, что дети группы ЭН с возрастом воспринимают отношения с матерью всё более эмоционально неудовлетворительными по сравнению со сверстниками, относящимся к группе ЭБ.

Остановимся теперь на особенностях изображения отца. Дети, испытывающие эмоциональный дискомфорт в общении с родителями, гораздо реже изображают фигуру отца на своих рисунках, причем частота встречаемости в группах детей 4-5 и 5-6 лет приблизительно равная, тогда как 6-7-летние дети рисуют фигуру отца чаще. Значимость отца в жизни детей (по показателю очередности его изображения) не обнаруживает зависимости ни от эмоционального восприятия внутрисемейной ситуации,

ни от возрастных особенностей. Фигуры отца на рисунках детей, переживающих семейные отношения как неблагополучные, значительно менее детализированы (р < 0,01), что свидетельствует о небольшом количестве положительных эмоциональных переживаний, связанных с общением между ними.

Интересные различия в рисунках детей 4-5 и 5-6 лет из разных выборок получены относительно изображения старших членов семьи - бабушек и дедушек. Следует отметить, что в рисунках детей, воспринимающих внутрисемейные отношения как эмоционально благополучные, эти персонажи присутствуют достаточно редко. В возрасте 6-7 лет дети, относящиеся к данной группе, наоборот, гораздо чаще изображают на своих рисунках бабушек и дедушек. Это свидетельствует о том, что в ситуации эмоционально благополучного общения с родителями именно бабушки и дедушки выступают наиболее значимыми для детей людьми в младшем и среднем дошкольном возрасте, а к 6-7 годам круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него других родственников. В случае эмоционально неблагополучного состояния наблюдается противоположная тенденция -к старшему дошкольному возрасту круг значимых взрослых сужается и всё внимание детей сосредотачивается на родителях.

Рассмотрим теперь, как выявленные особенности отношений с близкими взрослыми отражаюется на представлении ребенка о себе, которое на рисунке семьи проявляется в общем сюжете и в особенностях изображения Я-фигуры.

При анализе сюжетов в рисунках семьи главное внимание уделялось семейному контексту (окружению), в котором ребенок изображает самого себя. По этому признаку были выделены три группы рисунков:

1) «Я в одиночестве» - на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи;

2) «Я среди родственников» - ребенок изображает себя среди других членов семьи;

3) «отсутствие Я-фигуры» - ребенок не изображает себя на рисунке; отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство неадекватности, непринадлежности к семье.

Как можно видеть из табл. 1, дети, относящиеся к группе эмоционально благополучных, независимо от возраста на большинстве рисунков изображают себя в окружении родственников. Отсутствие последних или собственной фигуры наблюдается крайне редко.

Аналогичная картина выявлена в рисунках детей 4-5 лет, воспринимающих внутрисемейные отношения как эмоционально неблагополучные. При этом гораздо чаще встречаются рисунки, на

которых ребенок изображает одного себя, что сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Известно, что однофигурные композиции в детских рисунках отражают трудности ребенка в общении, чувство отвержения и неприятия ребенка со стороны ок-ружающих7. Это свидетельствует об отчуждении и переживании одиночества, но при этом высокая значимость отношений с родителями для такого ребенка сохраняется. В случаях, когда на рисунках детей отсутствует именно собственное изображение, отсутствие эмоционального контакта с близкими взрослыми дополняется и снижением его значимости - ребенок и не ожидает эмоциональной близости с родителями. Именно по данному показателю с возрастом (к 6-7 годам) наблюдается увеличение в группе детей, воспринимающих отношения в семье как эмоционально неблагополучные.

Результаты проведения методики Рене Жиля, которые в целом подтверждают выделенные выше особенности восприятия отношений с родителями в группах детей, переживающих эмоционально благополучную и неблагополучную ситуацию развития, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Особенности межличностных отношений и восприятия внутрисемейных отношений детьми по методике Рене Жиля

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Отношение к матери 6,11 13,31 -10,231*** 7,92 13,12 -5,861*** 10,82 13,56 -4,441***

Отношение к отцу 4,86 12,09 -7,645*** 8,12 12,09 -3,788*** 8,79 13,53 -5,570***

Отношение

к матери и отцу как к родительской чете 3,00 5,72 -4,498*** 4,88 5,94 -1,818 5,57 7,41 -3,686***

Отношение к братьям и сестрам 4,36 7,03 -3,298** 4,60 4,82 -0,373 3,64 3,84 -0,430

Отношение к бабушке и дедушке 4,04 4,06 -0,030 4,32 4,58 -0,249 4,14 5,28 -1,155

* - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Данные табл. 2 показывают значимые различия в количестве выборов близких людей между детьми сравниваемых групп на всех выделенных возрастных этапах дошкольного детства, что свидетельствует о низком эмоциональном контакте, сложностях во взаимоотношениях с родственниками у детей, находящихся в эмоционально неблагополучной ситуации развития.

Для всех детей на каждом возрастном этапе наиболее значимыми являются отношения с матерью, причем ее роль в жизни детей, относящихся к группе ЭН, значительно возрастает к 6-7 годам, тогда как отец становится наиболее значимым на этапе 5-6-летнего возраста.

Эмоционально благополучные дети гораздо чаще воспринимают мать и отца как супружескую чету, причем различия по сравнению со сверстниками из сравниваемых групп статистически значимы на этапах 4-5 и 6-7-летнего возраста.

Результаты, полученные в ходе проведения методики Рене Жиля, подтверждают, что в ситуации эмоционального благополучия к 6-7 годам круг значимых взрослых у детей не ограничивается только родителями, а расширяется за счет других взрослых родственников, но при этом уменьшается роль братьев и сестер.

В соответствии с выдвинутой нами гипотезой выявленные различия в восприятии детьми внутрисемейных отношений и социальной ситуации развития для каждого возрастного этапа дошкольного детства детерминированы особенностями отношений родителей к детям и друг с другом. Далее мы проанализируем значимость влияния отдельных параметров детско-родитель-ских и супружеских отношений на эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Результаты, полученные с помощью теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, представлены в табл. 3.

Таблица 3. Особенности родительского отношения (по тесту-опроснику А.Я. Варга, В.В. Столина)

4-5 лет 5- 6 лет 6-7 лет

Показатели

ЭН ЭБ Т-кри- ЭН ЭБ Т-кри ЭН ЭБ Т-кри-

терий терий терий

Отвержение 10,68 7,13 3,559*** 12,76 7,61 5,338*** 14,46 7,19 7,434***

Социальная

желательность 3,25 6,38 -7,441*** 2,80 5,70 -6,568*** 3,00 6,97 -12,823***

Продолжение табл. 2

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Симбиоз 2,07 3,00 -1,886 3,68 2,79 1,622 2,32 2,69 -,829

Гиперсоциа-

лизация 4,89 2,94 3,966*** 5,60 3,24 7,172*** 5,79 2,88 11,634***

Инфантили-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зация 4,89 0,78 10,689*** 3,64 0,70 7,623*** 2,36 0,44 4,988***

р < 0,05; - р < 0,01; - р < 0,001.

Полученные данные позволяют констатировать наличие статистически значимых различий по всем параметрам родительского отношения к детям. Эти параметры определяют характер эмоционального самочувствия последних и всей социальной ситуации развития в целом. При одинаковом уровне статистической значимости выделенных различий анализ величины Т-кри-терия позволит определить, какие особенности родительских позиций в большей степени определяют то, как воспринимает ребенок ситуацию внутрисемейного взаимодействия, окрашено ли оно положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями.

Более высокие показатели в группе родителей, чьи дети воспринимают семейные отношения как эмоционально благополучные, выявлены только по одной шкале опросника - социально желательного образа родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Именно такое поведение оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное восприятие детьми родителей, своего места в семье, и значимость социально желательного образа родительского отношения усиливается с возрастом ребенка, особенно к 6-7 годам.

Переживание дошкольниками ситуации эмоционального неблагополучия в семье определяется рядом особенностей роди-

тельского отношения, значимость которых варьируется в зависимости от возраста детей.

В возрасте 4-5 лет наибольшее значение приобретает то, каким образом воспринимают и понимают ребенка родители. К негативному восприятию внутрисемейных отношений приводит стремление взрослых инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, воспринимать ребенка младше по сравнению с реальным возрастом (как следствие родитель старается оградить ребенка от всевозможных трудностей и строго контролировать его действия). С взрослением ребенка данный параметр родительского отношения становится менее значимым и определяющим в возникновении неблагополучной социальной ситуации развития ребенка.

Анализ особенностей родительского отношения у детей

5-6 лет показывает относительно равную включенность в детерминацию характера социальной ситуации развития всех выделенных параметров. Продолжает оставаться высоко значимой установка родителей на инфантилизацию ребенка, увеличивается влияние гиперсоциализации, которая отражает форму и направление контроля за поведением дошкольника. Стремление родителей к авторитаризму, безоговорочному послушанию и подчинению ребенка является причиной возникновения отчуждения у детей этого возраста. Увеличивается по сравнению с предыдущим возрастным периодом значимость интегрального эмоционального отношения к ребенку, которое выражается в принятии или, наоборот, отвержении.

Для оптимизации социальной ситуации развития детей

6-7 лет определяющее значение имеют следующие факторы: способность родителей устанавливать равноправные, партнерские отношения с ребенком, сопровождаемые общим эмоциональным принятием (шкала «принятие-отвержение») и объективно необходимым уровнем контроля (шкала «авторитарная гиперсоциализация»).

Результаты, полученные с помощью опросника АСВ, позволяют более детализировано рассмотреть особенности родительского отношения с позиции оптимальности социальной ситуации развития на различных этапах дошкольного детства.

Данные, представленные в табл. 4, показывают ряд отличительных особенностей, присущих отношению родителей к детям на различных этапах дошкольного возраста и воспринимающихся детьми либо как эмоционально благополучные, либо, наоборот, - неблагополучные.

Таблица 4. Особенности семейного воспитания (по результатам работы с опросником АСВ)

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Гиперпротекция 3,68 4,56 -1,528 3,72 4,30 -0,998 2,79 4,38 3,766***

Гипо-протекция 6,75 1,50 8,567*** 5,60 3,21 3,450*** 7,00 2,31 9,591***

Потворствование 2,25 4,00 -3,275** 1,88 4,06 -4,555*** 1,89 4,31 -5,603***

Игнорирование потребностей ребенка 4,29 1,66 8,397*** 4,04 2,06 5,259*** 4,29 1,63 7,942***

Чрезмерность требований- обязанностей 3,36 1,69 5,142*** 2,00 1,97 0,085 1,29 1,81 -1,461

Недостаточность требо-ваний-обязан-ностей 1,93 1,31 1,708 2,56 1,70 2,160* 3,89 1,28 10,543***

Чрезмерность требований запретов 4,21 1,88 6,947*** 2,76 1,73 2,565* 2,00 1,59 1,019

Недостаточность требований-запретов 0,68 1,09 -1,961 1,88 1,39 1,382 2,75 1,53 3,497***

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком: чрезмерность 4,25 2,44 6,325*** 4,36 2,24 6,956*** 4,64 2,25 9,545***

Продолжение табл. 4

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком: минимальность 0,68 1,25 -2,477* 0,68 1,42 -3,261** 0,54 1,25 -3,906***

Неустойчивость стиля воспитания в семье 3,79 3,19 1,610 3,76 2,39 3,044** 4,36 2,22 6,871***

* - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Для родителей детей 4-5 лет, переживающих внутрисемейные отношения как эмоционально дискомфортные, прежде всего характерен высокий показатель гипопротекции. Эти дети оказываются на периферии внимания родителей: до них «не доходят руки», родителям «не до них». Дети часто выпадают у них из виду. За воспитание детей берутся время от времени, когда случается что-то серьезное. Стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями. Это сопровождается чрезмерностью запретов, как правило, без объяснения причины, необходимости какого-либо ограничения. Детям предъявляется огромное количество требований, ограничивающих их свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов. Кроме того, для родителей данной группы детей характерна приверженность к применению строгих наказаний. Соответственно, для родителей детей, воспринимающих отношения в семье как эмоционально благополучные, характерны противоположные установки по выделенным параметрам отношений.

На эмоциональное самочувствие, определяющее социальную ситуацию развития детей 5-6 лет, в наибольшей степени оказывает влияние строгость и частота наказаний детей за различные проступки. При игнорировании основных потребностей детей со стороны родителей, их постоянной занятости часто применяемые санкции вызывают обиду, отчуждение у дошкольников, приводят их к выводу, что они нелюбимы матерью и отцом.

В возрасте 6-7 лет эмоциональное восприятие детей отношений с близкими людьми оказывается зависимым от такого показателя, как недостаточность требований-запретов. В старшем дошкольном возрасте для детей характерен поиск своего места среди людей, прежде всего в семье, происходит формирование социальной позиции; дети стремятся определить свою роль в системе социальных отношений. Именно поэтому наибольшее значение приобретает наличие постоянных обязанностей, определение сферы внутрисемейных дел, где принимает участие и ребенок. Это позволяет ему чувствовать себя одним из членов семьи, нужным родителям. Чрезмерность наказаний воспринимается детьми 6-7 лет еще более стрессогенным фактором, чем на предыдущих этапах дошкольного детства. Таким образом, оптимальным типом взаимодействия родителей старших дошкольников должна стать совместная организация жизнедеятельности всех членов семьи, где обязанности каждого заранее распределены с учетом возможностей и потребностей. Это вызывает ощущение стабильности, постоянства во внутрисемейных отношениях. Показательным в этой связи является то, что для эмоционального самочувствия детей именно в 6-7-летнем возрасте значимой становится неустойчивость стиля воспитания в семье, которая вызывает эмоциональный дискомфорт, ощущение нестабильности.

Таблица 5. Психологические причины отклонений

в родительском отношении

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Расширение сферы родительских чувств 2,86 3,72 -1,479 3,20 3,88 -1,299 2,82 3,81 -1,827

Предпочтение детских качеств 4,32 2,78 5,974*** 3,48 2,18 3,249** 1,86 2,06 -0,512

Продолжение табл. 5

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Воспитательная неуверенность родителя 4,07 3,34 2,051* 4,44 2,79 4,412*** 4,14 2,75 3,751***

Фобия утраты ребенка 2,39 1,69 1,114 2,28 2,85 2,834** 0,86 1,16 -0,882

Неразвитость родительских чувств 6,64 1,16 7,817*** 6,80 1,36 7,773*** 7,07 1,06 12,390***

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 3,39 1,09 7,409*** 3,76 0,73 11,133*** 3,64 0,91 10,845***

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 2,89 0,81 5,696*** 3,16 1,00 7,217*** 3,82 1,00 11,288***

* - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Как показывают результаты проведения опроса, независимо от возраста детей отклонения родительского отношения, приводящие к негативному эмоциональному самочувствию ребенка в семье, имеют сходные психологические причины, но значимость их влияния различается в зависимости от возраста (табл. 5).

Для родителей дошкольников 4-5 лет, воспринимающих взаимоотношения как неблагополучные, прежде всего характерна неразвитость родительских чувств. Внешне это проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам. Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для матерей с неразвитым родительским чувством довольно харак-

терны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Не менее важной причиной отклонений родительского отношения к детям 4-5 лет является проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. В ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Ведя борьбу с истинными или мнимыми качествами ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелательным качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации. В свою очередь склонность к чрезмерным наказаниям, инфантилизации детей, как было показано выше, провоцирует эмоциональную напряженность в отношениях между детьми и близкими взрослыми.

Детерминирующая сила выделенных особенностей увеличивается с возрастом детей: проекция собственных качеств принимает свою максимальную значимость в нарушениях внутрисемейных отношений на этапе 5-6-летнего возрастного развития детей. Неразвитость родительских чувств становится первопричиной дисгармонии в отношениях родителей со старшими дошкольниками (6-7 лет).

Третьей по значимости причиной отклонений в отношениях между родителями и детьми 4-5 лет является «предпочтение детских качеств». В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей. Это может выражаться, например, в несерьезном отношении к познавательной активности ребенка, направленной на освоение окружающего материального мира и проявляющейся в многочисленных вопросах. Воспринимая детские вопросы как незначимые, родитель подавляет тем самым стремление, потребность ребенка в познании. В отличие от рассматриваемых выше причин предпочтение детских качеств как стрессогенный фактор развития дошкольника снижает свою значимость к 6-7 годам.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания также является значимой причиной эмоционального неблагополучия 4-5-летних детей, но наибольшая степень воздействия данной особенности родительского отношения приходится на 6-7-летний возраст. Конфликтность во взаимоотношения между супругами - нередкое явление даже в относительно стабильных

семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом различия во мнениях родителей чаще всего бывают диаметральны: один настаивает на весьма строгом воспитании, с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Это приводит к возникновению неустойчивого стиля воспитания в семье, который, как было показано выше, способствует возникновению состояния эмоционального неблагополучия у детей 6-7 лет. Характерное проявление вынесения конфликта - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Очевиден тот факт, что нарушения в супружеских отношениях, которые переносятся в сферу воспитания, являются значимыми и соответственно травмирующими для 6-7-летних детей. Это определяется направленностью детей на социальное познание, на личностное общение, взаимодействие с родителями, а именно в этой сфере происходят нарушения.

Воспитательская неуверенность родителей также выступает причиной отклонений во взаимоотношениях в семье, но данная особенность в наибольшей степени усиливает свое влияние на эмоциональное самочувствие детей 5-6 лет. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель идет «на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Когда же родитель понимает, что ситуация выходит из-под контроля, на ребенка «обрушиваются» чрезмерные наказания, санкции за проступки, а это в свою очередь вызывает негативное отношение со стороны дошкольника.

Кроме анализа выраженности отдельных черт воспитательного процесса и возможных психологических причин отклонений, методика АСВ позволяет выявить тип негармоничного семейного воспитания на основе устойчивых сочетаний отличительных особенностей родительского отношения. Данные представлены в табл. 6.

Таблица 6. Частота встречаемости типов негармоничного воспитания, %

4- 5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ ЭН ЭБ ЭН ЭБ

Потворствующая гиперпротекция 3,6 0 0 0 0 0

Доминирующая гиперпротеция Повышенная 7,1 0 4 0 0 0

моральная ответственность 7,1 3,1 20 0 3,6 3,1

Эмоциональное отвержение 64,3 6,3 16 3 25 0

Жестокое обращение 3,6 0 0 0 0 0

Гипопротекция 0 0 28 3 35,7 3,1

При этом применяется анализ частоты встречаемости типов негармоничного воспитания в выборках испытуемых (в зависимости от эмоционального самочувствия и возраста детей).

Как показывают данные табл. 6, в условиях негармоничного воспитания различного типа преимущественно находятся дети, воспринимающие внутрисемейные отношения как неблагополучные. При этом в группе родителей дошкольников 4-5 лет выявлено большее «разнообразие» типов негармоничного воспитания. Это: 1) потворствующая гиперпротекция (3,6%), при которой ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей; 2) жестокое обращение (3,6%), при котором на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся в форме телесных наказаний, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка; следует отметить, что указанные типы негармоничного воспитания обнаружены только в данной группе испытуемых; 3) доминирующая гиперпротекция (7,1%), при которой ребенок находится в центре внимания родителей, отдающих ему много сил и времени; однако в то же время они лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты; 4) повышенная моральная ответственность (7,1%), которая характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным внима-

нием к его потребностям; 5) наиболее многочисленно представленный в данной группе испытуемых тип негармоничного воспитания - эмоциональное отвержение (64,3%) - в своей основе имеет осознаваемое или (чаще) неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни; ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию.

Распределение относительной частоты встречаемости типов негармоничного воспитания изменяется с возрастом детей. Для родителей дошкольников 5-6 (28%) и 6-7 (35,7%) лет наиболее часто встречающимся является воспитание по типу гипопротек-ции, при котором ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, что, естественно, служит причиной возникновения эмоционального дискомфорта у ребенка при общении с близкими взрослыми.

Особенности внутрисемейных отношений не могут быть полностью раскрыты только через анализ детско-родительского взаимодействия. Психическое развитие дошкольников, их эмоциональное самочувствие в семье зависят и от характера отношений между супругами. На изучение последних направлена методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волоковой. Для анализа нами выбраны такие показатели, как 1) согласованность семейных ценностей, распространяющихся на различные сферы жизнедеятельности и 2) ролевая адекватность супружеской пары, понимаемая как соответствие ожиданий и притязаний супругов к друг к другу. При этом больший числовой показатель (табл. 7) соответствует меньшей согласованности или адекватности.

Таблица 7. Ролевые ожидания и притязания в браке

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри-терий ЭН ЭБ Т-кри терий ЭН ЭБ Т-кри-терий

Согласованность семейных ценностей: личностная идентификация с супругом 1,39 0,81 2,302* 1,64 1,12 1,759 2,38 0,91 5,602***

Продолжение табл. 7

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЭН ЭБ Т-кри- ЭН ЭБ Т-кри ЭН ЭБ Т-кри-

терий терий терий

хозяйственно-

бытовая 2,25 1,52 2,409* 2,66 1,71 3,003** 3,20 1,80 5,404***

родительско-

воспитательная 2,68 1,70 3,025** 3,12 1,89 3,269** 3,63 1,91 7,046***

социальная

активность 2,00 1,41 1,970 2,72 1,77 2,890** 3,09 1,20 6,914***

эмоционально-

психотерапев-

тическая 1,98 0,83 3,661*** 2,06 0,79 4,286*** 3,46 1,08 6,773***

внешняя

привлекатель-

ность 0,73 0,42 2,228* 1,08 0,76 1,181 1,55 0,91 3,939***

Ролевая

адекватность

супружеской

пары 17,43 9,69 4,205*** 18,6 9,52 6,698*** 21,5 9,03 12,738***

* - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Данные табл. 7 показывают, что в группах детей различного возраста, испытывающих эмоционально дискомфортные переживания, обнаружены значительно меньшие показатели согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности родителей как супружеской пары. При этом количество показателей, по которым достигается уровень статистической значимости различий между группами ЭН и ЭБ, и величина Т-критерия заметно возрастают с увеличением возраста детей. Это свидетельствует о том, что внутрисемейные ценности и распределение ролей между членами семьи к старшему дошкольному возрасту приобретают большее значение для эмоционального самочувствия детей, что непосредственно связано с социальным развитием ребенка на данном возрастном этапе.

Таким образом, обобщая полученные результаты, мы можем отметить, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Эмоциональное восприятие внутрисемейной ситуации общения определяется различными параметрам взаимодействия:

• в 4-5 лет наиболее значимым моментом является то, насколько родители «всерьез» воспринимают ребенка (его интересы, желания), верят в его возможности. Стремление к инфан-тилизации ребенка вызывает эмоциональный дискомфорт последнего;

• в 5-6 лет определяющим становится уровень контроля со стороны родителей, постоянство требований и воспитательская уверенность близких взрослых;

• в 6-7 лет увеличивается значимость безусловного эмоционального принятия ребенка, которое окрашивает совместно организованную жизнедеятельность, где дети и взрослые являются равными партнерами.

2. В условиях эмоционально неблагополучной ситуации развития «пик» детского дискомфорта приходится на возраст

5-6 лет, за которым следует отстранение, закрытость ребенка. При этом наиболее значимым человеком является мать, потребность в близких отношениях с которой актуализируется к

6-7 годам.

3. В условиях эмоционально благополучного для ребенка внутрисемейного общения в среднем дошкольном возрасте наиболее значимыми людьми выступают родители, на общении с которыми сосредотачивается ребенок. К старшему дошкольному возрасту происходит расширение круга значимых взрослых за счет других родственников, прежде всего бабушки и дедушки.

Примечания

7

1 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. 2-е изд. М., 2002.

2 Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 3.

3 Эриксон Э. Детство и общество. М., 1997.

4 Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2004.

5 Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопр. психол. 2001. № 2.

6 Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. Хаментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.