Научная статья на тему 'Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья'

Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1309
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ / НЕГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / DETERMINANTS / INHARMONIOUS EDUCATION / FAMILY / EDUCATION / CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шац Игорь Константинович, Коваленко Виктория Викторовна

В статье проведен анализ социально-психологических детерминант стилей семейного воспитания в семьях детей с ОВЗ. Изучались семейные ситуации, в том числе кризисные периоды, отношения членов семьи, прежде всего супружеские, родительские подходы к воспитанию, влияние на воспитание здоровых детей в семье, отношения семьи с родственниками и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological determinants of disharmonic upbringing in families of children with disabilities

In article the analysis social and psychological a determinant of styles of family education in families of children with OVZ is carried out. Family situations, including the crisis periods, the relations of family members, first of all matrimonial, parental approaches to education, influence on education of healthy children in a family, the family relations with relatives and society were studied.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»

Теория и методика обучения и воспитания УДК 376.1-053.2-056.26

И. К. Шац, В. В. Коваленко

Социально-психологические детерминанты негармоничного

воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье проведен анализ социально-психологических детерминант стилей семейного воспитания в семьях детей с ОВЗ. Изучались семейные ситуации, в том числе кризисные периоды, отношения членов семьи, прежде всего супружеские, родительские подходы к воспитанию, влияние на воспитание здоровых детей в семье, отношения семьи с родственниками и обществом.

In article the analysis social and psychological a determinant of styles of family education in families of children with OVZ is carried out. Family situations, including the crisis periods, the relations of family members, first of all matrimonial, parental approaches to education, influence on education of healthy children in a family, the family relations with relatives and society were studied.

Ключевые слова: детерминанты, негармоничное воспитание, семья, воспитание, дети

Key words: determinants, inharmonious education, family, education, children

Воспитание ребенка наравне с наследственными факторами является определяющим для формирования личности ребенка, влияет на его поведение и во многом определяет всю его последующую жизнь. Факторов, влияющих на стили воспитания, много - это личностные особенности родителей, их представления о воспитании, фобия утраты ребенка, родительские чувства, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания и многие другие. Стили воспитания включают в себя определенные параметры: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье, неустойчивость стиля воспитания. Часто в силу разных причин в семьях наблюдаются негармоничные стили воспитания: потворствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение [6, 7].

© Шац И. К. , Коваленко В. В., 2014

В семьях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) воспитание часто приобретает негармоничные формы, что приводит к серьезным педагогическим, психологическим и социальным проблемам [1,5].В этих семьях наравне с обычными детерминантами, влияющими на тот или иной стиль воспитания, можно еще выделить социально-психологические и эмоциональные причины, существенно отражающиеся на формировании семейного воспитания. К социально-психологическим детерминантам относятся взаимодействие между родителями их взаимоотношения с другими членами семьи, включая здоровых детей, отношения семьи с родственниками, взаимодействие семьи с социумом. Эмоциональными детерминантами являются выраженные негативные переживания членов семьи, влияющие (или определяющие) на тот или иной стиль воспитания ребенка с ОВЗ. Это выделение условно, так как все детерминанты воспитания динамично взаимосвязаны. Без понимания причин негармоничного воспитания невозможно осуществить педагогическую коррекцию стиля воспитания и оказать эффективную психологическую помощь семье ребенка с ОВЗ.

Цель данной статьи - анализ социально-психологических детерминант стилей семейного воспитания в семьях детей с ОВЗ. Изучались семейные ситуации, в т.ч. кризисные периоды, отношения членов семьи, прежде всего супружеские, родительские подходы к воспитанию, влияние на воспитание здоровых детей в семье, отношения семьи с родственниками и обществом.

Исследование проводилось с помощью диагностического интервью, в рамках семейного консультирования и психотерапевтических сессий, кроме того, использовались: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [7], методика PARI [4], Опросник родительского отношения [2].

Супружеские отношения. После постановки диагноза и начала активной помощи ребенку жизнь семьи, весь ее уклад и отношения между ее членами меняются. Тяжёлое заболевание ребёнка наносит удар по супружеским отношениям поэтому и возможны различные варианты развития отношений между супругами. Многие родители, боясь упрёков в начале или в критические периоды болезни, начинают избегать друг друга. Чаще всего это боязнь выяснения вопросов, кто больше виноват в заболевании ребёнка, кто «не досмотрел», «у кого хуже наследственность». Для многих супругов период эмоционального «оцепенения» и отсутствия восприятия другого супруга может продолжаться многие месяцы, а иногда и годы. Одна из наиболее распространенных семейных проблем - разногласия между супругами, которые проявляются в разных формах: частые конфликты, чувство неудовлетворенности в браке, сексуальные проблемы, периоды раздельной жизни и разводы. И прежде всего разногласия касаются отношения к ребенку, стиля родительского воспитания. Это часто ведет к непоследовательности в воспитательных подходах, т. е. неустойчивости стиля воспитания, который характе-

ризуется резким переходом родителей от очень строгого к либеральному отношению к ребенку, и затем, наоборот, - от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Однако некоторые семьи особых детей, напротив, демонстрируют такой же уровень супружеского согласия, как и семьи со здоровыми детьми. Нередко сообщение о диагнозе ребенка сплачивает семью и улучшает супружеские отношения. Данные о супружеских отношениях и разводах в семьях детей с нарушениями противоречивы, известно, что некоторые семьи в условиях стресса распадаются, другие не меняются, третьи адаптируются и даже становятся сильнее.

Многие факторы влияют на взаимоотношения родителей. Это зависит от наличия других детей в семье, от возраста, жизненного опыта родителей, состояния больного ребенка и многих других обстоятельств семейной жизни. Часто в процессе ухаживания за ребенком с нарушениями мать, сама того не желая, отдаляется от мужа. В связи с тем, что мать обычно ближе к ребёнку или иногда поддерживает с ним симбио-тические отношения, отец чувствует себя изолированным или неспособным заняться больным ребёнком. В большинстве случаев родители перестраивают жизнь так, чтобы как можно больше быть возле больного ребёнка за счет других детей, супруга(и) и работы. Как правило, роли родителей чётко разделяются: матери больше общаются с ребёнком, а отцы вынуждены «всё время работать», но почти все матери хотят, чтобы мужья больше участвовали в эмоциональной поддержке ребёнка. Это обстоятельство может серьезно нарушать процесс семейного воспитания. В такой ситуации, когда уходом за ребенком и воспитанием занимается один из родителей (в подавляющем количестве случаев - матери), может наблюдаться неустойчивость стиля воспитания, эмоциональная депривация, эмоциональное отвержение, гипопротекция.

Различие воспитательных подходов родителей. Сложная семейная ситуация, в том числе и семейный кризис, затрагивает всех членов семьи, отцы, братья и сестры, дедушки и бабушки также рассматриваются как важные источники влияния на воспитание больного ребенка, в свою очередь подвергающиеся влиянию нарушений у детей.

Конечно, в подавляющем количестве случаев больше сил, и внимания больным детям уделяют матери. Но последние десятилетия показывают, что границы гендерных ролей размываются, происходит перераспределение ролей, и, как следствие этого, возрастает значение отцов в воспитании и уходе за детьми. В то же время существуют различия в поведении и воспитательных подходах отцов и матерей. Матери больше времени посвящают уходу за ребенком, отцы предпочитают с ним играть. Отцы ведут себя с детьми более активно и спонтанно, предпочитают подвижные игры (если позволяет физическое состояние ре-

бенка), в отличие от матерей, которые чаще играют с детьми в спокойные игры. Однако отцы, как и матери, в своих играх приспособляются к уровню развития ребенка.

Это показывает, что отец вполне способен заботиться о маленьком ребенке и полноценно общаться с ним, все зависит от распределения семейных ролей.

Отцы и матери с самого начала по-разному реагируют на известие о нарушениях у ребенка. Отцы, как правило, реагируют менее эмоционально и задают вопросы о долгосрочных последствиях нарушений; матери проявляют более эмоциональную реакцию и выражают боязнь не справиться с бременем забот о ребенке. Иными словами, отцы воспринимают известие о нарушениях у ребенка как рациональный кризис, матери - как эмоциональный кризис. Однако, несмотря на эту общую тенденцию, можно встретить семьи, где все наоборот.

Отцы больше матерей озабочены социально приемлемым поведением своих детей (особенно сыновей), а также их социальным статусом и карьерой. В результате отцы больше матерей беспокоятся о долгосрочных последствиях нарушений у своего ребенка и больше расстраиваются в случаях, когда нарушения заметны внешне [3]. Из-за тех высоких ожиданий, которые отцы возлагают на сыновей, отец может быть особенно расстроен рождением сына с проблемами здоровья. В воспитании последствия этого разочарования могут проявляться двумя крайностями. В одних случаях отец глубоко вовлечен в воспитание сына, стремится контролировать, развивать, тренировать своего ребенка, при этом детско-родительские отношения приобретают характер воспитания по типу доминирующей гиперпротекции. В других случаях разочарование отцов введет к их отстранению от воспитания (гипопротекции) или эмоциональному отвержению, в крайних вариантах формируется воспитательский стиль по типу жестокого обращения. В то же время в общении отцов с дочерями с ОВЗ таких крайностей обычно не возникает. Особенно ярко это проявляется в семьях детей с умственной отсталостью. Отцы чаще угнетены, страдают от заниженной самооценки и испытывают неуверенность в своей отцовской роли, чем отцы здоровых детей. Кроме того, они получают от своих детей меньше радости, чем отцы здоровых детей.

Воспитательский подход отцов к детям с особыми нуждами сказывается и на отношении к ним других членов семьи. Выявляется четкая взаимосвязь между уровнем принятия ребенка со стороны отца, и общим отношением к ребенку в доме. От равнодушия отца страдает не только развитие особого ребенка, но и общий климат в семье. Эта ситуация довольно распространена: отцы, испытывающие тяжелый стресс, предпочитают справляться с ним с помощью стратегий ухода и избегания. Когда отец отстраняется от семьи и воспитания, это задевает других членов семьи и вынуждает их как-то реагировать. Например, при от-

странении отца бремя заботы о ребенке ложится на других членов семьи, прежде всего на мать. Когда это происходит, другие члены семьи испытывают гнев и раздражение, и напряжение в семье возрастает. Равнодушие отца в сочетании со стрессом, вызванным нарушениями у ребенка, запускает негативную и дисфункциональную семейную динамику. Отстраняясь, отцы оставляют матерей наедине с трудными эмоционально и физически задачами, связанными с заботой и воспитанием больного ребенка. В этом случае отцы несут большую ответственность за то, что позволяют нарушениям ребенка негативно воздействовать на семейную жизнь. Если же отец активно включается в воспитание ребенка, наградой за это становится его собственное удовлетворение и сплочение семьи [3].

У отцов часто возникает зависимость от суждений специалистов. Они тяжело переживают эту зависимость, поскольку перестают чувствовать себя хозяевами собственной жизни и компетентными родителями. В такой ситуации отцы начинают применять «научные» методы ухода, лечения и воспитания, посещая специалистов, различные семинары и читая множество научной и популярной литературы. Этот «научный», рациональный подход к воспитанию выхолащивает эмоции из общения с ребенком, приводит к тому, что больной ребенок испытывает эмоциональную депривацию. Мужчины растут и воспитываются как «деятели», способные активно противостоять любой проблеме. Очень тяжелым бременем для отца является невозможность «исправить» нарушения ребенка, и к переживаниям по поводу этой ситуации добавляется то, что он считает себя не вправе эти переживания выражать.

Таким образом, различия воспитательских подходов родителей приводят, прежде всего, к неустойчивости стиля воспитания, а также эмоциональной депривации, эмоциональному отвержению или гипопротекции.

Здоровые дети в семье. Связь между братьями и сестрами представляет собой прочный и продолжительный вид семейных отношений, что позволяет двум сибсам оказывать друг на друга значительное влияние, порой распространяющееся на всю жизнь. Старшие братья и сестры, с радостным нетерпением ожидающие появления в семье нового ребенка, разделяют со своими родителями боль и скорбь при рождении ребенка с нарушениями и, если одни из них благополучно преодолевают возникающие трудности, то другие оказываются «в зоне психологического риска». При определенных обстоятельствах отношения к ним, их воспитание нарушено, кроме того, сибсы детей с ОВЗ могут оказывать существенное влияние на воспитание больных детей.

К этому приводят несколько проблем: повышенная моральная ответственность, большой список обязанностей, проблемы самовосприятия и сильные эмоциональные переживания здоровых детей.

Во многих семьях детей с ОВЗ складываются такие семейные отношениях, при которых здоровые братья и сестры несут ответствен-

ность за ребенка с нарушениями. Постоянная необходимость заботиться о больном может вызвать гнев, неприязнь, чувство вины и с большой вероятностью последующие психологические проблемы, особенно если сочетаются с недостатком внимания со стороны родителей. Особый ребенок требует огромного количества времени, энергии и эмоциональных ресурсов. Другие дети могут быть вынуждены принимать по отношению к нему родительские роли, к которым они не подготовлены. Таким детям приходится слишком быстро проходить через стадии развития, необходимые для нормального взросления. Прежде всего, серьезные переживания вызывает чувство несправедливости. Несправедливо, что некоторым детям еще до школы приходится превращаться в « маленьких и.о. родителей» [3], а другие счастливо избегают всяких обязанностей чуть ли не до восемнадцати лет. Братьям и сестрам особых детей приходится жить с этой несправедливостью и с тем горем и гневом, которые она вызывает. Требования родителей, касающиеся заботы о больном ребенке, могут отравлять жизнь здоровому сибсу и во вполне зрелом возрасте.

Тяжесть обязанностей, лежащих на здоровом ребенке, по-видимому напрямую связана с составом семьи. Легче живется сибсам, которые имеют кроме больных еще и здоровых братьев и сестер. Понятно, что в больших семьях, где ответственность распределяется между несколькими детьми, каждый из них испытывает меньше давления и не в такой степени чувствует себя обязанным «компенсировать» родителям нарушения своего брата/сестры. Большую роль в этом вопросе играет пол здорового ребенка. Сестры берут на себя ответственность за больных братьев/сестер чаще, чем братья и таким образом, находятся в зоне большего психологического риска. Девочки, несомненно, чаще мальчиков берут на себя роль «сиделки» - хотя далеко не всегда это ведет к негативным психологическим последствиям. Проблема не сводится к уходу за больным как таковому: вопрос в том, как ведет себя особый ребенок по отношению к ухаживающему за ним сибсу. Старшие сибсы особых детей часто конфликтуют из-за того, кто из них должен заботиться о больном брате/сестре, при этом эти конфликты не касаются других домашних дел.

Здоровые сибсы, чрезмерно обремененные подобными обязанностями, в подростковом возрасте могут убегать из дома. В сплоченных и дружных семьях, где уход за особым ребенком рассматривается как общая ответственность, таких проблем обычно не возникает.

Часто задача обучения детей с нарушениями также может лечь на здоровых сибсов. Использование помощи братьев и сестер при обучении особого ребенка поначалу может казаться правильным и очевидным решением. В дальнейшем оно может стать источником проблем и для школы, и для семьи, и для братьев и сестер, и прежде всего, для самого ребенка с нарушениями.

Сибс особого ребенка может путать свои роли в семье, что связано с двойной ролью - брата/сестры и заместителя родителя, так как обязанности по уходу за больным могут заставить брата/сестру ощущать себя его вторым отцом или матерью. Ответственность братьев и сестер за ребенка с нарушениями должна обращать на себя внимание специалистов. Очень важно оценить, в какой степени ребенок чувствует себя ответственным за члена семьи с нарушениями и в какой степени возлагают на него эту ответственность другие члены семьи.

Опасность здесь в том, что из чувства вины и неправильно понятого долга здоровый брат/сестра может на всю жизнь сделаться «рабом» больного.

В нормальных условиях братья и сестры общаются между собой, в том числе и с помощью агрессии. Однако, когда один из детей имеет нарушения или воспринимается родителями как ребенок, нуждающийся в особой заботе, здоровому ребенку приходится учиться сдерживать и подавлять свои агрессивные порывы и побуждения. На него возлагается обязанность подавить, скрыть, загнать глубоко внутрь жизненно важную часть своей личности, чтобы не навредить своему уязвимому брату/сестре. Постоянное подавление гнева приводит к подавлению и других видов спонтанного поведения - шуток, игр, веселья. Отношения между братьями и сестрами становятся сухими, серьезными, лишенными радости и тепла. Нормальные детские взаимоотношения оказываются невозможны, здоровый сибс вынужден подавлять враждебные импульсы по отношению к больному, иначе его обвинят в том, что он обижает слабого и беспомощного. Предполагается, что у здорового множество преимуществ, поэтому он должен неизменно проявлять сдержанность, доброту, понимание и милосердие. Некоторые родители «учат» своих детей, что агрессия по отношению к брату/сестре с нарушениями ужасна, недопустима, является тяжким прегрешением против семьи в целом. В результате здоровый ребенок скрывает свой гнев или чаще выражает его в отсутствие родителей, украдкой, со злостью и жестокостью.

Таким образом, в ситуациях, когда на здоровых детей возлагается ответственность по уходу и воспитанию, могут формироваться разные стили воспитания в семье. Это может быть доминирующая гиперпротекция, при которой все в семье участвуют в воспитании, жестко контролируют больного, уделяя много времени и сил его воспитанию. Также в семьях детей с ОВЗ наблюдается стиль воспитания по типу эмоционального отвержения, при котором воспитание возложено на здоровых детей, родители только обеспечивают материальные и бытовые аспекты жизни, устанавливая в отношениях с больным ребенком большую эмоциональную дистанцию. Нередко с учетом вышеперечисленных обстоятельств формируется жестокое обращение, в котором принимают участие и здоровые сибсы, которое проявляется эмоциональным отвержением в сочетании с физическими наказаниями, лишением удовольствий,

неудовлетворением потребностей ребенка. Возложение ответственности за уход и воспитание больного на здоровых детей, которые в силу возраста и других понятных причин не могут осуществлять воспитание в адекватных рамках, приводит к формированию стиля воспитания по типу гипопротекции, что выражается в бесконтрольности ребенка со стороны родителей, ребенок предоставлен самому себе, родители мало интересуются им.

Взаимодействие семьи с родственниками. Многие семьи сообщают, что родные и друзья оказывали им большую помощь и поддержку. В то же время, в некоторых случаях негативные реакции родственников и друзей могут простираться от отрицания проблемы до отвержения самого ребенка. Участие в трудностях семьи больного ребёнка для их окружения (друзья и родственники) часто непосильная задача: они либо избегают встреч, либо мечутся между крайностями «утешающего» оптимизма или «сочувствующего» пессимизма. Такое положение вещей невольно травмирует семью. В свою очередь, семья больного порой рвет привычные связи с друзьями, родственниками, знакомыми. Все это в конечном итоге может приводить семью к социальной изоляции. Данная ситуация ещё больше усугубляет психологическое и психическое состояние всех членов семьи [3, 5]. Это влияет на воспитание крайне негативно, сужает социальный опыт детей и ограничивает возможность переживать позитивные эмоции.

Взаимодействие семьи с обществом. В современном обществе людей с физическими и психическими проблемами часто судят по тем же критериям, что и здоровых, что приводит к унижению, или стигматизации людей с нарушениями. Условия стигматизации для разных видов нарушений различны. Условно нарушения можно разделить на «скрываемые» и «нескрываемые» [3]. «Скрываемые» нарушения - те, что не заметны несведущему человеку с первого взгляда. Так, ребенок с внешним уродством, скрытым под одеждой или с невидимой глазу патологией, может ничем не отличаться от обычных детей и избежать стигмы. С другой стороны, более явные виды нарушений - такие как синдром Дауна или детский церебральный паралич - заметны практически сразу, хотя степень их стигматизации может варьироваться в зависимости от разных условий.

При скрываемых нарушениях у детей родители стремятся произвести впечатление, что их дети «нормальные», обычные, что, в свою очередь, вольно или невольно формирует воспитательский подход критериями, приемлемыми для здоровых детей, возрастает количество и качество требований к ребенку в семье. Причем «на людях» требования, как правило, завышены (критерии для здоровых детей), дома требования существенно снижаются, что приводит к неустойчивости стиля воспитания.

В случае «нескрываемых» нарушений, которые становятся заметны окружающим практически сразу, проблема чужого мнения приобретает

иной характер, и не выделяться становится невозможно. В этих случаях стиль воспитания в основном зависит от других причин, описанных выше.

Отличия от окружающих по ассоциации распространяется и на членов его семьи - родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек. В контексте социальных взаимоотношений эти люди также чувствуют себя обесцененными, что ведет к ощущению стигмы и стыда. При этом одни из них могут отдалиться от родственника с нарушениями, а другие - попытаться до минимума сократить контакты с посторонними. Это, как правило, только усугубляет последствия негармоничного воспитания.

Сочетание негармоничного воспитания и ощущение своего отличия от окружающих, свойственное ребенку с нарушениями развития, одна из главных причин патохарактерологического формирования личности де-фицитарного типа.

Однако социальные изменения в обществе и изменения в законодательстве позволяют надеяться на снижение такого социального явления, как стигматизация.

Таким образом, супружеские отношения, вынужденное перераспределение ролей в семье, различный взгляд родителей на воспитание особого ребенка, возложение обязанностей по уходу и воспитанию на здоровых детей в семье, изоляция от родственников и/или уклонение от взаимодействия родственников с семьей, эффекты стигматизации являются социально-психологическими детерминантами негармоничных стилей воспитания. В семьях детей с ОВЗ преимущественно выявляются такие негармоничные стили воспитания, как доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопро-текция. Педагогам и психологам необходимо учитывать эти системы детско-родительских отношений при выборе стратегий психологической помощи и педагогической коррекции стиля воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

2. Психологическая диагностика. - М.: Владос, 1998. - 472 с.

3. Селигман М.,Дарлинг Р.Обычные семьи, особые дети / пер. англ. -М.:Теревинф, 2009. - 368 с.

4. Психологические тесты. - М.: Владос, 2005. - Т. 2.- 223 с.

5. Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. - М.; СПб.: Речь, 2010. - 192 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 192 с.

7. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. - СПб.,2001. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.