Подходы к автоматизации мониторинговых исследований системы образования
3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). - URL: https://rcokio.ru/izdatelstva/rsoko/kontseptsija-informatsionnoj-politiki-v-sisteme-obrazovanija-cheljabin/ (data obrashcheniya: 08.04.2021).
4. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nykh rayonov, gorodskikh i munitsipal'nykh okrugov i inykh organov, realizuyushchikh dannye polnomochiya. -Moskva, 2021. - URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Metodiki/Metodicheskie%20rekomendatsii %20po%20organizatsii%20i%20provedeniyu%20M
UM-2021-1.pdf (data obrashcheniya: 23.04.2021).
Сведения об авторах
Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела информационных баз и анализа больших данных ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Information Databases and Big Data Analysis, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 37:004
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Т.А. Орехова
Актуализированы направления Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области как стратегические ориентиры реализации региональной политики в сфере цифровой трансформации образования. Представлены результаты реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области за три года. В статье рассмотрены приоритетные направления деятельности на перспективу, которые будут определять вектор развития и формирования цифровой образовательной среды Челябинской области.
Ключевые слова: цифровая трансформация, информационно-коммуникационная инфраструктура, Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области, Модель компетенций в области формирования и реализации информационной политики, цифровая образовательная среда.
Одним из стратегических ориентиров реализации региональной политики в сфере цифровой трансформации образования является разработанная в 2018 году Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (далее - Концепция), в которой представлен анализ состояния информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, выделены основные направления информатизации управления качеством образования. Следует также отметить, что Концепция направлена на обеспечение эффективного функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, обеспечивающей конструктивное взаимодействие ее пользователей (органов управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) при принятии компетентных управленческих
решений, направленных на обеспечение качества образования в регионе [1]. Таким образом, на региональном уровне она является комплексным механизмом эффективного функционирования региональной системы оценки качества образования и управления качеством образования.
2021 год определен как результативный этап реализации мероприятий дорожной карты Концепции, который предполагает:
обеспечение реализации в полном объеме основных направлений Концепции, обеспечивающих эффективное функционирование целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;
анализ и подведение итогов реализации задач и основных направлений Концепции, определение перспектив развития информационной политики в системе образования Челябинской области, в том числе проведение экспертных оценок и определение вариантов дальнейшего развития информационной политики в системе образования Челябинской области [1].
Следует отметить, что каждый этап предполагал решение определенной задачи по направлениям. Так, в рамках реализации первого направления «Разработка стратегических приоритетов информационной политики в системе образования Челябинской области, формирующей единые подходы, области компетенций пользователей информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области» в 2019 году разработана Модель компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области. В модели в технологическом виде представлены нормативные требования, определяющие компетенции субъектов управления функционированием и развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры (на региональном, муниципальном и институциональном уровнях), а также определены механизмы реализации данных компетенций [5], которые представлены в виде перечня типовых документов для всех уровней управления (регионального, муниципального, институционального).
На следующем этапе в соответствии с
Моделью компетенций были разработаны типовые (модельные) документы, которые обеспечивают реализацию Концепции информационной политики, как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательной организации. Следует подчеркнуть, при разработке пакета типовых документов акцент был сделан именно на тех документах, которые необходимо было актуализировать в связи с изменением законодательства в сфере образования. Так, в 2020 году были разработаны:
Административный регламент (модельный) «Зачисление в образовательную организацию» и Правила (модельные) приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В рамках реализации единых подходов управления по соблюдению нормативных требований (по каждому компоненту информационно-коммуникационной инфраструктуры) разработаны следующие модельные документы:
для муниципального уровня: Положение (модельное) об информационной политике муниципальной системы образования; Административный регламент «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости»; Положение (модельное) об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования в муниципалитете; Положение (модельное) об официальном сайте муниципального органа управления образованием в условиях функционирования единой платформы сайтов [2];
для образовательных организаций: Положение (модельное) об информационной политике образовательной организации; Положение (модельное) об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования в образовательной организации; Положение (модельное) об официальном сайте образовательной организации в условиях функционирования единой
платформы сайтов [3].
Следует признать, что достижение данного результата, именно качественного, невозможно без использования потенциала системы образования Челябинской области. Уже традиционно (третий год) сформированы и функционируют межмуниципальные проектные группы из числа руководителей, заместителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководителей методических служб и муниципальных методических объединений; руководителей и педагогических работников образовательных организаций, включая и региональные инновационные площадки. Собственно, данный механизм и позволяет максимально точно отразить взаимосвязь компетенций как на региональном, так и муниципальном и институциональном уровнях.
Еще одним немаловажным фактором является то, что все документы проходят профессионально-общественное обсуждение и профессиональную экспертизу и дорабатываются по их результатам.
В контексте реализации второго направления Концепции «Проектирование и обеспечение функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области с выделением объектов информатизации, требующих управленческих и технологических решений для их интеграции» сформирован паспорт информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, в котором представлено описание всех объектов инфраструктуры и их характеристик. Именно Модель компетенций послужила основанием для его создания. Необходимо отметить, что в целях содействия формирования у руководящих и педагогических работников информационно-управленческой культуры профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды разработаны дополнительные профессиональные программы, которые являются востребованными в системе образования Челябинской области.
Третье направление связано с разработкой и осуществлением мониторинга результативности
функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области. Целью данного мониторинга является получение достоверной информации (в том числе в динамике) о состоянии объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области на региональном, муниципальном и институциональном уровнях для определения уровня результативности реализации информационной политики [6].
Инструментарий для проведения мониторинга, включая структуру, карты мониторинга для каждого уровня системы образования Челябинской области, перечень объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, интег-ративных и специфических индикативных показателей, а также расчет и источник получения необходимой информации, разработан и утвержден в 2019 году [6]. На следующем этапе была разработана информационная система «Мониторинг состояния информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области» для автоматизированного экспертного анализа оценки результативности (эффективности) информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области. Система имеет трехуровневую архитектуру: региональный, муниципальный уровни и уровень образовательной организации. Личный кабинет регионального и муниципального координаторов содержит доступ к отчетам и ответам каждого участника мониторинга в соответствии с областью видимости (регион или муниципалитет).
Результаты проведенного в 2020 году мониторинга, в котором приняли участие 100% муниципальных образовательных организаций (образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования; общеобразовательные организации и организации дополнительного образования, всего 2295 юридических лиц) позволили выделить направления и показатели функционирования объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры на качественном уровне в образовательных органи-
зациях всех типов. В тоже время, определить показатели, попавшие «зону риска». Таким образом, разработанный мониторинг выступает в качестве инструментария в рамках самообследования (самодиагностики) состояния объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры в образовательной организации, муниципалитете, регионе для дальнейшего анализа результатов и последующего принятия управленческих решений.
Анализ и оценка результативности информационной политики в обеспечении качества образования в рамках системы образования Челябинской области (четвертое направление) осуществляется в ходе проведения ежегодных мероприятий, уже ставшими традиционными: презентационный проект «День образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования», проведение профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы научно-прикладных продуктов с использованием ресурса виртуальной информационно-методической площадки официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО, представление итоговых результатов на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития оценки качества образования».
В соответствии с полученными результатами и с целью обеспечения комплексного сопровождения внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях Челябинской области в текущем 2021 году определены следующие направления деятельности:
обновление (по результатам внедрения) модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области;
обеспечение комплексного сопровождения функционирования информационно-
коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;
разработка, наполнение и продвижение региональных информационных ресурсов.
Цифровая экономика предполагает, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социаль-
но-экономической деятельности, в которой цифровые технологии обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, государства и граждан. Одно из центральных мест в становлении цифровой экономики занимает трансформация образования [4].
Цифровая трансформация образования - это работа на многие годы. Она затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия учащихся, педагогов, работников управления, всех стейкхолдеров (заинтересованных сторон), включая родителей и работодателей, политиков и представителей общественности [4]. Эту работу можно разделить на три большие связанные между собой группы:
развитие цифровой инфраструктуры образования;
развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание;
разработка и распространение новых моделей организации учебной работы [4].
Следует отметить, что выделенные данные группы соотносятся с направлениями реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области. Со всей очевидностью можно полагать, что Концепция информационной политики определяет вектор развития и формирования цифровой образовательной среды Челябинской области.
Список литературы
1. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 года № 03/3669). - Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 73 с. - ISBN 978-5-906934-32-1.
2. Обеспечение реализации модели компетенций в области информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения: сборник инструктивно-методических материалов. [В 2 ч.] Ч.1 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2021. -156 с. - ISBN 978-5-906934-48-2 (ч. 1).
3. Обеспечение реализации модели компетенций в области информационной политики в
системе образования Челябинской области: модельные решения : сборник инструктивно-методических материалов. [В 2 ч.] Ч.2 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [и др.]. - Челябинск : РЦОКИО, 2021. - 142 с. -ISBN 978-5-906934-49-9 (ч. 2).
4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с. - ISBN 978-5-7598-1990-5.
5. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения: инструктивно-методическое издание. [В 2 ч.] Ч.1 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [и др.] - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 148 с.- ISBN 978-5-906934-39-0 (ч. 1).
6. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения: инструктивно-методическое издание. [В 2 ч.] Ч. 2 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [и др.] - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 74 с.- ISBN 978-5-906934-40-6 (ч. 2).
References
1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 goda № 03/3669). -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. - 73 s. - ISBN 9785-906934-32-1.
2. Obespechenie realizatsii modeli kompetentsiy v oblasti informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: sbornik instruktivno-metodicheskikh materialov. [V 2 ch.] Ch.1 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr.]. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2021. -156 s. -ISBN 978-5-906934-48-2 (ch. 1).
3. Obespechenie realizatsii modeli kompetentsiy v oblasti informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: sbornik instruktivno-
metodicheskikh materialov. [V 2 ch.] Ch.2 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr.] . - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2021. - 142 s. -ISBN 978-5-906934-49-9 (ch. 2).
4. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. — Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s. - ISBN 978-5-7598-1990-5.
5. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] Ch.1 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr. ] - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 148 s.- ISBN 978-5-906934-39-0 (ch. 1).
6. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] Ch. 2 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr. ] - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - 74 s.- ISBN 978-5-906934-40-6 (ch. 2).
Сведения об авторах
Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела ведомственных информационных систем и цифровой трансформации ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Orekhova T.A. - Head of the Department of Institutional Information Systems and Digital Transformation, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk