РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Г.Р. Фахрутдинова, старший преподаватель А.Р. Хасанова, студент А.А. Кадикова, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1153
Аннотация. В рамках данной статьи мы более детально рассматриваем один из режимов функционирования - режим повышенной готовности, который может быть установлен как на всей территории Российской Федерации, так и на ее отдельных территориальных единицах. Актуальность выбранной темы, подтверждается тем, что на сегодняшний день во всем мире и в нашей стране сложилась сложная эпидимилогическая ситуация, в связи с распространением коронавирусной инфекции. В связи с этим в данной статье продемонстрировано правоприменение со стороны практикующих юристов и Верховного суда РФ при режиме повышенной готовности и конкретные судебные дела.
Ключевые слова: режим повышенной готовности, особенности функционирования органов управления, угроза возникновения ЧС, административная ответственность.
Режим повышенной готовности - это один из режимов функционирования, который подразумевает степень готовности органов управления и сил единой системы для устранения угрозы чрезвычайной ситуации [3]. Каждый этап развития нашего государства сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, и органы управления играют свою значительную роль.
Решение о вводе режимов принимают руководители федеральных органов, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации РСЧС. Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. № 23ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"» закрепил три режима функционирования органов управления и сил РСЧС: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.
На данный момент положения по системе утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 7944 в редакции от 2 апреля 2020 г. [6]. По своей структуре РСЧС состоит из функцио-
нальных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Для предупреждения и ликвидации ЧС федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения выделяют специальные силы и средства для РСЧС, необходимые для постоянной готовности.
Данный вопрос является практически значимым для населения страны. В условиях повышенной готовности граждане должны понимать значение данного режима, ряд своих прав и обязанностей, следовать указанным мерам и быть готовыми к ответственности в случае их нарушения. 19 марта 2020 года в 85 регионах России ввели режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса.
Ситуацию в России и принятые в связи с этим мер по борьбе с короновирусной инфекцией прокомментировали судебные органы, что позволяет нам изучить интересную судебную практику и особенности административного, уголовного регулирования в период повышенной готовности. Так, 21.04.2020 года Президиум Верховного суда Российской Федерации опубликовал свой обзор по вопросам применения административного, гражданского и уголовного законодательства в этот период. Верховный суд РФ разъяснил, что привлечению к ответственности подлежат как граждане, так и юридические лица. Новая коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, что создает опасность не только здоровью, но и жизни граждан РФ и всего мира. На период режима повышенной опасности Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 на основании ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждены правила поведения [4].
Так, в Республике Башкортостан введен режим повышенной опасности Указом Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 №УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)». В Указе главы Республики Башкортостан от 24 апреля 2020 года № УГ-151 «О внесении изменении в Указ Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», согласно которого граждан Российской Федерации, находящихся на территории Республики Башкортостан обязали: с 31 марта 2020 года соблюдать режим самоизоляции по месту проживания (пребывания), для детей, не достигших возраста 17 лет, ограничили
нахождение в общественных местах без своего сопровождения с 18.00 часов до 13.00 часов местного времени; и лицам в возрасте старше 65 лет предписано воздержаться от нахождения в общественных местах с 18.00 часов до 10.00 часов и т.д. Нарушение вышеуказанных правил поведения в период режима повышенной готовности на определенной территории, является правонарушением в силу ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. По ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица за нарушение санитарного законодательства. Гражданин, которые нарушили подп. 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения С0УШ-2019», то есть не выполнил предписанную 14-дневная изоляция в домашних условиях лиц, прибывших на территорию России из других стран. То такие нарушения подпадают под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, то есть за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и невыполнения установленных предписаний органа санэпиднадзора [1]. При этом, наказание, предусмотренное по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ по отношению к наказанию, предусмотренному ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, является более строгим [5].
Также Госдума РФ, ввела с 1 апреля в КоАП РФ два новых состава: ч. 2 ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов в период действия ограничительных мер (карантина)».
Верховный суд Российской Федерации особо подчеркнул, что назначенное наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости, соразмерности и соответствовать целям предупреждения совершения пра-
вонарушений. Так, в Санкт-Петербурге суд возвратил материалы дела о наказании по ч. 2 ст. 6.3 КоАП Виктории Киреевой за прогулку по парку вопреки запретам властей, объяснив это неправильной квалификацией действий женщины. При этом другой суд оштрафовал Алексея Полищука на 15 тыс. руб. за тренировку с сыном на спортивной площадке по той же ч. 2 ст. 6.3 КоАП, а Этери Тертерян такой же штраф достался за прогулку с собакой в Таврическом саду. Также имеют место и в случае привлечения к административной ответственности и юридических лиц. Так, Постановлением Дорогомиловского районного суда от 02.04.2020 по делу № 5300/2020, индивидуальный предприниматель (кафе) привлечен к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение сани-тарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, в том числе новой коронави-русной инфекции: кафе работало на продажу продукции общепита, при этом посетители заходили для оплаты за обслуживание, где были установлены стулья, могли посещать туалет.
В настоящее время и в Республике Башкортостан уже складывается своя судебная практика по рассмотрению дел такой категории. Наиболее известный из средств массовой информации стало конкретное дело о первом привлечении жителя города Уфы к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Так, 33-летний житель Уфы Руслан Шарифуллин в ночь на 2 апреля вышел во двор перепарковать свой автомобиль и был задержан полицейскими за нарушение по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Состав был введен в КоАП РФ только вечером 1 апреля 2020 года. Мировой судья, рассмотрев материал из полиции, указала, что господин Шарифуллин нарушил указ главы Башкирии от 31 марта о введении в регионе «всеобщей самоизоляции», и назначил ему штраф в размере
15 тыс. рублей. Прокуратура РБ опротестовала решение мирового судьи в Ленинском районном суде г. Уфы. Надзорное ведомство указало, что полиция неверно квалифицировала нарушение: оно подпадает под ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП. Суд прекратил производство по административному материалу. Юристы в Республике Башкортостан прокомментировали первый опыт привлечения к административной ответственности следующим образом: юрист юридической фирмы «Косенков и Суворов» Елена Изотова в частности сказала: «Правоприменительная практика начинает двигаться в верном направлении, подтверждая, что по ч. 2 ст. 6.3 КоАП можно штрафовать исключительно граждан, которые нарушили правила обязательного карантина по постановлению санитарного врача». А адвокат юридической группы "Яковлев и партнеры" Любовь Хохлова отметила, что отдельные случаи являются скорее исключением.
Во всех случаях привлеченным к ответственности лицам назначен административный штраф, а также предупреждение. Кроме того, исходя из последствий неисполнения правил поведения при повышенной готовности, гражданин может быть привлечен уже к уголовной ответственности.
В связи со всем вышесказанным, хотелось бы отметить важное значение правильного толкования режима повышенной готовности, особенности функционирования органов управления в такой период. А также отметить, что административная ответственность в данном случае носит прежде всего предупредительный характер, хотя и предусматривает штрафы и иные меры. Но все это направлено на соблюдение правил поведения в непростой ситуации, стремлением заставить граждан с должной ответственностью относиться к вопросам соблюдения установленного режима изоляции в условиях повышенной опасности.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
2. Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.
4. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
5. Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 975-р «Об утверждении Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ»
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
HIGH-ALERT MODE: FEATURES OF THE FUNCTIONING OF MANAGEMENT
BODIE
G.R. Fakhrutdinova, Senior Lecturer A.R. Khasanova, Student A.A. Kadikova, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. Within the framework of this article, we consider in more detail one of the modes of operation - the high alert mode, which can be established both throughout the territory of the Russian Federation and in its individual territorial units. The relevance of the chosen topic is confirmed by the fact that today a difficult epidemiological situation has developed throughout the world and in our country due to the spread of coronavirus infection. In this regard, this article demonstrates law enforcement by practicing lawyers and the Supreme Court of the Russian Federation in a high alert mode and specific court cases.
Keywords: high alert mode, peculiarities of the functioning of control bodies, threat of emergencies, administrative responsibility.