ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10237
ББК 67 © Д.Н. Шурухнова, Л.С. Комовкина, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
Диана Николаевна Шурухнова, профессор кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: [email protected]
Любовь Сергеевна Комовкина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: [email protected]
Рецензент: доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Т.А. Лахтина
Аннотация. Рассматривается режим повышенной готовности, введенный на территории ряда субъектов Российской Федерации в целях ликвидации угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19). Исследуется содержание изменений, внесенных в отдельные законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, режим повышенной готовности, ограничение прав, административная ответственность.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE HIGH-READINESS MODE
Diana N. Shurukhnova, Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (12 Akademika Volgina str.,
Moscow, 117997)
E-mail: [email protected]
Lubov S. Komovkina, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997) E-mail: [email protected]
Reviewer: Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences Т.А. Lakhtina
Abstract. Considered the high-alert regime introduced on the territory of the Russian Federation in order to eliminate the threat to the sanitary and epidemiological well-being of the population due to the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). The package of changes made to certain legislative acts of the Russian Federation on emergency prevention and response is critically evaluated.
Keywords: emergency situation, high alert, restriction of rights, administrative responsibility.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: ШурухноваД.Н., Комовкина Л.С. Административно-правовое регулирование режима повышенной готовности. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):233-8.
Распространение вируса COVID-19 в начале 2020 г. было признано ВОЗ пандемией. Сложность прогнозирования развития ситуации, отсутствие опыта борьбы с вирусной инфекцией в масштабах всей планеты усугубляют сложившуюся ситуацию. Можно без преуве-
личения сказать, что человечество впервые столкнулось с угрозой массового распространения вирусной инфекции. Глобализация современного мира продемонстрировала отсутствие границ и препятствий для современной угрозы.
Публичные власти государств впервые столкнулись с подобной ситуацией. Безусловно, правовых механизмов, позволяющих предотвратить или минимизировать пагубные последствия распространения инфекции, нет, как и нет опыта управленческой деятельности в подобной условиях. В этой связи в ряде государств были предприняты со стороны органов государственной власти беспрецедентные меры, направленные на снижение темпов распространения инфекции, но ограничивающие права и свободы человека и гражданина.
Сложность ситуации заключается в отсутствии возможности осуществить достоверное прогнозирование дальнейшего развития событий. Количество зараженных в мире увеличивается с геометрической прогрессией, носит лавинообразный характер. Так, 5 марта 2020 года в России было зафиксировано 4 случая заражения COVID-19. К 10 марта эта цифра составила 17 человек, в то время как по всему миру было зарегистрировано 113 710 случаев, 3990 человек погибло. К 15 марта 2020 года в России количество зараженных составили 59 человек (в мире — 150 тыс., 5,8 тыс. человек умерли). К 20 марта 2020 года количество зараженных в России составило 199 человек (по всему миру — 210 тыс., около 9 тыс. умерли). К 25 марту 2020 года общее число больных COVID-19 в России достигло 658 (410 из них в Москве). В мире по данным ВОЗ заразилось 370 тыс. человек, 16 тыс. человек умерли. К 30 марту 2020 годы в России было подтверждено 1534 случая заражения (1015 в Москве), в мире более 650 тыс. человек инфицировано коронави-русом, смертность превысила отметку в 30 тыс. человек. На 5 апреля 2020 года число заболевших в России составило 5403 человека (3357 в Москве). По данным ВОЗ в мире зарегистрировано 1,05 миллиона случаев заражения, свыше 57 тыс. человек умерли. К 10 апреля 2020 года количество зараженных в России составило уже 11 917 человек1. По состоянию на апрель 2020 года количество инфицированных в России и по всеми миру продолжает расти.
Появление новой угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населению на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) потребовало от компетентного органа выбрать тот юридический инструментарий, с помощью которого он обеспечит защиту населения от ЧС, стабилизирует обстановку, восстановит нормальную жизнедеятельность.
В отличие от некоторых государств-участников
СНГ, которые для защиты жизни и здоровья своих граждан от пандемии воспользовались самым «жестким» специальным административно-правовым режимом — ввели на всей территории или ее части чрезвычайное положение2, Россия действовала в рамках Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»3.
Несмотря на то, что законодателю в определенной степени удалось заранее выстроить целостную систему нормативного обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям, распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 потребовало в ускоренном порядке внесения соответствующих изменений в базовый закон, регламентирующий отношения при ЧС природного и техногенного характера, а также в ряд других нормативных правовых актов4.
Во-первых, корректировке подвергся ключевой в понятийном аппарате чрезвычайного законодательства термин — «чрезвычайная ситуация». В нем перечень некоторых опасных явлений был дополнен «распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих»5. Чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1 По данным https://ria.ru.
2 Так, Указом Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения» чрезвычайное положение было введено на всей территории Республики на период с 08 часов 00 минут 16 марта 2020 года на срок до 07 часов 00 минут 15 апреля 2020 года. Также, см.: Указ Президент Кыргызской Республики от 24 марта 2020 года № 55 «О введении чрезвычайного положения на территории города Бишкек Кыргызской Республики» // СПС «Континент»; Указ Президент Кыргызской Республики от 24 марта 2020 года № 56 «О введении чрезвычайного положения на территории города Ош, Ноокатского и Кара-Суйского районов Ошской области Кыргызской Республики» // СПС «Континент»; Указ Президент Кыргызской Республики от 24 марта 2020 года № 57 «О введении чрезвычайного положения на территории города Джалал-Абад и Сузакского района Джалал-Абадской области Кыргызской Республики» // СПС «Континент».
3 См.: Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
4 См.: Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Российская газета, № 72, 03.04.2020.
5 См.: Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52 — ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 раскрывает понятие «инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих», под которыми понимаются инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения.
Приведем еще одно определение ЧС, регламентированное в Положении о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. «Чрезвычайная ситуация — опасная для населения обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, эпидемии, массовых заболеваний и отравлений среди населения, сопровождающаяся человеческими жертвами, создающая потенциальную или реальную угрозу здоровью людей или нарушающая гигиенические условия жизни населения»2.
Безусловно, от того, какие конкретно ситуации признаются чрезвычайными, в какой мере изучены причины и механизм их возникновения [2, с. 12], во многом зависит принятие правильных решений по своевременному предотвращению риска возникновения, эффективность ликвидации их последствий [3].
Во-вторых, полномочия Правительства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций были дополнены правомочием не только принимать решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера, но и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Последнее полномочие также было закреплено и за органами государственной власти субъектов РФ, которые теперь также вправе устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.
С учетом особенностей ЧС на территории субъ-
екта РФ или угрозы ее возникновения, во исполнение правил поведения, установленных Правительством РФ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС. При этом такие правила поведения не могут противоречить правилам поведения, установленным Правительством РФ, являющихся обязательными для исполнения гражданами и организациями.
Кроме того, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС Правительство РФ вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа РСЧС, организовывать разработку федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, принимать решение об отнесении возникших ЧС к ЧС федерального и межрегионального характера.
Напомним, под режимом функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций понимается определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС), при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) или чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации ЧС).
Соответствующий режим функционирования органов управления и сил РСЧС — режим повышенной готовности — был введен в ряде субъектом Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 № 68-ФЗ на своих территориях3.
В-третьих, изменения затронули проблему ограничения прав и свобод человека и гражданина со сто-
1 См.: Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
2 См.: Положение о функциональной подсистеме надзора за
санитарно- эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Роспотренадзором 05.10.2005 № 01-12/176-05).
3 См.: Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (вместе с «Перечнем непродовольственных товаров первой необходимости», «Перечнем парков культуры и отдыха, музеев-заповедников, музеев-усадеб, иных территорий общего пользования», «Перечнем заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции») // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 04.04.2020; Постановление правительства Тульской области от 16 марта 2020 года № 112 «О введении режима повышенной готовности»; Распоряжение Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo. tatarstan.ru, 20.03.2020; Постановлением губернатора Тверской области от 17 марта 2020 № 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» // https://rg.ru/2020/03/19/ tver-post16-reg-dok.html и др.
роны уполномоченных субъектов [1].
Главой 4 Федерального закона № 68-ФЗ регламентированы права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий. Среди основных обязанностей граждан находим обязанность выполнять установленные в соответствии правила поведения при введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или ЧС, были утверждены только 2 апреля 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 4171, обязывают граждан и организации выполнять направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС решения уполномоченных субъектов.
Поскольку данные Правила поведения являются вновь принятыми, считаем необходимым перечислить основные обязанности и запреты, возлагаемые на граждан при введении режима повышенной готовности или ЧС:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество;
г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;
д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать установ-
ленные требования.
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:
а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;
б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;
в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;
г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц;
д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Кроме того, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций уполномоченный субъект может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (например, ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; определять порядок раз-бронирования резервов материальных ресурсов; определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации).
Подобные дополнительные меры по защите населения и территории от ЧС находим в нормативных правовых актах субъектов РФ о введении режимов повышенной готовности, например, в Указе Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»2. Президентом РФ высшим должностным лицам субъектов РФ было поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной ин-
1 Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» // Российская газета, № 75, 08.04.2020.
2 См.: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http:// www.mos.ru, 04.04.2020.
фекции в субъекте Российской Федерации1. В связи с чем указ Мэра Москвы был издан в новой редакции от 04.04.2020 № 39-УМ.
В рамках статьи 31 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения проникновения на территорию России короновирусной инфекции Распоряжением Правительства временно было ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу РФ, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы2.
Анализ вводимых мер позволят констатировать, что фактически вводятся ограничения прав и свобод человека и гражданина, но без соблюдения необходимых процедур и условий, характерных для режима чрезвычайного положения. Напротив, некоторые государства-участники СНГ, воспользовавшиеся последним, законно установили ряд «жестких» мер и временных ограничений. Так, Указом Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения»3 были введены следующие меры и временные ограничения:
1) усилена охрана общественного порядка, охрана особо важных государственных и стратегических, осо-борежимных, режимных и особо охраняемых объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
2) ограничено функционирование крупных объектов торговли;
3) приостановлена деятельность торгово-развле-кательных центров, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей;
4) введен карантин, осуществляются масштабные санитарно-противоэпидемические мероприятия;
5) запрещено проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также семейных, памятных мероприятий;
1 См.: Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 02.04.2020.
2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 763-р «О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.03.2020.
3 https://onlme.zakon.kz/document/?doc_id=32648341#pos=4;-178 (Дата
обращения: 01.04.2020).
6) установлены ограничения на въезд на территорию Республики Казахстан, а также на выезд с ее территории всеми видами транспорта, за исключением персонала дипломатической службы Республики Казахстан и иностранных государств, а также членов делегаций международных организаций, направляющихся в Республику Казахстан по приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
Не возражая против ограничений, применяемых в Российской Федерации в целях нормализации обстановки, считаем необходимым в Федеральном законе «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» четко определить возможные ограничения и порядок их введения.
В-четвертых, в целях выполнения обязанностей и ограничений были внесены изменения в КоАП РФ4 и законодательство об административных правонарушениях субъектов РФ.
На федеральном уровне была введена новая статья 20.6.1 КоАП РФ, установившая административную ответственность за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения. В частности, предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ5.
Статья 6.3 КоАП РФ была дополнена частью 2, регламентирующей административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор, о проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Изменения затронули ряд других статей КоАП РФ.
Кодекс города Москвы об административных правонарушениях был дополнен статьей 3.18.1, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспе-
4 См.: Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 72, 03.04.2020.
5 См.: Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
чение режима повышенной готовности на территории города Москвы1. Предусмотрена ответственность за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий) (часть 1 статьи 3.18.1), невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции (часть 2 статьи 3.18.1).
Административные правонарушения, предусмотренных статьей 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях возможно фиксировать посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения.
Режим повышенной готовности является актуальным средством государственного управления, используемым для предупреждения и ликвидации ЧС. Проведенное исследование позволило обозначить ряд вопросов, связанных с реализацией данного института в законодательстве и практической деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов. Анализ законодательства, регламентирующего особенности государственного управления в условиях повышенной готовности, позволяет констатировать, что деятельность субъектов публичной власти в боль-
1 См.: Закон города Москвы от 1 апреля 2020 г. № 6 «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
шей степени урегулирована в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В то время как, стремительное распространение коронави-русной инфекции, представляющей собой угрозу социально-биологического характера, в силу специфики борьбы с возможными последствиями, необходимости использования экстраординарных мер и ограничений, продемонстрировала отсутствие должного нормативного регулирования в условиях биосоциальной чрезвычайной ситуации.
Литература
1. Комовкина Л.С., Кропачева А.В. Административно-правовые меры и ограничения, вводимые в условиях чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 60-65.
2. Старостин С.А. Чрезвычайное положение: монография. «Проспект», 2019.
3. Фадеева И.В. Государственное управление в области антропогенного воздействия на окружающую среду // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 206-208.
References
1. Komovkina L.S., Kropacheva A.V. Administrativno-pravovye mery i ogranicheniya, vvodimye v usloviyakh chrezvychainoi situatsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 5. S. 60-65.
2. Starostin S.A. Chrezvychainoe polozhenie: monografiya. «Prospekt», 2019. S. 12.
3. Fadeeva I.V. Gosudarstvennoe upravlenie v oblasti antropogennogo vozdeistviya na okruzhayushchuyu sredu // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 206-208.