Научная статья на тему 'Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и ограничительные режимы в административном праве'

Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и ограничительные режимы в административном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административный режим / режим / режим самоизоляции / COVID-19 / administrative mode / self-isolation mode / COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Игоревич Конев

На основе системного и технико-юридического анализа норм федерального и регионального законодательства (г. Москвы) автор рассматривает сущность «режима самоизоляции» и особенности отдельных предписаний, касающихся правил ее соблюдения, с целью определения данной категории в системе ограничительных режимов. Автором предложено определение режима самоизоляции как самостоятельных действий лица, предпринятых им в целях недопущения распространения вирусной инфекции с минимальным количеством ограничений. Следовательно, если режим самоизоляции распространяется на всех лиц, то он носит предварительно-ориентирующий характер. Таким образом, в зависимости от эпидемиологической обстановки, органы управления могут варьировать особые режимы по степени жесткости применяемых мер: режим самоизоляции, режим карантина или режим повышенной готовности, режим чрезвычайного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF CITIZENS AND RESTRICTIVE REGIMES IN ADMINISTRATIVE LAW

Based on a systematic and technical-legal analysis of the norms of Federal and regional legislation (Moscow), the author examines the essence of the «self-isolation regime», and the features of individual regulations concerning the rules of its compliance in order to determine this category in the system of restrictive regimes. The author offers a definition of the self-isolation regime as independent actions of a person taken in order to prevent the spread of a viral infection with a minimum number of restrictions. Therefore, if the regime of self-isolation applies to all persons, it is pre-orienting in nature. Thus, depending on the epidemiological situation, management bodies can vary special regimes according to the degree of severity of the measures applied: self-isolation mode, quarantine mode, high-alert mode, state of emergency.

Текст научной работы на тему «Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и ограничительные режимы в административном праве»

УДК 342.9 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10190 © СИ. Конев, 2020

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Сергей Игоревич Конев,

старший преподаватель кафедры административного и энергетического права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (119991, Москва, Ленинский пр-т., д. 65)

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: С.М. Зырянов, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. На основе системного и технико-юридического анализа норм федерального и регионального законодательства (г. Москвы) автор рассматривает сущность «режима самоизоляции» и особенности отдельных предписаний, касающихся правил ее соблюдения, с целью определения данной категории в системе ограничительных режимов. Автором предложено определение режима самоизоляции как самостоятельных действий лица, предпринятых им в целях недопущения распространения вирусной инфекции с минимальным количеством ограничений. Следовательно, если режим самоизоляции распространяется на всех лиц, то он носит предварительно-ориентирующий характер. Таким образом, в зависимости от эпидемиологической обстановки, органы управления могут варьировать особые режимы по степени жесткости применяемых мер: режим самоизоляции, режим карантина или режим повышенной готовности, режим чрезвычайного положения.

Ключевые слова: административный режим, режим, режим самоизоляции, COVID-19.

SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF CITIZENS AND RESTRICTIVE REGIMES IN ADMINISTRATIVE LAW

Sergey I. Konev,

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Energy Law National University of Oil and Gas «Gubkin University» (119991, Moscow, Leninsky pr-t., d. 65)

Abstract. Based on a systematic and technical-legal analysis of the norms of Federal and regional legislation (Moscow), the author examines the essence of the «self-isolation regime», and the features of individual regulations concerning the rules of its compliance in order to determine this category in the system of restrictive regimes. The author offers a definition of the self-isolation regime as independent actions of a person taken in order to prevent the spread of a viral infection with a minimum number of restrictions. Therefore, if the regime of self-isolation applies to all persons, it is pre-orienting in nature. Thus, depending on the epidemiological situation, management bodies can vary special regimes according to the degree of severity of the measures applied: self-isolation mode, quarantine mode, high-alert mode, state of emergency.

Keywords: administrative mode, self-isolation mode, COVID-19.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Конев С.И. Санитарно-эпидемиологическое ном праве. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):225-31.

В 2020 году человечество столкнулось с новым вызовов в виде вируса SARS-CoV-2, который спровоцировал пандемию инфекции COVID-19. Вирус стремительно стал разноситься из Китая по всему миру с конца 2019 года. Остается только гадать о причинах массового распространения заболевания, с учетом того факта, что еще в 2015 году в международном журнале Nature была опубликована статья, посвещенная исследованиям в данной сфере. В частности, речь шла об удачных опытах создания гибридного вируса, «состоящего из белка подковообразных летучих мышей и основы вирусов ти-

благополучие граждан и ограничительные режимы в административ-

пичной пневмонии, адаптированной для заражения человека» [11].

Однако, не менее страшной в этой ситуации выглядит деятельность отечественных средств массовой информации, которые словно соревнуются в броских заголовках. Новостные источники напоминают сводки с поля боя: статистика заразившихся, количество умерших, бесконечные выступления «экспертов», которые противоречат друг другу. И практически ни один из них не обходится без терминов «режим карантина», «режим чрезвычайной ситуации», «режим самоизоляции», «штрафы за

нарушение режима социальной дистанции» и т.д. В этой связи автор полагает целесообразным проанализировать правовую базу на предмет обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России. В силу того, что во многих субъектах Российской Федерации приняты документы, предусматривающие введение «режима самоизоляции», автор ставит своей задачей рассмотреть его характерные черты и правовую природу.

Для начала уясним смысловое значение слова «режим». Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, под режимом понимаются «условия деятельности, работы, существования чего-нибудь» [4]. В науке административного права эта категория является предметом специализированных исследований. С.С. Маилян, рассматривая феномен правового режима, дал одну из самых широких его характеристик: «Сущность управленческих режимов состоит в особом организационном проявлении объективных закономерностей управления, обеспечивающих достижение его целей, поддержание устойчивого состояния системы управления и протекающих в ней управленческих процессов в условиях открытости систем социального управления и их активного взаимодействия с окружающей средой» [3, с. 38]. Это определение справедливо для общих административных режимов, рассчитанных на функционирование в повседневных условиях. Не случайно их характеризуют как особый и чрезвычайно важный элемент российского правопорядка [1, с. 18]. Когда необходимо обеспечить безопасность жизнедеятельности граждан или функционирования какого-либо объекта, а также минимизировать риск возникновения какой-либо угрозы - то применяется специальные административно - правовые режимы. Д.Н. Бахрах обозначил их «правом экстремальных ситуаций» [2, с. 158-182]. В качестве признаков таких режимов можно назвать: цель, режимные правила, субъектов обеспечения режима, меры ответственности за нарушение.

Право на здоровье является неотъемлемым конституционным правом, и государство берет на себя обязательство по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 41 Конституции РФ). Очевидно, когда Всемирная организация здравоохранения объявляет пандемию в связи с вспышкой короновирусной инфекции, то высшие

должностные лица страны должны принять соответствующие меры для обеспечения эпидемиологической безопасности граждан.

Естественно, первое, что можно предположить - это введение режима карантина. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») карантин как совокупность административных, медико-санитарных, ветеринарных и иные мер, направлен на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. При этом предусматривается особый режим хозяйственной и иной деятельности, возможно ограничение права передвижения граждан, транспортных средств и т.д. Право введения карантина на определенной территории принадлежит субъекту Российской Федерации (ст. 6 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Ст. 31 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») в свою очередь, определяет процедурный аспект этих ограничительных мероприятий: карантин вводится и отменяется на основе предложений главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, санитарными правилами должны быть определены сущность и содержание ограничительных мероприятий. При этом согласно ст. 8 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» у граждан есть право на компенсацию в полном объеме вреда их здоровью и имущество, при осуществлении санитарно-про-тивоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке, предусмотренном Главой 59 Гражданского Кодекса РФ.

Второй режим, который может быть введен в подобных ситуациях - это режим повышенной готовности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») режим повышенной готовности - это порядок организации деятельности органов управления и

сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами. При этом под чрезвычайной ситуацией нужно понимать обстановку, сложившуюся на определенной территории по причине, в числе прочих, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. На федеральном уровне решение о введение режима повышенной готовности принимает Правительство РФ (п. а.1 ст. 10 ФЗ 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), на региональном - глава субъекта России (п. м. ст. 11 ФЗ 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Обращает на себя внимание тот факт, что первоначально данный режим адресован органам власти и выполняет подготовительную функцию по отношению к режиму чрезвычайной ситуации. Однако, 1 апреля 2020 г. в ст. 19 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» внесли поправку и обязали граждан выполнять правила поведения при введении режима повышенной готовности. При этом, сами правила введены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». В числе этих правил перечислены: соблюдение общественного порядка, исполнение законных требований и указаний уполномоченных лиц, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты.

И самый жесткий по объему ограничений и порядку введения - режим чрезвычайной ситуации. Регулируется он Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее - ФКЗ № 3 «О чрезвычайном положении») и вводится Указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом парламенту России (ст. 4 ФКЗ № 3 «О чрезвычайном положении»). Обстоятельства введения представляют угрозу жизни и безопасности граждан, в их числе названы и эпидемии, и их устранение не возможно без применения чрезвычайных мер (ст. 3 ФКЗ № 3 «О чрезвычайном положении»). Ст. 13 ФКЗ

№ 3 «О чрезвычайном положении» называет в числе режимных средств карантин. При этом согласно ст. 29 ФКЗ № 3 «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения режима чрезвычайного положения, гарантируется возмещение причиненного материального ущерба, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь.

Однако, в правоприменительной практике появилась новая совокупность юридических и организационных средств, направленная на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности граждан, получившая название «режим самоизоляции».

«Нулевым пациентом» в смысле использования этой терминологии является абз. 4 п. 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению COVID-19» (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.20 № 9). Среди задач, стоящих перед высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, п. 1.3 названо обеспечение режима самоизоляции. Исходя из смысла и содержания других норм Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.20 № 9, изоляция - подразумевается для всех лиц, вернувшихся на территорию России, но следующих транзитом через Москву до места жительства в условиях обсерватора, и самоизоляция - для вернувшихся из-за рубежа жителей Москвы в домашних условиях.

В пресс-релизе мэра Москвы от 02.04.2020 г. встречается формулировка о режиме самоизоляции, причем сразу в двух контекстах: как обязанность всех жителей города и как обязанность лиц и членов их семей, заболевших COVID-19 [6]. Причем исполнение этой обязанности последней категорией предполагалось контролироваться при помощи современных технологий.

Первоначальная редакция Указа мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ (далее Указ мэра Москвы № 12-УМ) «О введении режима повышенной готовности» в п. 3 содержала обязанность для граждан, вернувшихся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой соблюдать режим самоизоляции на дома в течение 14 дней. Однако, в

последующих редакциях Указ мэра Москвы № 12-УМ п. 12.3, обязал всех граждан соблюдать режим самоизоляции и разрешил право передвижения по городу в пределах 100 м от места жительства с целью выгула домашних животных, утилизации бытовых отходов или посещения ближайшего магазина. В случае, если необходимо передвижение за пределы 100 м радиуса, необходимо оформить пропуск. П. 2 Указа мэра Москвы от 11 апреля 2020 года № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве» опять-таки обязывает всех граждан получать пропуски для передвижения по городу (а не только заболевших и контактировавших с ними лиц).

Сам термин «самоизоляция» является слож-носоставным. Приставка «само» подразумевает направленность действия на себя, либо действие, осуществляемое без посторонней помощи [7]. «Изоляция» (букв. перевод с итал. «заключать на острове») согласно толковым словарям означает отделять кого-то или что-то от внешнего мира» [10]. Слово «изоляция» встречается в ГОСТе 22.0.04-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» и означает противоэпидемическое мероприятие, направленное на недопущение распространения заразного начала на окружающих людей. Однако оно используется в контексте термина «изоляция инфекционных больных». Следовательно, термин «самоизоляция», может быть представлен как самостоятельные действия лица, предпринятые им в целях недопущения распространения инфекции.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 марта 2020 года № 02/4162-2020-27 «О дополнительных мерах по организации СКК и медицинского наблюдения» в разделе рекомендации дается определение «самоизоляции» (далее -Письмо Роспотребнадзора № 02/4162-2020-27 от 15.03.20 г.). Ей признается «изоляция лиц, прибывших из неблагополучных по COVID-19 стран, в изолированной квартире с исключением контакта с членами своей семьи или другими лицами». Однако если предположить, что квартира - однокомнатная

студия, то второе условие (об исключение контакта с членами своей семьи) указанного определения невыполнимо. И далее, согласно этому документу перечисляются меры, которые надо соблюдать в течение 14 дней с момента контакта с зараженным лицом или возвращением из государства с неблагополучной эпидемиологической обстановкой: запрет выхода из помещения, дополнительные меры по гигиене, медицинское наблюдение и др. Важно учитывать статус документа, приведенного выше - письмо органа власти. Как известно, в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издание нормативных актов в виде писем не допускается.

Небезынтересным является тот факт, что для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, подготовленных во исполнение решений или Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции действуют особые правила. Они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2020 года № 359 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, не применяются положения о финансово-экономическом обосновании решений, упрощены процедуры согласования между органами власти, не применяется процедура независимой антикоррупционной экспертизы. А государственная регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ в течение 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено самим актом. Обращает на себя внимание, подобных изъятий в процедурах нет в отношении режима карантина, хотя указанный режим направлен на обеспечение эпидемиологической безопасности и является более жестким по отношению к самоизоляции.

Необходимо отметить, что изменчивость предписаний является своеобразной «визитной карточкой» самоизоляции, по крайней мере, в пределах города Москвы. За два месяца - указ Мэра Москвы «О введении режима повышенной готовности» изменялся 17 раз. Сложно судить об эффективности

мер самоизоляции при таком подходе. Не представляется ясной и природа правила об ограничении передвижения дистанцией в 100 м, которую в ряде случаем использовали для вынесения штрафов. Так, согласно постановлению Троицкого районного суда от 13 апреля 2020 №05-0354/2020 было вынесено решение о назначение штрафа по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. При этом, как следует из материалов дела, вина заключалась в том, что гражданин находился вблизи дома в лесополосе, на расстоянии не более 100 метров от места фактического проживания. Вместе с тем существуют Методические рекомендации МР 3.1.0170-20 «Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30 марта 2020 г. Раздел 2 указанного документа, определяет, что передача вируса идет преимущественно воздушно-капельным путем и при контакте с зараженным лицом. Таким образом, требование о перемещении в пределах 100 м радиуса выглядит необоснованным, а необходимость получения пропуска лицами, не выезжавших за пределы нашего государства, если необходимо «выйти» за пределы 100 м - излишней. В этом смысле правоприменителю было бы логичней воспользоваться критериями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.20 № 9, вменив обязанность получения пропусков лицам, находящимся в группе риска (старше 65 лет, вернувшихся из-за границы, контактировавших с больными COVID-19 и др.). А остальным гражданам просто рекомендовать воздержаться лишний раз перемещаться по улице.

Возвращаясь к п. 12.3 указа Мэра Москвы «О введении режима повышенной готовности», в части «следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг на, расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания» хочется отметить еще один нюанс. Руководителям высших исполнительных органов власти субъектов РФ Министерство торговли и промышленности РФ направило письмо от 3 апреля 2020 г. № МД-23185/15 «Об указаниях Минпромторга России по работе организаций и объектов, обеспечивающих функционирование товаропроводящей сети». В п. 6 сказано этого документа, что посещение крупных гипермаркетов

и рынков, при условии соблюдения покупателями и продавцами санитарных норм, наоборот позволит снизить концентрацию людей в торговых точках, тем самым снизив риски заболевания.

Иными словами, на примере актов г. Москвы мы имеем дело или с ограничением права свободы передвижения всех граждан или с некорректной формулировкой, допускающей двойное толкование. Например, в Мурманской области 100 м радиус касается выгула домашних животных (пп. 4 п. 2.1.1 Постановление правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года № 175-ПП «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой корона-вирусной инфекции (COVID-19)»), а посещение крупных гипермаркетов и рынков - допускается и разрешается (пп. 4 п. 2.1.1 указанного постановления).

Третий момент, на который автор хотел бы обратить внимание. 1 апреля 2020 г. Законом города Москвы № 6 были внесены поправки в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях. В частности, появилась норма ст. 3.18.1, предусматривающая ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы. При этом ч. 2 указанной статьи вводит ответственность «в том числе необеспечение режима самоизоляции...». Распоряжением Правительства РФ от 7 апреля 2020 г. № 911-р было утверждено Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей. На момент написания настоящей статьи ни один источник официального опубликования нормативных актов, а также реестр соглашений о передаче полномочий, который ведется Министерством юстиции, не содержал реквизитов и собственно самого текста соглашения между МВД и Правительством Москвы.

Практически одновременно, Федеральным Законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, также установившие нормы об ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или режиме повышенной готовности. Не происходит ли совпадение правовых норм федерального и регионального значения, с учетом небесспорного основания применения последних? Ответ на этот вопрос дает «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 21.04.2020 г. В частности, абз. 10, раздела 5 говорит о том, что нарушения указа Мэра Москвы «О введении режима повышенной готовности» должны квалифицироваться по нормам федерального законодательства о правонарушениях.

Таким образом, режим самоизоляции можно признать ограничительным режимом административного права. Как следует из анализа вышеуказанных документов, у него есть целевое назначение - недопущение распространения инфекции. У него есть и режимные правила - соблюдение ограничительных предписаний в течение 14 суток, ограничения розничной торговли, запрет массовых культурных и иных мероприятий и т.д. Предусматривается и ответственность за нарушение данного режима.

В то же время реализация режима самоизоляции в его нынешней форме, напомнила автору «кота Шредингера» только в юриспруденции. С одной стороны, нормы о самоизоляции адресованы конкретным субъектам, входящим в группу риска, вернувшимся из-за рубежа и т.д. Однако, в этом контексте не ясно, зачем плодить юридические конструкции, отечественное право в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляется автору вполне проработанным. С другой стороны, ограничение свободы передвижения и необходимость оформления пропуска - касается всех лиц, а в случае нарушения - предусмотрены штрафные санкции, так же для всех лиц, а не только заболевших, прибывших из-за рубежа, имевших с ними контакт или входящие в группу риска.

И если «кот Шредингера» показал изъяны в квантовой теории физики, то режим самоизоляции - выявил недостатки правового регулирования. Однако тот физический эксперимент был мысленным, при его проведении никто не пострадал. Когда речь идет о жизни и здоровье населения, важно соблюдать разумную достаточность применяемых средств, исходя из принципа приоритета прав личности.

Автор только приветствует любые правовые и организационные меры, вплоть до самых строгих, которые позволят как можно быстрей нормализовать санитарно-эпидемиологическую обстановку. Тем более, что в СМИ уже пошла информация о второй волне вируса в Китае [5]. И к ней нужно готовиться заранее, в том числе и готовить и правовые средства. В этом контексте режим самоизоляции для всех граждан может сыграть важную превентивную роль. Его природа видится автору как совокупность норм - самообязательств. Последние, по мнению профессора Ю.А. Тихомирова, отличаются: «совпадением круга лиц принимающих и исполняющих решения, добровольностью и заинтересованностью лиц в их исполнении и самоответственностью»

[9, с. 4].

Если принять режим самоизоляции как самостоятельные действия лица, предпринятые им в целях недопущения распространения вирусной инфекции с минимальным количеством ограничений (самоограничений), то в зависимости от эпидемиологической обстановки, органы управления могут варьировать особые режимы по степени жесткости применяемых мер: режим самоизоляции, режим карантина, режим повышенной готовности, режим чрезвычайного положения. Кроме того, правила самоизоляции могут впоследствии применяться и для обеспечения режима карантина, и как правила поведения граждан в рамках режима повышенной готовности. Однако обеспечение добровольно взятого на себя обязательства должно строиться на основе методов убеждения и разъяснения, а никак не на ограничении конституционных свобод и штрафных санкциях. Режим самоизоляции должен быть рассчитан на сознательность лиц. Он позволяет не привлекать дополнительные средства и силы, в то время как последующие режимы уже апеллируют ко всему механизму принуждения. Для полноцен-

ного выстраивания такой цепочки требуется четкое описание цели режима, режимных правил, прав и обязанностей, как органов управления, так и граждан, причем сделать это надо в одном правовом акте по отношению к режиму самоизоляции. Системный подход на уровне главы субъекта федерации или главного государственного санитарного врача позволит эффективно подготовить общество к борьбе с новыми вызовами. В то время, как закрепление элементов режима в разноуровневых документах (постановления, приказы, соглашения, письма и рекомендации федеральных органов власти, указы, законы субъекта федерации) затрудняет правоприменение и чреват ростом социальной напряженности. Конечно, нужно учитывать, что ситуация экстраординарная, общество давно не испытывало подобных встрясок. Однако, вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, подобно рентгену высветили «старую» проблему административного права - огромное количество терминов, подходов, методов, нормативных актов, которые зачастую вносят сумбур в управленческие процессы. В этом смысле автору вспоминаются слова профессора С.А. Старостина о точности и качестве формулировок, «которые есть залог качества законодательства, а, следовательно, и эффективности государственного управления» [8, с. 76-96].

Литература

1. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2016. 258 с.

2. Бахрах Д.Н. Глава № 21. Специальные административно-правовые режимы (право экстремальных ситуаций) // Актуальные проблемы и перспективы юридической науки и правоприменительной деятельности в государствах - участниках содружества независимых государств. Материалы международной дистанционной научно-практической конференции. В 2-х т. М.: Изд-во Акад. экон.

безопасности МВД России, 2008, Вып. 4, Т. 1. С. 158-182.

3. Маилян С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью. Дис. ... докт. юрид. наук. 12.00.14, защищена 18.04.03 г. 284 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.

5. Российская газета [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2020/04/13/v-kitae-sprognozirovali-vtoruiu-volnu-epidemii-koronavirusa.html (дата обращения 27.04.20 г.).

6. Сергей Собянин. Коронавирус. Продление домашнего режима, перенос введения пропусков и другие решения 02.04.2020 [Электронный ресурс]// URL: https://www.sobyanin.ru/koronavirus-prodlenie-domr-perenos-vvedeniya-propuskov (дата обращения 27.04.20 г.).

7. Справочно-информационный портал «Гра-мота.ру» [Электронный ресурс] // URL:http:// gramota.ru/slovari/dic/?ab=x&ag=x&az=x&bts=x&l op=x&lv=x&pe=x&sin=x&word=само*&zar=x&he lp=1 дата обращения 27.04.20 г.).

8. Старостин С.А. О подмене понятий в государственном управлении // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.

9. Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. М.: Норма, 2005, № 9. С. 86-96.

10. Этимологические онлайн-словари русского языка [Электронный ресурс] // URL: https:// lexicography.online/etymology/и/изолировать (дата обращения 27.04.20 г.).

11. Declan Butler. Engineered bat virus stirs debate over risky research [Электронный ресурс] // URL: https://www.nature.com/news/engineered-bat-virus-stirs-debate-over-risky-research-1.18787 (дата обращения 26.04.20 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.