Научная статья на тему 'Роль работодателя в сохранении здоровья своих работников в условиях распространения Covid-19'

Роль работодателя в сохранении здоровья своих работников в условиях распространения Covid-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
новая коронавирусная инфекция / режим повышенной готовности / работодатель / работник / режим самоизоляции / дистанционная работа / new coronavirus infection / high-alert mode / employer / employee / self-isolation mode / remote work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярош Артур Валерьевич

В статье автор изучает права и обязанности работодателя (организаций и индивидуальных предпринимателей) по отношению к своим работникам на примере законодательства города Москвы. Автор статьи предлагает взглянуть на сложившуюся в результате пандемии ситуацию через призму перманентного перекладывания части обязательств государства, выраженных в конституционных нормах-гарантиях охраны здоровья граждан, на работодателя и самих граждан (работников), которых сложившаяся эпидемиологическая ситуация и действия региональных властей (на примере Москвы) вынуждают самостоятельно реализовывать гарантированные государством права на охрану собственного здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EMPLOYER IN MAINTAINING THE HEALTH OF ITS EMPLOYEES IN THE CONTEXT OF COVID-19 DISTRIBUTION

In the article, the author studies the rights and obligations of an employer (hereinafterorganizations and individual entrepreneurs) in relation to their employees on the example of the legislation of the city of Moscow. The author of the article offers a look at current as a result of the pandemic situation through the prism of permanent shifting part of the obligations of the state expressed in constitutional norms-safeguards the health of citizens, employer and individuals (workers), which the current epidemiological situation and the actions of the regional authorities (the example of Moscow) force yourself to implement state-guaranteed right to protection of health enshrined in the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль работодателя в сохранении здоровья своих работников в условиях распространения Covid-19»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10412 ЯРОШ Артур Валерьевич,

кандидат юридических наук, ведущий юрисконсульт Юридического отдела ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения

города Москвы», e-mail: mail@law-books.ru

РОЛЬ РАБОТОДАТЕЛЯ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СВОИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

Аннотация. В статье автор изучает права и обязанности работодателя (организаций и индивидуальных предпринимателей) по отношению к своим работникам на примере законодательства города Москвы. Автор статьи предлагает взглянуть на сложившуюся в результате пандемии ситуацию через призму перманентного перекладывания части обязательств государства, выраженных в конституционных нормах-гарантиях охраны здоровья граждан, на работодателя и самих граждан (работников), которых сложившаяся эпидемиологическая ситуация и действия региональных властей (на примере Москвы) вынуждают самостоятельно реализовывать гарантированные государством права на охрану собственного здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция, режим повышенной готовности, работодатель, работник, режим самоизоляции, дистанционная работа.

YAROSH Arthur Valerievich,

candidate of legal sciences, leading legal adviser to the Legal Department of the State Budgetary Institution «Research Institute of Health Organization and Medical Management

of the Moscow Department of Health»

THE ROLE OF THE EMPLOYER IN MAINTAINING THE HEALTH OF ITS EMPLOYEES IN THE CONTEXT OF COVID-19 DISTRIBUTION

Annotation. In the article, the author studies the rights and obligations of an employer (here-inafter-organizations and individual entrepreneurs) in relation to their employees on the example of the legislation of the city of Moscow. The author of the article offers a look at current as a result of the pandemic situation through the prism of permanent shifting part of the obligations of the state expressed in constitutional norms-safeguards the health of citizens, employer and individuals (workers), which the current epidemiological situation and the actions of the regional authorities (the example of Moscow) force yourself to implement state-guaranteed right to protection of health enshrined in the Constitution of the Russian Federation.

Key word: new coronavirus infection, high-alert mode, employer, employee, self-isolation mode, remote work.

С появлением пандемии COVID-19 во всем мире, в том числе и в Российской Федерации жизнь уже не будет такой как до коронавируса, многие реалии жизни меняются. Это касается как масштабов оказываемой медицинской помощи больным с новой коронави-русной инфекцией, так и принятием соответствующих мер эпидемиологического надзора в целях недопущения распространения как данной инфекции, так и других опасных инфекций. Такие меры способствуют к принятию уполномоченными органами исполнительной власти различных нормативных правовых актов. Таким образом, законода-

тельство выступает в этой ситуации в роли догоняющего.

Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране, во всем мире, не остается без внимания и юридического научного сообщества. Результатом чего послужило дистанционное проведение различных научно-практических мероприятий. Так, 22 мая 2020 г. на базе ведущего высшего учебного заведения страны ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» состоялась онлайн часть Международного Симпозиума «Правовые проблемы обеспечения биологиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ской безопасности в Российской Федерации», на котором доцент кафедры медицинского права МГЮА А. Пекшев обозначил наиболее острые проблемы организации и правового обеспечения проводимых медицинских мероприятий в период пандемии коронавирусной инфекции, привел примеры различных, порой противоположных подходов к решению одних и тех же проблем в разных регионах страны1. Также проблемные вопросы правового регулирования отношений в период режима повышенной готовности поднимались и рассматривались на круглом столе, проходившем на базе ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»2.

И это не единственные научные мероприятия, прошедшие на базе высших учебных заведений, посвященные разным правовым вопросам, таким как права человека в период COVID-19, исполнение договорных обязательств, социальная дистанция, правовые последствия вируса и пр.

Несмотря на то, что во многих регионах начали снимать ограничительные меры, введенные с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, применение дополнительных мер предосторожности для сохранения жизни и здоровья граждан, введенные региональными нормативными правовыми актами, остаются неизменным.

При этом, стоит отметить, что Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные Правительством Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 4173 не регламентируют действия работодателей по отношению к своим работникам в период действия режима повышенной готовности, а только закрепляют их обязанности в случае угрозы возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Однако, Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»4 возложил обязательства на органы исполнительной власти субъектов

1 URL: https://www.msal.ru/news/pravovye-problemy-obespecheniya-biologicheskoy-bezopasnosti-v-rossiyskoy-federatsii/?sphrasejd=145258 (дата обращения: 27.05.2020).

2 URL: https://izak.ru/institute/events/vii-zasedame-molodezhnogo-yuridicheskogo-kluba-lex-lata-lex-ferenda/ (дата обращения 27.05.2020).

3 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.04.2020).

4 СЗ РФ. 2020. № 14. Ст. 2028.

Российской Федерации, по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Данный подход законодателя, на наш взгляд, выглядит разумным, поскольку ситуация распространения новой коронавирусной инфекции как показала практика во всех регионах, протекает по-разному, это связано как с климатическими условиями, так и с возможностями материально-технического обеспечения медицинских организаций и другими факторами.

Одним из основных действий работодателей, направленных на сохранение жизни и здоровья своих работников, проявляются в оказании содействия по обеспечению работника условиям изоляции на дому (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»5).

Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать работодателем, в период действия режима повышенной готовности в городе Москве закреплены в указе Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»6.

Названный указ Мэра Москвы, закрепляет за работодателями следующие обязательства:

- обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой;

- оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому.

- обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший;

- не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа граждан, указанных в пунктах 9.2 и 9.3, абзаце первом пункта 10.1 настоящего указа, а также работников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции.

- перевести граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с пунктом 10.1 настоящего указа, с их согласия на дистанционный режим работы или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск.

Такие меры предосторожности были приняты на начальных этапах распространения новой коронавирусной инфекции и направленны в основном на то, чтобы работник оставался дома

5 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.03.2020)..

6 URL: https://www.mos.ru/upload/documents/ docs/69-YM(6).pdf (дата обращения: 08.06.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

на самоизоляции. В условиях отсутствия вакцин от указанной инфекции, перечисленные меры остаются разумными и позволяют сдерживать рост заболевших, тем самым давая медицинским службам возможность справляться с большим потоком поступающих больных.

В связи с улучшением эпидемиологической ситуации в городе Москве, как и в других регионах страны,1 проходят мероприятия, направленные на поэтапное снятие ограничительных мер.

Так, указом Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности»2 отменяются режимы электронных пропусков и самоизоляции, а также регламентированные сроки поэтапного возобновления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом возобновление деятельности происходит строго с соблюдением требований, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, установленными уполномоченными территориальными органами исполнительной власти на основании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.

Например, салоны красоты, косметические салоны, организации, индивидуальные предприниматели (оказывающие фотоуслуги), возобновляют свою деятельность с соблюдением требований, установленных Департаментом торговли и услуг города Москвы; медицинские организации для оказания стоматологических услуг (в полном объеме) возобновляют свою деятельность с соблюдением требований, установленных Департаментом здравоохранения города Москвы.

Указанные требования обязывают работодателя проводить дополнительные меры предосторожности, направленные на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции в условиях поэтапного снятия ограничительных мер, введенных в период действия режима повышенной готовности на территории города Москвы.

Рассмотрим дополнительные меры предосторожности, которые работодатели обязаны применять в целях охраны здоровья своих работни-

1 См.: указ Губернатора Красноярского края от 3 июня 2020 г. № 142-уг «Об отмене ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на части территории некоторых муниципальных образований Красноярского края» // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края http:// www.zakon.krskstate.ru (дата обращения: 03.06.2020).

2 URL: https://www.mos.ru/upload/documents/

docs/68-YM(4).pdf (дата обращения: 08.06.2020).

ков на примере работы предприятий оптовой и розничной торговли непродовольственными товарами, а также возобновления деятельности в сфере оказания услуг. Требования, предъявляемые к работодателям указных видов деятельности, утверждены распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы от 28 мая 2020 г. № 114 «Об утверждении требований, направленных на недопущение заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях торговли и услуг»3, к которым относятся следующее мероприятия:

1. Перед открытием предприятия провести генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму, при наличии механической приточно-вытяжной системы вентиляции, систем кондиционирования воздуха - проводить оценку эффективности их работы, промывки и дезинфекции (с последующим ежемесячным проведением работ по очистке и дезинфекции системы вентиляции и/или кондиционирования и обеспечением постоянного контроля за их работоспособностью с целью поддержания постоянных нормируемых показателей воздухообмена во время работы объекта).

2. Устанавливает запрет на вход в предприятие лиц без масок медицинских (одноразовых или многоразовых) и перчаток. Обеспечить контроль за ношением масок и перчаток посетителями на протяжении всего времени пребывания в предприятии.

3. Организовать ежедневно перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк); уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны (опрос, анкетирование и др.).

Проводить осмотр и опрос работников в течение дня на предмет наличия признаков респираторных инфекций с занесением результатов «входного фильтра» и ежедневных осмотров в «Журнале здоровья».

4. Организовать при входе места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе с установлением дозаторов; парфюмерно-косметической продукцией (жидкости, лосьоны, гели с аналогичным

3 URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 28.05.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

содержанием спиртов) или дезинфицирующими салфетками.

5. Провести разделение всех работников по участкам, отделам, рабочим сменам с целью минимизации контактов, а также исключить контакты между сменами.

6. Временно отстранить от работы лиц из групп риска (старше 65 лет, имеющих хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременных с обеспечением режима самоизоляции).

7. Обеспечить работников защитными медицинскими масками и перчатками (работников, задействованных в проведении уборки и дезинфекции, - средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения мероприятий текущей дезинфекции (респираторы, влагонепроницаемые перчатки, защитные очки).

8. Проведение ПЦР-исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-пСо^ в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников в течение каждых 15 календарных дней.

9. Организовать предварительные и периодические медицинских осмотры работников в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н.

10. Назначить ответственного за осуществление контроля выполнения указанных мероприятий, контроля эффективности проведенных мероприятий и за передачу информации в Управление Роспотребнадзора по городу Москве.

11. Обеспечить проведение обучения и инструктажа работников по вопросам предупреждения и распространения новой коронавирусной инфекции.

12. Ограничить контакты между работниками и между посетителями путем организации обслуживания с соблюдением принципов социального дистанцирования.

13. Обеспечить соблюдение принципов социального дистанцирования работников (в том числе путем нанесения разметки для соблюдения расстояния 1,5 метра).

14. Обеззараживать воздух в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облуча-телей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование.

Указанный перечень мероприятий не является исчерпывающим, из распоряжения Департамента торговли и услуг города Москвы мы выбрали основные мероприятия, направленные на сохра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

нение здоровья работников, чтобы продемонстрировать читателям как работодатель частично реа-лизовывает конституционные гарантии работников на охрану здоровья, в условиях пандемии.

Ситуация мирового масштаба заставила всю отрасль здравоохранения бороться с инфекцией в напряженном режиме, в условиях отсутствия вакцин. При этом многие граждане страны не восприняли данную эпидемию всерьез, в результате чего произошел высокий рост заболеваемости среди населения.

Однако, дабы призвать граждан к соблюдению основных мер предосторожности в условиях молниеносного распространения инфекции, законодатель вынужден вводить дополнительные и увеличивать действующие санкции не только для граждан [3], но и для работодателей (организаций и индивидуальных предпринимателей).

Вопросы ответственности работодателя за соблюдение норм трудового права, а также выполнение дополнительных обязательств, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции рассматривались многими авторами [1, 2].

Поэтому, предлагается остановиться на ответственности работодателя за несоблюдение дополнительных мер предосторожности, направленных на сохранение здоровья среди своих работников в условиях пандемии.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране, а также халатное поведение многих граждан, заставили государство принять новые меры наказания, а также увеличить действующие штрафы. В связи с этим, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП) и Уголовный кодекс Российской Федерации2 (далее - УК) подверглись изменениям в сторону увеличения штрафов и введению в действие новых составов правонарушений/преступлений3.

Принятые поправки позволят повысить ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований административного и уголовного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также невыпол-

1 Российская газета. № 256. 2001.

2 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 См.: Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 72. 2020; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 72. 2020.

нение правил поведения при введении режима повышенной готовности1.

Рассмотрим ряд статей КоАП, по которым работодателя могут привлечь к административной ответственности в сложившейся обстановке в стране.

По статьям 5.39 и 8.5 КоАП работодателя к административной ответственности могут привлечь в случае отказа в предоставлении информации о заболевших работниках по запросу Роспотребнадзора с максимальным штрафом до 80 тыс. руб.2.

Также работодателя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП за невыполнение Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации3, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП с наложение административного штрафа от 30 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

Так, например, в городе Москве, к административной ответственности по указанной статье могут привлечь работодателя за нарушение подпунктов 3.2.1, 3.2.2 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

По ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП работодателя могут привлечь за тоже деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, повлекшие причинение вреда здоровью человека, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП с максимальным штрафом в размере до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К уголовной ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, работодателя могут привлечь по ст. 236 УК. До недавнего времени, как выражаются юристы, некогда фактически «мертвый», крайне редко встречающийся состав преступления, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

1 URL: http://government.ru/news/39298/ (дата обращения: 30.03.2020).

2 URL:https://www.1jur.ru/?btx=1580335&utm_ medium=refer&utm_source=www.law.ru&utm_ term=22715&utm_content=art&utm_campaign=red_ block_content_link#/document /184/54449/bssPhr13/ (дата обращения от 24 марта 2020 г.).

3 См.: постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»

(COVID-19) может стать достаточно распространенным явлением4.

Названая статья предусматривает три состав преступления, характеризующих общественно опасное деяние:

- ч. 1 нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, - наказывается штрафом до 700 тыс. руб., либо лишением свободы до двух лет;

- ч. 2 Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается штрафом до 2 млн. руб., либо лишением свободы до четырех лет;

- ч. 3 нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы до семи лет.

Правоприменительная практика показала, что некогда фактически «мертвый» состав преступления, начал в основном распространяться на граждан, нарушивших режим карантина (самоизоляции).

Так на пример, первое уголовное дело за нарушение требований карантина в условиях пандемии коронавируса было в конце марта возбуждено в Крыму в отношении мужчины, не соблюдавшего режим самоизоляции и заразившего другого человека5.

Однако на практике, встречаются случаи возбуждения уголовного дела в отношении лица не выполнившего предписания Роспотребнадзора

0 принятии мер по предотвращению распространения COVID-19 на территории общежития, в результате чего 14 апреля следователи Ленинградской области возбудили уголовное дело по ч.

1 ст. 236 УК по факту заражения коронавирусом иностранцев в общежитии во Всеволожском районе6.

Обобщая вышеизложенное стоит отметить, что государство вынуждено было в сложившихся санитарно-эпидемиологических условиях возложить на работодателей дополнительные обязательства, направленные на предотвращение распространения среди работников, а также потребителей товаров, работ и услуг новой коронавирусной инфекции.

В условиях быстрого распространения вируса по всему миру данное решение, принятое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 URL: https://ria.ru/20200416/1570131328.html (дата обращения: 17.04.2020)

5 URL: https://ria.ru/20200416/1570131328.html (дата обращения: 17.04.2020).

6 URL: https://ria.ru/20200416/1570131328.html (дата обращения: 17.04.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

государством, по перекладыванию части своих обязательств, выраженных в конституционных нормах-гарантиях охраны здоровья граждан, на работодателя, является справедливым, поскольку пандемия — это опасная ситуация, в которой основные силы любого государства направлены в первую очередь на оказание населению медицинской помощи с целью скорейшего выздоровления заразившихся пациентов.

Список литературы:

[1] Архипова К. Правила перевода // Расчет. 2020. № 3. С. 24-25.

[2] Суховская М.Г. Измерение температуры персоналу и клиентам из-за коронавируса // Главная книга. 2020. № 8. С. 36-37.

[3] Ярош А.В. Права, обязанности и ответственность граждан в условиях распространения Covid-19 // // Сборник научных трудов ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» № 3. 2020. С. 39-45.

Spisok literatury:

[1] Arhipova K. Pravila perevoda // Raschet. 2020. № 3. S. 24-25.

[2] Suhovskaya M.G. Izmerenie temperatury personalu i klientam iz-za koronavirusa // Glavnaya kniga. 2020. № 8. S. 36-37.

[3] Yarosh A.V. Prava, obyazannosti i otvetstvennost' grazhdan v usloviyah rasprostraneniya Covid-19 // Sbornik nauchnyh trudov GBU «NIIOZMM DZM» № 3. 2020. S. 39-45.

V.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books. ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.