УДК: 342
ББК: 67
Сыропятова С.Б., Алланина Л.М.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Syropyatova S.B., Allanina L.M. LEGAL REGULATION OF NATIONAL SECURITY AND LIFE IN THE PANDEMIC
Ключевые слова: национальная безопасность, пандемия, Всемирная организация здравоохранения, надзор, проверки исполнения требований, правовые акты.
Keywords: national security, pandemic, World Health Organization, surveillance, compliance checks, legal acts, national security, pandemic, World Health Organization, surveillance, compliance checks, legal acts.
Аннотация: статья раскрывает вопросы регулирования нормами права основных ограничений, вызванных распространением нового коронавируса в мире в целом и на территории Российской Федерации. Принятие новых правовых актов рассматривается как деятельность государства по обеспечению безопасности нации. Изложены правовые акты в хронологическом порядке, а также проведен анализ их содержания и применения органами власти в своей деятельности.
Перечислены ограничительные меры, касающиеся граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства Рассмотрены вопросы разрешения трудовых и гражданско-правовых споров в условиях возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Обозначены изменения образовательного процесса в высших учебных заведениях, учреждениях среднего профессионального образования. Уделено внимание проектам нормативно-правовых актов, которые в случае объявления чрезвычайной ситуации установят ограничения экономического характера для производителей лекарственных средств.
Abstract: the article reveals the issues of regulation by the rule of law of the main restrictions caused by the population, caused by the spread of the new coronavirus in the world as a whole and on the territory of the Russian Federation. The adoption of new legal acts is considered as the state's activity to ensure the security of the nation. The legal acts are stated in chronological order, and an analysis of their content and application by the authorities in their activities is carried out.
The restrictive measures regarding citizens of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons are listed. Issues of resolving labor and civil law disputes in the event of force majeure circumstances are considered. The changes in the educational process in higher educational institutions, institutions of secondary vocational education are indicated. Attention is paid to draft regulatory acts that, in the event of an emergency, will establish economic restrictions for pharmaceutical manufacturers
Пандемия - это быстрое распространение нового опасного заболевания в мировых масштабах, которое несет угрозу жизни и здоровья населения. Отличается пандемия от сезонного гриппа, попадающего под категорию эпидемии, степенью тяжести последствий и скоростью распространения.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения признала, что параметры распространения нового коронавиру-са и его последствия достигли стадии пан-
демии1. Данная ситуация повлекла за собой ряд последовательных действий ограничительного характера отдельных государств, в том числе и Российской Федерации.
Само по себе объявление Всемирной организацией здравоохранения о пандемии не несет юридических последствий, по-
1 Информация с сайта Всемирной организации здравоохранения https://www.who.int/ru/dg/speeches/ detail/ who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19--11 -march-2020
скольку, согласно российской теории права, нормативно-правовые акты должны быть приняты в установленном законом порядке, принять письменную форму и быть опубликованы на официальных носителях информации. В данном случае, речь идет об объявлении в средствах массовой информации.
С другой стороны, задача любого государства - обеспечивать безопасность нации, в том числе и оперативно реагировать на любую информацию, которая содержит сведения об угрозе национальной безопасности. Таким образом, объявление Всемирной организацией здравоохранения о пандемии явилось основанием для принятия ряда правовых актов в Российской Федерации, ограничивающих права и свободы граждан с целью недопущения распространения нового коронавируса.
Обобщим изменения законодательства РФ, вызванные распространением нового коронавируса. В первую очередь проведем анализ нормативно-правовых актов в хронологическом порядке (по сроку их принятия и вступления в законную силу).
Так, одним и первых источников права Российской Федерации, регулирующих организацию жизнедеятельности в условиях распространения коронавируса, можно считать временные рекомендации Минздрава по профилактике, диагностике и лечению нового коронавируса1. Данный документ предназначен для служебного пользования врачей лечебно-профилактических учреждений инфекционного профиля и реаниматологов отделений интенсивной терапии инфекционного стационара.
Далее, 31 января 2020 года Постановлением Правительства коронавирусная инфекция 2019-nCoV внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, присвоив код болезни по МКБ-10 - В34.22. Юридические последствия внесения данных поправок - обеспе-
1 ШL:htфs://ww.rosmmzdw.ш/news/2020Л)1/30Л3236-vremгnnye-metodchгsЫe-rekomгndatsц-po-proíilaktike-diagnostike 4- lecheniyu-novoy-koronavirusnoy-infektsii-2019-
ПООУ
2 Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» http://www.pravo.gov.ru, 03.02.2020, «Собрание законодательства РФ», 10.02.2020, N 6, ст. 674.
чение диспансерного наблюдения за лицами с симптомами данного заболевания, а также дополнительные меры в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3.
11 февраля 2020 года ВОЗ присвоила новой коронавирусной инфекции официальное название - СОУГО-19. Еще раз отметим, что основная роль Всемирной организации здравоохранения заключается в координационных мерах, а также оказания содействия, проведение оценки рисков и мониторинга ситуации в области здравоохранения.
Далее необходимо отметить, что в связи с нарастающей всеобщей взволнованностью по поводу распространения новой инфекции, в феврале - марте текущего года отдельные коммерческие структуры с целью извлечения прибыли стали вводить население страны в заблуждение. Так, на сайтах ряда медицинских организаций была размещена информация о выявлении коро-навирусса с помощью рентгена легких, МРТ, а также лечении дорогостоящими препаратами. Управление Федеральной антимонопольной службы усмотрело в данных действиях нарушение ст. ст. 14.2 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» и 14.8 «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции ФЗ «О защите конкуренции»4. Вышеуказанным организацям было вынесено предупреждение с требованием прекращения распространения недостоверной информации о диагностике и лечении корона-вируса любыми способами и сроком устранения нарушений - 10 дней под угрозой административного наказания.
3 марта 2020 года главный санитарный Врач РФ выносит Постановление, в котором утверждает перечень дополнительных мер по минимизации рисков завоза и распро-
3 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2019.
4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О защите конкуренции» публикован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.03.2020.
странения новой коронавирусной инфекции1. В целях реализации данных мер медицинским организациям указано на ведение приема пациентов с признаками ОРВИ через отдельные фильтр-боксы, а также определен приоритетный порядок оказания медицинской помощи на дому лицам, старше 60 лет с вышеуказанными симптомами заболевания. Возникли также определенные юридические последствия для лиц, вернувшихся из стран с зарегистрированными случаями COVID-19 - при обнаружении признаков респираторной инфекции лист нетрудоспособности выдается на дому.
Как уже отмечалось выше, 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения охарактеризует распространение COVГО-19 как пандемию. Правительство РФ определяет очередные задачи по борьбе с пандемией, вызванной COVID-19. Среди основных задач - оплата в особом порядке больничных листов, стимулирующие выплаты сотрудникам медучреждений, рассмотрение вопроса о возможности розничной онлайн-торговли безрецептурными лекарствами и их доставке.
Вышеприведенные задачи, определенные Правительством РФ на оперативном совещании, были обличены в правовые акты в виде Распоряжений Правительства, а именно:
- Распоряжение от 18 марта 2020 года №648-р - на предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коро-навирусной инфекцией2;
1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ)» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2020 N 57643) http://www.pravo.gov.ru, 03.03.2020.
2 Распоряжение от 18 марта 2020 года №648-р - на предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам,
- Указ Президента Российской Федерации «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского при-менения»3, в соответствии с которым заниматься онлайн-торговлей вправе аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность и разрешение Росздравнадзора.
С 10 марта 2020 года для лиц, проживающих в г. Москве (с 13 марта - в Московской области) и вернувшихся из стран с зафиксированными случаями заболевания новым коронавирусом, приняты меры ограничения свободы передвижения. Для обеспечительного характера данных мер лиц, пересекавших границу РФ и граждан, проживающих с ними, применили категорию «ка-рантийные меры». Сам термин «карантин» предполагает введение ограничительных мероприятий и особого режима хозяйственной или иной деятельности4. Так, с 14 марта граждане, которые проживают с лицами, находящимися на карантине, тоже обязаны обеспечить самоизоляцию на дому. Она должна продлиться 14 дней со дня возвращения совместно проживающих лиц из стран с неблагополучной ситуацией по ко-ронавирусу.
Кроме того, с 14 марта работодателям запрещено допускать на рабочее место и (или) на территорию организации сотрудников, которые:
- не соблюли самоизоляцию после возвращения из указанных стран;
- обязаны обеспечить самоизоляцию согласно постановлениям санитарных врачей.
По рекомендации Роспотребнадзора аналогичные карантинные ограничения были введены и в других субъектах федерации.
оказывающим медицинскую помощь гражданам, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией http://government.ru/docs/39202/
3 Указ Президента РФ от 17.03.2020 N 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения».
4 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2019).
Что касается трудовых отношений, возникает вопрос о правоприменимости работодателями технических средств, которые снимают информацию, содержащую персональные данные работника. Прежде всего речь идет о тепловизорах, устанавливаемых для измерения температуры тела работников и посетителей организации. С одной стороны, температура тела - это информация о состоянии здоровья и, соответственно, относится к специальной категории персональных данных. В соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций.
С другой - меры по выявлению заболевания связаны с определением возможности выполнения трудовых функций, согласия работника на измерение температуры не требуется1.
Немаловажный вопрос - исполнение обязательств договоров гражданско-правового характера в период пандемии. Распространение инфекции, конечно, признают обстоятельством непреодолимой силы. Это означает, что в данных условиях возникает ситуация, при которой исполнения обязательств невозможно. Юридическими последствиями являются освобождение от ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Сложившаяся ситуация обладает двумя основными признаками обстоятельств непреодолимой силы - чрезвычайность и непредотвратимость. Следовательно, должники, нарушившие обязательства, не несут ответственность за неисполнение (не нужно возмещать убытки, платить неустойку). Однако подтверждение данных обстоятельств, причинно-следственную связь событий и последствий (бремя доказывания) лежит на должнике. Как правило, в таких случаях прекращаются обязательства, заказчики не могут требовать возмещения убытков, однако часть неосвоенных
1 Разъяснения Роскомнадзора «Особенности использования тепловизоров работодателями - операторами персональных данных - с целью предотвращения распространения коронавируса» публикация на сайте https://rkn.gov.ru по состоянию на 10.03.2020.
денег возвращается.
В образовательной сфере также произошли глобальные изменения. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» с 17 марта 2020 года вводится специальный режим в образовательных организациях - дистанционная форма обучения2. На основании данного нормативно-правового акта, Минобрнауки РФ, а впоследствии и региональные власти субъектов РФ, потребовали ограничить проведение массовых мероприятий, высшие и средне-специальные учебные заведения, по возможности, перевести на дистанционную форму обучения до 12 апреля 2020 года. Приказ Мино-брнауки России от 14.03.2020 N 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой корона-вирусной инфекции на территории Российской Федерации» вузам предписывает, а остальным рекомендует организовать работу обучающихся с педагогами исключительно дистанционно - в электронной информационно-образовательной среде3. Эти меры направлены на то, чтобы предупредить завоз и распространение коронавирус-ной инфекции. На практике для некоторых организаций, например поставляющих продукты питания столовым вузов, это может означать отказ покупателей от поставок. А киоскам и магазинам, расположенным вблизи образовательных организаций или внутри зданий вузов, следует быть готовыми к существенному снижению спроса.
2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения С0УГО-2019» (Зарегистрирован 16.03.2020 № 57744).
3 Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 N 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирус-ной инфекции на территории Российской Федерации».
Что касается оплаты труда профессорско-преподавательскому состава, Трудовой кодекс позволяет организовывать работу на дому, если производственные условия позволяют. То есть, если у сотрудника есть необходимые ресурсы для того, чтобы выполнять свою работу из дома или предприятие может его такими ресурсами обеспечить.
Чтобы перевести сотрудников на работу на дому, работодатель должен:
1. Определить списки работников, переводимых на удаленную работу на дому, и порядок организации работы. Порядок организации работы подразумевает под собой график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, возможность использования ресурсов организации на дому.
2. Издать приказ о временном (на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) переводе сотрудников на удаленную работу на дому и ознакомить с ним работников. Перевод на удаленную работу должен проходить с учетом производственных возможностей, т.е. важно убедиться, что у вашего сотрудника есть ресурсы для выполнения этой работы или вы можете ему предоставить необходимую технику/материалы.
Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р Россия закрывает границу для иностранных граждан и лиц без гражданства, ограничение вводит до 30 апреля 2020 года1. Остался разрешенным въезд в страну для лиц, постоянно проживающих на территории РФ, членов официальных делегаций и следующих транзитом через воздушные пункты пропуска.
19 марта 2020 года Министерство здравоохранения Российской Федерации издает Приказ «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», данный временный порядок вступает в силу
1 Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
30 марта 2020 года. Срок действия ограничен 1 января 2021 года. В этот период рассмотренные выше временные рекомендации Минздрава по профилактике, диагностике и лечению нового коронавируса в части общих вопросов буду носить второстепенный характер. Данный Приказ предусматривает создание специальных федеральных и региональных дистанционных консультативных центров, где можно будет получить информационную поддержку по вопросам диагностики и лечения COVГО-19, а также раскрывает алгоритмы действий медицинских работников при оказании медицинской помощи, от выполнения которых напрямую зависит жизнь пациента и ответственность медицинского работника за здоровье граждан.
21 марта 2020 года приостановлено проведение диспансеризации, которая носит профилактический характер здоровья взрослого населения2. Сроки приостановления не определены, в Распоряжении Правительства РФ отмечено «до особого распоряжения».
С 19 марта по 10 апреля 2020 года ограничивается деятельность всех судов судебной системы РФ. Такое решение приняли Верховный суд и Совет судей3. Рассматриваться будут только дела, носящие безотлагательный характер, а также дела упрощенного и приказного производства. Документы в суд следует направлять почтой или через интернет
25 марта 2002 года Президент Российской Федерации издает Указ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». В соответствии с данным указом, с 30 марта по 30 апреля 2020 года на всей территории Российской Федерации установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы. Данная формулировка вызывает споры, поскольку Трудовой кодекс
2 Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2020 N 710-р «О приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.06.2019 N 1391-р» Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 23.03.2020.
3 Постановление Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 N 808 (http://vsrf.ru/ press_center/news/28815/).
РФ определяет категории «рабочие», «праздничные» и «выходные» дни. Сложности могут возникнуть как у кадровых работников при заполнении табеля учета рабочего времени, так и при начислении заработной платы бухгалтериями. Необходимо отметить, что данный указ не распространяется на организации, обеспечивающие неотложные работы, а также непрерывно действующие организации. Если в последнем случае меньше вопросов - определяется возможность (невозможность) приостановки деятельности, то критерий определения «неотложности» не урегулирован. Несомненно, к ним можно отнести учреждения здравоохранения, пожарные службы, правоохранительные органы, то есть бюджетные организации. Что касается негосударственных коммерческих учреждений - аптеки, коммунальные службы - степень «неотложности» у них сложно определима (за исключением дежурных). Также вопрос стоит по дошкольным детским учреждениям. Здесь предприятиям и организациям необходимо идти по практике предоставления выходных в длительные праздничные периоды, используя собственный накопленный опыт.
В настоящее время ведется подготовка проекта нормативно-правовых актов, которые в случае объявления чрезвычайной ситуации установят предельные отпускные цены производителей на лекарства, а также в отношении оптовых надбавок и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на эти лекарства. Еще раз отметим, что ограничение цен возможно только в период эпидемии или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, обобщая вышесказанное, видим, что в период с февраля по март 2020 года в Российской Федерации было издано множество нормативно-правовых актов как меры реагирования на ситуацию, сложившуюся в мире. Данную ситуацию признали пандемией, что несет ряд юридических решений политического и экономического характера.
Необходимо разграничить отличия понятийного аппарата «пандемия», «эпидемия», «карантин». Термин «пандемия» означает широкое географическое распространение и не имеет отношения к степени
тяжести заболевания. По своей сути, пандемия - вышедшая из-под географического контроля эпидемия, когда люди заражаются без очевидных причин. Российским законодательством данный термин не урегулирован, в отличие от категории «эпидемия». Эпидемия - массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости1.
Карантин, в отличие от двух вышеуказанных категорий, - это не состояние, а комплекс специальных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов заразных болезней.
Чрезвычайное положение - крайняя мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. К обстоятельствам введения чрезвычайного положения относят, в том числе, и эпидемии, повлекшие (или могут повлечь) человеческие жертвы или ущерб здоровью и окружающей среде. Это крайняя мера, ограничивающая свободу передвижения граждан по территории страны, усиливающая ответственность за правонарушения и преступления.
Нормативно-правовая база, созданная в Российской Федерации с целью обеспечения национальной безопасности, включает меры как ограничительного характера, так и управомочивающие отдельные службы при выполнении ими служебных обязанностей
Подводя итог, перейдем к разграничению вышерассмотренных правовых актов по характеру относимости к группе лиц, ограничению их прав и возложению обязанностей (таблица 1).
1 "ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 N 16).
Таблица 1 - Анализ ограничительно-правовых мер государства в условиях пандемии
Субъект права Правовые акты, ограничивающие права и возлагающие обязанности Основные положения документа
Граждане РФ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 и от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» Граждане, прибывающие из иностранных государств, обязаны выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации Им запрещается покидать место своего проживания, посещать учебу, работу и приглашать к себе гостей
Иностранные граждане и лица без гражданства Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» Запрет на въезд на территорию РФ до 30.04.2020
Работники здравоохранения Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2020 N 57643) http://www. pravo.gov.ru, 03.03.2020 Ведение приема пациентов с признакам ОРВИ через отдельные фильтр-боксы, а также определен приоритетный порядок оказания медицинской помощи на дому лицам, старше 60 лет с вышеуказанными симптомами заболевания
Приказ Минздрава «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» Вступает в силу 30 марта 2020 года. Раскрывает алгоритмы действий медицинских работников при оказании медицинской помощи
Лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребна-дзор) ФЗ от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Имеют право давать гражданам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки.
Главные государственные санитарные врачи ФЗ от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или изоляции больных
Продолжение таблицы 1
Сотрудники органов внутренних дел ФЗ от 07.02. 20011 №3 «О полиции», ФЗ от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Обязанность оказания содействия органам здравоохранения в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации
Образовательные учреждения высшего образования и среднего профессионального образования Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 N 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой корона-вирусной инфекции на территории Российской Федерации» Предписание - организовать работу обучающихся с педагогами исключительно дистанционно - в электронной информационно-образовательной среде, обязанность продолжения учебно-образовательной деятельности
Судьи Постановление Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 N 808 (http://vsrf.ru/ press_center/news/28815/) Рассматривать дела, носящие безотлагательный характер, а также дела упрощенного и приказного производства. Документы в суд следует направлять почтой или через интернет
За несоблюдение вышеуказанных требований законодательством предусмотрены следующие виды ответственности.
Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частью 1 статьи 236 Уголовного кодекса РФ предусмотрена следующая ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей:
штраф в размере до 80000 рублей или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до одного года.
Частью 2 ст. 236 Уголовного кодекса РФ - то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена ответственность в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительных работ или лишения свободы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». - URL: http://www. pravo.gov.ru, 03.02.2020 // Собрание законодательства РФ. - 10.02.2020. - N 6. - Ст. 674.
4. Информация с сайта Всемирной организации здравоохранения. - URL: https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-
briefing-on-covid-19--11 -march-2020.
5. - URL: https://www.rosminzdrav.ru/news/2020/01/30/13236-vremennye-metodicheskie-rekomendatsii-po-profilaktike-diagnostike-i-lecheniyu-novoy-koronavirusnoy-infektsii-2019-ncov
6. Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». - URL: http://www.pravo.gov.ru, 03.02.2020. // Собрание законодательства РФ. - 10.02.2020. - N 6. -Ст. 674.
7. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2019.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О защите конкуренции» публикован на официальном интернет-портале правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru - 01.03.2020.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронави-русной инфекции (2019-nCoV)» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2020 N 57643). -URL: http://www.pravo.gov.ru, 03.03.2020.
10. Распоряжение от 18 марта 2020 года №648-р - на предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. - URL: http://government.ru/docs/39202/.
11. Указ Президента РФ от 17.03.2020 N 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения».
12. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2019).
13. Разъяснения Роскомнадзора «Особенности использования тепловизоров работодателями - операторами персональных данных - с целью предотвращения распространения ко-ронавируса» публикация на сайте. - URL: https://rkn.gov.ru по состоянию на 10.03.2020.
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения C0VID-2019» (Зарегистрирован 16.03.2020 № 57744).
15. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 N 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
16. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
17. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2020 N 710-р «О приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.06.2019 N 1391 -р». Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2020.
18. Постановление Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 N 808 (http://vsrf.ru/press_center/news/28815/).
19. ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 N 16).