Научная статья на тему 'Трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)'

Трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
630
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЛАСТЬ ЭКОНОМИКИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФОРМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE REGULATION / SPHERE OF ECONOMICS / FORMS AND METHODS OF REGULATION / ADMINISTRATIVE FORMS / ECONOMIC FORMS / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME FOR ENSURING THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF THE POPULATION IN CONNECTION WITH THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Редкоус Владимир Михайлович

В статье показана трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которые применяются в рамках функционирования административно-правового режима обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.The article shows the transformation of forms and methods of state regulation in the field of economics in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), which are used as part of the administrative-legal regime for ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population in connection with the spread of a new coronavirus infection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Редкоус Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Административное право; административный процесс

УДК 342 ББК 67

ORCID: 0000-0002-2585-6388

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10099

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)

Владимир Михайлович РЕДКОУС, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор E-mail: rwmmos@rambler.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье показана трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), которые применяются в рамках функционирования административно-правового режима обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: государственное управление, государственное регулирование, область экономики, формы и методы регулирования, административные формы, экономические формы, административно-правовой режим обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Пандемия коронавируса, нешуточная борьба с которой развернулась как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах, обнажила целый ряд проблем современного отечественного государственного управления, поставила перед российским обществом и его политической элитой целый ряд вопросов, решение которых в обозримом будущем непременно скажется на развитии политико-правовой системы нашей страны.

Это касается и вопросов взаимоотношений федерального центра и регионов, передачи регионам полномочий в области борьбы с корона-вирусной инфекцией, контроля за их реализа-

Annotation. The article shows the transformation of forms and methods of state regulation in the field of economics in the context of the spread of a new Coronavirus infection (COVID-19), which are used as part of the administrative-legal regime for ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population in connection with the spread of a new coronavirus infection.

Keywords: public administration, state regulation, sphere of economics, forms and methods of regulation, administrative forms, economic forms, administrative and legal regime for ensuring the sanitary and epidemiolog-ical well-being of the population in connection with the spread of a new coronavirus infection.

цией; определения достаточности принимаемых организационных, правовых, экономических, идеологических, политических и иных мер по противодействию СОУГО-19; определения ответственности за принимаемые решения, в том числе и политической.

Актуальной является защита и поддержка субъектов экономической деятельности, которых затронуло распространение СОУГО-19, так как сложившаяся ситуация негативно сказалась на экономическом развитии страны в условиях действующего санкционного режима и резкого падения цен на энергоносители.

№ 2/2020

Отдельным блоком должны анализироваться вопросы, связанные с вводимыми отдельными ограничениями прав и свобод граждан в целях противодействия распространению COVID-19. Здесь в наибольшей степени сталкиваются принципы законности и целесообразности, и единственным критерием снятия возникающих противоречий являются положения ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»1.

Сложность и неординарность возникшей ситуации для всех сфер государственного управления потребовали мобилизации всех имеющихся ресурсов, использования всего арсенала форм и методов регулирования для борьбы с COVID-19, что было отмечено в работах

B.Н. Галузо, Л.Е. Пермякова, Н.И. Полянко и ряда других ученых2.

Эпидемия коронавируса негативным образом влияет на деловую и предпринимательскую активность, на динамику рынка труда. Нарушены многие хозяйственные, кооперационные и торговые связи, из-за необходимых ограничительных мер многие предприятия изменили график работы.

Наиболее остро ситуация сложилась для малого и среднего бизнеса, для организаций сферы услуг.

В этих условиях возрастает роль государственного регулирования экономической деятельности, а также роль правового обеспечения функционирования сферы экономики в особых, кризисных условиях развития.

Вопросы государственного регулирования экономических отношений занимают все большее место в проводимых научных исследованиях, которые в преобладающем большинстве носят междисциплинарный характер3.

Сфера экономики — основа функционирования государства, реализации прав и свобод граждан, предпосылка построения и развития современного гражданского общества4.

С этих позиций вопросы государственного регулирования в области экономики рассматривали в своих работах Е.Л. Васянина, A.M. Воронов, И.В. Глазунова, A.A. Гришковец, С.В. За-польский, Т.С. Земскова, С.М. Зубарев, М.Н. Кобзарь-Фролова, Л.Н. Сморчкова, А.И. Стахов,

C.О. Шохин и иные ученые5.

Для раскрытия поставленного вопроса теоретический и практический интерес представляют выводы, сделанные А.Ф. Ноздрачевым и Ю.А. Тихомировым.

Современные формы государственного регулирования экономических отношений выделил Ю.А. Тихомиров, отнеся к ним: общее нормативное регулирование экономики; программно-установочные способы регулирования экономики (целевые программы); легализующие средства регулирования экономики (лицензирование, сертификация, аккредитация); нормативно-количественные и качественные средства регулирования экономики (квоты, стандарты, цены); средства поддержания и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов (дотации, кредиты, льготы); контрольные и запретные способы регулирования экономики (учет, проверки, санкции)6.

В работах А.Ф. Ноздрачева раскрывается содержание методов регулирования экономики — прямого административно-правового регулирования экономики и косвенного (экономического).

К прямому административно-правовому регулированию экономики, по его мнению, относятся: монопольное государственное осуществление отдельных видов деятельности; государственное управление и централизованное регулирование хозяйственной деятельности казенных предприятий; управление объектами государственной собственности; государственный контроль за размещением и строительством предприятий; государственный земельный контроль; контроль за качеством продукции; контроль за воспроизводством рабочей силы; контроль за соблюдением трудового и социального законодательства; антимонопольный контроль; контроль над ценами; регистрационная деятельность; разрешительная уведомительная деятельность; лицензирование.

Косвенным (экономическим) административно-правовым регулированием являются: государственная информация и прогнозы; государственные программы; государственные заказы; государственные контракты; регулирование динамики цен и доходов; регулирование занятости и профессиональной подготовки; стимулирование производственных технологий; государственный протекционизм отдельных сфер экономической деятельности7.

Для определения того, какие конкретно формы и методы государственного регулирования в сфере экономики являются наиболее востребованными и как они реализуются в период

№ 2/2020

распространения новой коронавирусной инфекции, следует рассмотреть опыт административно-правового регулирования в указанный период времени.

Так, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от

1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ8 внес изменения и дополнения в ряд законодательных актов в области экономики.

Меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции определены в Указе Президента России от

2 апреля 2020 г. № 2399.

Исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в субъекте Российской Федерации могут предусматриваться ограничительные и иные мероприятия, особый порядок передвижения лиц и транспортных средств, являющиеся, по сути, разновидностями режимных мер.

Целый ряд мер по обеспечению устойчивого развития экономики разработан и утвержден Правительством России10. Определены конкретные меры поддержки пострадавших субъектов экономических отношений (организаций и индивидуальных предпринимателей). Утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции11. Установлены особенности применения ряда разрешительных режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также иные меры поддержки.

Все это подчеркивает особый характер правового регулирования, который во многом детерминирован характером возникших угроз безопасности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, угроз медицинской безопасности. Это позволяет рассматривать принимаемые меры в контексте выработанных теорией административного права характерных черт административно-правовых ре-жимов12.

Их сопоставление с мерами, направленными на борьбу с распространением СОУГО-19, позволяет сделать вывод о функционировании в Российской Федерации административно-правового режима обеспечения санитарно-эпи-

демиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Данный режим можно определить как нормативно закрепленный и организационно обеспеченный порядок регулирования поведения граждан и деятельности государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, направленный на четкую регламентацию общественных отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущение совершения правонарушений, могущих нанести ущерб безопасности граждан и иных субъектов, а также предусматривающий возможность применения комплекса ограничительных и иных мероприятий, специальных режимных мер, иных специальных форм и методов деятельности уполномоченных органов, характер которых обусловлен необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедея-тельности13.

Действие названного административно-правового режима распространяется и на сферу экономических отношений, экономической деятельности.

Формы и методы государственного регулирования применяются в рамках административно-правового воздействия на экономику. Сочетание методов прямого и непрямого воздействия на экономику, административных и экономических методов характеризует степень государственного воздействия на экономику в тот или иной период развития государства и общества.

В условиях распространения СОУГО-19 роль государственного регулирования экономики возросла, что позволило достичь относительного баланса общегосударственных и частных интересов, защитить интересы субъектов экономической деятельности, сгладить противоречия между работодателями и работниками, обеспечить правопорядок и безопасность.

И в условиях распространения СОУГО-19 государство должно продолжать выполнять в сфере экономики такие основные функции, как: обеспечение нормативно-правовой базы, способствующей беспрепятственному функционированию рыночного механизма; защита конкуренции, которая является основой рыночной экономики; перераспределение дохода в соци-

№ 2/2020

альных целях; корректировка использования ресурсов; стабилизация экономики (осуществление контроля за уровнем занятости, за инфляцией); стимулирование экономического роста и ряд других14.

Трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики сводится к установлению направленности их применения на обеспечение устойчивого развития экономики, экономической деятельности в условиях распространения СОУГО-19, когда названные формы и методы приобретают содержание, позволяющее им обеспечивать адекватное противодействие возникшим угрозам экономическому развитию страны, безопасности граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Проведенный анализ показывает, что основная роль по-прежнему принадлежит правовым формам государственного управления — нормативным правовым актам.

Не отменяя содержательную часть основных институтов правового регулирования экономики, эти акты скорректировали процессуальные аспекты их реализации, снизив вероятность наступления неблагоприятных последствий. Это является свидетельством оперативности и гибкости системы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющей исполнительно-распорядительную деятельность.

В условиях распространения СОУГО-19 усилилась роль убеждения как важнейшего метода государственного управления, что проявилось в оказываемом воздействии на сознание и волю всех участников экономических отношений добровольно и добросовестно соблюдать ограничения, вводимые на время противодействия новой коронавирусной инфекции. Невыполнение установленных требований, ограничений и запретов влечет применение мер административного принуждения, в том числе и административной ответственности. Возрастает значимость и экономических методов государственного регулирования экономики с целью снижения или частичной компенсации размера ущерба, понесенного субъектами экономической деятельности в создавшихся условиях.

В целом можно констатировать, что трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики позволила оперативно предотвратить массовое заболевание людей новым коронавирусом через их совместное участие в производственных и иных экономических, а также трудовых отношени-

ях; создать режим поддержки нуждающимся субъектам экономической деятельности; принять ряд мер по предотвращению прекращения трудовых отношений, а также мер, направленных на поддержку наименее защищенных слоев населения.

1 Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2 См.: Полянке Н.И., Галузо В.Н. О роли права в предупреждении пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации // Междунар. науч. журнал «Актуальные исследования». 2020. № 8. С. 8—14;

Пермяков Л.Е., Галузо В.Н. О деятельности судов общей юрисдикции города Москвы в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) // Междунар. науч. журнал «Актуальные исследования». 2020. № 9 (ч. II). С. 7—13; и др.

3 См.: Елисеев B.C.. Веленто И.И. Теория экономического права: теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2020. 416 с.;

Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления): Монография / А.М. Абакирова, М.А. Абдыраев, Г.А. Василевич [и др.]. Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019. 496 с.;

Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: Монография / Колл. авт. Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018. 306 с.; и др.

4 Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. Civil society of modern Russia: problems of implementation of constitutional rights and freedoms / / International journal of economics and business administration. 2019. Т. 7. № S1. С. 243—251.

5 См.: Воронов A.M. Контроль и надзор в системе мер обеспечения законности государственного администрирования в сфере экономики // Государственный контроль и надзор как способы обеспечения законности в сфере экономической деятельности: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Лазаревские чтения», посвящ. памяти Е.В. Шориной (25 октября 2018 г.) / Колл авт. Отв. ред. А.М. Воронов, И.В. Глазунова. М.: РУСАЙНС, 2019. С. 9—17;

Запольский C.B. О правовой природе контроля // Там же. С. 18—25;

Глазунова И.В. Таможенный контроль как инструмент обеспечения законности в сфере внешнеэкономической деятельности // Там же. С. 108—114; Гришковец A.A О возможности замены административного штрафа на предупреждение в ходе осуществления государственного контроля (надзора) // Там же. С. 125—136;

Кобзарь-Фролова М.Н. Правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации (в контексте вступления в законную силу ТК ЕАЭС) / / Там же. С. 156—166;

№ 2/2020

Сморчкова Л.Н. Об административной ответственности юридических лиц по результатам осуществления государственного контроля и надзора // Там же. С. 202—209;

Редкоус В.М. Правовая основа применения специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации // Там. же. С. 193—201; и др.

6 Тихомиров ЮЛ. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2000. № 5. С. 5.

7 Ноздрачев Л.Ф. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений // Институты административного права России. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. С. 94—99. С. 94.

8 СЗ РФ. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2028.

9 Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» // СЗ РФ. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2082.

10 Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» // http://www.pravo.gov.ru

11 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» / / http://www. pravo.gov.ru

12 См., напр.: Зиборов О.В. К вопросу о понятии и признаках административно-правовых режимов / / Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 271—273; Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим» // Журнал рос. права. 2017. № 2. С. 98—110;

Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12 (60). С. 92—95.

13 Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения содержится в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

14 Макконнелл K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М., 1995. С. 94.

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

№ 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.