DOI 10.24411/2073-0454-2020-10235 © Г.Х. Хадисов, М.-С.З. Ильясов, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Газиявдибир Хадисович Хадисов, начальник кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Магомет-Сали Зелимханович Ильясов, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент
Российский технологический университет (МИРЭА) (119454 г. Москва, проспект Вернадского, дом 78) E-mail: [email protected]
Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова
Аннотация. Рассматриваются теоретические основы правового обеспечения граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и соблюдения прав граждан в этих условиях. Авторы анализируют сложившуюся ситуацию с распространением новой короновирусной инфекции (2019-nCoV) и о мерах, предпринимаемых Российской Федерацией и различными государствами в целях обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: права и свободы граждан, право на свободу передвижения, режим повышенной готовности, самоизоляция, короновирусная инфекция.
ENSURING THE RIGHTS OF CITIZENS IN AN EMERGENCY
Gaziyavdibir Kh. Khadisov, Head of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Mohammed-Sali Z. Ilyasov, Associate Professor of the Department of State and Administrative law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Russian technological University (MIREA) (119454, Moscow, Vernadskogo Avenue, 78) E-mail: [email protected]
Reviewer: Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor D.N. Shurukhnova
Abstract. Discussed the theoretical foundations of legal support for citizens in emergency situations in the Russian Federation and the observance of citizens' rights in these conditions. The authors analyze the current situation with the spread of a new coronavirus infection (2019-nCoV) and the measures taken by the Russian Federation and various states to ensure national security
Keywords: the rights and freedoms of citizens, the right to freedom of movement, high alert, self-isolation, coronavirus infection.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Хадисов Г.Х., Ильясов М.-С.З. Обеспечение прав граждан при возникновении чрезвычайной ситуации. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):226-9.
В статье 2 Конституции Российской Федерации за- прав и свобод человека и гражданина - обязанность креплено, что «человек, его права и свободы являются государства» [1].
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита Ограничения прав граждан допускаются в ис-
УДК 342.951 ББК 67.401.031
ключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такие исключения предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» [2], Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [3], Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [4].
В соответствии с Указом Мэра г. Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» [5] на территории города Москвы введен режим повышенной готовности в целях предупреждения распространения в городе Москве новой корона-вирусной инфекции (2019-nCoV) (далее-коронавирус-ной инфекцией).
Согласно указанному документу, граждане, возвращающиеся с территорий, где зафиксированы случаи заражения новой коронавирусной инфекцией обязаны сообщать на горячую линию города Москвы о месте и датах своего пребывания на указанных территориях. Кроме того, граждане, прибывающие из Китайской Народной Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Республики Кореи, Итальянской Республики, Королевства Испании, Федеративной Республики Германии, а также других государств с неблагополучной ситуацией с распространением коронавирусной инфекции по перечню, утвержденному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, обязаны, обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест).
Самоизоляция в данном контексте предусматривает, что гражданин, вернувшийся в Москву из страны с неблагополучной коронавирусной инфекцией, обязан не только сам изолироваться от общества, но и члены его семьи, проживающие с ним, а также контактирующие с ним должны быть изолированы на дому на срок 14 дней с момента возвращения.
Мэр Москвы своим указом, обязывая граждан самоизолироваться, существенно ограничивает их в конституционных правах, если учитывать, что отсутствуют данные о том, что эти граждане заражены коронавирусной инфекцией, а также не введен режим чрезвычайного положения.
Необходимо отметить, что обязанность граждан, прибывающих из стран, где существуют вспышки коронавирусной инфекции, сообщать о том, что они прибыли оттуда, и обязанность обеспечить самоизо-
ляцию, является новеллой, так как такого раньше никогда не было.
В средствах массовой информации можно прочитать о применении санкций к лицам, не выполняющих требования самоизоляции. Так, к жителю Москвы Артему, находящемуся под карантином из-за того, что он вернулся из Милана на одном рейсе с Давидом Беро-вым, у которого в Москве первым диагностировали коронавирусную инфекцию, приехали полицейские и выписали протокол о невыполнении им законного предписания должностного лица, за что ему грозит штраф в 500 рублей [6]. Сотрудниками полиции зафиксировано большое количество подобных нарушений жителями Москвы.
Статья 6.3 КоАП РФ говорит о том, что за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 21. 12. 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации осуществляет меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия [7].
Принуждение граждан к самоизоляции и применение санкций за невыполнение этого требования, в соответствии с действующим законодательством, является нарушением их конституционного права на свободу передвижения. Ограничивать права и свободу граждан допустимо только в исключительных случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что многие страны и компании предпринимают превентивные карантинные меры по недопущению распространения коронавирус-ной инфекции.
Президент Монголии вернулся из Китая после однодневного визита и сел на карантин на две недели вместе со всей делегацией [8].
В Великобритании обсуждается вопрос о проведении матчей Премьер-Лиги без зрителей [9]. И таких
примеров множество.
С каждым днем эти меры расширяются и ужесточаются.
Режим повышенный готовности предполагает целый ряд мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции. В частности, предусматриваются ограничительные меры на массовые мероприятия, жителям рекомендовано воздержаться от поездок за границу, работодателям поручено не допускать появления на рабочем месте сотрудников с симптомами инфекционных заболеваний.
Образовательные учреждения переведены на дистанционный режим обучения. Самоизолироваться на 14 дней должны будут граждане, которые прибыли из государств с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Правительство Российской Федерации отменяет Петербургский экономический форум, который должен был состояться в июне текущего года. Закрывается граница практически со всеми странами. Режим повышенной готовности действует на всей территории Российской Федерации.
Коронавирусная инфекция также внесла коррективы в спортивные, культурные и другие мероприятия. В частности, УЕФА перенес Евро-2020 на лето 2021 года. Приостановлены розыгрыши Лиги чемпионов и Лиги Европы, прекращены матчи баскетбольной НБА, розыгрыши НХЛ и КХЛ. Закрылись многие музеи, библиотеки, культурные центры.
Компания Apple приняло решение, что 12 тысяч сотрудников, работающих в их центральном офисе, теперь будут работать удаленно в связи с распространением коронавирусной инфекцией [10]. Амазон и Гугл принимают такое же решение.
Все эти предпринимаемые меры свидетельствуют о серьезной озабоченности руководителей многих государств сложившейся ситуацией. Большинство государств идут на довольно жесткие меры, пытаясь изолировать лиц, не только заразившихся коронави-русной инфекцией, но и находившихся в непосредственном окружении таких лиц. В некоторых европейских странах вводятся ограничения для граждан по нахождению на улицах. За нарушение режима карантина применяют административные меры наказания [11], а в некоторых случаях привлекают и к уголовной ответственности.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанно-
го Федерального закона, наделяются полномочиями «при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» [12].
За нарушение санитарного законодательства главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют полномочия выносить мотивированные постановления о наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов, а также направлять в правоохранительные органы материалы о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Анализ изложенного материала свидетельствует о том, что для обеспечения безопасности граждан в случаях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации возникает необходимость ограничения прав граждан. В связи с этим предлагается внести в статью 4.1 пункт 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следующие дополнения:
• наделить главу субъекта Российской Федерации, на территории которого введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; возможностью ограничения прав граждан в свободе передвижения с изоляцией от общества;
• ввести дополнительную административную или уголовную ответственность к нарушителям указанного ограничения.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // СЗ РФ, 04.02.2002, № 5,
ст. 375.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.
4. Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020, с изм. от 29.03.2019) «О противодействии терроризму» // СЗ РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
5. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73611482/ (дата обращения: 12.03.2020).
6. https://novayagazeta.ru/ articles/2020/03/06/84207-epidemiya-straha (дата обращения: 12.03.2020).
7. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
8. https://www.interfax.ru/world/697046 (дата обращения: 07. 03. 2020).
9. https://rg.ru/2020/03/07/pravitelstvo-britanii-rassmotrit-vopros-ob-igrah-apl-bez-zritelej.html (дата обращения: 12.03.2020).
10. https://www.rbc.ru/business/09/03/2020/5e65bab3 9a794755293476cb (дата обращения: 12.03.2020).
11. Шурухнова Д.Н. Применение норм админи-стративно-деликтного права // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. С. 208-210.
12. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o
popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // SZ RF, 04.08.2014, N 31, st. 4398.
2. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 30.01.2002 № 1-FKZ (red. ot 01.07.2017) «O voennom polozhenii» // SZ RF, 04.02.2002, № 5, st. 375.
3. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 30.05.2001 № 3-FKZ (red. ot 03.07.2016) «O chrezvychainom polozhenii» // SZ RF, 04.06.2001, № 23, st. 2277.
4. Federal'nym zakonom ot 06.03.2006 № 35-FZ (red. ot 18.03.2020, s izm. ot 29.03.2019) «O protivodeistvii terrorizmu» // SZ RF, 13.03.2006, № 11, st. 1146.
5. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73611482/ (data obrashcheniya: 12.03.2020).
6. https://novayagazeta.ru/ articles/2020/03/06/84207-epidemiya-straha (data obrashcheniya: 12.03.2020).
7. Federal'nyi zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ (red. ot 03.07.2019) «O zashchite naseleniya i territorii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera». SZ RF, 26.12.1994, № 35, st. 3648.
8. https://www.interfax.ru/world/697046 (data obrashcheniya: 07.03.2020).
9. https://rg.ru/2020/03/07/pravitelstvo-britanii-rassmotrit-vopros-ob-igrah-apl-bez-zritelej.html (data obrashcheniya: 12.03.2020).
10. https://www.rbc.ru/business/09/03/2020/5e65bab 39a794755293476cb (data obrashcheniya: 12.03. 2020).
11. Shurukhnova D.N. Primenenie norm administrativno-deliktnogo prava // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 2. S. 208-210.
12. Federal'nyi zakon ot 30.03.1999 № 52-FZ (red. ot 26.07.2019) «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya» // SZ RF, 05.04.1999, № 14, st. 1650.