КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО;
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
УДК: 342.72
ББК: 67.400.3
Азархин А.В., Карев Д.А., Божко А.П.
К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ БАЛАНСА ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
AzarkhinA.V., KarevD.A., BozhkoA.P.
TO THE QUESTION OF ESTABLISHING THE BALANCE OF PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS IN THE CONDITIONS OF EMERGENCY SITUATION
Ключевые слова: публичные интересы, частные интересы, чрезвычайная ситуация, чрезвычайное положение, баланс интересов, терроризм, террористический акт.
Keywords: public interests, private interests, emergency, state of emergency, balance of interests, terrorism, terrorist act.
Аннотация: цель указанной статьи заключается в анализе возможности и необходимости соотношения публичного и частного интересов в чрезвычайной ситуации. Задачами в указанной статье явились исследование существа «баланса частных и публичных интересов», анализ многочисленных точек зрения в науке об определении данного термина, возможность установления указанного баланса в условиях чрезвычайного положения.
Кроме того, исследованы причины, препятствующие достижению баланса публичного и частного интересов в законодательстве Российской Федерации. Предлагаются пути решения многолетнего дискуссионного вопроса об указанном соотношении.
Ценность указанной статьи состоит в анализе института баланса публичного и частного интересов в чрезвычайной ситуации в законодательстве Российской Федерации. Предназначена для преподавателей, обучающихся по всем направлениям юридического профиля.
Abstract: the purpose of this article is to analyze the possibility and necessity of correlation of public and private interests in an emergency. The tasks in this article were to study the essence of the "balance of private and public interests ", to analyze numerous points of view in science about the definition of this term, and the possibility of establishing this balance in a state of emergency. In addition, the authors investigated the reasons that impede the achievement of a balance of public and private interests in the legislation of the Russian Federation. Ways are proposed for resolving the multi-year debatable issue of this relationship. The value of this article is to analyze the institution of the balance ofpublic and private interests in an emergency in the legislation of the Russian Federation. Designed for teachers studying in all areas of the legal profile.
Установление баланса между правами одного человека и общества является сложным процессом и требует учета многих факторов. Добиться соразмерности ограничения прав и свобод одного человека в пользу всего общества сложно, но необходимо. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации (далее - Кон-
ституция РФ)1 в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2009 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2020).
и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
14 июня 1995 года в г. Буденновск Ставропольского края вооруженные боевики захватили районную больницу, где в течение 5 суток удерживали две тысячи заложников. Ультиматум - прекращение боевых действий к Чечне, вывод федеральных войск или уничтожение всех заложников, находящихся в больнице. Выполнить задачу по освобождению заложников с минимальными потерями представлялось невозможным, поскольку спецназовцы не располагали достаточной информацией о численности и вооружении противника. В результате несколько часового боя спецназ получил команду прекратить операцию и отойти на свои позиции, в результате чего погибло более 30 заложников, 17 боевиков и три бойца группы «Альфа»1.
23 октября 2002 года произошел захват заложников из числа работников, зрителей и актерского состава мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра на Дубровке в Москве, продолжавшийся по 26 октября 2002 года. Целью террористической акции было воздействие на органы власти Российской Федерации по принятию решения о выводе войск с территории Чеченской Республики. Поскольку возникла вероятность того, что с началом штурма террористы произведут подрыв имеющихся у них взрывных устройств, было принято решение о применении нервно-паралитического газа, позволявшего почти мгновенно вывести из строя смертников. В результате операции были убиты все террористы, находящиеся в здании, из числа заложников, по официальным данным, погибли 130 человек (по утверждению общественной организации
«Норд-Ост», погибли 174 человека) .
В марте 2006 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», который дает право силам ПВО сбивать самолеты, захваченные террористами, а также топить военно-морскими силами в аналогичной ситуации морские и речные суда3.
Утром 1 сентября 2004 г. во время торжественной линейки, которая была посвящена началу учебного года, произошел захват заложников в школе № 1 г. Беслана Северной Осетии. Два с половиной дня террористы удерживали в заминированной школе более 1100 заложников, среди которых большую часть составляли дети. Первые взрывы произошли на третий день, после чего сотрудники Центрального специального назначения ФСБ предприняли штурм, во время которого шла хаотичная перестрелка. Убито 27 террористов. Однако, несмотря на то, что большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек, из которых 186 дети4.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина в России согласно Конституции РФ возможно в период чрезвычайного положения. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее -Закон «О чрезвычайном положении»)5 «чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Рос-
1 «Я думала, меня казнят»: что пережили заложники банды Басаева в Буденновске // URL: https://ria.ru/20171213/1510778218.htmT?in=t (дата обращения: 16.02.2020).
Теракт на Дубровке // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80 %D0%B0% D0%BA%D1%82_%D0%BD%D0%B0_% D0%94%D1%83%D0%B 1%D1%80%D0%BE%D0%B2% D0%BA%D0%B5 (дата обращения: 16.02.2020).
3 Госдума РФ разрешила сбивать самолеты с террористами // URL: https://lenta.ru/news/2006/02/26/ antiterr/ (дата обращения: 16.02.2020).
4 Террористический акт в Беслане // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80 % D1 %80%D0%BE%D 1%80%D0%B 8%D 1 %81 %D 1 % 82%D0%B8%D 1 %87%D0%B 5%D 1 %81 %D0%BA%D0 %B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D1%82_%D0%B2_ %D0%91 %D0%B5%D 1 %81 %D0%BB%D0%B0%D0%B D%D0%B5
5 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2020).
сийской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей». Согласно ст.3 Закона «О чрезвычайном положении» основаниями для введения чрезвычайного положения являются обстоятельства, представляющие собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Данные основания подразделяются на 2 группы: ЧС социального характера и ЧС природного, техногенного и экологического характера. К первой группе отнесены: попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ко второй группе отнесены: эпидемии и эпизоотии, которые возникли в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения мас-
штабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Кроме того, необходимо указать, что ЧП вводится Президентом РФ и о чем незамедлительно сообщается Совету Федерации РФ и Государственной Думе РФ. Утверждение (не утверждение) указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения относится к ведению Совета Федерации (ст. 102 Конституции РФ). Решение об утверждении данного указа принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ, оформляется постановлением Совета Федерации.
Очевидно, что в вышеописанных случаях, из которых явствует ограничение прав и свобод человека и гражданина, хоть и происходит в чрезвычайных ситуациях, однако с правовой точки зрения процедура введения ЧП не соблюдается. Вопрос о соотношении частных и публичных интересов при ограничении прав и свобод человека и гражданина является дискуссионным в доктрине.
Л.А. Шарина указывает, что «поскольку в публичном интересе заключается общее благо, обладание которым ценно для каждого индивида, ограничение прав и свобод личности вполне возможно, исходя из публичных интересов. В таком соотношении частного и публичного интереса заключается социальная справедливость1».
И.Д. Ягофарова указывает на то, что норма Конституции РФ, которая придает статус высшей ценности правам и свободам, уникальная для европейских конституций, которые в первую очередь закрепляют необходимость баланса между интересом человека, государства и общества. Принцип баланса - недопустимость ущемления прав одного человека в угоду другому при возможности ограничения прав одного ради реализации прав многих является основой правовой регулирования в государстве2.
Говоря об ограничении прав и свобод
1 Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. - 2005. № 4. С. 5.
2 Ягофарова И.Д. Императивный характер положений ст. 55 Конституции РФ при установлении ограничений прав и свобод человека и гражданина РФ // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2017. № 1. С. 64-72.
человека и гражданина при противодействии терроризму, С.В. Пчелинцев считает, что особенно важным является то, чтобы при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом не были «отодвинуты на второй план» или упущены вопросы, связанные с правовыми ограничениями прав и свобод граждан1.
A.А. Подмарев, рассуждая об ограничении прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в РФ, приходит к выводу о том, что указанные ограничения позволяют расширить полномочия государственных органов, являясь по своей сути одним из инструментов, который позволяет отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок2.
B.П. Дукарт считает, что существующий баланс между властными полномочиями и свободой человека по понятным основаниям нарушается в пользу государства, что связано с достижением цели - защиты основных, самых важных прав и свобод человека, поэтому должен иметь место быть подход, который выражен в улучшении государством условий для соблюдения и защиты прав своих граждан, закреплении гарантий свободы и соблюдения законности. Для достижения указанной цели необходимо во главу преобразований ставить человека, его интересы, права и свободы3.
Анализируя соотношение публичного и частного интереса, Н.Е. Тюрина указывает, что «охраняя интересы отдельных лиц, право охраняет интересы и всего общества, которое складывается из этих отдельных лиц» .
1 Пчелинцев С. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничении прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 36-45.
2 Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 96-100.
3 Дукарт В.П. Ограничение прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористической операции // URL: http://conf.omua.ru/content/ ogranichenie-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-pri-provedenii-kontrterroristicheskoy (дата обращения: 17.02.2020).
4 Тюрина Н.Е. Публичный интерес в праве меж-
дународной торговли. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. С. 32.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на обязанность федерального законодателя о соблюдении критерия возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Цели вводимых ограничений должны быть не только юридически, но и социально оправданными, ограничения - сопоставимыми с поставленными целями, отвечать требованиям справедливости. Публичные интересы могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод только в случае, если такие ограничения эквиваленты социально необходимому результату5.
Н.С. Никитенко считает, что сложность правоприменителя состоит в том, что цели ограничения прав и свобод человека, закрепленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, имеют политический, нежели правовой характер. Автор считает очевидным, что объединяющим фактором для всех целей, которые указаны в Конституции РФ, является права общества в целом, так и других субъектов. Таким образом, ключевым признает-
6
ся «интерес остальных» .
Л.А. Шарнина в своей научной работе указывает на то, что ограничение прав и свобод личности вполне возможно в целях защиты публичного интереса, поскольку в соотношении частного и публичного интересов заключается социальная справедливость. Тут же автор замечает, что противопоставление одного права другому, интересов одного лица другому недопустимо, поскольку в Конституции РФ все права позиционированы как равнозначные, ни одно из которых не обозначено в качестве приори-
7
тетного .
Рассматривая приведенные выше столь противоречивые ситуации, очевидно, необходимо учитывать интересы как обще-
5 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 11-П // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2020).
6 Никитенко Н.С. Ограничение прав и свобод человека: проблема оценочных категорий в европейской и российской практике // Вестник ВосточноСибирского института Министерства внутренних дел России. 2009. № 2. С. 21-31.
7 Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право, 2005, N 4.
ства, так и интересы каждого гражданина. Поскольку государство имеет своей целью защиту большинства членов общества, первое выбирает из двух зол меньше, как следствие - дисбаланс интересов, на сегодняшний день, происходит в пользу общества в целом. Законодательством детализированы ситуации, в которых возможно, допустимо и оправдано ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения
безопасности общества, однако механизм реализации имеющихся норм требует изменений. На наш взгляд, должен быть сформирован правовой механизм, в рамках которого главе исполнительной власти предоставлялись бы достаточные полномочия, чтобы осуществлять управление чрезвычайной ситуацией, и в то же время сведена к минимуму возможность злоупотребления ими в целях экспроприации власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2009 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2020).
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2020).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 31 января 2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2020).
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 11-П [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2020).
5. Адвокат разъяснил права бегущих из карантина россиян. - URL: https://www.mk.ru/social/2020/02/13/advokat-razyasnil-prava-begushhikh-iz-karantina-rossiyan.html (дата обращения: 16.02.2020).
6. Госдума РФ разрешила сбивать самолеты с террористами. - URL: https://lenta.ru/news/2006/02/26/antiterr / (дата обращения: 16.02.2020).
7. Дукарт, В.П. Ограничение прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористической операции. - URL: http://conf.omua.ru/content/ogranichenie-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-pri-provedenii-kontrterroristicheskoy (дата обращения: 17.02.2020).
8. Никитенко, Н.С. Ограничение прав и свобод человека: проблема оценочных категорий в европейской и российской практике // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2009. - № 2. - С. 21-31.
9. «Нет никакого короновируса»: сбежавшая с ребенком из больницы самарчанка рассказала, зачем сделала это. - URL: https://www.samara.kp.ru/daily/27089.5/4161519/ (дата обращения: 16.02.2020).
10. Петербурженка Алла Ильина пока отделалась от суда. - URL: https://www.mk.ru/social/2020/02/13/advokat-razyasnil-prava-begushhikh-iz-karantina-rossiyan.html (дата обращения: 16.02.2020).
11. Пчелинцев, С. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничении прав и свобод граждан // Журнал российского права. - 2006. - № 5. - С. 36-45.
12. Подмарев, А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2018. - Т. 18, вып. 1. - С. 96-100.
13. Российские власти во время пандемии имеют право изолировать любого гражданина в карантин. - URL: https://stolica-s.su/news/society/246074 (дата обращения: 16.02.2020).
14. Теракт на Дубровке. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1% 80%D0%B0%D0%BA%D1%82 %D0%BD%D0%B0 %D0%94%D 1 %83%D0%B 1%D 1%80%D
0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5 (дата обращения: 16.02.2020).
15. Тюрина, Н.Е. Публичный интерес в праве международной торговли. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. - С. 32.
16. Шарнина, Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 4. - С. 5.
17. Ягофарова, И.Д. Императивный характер положений ст. 55 Конституции РФ при установлении ограничений прав и свобод человека и гражданина РФ // Вестник Омского университета. Сер. Право. - 2017. - № 1. - С. 64-72.
18. «Я думала, меня казнят»: что пережили заложники банды Басаева в Буденновске. -URL: https://ria.ru/20171213/1510778218.html?in=t (дата обращения: 16.02.2020).