Научная статья на тему 'ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД В Российской Федерации'

ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД В Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
873
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
права и свободы / коронавирус / пандемия / ограничения прав и свобод / профилактика / законодательство / самоизоляция / rights and freedoms / coronavirus / pandemic / restrictions on rights and freedoms / prevention / legislation / self-isolation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиясат Магомедовна Габиева

В статье анализируются вопросы регулирования нормами права основных ограничений, вызванных распространением нового коронавируса на территории Российской Федерации. Перечислены ограничительные меры, касающиеся граждан Российской Федерации. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Limits of restriction of rights and freedoms in the Russian Federation

The article analyzes the issues of legal regulation of the main restrictions caused by the spread of a new coronavirus on the territory of the Russian Federation. Restrictive measures concerning Russian citizens are listed. Proposals for improving the legislation are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД В Российской Федерации»

УДК 342.7 ББК 67.400.7

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10363

пределы ограничения прав и свобод

W W _ _

в российской федерации

Сиясат Магомедовна ГАБИЕВА, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: vetadgu@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье анализируются вопросы регулирования нормами права основных ограничений, вызванных распространением нового коронавируса на территории Российской Федерации. Перечислены ограничительные меры, касающиеся граждан Российской Федерации. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: права и свободы, коронавирус, пандемия, ограничения прав и свобод, профилактика, законодательство, самоизоляция.

Annotation. The article analyzes the issues of legal regulation of the main restrictions caused by the spread of a new coronavirus on the territory of the Russian Federation. Restrictive measures concerning Russian citizens are listed. Proposals for improving the legislation are formulated.

Keywords: rights and freedoms, coronavirus, pandemic, restrictions on rights and freedoms, prevention, legislation, self-isolation.

Гогласно Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценное--^■■✓•Тью1. Они бывают абсолютными и относительными. Ограничение абсолютных прав человека (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, право на правосудие и др.) недопустимо. Относительные права (право свободного передвижения, право выбора места пребывания и др.) в необходимых случаях могут ограничиваться (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Так, в конце января 2020 г. Россия столкнулась с угрозой заражения населения коронави-русной инфекцией, от которой еще не разработана вакцина.

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения признала, что параметры распространения нового коронавируса и его последствия достигли стадии пандемии.

По мнению ученых, «эпидемия, переросшая в пандемию, не позволяет поддерживать надлежащий уровень защищенности страны и реализацию конституционных прав и свобод россий-

ских граждан»2. Эта ситуация повлекла за собой ряд последовательных действий ограничительного характера отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, что порождает разговоры о «нарушении конституционных прав и свобод граждан»3.

Однако для профилактики распространения коронавируса часть нефундаментальных прав граждан может ограничиваться в интересах безопасности окружающих согласно федеральному закону. В статье мы рассмотрим пределы ограничения прав и свобод граждан в России в связи с пандемией.

Прежде всего, отметим, что карантинные ограничения в Российской Федерации, в том числе меры ограничения свободы передвижения, были введены с 10 марта 2020 г. для лиц, проживающих в г. Москве и вернувшихся из стран с зафиксированными случаями заболевания новым коронавирусом. Для граждан, не подпадающих под карантин, установлен режим самоизоляции, включающий такие ограничительные меры, как запрет выхода из дома, кроме обра-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

щения за неотложной медицинской помощью, поездок на работу, покупок в ближайшем магазине или аптеке, выноса мусора, выгула домашних животных на расстоянии не более ста метров от места проживания.

Кроме того, работодателям запрещено допускать на рабочее место и на территорию организации сотрудников, не соблюдавших «самоизоляцию после возвращения из вышеуказанных стран... обязаны обеспечить самоизоляцию согласно постановлениям санитарных врачей»4. Аналогичные карантинные ограничения были введены и в других субъектах Федерации. Данный режим вводится и отменяется решениями органов государственной власти РФ или субъектов РФ.

Ограничительные меры, действующие в настоящее время, введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ5. Новые поправки были введены Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ6, которые обосновали ряд ограничений конституционных прав и свобод граждан, введенных в стране.

Отметим, что согласно новым поправкам Правительство РФ вправе: объявлять режим чрезвычайной ситуации на территории РФ и ее субъектов, устанавливать ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и т.д.

Из-за угрозы распространения коронавиру-са власти всех субъектов РФ приняли решение о введении режима повышенной готовности.

Так, согласно ст. 10 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 2 апреля 2020 г. № 417, утвердившее Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Ряд норм, регламентирующих возможность введения и отмены на территории РФ ограничительных мероприятий (карантина), предусмотрены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ7.

В частности, ст. 6 регламентирует введение и отмену на территории субъекта РФ карантина на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. К нарушителям установленного режима государство применяет меры административной и уголовной ответственности.

Как подчеркивают В.Ю. Гулакова и Н.С. Кас-торнов, «меры, принимаемые властями, не должны ограничивать права и свободы граждан, в том числе и право на свободу передвижения»8.

Однако в условиях режима повышенной готовности принимаются нормативные акты, устанавливающие ответственность за нарушение карантина, распространяющегося не только на лиц, представляющих опасность распространения вируса, но и на граждан, нарушающих режим самоизоляции, так как она является частью режима повышенной готовности.

Это касается Кодекса об административных правонарушениях, в который Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ была включена статья 20.6.1, предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее воз-никновения9.

Поправки внесены также в ст. 6.3 КоАП РФ и в ст. 15 КоАП РФ. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц, на лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предусмотрен также штраф за распространение в СМИ под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и т.д.

Однако, противодействуя нарушителям установленного режима, государство в большей мере ориентируется на методы устрашения потенциальных нарушителей «штрафами и сроками», нежели на методы убеждения, внушения, поощрения. Хотя эти методы не столь эффективны, они более перспективны, поскольку направлены на воспитание уважения к закону и государству, уважения к власти, а не на формирование страха перед ее представителями.

Как полагает С.А. Воронцов, с которым мы согласны, «меры усиления административной и уголовной ответственности за нарушение ограничений, установленных режимами самоизоляции и карантина, принятые в апреле этого года, едва ли остановят потенциальных нарушителей»10.

В заключение сделаем следующие выводы.

Созданная правовая база в сфере противодействия коронавирусу в целом соответствует уровню угрозы и международным стандартам, в том числе в сфере защиты прав и свобод человека. Прежде всего, это касается режима самоизоляции. Однако режим самоизоляции имеет определенные недостатки. Так, в нем отсутствует «прозрачность».

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

Как отмечают В.Ю. Гулаков и Н.С. Кастор-нов, «не совсем прозрачен режим, в котором пре бывает наша страна в нынешний период борьбы с пандемией»11.

Вызывает сомнение правовое основание ограничительных мер. Как представляется, меры, предпринимаемые властями, выходят за рамки режима повышенной готовности. В государстве в данных условиях отсутствуют должные правовые механизмы. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо совершенствование действующего законодательства.

В противодействии нарушителям режимов самоизоляции и карантина следует больше использовать не методы принуждения, штрафы и проч., а методы убеждения, внушения, сдерживания и поощрения, так как они направлены на воспитание уважения к закону и государству.

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Палюх А.И., Попов М.В., Сплендер В.А. Концептуальные аспекты деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в период сложной эпидемиологической обстановки в стране // Отходы и ресурсы. 2020. Т. 7. № 1. С. 19.

3 Воронцов С.А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 52.

4 Сыропятова С.Б., Алланина Л.М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 2 (95). С. 141.

5 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Федераль-

ный закон РФ от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

7 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8 Гулакова В.Ю., Касторнов Н.С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (7). С. 27.

9 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 01.04.2020 г. № 99-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

10 Воронцов С.А. Указ. соч. С. 52.

11 Гулакова В.Ю., Касторнов Н.С. Указ. соч. С. 28.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Воронцов С.А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 50-53.

3. Гулакова В.Ю., Касторнов Н. С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (7). С. 26-29.

4. Палюх А.И., Попов М.В., Сплендер В.А. Концептуальные аспекты деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в период сложной эпидемиологической обстановки в стране // Отходы и ресурсы. 2020. Т. 7. № 1. С. 19-24.

5. Сыропятова С.Б., Алланина Л.М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 2 (95). С. 139-147.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.