УДК 342.7 ББК 67.400.7
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10363
пределы ограничения прав и свобод
W W _ _
в российской федерации
Сиясат Магомедовна ГАБИЕВА, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье анализируются вопросы регулирования нормами права основных ограничений, вызванных распространением нового коронавируса на территории Российской Федерации. Перечислены ограничительные меры, касающиеся граждан Российской Федерации. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: права и свободы, коронавирус, пандемия, ограничения прав и свобод, профилактика, законодательство, самоизоляция.
Annotation. The article analyzes the issues of legal regulation of the main restrictions caused by the spread of a new coronavirus on the territory of the Russian Federation. Restrictive measures concerning Russian citizens are listed. Proposals for improving the legislation are formulated.
Keywords: rights and freedoms, coronavirus, pandemic, restrictions on rights and freedoms, prevention, legislation, self-isolation.
Гогласно Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценное--^■■✓•Тью1. Они бывают абсолютными и относительными. Ограничение абсолютных прав человека (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, право на правосудие и др.) недопустимо. Относительные права (право свободного передвижения, право выбора места пребывания и др.) в необходимых случаях могут ограничиваться (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Так, в конце января 2020 г. Россия столкнулась с угрозой заражения населения коронави-русной инфекцией, от которой еще не разработана вакцина.
11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения признала, что параметры распространения нового коронавируса и его последствия достигли стадии пандемии.
По мнению ученых, «эпидемия, переросшая в пандемию, не позволяет поддерживать надлежащий уровень защищенности страны и реализацию конституционных прав и свобод россий-
ских граждан»2. Эта ситуация повлекла за собой ряд последовательных действий ограничительного характера отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, что порождает разговоры о «нарушении конституционных прав и свобод граждан»3.
Однако для профилактики распространения коронавируса часть нефундаментальных прав граждан может ограничиваться в интересах безопасности окружающих согласно федеральному закону. В статье мы рассмотрим пределы ограничения прав и свобод граждан в России в связи с пандемией.
Прежде всего, отметим, что карантинные ограничения в Российской Федерации, в том числе меры ограничения свободы передвижения, были введены с 10 марта 2020 г. для лиц, проживающих в г. Москве и вернувшихся из стран с зафиксированными случаями заболевания новым коронавирусом. Для граждан, не подпадающих под карантин, установлен режим самоизоляции, включающий такие ограничительные меры, как запрет выхода из дома, кроме обра-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
щения за неотложной медицинской помощью, поездок на работу, покупок в ближайшем магазине или аптеке, выноса мусора, выгула домашних животных на расстоянии не более ста метров от места проживания.
Кроме того, работодателям запрещено допускать на рабочее место и на территорию организации сотрудников, не соблюдавших «самоизоляцию после возвращения из вышеуказанных стран... обязаны обеспечить самоизоляцию согласно постановлениям санитарных врачей»4. Аналогичные карантинные ограничения были введены и в других субъектах Федерации. Данный режим вводится и отменяется решениями органов государственной власти РФ или субъектов РФ.
Ограничительные меры, действующие в настоящее время, введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ5. Новые поправки были введены Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ6, которые обосновали ряд ограничений конституционных прав и свобод граждан, введенных в стране.
Отметим, что согласно новым поправкам Правительство РФ вправе: объявлять режим чрезвычайной ситуации на территории РФ и ее субъектов, устанавливать ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и т.д.
Из-за угрозы распространения коронавиру-са власти всех субъектов РФ приняли решение о введении режима повышенной готовности.
Так, согласно ст. 10 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 2 апреля 2020 г. № 417, утвердившее Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Ряд норм, регламентирующих возможность введения и отмены на территории РФ ограничительных мероприятий (карантина), предусмотрены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ7.
В частности, ст. 6 регламентирует введение и отмену на территории субъекта РФ карантина на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. К нарушителям установленного режима государство применяет меры административной и уголовной ответственности.
Как подчеркивают В.Ю. Гулакова и Н.С. Кас-торнов, «меры, принимаемые властями, не должны ограничивать права и свободы граждан, в том числе и право на свободу передвижения»8.
Однако в условиях режима повышенной готовности принимаются нормативные акты, устанавливающие ответственность за нарушение карантина, распространяющегося не только на лиц, представляющих опасность распространения вируса, но и на граждан, нарушающих режим самоизоляции, так как она является частью режима повышенной готовности.
Это касается Кодекса об административных правонарушениях, в который Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ была включена статья 20.6.1, предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее воз-никновения9.
Поправки внесены также в ст. 6.3 КоАП РФ и в ст. 15 КоАП РФ. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц, на лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предусмотрен также штраф за распространение в СМИ под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и т.д.
Однако, противодействуя нарушителям установленного режима, государство в большей мере ориентируется на методы устрашения потенциальных нарушителей «штрафами и сроками», нежели на методы убеждения, внушения, поощрения. Хотя эти методы не столь эффективны, они более перспективны, поскольку направлены на воспитание уважения к закону и государству, уважения к власти, а не на формирование страха перед ее представителями.
Как полагает С.А. Воронцов, с которым мы согласны, «меры усиления административной и уголовной ответственности за нарушение ограничений, установленных режимами самоизоляции и карантина, принятые в апреле этого года, едва ли остановят потенциальных нарушителей»10.
В заключение сделаем следующие выводы.
Созданная правовая база в сфере противодействия коронавирусу в целом соответствует уровню угрозы и международным стандартам, в том числе в сфере защиты прав и свобод человека. Прежде всего, это касается режима самоизоляции. Однако режим самоизоляции имеет определенные недостатки. Так, в нем отсутствует «прозрачность».
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
Как отмечают В.Ю. Гулаков и Н.С. Кастор-нов, «не совсем прозрачен режим, в котором пре бывает наша страна в нынешний период борьбы с пандемией»11.
Вызывает сомнение правовое основание ограничительных мер. Как представляется, меры, предпринимаемые властями, выходят за рамки режима повышенной готовности. В государстве в данных условиях отсутствуют должные правовые механизмы. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо совершенствование действующего законодательства.
В противодействии нарушителям режимов самоизоляции и карантина следует больше использовать не методы принуждения, штрафы и проч., а методы убеждения, внушения, сдерживания и поощрения, так как они направлены на воспитание уважения к закону и государству.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2 Палюх А.И., Попов М.В., Сплендер В.А. Концептуальные аспекты деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в период сложной эпидемиологической обстановки в стране // Отходы и ресурсы. 2020. Т. 7. № 1. С. 19.
3 Воронцов С.А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 52.
4 Сыропятова С.Б., Алланина Л.М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 2 (95). С. 141.
5 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Федераль-
ный закон РФ от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
7 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
8 Гулакова В.Ю., Касторнов Н.С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (7). С. 27.
9 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 01.04.2020 г. № 99-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
10 Воронцов С.А. Указ. соч. С. 52.
11 Гулакова В.Ю., Касторнов Н.С. Указ. соч. С. 28.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Воронцов С.А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 50-53.
3. Гулакова В.Ю., Касторнов Н. С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (7). С. 26-29.
4. Палюх А.И., Попов М.В., Сплендер В.А. Концептуальные аспекты деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в период сложной эпидемиологической обстановки в стране // Отходы и ресурсы. 2020. Т. 7. № 1. С. 19-24.
5. Сыропятова С.Б., Алланина Л.М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 2 (95). С. 139-147.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020