АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
УДК 342.76
Организационно-правовые проблемы применения сотрудниками полиции законодательства по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19) (на примере Республики Крым)
Равнюшкин Алексей Викторович,
Крымский филиал Краснодарского университета
МВД России, кандидат исторических наук
e-mail: [email protected]; [email protected]
Признание распространения новой коронавирусной инфекции заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а также угрозой чрезвычайной ситуации выявило необходимость в организации деятельности сил и средств государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и ее подсистем. В статье анализируются нормативные правовые акты, принятые как на федеральном, так и на региональном (Республика Крым) уровнях в связи с распространением новой угрозы, рассмотрены меры по организации деятельности органов внутренних дел Республики Крым в данных условиях.
Анализ действующего законодательства показал, что организованная на их основе деятельность сотрудников органов внутренних дел нуждается в совершенствовании нормативного регулирования. В частности, обосновывается внесение дополнений в Федеральный закон «О полиции».
Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция; пандемия; предупреждение чрезвычайной ситуации; силы и средства государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; изоляция; карантин.
Organizational and legal problems of police officers' applying legislation on tackling the spread of a new coronavirus infection (covid-19) (on the example of the Republic оf Crimea)
Ravnushkin Alexey Viktorovich,
Crimean branch of the Krasnodar University
of the MIA of Russia, Candidate оf Historical Sciences
^e recognition of the spread of a new coronavirus infection as a disease that poses a danger to others, as well as a threat to an emergency situation, has revealed the need to organize the activities of the forces and means of the state emergency prevention and response system of the Russian Federation and its subsystems. The article analyzes the normative legal acts adopted both at the Federal and regional (the Republic of Crimea) levels in connection with the spread of a new threat. The measures to arrange the activities of the internal Affairs Agencies of the Republic of Crimea in these conditions are considered.
The analysis of current legislation has shown that the activities of Internal Affairs officers organized on their basis require the improvement of the regulatory framework. In particular, it is justified to the Federal law «On police» are required.
Key words: new coronavirus infection; pandemic; emergency prevention; forces and means of the state emergency prevention and response system; isolation; quarantine.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуют реализация крупных и масштабных национальных проектов, развитие сопутствующей им инфраструктуры экономики, масштабная цифровизация страны, развитие информационно-коммуникационных технологий, строительство транспортной инфраструктуры различного назначения и другие стратегические направления. В то же время непрерывное усложнение технологической инфраструктуры, наличие в ее составе крупных производств с постоянно растущими объемами опасных отходов деятельности, угрозами воздействия экологически неблагоприятных и опасных факторов, сложных систем управления различных уровней увеличивают объективные предпосылки проявления сопутствующих технологических отказов, обусловленных человеческим фактором ошибок управления, приводят к возможности возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Не ослабевает опасное развитие чрезвычайных ситуаций природного характера. Однако в конце
2019 года мир столкнулся с новой угрозой.
Стремительное распространение в мире новой
коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) фактически явилось вызовом и для Российской Федерации. 31 января 2020 г. Правительство Российской Федерации внесло в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, новую коронавирусную инфекцию (2019-пСоУ или СОУЮ-19)1. После 11 марта
2020 г., когда Всемирная организация здравоохранения признала вспышку данного заболевания пандемией, возникла необходимость в адекватном и оперативном реагировании на нее.
Угроза распространения нового опасного заболевания, носящая чрезвычайный характер, указывала на необходимость организации и проведения мероприятий прогнозирования и предупреждения возникновения такого рода чрезвычайных ситуаций, своевременного и адекватного реагирования привлекаемых сил и средств для обеспечения стабильного и устойчивого развития страны, максимально возможного снижения ущерба от чрезвычайных ситуаций и их последствий. Возникла потребность в дополнительном нормативно-правовом регулировании деятельности всей государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу-
1 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих: постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715 (в ред. от 31 января 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2004. № 49. Ст. 4916.
аций (далее - РСЧС), ее функциональных и территориальных подсистем для организации оперативного и эффективного реагирования на новую угрозу.
На региональном уровне в субъектах Российской Федерации в качестве территориальных подсистем РСЧС функционируют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации. После вхождения Крымского полуострова в состав Российской Федерации органами власти Республики Крым был издал целый пакет нормативных актов, организующих деятельность территориальной подсистемы РСЧС2, в том числе соответствующей комиссии3.
Основная нагрузка по предупреждению и ликвидации данной угрозы чрезвычайной ситуации легла на субъекты Российской Федерации как территориальные подсистемы РСЧС. 17 марта 2020 г. с целью предотвращения распространения новой коронави-русной инфекции на территории Республики Крым был введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС в Республике Крым4. В данном указе давались предписания не только для органов управления и сил территориальной подсистемы, но и для граждан. Было запрещено проведение массовых мероприятий, а гражданам, прибывающим на территорию Республики Крым из стран (территорий), в которых зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, прописывалась обязанность сообщать сведения о месте и датах пребывания, а также совершать определенные действия при обнаружении первых признаков респираторной инфекции, соблюдать постановления главных государственных санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому (по
2 Буткевич С. А. Чрезвычайное законодательство Республики Крым: состояние и пути совершенствования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». 2015. Т. 1 (67). № 4. С. 15-23.
3 О Комиссии Совета министров Республики Крым по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности [Электронный ресурс]: постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2014 г. № 82 // Правительство Республики Крым: официальный портал. URL: https://rk.gov.ru/ru/docum:ent/ show/196 (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
4 О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым Правительство Республики Крым [Электронный ресурс]: указ главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. № 63-У // Правительство Республики Крым: официальный портал. URL: https://rk.gov.ru/ru/document/ show/20571 (дата обращения: 21 сентября 2020).
месту пребывания). МВД по Республике Крым было поручено осуществлять мероприятия по установлению местонахождения граждан, прибывших из неблагополучных территорий, соблюдения гражданами режимов изоляции в рамках мероприятий, предусмотренных санитарным законодательством.
Одновременно издавались нормативные акты, регламентирующие деятельность функциональной подсистемы РСЧС - МВД России и его территориальных органов. 17 марта 2020 года МВД России было издано распоряжение № 1/2851 «О комплексе дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции». В МВД по Республике Крым была сформирована рабочая группа по сбору, обобщению и анализу информации о деятельности по предупреждению распространения COVID-19. Рабочая группа была призвана оказывать помощь территориальным органам по вопросам охраны общественного порядка в условиях развивающейся пандемии, в том числе в местах дислокации обсервационных пунктов и лечебных учреждений, задействованных в карантинных мероприятиях, а также содействие Межрегиональному управлению Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по контролю за соблюдением гражданами карантинных ограничений.
В подразделениях МВД по Республике Крым выстраивалась организация деятельности в условиях режима повышенной готовности. 28 марта 2020 года в ходе ежедневного доклада о мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции Министр внутренних дел по Республике Крым генерал-майор полиции П. Л. Каранда сообщил о предстоящем совещании с руководителями подчиненных территориальных подразделений, на котором был определен комплекс мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами требований вышеназванного указа главы Республики Крым1. К непосредственному участию в мероприятиях по контролю за соблюдением гражданами ограничений, связанных с развитием пандемии, были привлечены, прежде всего, участковые уполномоченные полиции и наряды патрульно-постовой службы полиции. Планировалось, что сотрудники полиции будут принимать меры по установлению местонахождения лиц, прибывающих на территорию Республики Крым из стран или территорий с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, оформлять административные материалы по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и передавать их в Роспо-требнадзор по подведомственности для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административ-
1 МВД будет контролировать соблюдение в Крыму ограничительных мер по коронавирусу [Электронный ресурс] // Новости Крыма. 2020. 28 марта. URL: https://crimea-news. com/society/2020/03/28/629626.html (дата обращения: 21 сентября 2020).
ном правонарушении. В дальнейшем к проверочным мероприятиям были привлечены фактически все сотрудники полиции территориальных органов МВД по Республике Крым на районном уровне. Кроме того, министром было заявлено о создании отдельной группы в количестве 100 сотрудников из числа аппарата Министерства, направляемой в подчиненные подразделения для проведения проверочных мероприятий.
Однако, несмотря на ряд принятых нормативных актов как федерального, так и регионального значения, функциональные и региональные (территориальные) подсистемы РСЧС, поведение граждан и должностных лиц в новых условиях нуждалось в дополнительном правовом регулировании. Применению органами управления и силами РСЧС каких-либо мер принуждения должна корреспондировать обязанность управляемых объектов, обеспечивающая реализацию властных предписаний. Праву органов управления и сил РСЧС требовать от граждан выполнения определенных указаний, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации, должна соответствовать обязанность граждан и должностных лиц их выполнять.
1 апреля 2020 г. ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была дополнена нормой, расширяющей понятие чрезвычайной ситуации. Последней признается и «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих»2. В соответствии со ст. 19 рассматриваемого закона, 2 апреля 2020 г. Правительство Российской Федерации вынесло постановление, которым утверждались Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации3.
Одновременно ст. 6.3 КоАП РФ была дополнена ч. 2, предусматривающей административную ответственность за те же действия, которые предусмотрены в ч. 1 данной статьи, но в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидеми-
2 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 23 июня 2020 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
3 Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации: постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 // СЗ РФ. 2020. № 15. Ст. 2274 (Ч. IV).
ологический надзор, о проведении санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий. Кроме того, данным законом КоАП РФ была дополнена ст. 20.6.1, часть первая которой предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. В ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ был введен п. 18, предусматривающий составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ должностными лицами РСЧС, перечень которых был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации. В данном перечне значатся должностные лица органов внутренних дел.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации высшие должностные лица субъектов Российской Федерации осуществляли разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). 2 апреля 2020 г. Указом главы Республики Крым № 91-У1 был введен в действие подп. 11.2, обязывающий граждан не покидать место проживания (пребывания) за исключением определенных случаев.
Руководствуясь вышеперечисленными правовыми нормами, сотрудники полиции принимали меры по установлению местонахождения лиц, прибывающих на территорию Республики Крым из стран или территорий с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, а также осуществляли проверку по письменным обращениям, содержащим информацию о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушения режима изоляции.
Соблюдая меры безопасности, сотрудники полиции проводили профилактические беседы по поводу соблюдения гражданами указанных ограничений, а в отношении граждан и должностных лиц, допустивших такие нарушения, составляли протоколы об административных правонарушениях. Как правило, по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составлялись на граждан за нарушение требований подп. 11.2 Указа главы Республики Крым № 63-У за оставление места проживания без уважительных причин. По данным административным делам районными судами принимались положительные решения2.
1 О внесении изменений в Указ главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. № 63-У: указ главы Республики Крым от
2 апреля 2020 г. №91-У // Российская газета. 2020. 30 мая.
2 Постановление Сакского районного суда Республики Крым от 22 апреля 2020 г. по делу №5-60/2020 91RS0018-01-2020-000997-54 в отношении Юнусова Р. З. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https: // sudact.ru/regular/doc/Do2QGmeUKALB (дата обращения:
В то же время 10 апреля 2020 г. Законом Республики Крым № 64-ЗРК/2020 в Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» была введена ст. 7.3, вторая часть которой предусматривает ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов Республики Крым, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, в том числе необеспечение режима самоизоляции. Данная норма позволяет правоприменителям привлекать граждан к административной ответственности за нарушение того же подп. 11.2 Указа главы Республики Крым № 63-У.
Начальная практика по привлечению граждан к административной ответственности за несоблюдение ограничительных мер по предупреждению дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции выглядела довольно активной: только за 15 апреля 2020 г. в Крыму сотрудниками полиции было составлено 208 протоколов3.
Следует обратить внимание на тот факт, что в первые дни после вступления в силу ч. 2 ст. 6.3 и ст. 20.6.1 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел не всегда точно квалифицировали совершенные гражданами административные правонарушения в рассматриваемой сфере общественных отношений. Как следствие, судьи выносили, по сути, неправомерные и незаконные решения. Например, определенный резонанс в обществе вызвала отмена Ленинским районным судом г. Уфы вынесенного 2 апреля 2020 г. мировым судьей г. Уфы постановления по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, т. к. за нахождение без уважительной причины в общественном месте лицо должны были привлечь по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ4.
Другой пример из судебной практики. Согласно постановлению Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 2 апреля 2020 г. гражданка О. «в нарушение установленных ограничительных мероприятий не находилась по адресу проживания (пребывания) в период карантина, введенного на территории Краснодарского края, в отсут-
21 сентября 2020); Постановление Евпаторийского город-
ского суда Республики Крым от 17 апреля 2020 г. по делу № 5-127/2020 91RS0009-01-2020-001116-77 в отношении Соколовой Е. Б. [Электронный ресурс] // Судебные решения РФ. URL: Ь|Пр://судебныерешения.рф/51808674 (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
3 В Крыму за полдня составили более 200 протоколов на нарушителей режима [Электронный ресурс] // Российская газета: интернет портал. URL: https://rg.ru/2020/04/16/ reg-ufo/v-krymu-za-poldnia-sostavili-bolee-200-protokolov-na-narushitelej-rezhima.html (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
4 Беляков С. И. Разграничение норм административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ [Электронный ресурс] // Центральный научный Вестник. 2020. Т. 5. № 7-10 (96-99). С. 31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42917286 (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
ствие уважительных причин либо наличия исключительных обстоятельств, указанных в Постановлении губернатора Краснодарского края от 31 марта 2020 г. № 185»1. Указанное лицо следовало привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, т. к. в отношении него не выносилось постановление о соблюдении мер карантина или изоляции.
Недопущению подобной ситуации в Крыму способствовала ежедневная трансляция по телевизионному каналу «Крым-24» заседания оперативного штаба по деятельности по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и размещенное в сети Интернет разъяснение МВД по Республике Крым.
Точка в данном вопросе была поставлена в обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 12. Из смысла раздела V Обзора следует, что нарушение требований Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также рассматриваемого подп. 11.2 необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, а в случае нарушения подпункта 2.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 о выполнении требования по изоляции в домашних условиях, а также нарушение п. 4.3 Указа главы Республики Крым № 63-У, требующего выполнения постановления главных государственных санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому (по месту пребывания), - по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Норма ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Однако проведенный детальный анализ нормативных правовых актов показал, что организация деятельности сотрудников органов внутренних дел как должностных лиц функциональной подсистемы РСЧС по предупреждению угрозы распространения новой коронавирусной инфекции до сих пор нуждается в совершенствовании правового регулирования.
1 Постановление Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 2 апреля 2020 г. по делу № 5-540/2020 (23RS0037-01-2020-001908-51) [Электронный ресурс] // Октябрьский районный суд г. Новороссийска. URL: https://novorossisk-oktybrsky--krd.sudrf. ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num = 1&name_ op=doc&number=126928357&delo_id=1500001&new=0&text_ number=1 (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
2 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, свя-
занным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г. [Электронный ресурс] // Верховный суд Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://www.vsrf.ru/files/28856/ (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
Во-первых, положения ч. 2 ст. 7.3 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» предусматривают ответственность в том числе за нарушение «режима самоизоляции». Понятие «самоизоляция» же предполагает, что лицо изолируется от окружающих самостоятельно и добровольно. Следует согласиться с мнением, что добровольная изоляция или самоизоляция предполагает право гражданина на принятие решения о самоизоляции или отказе от нее без каких-либо правовых последствий3. В то же время следует отметить, что применение понятий «изоляция» и «самоизоляция» вызывает у граждан недопонимание, т. к. ни в одном законе не предусмотрены. В ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дается лишь определение ограничительных мероприятий, то есть карантина.
Фактически в подп. 11.2 Указа главы Республики Крым № 63-У речь идет о необходимости соблюдения мер изоляции, распространяемых, по общему правилу, на всех граждан, т. к. данная норма не предусматривает вынесение гражданам индивидуальных (персональных) предписаний либо постановлений Роспотребнадзора о соблюдении режима изоляции или карантина. Кроме того, привлечение же граждан по данной статье за невыполнение требований нормативных правовых актов Республики Крым, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Республики, то есть подп. 11.2, является нецелесообразным ввиду налаженной практики привлечения граждан за данные нарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Более того, само положение ст. 7.3 регионального закона предполагает, что привлечение к административной ответственности по данной норме возможно в случае, если действия (бездействие) правонарушителя не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Отсюда наблюдается конкуренция правовых норм.
Во-вторых, установление сотрудниками полиции местонахождения лиц, прибывающих на территорию Республики Крым из стран или территорий с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением пандемии, до настоящего времени Федеральным законом «О полиции», а также каким-либо ведомственным нормативным актом прямо не предусмотрено.
В-третьих, возникли проблемы по охране общественного порядка в местах дислокации обсервационных пунктов и лечебных учреждений. На практике наряды патрульно-постовой службы полиции оказывали содействие должностным лицам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в выполнении вынесенных в отношении граждан, прибывших из не-
3 Ефремова М. А., Шутова А. А., Никифорова А. А. Новеллы уголовного законодательства в условиях пандемии // Вестник Удмуртского университета: экономика и право. 2020. Т. 30. № 4. С. 543.
благополучных по коронавирусной инфекции стран и территорий и представляющих опасность для окружающих, постановлений главных государственных санитарных врачей муниципальных образований Республики Крым о госпитализации и медицинском наблюдении на 14 календарных дней в обсерваторах. Данные постановления вручались гражданам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в Международном аэропорту г. Симферополя, а также при въезде на территорию Республики Крым автомобильным или железнодорожным транспортом.
Несмотря на то, что в самих постановлениях главных государственных санитарных врачей муниципальных образований как должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), было прописано, что гражданам может грозить административная ответственность по ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, а также по ст. 6.3 КоАП РФ в случае их невыполнения, в Республике Крым были зафиксированы неоднократные случаи отказа граждан от выполнения постановлений Роспотребнадзора о госпитализации и медицинском наблюдении в обсерваторах. Ввиду этого угроза распространения новой коронавирусной инфекции могла стать неконтролируемой. В ответ на отказ граждан муниципальные отделы Роспотребнад-зора в Крыму были вынуждены в порядке, определяемом Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, подавать в суды административные исковые заявления о недобровольной госпитализации и медицинском наблюдении. 16 апреля 2020 г. решение о помещении в обсерватор было принято Ялтинским городским судом, 17 апреля - Красногвардейским судом и Раздольненским районными судами1. При активном содействии сотрудников полиции органам Роспотребнадзора в выполнении вынесенных в отношении граждан судебных решений о госпитализации и медицинском наблюдении угрозу массового отказа граждан от следования в обсерваторы удалось нейтрализовать. Однако лица, которые отказывались от выполнения постановлений Роспотребнадзора, могли быть переносчиками инфекции и представлять угрозу для окружающих. Вместе с тем отказ лица, имеющего признаки заболевания, представляющего опасность для окружающих, от госпитализации и медицинского наблюдения по постановлению Роспотребнадзора может привести к нарушениям санитарно-эпидемиологических правил, влекущим по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо созданию угрозы их наступления, то есть к совершению преступления по признакам ст. 236 УК РФ. Будет ли являться оправданным наделение органов, осуществляющих феде-
1 Крымова Ю. Крымчан стали принудительно отправлять в обсерватор по решению суда [Электронный ресурс] // Интернет портал «Российской газеты». 2020. 18 апр. URL: https://rg.ru/2020/04/18/reg-ufo/krymchan-stali-prinuditelno-otpravliat-v-observator-po-resheniiu-suda.html (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
ральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, полномочиями по принятию решений по неотложной и недобровольной госпитализации (изоляции) таких лиц без санкции суда? Существует мнение, что необходим отдельный федеральный закон, полноценно регулирующий введение и действие режима повышенной готовности с его ограничительными мерами2. По крайней мере, следует закрепить в законе право полиции на оказание содействия органам, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в доставлении по решению суда в обсерваторные пункты лиц, имеющих признаки заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В то же время следует отметить, что формально сотрудники полиции не имеют право принудительно препровождать данных граждан в указанные учреждения по постановлению государственных санитарных врачей. В п. 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» ничего не сказано об оказании содействия органам Роспотребнадзора по принудительной госпитализации граждан. В настоящее время является неприемлемым в смысле соблюдения законности осуществление сотрудниками полиции принудительного доставления граждан в обсерваторные пункты без судебного решения.
Положения п. 14 ст. 13 Федерального закона «О полиции» также не наделяют полицию правом доставлять граждан в учреждения в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, ст. 14 «Задержание» данного закона не предусматривает, что полиция вправе задерживать граждан, уклоняющихся от следования в обсерваторные пункты для медицинского наблюдения и лабораторных исследований, а также граждан, совершивших побег из данных учреждений. Не обязаны полицейские и оказывать содействия представителям Роспотребнадзора в проведении мероприятий по контролю за соблюдением указанными лицами установленных карантинных ограничений.
Несмотря на некоторые смягчения функционирования режима повышенной готовности, отмену для граждан общей изоляции, следует учитывать фактор существования риска нового всплеска эпидемии, необходимо данный пробел в законодательстве устранить. Считаем целесообразным п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» изложить в следующей редакции:
«29) участвовать в обеспечении режима военного положения, режима чрезвычайного положения и режима повышенной готовности, в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях».
Ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» дополнить пунктом следующего содержания:
2 Гулакова В. Ю., Косторнов Н. С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (17). С. 28.
«оказывать содействие органам, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в доставлении по решению суда в обсерваторные пункты лиц, имеющих признаки заболевания, представляющего опасность для окружающих».
Часть 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции» дополнить пунктом в следующей редакции:
«лиц, совершивших побег из обсерваторного пункта или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, -до передачи их в обсерваторный пункт».
Библиографический список
1. Беляков С. И. Разграничение норм административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ [Электронный ресурс] / С. И. Беляков // Центральный научный Вестник. - 2020. - Т. 5. - № 7-10 (96-99). - С. 31-34. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=42917286 (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
2. Буткевич С. А. Чрезвычайное законодательство Республики Крым: состояние и пути совершенствования / С. А. Буткевич // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». - 2015. - Т. 1(67). -№ 4. - С. 15-23.
3. Гулакова В. Ю. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России / В. Ю. Гулакова, Н. С. Косторнов // Базис. Издательство: Российский университет кооперации, Мытищи. - 2020. - № 1 (17). -С. 26-29.
4. Ефремова М. А. Новеллы уголовного законодательства в условиях пандемии / М. А. Ефремова, А. А. Шутова, А.А. Никифорова // Вестник Удмуртского университета: экономика и право. - 2020. - Т. 30. - № 4. -С. 541-553.
5. Крымова Ю. Крымчан стали принудительно отправлять в обсерватор по решению суда [Электронный ресурс] / Ю. Крымова // Интернет портал «Российской газеты». - 2020. -18 апр. - URL: https:// rg.ru/2020/04/18/reg-ufo/krymchan-stali-prinuditelno-otpravliat-v-observator-po-resheniiu-suda.html (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
6. В Крыму за полдня составили более 200 протоколов на нарушителей режима [Электронный ресурс] // Российская газета: интернет портал. - URL: https://rg.ru/2020/04/16/reg-ufo/v-krymu-za-poldnia-sostavili-bolee-200-protokolov-na-narushitelej-rezhima. html (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
7. МВД будет контролировать соблюдение в Крыму ограничительных мер по коронавирусу [Электронный ресурс] // Новости Крыма: интернет-газета новостей Крыма. -2020. - 28 марта. - URL: https:// crimea-news.com/society/2020/03/28/629626.html (дата обращения: 21 сентября 2020 г.).
Bibliograficheskij spisok
1. Belyakov S. I. Razgranichenie norm administrativnoj otvetstvennosti, predusmotrennyh ch. 2 st. 6.3 KoAP RF i ch. 1 st. 20.6.1 KoAP RF [Elektronnyj resurs] / S. I. Belyakov // Central'nyj nauchnyj Vestnik. 2020. T. 5. № 7-10 (96-99). - S. 31-34. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=42917286 (data obrashcheniya: 21 sentyabrya 2020 g.).
2. Butkevich S. A. CHrezvychajnoe zakonodatel'stvo Respubliki Krym: sostoyanie i puti sovershenstvovaniya / S. A. Butkevich // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeniV. I. Vernadskogo. Seriya «YUridicheskie nauki». - 2015. - T. 1(67). - № 4. - S. 15-23.
3. Gulakova V. YU. Ob organizacionno-pravovyh merah bor'by s pandemiej v Rossii / V. YU. Gulakova, N. S. Kostornov // Bazis. Izdatel'stvo: Rossijskij universitet kooperacii, Mytishchi. - 2020. - № 1 (17). - S. 26-29.
4. Efremova M. A. Novelly ugolovnogo zakonodatel'stva v usloviyah pandemii / M. A. Efremova, A. A. SHutova, A.A. Nikiforova // Vestnik Udmurtskogo universiteta: ekonomika i pravo. - 2020. - T. 30. - № 4. -S. 541-553.
5. Krymova YU. Krymchan stali prinuditel'no otpravlyat' v observator po resheniyu suda [Elektronnyj resurs] / YU. Krymova // Internet portal «Rossijskoj gazety». - 2020. -18 apr. - URL: https://rg.ru/2020/04/18/ reg-ufo/krymchan-stali-prinuditelno-otpravliat-v-observator-po-resheniiu-suda.html (data obrashcheniya: 21 sentyabrya 2020 g.).
6. V Krymu za poldnya sostavili bolee 200 protokolov na narushitelej rezhima [Elektronnyj resurs] // Ros-sijskaya gazeta: internet portal. - URL: https:// rg.ru/2020/04/16/reg-ufo/v-krymu-za-poldnia-sostavili-bolee-200-protokolov-na-narushitelej-rezhima.html (data obrashcheniya: 21 sentyabrya 2020 g.).
7. MVD budet kontrolirovat' soblyudenie v Krymu ogranichitel'nyh mer po koronavirusu [Elektronnyj resurs] // Novosti Kryma: internet-gazeta novostej Kryma. -2020. - 28 marta. - URL: https://crimea-news.com/ society/2020/03/28/629626.html (data obrashcheniya: 21 sentyabrya 2020 g.).