Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / OFFENCE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / EMERGENCY / CORONAVIRUS INFECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

Рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения в период распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE LIABILITY TO COUNTERACT THE SPREAD OF NEW CORONAVIRUS INFECTION IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION (COVID-19)

The issues of bringing to administrative responsibility for committing offenses in the field of ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population, as well as non-compliance with the rules of conduct in an emergency or threat of its occurrence during the spread of coronavirus infection on the territory of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)»

УДК 342 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10285

ББК 67 © В.Н. Амельчакова, Г.Н. Суслова, 2020

Научные специальности: 12.00.14 — административное право; административный процесс; 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)

Венера Наимовна Амельчакова, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail [email protected]

Галина Николаевна Суслова, доцент кафедры правовой и гуманитарной подготовки, кандидат юридических наук, доцент

Тверской филиал ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» (170040, Тверь, ул. Кривичская д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения в период распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: правонарушение, административная ответственность, чрезвычайная ситуация, коронавирусная инфекция.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE

LIABILITY TO COUNTERACT THE SPREAD OF NEW CORONAVIRUS INFECTION IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION (COVID-19)

Venera N. Amelchakova, Associate Professor Chair of the Administrative Law of Divisions, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail [email protected]

Galina N. Suslova, Associate Professor Chair of Department of Legal and Humanitarian Preparation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Tver branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (170040, Tver, ul. Krivichskaya, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. The issues of bringing to administrative responsibility for committing offenses in the field of ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population, as well as non-compliance with the rules of conduct in an emergency or threat of its occurrence during the spread of coronavirus infection on the territory of the Russian Federation are considered. Keywords: offence, administrative responsibility, emergency, coronavirus infection.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Амельчакова В.Н., Суслова Г.Н. Особенности применения законодательства об административной ответственности по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5): 174—177.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 1 апреля 2020 г. введена административная ответственность ч. 2 и 3 ст. 6.3 за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ст. 20.6.1 за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее воз-

никновения1. Остановимся подробнее на особенностях применения указанных статей.

Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законо-

1 Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

дательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. Постановлением Правительства Российской Федерации коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих2.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации3.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно -эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных сани-

тарно -пр отив оэпидемических (пр о филактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих4.

Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Часть 1 ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «КонсультантПлюс».

4 Пункт 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «КонсультантПлюс».

Так, по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях5.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции); должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год и исчисляется с момента обнаружения административного пр ав онарушения.

Дела об административных правонарушениях указанной категории рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, административного расследования, такое дело рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего (ч. 1 ст. 28.7, ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ).

Данная категория дел об административных правонарушениях может быть рассмотрена с использованием систем видео-конференц-связи в соответствии со ст. 29.14 КоАП РФ.

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.

Статья 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»6 1 апреля 2020 г. дополнена подп. «а.1»-«а.2», которые наделяют Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации как на всей территории Рос-

сийской Федерации, так и на отдельной ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера. На основании указанного закона Правительством Российской Федерации 2 апреля 2020 г. принято постановление № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации с учетом особенностей субъекта.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О вве-

5 Подпункт 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» // СПС «Кон-сультантПлюс».

6 Статья 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СПС «Консуль-тантПлюс».

дении режима повышенной готовности»7, Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области»8 и др.

Из анализа норм Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, установленных Правительством РФ, так и за нарушение дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют право составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица МЧС, Росгвардии и иные должностные лица, указанные в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р9, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к

административной ответственности за совершение указанных административных правонарушений составляет три месяца и исчисляется с момента обнаружения. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 дела рассматриваются судьями районных судов по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения правонарушений данной категории является место их выявления. В случае проведения по делу административного расследования, дело рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего.

При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3, ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо соблюдать положения гл. 4 КоАП РФ: наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

7 Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» // СПС «Консультант-Плюс».

8 Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (С0УГО-2019) на территории Московской области» // СПС «КонсультантПлюс».

9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р «Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.