Литература:
1. Андронкина Н. М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности // Обучение иностранным языкам в школе и вузе. СПб., 2001. С. 150-160.
2. Гордиенко Т.П., Мезенцева А.И. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся технических специальностей. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Выпуск 57. Часть 1. Ялта. 2017 г. С. 62-68.
3. Гуль Н. В. Подготовка студентов к чтению неадаптированной литературы // Лингводидактические проблемы обучения иностранному языку. СПб., 2001. С. 151-155.
4. Каганов, А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента / А. Б. Каганов. -Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с., с. 16-18
5. Мезенцева А.И. Методическое обеспечение обучения иностранному языку студентов технических специальностей в программных документах вуза / Инновации. Наука. Образование. 2016. № 3 (2). С. 4.
6. Рыбина О.С.Создание учебно-методического комплекса по английскому языку в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/09/29/ sozdanie-umk-po-inostrannomu-yazyku-v-usloviyakh
7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/
Педагогика
УДК 371.02:378
кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «преемственность», как связь между этапами и ступенями поступательного развития с точки зрения философской, психологической и педагогической науки; проанализированы основные подходы к изучению преемственности как общепедагогической категории; выделены существенные признаки данного понятия; рассмотрены основные направления и формы преемственности между средним профессиональным и высшим образованием.
Ключевые слова: преемственность, взаимосвязь, диалектическое развитие, система профессионального образования.
Annotation. In this article, the concept of "continuity" is revealed, as a link between stages and stages of progressive development from the point of view of philosophical, psychological and pedagogical science; The main approaches to the study of continuity as a general pedagogical category are analyzed; significant features of this concept are identified; the main directions and forms of continuity between secondary vocational and higher education are examined.
Keywords: continuity, interrelation, dialectical development, vocational education system.
Введение. Анализ современного этапа развития профессионального образования в республике Крым свидетельствует о произошедших в ней позитивных переменах: разработаны новые образовательные стандарты для всех уровней профессионального образования, обновляется учебно-лабораторное оборудование, реализуются инновационные программы развития образовательных организаций и т.д. Несмотря на положительные изменения, система профессионального образования остается недостаточно вариативной и мобильной. Между учебными заведениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями не реализуется принцип преемственности, обеспечивающий непрерывную профессиональную подготовку, создание и распространение в профессиональном образовании структурных и технологических инноваций, поддержание в будущем специалисте профессиональной мобильности и готовности продолжать образование на более высоком уровне.
Можно констатировать, что в ведущих документах модернизации образования России, например таких как Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, Федеральный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», рассчитанный на 2018-2025 годы, речь идет о реализации проектно-ориентированных образовательных программ различного профиля, о необходимости установления преемственных связей между подготовкой специалиста в системе среднего профессионального и высшего образования, о поддержке профессионального роста педагогических кадров для колледжей и вузов.
В связи с вышеизложенным, становится актуальным раскрытие понятия «преемственность», что и является целью данной статьи.Понятие «преемственность» является предметом изучения различных наук -философии, психологии, социологии, педагогики, управления и других, при этом в каждой области данное понятие отличается по своему содержанию в зависимости от исследуемого аспекта.
Впервые преемственность как основу диалектического развития в своих трудах рассматривал Гегель, подчеркивая объективное существование и необходимость преемственности в процессе развития. По его мнению, преемственность является связующим звеном между различными этапами или ступенями развития, сущность которой заключается всохранении тех или иных элементов целого, его характеристик при переходе к новому состоянию. Гегель утверждал, что без преемственности в любом процессе нельзя зафиксировать развитие, так как отсутствуют закономерные и наследственные связи, направленность, необратимость и сохранение достигнутых прогрессивных результатов [7, с. 252]. Таким образом, преемственность является категорией, которая характеризует поступательный характер развития и является основой непрерывности всего материального в мире.Гносеология различных форм движения материи свидетельствует о том, что каждая высшая форма основывается на более низких, но не уничтожает их, а наоборот, вбирает в себя и подчиняет себе. Рассматривая понятие преемственности по аналогии, мы видим, что преемственность не является случайной характеристикой процесса развития, а является закономерным явлением, которое
обеспечивает поступательный характер развития. В научной литературе показано, что механизмы преемственности работают в философском, педагогическом, психологическом, социальном, культурном и других аспектах.В онтологии преемственность трактуется как связь между различными этапами, ступенями или циклами развития, когда сохраняются отдельные элементы целого при переходе на новый этап, стадию, ступень развития. В связи с этим преемственность можно рассматривать как сложное, многокомпонентное образование: как условие, фактор, средство, способ действия в процессах совершенствования, реформирования, модернизации и т.д.
Изложение основного материала статьи. Анализ философской литературы по проблеме преемственности дает возможность выделить несколько подходов к пониманию и определению данной категории:- преемственность как исторический процесс, который проявляется в онтогенетическом развитии культур, в изменении социальных приоритетов и традиций, в передачи социального опыта поколениями (Гегель);- преемственность как взаимодействие «Человек - Вселенная» в контексте развития культуры человечества (Н. Бердяев, Г. Сковорода);- преемственность как основной аспект закона отрицание отрицания и его диалектической связи с другими законами (Е. Баллер, В. Дмитриев); - преемственность как интегративное качество (В. Афанасьев, Б. Гершунский). Большой энциклопедический словарь трактует преемственность как «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, заменяя уже известное, сохраняет в себе некоторые его элементы» [6, с. 954].
Современная философия в широком смысле понимает под преемственностью связь между новым и уже известным в процессе развития, когда сохраняется и развивается в дальнейшем то прогрессивное, рациональное, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без которого невозможно движения вперед ни в бытии, ни в познании.Таким образом, философское понимание понятия «преемственность» дает возможность научно обосновать организацию и педагогическое управление обеспечением преемственности среднего профессионального и высшего образования в его целях, содержании учебно-воспитательного процесса, управлении, организации образовательной среды, мониторинга и оценке качества образования. В основе изучения психолого-педагогического аспекта преемственности лежит учение И. Павлова о высшей нервной деятельности как вновь образованные временные связи (условный рефлекс), которые неизбежно включаются в сложившуюся ранее систему временных связей. Выдвинутое ученым положение «Для того, чтобы оценить новое, необходимо понять и оценить уже известное» [2, с. 138] вполне можно отнести к современной системе образования. Изменения условий жизни, воспитания, обучения, развития, общественных отношений человека и т.д. постоянно усложняют и перестраивают эту систему с помощью временных связей.Исследование психолого-педагогических представлений о проблеме преемственности имеет значительную историю. Принцип преемственности процесса обучения и воспитания изучали Я.А. Коменский, Й. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. Так, Я.А. Коменский, раскрывая общепедагогические аспекты преемственности в обучении, утверждал, что вся совокупность учебных занятий должна быть разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь; все должно быть в неразрывной последовательности, сегодняшнее должно закреплять вчерашнее и прокладывать путь завтрашнему [1, с. 120-121].
Взгляды Ж.-Ж. Руссо на природосообразность воспитания также связаны с диалектичностью. Он считал, что каждая возрастная ступень развития ребенка должна быть тесно связана с предедущей, только хорошо зная особенности каждой ступени, можно развивать и совершенствовать индивидуальные особенности ребенка [1, с. 48-49].В педагогике, как и в философии также сложились разные подходы к пониманию преемственности. Так, рассматривая преемственность в обучении А. Кыверялг, Я. Умборг, В. Ревтович ститали ее методологическим принципом, Д. Ситдикова, С. Годник, Ю. Кустов - общепедагогической закономерностью, А. Сманцер, А. Кухта, М. Махмутов - дидактическим принципом. Преемственность в обучении понимается как обеспечение взаимосвязи между различными аспектами учебной деятельности в содержательном и операционном аспекте. В связи с этим одним из условий преемственности между различными ступенями обучения (средним профессиональным и высшим обучением) соответствующее построение учебных планов, программ, выбор содержания учебников и учебных пособий, в которых отражается последовательность и системность учебного материала, создаются условия для углубления и расширения знаний, включение их в новые связи. Важной закономерностью преемственности технологического аспекта учебного процесса является то, как обучающиеся овладели учебными действиями в колледже и как они их могут применить в новых условиях, обучаясь в вузе. То есть успешность усвоения новых знаний зависит от степени осознанности ранее изученных связей и усвоенных способов учебных действий. Преемственность предполагает не только определенную последовательность в овладении учебным материалом, но и связь между методами, технологиями обучения на разных ступенях образования.
Психологический аспект преемственности рассматривали Б. Ананьев, Л. Венгер, А. Запорожец, Г. Костюк, Е. Аркин и др. Психологами доказано, что преемственность должна обеспечиваться путем совершенствования форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом общих возрастных и индивидуальных особенностей детей, то есть развитие познавательной и личностной сферы детей носят характер преемственности и необратимости. Так Г. Люблинская понимала категорию преемственности, как определенный тип связей между теми задачами, содержанием, методами, над которыми работают педагоги на смежных ступенях единого процесса воспитания детей [5, с. 3-24].
М. Поддъяков, Л. Венгер считали, что для полной реализации преемственности необходимы связи между внешними условиями и внутренними механизмами мышления, ребенок не может овладевать новыми перцептивными и умственными действиями без использования тех средств, которые у него сформировались на предыдущем этапе развития.Проблема преемственности между ступенями образования является очень актуальной. Содержание каждого образовательного звена разворачивается поэтапно - начальная, основная, старшая, профильная, средняя профессиональная, высшая школа. Следовательно, может быть нарушена целостность образовательного процесса на каждом из этих этапов без решения проблемы преемственности в целях, в выборе содержания, форм, методов, средств, технологий образовательного процесса.
Ученые указывают на связь между проблемой преемственности между ступенями образования и проблемой преемственности в становлении личности. Так, в практике педагогической деятельности мы наблюдаем, как при переходе от одной ступени к другой совершенствуются психологические механизмы психики, типологические свойства личности приобретают ярко выраженную индивидуальность, формируется индивидуальный стиль деятельности. То есть преемственность становления личности проявляется в
динамике развития личности, а именно: изменении свойств, качеств обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности .В педагогической литературе рассматриваются общие подходы к организации и управлению обеспечением преемственности. Существует устоявшееся мнение, что преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к организации работы, в действиях, выполняемых участниками педагогического процесса в ходе проведения совместных мероприятий и управления ими. Считаем важным подчеркнуть, что для успешного управления обеспечением преемственности между средним профессиональным и высшим образованием обучающиеся, преподаватели, руководители среднего профессионального заведения и вуза должны воспринимать и осознавать новую управленческую парадигму, определять пути ее реализации. К сожалению, многие из них, как показывает практический опыт работы в этих учебных заведениях, понимают преемственность поверхностно, ограничивая ее общепринятыми организационными формами.Преемственность является необходимым условием функционирования любой образовательной системы.
Нарушение преемственности в учебно-воспитательном процессе приводит к снижению его эффективности. Е. Баллер, Ю. Кустов указывали, что преемственность - это связь между различными этапами и ступенями обучения, познания и развития, а сущность ее заключается в сохранении тех или иных элементов целого как системы.Следует отметить большой вклад современных российских и зарубежных ученых по обоснованию методологических основ преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования. Так, работы Б. Гершунского, Э. Габдулиной, П. Новикова, Ю. Черникова направлены на изучение принципов непрерывного профессионального образования; в работах В. Демина, С. Наумова, П. Осипова, А. Головиной рассматриваются вопросы регионализации системы профессионального образования; в исследованиях В. Зинченко, В. Краевского, Н. Литвинова и др. изучаются проблемы функционирования образовательных систем и образовательных сред; работы С. Кравцова, В. Просвиркина направлены на исследование технологий преемственности в системе непрерывного образования и т.д. Для нашего исследования представляет интерес работа В. Кожевникова, который изучал теоретические принципы преемственности профильной общеобразовательной школы и высшего учебного заведения, разработал технологическую модель преемственности данных учебных заведений, обосновал особенности мониторинга, диагностирования и методов оценивания результатов деятельности субъектов образовательного процесса. Анализируя категорию преемственности, ученый выделил в исследуемом феномене единство общего, особенного и единичного с точки зрения философского (понимание преемственности как закона природосообразности), социального (как механизм социального развития) и психолого-педагогического (как подход, принцип, способ реализации) аспектов [3].
Многоплановость и сложность исследуемого феномена дает возможность констатировать, что в научной литературе понятие «преемственность» трактуется по-разному, однако анализ данного понятия дает нам возможность выделить его существенные признаки, характерные для системы образования: установление связей между предшествующим и новым; аккумуляция прогрессивных элементов предшествующего в новых условиях; соблюдение последовательности и системности; связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательного процесса; ориентация на требования в следующем этапе; учет качественных изменений в личности обучающихся; обеспечение внутрипредметных связей и связей между этапами обучения; связь организационно-методического обеспечения этапов образования; развитие новой педагогической системы.
Следовательно, можно утверждать, что в педагогической теории преемственность можно рассматривать как общепедагогическую категорию, которая направлена на обеспечение согласованности, взаимосвязи и развития смежных ступеней и этапов образовательного процесса. В связи с этим преемственность среднего профессионального и высшего образования должна реализовываться в целях и задачах, содержании образования, формах организации и методах преподавания, путем самоорганизации деятельности всех субъектов образовательного процесса на каждом этапе социализации, обучения, воспитания и развития личности обучающихся. Таким образом, сущность и содержание преемственности как педагогической категории должны проявляться в реализации всеми субъектами колледжа и высшего учебного заведения принципов, закономерностей и наследственных связей с целью динамичного, перспективного и эффективного развития образовательного процесса.Считаем необходимым подчеркнуть, что вопрос преемственности в системе образования не является новым. В то же время, анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что еще не обоснован целостный подход к рассмотрению преемственности как многоаспектному явлению, обеспечивающему связь между средним профессиональным и высшим образованием.
Выводы. Подводя итог, мы можем констатировать, что приведенные выше взгляды философов, психологов, педагогов на понимание проблемы преемственности подтверждают ее многоплановость и сложность, а также открываютновые возможности в обосновании научно-методических и организационно-дидактических принципов обеспечения преемственности между смежными ступенями образовательного процесса - среднего профессионального и высшего образования.
Литература:
1. Бим-Бад Б.М. История и теория педагогики. Очерки: учебн. пособие для вузов / Б.М. Бим-Бад. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Издательство ЮЮРАЙТ, 2018. -274 с.
2. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики / Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд-во МГПУ, 2015. - 151 с.
3. Кожевников В.М. Организационно-дидактические основы обеспечения преемственности профильной школы и высшего учебного заведения / В.М. Кожевников. Дис... докт. пед. наук, 13.00.01 Общая педагогика и история педагогики. - Луганск, 2012. - 460 с.
4. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. // Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
5. Люблинская А.А. О преемственности учебной работы в школе / А.А. Люблинская // Преемственность в процессе обучения в школе. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1969. - С. 3-24.
6. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. / А. М. Прохоров. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Издательство «Норинт», 2004. - 1456 с.
7. Спиркин А.Г. Основы философии. / А.Г. Спиркин. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. - 392 с.
Педагогика
УДК 378.22
доцент, кандидат педагогических наук Давкуш Наталия Валериевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория) ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация. Автор раскрывает значение прогнозирования в образовательных системах, определяет методы прогнозирования для данных систем. В статье раскрываются основные этапы технологии прогнозирования образовательных ситуаций, каждый из которых имеет свои особенности протекания. Кратко раскрываются особенности осуществления последовательных действий на каждом из обозначенных этапов.
Ключевые слова: прогнозирование, прогноз, методы прогнозирования, образовательная система, мониторинг, мониторинг качества образования.
Annotation. The author reveals the importance of forecasting in educational systems, determines the methods of forecasting for these systems. The article reveals the main stages of the technology of forecasting educational situations, each of which has its own peculiarities of flow. The features of carrying out sequential actions at each of the indicated stages are briefly disclosed.
Keywords: forecasting, forecasting, forecasting methods, educational system, monitoring, quality monitoring of education.
Введение. Сегодня прогнозирование занимает лидирующее место во многих отраслях жизнедеятельности человека. К ним, например, можно отнести: бизнес, демографию, экономику, медицину, управление и менеджмент, педагогику, политику, промышленное производство, социологию, фондовые рынки и т.д.
Необходимость прогнозов разных уровней требуется большому кругу лиц - от школьников до руководителей государств, не говоря уже о потребности организаций и предприятий. Это можно объяснить целым рядом факторов. Назовем лишь важнейшие из них - это рост объемов информационной составляющей общества, рост рисков при принятии управленческих решений, сложность и противоречивость событий современного мира, непостоянство всевозможных жизненных процессов, научно-технический прогресс в целом и многое другое.
Как показал анализ литературных первоисточников, независимо от сферы применения систем прогнозирования, является возможность выделения опорных точек для реализации любого алгоритма [6]. Представим это в некотором обобщенном виде применительно проблемы, которая вынесена в заголовок нашей статьи.
Науке известно более 150 методов прогнозирования. Самыми простыми являются приемы вычисления среднего арифметического, самыми сложными - программно-аппаратные системы принятия управленческих решений. Отметим, что практикой применения трендовых моделей и экспертных оценок сегодня сложно кого-нибудь удивить, зато новые достижения научной мысли на стыке разных наук остаются недостаточно востребованными обществом.
Научные основы проблемы прогнозирования и предсказания исследовались: как отрасль образования (И.В. Бестужев-Лада, А.В. Брушлинский, Б.С. Гершунский, А.Ф. Присяжная, М.Н. Скаткин, Л.А. Регуш) как компонент педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская) как ключевое условие эффективности педагогической деятельности педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.П. Ильин, С.Н. Лысенкова) [4, с. 98].
В то же время вопрос прогностических разработок в инновационной деятельности исследованы во многих научных работах известных ученых: В.М. Гранатуров, П.Ф. Друкер, Н.А. Казакова, А.В. Козаченко, И.В. Кочура, Л.В. Федулова и др. Зарубежные ученые этой проблеме также уделяли достаточное внимание. Однако их работы посвящены, в основном, обобщенным проблемам прогнозирование инновационных процессов, а такие второстепенные вопросы, как разработка организационных процессов при прогнозировании требуют дальнейшего совершенствования [7, 8].
Также исследование феномена педагогического прогнозирования в рамках субъектно-деятельносной парадигмы, рассматривались в работах Н.А. Глузман. Автор акцентирует внимание на «максимальном включении субъектов в инновационную практическую деятельность, что позволяет им в процессе непосредственного «проживания» в образовательной среде овладевать новыми способами деятельности» [2].
Формулировка цели статьи. Цель нашего исследования - выделение основополагающих этапов технологии прогнозирования образовательных ситуаций.
Изложение основного материала статьи. Прогнозирование в сфере образования и необходимость его совершенствования на основе использования современных средств, в настоящее время получили большую актуальность. Это вызвано тем, что широкое применение получила ситуационная методологии предвидения. Ее центральная идея - это положение о том, что любая социальная структура, в том числе и сфера образования, является открытой. Она приспосабливается к своей постоянно изменяющейся разнообразной внешней и внутренней среде. При этом главные причины того, что происходит внутри такой системы, лежат за ее границами.
В этом смысле решающим для эффективного управления такой системой являются такие понятия, как адаптация и внешняя среда. В свою очередь, сама адаптация может быть двух основных типов: ситуативная адаптация при изменении условий внешней среды, и перспективная, опережающая адаптация, которая базируется на выявлении и заблаговременном учете тенденций изменения внешней среды.
В этом случае управление все в большей мере должно строиться по типу так называемого опережающего управления - proactive management. Впрочем, как было сказано выше, методов опережающего управления существует достаточно большое количество. Все они содержат (в зависимости от задач, которые необходимо решить) разное количество этапов для достижения цели. Анализ показал, что, несмотря на это, есть возможность выделить основные, так называемые базовые этапы. Приведем их как этапы решения задачи построения прогноза. Их совокупность мы назвали технологией [8, 9].