Научная статья на тему 'Педагогическая сущность проблемы преемственности общеобразовательной и высшей школы'

Педагогическая сущность проблемы преемственности общеобразовательной и высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихамирова Бата Абдулгамидовна

В статье акцентируется внимание на реализации преемственных связей между средней и высшей школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая сущность проблемы преемственности общеобразовательной и высшей школы»

Психолого-педагогические науки

• ••

97

УДК 373

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© 2013 Шихамирова Б. А. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье акцентируется внимание на реализации преемственных связей между средней и высшей школой.

The article deals with the implementation of the successive links between secondary and higher school.

V stat’e akcentiruetsja vnimanie na realizacii preemstvennyh svjazej mezhdu srednej i vysshej shkoloj.

Ключевые слова: преемственность, непрерывность, профильное обучение, субъект воспитательного процесса, прогнозирование, адаптация.

Key words: succession, continuity, specialized education, the subject of educational process, forecasting, adaptation.

Kljuchevye slova: preemstvennost’, nepreryvnost’, profil’noe obuchenie, sub’ekt vospitatel’nogo processa, prognozirovanie, adaptacija.

Стратегия Правительства Российской Федерации по модернизации образования устанавливает новые требования к подготовке молодежи к профессиональной деятельности, осознанному выбору профессии и личной самореализации. Важно учесть приоритетные направления модернизации системы образования, о чем говорится в «Концепции развития образования РФ до 2020 года», которыми являются тенденции ориентации человека на будущую профессию, поиск эффективных методов, форм и средств обучения, способствующих осознанному выбору.

Нынешнее состояние образования в России характеризуется рядом противоречий между:

- образовательными потребностями учащихся, существующим специфическим рядом учебных предметов и уровнем мастерства общеобразовательных школ;

- разнообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований образовательного стандарта;

- требованиями системы высшего образования к качеству подготовки будущих студентов, а также окончательной подготовки выпускников образовательных учреждений;

- между возросшими требованиями к личности учителя и особенностями системы педагогического образования.

Одним из приоритетных направлений для решения этих конфликтов сегодня является введение профильного обучения для старшеклассников и осуществления преемственности между средним и высшим образованием.

Непрерывность предполагает совершенствование настоящего с проектированием будущего, ориентированного на дальнейшее развитие системы. Преемственность имеет большое значение для осуществления логики процесса обучения и образования в их взаимоотношениях и взаимозависимости.

Преемственность средств обучения и воспитания означает, что личность подростка на каждом последующем этапе развития включает в себя ранее приобретенные качества, а образование построено на ранее существующих системах обучения и воспитания, так как оно представляет собой «органическое единство обучения и воспитания и в этом качестве служит важнейшей составной частью процесса развития личности» [1. С. 23-28].

Преемственность в образовании формирует механизм непрерывности, так

98

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

как каждая последующая стадия образования базируется на достижениях предыдущего, включает их в качестве основы для дальнейшего развития.

Для непрерывности в образовании характерно не абсолютное отрицание исходных образовательных систем, которые включают в себя элементы как старого базиса, так и некоторые другие аспекты, требующие анализа проблемы на стыках разных наук.

На данном этапе мы рассматриваем проблемы среднего и высшего образования в его педагогическом содержании, которому органически присущи философские, социологические, психологические, социальные, гигиенические, экономические и некоторые другие аспекты.

Изучение проблемы преемственности в образовании требует знаний возрастных особенностей учащихся (Л. И. Божович, И. С. Кон, В. А. Крутецкий, Г. А. Караханова, В. И. Куравлев, А. Н. Ню-дюрмагомедов, Л. В. Мудрик). Тем не менее, сегодня, на наш взгляд, особенности старшеклассника и абитуриента изучены недостаточно. Научный подход к изучению преемственности среднего и высшего образования включает в себя анализ социально-педагогических основ проблемы.

В непрерывном образовании присутствует непротиворечивая и противоречивая последовательность педагогических проявлений. К непротиворечивому общему относится то, что воспитательный процесс в средней и высшей школе планируется и организуется исходя из единых установок современного общества.

И в общеобразовательной школе, и в вузе воспитание направлено на всестороннее, гармоничное развитие личности. В обоих случаях субъектами воспитательного процесса являются педагогический коллектив, администрация, органы ученического и студенческого самоуправления и другие коллективы, что способствует формированию высококвалифицированного специалиста в образовательной сфере.

В этом аспекте преемственность логически означает естественный переход от одного этапа к другому. Этот переход является воплощением на более позднем этапе всего положительного опыта, который достигнут в предыдущем, что влияет на его будущее совершенствование и развитие обучающихся.

Непрерывность является компонентом мастерства учителя, если иметь в виду оптимальную последовательность в образовательной деятельности преподавателей вузов и школьных учителей, кураторов и классных руководителей, ученых вуза и руководителей школьного кружка.

Данные о непрерывности образовательного процесса в одном и том же образовательном учреждении могут быть использованы на стыке различных учебных заведений с оценкой и учетом их различия. Эта специфика должна быть отражена в определении сущности наследования образовательного опыта. Поэтому, особого внимания заслуживают старания ученых, направленные на решение этой проблемы. Определим характерные для этого вида непрерывности.

Преемственность - это общепедагогический принцип, который по отношению к обучению требует постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри их; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний, умений и навыков; поступательного сходящего развертывания всего учебного процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы при обязательном учете качественных изменений, которые совершаются в личности учащихся и студентов [7].

Прием выпускника школы в университет изменяет текущую ситуацию развития личности, ее статус.

Смысл непрерывности и заключается в том, чтобы преобразовать школьника в студента и тем самым разрешить противоречие между новыми условиями обучения и исходными возможностями начинающих студентов и, как следствие, студент становится субъектом новых условий, новых функций, новых межличностных отношений. Можно выразиться так, что центром преемственности становится сам человек.

В широком смысле процесс смены образовательного учреждения включен в динамику учебного процесса вуза, который должен рассматриваться, организовываться и последовательно изучаться как управляемая динамичная система. Под пристальным контролем он создает

Психолого-педагогические науки •••

надлежащую основу для дальнейшей динамики учебного процесса с начала обучения и до завершения учебы.

В этом случае непрерывность действует в виде логики развития образовательного процесса от общеобразовательной школы до вуза, как ее движущая сила. В то же время преемственность - коэффициент обратной связи внешних связей средней и высшей школ. Именно здесь мы находим существенные преимущества и недостатки формирования школьного образования; создаются возможности для его контроля, коррекции, дальнейшего совершенствования.

Непрерывность в системе образования выражает социальную природу преемственности поколений в данных исторических условиях развития общества и несет на себе отпечаток образовательной политики государства.

Необходимо также отметить гуманистическую составляющую преемственности в общеобразовательной и высшей школе. Зачисление в университет завершает этап жизненного самоопределения, типичный для старшеклассников.

Организация последовательных этапов обучения - «визитная карточка» университета. Именно в этот период складываются первые и потому особенно чувствительные и значимые впечатления о высшем учебном заведении.

В дополнение к надеждам и ожиданиям предварительного представления о реальной ситуации университетского преподавания мажорное вхождение в новую социальную роль является важным фактором самоутверждения студента в новом статусе.

Школьная высокая мечта сбылась, и первый курс входит в сознание человека как трудное, но радостное время начала студенческой жизни.

Понятие непрерывности охватывает этику морально-нравственного поведения; и старшеклассники, и студенты призваны наследовать и развивать традиции своей школы в активной общественнополезной работе. Молодежное движение «Какую память оставил ты о себе и своей школе, своем вузе?» является частной иллюстрацией таких педагогических возможностей.

Понятие непрерывности также выражает профессиональную этику должного

99

поведения. Будущий специалист должен настроиться на творческое восприятие прогрессивных течений в профессиональной педагогической деятельности, предложенных его предшественниками, отнестись с уважением к их достижениям.

С этим тесно связана и стратегия профессионального поведения. Жизненные интересы требуют синтеза и развития уже накопленного позитивного опыта с одновременным акцентом на долгосрочные изменения в настоящем и будущем.

Задачи непрерывности оказывают свое влияние на содержание и формы учебных занятий в средней школе и первых курсах вуза, характер сотрудничества преподавателей и студентов, на постепенное видоизменение профориентационной работы, в приобщении к профессии и т. д.

Основная задача преемственности состоит в том, чтобы изменения условий обучения целенаправленно способствовали профессиональному самоопределению старшеклассника, абитуриента, студента.

В целом анализ философско-методологических исследований проблемы непрерывности педагогического образования и педагогической подготовки в нем позволяет вычленить следующие принципы проектирования:

- непрерывность педагогического образования является следствием более общей философской категории непрерывности и представляет собой взаимосвязь (взаимозависимость) как его временных интервалов, так и основных составляющих общепедагогической подготовки - педагогической теории и практики преподавания;

- педагогическая практика является первичным явлением в отношении педагогической теории, а педагогическая теория - инструментом педагогической практики;

- отношения педагогической теории и практики преподавания, как составляющих педагогической действительности, имеет определенное выражение на личностном уровне в процессе общепедагогического образования личности;

- преемственность в условиях непрерывного педагогического образования выражается, прежде всего, в последова-

100

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

тельности общей педагогической подготовки личности, отдельные компоненты которой являются ее теоретикопедагогической подготовкой и общественная педагогическая практика - это необходимое условие для всех этапов педагогического образования: допрофессионального общего, базового профессионального образования и последующего профессионально-педагогического совершенствования;

- преемственность является механизмом реализации непрерывности в области педагогического образования, через который каждый из последующих его этапов базируется на содержании теоретической и практической подготовки предыдущего, включает в себя предыдущие теоретические знания в области педагогики и педагогический опыт;

- рассмотрение общепедагогической подготовки в качестве непрерывного преемственного процесса позволяет решить проблемы педагогического образования, которые нельзя решить при его дискретном рассмотрении, так как непрерывность порождает новые (интегративные) качества системы образования, не свойственные ее частям.

К примеру, проблема актуализации психолого-педагогических знаний для большинства студентов педагогических вузов не может быть решена, если с этими знаниями они впервые знакомятся в вузе, а не ранее, когда они учились в общеобразовательной школе; проблема развития творческого потенциала учителя в послевузовский период решается запоздало, так как значительная часть времени тратится на компенсацию недоработок вузовского образования; решение проблемы квалификации учителя в соответствии с иерархическими ступенями - репродуктивный, эвристический и креативный уровни - возможно только при условии непрерывного педагогического образования и т. д. [7].

Процесс адаптации к каждому следующему курсу продолжается на всем

протяжении вузовского образования. И формирование активной позиции студента выражается в преодолении трудностей учебной деятельности. Овладение функциями своей социальной роли является одной из фундаментальных проблем образовательного процесса на всем его протяжении.

В связи с вышеизложенным, важно понимать педагогические условия, имеющие важное значение для оптимизации преемственности общеобразовательной и высшей школы в условиях непрерывного образования.

Каждая личность, вступающая в жизнь, проходит последовательные стадии развития: период подготовки к

включению в процесс общественного культурного производства, период подготовки и участия в процессе общественного производства, период зрелости.

Следовательно, на протяжении всей своей жизни человек действует в трех основных ролях: как ребенок является объектом наследования; выступая объектом, он выполняет в этом процессе и субъективные функции; после окончания вуза, будучи уже, главным образом, субъектом преемственности, продолжает наследовать в качестве объекта передовые традиции и опыт развитого общества.

С этой точки зрения непрерывность среднего и высшего образования приобретает важный социальный контекст. В процессе наследования каждое поколение студентов должно освоить опыт наследования идеологических и моральнонравственных ценностей общества. Поколения интеллигенции развивают и обогащают жизненный опыт для совместной практики в качестве субъектов и предмета наследования.

Важно понимать, что ключевой фигурой современного решения задач, стоящих перед системой образования, является учитель, от уровня культуры и профессиональной подготовки которого зависят успехи развития российского общества.

Примечания

1. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции образования. РГПУ, 1997. 232 с.

2. Караханова Г. А. Довузовская подготовка учащихся к педагогической профессии. М., 2007.

3. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 2009. 4. Кларин М. В.

Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике; М., 1994. 365 с. 5. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика.

1998. № 1. С. 23-28. 6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

Психолого-педагогические науки

• ••

101

ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 5. С.58-64.

7. Шихамирова Б. А. Преемственные связи в системе «Школа-педвуз», как условие профессионального самоопределения. Сборник статей Международной научной практикоориентированной конференции. М., 2010. 468 с.

Notes

1. Danilyuk A. Ya. Theoretical-methodological bases of education's integration. RSPU, 1997. 232 p.

2. Karakhanova G. A. Preuniversity training of the pupils for the profession of a teacher. M., 2007.

3. Kurganov S. Yu. A Child and an adult in educational dialogue. M., 2009. 4. Klarin M. V. Innovative model of the educational process in modern foreign pedagogy. M, 1994. 365 p. 5. Nazarova T. S. Educational technologies: a new stage of evolution? // Pedagogy. 1998. # 1. P. 23-28.

6. Hutorskoy A. V. Key competences as a component of the personality-oriented paradigm of education // National education. 2003. # 5. P. 58-64. 7. Shihamirova B. A. Continuous connections tion in the system «School-Pedagogical University» as a condition of professional self-determination. Collection of articles of the International scientific practical oriented conference. M., 2010. 468 p. Primechaniya

1. Daniljuk A. Ja. Teoretiko-metodologicheskie osnovy integracii obrazovanija. RGPU, 1997. 232 s.

2. Karahanova G. A. Dovuzovskaja podgotovka uchashhihsja k pedagogicheskoj professii. M., 2007.

3. Kurganov S. Ju. Rebenok i vzroslyj v uchebnom dialoge. M., 2009. 4. Klarin M. V. Innovacionnye modeli uchebnogo processa v sovremennoj zarubezhnoj pedagogike; M., 1994. 365 s. 5. Nazarova T. S. Pedagogicheskie tehnologii: novyj jetap jevoljucii? // Pedagogika. 1998. № 1. S. 23-28.

6. Hutorskoj A. V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 5. S. 58-64. 7. Shihamirova B. A. Preemstvennye svjazi v sisteme «Shkola-pedvuz», kak uslovie professional'nogo samoopredelenija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchnoj praktiko-orientirovannoj konferencii. M., 2010. 468 s.

Статья поступила в редакцию 28.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.