Научная статья на тему 'Развитие взглядов на проблему преемственности в отечественной и зарубежной педагогике'

Развитие взглядов на проблему преемственности в отечественной и зарубежной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СВЯЗЬ / ОБУЧЕНИЕ / PEDAGOGICS / CONTINUITY / COMMUNICATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева И. В., Питюков В. Ю.

Рассматривается эволюция понятия преемственности в философии и педагогике, а так же развитие взглядов на проблему преемственности в отечественной и зарубежной педагогике и ее прикладной характер в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VIEWS OF A CONTINUITY PROBLEM IN NATIVE AND FOREIGN PEDAGOGICS

Evolution of concept of continuity in philosophy and pedagogics is considered, as well as a development of views of a continuity problem in native and foreign pedagogics and its applied character in the system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Развитие взглядов на проблему преемственности в отечественной и зарубежной педагогике»

ной деятельности по формированию профессиональной компетентности современных специалистов. Педагогическая модель инновационного обучения в вузе заключается в стимулировании студентов к активному поиску личностного смысла в их будущей профессиональной деятельности. К приемам, активизирующим творческую активность студентов, можно отнести тре-нинговые занятия, методы группового решения проблем, методы, способствующие формированию навыков целеполагания, планирования, анализа собственной интеллектуальной деятельности, психической са-

морегуляции, программирования успеха и т.д. Все эти методы должны способствовать их творческой активности и развитию мотивации.

Литература

1. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. СПб.,2000.

2. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 11—17.

3. Карасева Т.М. Комплексное практическое занятие — деловая игра // Среднее профессиональное образование. 2002. № 7. С. 29, 30.

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

И.В. ГУСЕВА,

аспирантка кафедры педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры правового регулирования в туризме Российской международной академии туризма;

В.Ю. ПИТЮКОВ,

доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: irena.81@list.ru Рецензент: доктор педагогических наук, профессор А.И. Сеселкин

Аннотация. Рассматривается эволюция понятия преемственности в философии и педагогике, а так же развитие взглядов на проблему преемственности в отечественной и зарубежной педагогике и ее прикладной характер в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: педагогика, преемственность, связь, обучение.

DEVELOPMENT OF VIEWS OF A CONTINUITY PROBLEM IN NATIVE AND FOREIGN PEDAGOGICS

I.V. GUSEVA,

graduate student of chair of pedagogics and psychology, the senior teacher of chair of legal regulation in tourism of the Russian international academy of tourism;

V.YU. PITYUKOV,

doctor of pedagogy, full professor, scientific secretary of the Russian International Academy of Tourism

Annotation. Evolution of concept of continuity in philosophy and pedagogics is considered, as well as a development of views of a continuity problem in native and foreign pedagogics and its applied character in the system of continuous education. Keywords: pedagogics, continuity, communication, training.

Проблема преемственности представляет интерес для ученых с давнейших времен. Греческие философы Сократ [12] и Аристотель [1] в своих трудах подчеркивают необходимость непрерывного познания, основанного на идее преемственности.

В философии преемственность рассматривается как связь между различными этапами или ступенями развития, а ее сущность связывается с сохранением тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию и

выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания отрицания [3].

Идеи поступательного, плавного развития высказывались еще философами и педагогами прошлых веков (Д. Дидро [5], А. Дистервег [6], М.Ф. Квинти-лиан [9], Я.А. Коменский [10, 11], Г. Песталоцци [10]). Феномен преемственности связывался с вопросами самосовершенствования, саморазвития личности.

Чешский педагог Я.А. Коменский [11, с. 353] впервые разработал концепцию преемственности, рас-

сматривая процесс обучения как постоянное развитие разнообразных знаний из единого общего корня. Каждое новое знание он рассматривал как своеобразное органическое наращивание к уже имеющемуся в сознании учащихся фонду знаний: «Научные знания всей жизни должны быть распределены, чтобы составлять одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из общего корня и стоять на собственном месте». Благодаря работам Я.А. Коменского [10, 11] преемственность рассматривается как универсальное педагогическое явление.

А. Дистервег [6] разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав ее основные требования в виде 33 законов и правил. Он выдвинул ряд требований, одно из которых непосредственно касается проблемы преемственности, рассматриваемой автором как установления связи между родственными учебными предметами.

Г. Песталоцци [10] связывает проблему преемственности с умением педагога организовать последовательный и постепенный переход от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Г. Песталоцци [10] выдвигает требование непрерывности обучения, добавления знаний небольшими порциями к уже усвоенной массе, чем обеспечивается постоянное движение вперед.

Рассматривая преемственность в обучении, К.Д. Ушинский [20, с. 157] пишет: «Привязывать к старому, уже твердо установившемуся, все изучаемое вновь — это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого учения». Следовательно, можно утверждать, что педагог считает преемственность одной из основных закономерностей педагогической деятельности. «Повторяя беспрестанно старое и при каждом повторении прибавляя немного нового, дитя прочно усваивает громадное количество фактов, которого бы ему никогда не одолеть, если бы оно усваивало один факт за другим, не строя нового на прочном фундаменте старого... При таком преподавании голова учащегося не забивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо проверенными, но и те и другие как бы вырастают органически из немногих зерен, глубоко посаженных в душу».

Таких же взглядов придерживается П.Ф. Каптеров [14, с. 323]: «Начинай обучение с той точки, на которой стоит учение, и, начиная с нее, веди его далее без перерыва, без пробелов, основательно и постоянно вперед.

Не зная той точки, на которой стоит ученик, как далеко он ушел в известном предмете и на чем именно остановился в нем, невозможно принести учащемуся преподаванием пользу».

Р. Оуэн [19], решая проблему невежества людей, также апеллировал к идее преемственности, с учетом которой создал систему четырех образовательных ступеней: школу для малышей, дневную школу для детей постарше, вечернюю школу для подростков и вечерние лекции для взрослых.

Анализ представленных взглядов на проблему преемственности позволяет рассматривать данное явление как одну из важнейших закономерностей образовательного процесса, поскольку только прочные, активные и существенные связи имеют тенденцию к закреплению и развитию в данном процессе.

Значение преемственности в современном обучении возросло, когда ее стали относить к принципам дидактики. Главное требование дидактического принципа — целенаправленность, а главная цель принципа преемственности обучения — развитие и становление обучающегося, преемственный рациональный выбор содержания, методов, форм и средств обучения, направленный на дальнейшее совершенствование этих компонентов в условиях непрерывного образования. Задачей преемственности обучения является обеспечение поступательности личностных образовательных процессов, нахождение оптимального сочетания содержания, методов, форм и средств обучения, способствующих адаптации обучающихся в профессиональном учебном заведении, установлению взаимосвязи основных этапов непрерывного профессионального образования.

Существенный вклад в рассмотрение сущности преемственности, которая стала широко использоваться как дидактический принцип, внесли А.В. Батар-шев [2], С.М. Годник [4], Ю.А. Кустов [13, 14], А.А. Кы-верялг [15], М.И. Махмутов [16], М.Ю. Олешков [18].

В трудах Ю.А. Кустова [14, с. 16] преемственность рассматривается как принцип: «Принцип преемственности — это категория дидактики, которая отражает закономерности перестройки структуры содержания учебного материала и оптимизации методов обучения, направленных на преодоление противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения, и характеризует изменение способов реализации этих закономерностей в зависимости от целей обучения, развития и воспитания учащихся».

№ 8 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

187

Основываясь на изложенном, можно утверждать, что рассматривая преемственность как категорию дидактики, ученый видит в ней возможность решения противоречий, возникающих в процессе обучения. Ученый считает, что преемственность позволяет придать учебному процессу перспективный характер.

Изучая психолого-педагогические основы общедидактического принципа преемственности, А.А. Кы-верялг [15] включает в это понятие три взаимосвязанных элемента: установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного процесса на разных фазах его изучения; установление взаимосвязи форм, методов и приемов изучения предмета, учебного материала на различных этапах обучения; определение требований к знаниям учащихся, к их умению устанавливать внутренние и межпредметные логические связи.

B.П. Жуковский [7] так же рассматривает преемственность как принцип, призванный обеспечить поступательное, спиралеобразное развитие учебного познания.

А.Г. Мороз [17, с. 24] отмечает: «Преемственность — это общепедагогический принцип, который по отношению к обучению требует постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри их; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения: преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний, умений и навыков, поступательно-восходящего (виткообразного) характера развязывания всего учебного процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы при обязательном учете качественных изменений, которые совершаются в личности учащихся и студентов».

C.М. Годник [33] в своих исследованиях пишет, что преемственность предполагает необходимый элемент связи прошлого, настоящего и будущего, который позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для их успешного развития. Преемственность имеет различные стороны (социальные, дидактические, методические, психологические).

Обобщая научные взгляды зарубежных и отечественных философов и педагогов на проблему преемственности можно отметить: обеспечение преемственности в процессе обучения является одной из важ-

нейших проблем в педагогике, при рассмотрении которой необходимо использовать многосторонний подход, учитывающий, безусловно, связи в целях, содержании, методах, приемах и средствах обучения.

Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. дало новый импульс для развития проблемы преемственности, поскольку выстраивание двухуровневой системы высшего профессионального образования в отрыве от этого принципа абсолютно невозможно.

Происходящие изменения в системе образования сегодня потребовали более внимательно изучить вопросы содержания, организационных форм, используемых средств и методов, обеспечивающих практическое воплощение преемственных связей между разными ступенями образования.

Литература

1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1975—1983.

2. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в образовательной и профессиональной школе. СПб., 1996.

3. Гегель Г. Сочинения. Т. 6. М., 1939.

4. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 1981.

5. Дидро Д. Сборник избранных сочинений. 1884.

6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

7. Жуковский В.П. Преемственность формирования учебной деятельности учащихся и курсантов: методология, теория, технология. Саратов, 1999.

8. Каптеров П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсенева. М., 1982.

9. Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений / пер. с лат. [неполный] А. Никольского. Ч. 1—2. Ч. 1. СПб., 1834.

10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песта-лоцциИ.Г. Педагогическое наследие. М., 1989.

11. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1982.

12. Афинский К. Сократические соч. М.-Л., 1935.

13. Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. Свердловск, 1990.

14. Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара, 1993.

15. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 1. Таллин, 1971.

16. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.

17. Мороз А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней образовательной школы и студентов вуза: дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1972.

18. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. Н. Тагил, 2011.

19. Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М.-Л., 1950.

20. УшинскийК. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии и избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. М., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.