ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 37.022
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© О. А. ШУВАТОВА
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 г. Пензы
e-mail: oshuvatova@yandex.ru
Шуватова О. А. - Преемственность как основа реализации современных теоретико-методологических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 873-876. - В статье описан и проанализирован феномен преемственности. Преемственность рассматривается как одно из важнейших условий успешной реализации современных теоретико методологических подходов к организации образовательного процесса в средней школе.
Ключевые слова: преемственность, качество обучения, компетентностный подход; личностно ориентированный подход.
Shuvatova О. А. - Continuity as a basis of realization of modern theoretical approaches to organization of educational process in а secondary school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 873-876. -
The phenomenon of continuity has been described and analyzed in the article. The continuity is treated as an important means of successful realization of modern theoretical approaches to educational process in secondary school.
Keywords: continuity, quality of education, competence approach, personality oriented approach.
Актуальность осмысления проблемы преемственности на всех этапах образовательного процесса связана, прежде всего, с условиями жизни современного человека, требующими быстрого и безболезненного перехода из одной социально-экономической и психологической ситуации в другую. Одним из суще-ственныхфакторов,обеспечивающихсоциальнуюмо-бильность, психическую устойчивость и творческий потенциал современного человека является образовательный процесс как целостность, представленная в устойчивых взаимосвязях его смысловых, содержательных и организационных компонентов. Отсутствие преемственности на тех или иных этапах образовательного процесса создает труднопреодолимые препятствия на пути успешного обучения, личностного развития и социализации.
Чтобы раскрыть смысл преемственности и определить её роль в образовательном процессе следует рассмотреть и проанализировать различные подходы к пониманию преемственности как философского, социально-культурного и психолого-педагогического явления.
С философской точки зрения преемственность предстает как взаимосвязь между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим. Преемственность предполагает не просто отмену (отрицание) ста-
рого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто. Тем самым обеспечивается непрерывность развития. Благодаря преемственности сохраняется устойчивость и целостность развития природы и общества [13]. В философии выделяют два основных вида преемственности - горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная преемственность предполагает процесс количественных изменений, происходящих в рамках одного уровня. вертикальная преемственность - процесс качественных изменений на разных уровнях. Преемственность отражает общие и существенные связи, присущие всем развивающимся явлениям, процессам; она означает связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность есть проявление законов диалектики, особый механизм памяти общества [1]. Таким образом, «преемственность» как философская категория предстает как одно из проявлений развития, какспособасуществованияиуниверсальногосвойства материи и сознания.
В культурологиипреемственность предстает как условие развития культуры, способ сохранения культурного наследия, социальная память общества. Благодаря преемственности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного
опыта. Механизмы преемственности в культуре проявляются в материальной и нематериальной форме. К первой относятся предметы быта, произведения искусства, ремесла и т. п., ко второй - язык, архетипы, мифы, традиции, обычаи.
С точки зрения социологии преемственность является частью социального развития, включена в его контекст. Преемственность рассматриваетсяна ма-кро- и микросоциологическом уровнях. С позиций ма-кросоциологическогоподходапреемственностьсвязы-вается с такими явлениями как изменение, эволюция, прогресс, развитие,становление, традиция, инновация. Под преемственностью понимается последовательная смена стадий развития, которая одновременно обеспечивает стабильность и изменение общества, а также взаимодействие различных социальных структур, систем, институтов друг с другом. В микросоциологии преемственность представлена в процессах и явлениях повседневного мира, в котором слиты воедино прошлое, настоящее и будущее. Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т. к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, преемственность как социальная категория предстает как объективная необходимость,условиеизакономерностьпроцессасу-ществованияи развитияприроды, общества, личности.
Спедагогическихпозиций преемственность рассматривается как дидактический принцип, в той или инойстепениопределяющийсодержание,организаци-онные формы и методы учебного процесса.
К настоящему времени значительная часть исследователей находятся на единых позициях, рассматривая преемственность в обучении как дидактический принцип (С. И. Архангельский, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, В. В. Давыдов, Ю. А. Кустов, А. А. Кы-верялг, И. Я. Лернер, А. А. Люблинская и др.). Однако, рассматривая преемственность как дидактический принцип, каждый исследователь раскрывает и описывает разные грани этого явления.
В.В. Давыдов рассматривает преемственность как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различныхстадий обучения - как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям [6].
Ш. И. Ганелин считает, что преемственность следует рассматривать как дидактический принцип в тесной и неразрывной связи с принципом систематичности и последовательности. Так как принцип систематичности и последовательности выступает не как нечто застывшее и неизменное, а как принцип, который в процессе прогрессивного развития науки, процессов ее интеграции и дифференциации обогащается новым содержанием, то и дидактический принцип преемственности в обучении также развивается и обогащается новым смыслом.
Реализацияпреемственностикакдидактическо-го принципа подразумевает:
- согласованность содержания, форм методов и средствобразовательногопроцессана каждомотдель-но взятом образовательном этапе;
- согласованность содержания, форм методов и средств образовательного процесса на всех его этапах, чтопозволяет сохранить достигнутый уровень обученности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития [3].
Ю. А. Кустов отмечает, что осуществление преемственности позволяет придать учебно-воспитательному процессу динамичный,перспективный характер, активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого, исключающий параллелизм, дублирование и обеспечивающий взаимосвязь содержания образования, методов обучения, приемов и способов осуществления учебно-познавательной деятельности на всех ступенях и этапах, обучения [7].
С. М. Годник рассматривает преемственность с позиций адаптации школьников в новых для них условиях обучения. Он отмечает, что необходимость в преемственности возникает при обстоятельствах, когда произошли события, которые фактически нарушали привычную для учащихся, ситуацию, что порождает противоречия, осложняющие их учебную деятельность. Преемственность также позволяет преодоле-ватьобъективныепротиворечиялинейно-дискретного характера процесса обучения. Но преемственность не может рассматриваться только лишь как фактор, призванный устранять противоречия, внешне согласовывать события. Она является важным условием конструктивной деятельностив учебном процессе,вы-полняя эвристическую функцию, помогая конструировать новые, более эффективные модели образовательного процесса [4].
А. М. Кухта [9] считает, что преемственность в обучении выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального соотношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения. Такой подход к обучению обеспечивает развитие учащихся и их подготовку к усложняющейся учебно-познавательной деятельности. Преемственность проявляется и в предъявлении посильных оптимальных требований к учащимся, и в поступательновосходящем характере всего учебного процесса.
В современной педагогике выделяют три основных направления реализации преемственности: в содержании обучения, в преподавании (деятельности преподавателя) и учении (познавательной деятельности учащихся).
Преемственность в содержании изучаемого материала с позиции преподавания подразумевает:
- членение изучаемого материала на составные части;
- логическое изложение (раскрытие) всех составных элементов (частей) изучаемого материала;
- установление связи изучаемого материала с ранее изученным;
- определение функциональной зависимости междусодержаниемизучаемогоматериалаиметодами преподавания [7].
«Горизонтальная» преемственность проявляется в систематичности и последовательности изложения педагогом и освоении учащимися учебного
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
материала, целостности знания, адекватности образо-вательныхтехнологийсодержаниюобразования,зада-чам обучения, возможностям и способностям субъектов образовательного процесса. «Вертикальная» преемственность проявляется в готовности учащихся к обучению на более высоком образовательном уровне.
Преемственность в обучении с позиции учащихся проявляется в том, что они осознают основные идеи учебного предмета в их логических и содержательных взаимосвязях, и на каждом последующем этапе обучения это осознание выходит на качественно новый уровень. Если внутри каждого этапа обучения в основном проявляется преемственность на одном уровне (количественные изменения), то переход с одного этапа (ступени) к последующему носит неровный, скачкообразный характер, связанный с качественными изменениями в развитии учащихся.
Таким образом, преемственность в педагогике -это сложное и многогранное явление, которое проявляется по-разному, и в различных условиях имеет свою специфику.
Современное общество предъявляет новые требования к уровню и качеству образования. Сущность новообразованийвструктуре личности,возникающих в процессе обучения, отражается сегодня в виде ключевых компетенций, на формирование которых долж-набытьнаправленасовременнаясистемаобразования.
Компетентностный подход как теоретико-мето-дологическаяосновасовременногообразованияявля-ется следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам, отражает способность одновременного понимания и действия, которые позволяют воспринимать новые культурные, социальные, экономические и политические реалии [12]. Суть этого подхода состоит, образно говоря, в том, что цели обучения формулируются в виде триады - «умение действовать», «умение быть» и «умение жить» [14].
Основные идеи компетентностного подхода формулируются следующим образом:
• компетентностьобъединяетв себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
• понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;
• компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
• в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») [7].
Очевидно, что компетенции и компетентность личности как конечный образовательный результат могут быть успешно сформированы только в том случае, если преемственность в образовании будет осуществляться в полном объеме внутри каждого обра-
зовательного уровня и между ними. Преемственность есть одно из обязательных педагогических условий формирования компетентной личности.
В процессе обучения ставится и решается основная задача образования - создание условий для развития гармоничной, нравственной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающей-ся личности, поэтому личностно ориентированный подход, так же как и компетентностный, выступает как теоретико-методологическая основа организации образовательногопроцесса.Сущностьданногоподхо-да состоит в том, что все обучение строится с учетом прошлого образовательного опыта обучающегося, его личностных особенностей. Обучение стоится на осно-вевсубъект-субъектноговзаимодействия,«преломля-ется» через личность обучающегося и педагога, через их мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности.
Для успешной реализации личностно ориентированного подхода необходимо дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуально личностных характеристик учащихся, выявлять и учитывать особенности стиля познавательной деятельности ученика и профессиональной деятельности учителя, создавать технологии «обучения учению», осуществлять рефлексию не только на результат, но и на процесс образовательной деятельности.
Качественное продвижение обучающегося по персональной траектории, в рамках реализации дан-ногоподхода,подразумеваетобеспечениепреемствен-ности на всех этапах обучения [11].
Реализацияпреемственностивсодержанииучеб-ного материала, методах обучения и организационноуправленческих действиях позволяет повысить качество обучения и обеспечить и гармоничное развитие личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БеликовВ.А.Философияобразованияличности:Дея-тельностный аспект. М.: Владос, 2004.
2. Бордовская. Н.В. Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.
3. Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы // Преемственность учебно-воспитательной работы в 4-5 классе. М., 1995. С. 5-21.
4. Годник С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Советская педагогика. 1980. № 9. С. 52-56.
5. Игнатьев В.А. Принцип преемственности и его познавательное значениевфилософии. Дисс____канд.фило-
соф. наук. Рязань, 1972. 229 с.
6. Давыдов. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
7. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М.: НФПК, Институт новых технологий образования, 2002.
8. Кустов Ю.А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы // Сов. высш. шк. 1988. № 1. С. 68.
9. Кухта A.M. Принцип преемственности в обучении. Львов, 1973.
10. Кыверялг А.А. Сущность преемственности и ее реализация в обучении // Преемственность в обучении уча-щихсяпредметаместественно-математическогоцикла в школе и среднем ПТУ. М., 1984. С. 3-27.
11. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования: теория и технология // М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.
12. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 4. С. 42-51.
13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. С. 380.
14. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 9-11.
15. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 41-43.