Научная статья на тему 'Преемственность процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов'

Преемственность процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Любовь Александровна

Переход России к информационному обществу и внедрение средств информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности определяет необходимость овладения информационно-коммуникационной компетенцией. Реализация компетентностного подхода в обучении требует последовательности, систематичности и преемственности, т.е. организации процесса постепенного восхождения от одного образовательного уровня к другому. В статье рассматриваются особенности реализации преемственности в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTINUITY OF THE PROCESS OF THE FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE OF PUPILS AND STUDENTS

The transition of Russia to the information society and the implementation of information and communication technologies in all spheres of life determines the necessity of mastering of information and communication competence. The implementation of the competence approach in teaching requires consistency, regularity and continuity, i.e. the organization of the process of gradual ascent from one educational level to another. The article discusses the features of the implementation of continuity in the formation of information and communication competence of pupils and students.

Текст научной работы на тему «Преемственность процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов»

Педагогика

УДК: 371.3:372.881.111.1

кандидат педагогических наук Леонтьева Любовь Александровна

Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (г. Нижнекамск)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Аннотация. Переход России к информационному обществу и внедрение средств информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности определяет необходимость овладения -информационно-коммуникационной компетенцией. Реализация компетентностного подхода в обучении требует последовательности, систематичности и преемственности, т.е. организации процесса постепенного восхождения от одного образовательного уровня к другому. В статье рассматриваются особенности реализации преемственности в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция; информационно-коммуникационная компетенция, преемственность.

Annotation. The transition of Russia to the information society and the implementation of information and communication technologies in all spheres of life determines the necessity of mastering of information and communication competence. The implementation of the competence approach in teaching requires consistency, regularity and continuity, i.e. the organization of the process of gradual ascent from one educational level to another. The article discusses the features of the implementation of continuity in the formation of information and communication competence of pupils and students.

Keywords: competence approach, competence; information-communication competence, continuity.

Введение. Происходящий в России переход от индустриального общества к информационному, определяемый внедрением новейших информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в качестве наиболее значимой выдвигает проблему формирования информационно-компетентной личности специалиста всех отраслей знания. Основным принципом обучения в связи с переходом к «обучению через всю жизнь» является принцип преемственности, который предполагает взаимосвязь школьной, вузовской и послевузовской систем образования [20, с. 17].

Изложение основного материала статьи. Проблема преемственности рассматривается в истории, философии, политологии, социологии, юриспруденции, педагогике, психологии. В философском энциклопедическом словаре «преемственность» рассматривается как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или его характеристик при переходе к новому состоянию ...» [21, с. 507].

Вопросы обеспечения преемственности в обучении и воспитании рассматривались многими педагогами прошлого. На последовательности и систематичности в организации учебного процесса настаивали

A. Дистервег, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.

В современной педагогической науке проблема преемственности в обучении исследуется уже много десятилетий и рассматривается как педагогическая система (А.В. Батаршев) [3], общедидактический принцип (А.Г. Мороз) [16], закон развития педагогики (Г.П. Кукла) [12], общепедагогическая закономерность (В.В. Давыдов) [9], форма связи между элементами системы обучения (А.А. Люблинский) [15], педагогическое условие образовательного процесса (А.В. Коржуев, В.А. Попков, Д.В. Чернилевский) [11].

Российская педагогическая энциклопедия выделяет преемственность в построении отдельного учебного предмета (преемственность в линейном расположении учебного материала), которая обеспечивает постепенное развертывание содержания изучаемой отрасли знания таким образом, что последующее органически связано с предыдущим [18, с. 385].

Преемственность реализуется также и в концентрическом расположении материала, которое, по мнению

B.В. Краевского и И.Я Лернера, состоит в «постепенном уточнении и дополнении понятий и одновременно в расширении системы соответствующего языкового материала» [14, с. 31]. Они полагают, что преемственность в этом случае должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними.

Развивающаяся сегодня тенденция ориентации результатов обучения на умение решать личностно-значимые и практически важные для обучаемых задачи приводит к необходимости внедрения так называемого «компетентностного» подхода с выделением определенного набора компетенций, необходимого для данной конкретной области знания.

Анализ существующих в педагогической литературе определений информационно-коммуникационной компетенции (М.А. Бовтенко [4], В.Г. Былинкина [5], В.М. Галкина [7], Г.Б. Паршукова [17]) и ее составляющих позволил автору сформулировать следующее ее определение: «Информационно-коммуникационная компетенция - это способность индивида использовать в практической деятельности знания и умения в области инфокоммуникационных технологий для поиска, обработки, интеграции, оценки, создания и передачи информации, представленной в различных форматах и операциональных системах» [13]. Данная компетенция входит в число ключевых компетенций личности, определенных Советом Европы, и является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалистов разного профиля на современном этапе развития общества.

Говоря о преемственности в условиях информатизации, мы имеем в виду не только преемственность по вертикали от нулевой ступени до старшей, где каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий, но и по горизонтальной - между различными учебными предметами.

Целью преемственного формирования информационно-коммуника-ционной компетенции у студентов и школьников является формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности с информацией на основе применения информационно-коммуникационных средств, осуществляемое как последовательный переход от одного уровня ее сформированности к следующему и способствующее развитию личности и успешной адаптации к жизнедеятельности в условиях информационного общества [13].

Задачами формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов являются следующие:

1) освоение и систематизация знаний, относящихся к информационным процессам в различных системах;

2) овладение навыками использования информационно-комму-никационных средств (компьютер, мобильный телефон, принтер, электронная почта, СМИ, Интернет) для самостоятельного поиска, анализа, отбора, преобразования, сохранения и передачи информации;

3) овладение умениями ориентироваться в информационных источниках, выделять в них главное и необходимое; осознанно воспринимать информацию, распространять ее по каналам СМИ;

4) овладение умениями и навыками применения информационных и телекоммуникационных технологий (аудио- и видеозаписей, электронной почты, Интернет) для решения учебных задач;

5) овладение умениями и навыками построения математических моделей явлений и процессов, алгоритмов осуществления действий;

6) приобретение опыта проектной деятельности, создания редакторов оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;

7) развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную, социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией [2].

Преемственное формирование информационно-коммуникационной компетенции должно проходить поэтапно. Этапы формирования информационно-коммуникационной компетенции сводятся к базовому, общему (пользовательскому) и профессиональному. Особенности формирования компонентов информационно-коммуникационной компетенции на разных этапах обучения в школе и вузе приведены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы формирования информационно-коммуникационной компетенции

Этап Период формирования Знания Когнитивные действия Практические умения

Общие - создание - использование ресурсов

представления об несложных Интернет для поиска

ё о устройстве документов в информации для организации

и и компьютера. Word; образовательной деятельности;

« и Основы работы с - создание простых - решение с помощью ИКТ

m о СП я операционной расчетных таблиц несложных учебных и бытовых

^ системой в Excel; задач;

с! М а О Windows.

Владение - создание простых - набор и распечатка на принтере

базовыми презентаций; раздаточных материалов для

ресурсами ИКТ - осуществление презентации результатов учебно-

по основным поиска, доступа, познавательной деятельности;

аспектам учебной оценки, извлечения - использование установленных

деятельности. и передачи учебных программ;

Владение информации на освоение под руководством

навыками оценки основе инструктора новых прикладных

эффективности использования программ;

ИКТ-средств. базовых ресурсов - использование базовых

Владение базовой ИКТ в возможностей ИКТ в целях

терминологией образовательном саморазвития;

электронной процессе; - использование электронных

коммуникации, - работа с учебных материалов и базовых

связанной с учебными средств ИКТ для осуществления

образовательной материалами, электронной коммуникации;

деятельностью; предварительно - навыки просмотрового чтения;

основными подобранными отбора необходимой (заданной)

жанрами преподавателем; информации;

учебного

электронного

дискурса;

нормами учебной

коммуникации.

Владение - создание простых - использование

базовыми (без рисунков и информационных технологий,

сведениями и таблиц) и сложных комплекса прикладных

навыками в (с таблицами, программ, разнообразных

области рисунками и инструментальных

авторского права, схемами) средств, включая виртуальные

защиты документов в среды обучения для решения

информации; Word; повседневных студенческих

знание этических, - создание задач - подготовки докладов и

санитарно- расчетных таблиц рефератов, подготовки к

гигиенических в Excel с семинарам и практическим

норм использованием занятиям, написания курсовых и

использования формул, а также дипломных работ, подготовки к

ИКТ. математических, выступлениям на студенческих

Владение логических, научных конференциях;

навыками оценки статистических - умение устанавливать на

и коррекции функций; компьютер программное

собственной - построение обеспечение учебного

учебно- диаграмм; назначения;

профессио- - создание баз - исследовать возможности того

нальной данных или иного программного

деятельности с (однотабличных и обеспечения для использования

использованием многотабличных), его в процессе освоения

й ИКТ. построение информации;

и к а запросов, форм и - использование возможностей

с ь зу в ы отчетов; простого поиска в

л е т общедоступных поисковых

а в с р системах и ограниченного

о з ук количества учебных

ь л м (профессионально-

С и ориентированных) ресурсов;

по и

Владение комплексом ресурсов основным специальным аспектам профессионально й деятельности.

ф

о рП

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ук

>

- оформление профессиональной документации и создание

материалов для отчетного процесса с использованием текстовых процессоров;

- создание баз данных в табличных процессорах;

- учет результатов профессиональной деятельности с использованием СУБД;

- создание специальных профессиональных тестов;

- создание собственных Интернет-ресурсов;

- эффективная реализация всех нормативных аспектов при использовании ИКТ в профессиональной деятельности.

- использование базовых функций стандартного офисного приложения для организации исследовательской деятельности и подготовки отчетной документации в печатных и электронных публикациях;

- использование базовых средств синхронной и асинхронной коммуникации для установления дружеского и учебно-исследовательского взаимодействия;

- использование всего комплекса средств ИКТ для усвоения различных учебных дисциплин (особенно

узкопрофессиональных);

- самостоятельный отбор электронных учебных материалов по специальности, базирующихся на оценке качества электронных образовательных ресурсов.-решение профессиональных, корпоративных задач с использованием ИКТ;

- свободное владение терминологией электронного взаимодействия в профессиональной сфере общения, самостоятельное продуцирование текстов (информации) в различных жанрах профессионального электронного дискурса;

- использование разнообразных стандартных и специальных программных ресурсов для планирования, организации деятельности и подготовки корпоративной документации и печатных и электронных публикаций профессионально-корпоративной направленности;

- умение устанавливать на компьютер программное обеспечение профессионального назначения; исследовать возможности того или иного программного обеспечения для привлечения его в производственный процесс;

- свободное использование расширенного поиска в общедоступных поисковых системах и широкого диапазона поля профессиональной информации;

- использование комплекса средств коммуникации для взаимодействия в рамках профессионального сообщества на различных (корпоративных, региональных, российских, международных) уровнях;

- использование средств ИКТ для профессионального развития (повышение квалификации, участие в проектах, научная деятельность).

Формирование перечисленных умений у школьников и студентов возможно при соблюдении принципа преемственности в обучении.

Выводы. Преемственность в формировании информационно-коммуникационной компетенции будущих специалистов может быть достигнута, на наш взгляд, при четкой ориентации на сформированность уровней информационно-комму-никационной компетенции, причем базовый уровень должен формироваться на этапе обучения в средней общеобразовательной школе, а формирование пользовательского и профессионального уровней должны осуществляться при получении высшего образования.

Принцип преемственности в формировании информационно-коммуникационной компетенции может быть реализован по следующим направлениям: совершенствование учебно-познавательного процесса согласно растущим требованиям информационного общества; укрепление единства теории и практики, органическое сочетание высокого теоретического уровня преподавания с выработкой у обучаемых прочных практических знаний, умений и навыков; совершенствование долгосрочного планирования и прогнозирования развития общего среднего и высшего образования с учетом меняющихся потребностей общества.

Литература:

1. Александров, Г.Н. Теоретические основы решения проблемы преемственности формирования учебной деятельности в системе «школа-вуз» / Г.Н. Александров // Вопросы преемственности воспитания и формирования учебной деятельности в системе «школа-вуз»: сб. научн. тр. - Орджоникидзе, 1984. - С. 10-25.

2. Базовая ИКТ-компетенция. - Режим доступа: http://center.fio.ru/ ikt.asp.

3. Батаршев, А.В. Преемственность в дидактических приемах обучения / А.В. Батаршев // Советская педагогика. - 1987. - № 4. - С. 71-74.

4. Бовтенко, М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: монография / М.А. Бовтенко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - 244 с.

5. Былинкина, В.Г. Условия формирования информационно-коммуни-кативной компетенции учителя / В.Г. Былинкина. - Режим доступа : http://www.ito.su/2003/VHI/ VIII-0-3098.html.

6. Винницкая М.А. Основные составляющие информационной компетентности будущих специалистов / М.А. Винницкая, С.К. Баймухамедова, М.Ж. Дюсемалиева и др. // Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы, 2005. - С. 135-140.

7. Галкина, В.М. Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для информационно-технологического профиля / В.М. Галкина. - Режим доступа: http:// www.eldos.ru/journal/2005/ 0910-02.htm.

8. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С.М. Годник. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981. - 127 с.

9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 127 с.

10. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище: доклад международной комиссии по образованию / Ж.Делор. - М.: ЮНЕСКО, 1997. - 295 с.

11. Коржуев, А.В. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М.: Янус-К, 2002. - 232 с.

12. Кукла, Г.П. Дидактические условия эффективной организации контроля учебной деятельности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Г.П. Кукла. - Челябинск, 1984. - 17 с.

13. Леонтьева Л.А. Преемственность в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов вуза (на примере обучения иностранному языку): автореферат дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Леонтьева. - Ульяновск, 2011. - 30 с.

14. Лернер, И.Я. Учебно-воспитательный процесс как система. Новые исследования в педагогических науках / И.Я. Лернер // М.: Педагогика. - 1985. - № 1. - С. 30-34.

15. Люблинский, А.А. О преемственности учебной работы в школе / А.А. Люблинский // Преемственность в процессе обучения в школе: материалы конференции. - Л.: Наука, 1969. - С. 5-10.

16. Мороз, Л.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза (На материалах школ и вузов Украинской ССР): автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Л.Г. Мороз. - Киев, 1972. - 10 с.

17. Паршукова, Г.Б. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя: учеб. пособие / Г.Б. Паршукова, М.А. Бовтенко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - 148 с.

18. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998. - 672 с.

19. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с.

20. Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы / Л.О. Филатова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 192 с.

21. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.Ф. Ильичева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

22. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер. - М.: БИНОМ, 2008. - 188 с.

Педагогика

УДК 81

кандидат юридических наук, доцент, ведущий эксперт Лифанцев Илья Борисович

Гуманитарный институт Российского университета транспорта (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В РАМКАХ СИСТЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Статья посвящена анализу системы иноязычной подготовки в образовательных организациях правоохранительных структур с точки зрения формирования конкретных компетенций, необходимых будущему специалисту в процессе исполнения им служебных обязанностей, в частности, лингвокоммуникативной компетенции - персонифицированного индикатора хода и результативности иноязычной подготовки, совокупности внутренних ресурсов, необходимых для построения контактов сотрудника с использованием иностранного языка в максимально широком спектре жизненных и служебных ситуаций. Кроме того, раскрывается необходимость изучения системы иноязычной подготовки, как неотъемлемой части системы образования, в целях дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Материалы, представленные в данной работе, предназначены для преподавателей иностранных языков, специалистов в сфере профессионального образования, организаторов учебного процесса, обучающихся образовательных организаций, интересующихся теоретическими и практическими вопросами обеспечения эффективности профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова: лингвокоммуникативная компетенция, система образования, система иноязычной подготовки, оптимизация образовательного процесса.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the foreign languages training system at educational establishments of law-enforcement agencies with relation to concrete competences formation, which are necessary for future specialists' official duties, and particularly linguo-communicative competence as personified indicator of the foreign languages training system process and effectiveness, the set of inner resources necessary for officer's contact construction with the use of a foreign language in maximally wide spectrum of living and official situations. Moreover the necessity of foreign language training system study as an integral part of educational system is revealed in the article for future perfection of teaching and educational process. The materials, presented in the given paper, are intended for foreign language instructors, specialists in the sphere of professional education, organizers of the educational process and students of educational organizations, interested in theoretical and practical issues of ensuring efficiency of professional training of specialists.

Keywords: Linguo-communicative competence, educational system, foreign languages training system, optimization of educational process.

Введение. В трудах современных учёных прямо или косвенно была обоснована феноменология системы иноязычной подготовки (далее - СИП), доказана уникальность этого сложного и многоаспектного явления [3, 5].

Но конкретная сфера реализации СИП далеко не всегда ориентирована на концептуальные и доктринальные масштабы реализации, ведь требования профессиональной среды обычно персонифицированы и подразумевают достижения конкретных результатов каждого специалиста, выполняющего определённые задачи.

Руководствуясь указанными ориентирами, прежде всего, следует отметить, что современное состояние подготовки квалифицированных кадров в системе высшего образования правоохранительных структур объективно требует постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего качество подготовки будущих специалистов.

Сказанное выше очевидно, прежде всего, потому, что в теории и практике профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных структур за последние десятилетия выявлен и обоснован большой объём личностных качеств, наличие которых рассматривается обязательным условием реализации системы образования в ведомственных образовательных организациях. Да и, собственно, коммуникативный компонент в рассматриваемой совокупности справедливо считается органичным и значимым [8, 11].

Изложение основного материала статьи. В контексте понимания отмеченных реалий сотрудники правоохранительных структур выступают в качестве субъектов вербального и невербального общения, реализуя те или иные задачи в профессионально-ориентированном социальном пространстве, вольно или невольно становясь участниками реализуемой СИП.

Иначе говоря - лингвокоммуникативная компетенция сотрудника может и должна расцениваться в качестве индивидуального верификатора хода и результативности СИП. Это правильно потому, что своевременность и востребованность исследования СИП в подобном варианте анализа определяется явным дефицитом уровня лингвокоммуникативной компетентности специалистов правоохранительных структур.

Возникает большое количество ситуаций, когда оперативные работники, сотрудники боевых, следственных, аналитических и иных подразделений часто оказываются не в состоянии решать стоящие перед ними задачи из-за невозможности использования информации, полученной ими в иноязычной системе обмена сведениями.

Пренебрежение отмеченными обстоятельствами ведет к неустранимым пробелам в деятельности названных специалистов, значимо снижает эффективность таковой.

Причинами указанных пробелов являются очевидные недостатки в профессиональной подготовке, связанные с тем, что дидактические технологии обучения иностранным языкам, применяемые в образовательных организациях, базируются преимущественно на традиционных методиках его преподавания, сложившихся во времена отсутствия интерактивных средств коммуникации.

В фундаментальных научных исследованиях и в теоретических разработках прикладного характера не детализированы критерии, условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию процесса формирования данного личностного свойства в системе профессиональной подготовки специалистов, что является теоретико-прикладным пробелом. Очевидная необходимость его устранения предполагает изменение ориентации всего процесса преподавания посредством коррекции дидактического вектора в сторону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.