Научная статья на тему 'Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе'

Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ДОХОД / ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН / SELF-EMPLOYED / TAXES / TAXATION / INFORMAL EMPLOYMENT / INCOME / LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED PEOPLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скруг Валерий Степанович

В работе раскрыты актуальные вопросы, связанные с легализацией налогообложения доходов самозанятого населения. Категория самозанятых занимает значительную долю в экономически активном населении страны. При этом подавляющее большинство из них сейчас находится вне правового поля. В статье исследуются различные подходы к понятию «самозанятые», обозначена их роль в социально-экономической структуре общества. Проанализирована нормативно-правовая база, которая регламентировала процесс легализации самозанятых. Сравнивается опыт зарубежных стран и России в контексте правового статуса самозанятых. Исследованы причины, по которым самозанятые предпочитают оставаться в «тени». Рассмотрены риски, а также положительные и отрицательные аспекты введения налога на профессиональный доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the process of legalization of the income taxation of self-employed citizens in the Russian Federation at the present stage

The work reveals critical issues associated with the legalization of taxation of income of self-employed. Category of self-employed has a significant share in the economically active population of the country. The vast majority of them is now outside the legal field. The article examines various approaches to the concept of "self-employed", describes their role in the socio-economic structure of the society. Analyzed the normative-legal base, which regulates the process of legalization of the self-employed. Compares the experience of foreign countries and Russia in the context of the legal status of self-employed. Investigated the reasons for the self-employed prefer to stay in the "shadows." The authors considered the risks, and positive and negative aspects of imposing a tax on professional income.

Текст научной работы на тему «Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в российской Федерации на современном этапе

Скруг В.С. 1

1 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, Россия

В работе раскрыты актуальные вопросы, связанные с легализацией налогообложения доходов самозанятого населения. Категория самозанятых занимает значительную долю в экономически активном населении страны. При этом подавляющее большинство из них сейчас находится вне правового поля. В статье исследуются различные подходы к понятию «самозанятые», обозначена их роль в социально-экономической структуре общества. Проанализирована нормативно-правовая база, которая регламентировала процесс легализации самозанятых. Сравнивается опыт зарубежных стран и России в контексте правового статуса самозанятых. Исследованы причины, по которым самозанятые предпочитают оставаться в «тени». Рассмотрены риски, а также положительные и отрицательные аспекты введения налога на профессиональный доход.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самозанятые, налоги, налогообложение, неформальная занятость, доход, правовой статус самозанятых граждан.

Regulation of the process of legalization of the income taxation of self-employed citizens in the Russian Federation at the present stage

Skrug KS. 1

1 The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Russia

Введение

Постоянный рост численности и доли самозанятых в экономически активном населении страны делает их проблемы актуальными, требующими решения на государственном уровне.

В результате изменений в отношениях собственности в России появились новые социально-профессиональных группы, к которым относятся самозанятые работники.

Эта категория работников сформировалась в неформальном секторе экономики. Неформальный сектор, согласно методологии Росстата, -это совокупность производственных единиц, составляющих часть сек-

АННОТАЦИЯ:

тора домашних хозяйств или некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не являются самостоятельными юридическими единицами, созданными отдельно от домашнего хозяйства или его членов, которым они принадлежат.

В ГОСТе 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» дается следующее определение самозанятого лица - это человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Согласно ст. 70 Налогового кодекса РФ, введенной 1 января 2017 г., самозанятый гражданин должен был отвечать следующим критериям: оказывать физическим лицам без привлечения наемных работников услуги (из установленного перечня) для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не являться индивидуальным предпринимателем. Также обязательным является уведомление самозанятыми лицами налогового органа.

В 2017 году Минюст совместно с Минфином, Минэкономразвития и Минтрудом подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1. Законопроект предусматривал закрепление критериев, которые смогут разграничить категории самозанятых граждан, ИП и лиц, работающих на осно-

ABSTRACT:_

The work reveals critical issues associated with the legalization of taxation of income of self-employed. Category of self-employed has a significant share in the economically active population of the country. The vast majority of them is now outside the legal field. The article examines various approaches to the concept of "self-employed", describes their role in the socio-economic structure of the society. Analyzed the normative-legal base, which regulates the process of legalization of the self-employed. Compares the experience of foreign countries and Russia in the context of the legal status of self-employed. Investigated the reasons for the self-employed prefer to stay in the "shadows." The authors considered the risks, and positive and negative aspects of imposing a tax on professional income.

KEYWORDS: self-employed, taxes, taxation, informal employment, income, legal status of self-employed people

JEL Classification: J21, J46, H20 Received: 28.02.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Skrug V.S. (vskrug0duma.gov.ru)

CITATION:_

Skrug V.S. (2019) Regulirovanie protsessa legalizatsii nalogooblozheniya dokhodov samozanyatyh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape [Regulation of the process of legalization of the income taxation of self-employed citizens in the Russian Federation at the present stage]. Ekonomika truda. 6. (1). -535-552. doi: 10.18334/et.6.1.40125

вании трудового договора. Согласно проекту, самозанятые - это граждане, отвечающие следующим критериям:

• физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;

• незарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

• достигшие 16-летнего возраста;

• представившие уведомления об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Словосочетание «самозанятые граждане» в российском законодательстве не охватывает виды индивидуальной деятельности граждан, занятых в сфере нотариата, адвокатуры, экспертизы, занятости по агентским соглашениям и пр. Не применяется оно к гражданам, получающим доходы от титульного использования имущества, участия в деятельности хозяйственных обществ, товариществ. Последнее обоснованно, так как получение «пассивного» дохода не предполагает непосредственной занятости граждан его получающих. Кроме того, лишь малая часть населения страны способна удовлетворить свои потребности только лишь за счет пассивного дохода - ренты, дивидендов, процентов и пр. [5] (Kostyuk, 2017).

Пенсионный фонд РФ включает в категорию самозанятого населения индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями1.

С точки зрения получения дохода работники, использующие самозанятость, делятся на две группы: те, для которых самозанятость является единственной формой получения дохода, и те, для которых она дополнительный источник дохода, тогда как

1 Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/ strahovatelyam/samozaniatoe/kto_otnos.

ОБ АВТОРЕ:_

Скруг Валерий Степанович, депутат Государственной Думы седьмого созыва, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, кандидат экономических наук, доцент (vskrug0duma.gov.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Скруг В.С. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 535552. doi: 10.18334/et.6.1.40125

основной - официальная легальная деятельность (работа по найму, предпринимательство и т.п.) [7] (Отвккоуа, 2018).

Объединяющим признаком работников с неформальной занятостью (фрилансе-ров, индивидов с неполной или временной занятостью, самозанятых) является нестабильность их положения на рынке труда. Именно эта нестабильность - главная причина экономических и социальных проблем работников неформального сектора, в том числе самозанятых [7] (Отвккоуа, 2018).

Пожалуй, наиболее значимой проблемой работников с неформальной занятостью является социальная идентификация - определение их места в социальной структуре, а, следовательно, роли в общественном развитии. Причем речь идет как об определении со стороны общества и государства, так и о самоопределении. Высокий уровень образования, а часто и дохода значимого числа занятых в неформальном секторе позволяет отнести их к среднему слою. Однако с формальной точки зрения (особенно это касается самозанятых) юридическая неопределенность, нестабильность их положения на рынке труда, высокая вероятность в любой момент остаться без работы не позволяют сделать этого официально. По-другому дело обстоит с самоидентификацией, т.е. соотнесением себя с определенным общественным слоем.

Как показывают исследования, например, проводимые Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН, соотнося себя с тем или иным социальным слоем, респонденты редко учитывают свое юридическое положение в обществе. В первую очередь они руководствуются даже не размером дохода или материальным положением, а уровнем своего образования. Если респонденты имеют среднее специальное или высшее образование, в большинстве случаев они отнесут себя к среднему слою общества независимо от профессиональной принадлежности или занимаемой должности. На наш взгляд, с высокой степенью вероятности можно предположить, что самозанятые при определении своего места в социальной иерархии руководствуются теми же критериями [7] (Oтвkкova, 2018).

Вопрос о том, к какой социальной группе можно отнести неформально занятых, вовсе не умозрительный спор ученых, как может показаться на первый взгляд. От положения в обществе, а именно официально признанного, зависят социальное самочувствие, профессиональное, трудовое, общественное поведение многочисленной группы экономически активного населения страны, ее идентификация и самооценка. Отнести неформально занятых, в том числе самозанятых, к прекариату, как предлагают многие эксперты, - значит официально закрепить за ними экономическую и социальную нестабильность, так как основным критерием выделения этого социального слоя (прекариата) послужила как раз его экономическая нестабильность [3] (Со1впкоуа, ОоНшоуа, 2013).

Такие проблемы характерны для работников с неформальной занятостью не только на российском рынке труда. Например, в Западной Европе и США рынок фри-ланс-услуг достаточно хорошо развит, он быстрыми темпами развивается и во всем

мире. Растет число фрилансеров, часто предлагающих свои услуги через интернет и на удаленной основе. Однако хорошая развитость этого рынка услуг тем не менее оставляет нерешенными массу социальных, профессиональных и материальных проблем. Самыми актуальными являются необходимость постоянно самостоятельно искать новые заказы, нестабильность дохода по сравнению с работой в системе формальной занятости, отсутствие каких-либо социальных гарантий [11] (Sydney Lazarus).

Достаточно долгое время государственные органы не замечали неформально занятых работников: официального определения понятия «самозанятые» не существовало, их не фиксировала государственная статистика.

При этом численность занятых в неформальном секторе экономики очень велика. В 2016 г., по оценкам Центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, она составляла около 30 млн, или 40,3% экономически активного населения. Из них 11,7% (около 8,7 млн человек) были полностью исключены из официального сегмента экономики, а остальные либо имели неоформленные дополнительные заработки (как минимум несколько раз в год), либо получали какую-то часть заработной платы неофициально, минуя кассу [8] (Pokida).

Благодаря принимаемым государством мерам, «теневой» рынок труда сокращается. По оценкам РАНХиГС, в 2006 году совокупная доля участников неофициального рынка труда, получившая неоформленные должным образом доходы, составляла 45,1% от общего числа работающих граждан. В 2006 году она сократилась до 44,5%, к 2016 г. - уже до 40,3%.

Официальная оценка «теневого» рынка труда намного ниже. Численность занятых в неформальном секторе, по оценкам Росстата, в 2017 г. не превысила 14,3 млн человек (табл. 1).

К занятым в неформальном секторе, согласно методике Росстата, относятся:

• индивидуальные предприниматели;

Таблица 1

Численность занятых в неформальном секторе

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Занятые в неформальном секторе, в процентах от общей численности занятого населения 19,3 16,4 18,2 19,0 19,7 20,1 20,5 21,2 19,8

Всего, тыс. чел. 13382 11482 12922 13600 14096 14387 14827 15370 14253

В т.ч. в розничной и оптовой торговле 4440 3721 4257 4551 4595 4588 4620 4684 4660

в сельском, лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве 3847 3342 3681 3580 3481 3363 3474 3635 2389

Источник: составлено автором по данным Росстата

• лица, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

• помогающие члены семьи в собственном деле, принадлежащем кому-либо из родственников;

• работающие на индивидуальной основе, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• занятые в собственном домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи или обмена.

Численность занятых в неформальном секторе с 2010 г. непрерывно растет. Снижение численности, произошедшее в 2017 г., объясняется изменением методики подсчета.

По мнению автора, число занятых в неформальном секторе значительно превышает 14 млн человек.

В 2017 г. численность населения РФ в трудоспособном возрасте, по данным Росстата, составила 110,1 млн человек, в их числе 72,1 млн человек были заняты в экономике и 4,0 млн человек не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные. 34,1 млн человек - это лица, не входящие в состав рабочей силы2. По мнению автора, значительная часть из них относится к категории самозанятых (1416 млн человек). Они занимаются какой-то деятельностью, но ни в какие отношения с государством не вступают.

По данным ФНС, из 82 млн работоспособных граждан России официально работают и платят страховые взносы примерно 52 млн человек. По оценке Минтруда, в России 12 млн самозанятых.

По подсчетам, произведенным аналитиками Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в октябре 2017 г., каждый пятый (18%) россиян работало «на себя», и для 11% населения это единственный источник дохода. Число фрилансеров в течение года выросло с 10% до 18%. За год доля россиян, которые относят себя к категории самозанятых (не имеют постоянной работы и сами ищут для себя заказчиков), выросла с 10% до 18%. Причем для каждого десятого опрошенного (11%) такая деятельность является единственным заработком, и только для 7% - дополнительным3.

Большое расхождение в оценках численности самозанятых происходит из-за неопределенности самого понятия «самозанятые», о котором говорилось выше.

Большая доля самозанятых в экономически активном населении страны характерна не только для России, но и для других стран, в частности стран СНГ.

Так, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, численность рабочей силы за IV квартал 2017 года составила

2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2018/rab_sila18.pdf.

3 Аналитический центр НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18.

9 млн человек, в экономике были заняты 8,5 млн, или 66,4 % населения республики, при этом самозанятыми, находящимися в правовом поле, являются около 2,1 млн человек, что составляет 24,2 % от занятого населения [2] (Burlak, 2018).

Большая доля самозанятых в экономически активном населении страны обусловила необходимость придать им официальный статус.

Десятилетиями самозанятые действовали по принципу: «Мне от государства ничего не надо, и я ему ничего не должен». Таким образом, они уклоняются от уплаты подоходного налога и нарушают 57-ю статью Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». В то же время, многие самозанятые готовы платить налоги.

Рассмотрим причины, по которым самозанятые остаются «в тени».

По данным исследования, проведенного компанией ЯезеагсЬМе в 2017 г., значительная часть самозанятых граждан (39%) ничего не ждут от государства и, соответственно, не считают нужным делать какие-то отчисления. Треть (32%) самозанятых россиян считают, что уплата налогов - это гражданский долг каждого. Еще треть самозанятых (29%) отметили, что если они самостоятельно заботятся о своем социальном обеспечении, то это уже не так обязательно4.

Из-за отсутствия легального статуса самозанятые подпадают под риск уголовного наказания за незаконное предпринимательство, не могут взять кредит в банке. Они находятся под угрозой рисков как со стороны государства, так и со стороны криминала, поскольку не могут обратиться за помощью.

Самозанятые опасаются выходить из «тени» по ряду причин:

• боятся трудностей в открытии ИП, ведении бухгалтерского учета и отчетности;

• не хотят «светиться» в налоговых органах, так как однажды зарегистрировавшись, самозанятые всегда будут «под прицелом» у налоговиков;

• испытывают недоверие к государству, считают, что его главной целью является сбор средств с самозанятых, а не их поддержка.

Нежелание официально зарегистрировать свой бизнес объясняется тем, что затраты на регистрацию, а также оплату последующих государственных пошлин и налогов часто не соизмеримы с их доходами [2] (Burlak, 2018).

Нужно учитывать и тот фактор, что многие самозанятые комфортно себя чувствуют и без закрепления официального статуса.

Важнейшей задачей, стоящей сейчас перед российской властью, является легализация самозанятых. Самозанятые лица не контролируются государством как участники рынка труда и соответственно не платят налоги и страховые взносы, но безвозмездно пользуются общественными благами. Это и система медицинского обслуживания, и работа экстренных служб, и многочисленные государственные услуги.

4 Самозанятые знают, зачем им это нужно // Коммерсантъ. - 2017. - 13 июня. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3324253.

Поэтому на сегодняшний день важной задачей государства является легализация самозанятой категории населения, с целью включения ее в систему налогов и взносов РФ.

При этом самозанятость является объективно обязательным элементом современной экономики.

Самозанятость полезна для общества, так как решает проблему безработицы, вовлекая в свою предпринимательскую деятельность родственников, знакомых и друзей, освобождая тем самым государство от выплат по безработице и создавая определенные ценности для других, поскольку предпринимательская деятельность ведется с выходом на рынок [9] (Сквтпувкоуа, 2014).

Кроме того, благодаря самозанятости повышается уровень жизни населения за счет увеличения его доходов, и растет конкуренция на рынке товаров и услуг. Также самозанятость ускоряет инновационный процесс, поскольку продвигает изобретения и новшества.

Развитию подобного рода явления способствовали социальные и экономические факторы:

• поиск работы для осуществления своей самореализации;

• несвоевременная, а также низкая оплата труда, социальные выплаты;

• статус безработного;

• недостаточность средств к существованию;

• поиск более высокого источника дохода;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• экономическая свобода [4] (Пуавкоуа).

Неформальные трудовые отношения стали адаптационным механизмом выживания миллионов граждан во время текущей непростой экономической ситуации. Экономический кризис и санкции, введенные в кризисный период на фоне политической ситуации, помогают и стимулируют активное развитие рынка самозанятости в России.

Кроме того, катализаторами перехода к самозанятости являются и постоянно развивающиеся технологии, которые позволяют людям находить работу вне офиса, и новые потребности работодателя и работника. Благодаря самозанятым бизнес получает гибкость и мобильность, поскольку нет необходимости заключать обременяющие контракты со штатными сотрудниками и подрядчиками.

По мнению д.э.н. Чернышовой Ю.Г., государство должно поощрять активных граждан, занимающихся самозанятостью, поскольку они платят налоги по своему основному занятию, за счет интенсивности своей жизнедеятельности, за счет своего свободного времени они пытаются повысить свое экономическое благополучие.

Организация и осуществление контроля самозанятых необходимы для целей налогообложения и защиты прав потребителей, так как основное направление деятельности самозанятых - это, как видно из таблицы 1, сфера потребительских товаров и услуг.

Эффективный механизм правового регулирования отношений, составляющих предмет гражданского права, позволит обществу совершить качественный скачок в экономике, выстроить паритетные, обоюдно доверительные отношения с государством [5] (Kostyuk, 2017).

В других странах явление самозанятости имеет собственную трактовку.

В Казахстане и Белоруссии самозанятых определяют, как людей, намеренно уклоняющихся от уплаты налогов государству, но получающих прибыль посредством своей нелегальной деятельности [6] (Krylova, 2016).

В Республике Казахстан к самостоятельно занятым относятся физические лица из числа индивидуально занятых производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых работников семейных предприятий (хозяйств) и работодателей, использующих труд наемных работников5.

Отдельное место в расширении видения категории «самозанятость» занимает опыт республики Беларусь. С 2006 года граждане, проживающие в сельской местности, ведущие личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственные организации вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты [9] (Chernyshova, 2014).

В развитых странах развитие самозанятости активно поддерживается государством, поскольку оно имеет большую социальную значимость. В частности, решает проблему безработицы и удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах.

В странах ЕС и США самозанятое население оказывает деловые, социальные, риэлтерские, посреднические услуги, а также осуществляет консультирование, рекламирование, розничную продажу, деятельность на условиях франчайзинга и другие услуги (свыше 400 видов деятельности). Более того, самозанятый предприниматель может оказывать платные услуги государственным и частным организациям по определенному кругу вопросов, демонстрируя свои профессиональные качества, либо в перспективе возможного трудоустройства в этих организациях в качестве специалиста, консультанта или подрядчика, либо, оставаясь специалистом свободной профессии [1] (Bondarenko).

Во многих странах для самозанятых действуют специальные налоговые режимы. Например, в Великобритании в случае деятельности гражданина не по найму сразу же происходит определение его как индивидуального предпринимателя. Ставки подоходного налога зависят от объема полученного дохода, не имеют разделения по отраслям и сферам экономики. Чем выше доход индивидуального предпринимателя, тем выше ставка подоходного налога.

5 Закон Республики Казахстан «О занятости населения от 6 апреля 2016 года». № 482-У ЗРК (с изменениями и дополнениями).

Сейчас самозанятость, как явление, в тех или иных формах встречается во всех странах мирового пространства, и ее повсеместное распространение требует от государственных органов принятия решительных мер по урегулированию и контролю ситуации.

В данном случае актуальным будет являться вопрос, как в правовом поле упорядочить деятельность самозанятых предпринимателей, чтобы с одной стороны государство получало налоги, а самозанятые - защиту своих предпринимательских прав и социальную обеспеченность. В странах Западной Европы и США уже были предприняты успешные шаги по регламентации государственных взаимоотношений с самозанятым населением, и сейчас подобная проблема на западе считается уже относительно решенной и не стоит столь остро [6] (Кту1оуа, 2016).

В России попытки заставить платить налоги самозанятых лиц предпринимаются давно. Поручение о подготовке соответствующего законопроекта Президент Российской Федерации дал в конце 2013 г.

Одним из первых шагов по легализации доходов самозанятых граждан стало введение для них патентной системы. В 2015 г. председатель правительства РФ Д. А. Медведев заявил о необходимости проработать механизмы налогообложения и введения патентов для самозанятых граждан. Введение патентной системы для них прописано в п. 29 Антикризисного плана правительства РФ (Распоряжение правительства РФ от 27 января 2015 г. №98-р).

Самозанятые получили возможность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и платить налоги по упрощенным схемам, либо купить патент.

В 2017 г. самозанятые смогли получить разрешение на ведение деятельности - зарегистрироваться, получить официальный статус и платить налоги. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ внес поправки в Налоговый кодекс, дополнив новыми пунктами статьи, которые определяют понятие, порядок постановки и уплаты налогов с доходов физических лиц в отношении самозанятых граждан. Так, самозанятым гражданам, оказывающим услуги физическому лицу для личных, домашних нужд, необходимо встать на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) на основании предоставляемого в налоговый орган уведомления об осуществлении такой деятельности.

Согласно пункту 70 статьи 217 НК РФ от уплаты НДФЛ были освобождены самозанятые граждане, занимающиеся:

• присмотром и уходом за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также за иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

• репетиторством;

• уборкой жилых помещений, ведением домашнего хозяйства.

На региональном уровне местные правительства обладают полномочием по расширению списка самозанятых лиц, не облагаемых НДФЛ.

2500 п

2000

1500 1000

500 й:::::::::::::::::::;:: Н:::::::::::::::::::;:

0 Ьх-х-х::::-:-:-:-:-:! [х-х-х^х-х-х-

2017 2018

□ Иностранные граждане, предоставившие уведомления

□ Граждане РФ, предоставившие уведомления

Рисунок 1. Динамика предоставленных в налоговую службу уведомлений о самозанятости в 2017-2018 гг. Источник: составлено автором

Льготой могли воспользоваться только те самозанятые граждане, которые уведомили налоговую о своей деятельности и обходятся без привлечения наемных работников.

Если самостоятельно работающий гражданин встал на учет, то он согласно п. 3 ст. 422 НК РФ освобождается от уплаты страховых взносов.

По истечении двухлетнего периода (2017-2018 гг.), предусматривающего льготный налоговый режим и освобождение от уплаты страховых взносов, данные граждане переходят на обычную систему уплаты налогов и взносов. С 2019 г. они будут уплачивать НДФЛ по ставке 13% и страховые взносы в том же порядке и размере, что и другие субъекты, включенные в категорию лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Первые попытки легализовать самозанятых граждан потерпели неудачу. По данным Федеральной налоговой службы, на 1 января 2019 г. число относящихся к данной категории граждан не превысило 21236. Из 3062 зарегистрировавшихся в 2017-2018 гг. самозанятых (рис. 1) прекратили свою деятельность 339 человек.

Эти данные говорят о явной неэффективности принятых норм, направленных на вывод в реальн ы й секто р эко но ми ки и социального обеспечения самозанятых граждан. Таким об разом, самозанятые не захотели выйти из «тени», а государство не приросло налогами.

6 Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы. Статистика по самозанятым гражданам. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed.

В 2018 году была сделана еще одна попытка вывести самозанятых из «тени», поскольку предыдущие меры не создали для этого достаточно стимулов. В сентябре 2018 г. депутаты Государственной Думы В.В. Бузилов, А.Е. Загребин, А.М. Макаров, Н.С. Максимова, З.А. Муцоев, В.М. Резник, Л.Я. Симановский, В.С. Скруг (автор данной статьи), Г.Я. Хор и члены Совета Федерации Е.В. Бушмин, М.М. Ульбашев внесли на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы пакет проектов федеральных законов, в том числе: «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарсан)», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В ноябре данные законопроекты были одобрены Госдумой.

27 ноября данный пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход был подписан Президентом РФ [12, 13, 14].

Данный пакет законов дает самозанятым право и возможность войти в правовое поле при минимальном размере налогообложения и максимально простом администрировании.

Он распространяется на тех граждан, у которых нет работодателя по данному виду деятельности и наемных работников. При этом их доход должен составлять до 200 тысяч рублей в месяц.

Пакет законов направлен на то, чтобы самозанятые проявляли гражданскую ответственность - он может побудить зарегистрироваться тех, кто задумывался об этом ранее, но испугался бюрократических процедур.

Ставка налога составит 4% для тех граждан, которые работают с физическими лицами, и 6% — для тех, кто работает с юридическими лицами. Из них 1,5% зачисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом, налог будет в 3 раза меньше, чем тот, который самозанятые сейчас должны платить, а именно - подоходный налог в размере 13%.

Выбравшие такой алгоритм освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении соответствующих доходов), а заодно и от НДС (20%).

Самозанятые смогут сами выбирать тот регион, который они считают основным для своего вида деятельности и где будут уплачивать налоги.

Данная система позволила бы легализоваться многим из тех, кто получает «черную» или «серую» зарплату. Формально находящиеся «в тени» наемные сотрудники не подпадают под эту схему, тем не менее, получают инструмент, позволяющий заплатить налоги, которые не хотят платить их работодатели.

Уплата налогов будет происходить через бесплатное мобильное приложение ФНС «Мой налог», ежемесячно не позднее 25-го числа, на основании полученного от ФНС уведомления в мобильном приложении. «Мой налог» - уникальная технология, разработанная Федеральной налоговой службой. Опыта использования мобильного приложения, аналогичного созданному ФНС, нет нигде в мире. Оно позволяет самозанятым работать легально, но при этом не ходить в налоговую инспекцию, не общаться с чиновниками, не писать отчетов и не заводить бухгалтера. Бюрократические процедуры сведены к нулю, а усилия по администрированию будут минимальными.

При расчетах с самозанятыми приложение выдаст покупателю фискальный чек, все данные которого программа автоматически перешлет в налоговую инспекцию. Чек обязателен во всех случаях, за исключением договоров посредника, договоров комиссии и агентских договоров с участием посредника.

При проработке инициативы проводилось тестовое исследование среди более чем девяти тысяч человек, чтобы определить насколько предлагаемый механизм будет удобен для людей. Предлагаемая инициатива прошла обсуждение и нашла поддержку у бизнес-объединений.

Преимуществом нового режима, по замыслу инициаторов законопроекта, станет предоставляемый гражданину налоговый вычет в 10 000 руб. «на развитие» - его зачтут в счет погашения части суммы выставленного налога. Есть возможность исправить сумму дохода в случае ошибки или возврата, обосновав причины корректировки.

На новый режим с более выгодной налоговой ставкой смогут перейти индивидуальные предприниматели, чья деятельность не требует обязательной регистрации ИП. Не смогут зарегистрироваться в качестве самозанятых нотариусы и адвокаты с частной практикой, арбитражные управляющие, медиаторы, оценщики. Под новый режим также не подпадает продажа подакцизных товаров, подлежащих маркировке продуктов и полезных ископаемых.

Для самозанятых, нарушающих требования об уплате налогов, предусматриваются санкции. В случае нарушения формирования передачи налогоплательщиком фискального чека - при первом подобном нарушении необходимо будет заплатить штраф в размере 20% от той суммы, которая получена. Если нарушение совершается повторно, в течение 6 месяцев, то в этом случае взыскание штрафа будет в размере суммы расчетов, на которую не сформирован этот фискальный чек. В 2019 г. санкции применяться не будут.

Основная часть суммы поступлений от налога (63%) будет направлена в региональные бюджеты, оставшиеся 37% - в Фонд обязательного медицинского страхования. О размере будущей пенсии самозанятые должны будут заботиться самостоятельно. Государство гарантирует им только социальную пенсию по старости. Чтобы повысить размер будущей пенсии, самозанятые смогут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд.

Ожидается, что снижение налоговой нагрузки будет мотивировать к легализации тех граждан, которые хотят добросовестно оплачивать небольшие налоги без каких-либо дополнительных действий, связанных с регистрацией, работой с банками, отчетами, декларациями и т.д. Лица, вообще не желающие платить налоги, будут по-прежнему оставаться «в тени».

Высокие штрафы (100% от полученного дохода в случае повторного нарушения) могут отпугнуть самозанятых от взаимодействия с государством или демотивировать их заниматься своим делом.

Администрирование налогообложения доходов самозанятых может оказаться более затратным, чем полученные налоговые поступления.

Одним из рисков является также то, что некоторые ИП, вероятно, перейдут в новый, более льготный налоговый режим. Сейчас индивидуальные предприниматели платят налог в размере 6%. Предлагаемая ставка для самозанятых ниже - 4%. Однако если люди оказывают услуги юридическим лицам, то риски минимальные. Для того чтобы предприятие могло поставить ИП на затраты, нужна документация, без учета обойтись нельзя.

Законопроект позволит вывести самозанятых из «тени», а также смягчит нагрузку на региональные бюджеты. Сейчас самозанятые числятся неработающим населением, а за неработающее население в ФОМС полностью платят регионы (более 618 млрд руб). Как только самозанятый зарегистрировался, он становится работающим, поэтому взносы за него из регионального бюджета перечисляться не будут. Именно поэтому получателем 1,5% из ставки налога в размере 4% прямо обозначен ФОМС. Оставшиеся 2,5% зачисляются в региональный бюджет. Сегодня у региона есть возможности распределять их так, как он считает нужным.

Перечислим положительные и отрицательные последствия введения налога на профессиональный доход (табл. 2).

Эксперимент будет проходить в четырех регионах: Москва, Московская область, Татарстан, Калужская область. Они были выбраны потому, что это регионы-доноры, которые не ставят перед собой задачу получить дополнительные доходы. Поэтому они не будут злоупотреблять новыми полномочиями для пополнения местных бюджетов.

В экспериментальный период тестироваться будут сразу несколько элементов налогового режима:

• передача информации о продажах в налоговые органы, в том числе с использованием мобильного приложения «Мой налог»;

• освобождение от обязанности предоставлять отчетность;

• уплата единого платежа с выручки, включающего в себя взнос в ФОМС с зачислением в местные бюджеты.

Эксперимент будет проходить 10 лет: с 2019 г. по 2028 г., в течение которых условия и налоговые ставки меняться не будут.

Таблица 2

Положительные и отрицательные аспекты введения налога на профессиональный доход

Категория Положительные аспекты Отрицательные аспекты

Самозанятые Возможность легализовать доходы, брать кредиты в банках на основе официально подтвержденных доходов, отстаивать свои права, фиксировать стаж, отсутствие проблем с получением средств на банковские карты Необходимость платить налог, повышение стоимости товаров и услуг

в т.ч. самозанятые, оказывающие услуги юридическим лицам и ИП Возможность легализовать расходы заказчиков

Юридические лица и ИП, использующие услуги самозанятых Возможность принимать расходы к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль или по единому налогу Повышение стоимости товаров и услуг

Физические лица, использующие услуги самозанятых Отсутствие проблем с получением средств на банковские карты Повышение стоимости товаров и услуг

Региональные и федеральные власти Дополнительные доходы в бюджет, вывод из «тени» значительной части экономики Часть работодателей может оформлять своих сотрудников как самозанятых, снижая отчисления в ПФР и ФСС. Часть ИП может перейти на более льготный режим налогообложения

Источник: составлено автором

Таким образом, для легализации доходов самозанятые сейчас могут воспользоваться патентом, применять единый налог на вмененный доход, они могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, работать по схеме упрощенного налогообложения или на общем режиме. Благодаря пакету законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход самозанятые получают еще одну дополнительную возможность.

Заключение

Численность занятых в неформальном секторе, в т.ч. самозанятых, с 2010 г. непрерывно растет и составляет значительную часть экономически активного населения. Это делает проблему легализации налогообложения доходов самозанятых актуальной и требующей решения на государственном уровне.

Несмотря на предпринимаемые ранее меры, подавляющее большинство самозаня-

тых не контролируются государством как участники рынка труда, не платят налоги и страховые взносы, но безвозмездно пользуются общественными благами.

Нежелание официально зарегистрировать свой бизнес связано не только с нежеланием платить налоги, но и с боязнью бюрократических процедур. Таким образом, самозанятым необходимо предоставить возможность войти в правовое поле при минимальном размере налогообложения и максимально простом администрировании. Такую опцию самозанятые получили благодаря принятому в 2018 г. пакету законов по введению в качестве эксперимента налога на профессиональный доход.

Введение налога на профессиональный доход имеет свои положительные аспекты для государства, самозанятых граждан, а также для физических и юридических лиц, использующих их услуги.

Решение проблемы легализации налогообложения доходов самозанятых граждан является конкретным вкладом в строительство правового государства в Российской Федерации.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бондаренко В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского Союза и США.

Vneshmarket. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/ document_r_A4F92072-2395-4116-96E5-EE76169118C7.html.

2. Бурлак А.В. Самозанятые граждане по законодательству Российской Федерации и

Республики Казахстан: сравнительно-правовой анализ // Правоприменение в публичном и частном праве: Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.А. Терехова. Омск, 2018. - c. 220-225.

3. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Новые социальные группы в современных страти-

фикационных системах глобального общества // Социологическая теория и социальная практика. - 2013. - № 3(03). - c. 005-15.

4. Иляшова Г.К. Самозанятость как новое направление занятости в Республике Казахстан. Rusnauk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/36_ PVMN_2013/Economics/5_153587.doc.htm.

5. Костюк И.В. Занятость и самозанятость как формы доходной деятельности гра-

ждан // Российский журнал правовых исследований. - 2017. - № 2(11). - c. 202-206.

6. Крылова Е.Г. К вопросу о легализации правового статуса самозанятых в России //

Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: исто-рико-правовые и теоретико-методологические аспекты». - 2016. - № 7. - c. 32-38.

7. Орехова И.М. Место занятых не по найму на российском рынке труда // Общество:

социология, психология, педагогика. - 2018. - № 10. - c. 412-46. - doi: 10.24158/ spp.2018.10.6.

8. Покида А.Н. «Теневой» рынок труда: состояние и особенности формирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ranepa. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ranepa.ru/images/News/2016-06/09-

06-2016-pokida-opros.pdf.

9. Чернышова Ю.Г. Проблемы дифференциации статуса индивидуального предприни-

мателя // Учет и статистика. - 2014. - № 4(36). - с. 80-86.

10. Шередеко Е.В. Зарубежный опыт налогообложения самозанятых-физических лиц // Финансы и управление. - 2016. - № 2. - с. 111-117. - doi: 10.7256/24097802.2016.2.16860 .

11. Sydney Lazarus MBO Partners' Latest Report on U.S. Freelance Economy Shows a Wage «Barbell Effect». Spendmatters. [Электронный ресурс]. URL: http://spendmatters. com/2017/06/13/mbo-partners-latest-report-u-s-freelance-economy-shows-wage-barbell-effect.

12. Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»)», Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 49, ст. 7497

13. Федеральный закон от 27.11.2018 № 423-Ф3 «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»)», Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 49, ст. 7495

14. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 49, ст. 7494

REFERENCES:

Burlak A.V. (2018). Samozanyatye grazhdanepo zakonodatelstvu Rossiyskoy Federatsii i Respubliki Kazakhstan: sravnitelno-pravovoy analiz [Self employed citizens under the laws of the russian federation and the republic of kazakhstan: a comparative legal analysis] Law enforcement in public and private law. 220-225. (in Russian). Chernyshova Yu.G. (2014). Problemy different si at sii statusa individualnogo predprinimatelya [Problems of differentiation of status of an individual entrepreneur]. Uchet i statistika. (4(36)). 80-86. (in Russian). Golenkova Z.T., Goliusova Yu.V. (2013). Novye sotsialnye gruppy v sovremennyh stratifikatsionnyh sistemakh globalnogo obschestva [New Social Groups in Modern Stratification Systems of Global Society].Sotsiologicheskaya teoriya i sotsialnaya praktika. (3(03)). 005-15. (in Russian).

Kostyuk I.V. (2017). Zanyatost i samozanyatost kak formy dokhodnoy deyatelnosti grazhdan [Employment and self-employment as forms of employment of citizens]. Rossiyskiy zhurnalpravovyh issledovaniy. (2(11)). 202-206. (in Russian).

Krylova E.G. (2016). K voprosu o legalizatsii pravovogo statusa samozanyatyh v Rossii [The question of legalization of the legal status of self-employed in Russia]. Vestnik obschestvennoy nauchno-issledovatelskoy laboratorii «vzaimodeystvie ugolovno-ispolnitelnoy sistemy s institutami grazhdanskogo obschestva: istoriko-pravovye i teoretiko-metodologicheskie aspekty». (7). 32-38. (in Russian).

Orekhova I.M. (2018). Mesto zanyatyh ne po naymu na rossiyskom rynke truda [The place of self-employed people on the Russian labor market]. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (10). 412-46. (in Russian). doi: 10.24158/spp.2018.10.6.

Sheredeko E.V. (2016). Zarubezhnyy opyt nalogooblozheniya samozanyatyh-fizicheskikh lits [Foreign experience of the taxation of self-employed individuals]. Finansy i upravlenie. (2). 111-117. (in Russian). doi: 10.7256/2409-7802.2016.2.16860 .

Sydney Lazarus MBO Partners' Latest Report on U.S. Freelance Economy Shows a Wage «Barbell Effect»Spendmatters. Retrieved from http://spendmatters.com/2017/06/13/ mbo-partners-latest-report-u-s-freelance-economy-shows-wage-barbell-effect

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.