Научная статья на тему 'Анализ методов контроля и регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ'

Анализ методов контроля и регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГ / РЫНОК ТРУДА / ДОХОДЫ / КОНТРОЛЬ / SELF-EMPLOYED / TAX / LABOR MARKET / INCOME / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агабекова Белла Фаридовна, Боркова Елена Аркадьевна, Короткова Полина Дмитриевна

В статье поднимается ряд ключевых вопросов, которые касаются введения нового налогового режима в РФ, а именно: применяемые категории самозанятых граждан, условия взимания налога и налоговая ставка. Также в данной статье мы проведем анализ отношения граждан РФ к новому закону и его целесообразности в целом. В рамках проведенного нами исследования было выявлено, что проблема самозанятости населения имеет несколько ключевых моментов, которые в дальнейшем буду озвучены. Прежде всего, самозанятые это граждане, способные без чьей-либо помощи создавать рабочие места, что бесспорно будет положительно влиять на развитие экономики страны, ведь в таком случае произойдет увеличение темпов роста экономики, а также будет снижен уровень безработицы в стране. Однако в то же время самозанятые граждане не всегда готовы следовать установленным законам и пытаются всеми способами уйти от ответственности, под которой мы подразумеваем налоговые сборы, установленные государством для граждан, трудоустроенных официально, а также для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. В соответствии с этим появляется необходимость в более тщательном контроле самозанятых, а самое главное в борьбе с «лжесамозанятостью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of methods of control and regulation of activities of self-employed citizens in Russia

The article raises a number of key issues that relate to the introduction of a new tax mode in the Russian Federation, namely: the applied categories of self-employed citizens, the conditions for levying tax and the tax rate. Also in this article we will analyze the attitude of the citizens of the Russian Federation to the new law and its expediency as a whole. As part of our study, it was revealed that the problem of self-employed population has several key points that will be announced later. First of all, self-employed citizens are the people who can create their work conditions without any help, which will undoubtedly have a positive effect on the development of the country's economy, because in this case the growth rates in the economy will increase and the unemployment rate in the country will be reduced. However, at the same time, self-employed citizens are not always ready to follow established laws and they try to avoid responsibility, which we mean tax fees which are setted by the state for officially employed citizens and also for people who engaged in entrepreneurial activities. In accordance with this, it is nesseccary to control self-employed people more thoroughly, and most importantly in the fight against "false self-employment".

Текст научной работы на тему «Анализ методов контроля и регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Анализ методов контроля и регулирования деятельности самозанятых граждан в рФ

Агабекова Б.Ф. 1, Боркова Е.А. 1, Короткова П.Д. 1

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье поднимается ряд ключевых вопросов, которые касаются введения нового налогового режима в РФ, а именно: применяемые категории самозанятых граждан, условия взимания налога и налоговая ставка. Также в данной статье мы проведем анализ отношения граждан РФ к новому закону и его целесообразности в целом. В рамках проведенного нами исследования было выявлено, что проблема самозанятости населения имеет несколько ключевых моментов, которые в дальнейшем буду озвучены. Прежде всего, самозанятые - это граждане, способные без чьей-либо помощи создавать рабочие места, что бесспорно будет положительно влиять на развитие экономики страны, ведь в таком случае произойдет увеличение темпов роста экономики, а также будет снижен уровень безработицы в стране. Однако в то же время самозанятые граждане не всегда готовы следовать установленным законам и пытаются всеми способами уйти от ответственности, под которой мы подразумеваем налоговые сборы, установленные государством для граждан, трудоустроенных официально, а также для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. В соответствии с этим появляется необходимость в более тщательном контроле самозанятых, а самое главное - в борьбе с «лжесамозанятостью».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самозанятые, налог, рынок труда, доходы, контроль.

Введение

Регулирование государством деятельности граждан в сущности можно сравнить с регулированием экономики в целом, где ключевыми аспектами в экономической теории государственного контроля являются такие вопросы, как труд и занятость [1] (Шхоуа, Уа/та, 2015). В последнее время перед Правительством РФ стоит очень серьезный вопрос: «Каким образом возможно вывести из «тени» ту часть населения, которая самостоятельно оказывает услуги, не прибегая при этом к помощи других лиц, так называемых «самозанятых»?». С точки зрения закона они не могут брать на работу других лиц, если сами не являются предпринимателями [2] (Kaminova, Zakhareva, 2019). В то же

Analysis of methods of control and regulation of activities of self-employed citizens in Russia

Agabekova B.F. 1, Borkova E.A. 1, Korotkova P.D. 1

1 The St. Petersburg State University of Economics, Russia

время Правительство РФ полагает, что решение данной проблемы необходимо для «обеления» экономики, а выплата законных налогов и сборов есть прямая обязанность для каждого гражданина нашей страны. Однако до сегодняшнего дня проходило лишь обсуждение вариантов возможной легализации, но ни один из законопроектов так и не был принят.

В Российской Федерации число лиц, которые не считают своим долгом выплачивать налоги в пользу государства, исчисляется миллионами. Так, в соответствии с данными Росстата, на сегодняшнем этапе в неформальном экономическом секторе задействовано от 13 до 22 млн трудоспособных граждан, не осуществляющих трудовую деятельность по трудовому договору и не обладающих статусом индивидуальных предпринимателей. Данная ситуация говорит о том, что граждане, относящиеся к данной категории, занимаются какой-то деятельностью, приносящей им определенную прибыль, ведь в противном случае они бы не смогли покрывать все свои расходы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность этой категории граждан и их доходы не контролируются государством и, как следствие, государство имеет возможности получать с них налоги. По этой причине в 2019 году в некоторых регионах нашей страны в пробном режиме вводится налог для граждан, относящихся к категории «самозанятые».

ABSTRACT:_

The article raises a number of key issues that relate to the introduction of a new tax mode in the Russian Federation, namely: the applied categories of self-employed citizens, the conditions for levying tax and the tax rate. Also in this article we will analyze the attitude of the citizens of the Russian Federation to the new law and its expediency as a whole. As part of our study, it was revealed that the problem of self-employed population has several key points that will be announced later. First of all, self-employed citizens are the people who can create their work conditions without any help, which will undoubtedly have a positive effect on the development of the country's economy, because in this case the growth rates in the economy will increase and the unemployment rate in the country will be reduced. However, at the same time, self-employed citizens are not always ready to follow established laws and they try to avoid responsibility, which we mean tax fees which are setted by the state for officially employed citizens and also for people who engaged in entrepreneurial activities. In accordance with this, it is nesseccary to control self-employed people more thoroughly, and most importantly - in the fight against "false self-employment".

KEYWORDS: self-employed, tax, labor market, income, control

JEL Classification: G21, G22, H24 Received: 25.03.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Agabekova B.F. (Bella-agabekova0mai.ru)

CITATION:_

Agabekova B.F., Borkova E.A., Korotkova P.D. (2019) Analiz metodov kontrolya i regulirovaniya deyatelnosti samozanyatyh grazhdan v RF [Analysis of methods of control and regulation of activities of self-employed citizens in Russia]. Ekonomika truda. 6. (1). - 553-564. doi: 10.18334/et.6.1.40504

кто же может считаться самозанятым?

На сегодняшний день четкого определения статуса самозанятых граждан не существует. Однако в Налоговом кодексе РФ (п. 70 ст. 217) описываются отдельные черты и характеристики, в соответствии с которыми определенное лицо может получить данный статус. Таким образом, самозанятым считается гражданин, который:

• не обладает статусом индивидуального предпринимателя;

• осуществляет услуги для личных и домашних нужд (к таковым можно отнести занятие репетиторством, услуги няни, уход за престарелыми или больными людьми, ведение домашнего хозяйства и т.д.);

• не нанимает для своей деятельности дополнительных людей [3].

В информационном письме ФНС1 «О постановке на учет самозанятых граждан» сообщается о том, кого нельзя отнести к категории «самозанятые»:

• иностранных граждан, которые работают в статусе наемных рабочих у граждан и оказывают услуги для собственных нужд;

• иностранных граждан, которые работают в статусе наемных рабочих в компаниях или у ИП2, а также у нотариусов, адвокатов и иных граждан, которые занимающиеся частной практикой в рамках закона [4].

В соответствии с описанными в законе признаками к самозанятым гражданам можно отнести нянь, репетиторов, сиделок, домработниц, которые являются гражданами РФ. В то же время в статье 70 Налогового кодекса сообщается о том, что регионы обладают полномочиями для увеличения данного списка. Так, в некоторых субъектах России к категории «самозанятых» причисляют парикмахеров, мастеров по маникюру, фотографов, швей и представителей иных профессий [5].

На официальном сайте Пенсионного фонда РФ данный термин звучит следующим образом: «Самозанятое население - это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие,

1 ФНС - Федеральная налоговая служба.

2 ИП - индивидуальный предприниматель.

ОБ АВТОРАХ:_

Агабекова Белла Фаридовна, магистр, направление «Национальная экономика» (ВеНа-адаЬекоуэй mai.ru)

Боркова Елена Аркадьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли ie.borkova0mai1.ru)

Короткова Полина Дмитриевна, магистр, направление «Национальная экономика» (Ро[та_к10@ mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Агабекова Б.Ф., Боркова Е.А., Короткова П.Д. Анализ методов контроля и регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 553-564. Сог 10.18334М.6.1.40504

нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями» [6].

Таким образом, самозанятость - это ничто иное как возможность получения необходимого для нормальной жизни заработка, который выражается в качестве вознаграждения за труд данной категории граждан, в то время как в случае с наемными рабочими заказ поступает непосредственно от заказчика или их прямого руководителя. Самозанятыми можно считать граждан, которые получают самостоятельный доход, но при этом не имеют статуса индивидуальных предпринимателей, осуществляя свои услуги самостоятельно, не привлекая работников, и оказывая иному физическому лицу услуги для личных, домашних и другого рода нужд.

Одной из ключевых задач государства за сегодняшний день является постановки на учет и легализация деятельности граждан, относящихся к категории самозанятых. Правительство РФ убеждено в том, что данные меры помогут снизить уровень теневой экономики в нашей стране [7] (Zemlyanukhina, Zemlyanukhina, 2018). Таким образом, с 1 января 2019 года в Москве и Московской области, в Татарстане и Калужской области вступил в силу экспериментальный закон для регистрации и налогообложения самозанятых граждан.

По мнению Министерства финансов РФ, данная система налогообложения для самозанятых граждан (в случае, если их доход составляет от 2,4 до 10 млн руб. в год) будет выглядеть следующим образом:

• 3% от заработка для граждан, которые оказывают услуги физическим лицам;

• 6% от заработка для граждан, которые сотрудничают с компаниями и юридическими лицами [8].

Данная система налогообложения вступает в силу с момента регистрации в налоговой системе. Одним из главных «плюсов» можно назвать то, что при уплате налога не существует фиксированной ставки для всех граждан. Все дело в том, что налог должен выплачиваться только с тех доходов, которые были проведены через банковский счет или карту самозанятого гражданина. В будущем планируется ввести запрет пересечения ими границы РФ в качестве одного из методов воздействия на неплательщиков.

Сравнивая правовой статус ИП и самозанятых граждан можно выделить несколько общих моментов, но в то же время стоит обратить внимание на некоторые отличия.

Во-первых, сфера деятельности самозанятых граждан ограничена услугами для личных, домашних и иных нужд граждан. В случае с индивидуальным предпринимательством данные ограничения не выявляются.

Также индивидуальным предпринимателям предоставляется выбор одной из возможных систем налогообложения: ОСНО3, ПСН4, ЕСХН5, УСН6, ЕНВД7. Для сравне-

3 ОСНО - общая система налогообложения.

4 ПСН - патентная система налогообложения.

5 ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог.

6 УСН - упрощенная система налогообложения.

7 ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

ния, самозанятые граждане освобождены от уплаты налогов на протяжении периода налоговых каникул.

Также самозанятые граждане освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды, в отличие от ИП, которые обязаны производить соответствующие выплаты независимо от факта деятельности.

Самозанятые граждане не могут накапливать трудовой стаж по общему правилу; они лишь могут добровольно докупить страховые пенсионные балы.

Перед тем как начать осуществлять предпринимательскую деятельность, ИП обязан пройти полноценную процедуру регистрации, которая включает в себе сбор и подачу определенного пакета документов в государственные органы. В случае самозанятости постановка на учет осуществляется в уведомительном порядке.

Индивидуальный предприниматель обладает правом нанимать работников; у самозанятых же такое право отсутствует.

Индивидуальный предприниматель должен предоставляют отчетность о своей деятельности в государственные органы, в то время как самозанятые граждане такую отчетность предоставлять не обязаны вовсе.

Таким образом, по мнению Министерства финансов РФ, регистрация самозанятых граждан и введение соответствующего налога откроет новые возможности для зарегистрированных предпринимателей, а также значительно упростит их деятельность. Более того, после закрепления статуса самозанятого гражданина предприниматели будут иметь возможность осуществлять рекламу своих услуг, не боясь санкций со стороны государства за незаконную предпринимательскую деятельность. Лица, которые проявили инициативу и узаконили свой бизнес, смогут рассчитывать на бонус со стороны государства в виде предоставления им налогового капитала в размере 10 тысяч рублей, которые первоначально будут использоваться для погашения налога. Кроме того, зарегистрированные самозанятые граждане освобождаются от уплаты НДФЛ8 и НДС9, а также от взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.

Для того чтобы облегчить процедуру регистрации новой категории налогоплательщиков, законодательными органами было предложено разработать специальное мобильное приложение для планшетов и телефонов под названием «Эрзац ККТ10». Биометрическая идентификация будет происходить путем сканирования паспорта индивидуального предпринимателя. Далее, с помощью данного приложения, можно будет устанавливать число продаж, а также наличные или безналичные операции, после чего будет происходить выплата по фиксированной налоговой ставке с получаемых доходов. Электронный чек, который можно получить, используя данное прило-

8 НДФЛ - налог на доходы физических лиц.

9 НДС - налог на добавочную стоимость.

10 «Эрзац ККТ» - «Эрзац контрольно-кассовой техники», мобильное приложение, которое каждый сможет установить на планшет или смартфон, пройти биометрическую идентификацию, ежемесячно отражать там доходы и выплачивать налог.

жение, будет интегрироваться в общий для всей страны фискальный чек, собираемый ФНС.

В целях дополнительной мотивации для привлечения самозанятых граждан Министерство финансов РФ планирует ввести своего рода «кэш-бэк» для целевой аудитории самозанятых граждан. Это означает, что люди, которые пользуются услугами самозанятых граждан, будут иметь возможность частично возвращать денежные средства, потраченные на такого рода услуги, путем накопления баллов в своем личном кабинете, после чего они смогут использовать их для выплаты налогов, к примеру, транспортного или имущественного. Таким путем у самозанятых граждан появится стимул для выхода из тени и предоставление информации о своих доходах государству [9].

Главной задачей Министерства труда и социальной защиты РФ на сегодняшний день является установление контроля над доходами россиян, относящихся к категории самозанятых для того, чтобы выявить самозанятых граждан, которые осуществляют свою деятельность незаконно и скрываются от государственного контроля. Для реализации этой непростой задачи были разработаны некоторые способы контроля, с помощью которых станет намного проще вести учет уровня дохода населения. Информация о доходах граждан нашей страны будет осуществляться налоговой службой РФ путем анализа электронных платежных средств. Более того, ведомство в серьез задумывается о сотрудничестве с коммунальными службами, которые должны будут предоставлять отчет о доходах трудоспособного населения, которое уклоняется от уплаты страховых взносов и подоходного налога. Со слов министра: «Сопоставление всех этих данных поможет выявить самозанятых граждан».

Так же контролю способствуют разные варианты платформ для поиска специалистов и вызову такси. Например, будет возможным следить за доходами самозанятых с помощью социальных сетей, электронных переводов, а также с помощью объявлений, размещенных на бумажных и электронных платформах.

По данным опроса, проведенного социологами ФОМ11 можно понять, как граждане Российской Федерации относятся к законопроекту о самозанятых. На рисунке 1 предоставлены ответы людей на вопрос: «Являетесь ли Вы самозанятым? Есть ли такие люди среди ваших знакомых?».

Большинство опрошенных не являются самозанятыми и не знают таких людей.

По данным рисунка 2 можно сделать вывод, что про закон о самозанятых знают лишь 15% опрошенных, а 50% людей слышат о нем впервые [10].

На рисунке 3 представлены ответы на вопрос «Считаете ли вы законопроект полезным?». 47% опрошенного населения считают, что закон вредный, 30% считают его полезным, оставшиеся 23% затрудняются ответить.

На рисунке 4 представлены ответы людей на вопрос «Почему вы считаете законопроект полезным?», основная масса опрошенных считает, что все должны платить налоги.

11 ФОМ - Фонд общественного мнения.

1% 4% 6%

Затрудняюсь ответить

■ Такие люди е сть, и я сам( -а) самозанятый(-ая) Такие люди есть, но я сам(-а) не самозанятый(-ая)

■ Таких людей нет, и я сам(-а) не самозанятыо(-ая)

■ Таких людей нет, но я сам(-а) самозанятыо(-ая)

Рисунок 1. Среди ваших знакомых/близких/дузей есть самозанятые или таких людей нет? Источник: Налог для самозанятых. Сайт: https://fom.ru/Rabota-i-dom/14141

Затрудняюсь ответить |

Слышу сейчас впервые

Что-то слышал(-а)

Знаю

0 10 20 30 40 50

I Самозанятые/знакомы с самозанятыми ■ Население в целом

60

Рисунок 2. Среди ваших знакомых/близких/дузей есть самозанятые или таких людей нет?

Источник: Налог для самозанятых. Сайт: https://fom.ru/Rabota-i-dom/14141

На рисунке 5 представле ны ответы на во прос«Почему вы считаете законопроект вредным?». Большинство счи тает, что люди подрабатываю т от нужды и имеют маленький! доход.

По итогам опроса, представленного на рисунке 6, за введение закона выступает 49% населения РФ.

Можно выделить несколько преимуществ работы самозанятым в 2019 году:

1. Нет необходимости в сдаче отчетов и деклараций о доходах в инспекцию. Налоговики считают налог, используя данные приложения «Мой налог».

||

Полезный Вредный Затрудняюсь ответить

■ Население в целом ■ Самозанятые /знакомы с самозанятыми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3.Считаете ли Вы этот законопроект полезным? Источник: Налог для самозанятых. Сайт: https://fom.ru/Rabota-i-dom/14141

60

50

40

30

20

10

0

Затрудняюсь ответить Другое Это нужный закон Этот налог обеснечит людям пенсию

Сумма налога небольшая

Любая работа должна делаться легально,официально Пополнится бюджет, будет дополнительный доход для государства

Все должны платить налоги

0 2 3 6 8 10 12 13 16

Рисунок 4. Почтму Вы считаете, что это полезныйзаконпроект? Источник: Налог для самнзанятых. Сайт: https://fom.ru/Rabota-i-Уom/14141

2. ысть возможность не пользоваться кассой. Чеки автоматически формируются в специальном приложинии «Мой налог».

3. При отсутствии дохода налог платить не нужно. Ставка налога низкая и заменяет со бой НДФЛ и взносы [11].

Однако можно выделить и «минусы»:

1. Доходы не должны превышать 2,4 млн руб. за год. Если лимит будет превы-

Затудняюсь ответить Другое

Это приведет к удорожаню услуг 4%-большая сумма для самозанятых Это не поможет бюджету Должна быть прогрессивная шкала налогов Самозанятые будут скрывать свои доходы Государство ничего не делает1 для самозанятых это понизит доходы людео Самозанятые откажутся оя своих услуг Ненужный закон, направлен против людео Люди и так платят налоги Непонятно, почему самозанятые за своо.. Это новый способ изъятия денег у людео У самозанятых малеькие заработки Люди подрабатывают от нужды

0 2 4 6 8 10 12

тисунок 5. Почему Вы счотаете, ч то это вреный законопроеот? Источник: Налогдля самозанятых. Сайт: https://fom.ru/Rabota-i-dom/14141

■ Самозанятые/значомы с самозанятыми ■ Население в целом

Затрудняюсь ответить Не дожно Должно

10

37%

20 30 40

48% 49%

50

60

Рисунок 6. Как вы считаете, государство должно или не должно стремиться к тому, чтобы все самозанятые платили нелоги со своих профессиональных доходост Источник Налса для самозанятыа. Сайт: https://fom.ru/RaПota-i-dom/1414T

шен, то самозанятый будет вынужден платить налоги, предусмотренные другими системами налогообложения.

2. Работать самозанятым на спецрежиме можно только в определенных регионах. На сегодняшний день неизвестно, можно ли применять спецрежим, если деятельность ведется в разных регионах [11].

0

В связи с принятием законопроекта возникают вопросы: «В бюджет какого уровня пойдут эти зачисления? На что пойдут вырученные средства?».

В законе указано, что средства будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности из-за того, что эксперимент будет проводиться в четырех регионах - Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. У регионов появляется возможность распределить данные средства и часть направить в муниципалитеты [12]. Это важно, потому что на данный момент регионы осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования за граждан, которые не работают. При выходе безработного из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС12, следовательно региону больше не придется за него платить в ФОМС. Так, например, самозанятый человек, осуществляющий деятельность в нескольких регионах, вправе сам выбрать один регион, где ему регистрироваться.

Еще одним «плюсом» является то, что система уплаты налога будет упрощена. Самозанятому не нужно будет платить что-то в ФОМС, а что-то в бюджет.

Заключение

Появление на рынке труда такой категории граждан, как самозанятые было обусловлено рядом понятных причин, главной из которых является то, что их доход не облагается налогом. Таким образом, Пенсионный и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и государственный бюджет в целом не получают соответствующие отчисления. По этой причине, скорее всего, самозанятые граждане не смогут рассчитывать на социальную помощь со стороны государства в виде выплаты им пенсии. Несмотря на это, рассматриваемый нами законопроект требует определенного позиционирования и разъяснений, для чего необходимо мотивировать людей платить налоги. Перед государственными органами стоит непростая задача; им необходимо объяснить населению, почему, к примеру, репетиторам, няням или медицинским помощникам пора, наконец, узаконить свою деятельность и начать платить налоги [13] (Markina, Vladykin, Melnik, 2018). На первоначальных этапах становления данного законопроекта налоговые сборы едва ли будут превосходить расходы, которые будут возникать в процессе создания системы, так как вероятность того, что обозначенные миллионы граждан моментально зарегистрируются в качестве самозанятых - очень мала. Более того, даже в случае такого оптимистичного сценария сборы будут небольшими. Тем не менее, данное решение является абсолютно верным, ведь таким образом мы делаем крупные шаги в сторону обеления экономики страны. К сожалению, в нашей стране сформировалась довольно масштабная теневая экономика, и именно поэтому различного рода шаги на пути к ее устранению в конечном итоге приведут к значительному росту производительности труда. При этом политика государства в отношении самозанятых граждан в Российской Федерации должна быть многопла-

12 ФОМС - федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

новой, с акцентом на развитие самозанятости и на контроль данного процесса [14] (Kostrova, Shibarshina, 2018). На сегодняшний день сохранение стабильности на рынке труда является одним из наиболее значимых вопросов для экономики нашей страны, а также ее социальной политики [15] (Zemtsova, 2009).

ИСТОЧНИКИ:

1. Низова Л.М., Вафина Р.Р. Эффективность мер государственного регулирования за-

нятости населения в условиях современной экономической системы (на примере Республики Марий Эл) // Экономика труда. - 2015. - № 2. - с. 281.

2. А.Ю. Каминова, Д.Г. Захарьева Анализ введения в РФ нового налогового режима для само-

занятых граждан // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 1. - с. 110.

3. Налоговый кодекс РФ. Статья 70, пункт 270

4. ФНС России начала постановку на учет самозанятых граждан. Nalog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6761597/ ( дата обращения: 01.03.2019 ).

5. Самозанятые граждане в РФ: правовой статус, перспективы, самые последние из-

менения законодательства. Pravorf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pravorf. ru/analytics/samozanyatye_grazhdane_v_rf_pravovoy_status_perspektivy_samye_ poslednie_izmeneniya_zakonodatelstva.php( дата обращения: 01.03.2019 ).

6. Кто относится к самозанятому населению?. Pfrf.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/kto_otnos/ ( дата обращения: 04.03.2019 ).

7. Землянухина С.Г., Землянухина Н.С. Система экономических отношений в сфере

самозанятости населения России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2018. - № 2. - с. 126.

8. На что могут рассчитывать самозанятые?. Kontur.ru. [Электронный ресурс]. URL: URL: https://kontur.ru/articles/4818 ( дата обращения: 28.02.2019 ).

9. В России может появиться новый налог. Ria.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://

ria.ru/20180503/1519842348.html ( дата обращения: 15.02.2019 ).

10. Налог для самозанятых. Fom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/14141 ( дата обращения: 28.02.2019 ).

11. Самозанятые граждане в 2019 году: виды деятельности, налоги, регистрация. Glavbukh.ru. [Электронный ресурс]. URL: URL: https://www.glavbukh.ru/art/92378-samozanyatye-grajdane-v-2019-godu-vidy-deyatelnosti-nalogi-registratsiya ( дата обращения: 16.03.2019 ).

12. Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон. Duma.gov. ru. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/28794/ ( дата обращения: 12.03.2019 ).

13. Маркина Ю.В., Владыкин И.Е., Мельник Н.А. Патентная система налогообложения как метод по выведению в легальный сектор экономики самозанятой категории

граждан в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. - № 2. - с. 39.

14. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт // Экономика труда. - 2018. - № 4. - с. 1137.

15. Земцова А.В. Значение развития малого предпринимательства и самозанятости в обеспечении стабильной ситуации на рынке труда // Российское предпринимательство. - 2009. - № 8-2. - с. 116.

REFERENCES:

A.Yu. Kaminova, D.G. Zakhareva (2019). Analiz vvedeniya v RF novogo nalogovogo rezhima dlya samozanyatyh grazhdan [Analysis of the introduction in russia of the new tax regime for self-employed citizens]. Economics and business: theory and practice. (1). 110. (in Russian).

Kostrova Yu.B., Shibarshina O.Yu. (2018). Analiz podkhodov k regulirovaniyu samozanyatosti naseleniya: rossiyskiy i mezhdunarodnyy opyt[Analysis of approaches to self-employment regulation: Russian and international experience]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (4). 1137. (in Russian).

Markina Yu.V., Vladykin I.E., Melnik N.A. (2018). Patentnaya sistema nalogooblozheniya kak metod po vyvedeniyu v legalnyy sektor ekonomiki samozanyatoy kategorii grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [The patent's system of taxation as a method to eliminate in the formal sector self-employed citizens in the russian federation]. Vestnik Uralskogo instituta ekonomiki, upravleniya iprava. (2). 39. (in Russian).

Nizova L.M., Vafina R.R. (2015). Effektivnost mer gosudarstvennogo regulirovaniya zanyatosti naseleniya v usloviyakh sovremennoy ekonomicheskoy sistemy (na primere Respubliki Mariy El) [The effectiveness of measures of state regulation of population employment in the modern economic system (on the example of the Republic of Mari El)]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 281. (in Russian).

Zemlyanukhina S.G., Zemlyanukhina N.S. (2018). Sistema ekonomicheskikh otnosheniy v sfere samozanyatosti naseleniya Rossii [The system of economic relations in the sphere of self-employment of the population of Russia]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. (2). 126. (in Russian).

Zemtsova A.V. (2009). Znachenie razvitiya malogopredprinimatelstva i samozanyatosti v obespechenii stabilnoy situatsii na rynke truda [Rostov Region: measures to struggle against unemployment ' importance of small business and self-employment development to ensure a stable situation on the labor market]. Russian Journal of Entrepreneurship. 10 (8-2). 116. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.