Научная статья на тему 'Перспективы развития системы налогооблажения самозанятых граждан'

Перспективы развития системы налогооблажения самозанятых граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY / САМОЗАНЯТОСТЬ / SELF-EMPLOYMENT / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / SELF-EMPLOYED CITIZENS / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ПАТЕНТ / PATENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулина Любовь Владимировна

В статье проводится анализ законодательства Российской Федерации, законодательных проектов, которые связаны с вопросами налогообложения самозанятых граждан. Автором анализируются последствия легализации предпринимательской деятельности самозанятой категории и предлагаются варианты решения проблемы уплаты налогов самозанятыми гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TAXATION OF INDEPENDENT CITIZENS

The article analyzes the legislation of the Russian Federation, legislative projects related to taxation of self-employed citizens. The author analyzes the consequences of legalization of entrepreneurial activity of the self-employed category and suggests options for solving the problem of paying taxes by self-employed citizens.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы налогооблажения самозанятых граждан»

УДК 347.15/18

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

Бакулина Любовь Владимировна

Студентка юридического факультета Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, Россия E-mail: Lyubabakulina 1 @mail. ru

PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TAXATION

OF INDEPENDENT CITIZENS

Lyuba Bakulina

student of the Faculty of Law National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье проводится анализ законодательства Российской Федерации, законодательных проектов, которые связаны с вопросами налогообложения самозанятых граждан. Автором анализируются последствия легализации предпринимательской деятельности самозанятой категории и предлагаются варианты решения проблемы уплаты налогов самозанятыми гражданами.

ABSTRACT

The article analyzes the legislation of the Russian Federation, legislative projects related to taxation of self-employed citizens. The author analyzes the consequences of legalization of entrepreneurial activity of the self-employed category and suggests options for solving the problem of paying taxes by self-employed citizens.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; самозанятость; самозанятые граждане; налогообложение; патент.

Keywords: business activity; self-employment; self-employed citizens; taxation; patent.

После принятия Федерального закона от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса РФ», в ГК РФ появилась фактически новая категория субъектов предпринимательства, так как ст. 23 в новой редакции предоставила возможность гражданам осуществлять

отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [2]. Уточнения по осуществлению такой деятельности, мы находим в НК РФ, который в ст. ст. 83 и 217 определяет налоговые льготы и порядок учета самозанятых лиц в ФНС, не являющихся ИП и оказывающих без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд [1].

При отсутствии легального определения таких граждан, Президент РФ, Федеральная налоговая служба и другие государственные органы, должностные лица неофициально определяют их как самозанятых граждан.

Стоит отметить, что при существовании возможности законного осуществления предпринимательской деятельности, большая часть самозанятых не уведомило налоговые органы о своем статусе. В настоящее время количество незарегистрированных лиц почти близко к экспертной оценке размера теневой занятости в РФ, которая равна 15 млн. По официальным данным ФНС, легально работающих самозанятых граждан по состоянию на 1 мая насчитывается 1403 человека. По сравнению с количеством неофициально занятых лиц, такая цифра является ничтожной [6].

Рассматривая основные вопросы, касающиеся самозанятых граждан, в первую очередь необходимо уделить внимание проблеме уплаты налогов данной категорией. Самозанятым, которые встали на учет в налоговых органах, были предоставлены льготы - «налоговые каникулы», т.е. доходы, полученные гражданином с 2017 по 2018 годы не подлежат налогооблажению. Но стоит отметить, что в соответствии с п. 70 ст. 217 НК РФ такую льготу получают лица, осуществляющие оказание физическим лицам услуг для личных, домашних или иных подобных нужд: по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства; репетиторству; присмотру и уходу за детьми, больными лицами, пожилыми (80 лет и старше), иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации [1].

Законодатель, внося изменения в НК РФ, отчасти урегулировал проблемы, связанные с самозанятой категорией, однако не разрешил вопрос налогообложения по окончании льготного периода 2017-2018 гг.

Еще в апреле 2015 г., когда впервые основательно начали рассматривать вопросы легализации самозанятых, без внимания не оставили проблемы налогового статуса данной категории. Законопроект, предложенный представителями Министерства финансов РФ, включал в себя положение о налоге, который должен был взиматься по патентной системе для ИП, без создания специального налогового режима, предназначенного только для самозанятых. Налог предполагалось взимать в виде единовременного платежа, включающий в себя 6 % от дохода гражданина за год, а также предполагалось взимание страховых взносов в размере 23800 рублей.

Вторая группа во главе с уполномоченным по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титовым, предлагала освободить самозанятых граждан от любых проверок и установить стоимость патента на уровне 20000. руб. По данному проекту размер страховых взносов составил бы не более 10 тыс. рублей, а субъекты РФ могли бы самостоятельно назначать цену налогового патента, которая могла бы вирироваться от 0 до 10 тыс. рублей.

После обсуждения данных предложений вопрос так и не был решен, поэтому многие чиновники, аналитики и др. деятели высказывали и высказывают свои предложения и представляют свои проекты по регулированию и определению налогового статуса самозанятых граждан после 31 декабря 2018 г [3].

Например, Министерство экономического развития РФ подготовило проект специального налогового режима для самозанятых граждан, который предусматривает ставку в 6 %. О данном проекте впервые заявил М. С. Орешкин глава Минэкономразвития на Российском инвестиционном форуме, который проходил 15-16 февраля 2018 г. в Сочи. М. С. Орешкин подчеркнул, что налогообложение для самозанятых должно быть максимально понятным, простым и прозрачным. Глава Минэкономразвития предложил создать

для самозанятых граждан еще более удобный режим налогообложения - тран-закционный налог. При такой налоговой системе самозантые платили бы проценты с денежных поступлений, а при отсутствии последних никаких обязанностей по уплате не возникало бы.

В январе 2018 г. министр труда и социальной защиты РФ М. А. Топилин предложил в качестве системы налогообложения самозанятых разовую уплату налогов по итогам года.

Совет Федерации также предлагал свой проект налогооблажения самозанятых граждан. Евгений Бушмин и Сергей Рябухин представили законопроект, который предполагал, что налог самозанятыми будет уплачиваться в виде покупки патента - «фиксированного авансового платежа до начала налогового периода». Стоимость патента должна была устанавливаться для каждого региона индивидуально с учетом всех особенностей субъекта. Кроме того, самозанятые авансом необходимо было бы уплачивать страховые взносы по пониженной ставке - 5% МРОТ в месяц (3% - на пенсионное страхование, 2% - на медицинское). Это значительно меньше, чем у ИП, которые платят 31,1% МРОТ в месяц [4].

При наличии такого количества проектных предложений, касающихся урегулированию налогового вопроса самозанятых, он остается открытым, так как законодательно данная проблема так и не решена.

Исследовав аналитические данные и другие ресурсы, затрагивающие оценку результатов работы законодателя, связанной с выведением самозанятого населения из теневого сектора, мы пришли к выводу, что введение налоговых льгот оказалось неэффективным решением для легализации деятельности такой категории граждан. Эксперты РАНХиГС указывали на то, что освобождение от налогов не стало удачным инструментом для легализации самозанятых, потому как они не знают, чего ожидать от государства в дальнейшем [5].

Также ранее министр экономического развития М. Орешкин заявил, что меры по легализации доходов самозанятых не привели к нужному результату.

«То, что было сделано, надо это честно признать, не привело к тому результату, который ожидался». 15 января 2018 г. на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике было отмечено, что всего лишь сотни человек, зарегистрировались в новом статусе, причем часть из них были индивидуальными предпринимателями и просто перерегистрировались в другой статус. Из-за низкой статистики легализации самозанятых Минфин предложил продлить налоговые каникулы для отдельных категорий граждан до 31 декабря 2019 года, что следует из проекта федерального закона, размещенного на портале раскрытия нормативно-правовых актов, стоит отметить, что 5 апреля 2018 г. данный проект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу [3].

По нашему мнению, в сложившейся ситуации, развитие законодательства, касающегося установления системы налогообложения для самозанятых граждан должно идти в направлении понижения всех издержек для данной категории. Стоит рассмотреть вариант использования патентной системы налогообложения или же использовать систему налога на доходы физических лиц, но с уменьшением налоговой ставки.

Мы считаем, что процесс регистрации должен быть упрощен, обязанности по ведению учета - минимизированы, налоговое бремя - уменьшено, тогда возможно появится больше желающих легализовать свой статус. Также мы считаем немаловажным отсутствие доступной информации для самозанятой категории. Не так часто удается услышать в СМИ информацию о появившемся способе легализации своего статуса, о плюсах, которые будут существовать у граждан, законно осуществляющих свою деятельность.

Если мнение депутатов законодательного органа РФ будет на стороне патентной налоговой системы, то стоимость необходимо будет установить исходя из суммы дохода самозанятого гражданина, но не более 20000 рублей в год. Введение данной системы стоит отнести к компетенции субъектов РФ, так как виды деятельности, осуществляемые самозанятыми различны, из-за принятия

регионами собственных законов, расширяющих перечень видов услуг и работ, оказываемых самозанятыми.

Если же в РФ будет установлен налоговый патент единой стоимости, то законодатель рискует нарушить права тех лиц, которые при наличии различных обстоятельства (беременность, болезнь) не смогут в полной мере осуществлять свою деятельность с получением дохода, достаточного для покрытия расходов на патент. Также при введении единой цены патента, не стоит забывать и о том, что в различных субъектах отличается стоимость, осуществляемых самозанятыми услуг .

Что касается выбора варианта стандартной налоговой ставки в размере 13 %, то здесь возникает риск того, что категорию самозанятых такая перспектива не заинтересует и они продолжат осуществлять свою деятельность в теневом секторе. По нашему мнению, налоговая ставка должна быть меньше стандартной, тогда не возникнет проблем с тем, что стоимость налоговых выплат придется окупать, как например, при введение налогового патента. До введения законодательных новшеств все же стоит выяснить, какую сумму готовы отдавать самозанятые.

Законодателю необходимо продумать вопрос страховых отчислений, ведь в данном случае будущее пенсионное обеспечение полностью ложиться на само лицо, которое будет покупать патент или уплачивать налог на доход.

Мы считаем, что до введения налогового регулирования стоит тщательнее изучить данный вопрос и выбрать ту налоговую систему, которая действительно позволит легализовать деятельность большинства самозанятых граждан.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ ( ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс] // Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 26. 07. 2017 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Старостина Ю. Минфин решил продлить налоговые каникулы для самозанятых еще на год (РБК: информ. агенство). [Электронный ресурс]. URL.: https://www.rbc.ru/economics/23/01/2018/5a6627259a7947694fc0c363. Дата обращения: 12.03.2018.

4. Фаустова Д. И. Перспективы развития налогообложения самозанятости в РФ// SCI-ARTICLE.RU: электрон. журнал. - 2016.- № 40. [Электронный ресурс]. URL.: http://sci-article.ru/stat.php?i=148172576. Дата обращения: 20.03.2018.

5. Фрейнберг А. Самозанятость не заинтересовала россиян (РБК: информ. агенство). [Электронный ресурс]. URL.: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/01/16/5a5c77979a794729c6d7f0f6. Дата обращения: 20.03.2018.

6. Федеральная налоговая служба : [ официальный сайт] [Электронный ресурс]. URL.:https://www.nalog.ru/rn13/. Дата обращения: 05.05. 2018.

References:

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ ( red. ot 07.03.2018) [EHlektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

2. Federal'nyj zakon ot 26. 07. 2017 g. № 199-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 2 i 23 chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

3. Starostina YU. Minfin reshil prodlit' nalogovye kanikuly dlya samozanyatyh eshche na god (RBK: inform. agenstvo). [EHlektronnyj resurs]. URL.: https://www.rbc.ru/economics/23/01/2018/5a6627259a7947694fc0c363.Data obrashcheniya: 12.03.2018.

4. Faustova D. I. Perspektivy razvitiya nalogooblozheniya samozanyatosti v RF// SCI-ARTICLE.RU: ehlektron. zhurnal. - 2016.- № 40. [EHlektronnyj resurs]. URL.: http://sci-article.ru/stat.php?i=148172576. Data obrashcheniya: 20.03.2018.

5. Frejnberg A. Samozanyatost' ne zainteresovala rossiyan (RBK: inform. agenstvo). [EHlektronnyj resurs]. URL.: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/01/16/5a5c77979a794729c6d7f0f6. Data obrashcheniya: 20.03.2018.

6. Federal'naya nalogovaya sluzhba : [ oficial'nyj sajt] [EHlektronnyj resurs]. URL.:https://www.nalog.ru/rn13/. Data obrashcheniya: 05.05. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.